Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шипилова Е.М.

ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Нестеровский Ю.Е.

ГБОУ ВПО «Российский национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова», Москва

Головные боли напряжения у детей и подростков: коморбидность с эмоциональными и поведенческими расстройствами

Авторы:

Шипилова Е.М., Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1187 раз


Как цитировать:

Шипилова Е.М., Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Головные боли напряжения у детей и подростков: коморбидность с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(5):44‑50.
Shipilova EM, Zavadenko NN, Nesterovsky YuE. Tension type headaches in children and adolescents: co-morbidity with emotional and behavioral disorders. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2019;119(5):44‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201911905144

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти на­ру­ше­ний ког­ни­тив­ных фун­кций при би­по­ляр­ном аф­фек­тив­ном расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):15-19
Осо­бен­нос­ти пер­вич­ных форм го­лов­ной бо­ли при рас­се­ян­ном скле­ро­зе. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):70-73
Флу­вок­са­мин при ле­че­нии расстройств тре­вож­но-деп­рес­сив­но­го спек­тра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):101-109
Тре­вож­ные расстройства как ко­мор­бид­ные сос­то­яния при пси­хо­нев­ро­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ни­ях у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):56-64
Пос­тко­вид­ный син­дром у де­тей: осо­бен­нос­ти па­то­фи­зи­оло­гии, ди­аг­нос­ти­ки и те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):94-100
ALK-по­зи­тив­ная анап­лас­ти­чес­кая круп­нок­ле­точ­ная лим­фо­ма с по­ра­же­ни­ем при­да­точ­ных па­зух но­са: два кли­ни­чес­ких наб­лю­де­ния и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):42-47
Трав­ма­ти­чес­кий раз­рыв жел­чно­го пу­зы­ря при со­че­тан­ной трав­ме у ре­бен­ка 9 лет. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):96-100
Со­че­тан­ная трав­ма внеб­рю­шин­ной час­ти пря­мой киш­ки и мо­че­во­го пу­зы­ря у ре­бен­ка. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):101-107
Че­реп­но-моз­го­вая трав­ма в струк­ту­ре син­дро­ма жес­то­ко­го об­ра­ще­ния с деть­ми у мла­ден­цев и де­тей ран­не­го воз­рас­та. Син­дром тряс­ки мла­ден­ца. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):5-12
Сте­ноз зри­тель­ных ка­на­лов при син­дро­ме Кру­зо­на: кли­ни­чес­кий слу­чай и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):100-106

Головная боль напряжения (ГБН) является наиболее часто встречающейся формой первичных ГБ. ГБН страдают 18—25% детей и подростков, причем число пациентов и их обращений за медицинской помощью возрастает при переходе от детства к отрочеству [1]. Среди взрослого населения частота ГБН достигает 30—78%, что приводит к значительным социально-экономическим последствиям [2].

Для ГБН характерна легкая или умеренная, повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего (не пульсирующего) характера. По диагностическим критериям продолжительность приступа ГБН составляет от 30 мин до 7 сут (с некоторым колебанием интенсивности боли). ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими признаками сразу), не усиливается под влиянием обычной физической активности и не сопровождается рвотой [3, 4]. При хронической ГБН возможно наличие тошноты.

По частоте приступов ГБН подразделяют на нечастую эпизодическую, возникающую в среднем менее 1 раза в мес (менее 12 раз в год), частую эпизодическую (ЧЭГБН) — от 1 до 14 раз в 1 мес в среднем за период более 3 мес (от 12 до 180 дней в году) и хроническую (ХГБН) — более 15 дней в 1 мес в среднем за период более 3 мес (или более 180 дней в году). Для постановки диагноза эпизодической ГБН необходимо наличие как минимум 10 эпизодов головной боли, соответствующих диагностическим критериям.

Ранее основное значение в развитии ГБН отводили психогенным механизмам, но в исследованиях последних лет были получены данные, свидетельствующие о наличии ее нейробиологической основы [1, 5]. В последней Международной классификации головных болей 3-го пересмотра (МКГБ) [4] ГБН отнесена к первичным цефалгиям, которые не связаны с органическим поражением головного мозга и других структур, расположенных в области головы и шеи.

Предрасполагающими факторами для возникновения ГБН являются тревожность, наличие клинически значимой психотравмирующей ситуации, трудности адаптации к новой обстановке, неспособность к психологическому и мышечному расслаблению, расстройства сна. Показано, что эмоциональные нарушения у детей с ГБН часто приводят к трудностям их социально-психологической адаптации [6].

Цель исследования — изучение частоты эмоциональных нарушений и расстройств поведения у детей и подростков с ЧЭГБН и ХГБН.

