Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Использование современных информационных технологий в программе снижения избыточной массы тела: результаты пилотного исследования
Журнал: Профилактическая медицина. 2022;25(4): 35‑40
Прочитано: 941 раз
Как цитировать:
В 2016 г. 1,9 млрд взрослых во всем мире имели избыточную массу тела или ожирение [1]. Почти 3 млн смертей и 35,8 млн лет жизни с поправкой на инвалидность ежегодно теряются из-за заболеваний, связанных с ожирением [2]. Систематические обзоры показывают, что у людей с ожирением затраты на медицинское обслуживание на 30% больше. Оценки стоимости ожирения для систем здравоохранения различаются в разных странах, но могут составлять 0,7—2,8% от общих расходов [3]. Ожидается, что в странах с более высокими показателями распространенности ожирения, таких как США, эти расходы будут удваиваться каждые 10 лет и составят к 2030 г. 16—18% от общих расходов на здравоохранение [4].
Традиционно вмешательства, направленные на снижение массы тела, проводят обученные специалисты в ходе индивидуальных или групповых консультаций, направленных на снижение калорийности рациона и повышение уровня физической активности лиц с избыточной массой тела. Установлено, что такого рода вмешательства более эффективны в снижении массы тела, чем использование фармакологических методов [5]. Однако консультирование требует времени, усилий со стороны как пациента, так и специалистов, что делает данный подход дорогостоящим для широкого использования в практике [6]. Для достижения более масштабного эффекта необходимы доступные и экономически эффективные вмешательства, к числу которых относится использование инструментов электронного (eHealth) и мобильного (mHealth) здравоохранения.
Мероприятия в области электронного здравоохранения могут быть реализованы с помощью веб-сайтов, электронной почты, текстовых сообщений, устройств для мониторинга, мобильных приложений, компьютерных программ, подкастов и персональных цифровых помощников [7]. Исследования показывают, что использование данных инструментов позволит решить ряд экономических проблем и повысить доступность профилактической помощи [7, 8].
Все большую популярность в мобильном здравоохранении приобретают мессенджеры. Одним из наиболее широко используемых мобильных приложений стал WhatsApp Messenger. Многие связывают интенсивное использование этого мессенджера с его широкими возможностями: это обмен высококачественными фотографиями, видео и голосовыми сообщениями, выполнение голосовых и видеозвонков [9—11]. Высокое качество, надежность и низкая стоимость позволили WhatsApp стать одним из наиболее предпочтительных приложений для обмена сообщениями среди пациентов и медицинских работников [12]. Возможность создания групп позволяет обмениваться информацией сразу с 256 людьми. Например, медицинский работник может создать группу, добавить в нее коллег, пациентов или родственников и делиться образовательной или связанной с ней информацией со всеми участниками, что быстрее, чем передавать информацию каждому получателю в отдельности [13].
В то же время ряд технических недостатков мессенджера WhatsApp ограничивает его использование в профилактической медицине. Этих недостатков лишен другой мессенджер — Telegram, который позволяет создавать каналы, обмениваться файлами существенно большего объема, формировать практически неограниченные по количеству групповые чаты [14].
Цель исследования — оценить результативность снижения массы тела у пользователей Telegram-канала в групповой программе по снижению избыточной массы тела.
Исследование проведено на базе КГБУЗ «ККЦОЗ и МП» в течение 6 мес — с апреля по сентябрь 2021 г.
Критерии включения:
— мужчины и женщины в возрасте 18—65 лет с индексом массы тела (ИМТ) 25,0—34,9 кг/м2, не имеющие противопоказаний (см. критерии исключения);
— подписание информированного добровольного согласия на участие в проекте;
— наличие личных весов и шагомера (фитнес-браслета, часов);
— наличие компьютера (ноутбука) или смартфона под управлением операционной системы Android 8.0, доступа в интернет.
