Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шагиева Д.Р.

ГБУЗ РБ «Дюртюлинская центральная районная больница»

Рахматуллин А.Р.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Кутлубаев М.А.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Туник В.Ф.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Магжанов Р.В.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Неврологические проявления COVID-19 у детей

Авторы:

Шагиева Д.Р., Рахматуллин А.Р., Кутлубаев М.А., Туник В.Ф., Магжанов Р.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1774 раза


Как цитировать:

Шагиева Д.Р., Рахматуллин А.Р., Кутлубаев М.А., Туник В.Ф., Магжанов Р.В. Неврологические проявления COVID-19 у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(8):67‑70.
Shagieva DR, Rakhmatullin AR, Kutlubaev MA, Tunik VF, Magzhanov RV. Clinical manifestations of COVID-19 in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(8):67‑70. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202112108167

Рекомендуем статьи по данной теме:
Уг­луб­лен­ная дис­пан­се­ри­за­ция па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):16-22
Слу­чай раз­ви­тия ос­тро­го ин­фар­кта ми­окар­да пра­во­го же­лу­доч­ка с ми­ома­ля­ци­ей и там­по­на­дой сер­дца пос­ле пов­тор­но­го ин­фи­ци­ро­ва­ния SARS-CoV-2 у па­ци­ен­та с син­дро­мом Лоеса—Дит­ца. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):73-76
Пос­тко­вид­ный син­дром у де­тей: осо­бен­нос­ти па­то­фи­зи­оло­гии, ди­аг­нос­ти­ки и те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):94-100
ALK-по­зи­тив­ная анап­лас­ти­чес­кая круп­нок­ле­точ­ная лим­фо­ма с по­ра­же­ни­ем при­да­точ­ных па­зух но­са: два кли­ни­чес­ких наб­лю­де­ния и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):42-47
Па­то­ге­нез фиб­ро­за лег­ких. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):58-63
Кох­ле­овес­ти­бу­ляр­ные про­яв­ле­ния при ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(3):18-23
Сен­со­нев­раль­ная ту­го­ухость в дет­ском воз­рас­те, ас­со­ци­иро­ван­ная с COVID-19. Кли­ни­чес­кие наб­лю­де­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(3):64-68
То­ра­кос­ко­пи­чес­кая ти­мэк­то­мия при ми­ас­те­нии и не­ин­ва­зив­ной ти­мо­ме пос­ле COVID-19 пнев­мо­нии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):26-33
Трав­ма­ти­чес­кий раз­рыв жел­чно­го пу­зы­ря при со­че­тан­ной трав­ме у ре­бен­ка 9 лет. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):96-100
Со­че­тан­ная трав­ма внеб­рю­шин­ной час­ти пря­мой киш­ки и мо­че­во­го пу­зы­ря у ре­бен­ка. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):101-107

Первые сообщения о новой коронавирусной инфекции COVID-19 появились в декабре 2019 г. в Китае, а уже 11 марта 2020 г. Всемирной организацией здравоохранения была объявлена пандемия. Основные проявления заболевания связаны с поражением легких и желудочно-кишечного тракта, нередко наблюдаются и неврологические симптомы [1].

Дети в меньшей степени подвержены заражению вирусом SARS-CoV-2, вызывающим COVID-19, по сравнению со взрослыми. Это связано с возрастными особенностями иммунного ответа, отсутствием вредных привычек, меньшим количеством контактов с другими людьми, низкой частотой сопутствующей патологии [2, 3]. Однако течение COVID-19 у детей изучено значительно меньше, чем у взрослых.

Цель работы — проанализировать неврологические проявления COVID-19 у детей (на примере Дюртюлинского района Республики Башкортостан) и провести краткий обзор литературы по данной проблеме.

