Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Басова А.Я.

ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы»;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Безменов П.В.

ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы»

Эпидемиология суицидального поведения у детей и подростков во всем мире

Авторы:

Басова А.Я., Безменов П.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1697 раз


Как цитировать:

Басова А.Я., Безменов П.В. Эпидемиология суицидального поведения у детей и подростков во всем мире. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2024;124(11‑2):16‑26.
Basova AYa, Bezmenov PV. Epidemiology of suicidal behavior in children and adolescents worldwide. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(11‑2):16‑26. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202412411216

Рекомендуем статьи по данной теме:
Диаг­нос­ти­ка ней­ро­ин­фек­ций у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):51-59
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию син­дро­ма ве­ге­та­тив­ной дис­фун­кции у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):66-75
Изу­че­ние воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния ме­то­дик для оцен­ки расстройств раз­ви­тия экспрес­сив­ной ре­чи у де­тей 3—6 лет. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):103-109
Ту­бер­ку­лез­ный сред­ний отит у под­рос­тка. Кли­ни­чес­кий слу­чай. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):63-66

Самоубийство — одна из глобальных проблем современного общества. Более 1 из 100 смертей происходит в результате самоубийства. По оценкам, ежегодно во всем мире более 700 тыс. человек совершают суицид [1], или почти 10 человек на 100 тыс. населения [2]. Самоубийство является 17-й основной причиной смерти на протяжении всей жизни и занимает четвертое место среди причин смерти среди лиц в возрасте 15—29 лет [1]. В 2019 г. от самоубийства погибло 51 829 детей и подростков (5—19 лет), суицид составляет 4,2% от общей детской смертности [3]. Еще большую тревогу вызывает то, что фактическая распространенность суицида может быть значительно выше, чем сообщается, из-за стигматизации, неправильной классификации и погрешности наблюдения [4].

Суицидальное поведение у подростков часто сравнивают с айсбергом [5, 6]. Причем суицид — это лишь верхушка айсберга, в то время как весь массив разнообразного суицидального поведения скрыт глубоко под «водой» и не попадает в поле зрения специалистов [7].

Реализация глобальной задачи снижения уровня самоубийств требует внимательного анализа статистических данных и выделения групп риска для создания более таргетного подхода к профилактике суицидального поведения.

Суицидальное поведение в данном обзоре рассматривается как непрерывный континуум, суицидальный процесс, развивающийся от суицидальных мыслей и намерений к суицидальным действиям (попыткам). По определению ВОЗ: «Суицидальное поведение относится к типам поведения, включающим мысли о суициде (или идеацию), планирование самоубийства, суицидальные попытки и сам суицид» [8]. Суицидальные мысли определяются как мысли, фантазии на тему собственной смерти. Суицидальные намерения (планы) рассматриваются как осознанное решение покончить с собой, поиск и выбор способов, составление плана совершения самоубийства. К суицидальным действиям (попыткам) относятся осознанные преднамеренные действия, направленные на лишение себя жизни, результатом которых может стать завершенный суицид. В докладе ВОЗ «Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда» самоубийство определяется как «результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода» [9]. В континууме аутоагрессивного поведения особое место занимает несуицидальное самоповреждающее поведение (НССП) — преднамеренное нарушение целостности своего тела, не преследующее суицидальных намерений, в целях, не санкционированных обществом [10]. По мнению большинства авторов, такое поведение играет важную роль в суицидогенезе [11], особенно на этапе перехода от мыслей к попыткам, и потому рассматривается вместе с другими проявлениями суицидального поведения.

В этом обзоре рассматриваются данные дескриптивных эпидемиологических [12] исследований, а также факторов риска суицидального поведения детей и подростков.

Суицид

В межнациональном исследовании C. Glenn и соавт. [13] оценивали глобальную распространенность самоубийств среди подростков и молодых людей обоего пола (10—19 лет) в 3,77 случая на 100 тыс. человек (табл. 1).

Таблица 1. Распределение уровня самоубийств на 100 тыс. человек по возрасту и полу

Возраст, лет

Всего

Мальчики

Девочки

10—14

0,93

0,76

0,64

15—19

6,04

8,41

2,98

10—19

3,77

4,91

1,99

Считается, что суицидальное поведение практически не встречается среди детей младшего возраста (до 10 лет), однако исследования опровергают эти предположения [14]. Так, дети уже в З-летнем возрасте сообщают о постоянных мыслях о смерти, суицидальных намерениях и попытках [15]. У детей дошкольного возраста (3—7 лет) описана депрессия с суицидальными проявлениями, сопровождавшаяся ангедонией, переживаниями собственной бесполезности, вины, навязчивыми мыслями о смерти [16]. Причем дети в возрасте 4—6 лет с суицидальным поведением имели достаточно сформированное представление о смерти, в отличие от здоровых сверстников [17]. Распространенность суицидального поведения среди детей 6—14 лет оценивалась IMHE (2019 г.) в 0,6 на 100 тыс. населения [18].

Заметно, что уровень самоубийств значительно возрастает в старшем подростковом возрасте, что подтверждается и другими исследователями [3, 19—22].

Учитывая все вышесказанное, последние исследования оценивают распространенность самоубийств уже в ином возрастном диапазоне — с 5 до 19 лет. В одном из последних крупных эпидемиологических исследований S. Kim и соавт. [3], анализируя данные GBD (Global Burden of Diseases, Injuries, and Risk Factors Study), сообщает о том, что общая смертность детей (5—19 лет) от самоубийства снизилась с 4,74 на 100 тыс. населения в 1990 г. до 2,7 в 2019 г.

В литературе неоднократно описано, что уровень самоубийств среди подростков мужского пола в 2—4 раза выше, чем среди девушек [20—25], что совпадает с данными, полученными у взрослых. Это связано как с более частым использованием мальчиками более опасных и потенциально летальных способов самоубийства [26], так и с большей распространенностью среди мальчиков злоупотребления психоактивными веществами, рискованного и агрессивного поведения [27]. Подобное гендерное распределение наблюдается в большинстве стран, однако оно является достаточно динамичным. В последние годы девушки все чаще совершают завершенный суицид и соотношение мужчины/женщины во многих странах становится <2 [20—22, 24, 25]. Так, S. Kim и соавт. [3] сообщают, что в 2019 г. распространенность самоубийств среди мальчиков составила 2,91 на 100 тыс. населения, а среди девушек 2,49. В Юго-Восточной Азии, регионе с самым высоким уровнем самоубийства среди подростков, распространенность суицида среди мальчиков составляет 3,39, а среди девочек 5,59 на 100 тыс. населения [3].

В исследовании C. Glenn и соавт. [13] не было обнаружено значимой корреляции между экономическим уровнем стран и распространенностью завершенных самоубийств среди подростков 10—19 лет. Однако по другим данным 80—90% самоубийств среди молодых людей 15—19 лет наблюдается среди т.н. стран со средним и низким уровнем дохода (low- and middle-income countries (LMIC) [1, 28, 29]. Интерпретация этих данных осложняется относительно небольшим количеством исследований, лишь 15% суицидологических публикаций приходится на эти страны [30], поэтому эпидемиология и этиология суицидального поведения в них остаются относительно мало изученными.

Большой интерес представляет динамика суицидального поведения в разных странах за последние 19 лет (табл. 2). В то время как в ряде стран уровень подростковых самоубийств существенно снизился, в других наблюдается резкий рост [31].

Таблица 2. Распространенность самоубийств среди подростков 15—19 лет [31]

Страна или регион

Смертность на 100 000 населения

2000 год

2019 год

Абсолютные изменения

Относительные изменения, %

Гайана

30,2

40,7

+10,5

+35

Кирибати

44,5

32,8

–11,8

–26

Микронезия (страна)

31,8

29,4

–2,4

–8

Лесото

23,1

29,2

+6,1

+27

Вануату

27,0

24,0

–3,0

–11

Исландия

11,6

18,2

+6,6

+57

Соломоновы острова

16,4

17,2

+0,7

+5

Самоа

20,6

17,0

–3,7

–18

Эсватини

32,1

15,6

–16,5

–52

Узбекистан

10,1

15,3

+5,2

+51

Суринам

14,4

14,1

–0,3

–2

Казахстан

32,5

13,8

–18,7

–57

Россия

34,7

13,8

–20,9

–60

Монголия

17,7

13,3

–4,4

–25

Наиболее распространенным методом самоубийства во всех странах для обоих полов остается повешение/самоудушение, за которым следует падение с высоты [13]. Повешение также является наиболее распространенным методом самоубийства среди взрослых, однако падение с высоты и самоубийства на железной дороге более характерны для молодежи, тогда как отравления чаще встречаются у взрослых [32].

