ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить вклад конституционально-морфологических характеристик пациентов с шизофренией в структуру суицидального поведения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Обследованы 200 пациентов с шизофренией. Антропометрическое исследование проводилось по методике В.В. Бунака в модификации В.П. Чтецова. Рассчитывались индексы Rees-Eysenk и Tanner. С помощью клинического опроса и анализа медицинской документации выявлялась история суицидальных попыток. В качестве дополнительной оценки суицидального риска применялась шкала безнадежности Бека. Статистическая обработка осуществлялась с помощью критерия χ2 и критерия Краскела—Уоллиса с процедурой множественного апостериорного попарного сравнения (тест Данна).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Частота встречаемости внешних форм суицидального поведения у пациентов составила 34%. Внутренние формы суицидального поведения, в основе которых лежал фактор безнадежности, встречались у 41% пациентов. Обнаружено, что в группе пациентов с суицидальными попытками в анамнезе значительно чаще наблюдался астенический тип (p=0,019). У пациентов с андроморфным типом соматической половой дифференциации преобладали внутренние формы суицидального поведения (47,1%, p=0,011), а у лиц с гинекоморфным — в целом, высокий процент как внешних (41,2%), так и внутренних (43,1%) форм суицидального поведения (p=0,004). У пациентов с астеническим типом телосложения преобладали внешние формы суицидального поведения (47%, p=0,011), тогда как у лиц с мезостеническим — внутренние (49,5%, p<0,001).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обнаруженные закономерности в представленном исследовании свидетельствуют, что смещение соматической половой дифференциации к гинекоморфии и морфофенотипический сдвиг в сторону астении ассоциированы с повышенным риском суицидального поведения у пациентов с шизофренией.