Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Соловьев А.Е.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Кульчицкий О.А.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Притуло Л.Ф.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Внутренние ущемленные грыжи в отверстиях брыжеек кишечника у детей раннего возраста

Авторы:

Соловьев А.Е., Кульчицкий О.А., Притуло Л.Ф.

Подробнее об авторах

Прочитано: 864 раза


Как цитировать:

Соловьев А.Е., Кульчицкий О.А., Притуло Л.Ф. Внутренние ущемленные грыжи в отверстиях брыжеек кишечника у детей раннего возраста. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2024;(11):54‑59.
Solovyov AE, Kulchitsky OA, Pritulo LF. Internal hernias strangulated in mesenteric openings in young children. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2024;(11):54‑59. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia202411154

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Диаг­нос­ти­ка ней­ро­ин­фек­ций у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):51-59
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию син­дро­ма ве­ге­та­тив­ной дис­фун­кции у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):66-75
Изу­че­ние воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния ме­то­дик для оцен­ки расстройств раз­ви­тия экспрес­сив­ной ре­чи у де­тей 3—6 лет. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):103-109
Проб­ле­мы ока­за­ния сто­ма­то­ло­ги­чес­кий по­мо­щи дет­ско­му на­се­ле­нию на при­ме­ре г. Ча­па­евск Са­мар­ской об­лас­ти. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(4):35-42
Сов­ре­мен­ный взгляд на эти­оло­гию жел­чно­ка­мен­ной бо­лез­ни у де­тей. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):59-68

Введение

Внутреннее ущемление петли тонкой кишки может произойти в отверстиях любой локализации брыжейки как тонкой, так и толстой кишок [1—3]. Описываются случаи ущемления петли тонкой кишки во врожденном дефекте брыжейки червеобразного отростка, сальника, брыжейки дивертикула Меккеля, в отверстии серповидной связки печени [4—7]. По данным Ю.Ю. Крамаренко, ущемление петли тонкой кишки в дефекте ее брыжейки встречается в 0,5—0,9% среди всех видов непроходимости [цит. по 8]. И.А. Кузнецов (2002) диагностировал кишечную непроходимость с ущемлением петли кишки в отверстиях брыжейки в 6 случаях из 540 оперированных больных с кишечной непроходимостью [9]. Д.П. Чухриенко (1972) из 59 оперированных по поводу острой странгуляционной кишечной непроходимости диагностировал ущемление петли тонкой кишки в отверстии ее брыжейки у 28 больных, в отверстии большого сальника — у 10, в окне брыжейки сигмовидной кишки — у 5 и еще у 5 пациентов — в отверстии брыжейки поперечной ободочной кишки [10].

Врожденные дефекты чаще наблюдаются в брыжейке тонкой кишки, реже — в брыжейке толстой. Дефект отличается разнообразной формой и размером — от небольшого дефекта до огромной щели, в которую может войти вся тонкая кишка [8].

Цель исследования — изучить клинику, диагностику и лечение внутренних ущемленных грыж в отверстиях брыжеек кишечника у детей раннего возраста.

Материал и методы

Наблюдали 5 детей в возрасте до 3 лет с ущемлением кишки в дефекте брыжейки тонкого кишечника (у 4) и брыжейки червеобразного отростка (у 1). Производились сбор анамнеза, получение результатов осмотра, лабораторных, рентгенологических и морфологических исследований; выполнялось ультразвуковое исследование (УЗИ). Приведены 3 клинических наблюдения.

Результаты

У 4 девочек обнаружено ущемление петли тонкой кишки в дефекте ее брыжейки. Успешно оперированы 2 ребенка. Две девочки погибли без оперативного пособия, т. к. диагноз острой странгуляционной кишечной непроходимости не был поставлен. У 1 новорожденного мальчика петля тонкой кишки ущемилась в дефекте брыжейки червеобразного отростка. Оперативное вмешательство привело к выздоровлению.

