Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гаврилов Г.В.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ, Санкт-Петербург, Россия

Станишевский А.В.

ФГБОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО России, Санкт-Петербург, Россия

Гайдар Б.В.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ, Санкт-Петербург, Россия

Парамонова Н.М.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ, Санкт-Петербург, Россия;
ФГБУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова» РАН, Санкт-Петербург, Россия

Гайкова О.Н.

ФГБУН «Институт токсикологии федерального медико-биологического агентства России», Санкт-Петербург, Россия

Свистов Д.В.

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Патологические изменения в биоптатах головного мозга пациентов при идиопатической нормотензивной гидроцефалии

Авторы:

Гаврилов Г.В., Станишевский А.В., Гайдар Б.В., Парамонова Н.М., Гайкова О.Н., Свистов Д.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1821

Загрузок: 22


Как цитировать:

Гаврилов Г.В., Станишевский А.В., Гайдар Б.В., Парамонова Н.М., Гайкова О.Н., Свистов Д.В. Патологические изменения в биоптатах головного мозга пациентов при идиопатической нормотензивной гидроцефалии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(3):50‑54.
Gavrilov GV, Stanishevskiy AV, Gaydar BV, Paramonova NM, Gaykova ON, Svistov DV. Pathological changes in human brain biopsies from patients with idiopathic normal pressure hydrocephalus. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2019;119(3):50‑54. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201911903150

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пос­тко­вид­ный син­дром в прак­ти­ке нев­ро­ло­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):124-129
Ус­той­чи­вое по­вы­ше­ние уров­ня ци­ли­ар­но­го ней­рот­ро­фи­чес­ко­го фак­то­ра в сы­во­рот­ке кро­ви при по­ло­жи­тель­ной те­ра­пев­ти­чес­кой ди­на­ми­ке деп­рес­сии как ве­ро­ят­ный прог­нос­ти­чес­кий мар­кер ре­ци­ди­ва деп­рес­сив­но­го эпи­зо­да. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):120-123
Ке­ра­то­ко­нус: ос­нов­ные нап­рав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):11-20
При­чин­но-следствен­ные фак­то­ры раз­ви­тия по­ли­поз­но­го ри­но­си­ну­си­та. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(2):124-130
Ос­трая ише­мия ко­неч­нос­тей у боль­ных COVID-19. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(3):267-271
Фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия и ме­ха­низ­мы па­то­ге­не­за ге­ни­то­ури­нар­но­го ме­но­па­узаль­но­го син­дро­ма. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(4):44-49
Вли­яние гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ной реф­люк­сной бо­лез­ни на кли­ни­чес­кие про­яв­ле­ния ва­зо­мо­тор­но­го ри­ни­та. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(3):176-180
Диф­фуз­ный кож­ный мас­то­ци­тоз: слу­чай из прак­ти­ки. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(5):580-587
Роль фер­роп­то­за в па­то­ге­не­зе и прог­рес­си­ро­ва­нии эн­до­мет­ри­оза. Ис­то­рия воп­ро­са и но­вые дан­ные. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(5):92-101
Роль эн­до­те­ли­на-1 в па­то­ге­не­зе се­мей­ной эк­ссу­да­тив­ной вит­ре­оре­ти­но­па­тии. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(5):14-18

Идиопатическая нормотензивная гидроцефалия (иНТГ) — патологическое состояние, характеризующееся избыточным накоплением цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) в желудочках головного мозга и субарахноидальных пространствах, развивающееся на фоне нормального давления ЦСЖ и приводящее к формированию патоморфологических изменений в перивентрикулярном мозговом веществе, в результате которых формируется специфическая клиническая картина — триада Хаким—Адамса: нарушения походки, когнитивных функций и мочеиспускания.

иНТГ развивается, как правило, у людей старше 65 лет. Встречаемость иНТГ составляет, по разным данным, от 0,3 до 3% и увеличивается с возрастом [1]. Клинические проявления иНТГ значительно снижают качество жизни пациентов и в ряде случаев имеют инвалидизирующий характер. В отличие от большинства нейродегенеративных и сосудистых заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция и др., иНТГ является потенциально обратимой. Так, по данным ряда авторов, своевременное выполнение вентрикулоперитонеального шунтирования позволяет добиться регресса когнитивных нарушений у 60—80% пациентов [2]. Согласно данным современных исследований выполнение шунтирующей операции позволяет значительно улучшить качество жизни даже у пациентов с исходно присутствующим тяжелым неврологическим дефицитом, а также целесообразно у лежачих больных [3].