Критерии исключения:
— наличие заболеваний, при которых требуются специальные рекомендации по питанию или физической активности (сахарный диабет, бариатрическая операция в анамнезе и проч.);
— беременность;
— участие в других программах по снижению массы тела;
— прием лекарственных препаратов, влияющих на массу тела.
После подписания информированного добровольного согласия на участие в проекте случайным образом сформированы 2 группы вмешательства: eHealth и Telegram (рис. 1).
Рис. 1. Общая схема проекта.
На старте проекта в ходе очного визита осуществляли замер антропометрических параметров пациента, заполняли информационно-регистрационную карту и проводили консультацию по стандартному алгоритму. Участники обеих групп совместно с консультантом ставили цель по снижению массы тела и разрабатывали план изменения пищевых привычек и повышения физической активности.
Участники группы eHealth получили доступ к личному кабинету и информационным ресурсам специализированного портала Доктор ПМ [15], трижды в неделю передавали данные о массе тела, количестве пройденных шагов и заполняли дневник питания. Консультант еженедельно через личный кабинет направлял участникам комментарии результатов прошедшей недели (рис. 2).
Рис. 2. Схема модели eHealth.
Участники группы Telegram получили доступ к личному кабинету, трижды в неделю передавали данные о массе тела, количестве пройденных шагов и заполняли дневник питания. Участники самостоятельно контролировали динамику параметров массы тела и количество пройденных шагов. Кроме того, участники получили доступ к специально созданному каналу и чату в мессенджере Telegram. Еженедельно на канале консультант размещал информацию, необходимую участникам для самоконтроля (рис. 3).
Рис. 3. Схема модели Telegram.
Сравнение исходных характеристик проводили с помощью медианы (Me) и межквартильного интервала, оценивали следующие параметры: возраст (годы), массу тела (кг), индекс массы тела (кг/м2), окружность талии (см).
Результативность профилактического вмешательства оценивали по изменению средних значений массы тела, индекса массы тела и окружности талии у пациентов групп вмешательства через 6 мес.
Статистическую значимость межгрупповых различий оценивали по критерию Манна—Уитни, внутригрупповых различий в динамике — по критерию Уилкоксона.
В группу eHealth включены 20 участников, в группу Telegram — 18 участников. Средние значения анализируемых параметров в обеих группах при стартовом визите статистически значимо не различались (p>0,05) (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика исследуемых групп во время стартового визита
| Показатели | Группы | p | |
| eHealth (n=20) | Telegram (n=18) | ||
| Возраст, годы | 47,2 (41,3; 51,5) | 51,3 (42,8; 60,3) | 0,167 |
| Масса тела, кг | 84,5 (77,8; 92,0) | 87,0 (81,0; 93,5) | 0,478 |
| Индекс массы тела, кг/м2 | 30,5 (29,0; 33,0) | 32,5 (30,8; 33,0) | 0,239 |
| Окружность талии, см | 88,5 (86,0; 94,3) | 95,0 (86,8; 100,0) | 0,133 |
Примечание. Данные представлены в виде медианы и межквартильного интервала — Me (Q25; Q75).
В табл. 2 представлены изменения показателей массы тела, ИМТ и окружности талии участников групп вмешательства за весь период наблюдения (исходно и через 6 мес). Анализ проведен в когортах лиц, завершивших полный 6-месячный период наблюдения. К финалу исследования из обеих групп вмешательства выбыли по 5 участников.
Таблица 2. Изменение параметров массы тела, индекса массы тела и окружности талии в течение периода наблюдения в группах вмешательства
| Параметр | Изменения через 6 мес | p | |
| группа eHealth (n=15) | группа Telegram (n=13) | ||
| Масса тела | –2,0 | –0,7 | 0,964 |
| ИМТ | –0,7 | –0,5 | 0,717 |
| ОТ | –1,7 | –2,0 | 0,892 |
Примечание. ИМТ — индекс массы тела; ОТ — окружность талии.
Наиболее значительным было снижение средней величины массы тела у исследуемых группы eHealth (p<0,042) и средней окружности талии у исследуемых группы Telegram (p<0,008).