Клиническая картина странгуляционной кишечной непроходимости при ущемлениях петель кишки в отверстиях брыжейки была стертой и сходной с клиникой функционального нарушения работы желудочно-кишечного тракта. У 4 детей в анамнезе нельзя было определить начало заболевания. Дети страдали диспепсическими расстройствами, кратковременными схваткообразными болями в животе, которые проходили самостоятельно или после приема спазмолитических препаратов либо постановки клизмы. У детей трудно было определить моменты перехода болей в животе в схваткообразные приступы. Картина кишечной непроходимости с многократной рвотой отмечена у 2 детей. Перистальтика кишечника при аускультации то нарастала, то исчезала; живот становился вздутым. Быстро нарастали симптомы интоксикации, обезвоживания и сопорозного состояния вплоть до шока. Серый цвет кожных покровов, сухой обложенный язык, тахикардия, анурия свидетельствовали о тяжелом состоянии пациентов. По данным О.А. Кульчицкого (2021) [11], о тяжести нарастающей интоксикации у детей со странгуляционной кишечной непроходимостью свидетельствовали биохимические показатели.

При УЗИ расширенные сгруппированные петли тонкой кишки указывали на ее непроходимость. На обзорной рентгенограмме определялись локально расширенные петли тонкой кишки (у 3 детей).

Два ребенка поступили в клинику в агональном состоянии. Реанимационные мероприятия у них были неэффективными. Трое детей раннего возраста оперированы: 2 девочки с ущемлением петли тонкой кишки в отверстии ее брыжейки и 1 мальчик с ущемлением тонкой кишки в дефекте брыжейки червеобразного отростка. Приводим клинические наблюдения.

Клинический случай №1

В клинику детской хирургии областного центра поступила девочка в возрасте 2,5 лет с диагнозом острой кишечной непроходимости.

Из анамнеза: родилась недоношенной с массой тела 2700 г, оценка по шкале Апгар — 7 баллов. К груди приложена через 2 ч. На протяжении 2 лет перенесла острую респираторную вирусную инфекцию, бронхит, гастроэнтерит. Привита по возрасту.

Жалобы при поступлении на боль в животе, многократную рвоту. Болеет в течение суток, находилась в инфекционной больнице с диагнозом «бактериальное пищевое отравление?». Проводилось консервативное лечение (спазмолитики, инфузионная терапия). Состояние ребенка ухудшалось. После консультации с заведующим детским хирургическим отделением направлена в хирургический стационар.

При поступлении: общее состояние тяжелое, кожные покровы и слизистые бледные, сухие. Рвота с желчью. Живот вздут, напряжен во всех отделах. Симптомы раздражения брюшины положительные. Печень и селезенка не пальпируются. Стул — 4 раза, количество мочи — 40 мл. На обзорной рентгенограмме органов брюшной полости имеются уровни жидкости и чаши Клойбера. В анализе крови выявлен лейкоцитоз с палочкоядерным сдвигом.

Диагноз: острая кишечная непроходимость. Перитонит.

Предоперационная подготовка в течение 5 ч. Произведена срединная лапаротомия. В брюшной полости большое количество мутного выпота с каловым запахом. В 30 см от илеоцекального угла имеется отверстие 2×2 см в брыжейке тонкой кишки, в котором ущемилась ее петля длиной 18 см. Ущемленная петля кишки черного цвета, диаметром 2,5 см. Пульсации сосудов ущемленной кишки нет.

Диагноз: странгуляционная кишечная непроходимость, ущемление петли тонкой кишки в отверстии ее брыжейки, гангрена ущемленной петли тонкой кишки, распространенный серозно-гнойный перитонит.

Расширить ущемляющее отверстие не представлялось возможным (рисунок). Пересечены приводящий и отводящий отделы, перевязаны шелком. Некротизированная петля кишки удалена. Приводящий и отводящий отделы резецированы дополнительно в пределах здоровых тканей: проксимально — 10 см, дистально — 5 см. Наложен анастомоз конец в конец. Окно в брыжейке тонкой кишки ушито. Брюшная полость промыта раствором фурацилина и ушита наглухо. Исход —выздоровление.

Рисунок. Интраоперационные фотографии некротизированной петли тонкой кишки, ущемленной в отверстии ее брыжейки (а, б).