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению патогенеза иНТГ, единые взгляды на механизм формирования патологических проявлений заболевания до настоящего момента не выработаны [4, 5]. В представленной работе приведены результаты собственных исследований методами световой и электронной микроскопии биоптатов головного мозга пациентов с иНТГ, отражающие характер микроструктурных изменений на тканевом, клеточном и субклеточном уровнях, возникающих в веществе головного мозга при данной патологии. Формированию представлений о патогенезе заболевания способствует изучение возникающих у пациента морфологических изменений органов-мишеней.

Цель исследования — выявление специфических патоморфологических изменений, возникающих на тканевом, клеточном и субклеточном уровнях у пациентов с идиопатической нормотензивной гидроцефалией.

Материал и методы

Исследованы биоптаты коры, субкортикального и перивентрикулярного белого вещества головного мозга 32 пациентов с иНТГ, полученные при выполнении вентрикулоперитонеального шунтирования. Из них 20 биоптатов исследованы методом световой и 12 — методом электронной микроскопии.

У всех пациентов исследуемой группы диагноз иНТГ был установлен на основании комплексной оценки клинических данных, результатов нейровизуализации и люмбальной пункции. Клинически пациенты характеризовались сочетанием когнитивных нарушений, апраксии ходьбы (оценивали по скорости прохождения дистанции 10 м и результату теста «time up and go»), а также нарушений мочеиспускания. При магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга определяли степень расширения боковых желудочков (индекс Эванса более 30), наличие картины DESH-синдрома («disproportionally enlarged subarachnoid space hydrocephalus»), признаки перивентрикулярного отека, ширину «каллезного угла», расширение височных рогов и др. Во всех случаях у пациентов, включенных в исследование, диагноз иНТГ подтвержден результатами спинального tap-теста.

Первым этапом при выполнении ЦСЖ-шунтирующей операции при помощи системы интраоперационной навигации выполняли биопсию ткани головного мозга в трех областях (кортикальной, субкортикальной и перивентрикулярной) строго в проекции трека вентрикулярного катетера.

Далее взятый для гистологического исследования материал в виде столбцов ткани кусочков толщиной 0,7 мм обезжиривали в спиртах возрастающей концентрации, обрабатывали хлороформом в аппарате Tissue-Tek VIP 6 (Sakura) и заливали в парафин по стандартной методике. Затем изготовляли гистологические срезы толщиной 5—7 микрон. Все микропрепараты окрашивали в аппарате Tissue-Tek Prisma (Sakura) гематоксилином и эозином, дополнительно также использовали окраски по методам Ван-Гизона, Шпильмейера и Ниссля. Для микроскопической оценки использовали световой микроскоп Leica DM 1000 (Германия).

Кроме того, часть материала была подготовлена к ультраструктурному исследованию с использованием трансмиссионной электронной микроскопии. Биоптаты фиксировали смесью 0,5% глутаральдегида и 4% параформальдегида в течение 2,5 ч при температуре 4 °C. Постфиксацию проводили в 1% растворе тетраоксида осмия. Затем кусочки ткани были дегидратированы в растворах этилового спирта возрастающей концентрации и ацетоне, после чего заключены в смесь аралдитов. После полимеризации блоков из них изготавливали ультратонкие срезы на ультрамикротоме LKB III (Швеция). Исследование материала и фотосъемку проводили с помощью просвечивающего электронного микроскопа JEM-100 CX (Япония) ВМедА и FEITecnai G2 Spirit Bio TWIN (Нидерланды) Центра коллективного пользования ЦЭФБ им. И.М. Сеченова.

Дизайн исследования одобрен этическим комитетом Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (протокол № 199 от 19.12.17).