Материал и методы

Авторами был проведен ретроспективный анализ медицинской документации лиц от 0 до 18 лет, с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, проходивших обследование и лечение в период с 1 марта по 1 июля 2020 г. в Дюртюлинской центральной районной больнице. Представлено клиническое наблюдение ребенка с COVID-19, цефалгией и аносмией. Дополнительно был проведен обзор литературы по неврологическим проявлениям COVID-19 у детей с использованием баз данных Pubmed и Google Academia.

Результаты

В Дюртюлинском районе РБ на 1 июля 2020 г. численность детского населения составляет 12 742 человека. С 1 марта по 1 июля 2020 г. обследовано методом ПЦР 137 (1,1% от общего количества детей) контактных детей. Из них у 9 (0,07%) детей получен положительный результат на SARS-COV-2, а также 39 (0,3%) детей находятся в настоящее время под динамическим наблюдением участкового педиатра. Из 9 детей с COVID-19 8 человек были инфицированы в семейном очаге COVID-19 и 1 ребенок прибыл после санаторно-курортного лечения за пределами республики.

Среди подтвержденных случаев 5 (55,6%) пациентов были в возрасте младше 9 лет и 4 (44,4%) — в возрасте 9—18 лет. Респираторные симптомы наблюдались у 6 (66,7%) детей. Из них у 3 (33,3%) пациентов была субфебрильная температура, у 2 (22,2%) — симптомы поражения верхних дыхательных путей (заложенность носа, непродуктивный редкий кашель), у 1 (11,1%) ребенка — заложенность в ушах. Сочетание респираторной и неврологической симптоматики зарегистрированы у 3 (33,3%) детей — это потеря обоняния и/или вкуса, только у 1 из 3 пациентов отмечалась головная боль. У остальных 3 (33,3%) детей из 9 лабораторно подтвержденных пациентов с COVID-19 заболевание протекало бессимптомно. Случаев стационарного лечения по поводу COVID-19 в Дюртюлинском районе не было.

Лечение проводилось на дому в соответствии с временными рекомендациями по лечению новой коронавирусной инфекции Минздрава России, симптомы разрешились в течение 5—8 дней.

Клиническое наблюдение

У девочки Х., 7 лет, получен положительный результат анализа мазка из носа и зева на SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в связи с выявлением асимптомного носительства инфекции у отца, который сдал анализ в рамках скринингового исследования. Первые клинические симптомы у девочки появились на 3 сутки после получения положительного анализа в виде повышения температуры тела до субфебрильных цифр (37,2 °C). В последующие дни присоединились першение в горле, редкий сухой кашель, общая слабость и неврологические проявления: диффузная головная боль умеренной интенсивности и аносмия.

Девочка росла и развивалась соответственно возрасту. В анамнезе жизни — редкие простудные заболевания. Учится в первом классе. Находилась на дистанционном обучении.

При лабораторном исследовании в клиническом анализе крови отмечено незначительное снижение абсолютного числа лейкоцитов до 4,2·109/ л (референсные значения 4,5—10·109/л), остальные показатели были в пределах нормы. Состав мочи — без изменений. В биохимическом анализе крови уровень C-реактивного белка составил 5 мг/л (референсные значения 0—5 мг/мл). При проведении КТ легких очагово-инфильтративных изменений не выявлено.

В первые сутки заболевания проведен осмотр педиатром на дому. Состояние ребенка средней тяжести, сознание ясное. Кожные покровы бледные, чистые. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно. Зев слегка гиперемирован. Миндалины не гипертрофированы. В легких дыхание жесткое, проводится во все отделы, хрипов нет. ЧД 22 в мин. Сердце — ритм правильный, учащен, тоны приглушены. ЧСС 104 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Селезенка не пальпируется. Стул регулярный. Мочеиспускание не нарушено. В неврологическом статусе отмечалась аносмия, без других очаговых симптомов. Менингеальных симптомов нет.

Назначено противовирусное, антибактерильное, общеукрепляющее лечение. На 7-е сутки от момента заболевания вся симптоматика, включая головную боль и аносмию, полностью разрешилась.