Клинический случай №2

Девочка С., 3 года 7 мес, транспортирована из инфекционного отделения ГБУ РО «Областная детская клиническая больница» 26.11.2016 в 20:50 в отделение реанимации ГБУ РО «Областная детская клиническая больница» в агональном состоянии, минуя приемный покой: АД не определяется, ЧСС — 32 в 1 мин, из желудка отделяемое с каловым запахом. Ребенок без сознания, живот вздут, напряжен. Мероприятия: искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца. В 22:15 26.11.2016 констатирована биологическая смерть.

Из анамнеза известно, что девочка заболела 25.11.2016 в 23:00, когда появились схваткообразные боли в животе, многократная рвота. Доставлена в 11:00 следующего дня в инфекционное отделение ГБУ РО «Областная детская клиническая больница» с диагнозом «бактериальная кишечная инфекция».

Родилась от здоровых родителей массой 3 кг в результате 3 родов. Закричала сразу, пуповина отпала на 3 сут, выписана на 7 сут. Грудное вскармливание до 3 мес, с 4 мес — прикорм. Привита по возрасту. Посещала детский сад.

При поступлении в инфекционное отделение: ребенок бледен, глаза запавшие, губы сухие, температура тела 37,0 °C. Тоны сердца ритмичные, пульс — 150 в 1 мин. Дыхание проводится, хрипов нет. Живот безболезненный, вздут, урчит. Стула не было 2 дня.

Диагноз: «бактериальное пищевое отравление (?), дегидратация II степени».

Назначено: питье, анальгин, димедрол, папаверин, инфузионная терапия — в/в 400 мл 0,9% раствора натрия хлорида, 500 мл 5% раствора глюкозы. Схваткообразные боли в животе и рвота сохранялись.

К 19:30 состояние крайне тяжелое, загружена; АД — 68/52 мм рт. ст. Кожные покровы бледные с мраморным оттенком, слизистые сухие; рвота кофейной гущей. Живот резко вздут, диурез отсутствует.

Учитывая крайне тяжелое состояние, ребенок переведен в областную детскую больницу, где констатирована биологическая смерть.

На вскрытии диагностированы ущемление и некроз петли тонкой кишки в отверстии ее брыжейки в 15 см от баугиниевой заслонки; диффузный перитонит.

Клинический случай №3

Мальчик С., возраст 3 сут, поступил в клинику детской хирургии г. Запорожье со слов родителей схваткообразные боли в животе, рвота.

Из анамнеза: родился 15.08.2012 с массой тела 2700 г. Оценка по шкале Апгар 7 баллов. К груди приложен через 2 ч. На 2 сут ребенок стал беспокойным, отказывался от груди. Отмечался двукратный жидкий стул; температура тела — 37,7 °C. В правой половине живота появилось опухолевидное образование размерами 4×3 см. Направлен в клинику детской хирургии с диагнозом «инвагинация кишечника».

При поступлении: общее состояние тяжелое, температура тела 38,0 °C. Со стороны органов грудной клетки патологических изменений не выявлено. Живот вздут, мягкий, болезненный при пальпации в правой половине. Там же пальпируется болезненное, без четких границ, малоподвижное образование 2,7×2,5 см. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень и селезенка не увеличены. Мочился; стула не было. На обзорной рентгенограмме в правой половине живота под печенью определяются раздутые петли кишечника. Уровней жидкости в брюшной полости нет.

После предоперационной подготовки ребенок оперирован с диагнозом острой кишечной непроходимости (инвагинация?). Произведена срединная лапаротомия. В брюшной полости большое количество мутного выпота. Обнаружена петля тонкой кишки, которая ущемилась в дефекте брыжейки червеобразного отростка. Кишечная петля 2,5 см в диаметре, багрового цвета, отечная. Червеобразный отросток длиной 10 см, без изменений. Рассечено ущемляющее кольцо, петля тонкой кишки освобождена. После введения в брыжейку Sol. Novocaini 0,25% — 8 мл петля кишки порозовела и признана жизнеспособной. Аппендэктомия лигатурным способом. Ушивание брюшной полости наглухо.