Проверка статистической гипотезы о наличии различий между изменением антропометрических параметров в группах вмешательств отклонена с помощью теста Манна—Уитни с уровнем значимости p>0,05.
В похожем исследовании, которое проводилось нами с использованием мобильного приложения Доктор ПМ, результаты снижения были более выраженными. Средняя величина массы тела в группе активного наблюдения снизилась на 5 кг, в группе самоконтроля — 4,8 кг (p>0,05) [16]. В исследовании [17] при использовании смартфона для самоконтроля в качестве дополнения к поведенческому консультированию в группах с интенсивным вмешательством и менее интенсивным вмешательством снижение массы тела за 6 мес составило 5,4 кг и 3,3 кг соответственно. В исследовании [18] среднее изменение массы тела через 6 мес составило 4,6 кг в группе, использующей мобильное приложение для снижения веса, и 2,9 кг в группе с традиционным подходом.
В целом успехи в снижении избыточной массы тела у большинства участников нашего исследования были незначительными. Доля участников, снизивших массу тела на 5% и более, в группе eHealth составила 33,3%, в группе Telegram — 7,7%, тогда как в исследовании [16] этот результат за 6 мес в группе активного наблюдения достигли 57,5% участников, в группе самоконтроля — 50% участников. Еще в одном исследовании более 40% участников вмешательства потеряли с использованием мобильного приложения не менее 5% от своего исходного веса за 6 мес, тогда как доля участников, получавших стандартную помощь, которые достигли этого результата, составила 6% [19].
Полученные результаты, на наш взгляд, связаны с недостаточным изменением привычек питания. Как видно из данных, представленных на рис. 4, частота употребления большинства калорийных продуктов практически не изменилась у исследуемых обеих групп. Исключение составили кондитерские изделия у лиц группы eHealth и жирное мясо у лиц группы Telegram: средняя частота употребления этих категорий продуктов уменьшилась на 1,0 балла и 0,5 балла соответственно.
Рис. 4. Изменение рациона питания в группах вмешательства (средняя оценка, баллы).
0 — не употребляю; 1 — употребляю несколько раз в месяц; 2 — употребляю несколько раз в неделю; 3 — употребляю ежедневно.
1. Масло сливочное, спред/маргарин, животный жир.
2. Жирное мясо: говядина, баранина, свинина, гусь, утка.
3. Жареный картофель, чипсы, снеки.
4. Творог (жирность 9% и более), сырки, творожная масса, сладкие йогурты.
5. Соленья и маринады.
6. Вареные и копченые колбасы, сосиски, ветчина и другие копчености.
7. Сахаросодержащие напитки и/или готовые соки.
8. Кондитерские изделия, десерты, мороженое.
9. Цельнозерновой хлеб, макаронные изделия из твердых сортов пшеницы, каши/гарниры из цельных круп.
10. Овощи и фрукты, не считая картофеля, 500 г и более.
Аналогичные результаты получены в исследованиях [20, 21], авторы которых не зафиксировали статистически значимые изменения качества питания в проектах, связанных с использованием социальных сетей для группового взаимодействия и получения информации.
Ограничения исследования связаны главным образом с незначительной величиной выборки и существенной долей участников, которые выбыли из исследования: 25% в группе eHealth и 27,8% в группе Telegram.
Полученные результаты свидетельствуют о слабом эффекте воздействия на снижение массы тела профилактических вмешательств, не связанных с индивидуальной поддержкой. Эффективность вмешательств, связанных с индивидуальной и групповой поддержкой с применением мобильных приложений в программах по снижению массы тела, должна быть изучена в дальнейшем.
Участие авторов: концепция и дизайн — Б.Э. Горный, А.М. Калинина; сбор и обработка материала — С.С. Войлова, М.В. Ярмолко, О.Ю. Кутумова; статистическая обработка данных — Б.Э. Горный, М.С. Куликова; написание текста — Б.Э. Горный; редактирование — А.М. Калинина, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.