Обсуждение

Неврологические проявления COVID-19 могут развиваться в результате прямого вирусного повреждения структур центральной и периферической нервной системы, но чаще связаны с опосредованными механизмами — выраженной воспалительной реакцией («цитокиновый шторм»), гипоксией или метаболическими расстройствами. COVID-19 часто приводит к развитию гиперкоагуляции и может осложняться острыми нарушениями мозгового кровообращения. В литературе имеются сообщения об аутоиммунных поражениях нервной системы (синдром Гийена—Барре, острый рассеянный энцефаломиелит), которые могут развиваться наряду с COVID-19 или через непродолжительное время после ее разрешения. Несмотря на относительно большое число публикаций по неврологическим проявлениям COVID-19, данных по особенностям поражения нервной системы у детей при данной инфекции недостаточно [4]. В данной статье проведен краткий обзор литературы по неврологическим проявлениям COVID-19 у детей, а также представлены собственные данные.

Подробная клиническая картина COVID-19 у детей была описана W. Liu и соавт. Наиболее частые симптомы COVID-19 у детей были представлены редким кашлем, болью в горле, заложенность носа, утомляемостью, субфебрильной лихорадкой. В других источниках упоминаются головная боль, расстройство желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, боли в животе, диарея). Единичные пациенты зарегистрированы с симптомами поражения нижних дыхательных путей (бронхитами, единичные случаи вирусной пневмонии) [5].

У детей COVID-19 обычно протекает легче, чем у взрослых, но в некоторых случаях развивается мультисистемный воспалительный синдром (МВС). Он напоминает болезнь Кавасаки и имеет черты септического шока. Предложены диагностические критерии МВС [6], согласно которым МВС диагностируется у детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет при наличии лихорадки в течение 3 и более дней и 2 из следующих симптомов:

— сыпь или двухсторонний негнойный конъюнктивит или признаки воспаления слизистых и кожи (ротовая полость, кисти, стопы);

— гипотензия или шок;

— признаки дисфункции миокарда, перикардит, вальвулит, патология коронарных артерий (включая данные эхо-кардиографии и изменения уровня тропонина/NT-proBNT);

— признаки коагулопатии (изменение уровня протромбина, протомбинового времени, повышение уровня D-димера);

— острые гастроэнтерологические симптомы (диарея, рвота, боли в животе).

Должен выявляться повышенный уровень маркеров воспаления, таких как СОЭ, C-реактивный белок, прокальцитонин, отсутствуют другие явные причины для септического воспаления, включая бактериальный сепсис, стрептококковый и стафилококковый шоковый синдромы, а также положительный анализ на COVID-19 (ПЦР, тест на антиген или серологическое исследование) или указания на контакт с пациентов с COVID-19.

По данным E. Dufort и соавт., наиболее частые неврологические симптомы МВС при COVID-19 включают головную боль, угнетение и спутанность сознания. Анализ по возрастным группам показал, что у детей до 6 лет неврологические проявления COVID-19 отмечались у 13%, в более старшей возрастной группе (6—18 лет) — у 38% [7].

В наблюдении O. Abdel-Mannan и соавт. у 4 из 27 детей с МВС наблюдались неврологические симптомы без типичных проявлений со стороны дыхательной системы. Эти симптомы включали головную боль, явления энцефалопатии, признаки поражения ствола мозга и мозжечка, мышечную слабость и гипорефлексию. На МРТ головного мозга у всех 4 пациентов было выявлено изменение сигнала от валика мозолистого тела. Исследование ЦСЖ было проведено у 2 пациентов и не выявило изменений его состава и РНК вируса SARS-CoV-2 по данным ПЦР. Электромиография выявила миопатические нарушения в исследуемых мышцах [8].