Изучение гендерных различий в методах самоубийства выявило значимую разницу только в двух случаях: мальчики значительно чаще используют огнестрельное оружие (0,29/100 000) и отравление (0,42/100 000), чем девочки (0,1/100 000 и 0,21/100 000 соответственно) [3, 32, 33]. Однако в ряде исследований было показано, что девочки чаще совершают отравления лекарственными препаратами, а мальчики — другими, в том числе наркотическими, веществами [34, 35].

По мнению большинства авторов, выбор способа суицидальной попытки тесно связан с культуральными различиями. Так, в странах с более легким доступом к огнестрельному оружию, например, в США, оно часто является способом суицида [3], отравления пестицидами характерны для стран Юго-Восточной Азии [36], самоубийства на железной дороге — для стран с развитым железнодорожным транспортом, падения с высоты — для современных мегаполисов [13] и т.д. Это позволяет планировать ряд мер по профилактике самоубийств в «горячих точках» (suicide hotspots), например, создание ограждений на крышах высотных зданий [37].

Влияние пандемии COVID-19 на суицидальное поведение подростков

По мнению авторов [3], пандемия привела к значительному росту суицидального поведения у детей и подростков. Так, по данным метаанализа M. Bersia и соавт. [38], во время пандемии смертность от суицида в подростковой популяции выросла на 10%. Эти данные подтверждаются результатами национальных исследований, проведенных в Японии, Южной Корее и США [39—41]. Другие авторы отмечают значительный рост суицидальных мыслей на 10,8%, и суицидальных попыток на 4,68% после пандемии [42].

В качестве одного из основных факторов, повлиявших на суицидальное поведение подростков, большинство авторов рассматривает социальную изоляцию во время карантинных мероприятий. Ограничение социального взаимодействия, цифровизация общения особенно тяжело сказывались на девочках-подростках [39, 43, 44]. Постоянное пребывание дома вместе с остальными членами семьи, усиление семейных конфликтов, финансовых затруднений, повышенное внимание к подростку со стороны родителей также могли усугубить психологическое состояние ребенка [39]. Еще одним, не менее важным стрессорным фактором для подростков, согласно многим авторам, был переход на онлайн-образование, усугубившее социальную изоляцию [45].

Наиболее тяжело ситуация изоляции сказалась на наименее защищенных слоях населения. Так, например, в пандемию особенно возросла смертность от самоубийств среди афроамериканцев и коренных американцев [41].

Суицидальный процесс

Суицид — это заключительный этап аутоагрессивного поведения, которому предшествуют другие формы суицидального поведения. Большинство исследователей включает в них НССП, суицидальные мысли, намерения и действия (попытки).

В обширном метаанализе K. Lim и соавт. [46] феномен суицидального поведения был проанализирован на основе 686 672 случаев по всему миру. По оценкам авторов наиболее часто отмечалось НССП, распространенность которого в течение всей жизни и за 12-месячный период составила соответственно 22,1 и 19,5%. Суицидальные мысли в течение всей жизни и за 12-месячный период отмечались у 18 и 14,2% подростков соответственно, а суицидальные планы (намерения) — у 9,9 и 7,5% подростков соответственно [47]. В то же время по другим данным суицидальные мысли в течение всей жизни и за 12-месячный период отмечались у 10,1% мальчиков и 13,1% девочек, а суицидальные намерения — у 6% у девочек и у 2,3% у мальчиков [48]. Попытки самоубийства были наиболее редкими, в течение всей жизни и за 12-месячный период составили 6,0 и 4,5% соответственно, по другим данным от 1,3—3,8% у мальчиков до 1,5—10,1% у девочек [48, 49]. У 20—40% подростков суицидальные попытки возникали импульсивно без предшествующих суицидальных намерений (планов) [50—52].

По данным исследований, проведенных в США, у детей в возрасте до 10 лет распространенность суицидальных мыслей, НССП и попыток самоубийства составил 6,4; 9,1 и 1,3% соответственно [53]. Кроме того, суицидальные настроения, как правило, возрастают с 11 до 17 лет [54], при этом некоторые данные свидетельствуют о пике заболеваемости среди девочек в возрасте 15—16 лет и более медленном устойчивом росте суицидального поведения у мальчиков, достигающего пика в более старшем возрасте [55].

Ежегодно в результате попытки самоубийства медицинская помощь требуется 1—3% подростков. Однако фактическое число попыток самоубийства, вероятно, намного больше, поскольку далеко не во всех случаях пострадавшие обращаются за медицинской помощью или сообщают причины своего состояния [48, 56].

Суицидальное поведение часто носит рецидивирующий характер. Риск рецидива оценивается по разным данным в 10% через 6 месяцев и в 42% через 21 месяц после предшествующего эпизода суицидального поведения, в среднем в 5—15% в год [57]. Среди подростков с суицидальным поведением распространенность завершенного самоубийства составляет 0,5—1,0% в год, что значительно превышает среднее популяционное значение [57].

Несуицидальное самоповреждающее поведение

Мнение специалистов об отнесении НССП к суицидальному поведению остается неоднозначным.

Согласно данным, приведенным в метаанализе S. Swannell и соавт. [58], 17,2% (8,0—26,3%) подростков школьного возраста по всему миру хотя бы один раз в жизни наносили себе самоповреждения. Согласно другим исследованиям, 46% подростков хотя бы однократно наносили себе повреждения в течение последнего года, из них 14% резали или царапали кожу, 12% наносили ожоги [59]. Частота самоповреждающего поведения в клинической выборке оценивается значительно выше: 40—80% подростков, пациентов психиатрических стационаров, использовали НССП [54, 60].

Эти данные значительно ниже у детей препубертатного возраста (13,4%) [60]. Лонгитюдные исследования [61] свидетельствуют, что пик НССП приходится на подростковый возраст между 15—16 годами жизни, и начинает снижаться после 17 лет [62].

В подростковом и молодом возрасте женщины чаще прибегают к НССП, чем юноши (отношение шансов 1,5) [63], однако эта разница более заметна в клинической выборке. Гендерные различия также представлены в способах реализации НССП: девушки чаще (55,0%) наносят самопорезы, а юноши — удары (42,4%) [64].

НССП тесно связано с суицидальным поведением, в особенности с суицидальными попытками. Так, 70% подростков с НССП в клинической группе сообщают о предшествующих суицидальных попытках [65]. Наличие истории НССП в анамнезе является фактором риска суицида: люди с НССП совершают самоубийство в 30 раз чаще, чем в общей популяции [66]. Исследование, проведенное на 11 583 пациентах с НССП показало, что риск самоубийства в течение первого года в 66 раз превышал общепопуляционный, через 5 лет риск составлял 1,7%, через 10 — 2,4%, через 15 — 3,0% [57]. Таким образом, НССП является одним из важнейших факторов риска суицида в будущем [67].

Согласно T. Joiner [68], подростки с самоповреждающим поведением чаще высказывают актуальные суицидальные намерения, чем те, кто не наносит самоповреждения. Объем НССП значимо коррелировал с частотой суицидальных попыток [69]. Наличие в анамнезе НССП имело большее предиктивное значение для оценки риска суицидального поведения, чем собственно суицидального поведения [70]. D. Klonsky и соавт. [71] указывали, что рецидивирующий НССП сохраняет предиктивное значение даже после коррекции депрессии, тревоги и импульсивности. Одновременно с этим отмечена антисуицидальная функция НССП, которое помогало избавиться от суицидальных мыслей и побуждений. В таких случаях НССП сопровождался менее тяжелыми самоповреждениями, более бедным репертуаром способов. Это может подтверждать идею о том, что на начальном этапе появления НССП, самоповреждение воспринимается как барьер для суицидальных мыслей. Однако позже, когда самоповреждения становятся более тяжелыми, повторяющимися и более разнообразными, это приводит к снижению страха боли и смерти [71]. Подобная динамическая концепция рассматривает суицидальные и несуицидальные самоповреждения как спектр [72], она же укладывается в так называемую «теорию входных ворот» (Gateway Theory) [11] или теорию приобретенных способностей к самоубийству T. Joiner и соавт. [73].