Результаты

По данным световой микроскопии большинство нейронов были изменены, единичные — имели правильную форму, но темное ядро, ядрышко не определялось. Часто встречались «клетки-тени», иногда с явлениями нейронофагии. Имели место очаги нейронального опустошения. Наиболее характерными являлись темные, сморщенные нейроны с темным ядром неправильной формы.

Наиболее выраженные изменения в веществе головного мозга у пациентов с иНТГ были связаны с общим разрежением нейропиля, утолщением и склерозированием стенок артериол, набуханием эндотелия, образованием конвалютов. Периваскулярные пространства часто были расширены, иногда значительно, с образованием криблюр (рис. 1).

Рис. 1. Кора. Крупная криблюра, в просвете небольшое количество рыхло расположенных коллагеновых волокон и свободно лежащие макрофаги и лимфоциты. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 400.

В подкорковом белом веществе имели место мелкие очаги элективного некроза ткани мозга и образования мелких полостей неправильной формы с неровными контурами. Количество миелинизированных аксонов уменьшено во всех случаях, иногда значительно, волокна были неравномерными по толщине и не образовывали характерной для белого вещества плотной сети (рис. 2).

Рис. 2. Белое вещество. Нейропиль разрежен, количество миелиновых волокон значительно уменьшено. Окраска по методу Шпильмеера. Ув. 1000.

Плотность белого вещества в перивентрикулярной зоне была неравномерной и значимо уменьшалась в участках, прилежащих к желудочку. Состояние глии и сосудов аналогично изменениям в субкортикальном белом веществе. Белое вещество, прилежащее к желудочку, представлено множественными полостями с неровными контурами разных размеров и формы. Миелиновые волокна в этой зоне были единичными, неровными, истонченными (рис. 3).

Рис. 3. Перивентрикулярное белое вещество представлено множественными разных размеров и форм полостями с неровными контурами. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 400.

По данным электронной микроскопии изменения морфологии клеток головного мозга и межклеточного вещества при иНТГ выявлялись и на ультрамикроструктурном уровне. При электронной микроскопии ткани перивентрикулярной области у пациентов с иНТГ определялась общая пастозность ткани. Губчатость паренхимы была обусловлена множеством расширенных оптически пустых дендритов и аксонов, диффузно расположенных среди нейропиля по всей перивентрикулярной зоне. Максимальное их скопление локализовано вокруг сосудов. Отечные отростки, сливаясь по 2—4 в единые конгломераты, имели между собой щелевые контакты. Образованные спонтанно в результате критического сближения мембран соседних, увеличенных в объеме отростков, щелевые контакты могут выполнять роль электрических синапсов.

Синапсы, образованные с участием большинства пар нервных окончаний, имели морфологические проявления нарушения проводимости нервных импульсов. Синаптические везикулы в большом количестве скапливались в аксонных терминалях, агглютинировали (рис. 4).

Рис. 4. Тонкий аксональный отросток полностью заполнен агглютинировавшими свободными везикулами (СВ). Ув. 20 500.

Нередко в перинуклеарных «карманах» и более объемных, оптически «пустых» областях, прилегающих к ядру, наблюдались скопления вещества, напоминающего ядерный хроматин. Кариоплазма при этом имела повышенную конденсацию хроматина, не свойственную данным клеткам в нормальном состоянии.

Основная масса нейро- и глиоцитов перивентрикулярной зоны, в том числе элементы гематоэнцефалического барьера, были повреждены и/или гиперхромны с необратимыми дегенеративными изменениями (рис. 5).

Рис. 5. Часть гиперхромного нейрона, у ядерных пор скопления хроматина (Хр), в цитоплазме небольшое тельце Леви (ТЛ) и лизосома (Л). Ув. 26 500.
В цитоплазме многих клеток обнаружены тельца Леви.

В перивентрикулярной зоне лобных долей головного мозга при иНТГ обнаружены амилоидные бляшки. Как правило, в исследуемых биоптатах крупные амилоидные бляшки были окружены разнонаправленными волокнами глиофиламентов и небольшими по размеру фрагментами остаточных мембран (рис. 6).