Ишемический инсульт — одно из осложнений COVID-19, связанное с гиперкоагуляцией, эндотелиальной дисфункцией или кардиальной патологией [2]. A. Schupper и соавт. описали 2 случая ишемического инсульта у детей 5 лет и 2 месяцев на фоне МВС. Инсульты протекали тяжело у обоих детей. Во первом случае инсульт привел к смерти мозга, во втором случае он осложнился геморрагической трансформацией и рефрактерным бессудорожным эпилептическим статусом. На момент публикации клинического наблюдения состояние второго ребенка оставалось тяжелым [9]. H. Ippolito-Bastidas и соавт. [10] наблюдали случай церебрального венозного тромбоза у девочки 13 лет с COVID-19. Курс внутривенного гепарина в дозе 10 ед/кг/час, затем 20 ед/кг/час, а также патогенетическая терапия позволили выписать пациентку из стационара через 24 дня без неврологического дефицита.

Вирусные менингоэнцефалиты при COVID-19 встречаются редко. В литературе имеются единичные описания таких случаев [11]. В частности, G. McAbee и соавт. представили краткое сообщение о менингоэнцефалите у 11-летнего ребенка с COVID-19. Заболевание проявилось астеническим синдромом, а затем — эпилептическим статусом, который потребовал назначения 4 противоэпилептических препаратов. Симптомов со стороны органов дыхания не отмечалось. Связь неврологических проявлений с COVID-19 подтверждалась положительным результатов ПЦР на SARS-CoV-2 в ЦСЖ. Однако, достоверность лабораторных данных вызывает сомнения. В ЦСЖ был выявлен цитоз: 921 эритроцит и 18 лейкоцитов (8% — нейтрофилы) в 1 мкл, что может свидетельствовать о ее контаминации попутной кровью, что в свою очередь могло привести к ложноположительному результату ПЦР ЦСЖ на РНК SARS-CoV-2. Нельзя исключить, что у ребенка имела место инфекционно-токсическая энцефалопатия вследствие МВС. Полное выздоровление наступило в течение 6 дней [12].

Аутоиммунные осложнения COVID-19 в основном представлены различными формами синдрома Гийена—Барре, реже — острым рассеянным энцефаломиелитом. В настоящее время описаны десятки случаев синдрома Гийена—Барре у взрослых и единичные случаи у детей. M. Khalifa и соавт. опубликовали наблюдение синдрома Гийена—Барре у ребенка 11 лет с нижним вялым парапарезом, который развился через 20 дней после появления респираторной симптоматики. Электронейромиография продемонстрировала демиелинизирующий тип поражения периферических нервов [13]. C. Frank и соавт. описали случай острой аксональной моторной полинейропатии у ребенка 15 лет с восходящим тетрапарезом. Неврологическая симптоматика развилась через примерно 1 нед после появления признаков инфекционного процесса [14]. В обоих случаях было проведено лечение иммуноглобулином человека нормальным с выраженным положительным эффектом в первом случае и умеренным — во втором [13, 14].

Таким образом, COVID-19 у детей отличается более мягким течением, чем у взрослых, но также может приводить к неврологическим осложнениям. Проанализированные случаи заражения вирусом SARS-CoV-2 детей в Дюртюлинском районе Республики Башкортостан характеризовались нетяжелым течением с минимальными неврологическими проявлениями в виде аносмии/агевзии и цефалгии у трети пациентов, что соответствует данным мировой литературы. В редких случаях у детей может развиваться МВС, сопровождающийся развитием общемозговых симптомов (нарушение сознания, головная боль) и острыми нарушениями мозгового кровообращения. Прямое инфекционное поражение периферической нервной системы и мышц у детей при COVID-19 мало изучено и может быть представлено аносмией и легкими миопатическими изменениями. Параллельно с COVID-19 или непосредственно после него могут наблюдаться аутоиммунные осложнения в форме синдрома Гийена-Барре. Несмотря на единичные сообщения о развитии вирусного менингоэнцефалита при COVID-19, возможность прямого вирусного поражения центральной нервной системы при этой инфекции пока вызывает сомнения. Необходимы дальнейшие исследования в данном направлении.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.