Рецидивирующие НССП повышают способность к совершению самоубийства через повышение толерантности к боли и уменьшение страха смерти [68, 74], т.е. служит фазой привыкания к болезненным и провоцирующим переживаниям, которые могут привести к необратимому самоповреждению [75].

Факторы, влияющие на распространенность суицидального поведения в разных странах

Исследование K. Lim и соавт. [46] показало, что распространенность попыток самоубийства среди подростков выше в западных странах (6,5%), чем в остальных. Однако в последних выше распространенность суицидальных планов, суицидальных мыслей и НССП. Существует несколько причин, предположительно объясняющих этот феномен. Одной из ключевых представляется злоупотребление психоактивными веществами, опосредовано повышающее показатели самоубийств среди молодых мужчин в западных странах [76]. Другим фактором, повышающим возможность самоубийства, является более широкий доступ к средствам самоубийства в западных странах, включая огнестрельное оружие, железнодорожный транспорт, высотные строения. Складывается впечатление, что молодые люди в странах Азии в большей степени думают о самоубийстве и планируют его, но не пытаются его совершить. Попытка самоубийства является незаконной в некоторых странах, включая Бангладеш, Венгрию, Индию [76]. Вполне возможно, что юридические последствия могут сдерживать у жителей в этих странах попытки самоубийства.

НССП более распространено у детей и подростков из стран с низким и средним уровнем дохода, чем у их сверстников из развитых стран с более высоким уровнем дохода [46]. Результаты нескольких эпидемиологических исследований указывают на преобладание НССП среди европеоидов. Метаанализ показал, что 12-месячная распространенность несуицидальных самоповреждений была самой высокой в Австралии, где 74,3% населения составляют европеоиды [10].

Двенадцатимесячная распространенность попыток самоубийства и мыслей о самоубийстве были самыми высокими в Африке [46]. Вероятно, это обусловлено неблагоприятным детским опытом [77], включая злоупотребление алкоголем [78], сиротство и раннюю смерть родителей, инфицирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) [79] и насилие в отношении детей и подростков [80]. В настоящее время в качестве одного из ведущих способов профилактики суицидального поведения в этих странах предполагается развитие электронных средств помощи, в том числе в виде мобильных приложений [81].

Распространенность суицидальных планов оказалась наиболее высокой в странах Азии. Большинство исследователей связывает это с академическим стрессом — большей нагрузкой, связанной с учебой, конкурентной системой образования и получением плохих оценок в ходе экзаменов, что является основными источниками беспокойства и депрессии среди азиатских детей и подростков [82—84].

Межличностные и психосоциальные факторы

Всемирная организация здравоохранения определяет несколько ключевых факторов риска возникновения суицидальных попыток: нарушения взаимоотношений с другими людьми, развод или раздельное проживание родителей, физическое или психологическое насилие, употребление психоактивных веществ (алкоголя и наркотиков), проблемы с физическим и/или психическим здоровьем, финансовые ограничения, психотравмирующие события (эпидемии, войны, землетрясения, террористические атаки и т.д.) [85]. Социальные, психологические и культурные факторы, окружающие человека, могут запускать суицидальный процесс, а стигматизация самоубийств, которая существует в обществе, не позволяет многим людям признать наличие проблемы и обратиться за помощью. Ослабление семейных и социальных связей, низкий уровень социальной поддержки, буллинг и виктимизация, академический стресс, а также негативный детский опыт с физическим, сексуальным и эмоциональным насилием — все эти факторы играют ключевую роль в возникновении суицидального поведения [86—90]. Исследование, проведенное в США еще в 2001 году, показало, что предупреждение самоубийств среди детей и подростков невозможно без выявления и воздействия на психосоциальные факторы риска, такие как межличностные отношения, семейные проблемы, отсутствие социальной поддержки, конфликты с друзьями, разлуки и самоубийства в семейном окружении [91].

Суицидальное поведение у детей и подростков, в том числе НССП, тесно связано с неблагоприятным детским опытом, существенно влияющим на последующее психоэмоциональное благополучие [92]. К неблагоприятному детскому опыту относят физическое, эмоциональное или психологическое насилие, сексуальное насилие, особенно со стороны члена семьи или партнера одного из родителей, проживание с наркоманом, психически больным членом семьи, преступником, а также раздельное проживание родителей или их развод [93]. Систематические обзоры показали, что плохое обращение с детьми положительно коррелирует не только с частотой НССП, но и с его тяжестью [94, 95]. Показано, что виктимизация ребенка может носить кумулятивный характер, например в случае нескольких видов насилия, что ведет к раннему появлению суицидального поведения [96]. Так, в исследовании L. Cluver и соавт. [77] была показана сильная связь между кумулятивным неблагоприятным детским опытом и формированием, спустя год, суицидального поведения.

В 2014 г. в США изучение детей препубертатного возраста (9—11 лет), находящихся на государственном обеспечении, показало высокую распространенность суицидального поведения (24,6%), которое, по мнению авторов, обусловлено предшествующим опытом физического насилия и жестокого обращения, в связи с которым эти дети были помещены в социальные учреждения или приемные семьи. Причем 4,1% из этих детей оставались суицидоопасными, несмотря на все предпринятые меры [97].

В исследовании R. Evans [98] было показано, что распространенность суицидальных мыслей и намерений среди детей, проживающих в опекунских семьях и на государственном обеспечении, более чем в 2 раза выше, чем у живущих в родной семье (24,7 и 11,4% соответственно), а суицидальные попытки совершаются более чем в 3 раза чаще (3,6 против 0,8% соответственно). Анализ семейных факторов, проведенный в 2023 г. у подростков, совершивших попытку суицида, показал, что полная семья была только у 37,5% детей, 40,6% проживали с одним родителем, 4,2% жили в приемных семьях, а 17,7% — в детских домах [86].

По мнению многих авторов, наличие семейной истории завершенного суицида и суицидального поведения, особенно у матери, повышает риск формирования суицидального поведения и у ребенка [99]. Причины такой предрасположенности остаются до конца не установленными. Предполагается, что важную роль могут играть генетические факторы, обусловливающие повышенную чувствительность к стрессовым воздействиям. Однако не менее важным может оказаться и формирование ролевой модели на родительском примере.

В ряде исследований показана более высокая распространенность суицидального поведения среди подростков с нарушениями половой идентификации, гендерной дисфорией, в особенности в случаях отвержения со стороны семьи или сверстников [100—102].

Подростки, которые сообщили о том, что у них более высокий уровень поддержки со стороны сверстников, понимания и мониторинга со стороны родителей, имеют значительно более высокие показатели психической устойчивости [103]. И наоборот, суицидальные мысли отмечались примерно в два раза чаще у подростков, которые описывали высокий уровень родительского контроля [47, 104].

Обучение в школе занимает значительную часть жизни современного подростка во многих странах. Метаанализ K. Lim и соавт. [46] показал, что распространенность НССП и суицидального поведения была выше среди учащихся школ, полностью посещающих занятия по сравнению с теми, кто посещал школу редко или не посещал вообще: 6,7 и 4,3% соответственно. Общая распространенность попыток самоубийства за последние 12 месяцев среди учащихся, находящихся в школе полный день (5,6%), была достоверно выше, чем среди учащихся, посещающих школу редко или не посещающих ее совсем (2,1%).

Такая же картина наблюдалась в отношении НССП, суицидальных мыслей и намерений. Так, распространенность НССП в течение всей жизни и в течение 12-месячного периода среди учащихся, находящихся в школе полный день, была выше, чем среди учащихся, посещающих лишь часть занятий или не посещающих школу вообще (22,8 против 19% и 21,5 против 8%) [46].

Распространенность суицидальных мыслей в течение всей жизни и в течение 12-месячного периода среди учащихся, находящихся в школе полный день, была выше, чем среди учащихся, посещающих лишь часть занятий или не посещающих школу вообще (19,5 против 13,9% и 14,6 против 12,4%) [46].