Материал и методы

Обследованы 150 пациентов (75 мальчиков и 75 девочек) в возрасте 8—16 лет с ЧЭГБН и ХГБН.

Диагноз ГБН устанавливали на основании диагностических критериев МКГБ 2-го и 3-го пересмотров [3, 4], диагноз эмоциональных и поведенческих расстройств — по критериям МКБ-10 [7] и DSM-5 [8]. Распределение пациентов с ГБН по частоте ГБН, возрасту и полу представлено в табл. 1.

Таблица 1. Распределение пациентов с ЧЭГБН и ХГБН по полу и возрасту

Когорту обследованных пациентов с ГБН формировали в порядке их обращаемости. Как следует из табл. 1, в возрасте 8—11 лет находился 51 (34,0%) пациент, а 12—16 лет — 99 (66,0%) пациентов, что может отражать увеличение распространенности ГБН в педиатрической популяции с возрастом. При этом в структуре ГБН как у девочек, так и у мальчиков преобладали ЧЭГБН; всего они отмечены у 91 (60,7%) пациента, тогда как ХГБН — у 59 (39,3%). Соотношение пациентов мужского и женского пола в подгруппе с ЧЭГБН составило 1,17:1,00, а с ХГБН — 0,79:1,00.

Оценка выраженности эмоциональных и поведенческих проблем в сравнении со здоровыми ровесниками проведена с помощью анкетирования родителей пациентов по опроснику «Сильные стороны и трудности (ССТ)» [9]. Метод рекомендован экспертами ВОЗ для проведения эпидемиологических исследований детского населения с целью получения данных об эмоциональных, поведенческих (в частности, гиперкинетических) расстройствах [10]. Опросник ССТ включает 25 утверждений, характеризующих указанные особенности ребенка. Для каждого утверждения требуется выбрать одну оценку («неверно», «отчасти верно» или «верно»). Оценки в баллах даются по 5 шкалам: эмоциональные нарушения, проблемы поведения, гиперактивность и невнимательность, трудности отношений со сверстниками, просоциальная направленность поведения в обществе.

Контрольная группа включала здоровых детей и подростков 8—16 лет (103 мальчика и 117 девочек), не имевших трудностей в школьном обучении, эмоциональных и поведенческих расстройств, родители которых также ответили на вопросы анкеты ССТ.

При статистической обработке результатов использовали непараметрические методы, в частности определение U-критерия Манна—Уитни для независимых выборок. Расчеты проводили с помощью компьютерной программы SPSS Statistics, версия 23 (2015). Значимыми считали различия с контрольной группой при показателях p<0,01.

Результаты

Общая оценка трудностей по опроснику ССТ (табл. 2 и 3)

Таблица 2. Показатели опросника ССТ у мальчиков с ГБН и их здоровых ровесников, баллы (M±m) Примечание. Здесь и в табл. 3: Статистическая достоверность различий между пациентами с ГБН и здоровыми ровесниками: * — p<0,01, ** — p<0,001. Note. Significant differences between TTH patients and healthy peers: * — p<0,01, ** — p<0,001.
Таблица 3. Показатели опросника ССТ у девочек с ГБН и их здоровых ровесниц, баллы (M±m)
оказалась намного более высокой у мальчиков (16,2± 0,7 балла) и девочек (14,3±0,7 балла) с ГБН, чем у их ровесников (7,9±0,4 и 7,7±0,4 балла соответственно, р<0,001). Как у мальчиков, так и у девочек с ГБН были значительно более выраженными по сравнению со сверстниками (р<0,001) проявления по четырем из основных шкал: гиперактивность и невнимательность, проблемы поведения, эмоциональные нарушения, трудности отношений со сверстниками. Наиболее ярко эти особенности проявились у пациентов с ГБН в возрасте 12—16 лет. Между тем среди пациентов с ГБН 8—11 лет у мальчиков не было обнаружено значимых различий с ровесниками по шкале «Трудности отношений со сверстниками», а у девочек — по шкалам «Проблемы поведения» и «Трудности отношений со сверстниками».

Следует отметить, что как в 8—11 лет, так и в 12—16 лет пациенты с ГБН не отличались от здоровых сверстников по показателю «Просоциальная направленность поведения». Более того, в подгруппах мальчиков с ГБН 8—11, 12—16 лет и девочек с ГБН 12—16 лет прослеживалась тенденция к опережению ровесников в формировании навыков социального взаимодействия. Большинство пациентов с ГБН внимательно относились к чувствам других людей, проявляли готовность делиться чем-либо с другими детьми (угощением, игрушками, карандашами и т. д.), помочь другим людям (родителям, учителям, детям), выражать сопереживание, если кто-нибудь расстроен, обижен или болен, а также проявлять доброту по отношению к младшим.