Диагноз: ущемление петли тонкой кишки в дефекте брыжейки червеобразного отростка. Катаральный аппендицит.

За 6 мес ребенок прибавил в массе тела до 4,5 кг. Общее состояние удовлетворительное. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Стул, диурез в норме.

Обсуждение

Внутренние ущемленные грыжи в отверстиях брыжейки кишечника относятся к странгуляционной кишечной непроходимости [12—14]. В патогенезе заболевания ведущая роль принадлежит ишемии и интоксикации. Резкое прекращение локального кровообращения приводит к следующим нарушениям: 1) доставка в ткани кислорода, 2) удаление продуктов тканевого метаболизма [15—17, 26]. При этом нарушаются практически все системы гомеостаза. Поэтому некроз ущемленной кишки провоцирует быстрые и необратимые процессы. Таким детям требуется серьезная предоперационная подготовка [18—20, 27].

Из 5 детей раннего возраста выжили 3, двое детей погибли.

Г.А. Баиров (1983) считает, что «нет ни одного признака, по которому можно было бы отличить ущемление кишечника в дефекте брыжейки от других видов странгуляционной кишечной непроходимости» [21].

В дефекте брыжейки кишечника могут ущемляться не только петли тонкой кишки, но и дивертикул Меккеля, червеобразный отросток, сальник, придатки матки у девочек и т. д. Чаще ущемляются петли тонкой или толстой кишок вместе с большим сальником [22—24]. Факторы, способствующие ущемлению: а) внезапное повышение внутрибрюшного давления; б) понижение давления в поддиафрагмальном пространстве; в) спастическое сокращение отдельных петель кишки, которое способствует проскальзыванию кишки в щель [8, 13, 14].

В последующем происходит растяжение проскочившей петли газом. Образуется газовая «ловушка», вследствие чего петля кишки увеличивается и наступает ущемление. Наблюдаются варианты ущемления с одновременным заворотом петли кишки [2—4, 25]. Несмотря на прогресс в детской хирургии, диагностика острой спаечной кишечной непроходимости часто остается запоздалой.

Заключение

Таким образом, клиническая картина ущемления петли тонкой кишки в дефекте ее брыжейки у детей раннего возраста характеризуется возникновением острой боли в животе, рвоты, общего беспокойства, задержкой отхождения стула и газов. Ослабление или отсутствие перистальтических шумов является грозным симптомом декомпенсации перистальтики кишечника. Анамнез, осмотр, данные УЗИ, рентгенологического и лабораторного исследования редко оказывают существенную помощь в диагностике. Некроз ущемленной кишки приводит к быстрым и необратимым процессам в организме ребенка, при этом страдают все системы гомеостаза.