Распространенность суицидальных намерений (планов) в течение всей жизни среди учащихся, находящихся в школе полный день, составляла 12,4% по сравнению с 5,1% среди учащихся, посещающих лишь часть занятий или не посещающих школу вообще. В течение 12-месячного периода это соотношение составляло 10,3 против 3,1% [46].

Статистически значимое преобладание всех форм суицидального поведения у детей и подростков, посещающих учебные заведения полный день, вероятно, связано с большей подверженностью таким факторам риска, как академический стресс и издевательства в школе.

Показано, что академический стресс у учащихся провоцирует возникновение таких негативных эмоциональных состояний, как гнев, тревога, беспомощность, переживания безвыходности ситуации [105], которые хорошо описаны как важные факторы формирования суицидального поведения, в частности суицидального кризисного синдрома [106]. Ряд исследований, в частности S. Yeo и соавт. [83], с участием подростков 12—16 лет, показали формирование НССП у 66,8% учащихся на фоне академического стресса, степень которого коррелировала с такими факторами, как уровень импульсивности и тревоги, а также с родительскими ожиданиями [107].

Другие факторы риска, с которыми сталкиваются учащиеся школ, — это виктимизация со стороны сверстников и/или педагогов, которая включает как прямую агрессию (побои, толчки, порчу имущества), так и непрямую агрессию (например, ограничение общения, исключение из группы и т.п.), а также нанесение ущерба репутации учащегося (например, распространение слухов, негативные посты в социальных сетях) [108, 109]. Исследуя суицидальное поведение у подростков в Литве, O. Kinciniene и соавт. [86] показали, что 54,1% подростков, совершивших попытку самоубийства, сообщали о буллинге в школе. У подростков с суицидальным поведением значительно чаще, чем у их сверстников выявлялись конфликты, виктимизация, изоляция и одиночество [47]. G. Vergara и соавт. [110] показали, что буллинг и виктимизация со стороны сверстников были основными факторами, отличавшими подростков с суицидальным поведением и НССП, от их сверстников с НССП без других проявлений суицидального поведения.

Траектория суицидального поведения у подростков

Исследования динамики суицидального и самоповреждающего поведения у детей и подростков как находящихся на лечении в психиатрическом стационаре, так и обращавшихся за помощью амбулаторно, показали, что у большинства детей суицидальное поведение возникало в возрасте 12—16 лет [111], а в более поздних исследованиях — в 11—13 лет [13].

Суицидальные мысли и фантазии о самоповреждениях предшествовали НССП, суицидальным намерениям и суицидальным попыткам. У подростков, находившихся на лечении в психиатрическом стационаре, суицидальное поведение формировалось раньше, чем у амбулаторных пациентов, что объясняется большей тяжестью психопатологической симптоматики в этой группе больных [112, 113].

Суицидальные мысли и фантазии о самоповреждениях возникали приблизительно за 4—6 месяцев до НССП. Суицидальные намерения возникали приблизительно через 3—6 месяца после возникновения НССП, а суицидальные попытки возникали приблизительно через 18—24 месяца после возникновения суицидальных мыслей [54]. Промежуток между возникновением суицидальных планов и попыток составлял примерно 8—15 месяцев [111].

Таким образом, НССП возникало за 1—2 года до суицидальной попытки.

Суицидальные попытки возникали преимущественно у подростков более старшего возраста, достигая максимальной частоты в 15—16 лет [13, 111, 114].

Суицидальное поведение постепенно утяжеляется по мере взросления и перехода от подросткового возраста к юношескому. Природа этого процесса по большей мере остается неизвестной, но отчасти ее можно объяснить общими различиями между этими возрастными периодами [115].

Прогрессирование суицидального поведения в течение подросткового периода совпадает с манифестацией и интенсификацией других форм патологического поведения, являющихся факторами риска суицида, таких как злоупотребление психоактивными веществами [111, 116, 117], рискованное поведение [118, 119]. Показано, что употребление каннабиса и других психоактивных веществ является предиктором перехода от суицидальных мыслей и намерений к попыткам [120].

В старшем подростковом возрасте завершается формирование когнитивных функций, что ведет к возникновению более сложных и интенсивных когнитивных нарушений, например навязчивых мыслей (руминаций), усиливающих переживания безнадежности и бессмысленности, тесно связанных с суицидальным поведением [121—123]. Кроме того, подростковый возраст сопровождается тенденцией к группированию со сверстниками, что способствует возникновению имитационного поведения, в том числе рискованного и суицидального [124]. Наконец, каждая попытка суицида повышает риск возникновения следующей попытки [125]. Начало суицидального поведения в препубертатном и младшем подростковом возрасте означает, что к юношескому возрасту большинство попыток самоубийства являются повторными, что значительно увеличивает риск завершенного самоубийства [126].

Особый интерес представляет траектория суицидального поведения подростков после лечения в психиатрическом стационаре [127, 128]. В течение 3 месяцев после выписки повторную суицидальную попытку совершали 13,9% подростков. В течение 18 месяцев после выписки рецидив суицидальной попытки отмечался у 1/41/5 части пациентов. Девочки чаще, чем мальчики совершали попытки самоубийства после выписки [127].

В ряде лонгитудинальных исследований отмечено, что в большинстве случаев в течение первых 3—6 месяцев после госпитализации суицидальное поведение в значительной степени редуцируется [127, 128]. По одним данным, суицидальное поведение возобновляется приблизительно через 15—18 месяцев [127], по другим, — постепенно снижается на протяжении первого года после госпитализации [128]. Нередко суицидальные мысли не исчезают полностью, а сохраняются, хотя и в гораздо менее выраженной форме.

Результаты показывают, что суицидальные мысли, как и симптомы депрессии, могут иметь циклический характер, а повторное появление суицидальных мыслей может быть относительно распространенным явлением среди этой группы подростков. Более того, с течением времени и при повторных попытках самоубийства для того, чтобы спровоцировать кризисное состояние, могут потребоваться менее выраженные стрессорные факторы [129].

Суицидальное поведение, возникающее в детском возрасте, носит рецидивирующий, стойкий, утяжеляющийся с течением времени характер [54, 111, 130] и обусловливает высокий риск суицида [131]. Кроме того, суицидальные мысли в подростковом возрасте предсказывают нарушение функционирования во взрослой жизни 30 лет спустя [132]. Недавние исследования показали, что дети, у которых суицидальные мысли и поведение появились в возрасте до 10 лет, подвержены риску возникновения стойких и усиливающихся суицидальных мыслей и поведения, функциональных нарушений и психопатологии в подростковом возрасте [133].

В совокупности детство и подростковый возраст представляют собой важнейшую возможность вмешаться и предотвратить суицидальные мысли до того, как они приведут к суициду или выраженным нарушениям функционирования во взрослом возрасте.

Заключение

Обзор опубликованных в зарубежной литературе данных позволяет отследить важные общемировые тенденции, касающиеся суицидального поведения у детей и подростков, без анализа которых невозможно создание эффективных профилактических программ. Анализируя исследования зарубежных авторов, нельзя не отметить, что проблема суицидального поведения заметно «помолодела» и затрагивает уже не подростковый, а детский возраст, постепенно смещаясь к возрасту 11—12 лет и младше. Это указывает как на необходимость гораздо более внимательного отношения специалистов к детям препубертатного возраста, так и смещения фокуса программ первичной профилактики на более раннюю возрастную группу.