В ходе клинического обследования наличие эмоциональных и поведенческих нарушений у ряда пациентов с ГБН было подтверждено (табл. 4 и 5).

Таблица 5. Частота СДВГ и ОВР у детей и подростков с ЧЭГБН и ХГБН
Таблица 4. Частота встречаемости тревожных расстройств и расстройств настроения у детей и подростков с ЧЭГБН и ХГБН

У пациентов с ГБН чаще, чем среди детского населения, диагностированы эмоциональные нарушения (см. табл. 4): тревожные расстройства (68,0% мальчиков, 77,3% девочек) и расстройства настроения (4,0% мальчиков, 2,7% девочек). Таким образом, у большинства обследованных пациентов наблюдали тревожные расстройства, и только у 41 (27,3%) пациента они отсутствовали. Как видно из табл. 4, частота тревожных расстройств была наиболее высокой в подгруппах мальчиков 8—11 лет (79,3%), девочек 8—11 лет (68,2%) и 12—16 лет (81,1%), тогда как среди мальчиков 12—16 лет она составила 60,9%. Прослеживалась отчетливая тенденция к более высокой частоте встречаемости тревожных расстройств при ХГБН.

Следует отметить, что в педиатрической популяции частота встречаемости тревожных расстройств варьирует от 9 до 32% и, как это также характерно для ГБН, имеет тенденцию к возрастанию при переходе от младших возрастных групп к более старшим [11, 12]. Среди пациентов с ГБН увеличение частоты встречаемости тревожных расстройств отмечено при сравнении подгрупп детского и подросткового возраста у мальчиков с ХГБН (от 75,0 до 77,8%), наиболее очевидно у девочек с ЧЭГБН (от 60,0 до 77,8%) при сохранении на высоком уровне при ХГБН (85,7 и 84,6%).

На рисунке

Частота (в %) эмоциональных расстройств среди обследованных мальчиков и девочек с ГБН 8—16 лет. ТР — тревожное расстройство.
представлена частота различных форм тревожных расстройств среди пациентов с ГБН 8—16 лет мужского и женского пола. Все формы тревожных расстройств несколько чаще отмечены у девочек, чем у мальчиков с ГБН, в частности специфические фобии — у 57,3 и 48,0% соответственно, социофобия — у 42,7 и 33,3%, сепарационное тревожное расстройство — у 25,3 и 24,0%, генерализованное тревожное расстройство — у 34,7 и 26,7%. При этом лишь одно тревожное расстройство было подтверждено у 23 (30,7%) девочек с ГБН, тогда как у 35 (46,7%) имело место сочетание двух форм тревожных расстройств или более; у мальчиков соответствующие показатели составили 22 (29,3%) и 29 (38,7%).

Расстройства настроения (в форме дистимического расстройства) выявлены у 3 (4,0%) пациентов с ГБН мужского пола и у 2 (2,7%) пациентов женского пола. Они наблюдались только в возрастной подгруппе 12—16 лет: дистимическим расстройством страдали 3 юноши и 2 девушки.

Расстройства поведения у детей и подростков с ГБН (табл. 5) были представлены в форме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ (45,3% мальчиков, 13,3% девочек), оппозиционно-вызывающего расстройства — ОВР (26,7% мальчиков, 18,7% девочек), причем у некоторых из этих пациентов наблюдалось сочетание СДВГ и ОВР (17,3% мальчиков, 10,7% девочек). Преобладание при СДВГ и ОВР пациентов мужского пола соответствует гендерным особенностям распространенности этих расстройств среди детского и подросткового населения [8]. В целом же частота встречаемости СДВГ и ОВР в обследованной группе пациентов с ГБН значительно превышает популяционные показатели, которые составляют примерно 5% для СДВГ и 3,3% для ОВР [8].

По данным, представленным в табл. 5, частота СДВГ при ГБН оказалась особенно высокой среди мальчиков 8—11 лет (48,3%) и 12—16 лет (43,5%), тогда как среди девочек тех же возрастных групп она была существенно ниже (4,5 и 17,0% соответственно). По частоте встречаемости ОВР группы пациентов с ГБН мужского и женского пола сближались.

При ЧЭГБН у пациентов мужского пола обращала на себя внимание более высокая частота встречаемости СДВГ, чем при ХГБН (53,1 и 30,8% соответственно). У девочек при ХГБН по сравнению с ЧЭГБН прослеживалась тенденция к более высокой представленности случаев СДВГ и сочетания ОВР с СДВГ.