Дети с подозрением на внутреннюю ущемленную грыжу брюшной полости (странгуляционную кишечную непроходимость) подлежат немедленной госпитализации в хирургический стационар. Успешное лечение зависит от сроков заболевания.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Баймышев Е.С., Абзалиев К.Б. Редкие формы внутренней грыжи. Вестник хирургии. 1986;2:56-57. 
  2. Бенчик С.Л., Началов Г.Н., Орлов В.А. Острая тонкокишечная непроходимость, вызванная ущемлением петли тонкой кишки в дефекте брыжейки дивертикула Меккеля. Вестник хирургии. 1994;1-2:51-52. 
  3. Буценко В.Н., Антонюк С.М., Тимофеев В.Д. Ошибки в диагностике и лечении редких форм ущемленных грыж живота. Вестник хирургии. 1990;11:145-146. 
  4. Воложин С.И., Пономарев А.А., Мусинов И.М. Острая кишечная непроходимость при ущемленных внутренних брюшных грыжах. В кн: Непроходимость кишечника. Новосибирск: мат. конф., часть 2; 1993. С. 78-79. 
  5. Левантовский Б.В., Лебедев В.Н. Ущемление тонкой кишки в отверстии круглой связки печени. Вестник хирургии. 1994;1-2:50-51. 
  6. Фролов Б.А. Ущемление и заворот тонкой кишки в сальниковой сумке. Хирургия. 1999;1:60. 
  7. Харченко Г.Т. Ущемленная грыжа серповидной связки печени. Клиническая хирургия. 1990;2:50-51. 
  8. Пономарев А.А., Карпов О.Э. Редкие причины непроходимости желудочно-кишечного тракта. М., 2002.
  9. Кузнецов И.А. Длительная блокада грудных вегетативных нервных стволов в комплексном лечении больных с острой кишечной непроходимостью. Хирургия. 2002;11:49-51. 
  10. Чухриенко Д.П. Спаечная болезнь. Киев: Здоровье; 1972.
  11. Кульчицкий О.А. Диагностика ОСКН у детей. Вятский медицинский вестник. 2021;4:4-9. 
  12. Кригер А.Г., Андрейцев И.Л., Макарова Е.Е. Лапароскопия и ультразвуковая диагностика при эндохирургическом лечении редких вариантов тонкокишечной непроходимости. Эндоскопическая хирургия. 2000;5:57-59. 
  13. Разумовский А.Ю., Дронов А.Ф. Детская хирургия. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2021.
  14. Морозов Д.А., Филиппов Ю.В., Городков С.Ю. Хирургия врожденной непроходимости тонкой кишки: анализ 100 наблюдений. Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии. 2011;2:21-29. 
  15. Соловьев А.Е., Кульчицкий О.А. Острая странгуляционная кишечная непроходимость у детей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2023.
  16. Cull JN, Jacobson DL, Lau GA, Cartwright PC, Wallis MC, Skarda D, Swendiman R, Schaeffer AJ. Internal hernia with volvulus after major abdominal reconstructions in pediatric urology — An infrequently reported and potentially devastating complication. Journal of Pediatric Urology. 2023;19(4):402.e1-402.e7.  https://doi.org/10.1016/j.jpurol.2023.04.030
  17. Okito O, Meltzer JA, Cunningham SJ. Internal Hernia as a Cause for Intestinal Obstruction in a Newborn. Journal of Emergency Medicine. 2015;49(3):277-280.  https://doi.org/10.1016/j.jemermed.2015.04.030
  18. Пугаев А.В., Ачкасов Е.Е., Негребов М.Г. Морфологические изменения тонкой кишки при острой странгуляционной тонкокишечной непроходимости. Клиническая медицина. 2015;93(4)56-61. 
  19. Willems E, Willaert B, Van Slycke S. Transmesenteric hernia: a rare case of acute abdominal pain in children: a case report and review of the literature. Acta Chirurgica Belgica. 2018;118(6):388-391.  https://doi.org/10.1080/00015458.2017.1399662
  20. Гусейнов А.Х., Мамедов Д.С. Внутреннее ущемление тонкой кишки. Хирургия. 2011;2:65-66. 
  21. Баиров Г.А. Неотложная хирургия детей. М.: 1983.
  22. Шнайдер И.С., Цап Н.А. Гинекологические заболевания у детей и подростков при синдроме «острого живота». Детская хирургия. 2020;24(6):377-382. 
  23. Винник Ю.С., Прусов И.А., Серова Е.В. Редкий вариант ущемления внутренней грыжи брюшной полости у женщины. Клиническая медицина. 2015;1:76-77. 
  24. Hirashima K, Date K, Fujita K, Koide N, Kamuro A, Kato H, Fujita N. Strangulation of the small intestine caused by an intra-mesosigmoid hernia: a case report. Surgical Case Reports. 2017;3(1):129.  https://doi.org/10.1186/s40792-017-0406-z
  25. Яницкая М.Ю. Диагностика и лечение врожденной кишечной непроходимости с использованием методов интервенциального ультразвука. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2019;11:64-71. 
  26. Соловьев А.Е., Кульчицкий О.А. Стадии странгуляционной кишечной непроходимости у детей. Наука молодых. 2020;8(2):239-245. 
  27. Маматкулов Б.М., Авезо Г.С. Врожденные аномалии как причина детской инвалидности. Наука молодых. 2015;2:110-115. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.