По мнению ряда авторов, доказанная связь между возникновением суицидального поведения и интерперсональными отношениями подростка с родителями и сверстниками должна стать основой национальной политики по улучшению психического здоровья и профилактики суицидального поведения у детей и подростков. Необходимы меры, учитывающие культурные особенности, которые улучшают взаимоотношения между родителями и подростками и поощряют их индивидуализацию/сепарацию, сохраняя при этом контроль и понимание со стороны родителей. Также необходимо создание школьных программ или общественных мероприятий, которые улучшат взаимоотношения между сверстниками. Однако, если проблемы взаимоотношений внутри семьи труднодоступны коррекции извне и требуют значительных продолжительных усилий по изменению культурного окружения в целом, то система образования представляет гораздо больше возможностей для профилактики суицидального поведения. Образовательные учреждения, в которых ребенок проводит значительную часть своего времени, могут стать эффективной площадкой для разработки и реализации эффективных профилактических программ.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. World Health Organization. Suicide worldwide in 2019: global health estimates. Geneva: WHO; 2021. [Internet] [cited by 2024 Sept. 22]. Available from https://www.who.int/publications/i/item/9789240026643
  2. World Health Organization, Mental Health ATLAS 2020. Geneva: WHO, 2020. [Internet] [cited by 2024 Sept. 22]. Available from https://www.who.int/publications/i/item/9789240036703
  3. Kim S, Park J, Lee H, et al. Global public concern of childhood and adolescence suicide: a new perspective and new strategies for suicide prevention in the post-pandemic era. World J Pediatr. 2024;20(9):872-900.  https://doi.org/10.1007/s12519-024-00828-9
  4. World Health Organization, Live life: an implementation guide for suicide prevention in countries. 2021. [Internet] [cited by 2021 June 17]. Available from https://www.who.int/publications/i/item/9789240026629
  5. Hawton K, Saunders KE, O’Connor RC. Self-harm and suicide in adolescents. Lancet. 2012;379(9834):2373-2382. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(12)60322-5
  6. McMahon EM, Keeley H, Cannon M, et al. The iceberg of suicide and self-harm in Irish adolescents: a population-based study. Soc Psychiatry PsychiatrEpidemiol. 2014;49:1929-1935. https://doi.org/10.1007/s00127-014-0907-z
  7. Geulayov G, Casey D, McDonald KC, et al. Incidence of suicide, hospital-presenting non-fatal self-harm, and community-occurring non-fatal self-harm in adolescents in England (the iceberg model of self-harm): a retrospective study. Lancet Psychiatry. 2018;5(2):167-174.  https://doi.org/10.1016/S2215-0366(17)30478-9
  8. Preventing suicide: a global imperative. Geneva: World Health Organization; 2014, p. 97. 2021. [Internet] [cited by 2014 Aug. 17]. Available from https://www.who.int/publications/i/item/9789241564779
  9. The World Health Report 2001. Mental Health: New Understanding, New Hope, World Health Organization. Geneva. [Internet] [cited by 2009 Sept. 8]. Available from https://whodc.mednet.ru/en/main-publications/psixicheskoe-zdorove-i-psixicheskie-rasstrojstva/684.html
  10. Klonsky ED, Muehlenkamp JJ. Self-injury: a research review for the practitioner. J Clin Psychol. 2007;63(11):1045-1056. https://doi.org/10.1002/jclp.20412
  11. Hamza CA, Stewart SL, Willoughby T. Examining the link between nonsuicidal self-injury and suicidal behavior: a review of the literature and an integrated model. Clin Psychol Rev. 2012;32(6):482-495.  https://doi.org/10.1016/j.cpr.2012.05.003
  12. Tulchinsky TH, Varavikova EA. Measuring, Monitoring, and Evaluating the Health of a Population. The New Public Health. 2014;91-147.  https://doi.org/10.1016/b978-0-12-415766-8.00003-3
  13. Glenn CR, Kleiman EM, Kellerman J, et al. Annual Research Review: A meta-analytic review of worldwide suicide rates in adolescents. J Child Psychol Psychiatry. 2020;61(3):294-308.  https://doi.org/10.1111/jcpp.13106
  14. Pfeffer CR, Conte HR, Plutchik R, et al. Suicidal Behavior in Latency-Age Children: An Empirical Study. J Am Acad Child Psychiatry. 1979;18(4):679-692.  https://doi.org/10.1016/S0002-7138(09)62215-9
  15. Whalen DJ, Dixon-Gordon K, Belden AC, et al. Correlates and Consequences of Suicidal Cognitions and Behaviors in Children Ages 3 to 7 Years. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2015;54(11):926-937.e2.  https://doi.org/10.1016/j.jaac.2015.08.009
  16. Luby J, Whalen D, Tillman R, et al. Clinical and Psychosocial Characteristics of Young Children with Suicidal Ideation, Behaviors and Non-Suicidal Self-Injurious Behaviors. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2019;58(1):117-127.  https://doi.org/10.1016/j.jaac.2018.06.031
  17. Hennefield L, Whalen DJ, Wood G, et al. Changing Conceptions of Death as a Function of Depression Status, Suicidal Ideation, and Media Exposure in Early Childhood. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2019;58(3):339-349.  https://doi.org/10.1016/j.jaac.2018.07.909
  18. Suicide rate, by age, World, 2019 (ourworldindata.org). [Internet] [cited by 2023 Sept. 4]. Available from https://ourworldindata.org/grapher/suicide-rates-by-age-detailed?time=latest
  19. Kairi K, De Leo D. Child, Adolescent and Young Adult Suicides: A Comparison Based on the Queensland Suicide Registry. J Child Adolesc Behav 2015;3:209.  https://doi.org/10.4172/2375-4494.1000209
  20. Bridge JA, Goldstein TR, Brent DA. Adolescent suicide and suicidal behavior. J Child Psychol Psychiatry. 2006;47(3-4):372-394.  https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2006.01615.x
  21. Cha CB, Franz PJ, M Guzmán E, et al. Annual Research Review: Suicide among youth — epidemiology, (potential) etiology, and treatment. J Child Psychol Psychiatry. 2018;59(4):460-482.  https://doi.org/10.1111/jcpp.12831
  22. Roh BR, Jung EH, Hong HJ. A Comparative Study of Suicide Rates among 10-19-Year-Olds in 29 OECD Countries. Psychiatry Investig. 2018;15(4):376-383.  https://doi.org/10.30773/pi.2017.08.02
  23. Miranda-Mendizabal A, Castellví P, Parés-Badell O. et al. Gender differences in suicidal behavior in adolescents and young adults: systematic review and meta-analysis of longitudinal studies. Int J Public Health. 2019;64(2):265 283.  https://doi.org/10.1007/s00038-018-1196-1
  24. Kõlves K, De Leo D. Adolescent Suicide Rates Between 1990 and 2009: Analysis of Age Group 15-19 Years Worldwide. J Adolesc Health. 2016;58(1):69-77.  https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2015.09.014
  25. McLoughlin AB, Gould MS, Malone KM. Global trends in teenage suicide: 2003-2014. QJM. 2015;108(10):765-80.  https://doi.org/10.1093/qjmed/hcv026
  26. Callanan VJ, Davis MS. Gender differences in suicide methods. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2012;47(6):857-69.  https://doi.org/10.1007/s00127-011-0393-5
  27. Bozzay ML, Liu RT, Kleiman EM. Gender and age differences in suicide mortality in the context of violent death: findings from a multi-state population-based surveillance system. Compr Psychiatry. 2014;55(5):1077-1084. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2014.03.017
  28. World Health Organization. Live life: preventing suicide. Geneva: WHO; 2018. [Internet] [cited by 2018 Sept 3]. Available from https://www.who.int/publications/i/item/live-life-preventing-suicide
  29. Lovero KL, Dos Santos PF, Come AX, et al. Suicide in Global Mental Health. Curr Psychiatry Rep. 2023;25(6):255-262.  https://doi.org/10.1007/s11920-023-01423-x
  30. Cai Z, Chang Q, Yip PSF. A scientometric analysis of suicide research: 1990-2018. J Affect Disord. 2020;266:356-365.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2020.01.121
  31. Our World in Date. [Internet] [cited by 2023 June 17]. Available from https://ourworldindata.org/grapher/suicide-rates-among-young-people?tab=table&time=2000..latest&country=USA~ZAF~RUS~KOR