Обсуждение

ГБН является наиболее частой в популяции формой первичных ГБ и превосходит по этому показателю мигрень. При этом по распространенности среди заболеваний как мужского, так и женского населения всего земного шара ГБН (20,1%) и мигрень (14,7%) находятся на 2-м и 3-м местах соответственно, уступая только зубному кариесу [13]. Большое внимание привлечено к изучению первичных головных болей у детей и подростков, их возрастной эволюции и клинических особенностей. Особое место занимает изучение коморбидности первичных головных болей в педиатрической популяции с эмоциональными и поведенческими нарушениями, в том числе с тревожными расстройствами, расстройствами настроения, СДВГ, ОВР [14, 15].

Первичные ГБ у детей и подростков могут приводить к ухудшению социальной и академической деятельности. Кроме того, ГБН и мигрень часто ассоциированы с рядом коморбидных состояний, которые оказывают влияние на их течение. В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у детей и подростков с ГБН эмоциональных расстройств [14]. С другой стороны, среди предикторов ГБ в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания и СДВГ, специфические трудности школьного обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия), медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональные расстройства. Вероятно, связанные с СДВГ и трудностями школьного обучения проблемы, в том числе длительные и многочисленные стрессы в семье, напряженная ситуация в школе, сложные взаимоотношения со сверстниками и другими людьми, через влияние повторяющихся психотравмирующих обстоятельств способствуют формированию ГБН. Кроме того, сочетание ГБН с указанными нарушениями способствует утяжелению течения ГБ [16].

D. Machnes-Maayan и соавт. [17] обнаружили, что тревожные расстройства имеются у 68,8% детей с ГБН и 56,3 с мигренью по сравнению с 9,1% детей без неврологической и соматической патологии. На основании результатов ряда исследований предполагается, что наличие приступов ГБ определяет формирование высокого уровня тревоги [18]. С другой стороны, среди детей с тревожными расстройствами отмечена более высокая частота встречаемости ГБ с клинической картиной ГБН и мигрени, чем у ровесников без проявлений тревожных расстройств [19]. Среди форм тревожных расстройств, которые ассоциируются с первичными ГБ, указываются сепарационная [18, 19] и социальная [20], особенно в случаях частых и хронических ГБ.

Выраженная тревожность и другие эмоциональные нарушения могут сопровождаться страхом боли, который способствует поддержанию и экзацербации хронической боли [21]. Механизмы сочетания ГБ, ее хронизации и тревоги недостаточно раскрыты, но предполагается, что они могут быть общими и включать дисфункцию серотонинергической системы, гормональные влияния, дисрегуляцию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, а также психологические феномены, такие как формирование интероцептивной условнорефлекторной связи, страх боли, сенситивность к тревоге, избегающее поведение [21, 22].

В качестве перспективного лекарственного средства для профилактики ГБН может рассматриваться препарат Нооклерин (деанола ацеглумат) — нейрометаболическое средство комплексного действия. Его активное вещество является близким к естественным метаболитам ЦНС (ГАМК и глутаминовая кислота) [23, 24]. Оказывая церебропротективное, ноотропное, психостимулирующее действия, этот препарат облегчает процессы фиксации, консолидации и воспроизведения информации, улучшает способность к обучению.

По ранее полученным нами данным [25] в рандомизированном плацебо-контролируемом исследовании эффективности деанола ацеглумата (Нооклерин), назначавшегося в течение 2 мес с целью профилактической терапии ГБН 60 пациентам 9—16 лет, распределенных на две группы по 30 человек (препарат и плацебо), на фоне лечения наряду с существенным уменьшением частоты, продолжительности и интенсивности ГБН была установлена положительная динамика в повседневной активности пациентов, а также регресс проявлений астении, тревожности и расстройств сна, которые относятся к факторам риска ГБН. Результаты исследования свидетельствовали о том, что Нооклерин приводит к достоверному уменьшению частоты и продолжительности ГБН у детей.

Таким образом, полученные в настоящем исследовании данные показали высокую распространенность тревожных расстройств, СДВГ и ОВР у детей и подростков с ЧЭГБН и ХГБН. Особенности клинической картины и течения ГБН могут зависеть от степени выраженности этих коморбидных нарушений, что необходимо учитывать при индивидуальном выборе методов медикаментозной и немедикаментозной терапии ГБН. Приведенные результаты позволяют также сделать вывод о том, что лечение коморбидных расстройств в дополнение к основной терапии ГБН у детей и подростков может способствовать улучшению прогноза заболевания и показателей качества их жизни.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Сведения об авторах:

Шипилова Елена Михайловна — e-mail: horeva_e@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-8104-0068

Заваденко Николай Николаевич — e-mail: zavadenko@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-0103-7422

Нестеровский Юрий Евгеньевичhttps://orcid.org/0000-0002-4276-8400

Автор, ответственный за переписку: Шипилова Елена Михайловна — e-mail: horeva_e@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.