  32. Hepp U, Stulz N, Unger-Köppel J, et al. Methods of suicide used by children and adolescents. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2012;21(2):67-73.  https://doi.org/10.1007/s00787-011-0232-y
  33. Kõlves K, de Leo D. Suicide methods in children and adolescents. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2017;26(2):155-164.  https://doi.org/10.1007/s00787-016-0865-y
  34. Rajapakse T, Griffiths KM, Christensen H, et al. comparison of non-fatal self-poisoning among males and females, in Sri Lanka. BMC Psychiatry. 2014;14:221.  https://doi.org/10.1186/s12888-014-0221-z
  35. Värnik A, Kõlves K, van der Feltz-Cornelis CM. et al. Suicide methods in Europe: a gender-specific analysis of countries participating in the «European Alliance Against Depression». J Epidemiol Community Health. 2008;62(6):545-551.  https://doi.org/10.1136/jech.2007.065391
  36. Vijayakumar L, Daly C, Arafat Y, et al. Suicide Prevention in the Southeast Asia Region. Crisis. 2020;41(Suppl 1):S21-S29.  https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000666
  37. Pirkis J, Too LS, Spittal M.J, et al. Interventions to reduce suicides at suicide hotspots: a systematic review and meta-analysis. Lancet Psychiatry. 2015;2(11):994-1001. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(15)00266-7
  38. Bersia M, Koumantakis E, Berchialla P, et al. Suicide spectrum among young people during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. EClinicalMedicine. 2022;54:101705. https://doi.org/10.1016/j.eclinm.2022.101705
  39. Goto R, Okubo Y, Skokauskas N. Reasons and trends in youth’s suicide rates during the COVID-19 pandemic. Lancet Reg Health West Pac. 2022;27:100567. https://doi.org/10.1016/j.lanwpc.2022.100567
  40. Woo HG, Park S, Yon H, et al. National Trends in Sadness, Suicidality, and COVID-19 Pandemic-Related Risk Factors Among South Korean Adolescents From 2005 to 2021. JAMA Netw Open. 2023;6(5):e2314838. https://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2023.14838
  41. Bridge JA, Ruch DA, Sheftall AH, et al. Youth Suicide During the First Year of the COVID-19 Pandemic. Pediatrics. 2023;151(3):e2022058375. https://doi.org/10.1542/peds.2022-058375
  42. Dubé JP, Smith MM, Sherry SB, et al. Suicide behaviors during the COVID-19 pandemic: A meta-analysis of 54 studies. Psychiatry Res. 2021;301:113998. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2021.113998
  43. Yard E, Radhakrishnan L, Ballesteros MF, et al. Emergency Department Visits for Suspected Suicide Attempts Among Persons Aged 12-25 Years Before and During the COVID-19 Pandemic — United States, January 2019-May 2021. MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2021;70(24):888-894.  https://doi.org/10.15585/mmwr.mm7024e1
  44. Nguyen MH, Gruber J, Marler W, et al. Staying connected while physically apart: digital communication when face-to-face interactions are limited. New Media Soc. 2021;24:2046-67.46.  https://doi.org/10.1177/1461444820985442
  45. Rimpelä A, Kesanto-Jokipolvi H, Myöhänen A.et al. School and class closures and adolescent mental health during the second and later waves of the COVID-19 pandemic in Finland: a repeated cross-sectional study. BMC Public Health. 2023;23(1):2434. https://doi.org/10.1186/s12889-023-17342-8
  46. Lim KS, Wong CH, McIntyre RS, et al. Global Lifetime and 12-Month Prevalence of Suicidal Behavior, Deliberate Self-Harm and Non-Suicidal Self-Injury in Children and Adolescents between 1989 and 2018: A Meta-Analysis. Int J Environ Res Public Health. 2019;16(22):4581. https://doi.org/10.3390/ijerph16224581
  47. Biswas T, Scott JG, Munir K, et al. Global variation in the prevalence of suicidal ideation, anxiety and their correlates among adolescents: A population based study of 82 countries. EClinicalMedicine. 2020;24:100395. https://doi.org/10.1016/j.eclinm.2020.100395
  48. Lewinsohn, PM, Rohde, P, Seeley, JR. Adolescent suicidal ideation and attempts: Prevalence, risk factors, and clinical implications. Clinical Psychology Science and Practice. 1996;3:25-36.  https://doi.org/10.1111/j.1468-2850.1996.tb00056.x
  49. Fergusson DM, Lynskey MT. Suicide attempts and suicidal ideation in a birth cohort of 16-year-old New Zealanders. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1995;34(10):1308-1317. https://doi.org/10.1097/00004583-199510000-00016
  50. Andrews JA, Lewinsohn PM. Suicidal attempts among older adolescents: prevalence and co-occurrence with psychiatric disorders. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1992;31(4):655-662.  https://doi.org/10.1097/00004583-199207000-00012
  51. Witte TK, Merrill KA, Stellrecht NE, et al. “Impulsive” youth suicide attempters are not necessarily all that impulsive. Journal of Affective Disorders. 2008;107(1):107-116.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2007.08.010
  52. Nock MK, Borges G, Bromet E, et al. Suicide and suicidal behavior. Epidemiologic Reviews. 2008b;30(1):133-154.  https://doi.org/10.1093/epirev/mxn002
  53. DeVille DC, Whalen D, Breslin FJ, et al. Prevalence and Family-Related Factors Associated With Suicidal Ideation, Suicide Attempts, and Self-injury in Children Aged 9 to 10 Years. JAMA Netw Open. 2020;3(2):e1920956-e1920956. https://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2019.20956
  54. Nock MK, Green JG, Hwang I, et al. Prevalence, correlates, and treatment of lifetime suicidal behavior among adolescents: results from the National Comorbidity Survey Replication Adolescent Supplement. JAMA Psychiatry. 2013;70(3):300-310.  https://doi.org/10.1001/2013.jamapsychiatry.55
  55. Boeninger DK, Masyn KE, Feldman BJ, et al. Sex differences in developmental trends of suicide ideation, plans, and attempts among European American adolescents. Suicide Life Threat Behav. 2010;40(5):451-464. 
  56. Hawton K, Goldacre M. Hospital admissions for adverse effects of medicinal agents (mainly self-poisoning) among adolescents in the Oxford Region. Br J Psychiatry. 1982;141:166-170.  https://doi.org/10.1192/bjp.141.2.166
  57. Hawton K, Zahl D, Weatherall R. Suicide following deliberate self-harm: long-term follow-up of patients who presented to a general hospital. Br J Psychiatry. 2003;182:537-542.  https://doi.org/10.1192/bjp.182.6.537
  58. Swannell SV, Martin GE, Page A, et al. Prevalence of nonsuicidal self-injury in nonclinical samples: systematic review, meta-analysis and meta-regression. Suicide Life Threat Behav. 2014;44(3):273-303.  https://doi.org/10.1111/sltb.12070
  59. Lloyd-Richardson EE, Perrine N, Dierker L, et al. Characteristics and functions of non-suicidal self-injury in a community sample of adolescents. Psychol Med. 2007;37(8):1183-1192. https://doi.org/10.1017/S003329170700027X
  60. Plener PL, Kaess M, Schmahl C, et al. Nonsuicidal Self-Injury in Adolescents. Dtsch Arztebl Int. 2018;115(3):23-30.  https://doi.org/10.3238/arztebl.2018.0023
  61. Moran P, Coffey C, Romaniuk H, et al. The natural history of self-harm from adolescence to young adulthood: a population-based cohort study. Lancet. 2012;379(9812):236-243.  https://doi.org/10.1016/S0140-6736(11)61141-0
  62. Plener PL, Schumacher TS, Munz LM, et al. The longitudinal course of non-suicidal self-injury and deliberate self-harm: a systematic review of the literature. Borderline Personal Disord Emot Dysregul. 2015;2:2.  https://doi.org/10.1186/s40479-014-0024-3
  63. Bresin K, Schoenleber M. Gender differences in the prevalence of nonsuicidal self-injury: A meta-analysis. Clin Psychol Rev. 2015;38:55-64.  https://doi.org/10.1016/j.cpr.2015.02.009
  64. Barrocas AL, Hankin BL, Young JF, et al. Rates of nonsuicidal self-injury in youth: age, sex, and behavioral methods in a community sample. Pediatrics. 2012;130(1):39-45.  https://doi.org/10.1542/peds.2011-2094
  65. Nock MK, Joiner TE Jr, Gordon KH, et al. Non-suicidal self-injury among adolescents: diagnostic correlates and relation to suicide attempts. Psychiatry Res. 2006;144(1):65-72.  https://doi.org/10.1016/j.psychres.2006.05.010
  66. Cooper J, Kapur N, Webb R, et al. Suicide after deliberate self-harm: a 4-year cohort study. Am J Psychiatry. 2005;162(2):297-303.  https://doi.org/10.1176/appi.ajp.162.2.297
  67. He H, Hong L, Jin W, et al. Heterogeneity of non-suicidal self-injury behavior in adolescents with depression: latent class analysis. BMC Psychiatry. 2023;23(1):301.  https://doi.org/10.1186/s12888-023-04808-7
  68. Joiner TE. Why people die by suicide. — Harvard University Press, 2005. ISBN 9780674025493 
  69. Andover MS, Gibb BE. Non-suicidal self-injury, attempted suicide, and suicidal intent among psychiatric inpatients. Psychiatry Res. 2010;178(1):101-105.  https://doi.org/10.1016/j.psychres.2010.03.019
  70. Asarnow JR, Porta G, Spirito A, et al. Suicide attempts and nonsuicidal self-injury in the treatment of resistant depression in adolescents: findings from the TORDIA study. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2011;50(8):772-781.  https://doi.org/10.1016/j.jaac.2011.04.003
  71. Klonsky ED, May AM, Glenn CR. The relationship between nonsuicidal self-injury and attempted suicide: converging evidence from four samples. J Abnorm Psychol. 2013;122(1):231-237.  https://doi.org/10.1037/a0030278
  72. Grandclerc S, De Labrouhe D, Spodenkiewicz M, et al. Relations between Nonsuicidal Self-Injury and Suicidal Behavior in Adolescence: A Systematic Review. PLoS One. 2016;11(4):e0153760. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0153760
  73. Joiner TE, Ribeiro JD, Silva C. Nonsuicidal self-injury, suicidal behavior, and their co-occurrence as viewed through the lens of the interpersonal theory of suicide. Current Directions in Psychological Science. 2012;21(5):342-347.  https://doi.org/10.1177/0963721412454873
  74. Stanley B, Gameroff MJ, Michalsen V, et al. Are suicide attempters who self-mutilate a unique population? Am J Psychiatry. 2001;158(3):427-432.  https://doi.org/10.1176/appi.ajp.158.3.427
  75. Reinhardt M, Rice KG, Horváth Z. Non-suicidal self-injury motivations in the light of self-harm severity indicators and psychopathology in a clinical adolescent sample. Front Psychiatry. 2022;13:1046576.
  76. Snowdon J. Differences between patterns of suicide in East Asia and the West. The importance of sociocultural factors. Asian J. Psychiatry. 2018;37:106-111.  https://doi.org/10.1016/j.ajp.2018.08.019
  77. Cluver L, Orkin M, Boyes M.E, et al. Child and Adolescent Suicide Attempts, Suicidal Behavior, and Adverse Childhood Experiences in South Africa: A Prospective Study. J. Adolesc. Health Off. Publ. Soc. Adolesc. Med. 2015;57:52-59.  https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2015.03.001
  78. Shaikh M.A., Lloyd J., Acquah E., et al. Suicide attempts and behavioral correlates among a nationally representative sample of school-attending adolescents in the Republic of Malawi. BMC Public Health. 2016;16:843.  https://doi.org/10.1186/s12889-016-3509-8
  79. Thupayagale-Tshweneagae G., Benedict S. The burden of secrecy among South African adolescents orphaned By HIV and AIDS. Issues Ment. Health Nurs. 2011;32:355-358.  https://doi.org/10.3109/01612840.2011.576128
  80. Forjuoh SN, Zwi AB. Violence against children and adolescents. International perspectives. Pediatric Clin. North Am. 1998;45:415-426.  https://doi.org/10.1016/S0031-3955(05)70016-X
  81. Zhang MW, Ho RC. Smartphone application for multi-phasic interventional trials in psychiatry: Technical design of a smart server. Technol. Health Care Off. J. Eur. Soc. Eng. Med. 2017;25:373-375. 
  82. Kim YJ, Moon SS, Lee JH, et al. Risk Factors and Mediators of Suicidal Ideation Among Korean Adolescents. Crisis. 2018;39:4-12.  https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000438
  83. Yeo S.K., Lee W.K. The relationship between adolescents’ academic stress, impulsivity, anxiety, and skin picking behavior. Asian J. Psychiatry. 2017;28:111-114.  https://doi.org/10.1016/j.ajp.2017.03.039
  84. Ye L, Posada A, Liu Y. A Review on the Relationship Between Chinese Adolescents’ Stress and Academic Achievement. New Dir Child Adolesc Dev. 2019;2019(163):81-95.  https://doi.org/10.1002/cad.20265
  85. World Health Organization. Suicide. [Internet] [cited by 2024 Aug. 29]. Available from https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/suicide.
  86. Kinciniene O, Sambaras R, Lesinskaite A, et al. Psychosocial Aspects of Deliberate Physical Suicide Attempts by Children and Adolescents. Clin Pediatr (Phila). 2023;62(8):885-893.  https://doi.org/10.1177/00099228221145106
  87. Liu X, Huang Y, Liu Y. Prevalence, distribution, and associated factors of suicide attempts in young adolescents: school-based data from 40 low-income and middle-income countries. PLoS ONE. 2018;13(12):e0207823. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0207823
  88. Koyanagi A, Oh H, Carvalho AF. et al. Bullying victimization and suicide attempt among adolescents aged 12-15 years from 48 countries. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2019;58(9):907-918.e4.  https://doi.org/10.1016/j.jaac.2018.10.018
  89. Wan Y, Chen R, Ma S, et al. Associations of adverse childhood experiences and social support with self-injurious behaviour and suicidality in adolescents. Br J Psychiatry. 2019;214(3):146-152.  https://doi.org/10.1192/bjp.2018.263
  90. Badr HE. Suicidal Behaviors Among Adolescents — The Role of School and Home Environment. Crisis. 2017;38(3):168-176.  https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000426
  91. Pfeffer CR. Diagnosis of childhood and adolescent suicidal behavior: unmet needs for suicide prevention. Biol Psychiatry. 2001;49(12):1055-1061. https://doi.org/10.1016/s0006-3223(01)01141-6
  92. Petruccelli K, Davis J, Berman T. Adverse childhood experiences and associated health outcomes: a systematic review and meta-analysis. Child Abuse & Neglect. 2019;97:104-127.  https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2019.104127
  93. Hillis SD, Anda RF, Dube SR, et al. The association between adverse childhood experiences and adolescent pregnancy, long-term psychosocial consequences, and fetal death. Pediatrics. 2004;113(2):320-327.  https://doi.org/10.1542/peds.113.2.320
  94. Serafini G, Canepa G, Adavastro G, et al. The relationship between childhood maltreatment and non-suicidal self-injury: a systematic review. Frontiers in Psychiatry. 2017;8:149.  https://doi.org/10.3389/fpsyt.2017.00149
  95. Cipriano A, Cella S, Cotrufo P. Nonsuicidal Self-injury: A Systematic Review. Front Psychol. 2017;8:1946. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01946
  96. Cromer K, Villodas MT, Chou T. Gender differences in psychological distress as a mediational pathway to suicidal ideation among adolescents at high risk for victimization by violence. Psychology of Violence. 2018;9(6):587-595.  https://doi.org/10.1037/vio0000200
  97. Taussig HN, Harpin SB, Maguire SA. Suicidality among preadolescent maltreated children in foster care. Child Maltreat. 2014;19(1):17-26.  https://doi.org/10.1177/1077559514525503
  98. Evans R, White J, Turley R, et al. Comparison of suicidal ideation, suicide attempt and suicide in children and young people in care and non-care populations: Systematic review and meta-analysis of prevalence. Children and Youth Services Review. 2017;82:122-129.  https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.09.020
  99. Goodday SM, Shuldiner J, Bondy S, et al. Exposure to parental psychopathology and offspring’s risk of suicide-related thoughts and behaviours: a systematic review. Epidemiol Psychiatr Sci. 2019;28(2):179-190.  https://doi.org/10.1017/S2045796017000397
  100. Haas AP, Eliason M, Mays VM, et al. Suicide and suicide risk in lesbian, gay, bisexual, and transgender populations: review and recommendations. J Homosex. 2011;58(1):10-51.  https://doi.org/10.1080/00918369.2011.534038
  101. Shadick R, Backus Dagirmanjian F, Barbot B. Suicide Risk Among College Student. The Intersection of Sexual Orientation and Race. Crisis. 2015;36(6):416-423.  https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000340
  102. Thoma BC, Salk RH, Choukas-Bradley S, et al. Suicidality Disparities Between Transgender and Cisgender Adolescents. Pediatrics. 2019;144(5):e20191183. https://doi.org/10.1542/peds.2019-1183
  103. Moore GF, Cox R, Evans RE, et al. School, Peer and Family Relationships and Adolescent Substance Use, Subjective Wellbeing and Mental Health Symptoms in Wales: a Cross Sectional Study. Child Indic Res. 2018;11(6):1951-1965. https://doi.org/10.1007/s12187-017-9524-1
  104. Nguyen HTL, Nakamura K, Seino K, et.al. Impact of parent-adolescent bonding on school bullying and mental health in Vietnamese cultural setting: evidence from the global school-based health survey. BMC Psychol. 2019;7(1):16.  https://doi.org/10.1186/s40359-019-0294-z
  105. Pekrun R., Goetz T., Titz W., et al. Academic Emotions in Students’ Self-Regulated Learning and Achievement: A Program of Qualitative and Quantitative Research. Educ. Psychol. 2002;37:91-105.  https://doi.org/10.1207/S15326985EP3702_4
  106. Schuck A, Calati R, Barzilay S, et al. Suicide Crisis Syndrome: A review of supporting evidence for a new suicide-specific diagnosis. Behav Sci Law. 2019;37(3):223-239.  https://doi.org/10.1002/bsl.2397
  107. Zheng G, Zhang Q, Ran G. The association between academic stress and test anxiety in college students: The mediating role of regulatory emotional self-efficacy and the moderating role of parental expectations. Front Psychol. 2023;14:1008679. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1008679
  108. Prinstein MJ, Boergers J, Vernberg EM. Overt and relational aggression in adolescents: Social-psychological adjustment of aggressors and victims. J. Clin. Child Psychol. 2001;30:479-491.  https://doi.org/10.1207/S15374424JCCP3004_05
  109. Olweus D. School bullying: Development and some important challenges. Annu. Rev. Clin. Psychol. 2013;9:751-780.  https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050212-185516
  110. Vergara, G. A., Stewart, J. G., Cosby, E. A., et al. Non-Suicidal Self-Injury and Suicide in Depressed Adolescents: Impact of Peer Victimization and Bullying. Journal of Affective Disorders. 2019;245:744-749.  https://doi.org/1010.1016/j.jad.2018.11.084
  111. Glenn CR, Lanzillo EC, Esposito EC, et al. Examining the Course of Suicidal and Nonsuicidal Self-Injurious Thoughts and Behaviors in Outpatient and Inpatient Adolescents. J Abnorm Child Psychol. 2017;45(5):971-983.  https://doi.org/10.1007/s10802-016-0214-0
  112. Zisook S, Lesser I, Stewart JW, et al. Effect of age at onset on the course of major depressive disorder. Am J Psychiatry. 2007;164(10):1539-46.  https://doi.org/10.1176/appi.ajp.2007.06101757
  113. Moor S, Crowe M, Luty S, et al. Effects of comorbidity and early age of onset in young people with Bipolar Disorder on self harming behaviour and suicide attempts. J Affect Disord. 2012;136(3):1212-5.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2011.10.018
  114. Kessler RC, Borges G, Walters EE. Prevalence of and risk factors for lifetime suicide attempts in the National Comorbidity Survey. Arch Gen Psychiatry. 1999;56(7):617-26.  https://doi.org/10.1001/archpsyc.56.7.617
  115. Dervic K, Brent DA, Oquendo MA. Completed suicide in childhood. Psychiatr Clin North Am. 2008;31(2):271-291.  https://doi.org/10.1016/j.psc.2008.01.006
  116. Nock MK, Hwang I, Sampson N, et al. Cross-national analysis of the associations among mental disorders and suicidal behavior: findings from the WHO World Mental Health Surveys. PLoS Med. 2009;6(8):e1000123. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1000123
  117. Costello EJ, Copeland W, Angold A. Trends in psychopathology across the adolescent years: what changes when children become adolescents, and when adolescents become adults? J Child Psychol Psychiatry. 2011;52(10):1015-1025. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2011.02446.x
  118. Braams BR, van Duijvenvoorde AC, Peper JS, et al. Longitudinal changes in adolescent risk-taking: a comprehensive study of neural responses to rewards, pubertal development, and risk-taking behavior. J Neurosci. 2015;35(18):7226-7238. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.4764-14.2015
  119. Ammerman BA, Steinberg L, McCloskey MS. Risk-Taking Behavior and Suicidality: The Unique Role of Adolescent Drug Use. J Clin Child Adolesc Psychol. 2018;47(1):131-141.  https://doi.org/10.1080/15374416.2016.1220313
  120. Mars B, Heron J, Klonsky ED, et al. Predictors of future suicide attempt among adolescents with suicidal thoughts or non-suicidal self-harm: a population-based birth cohort study. Lancet Psychiatry. 2019;6(4):327-337.  https://doi.org/10.1016/S2215-0366(19)30030-6
  121. Cha CB, Wilson KM, Tezanos KM, et al. Cognition and self-injurious thoughts and behaviors: A systematic review of longitudinal studies. Clin Psychol Rev. 2019;69:97-111.  https://doi.org/10.1016/j.cpr.2018.07.002
  122. Papageorgiou C, Wells A. An Empirical Test of a Clinical Metacognitive Model of Rumination and Depression. Cognitive Therapy and Research. 2003;27:261-273.  https://doi.org/10.1023/A:1023962332399
  123. Kosnes L, Whelan R, O’Donovan A, et al. Implicit measurement of positive and negative future thinking as a predictor of depressive symptoms and hopelessness. Conscious Cogn. 2013;22(3):898-912.  https://doi.org/10.1016/j.concog.2013.06.001
  124. Pickering TA, Wyman PA, Schmeelk-Cone K, et al. Diffusion of a Peer-Led Suicide Preventive Intervention Through School-Based Student Peer and Adult Networks. Front Psychiatry. 2018;9:598.  https://doi.org/10.3389/fpsyt.2018.00598
  125. Kochanski KM, Lee-Tauler SY, Brown GK, et al. Single Versus Multiple Suicide Attempts: A Prospective Examination of Psychiatric Factors and Wish to Die/Wish to Live Index Among Military and Civilian Psychiatrically Admitted Patients. J Nerv Ment Dis. 2018;206(8):657-661.  https://doi.org/10.1097/NMD.0000000000000851
  126. Goldston DB, Daniel SS, Erkanli A, et al. Suicide attempts in a longitudinal sample of adolescents followed through adulthood: Evidence of escalation. J Consult Clin Psychol. 2015;83(2):253-264.  https://doi.org/10.1037/a0038657
  127. Prinstein MJ, Nock MK, Simon V, et al. Longitudinal trajectories and predictors of adolescent suicidal ideation and attempts following inpatient hospitalization. J Consult Clin Psychol. 2008;76(1):92-103.  https://doi.org/10.1037/0022-006X.76.1.92
  128. Czyz EK, King CA. Longitudinal trajectories of suicidal ideation and subsequent suicide attempts among adolescent inpatients. J Clin Child Adolesc Psychol. 2015;44(1):181-193.  https://doi.org/10.1080/15374416.2013.836454
  129. Joiner TE, Rudd MD. Intensity and duration of suicidal crises vary as a function of previous suicide attempts and negative life events. J Consult Clin Psychol. 2000;68(5):909-916.  https://doi.org/10.1037/0022-006X.68.5.909
  130. Miranda R, Ortin-Peralta A, Rosario-Williams B, et al. Understanding patterns of adolescent suicide ideation: Implications for risk assessment. In Miranda R & Ieglic E (Eds.), Handbook of youth suicide prevention: Integrating research into practice. Springer. 2021.
  131. Ribeiro JD, Franklin JC, Fox KR, et al. Self-injurious thoughts and behaviors as risk factors for future suicide ideation, attempts, and death: a meta-analysis of longitudinal studies. Psychol Med. 2016;46(2):225-236.  https://doi.org/10.1017/S0033291715001804
  132. Reinherz HZ, Tanner JL, Berger SR, et al. Adolescent suicidal ideation as predictive of psychopathology, suicidal behavior, and compromised functioning at age 30. Am J Psychiatry. 2006;163(7):1226-1232. https://doi.org/10.1176/ajp.2006.163.7.1226
  133. Whalen DJ, Hennefield L, Elsayed NM, et al. Trajectories of Suicidal Thoughts and Behaviors From Preschool Through Late Adolescence. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2022;61(5):676-685.  https://doi.org/10.1016/j.jaac.2021.08.020

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.