Рис. 6. Амилоидная бляшка (АБ), окруженная большими пучками разнонаправленных глиофиламентов (ГлФл). Ув. 3000.
В перивентрикулярной зоне выявлен фиброз клеточных элементов и межклеточного пространства нейропиля. В цитоплазме тел фиброзных астроцитов и олигодендроцитов обнаружены глиофиламенты в виде тонких нитей или плотных сконцентрированных пучков вокруг ядер.

Обсуждение

Расширение периваскулярных пространств вокруг мелкокалиберных артериол укладывается в концепцию нарушений функционирования глиолимфатической системы, возникающих у пациентов с иНТГ [6]. Само по себе расширение периартериальных пространств может приводить к снижению темпов обменных процессов между ЦСЖ и тканевой жидкостью, затруднять клиренс продуктов обмена из межклеточного пространства. Теоретические представления о нарушениях механизмов очищения микроокружения нервных клеток от токсинов и «шлаков» нашло подтверждение в экспериментальных работах с интратекальным введением МР-контрастного вещества. Так, в работах S. Vathehol и G. Ringstad отмечено значительное снижение клиренса гадобутрола из субарахноидальных пространств у пациентов с НТГ [7].

Обеднение паренхимы мозга нейронами и формирование постапоптотических полостей, а также разрежение нервных волокон в подкорковом белом веществе свидетельствуют о выраженной дистрофии, развивающейся при иНТГ. Данные литературы свидетельствуют о двух наиболее вероятных механизмах развития подобных патологических изменений в ткани головного мозга: ишемические изменения в клетках на фоне снижения мозгового кровотока [8] и вторичная атрофия нейронов, возникающая вследствие механического повреждения проводящих путей, возникающего при расширении боковых желудочков [9]. Стоит отметить, что гипотеза о ключевой роли снижения мозгового кровотока в патогенезе иНТГ не вполне согласуется с клиническими находками. Так, по данным G. Bateman и соавт., у 14—16% пациентов с иНТГ показатели мозгового кровотока находятся в пределах нормальных значений [10]. В значительном количестве исследований с построением диффузионно-тензорных изображений при иНТГ выявлено увеличение коэффициента фракционной анизотропии, что косвенно свидетельствует о повреждении проводящих путей [11, 12]. Вместе с тем отмечено, что после проведения ЦСЖ-шунтирующей операции или тап-теста регрессу неврологической симптоматики соответствует нормализация коэффициента фракционной анизотропии [13—15].

Нарастание выраженности патологических изменений в перивентрикулярной области соответствует патофизиологическим концепциям, постулирующим прямое воздействие пульсовых волн внутричерепного давления на стенки боковых желудочков в качестве главного фактора развития гидроцефалии. Наши наблюдения согласуются с экспериментальными данными, свидетельствующими о повреждении эпендимы при НТГ [16] и существовании прямого трансэпендимарного тока ЦСЖ в условиях «пульсационного стресса» [17].

Изучение ультрамикроструктурных изменений в клетках головного мозга позволяет понять механизмы формирования неврологической симптоматики при иНТГ. Так, формирование патологических щелевых контактов между нейронами, агглютинация синаптических везикул в терминалях аксонов, формирование контактов между нейронами и астроцитами и другими глиальными клетками, очевидно, приводят к нарушению механизмов возбуждения нейронов и проведения нервных импульсов.

Конденсация хроматина в ядрах нейронов, формирование телец Леви и амилоидных бляшек в цитоплазме клеток и межклеточном веществе не только перивентрикулярной, но и других областей, говорит о существовании общего дегенеративного процесса, сопряженного с иНТГ. Это обстоятельство согласуется с исследованиями D. Cabral и соавт., установившими на основании результатов аутопсий высокую частоту коморбидности иНТГ с болезнью Альцгеймера [18].

Выявленные патоморфологические изменения в коре, и белом веществе головного мозга у пациентов с иНТГ соответствуют существующим на сегодняшний день патофизиологическим концепциям. Наиболее характерными микроскопическими изменениями вещества головного мозга при иНТГ являются ангиопатия, пористость и вакуолизация паренхимы, снижение количества миелиновых волокон.

На ультрамикроскопическом уровне при иНТГ выявляются нарушение синаптической структуры, формирование патологических щелевых контактов между отечными отростками нейронов, образование амилоидных бляшек, телец Леви и разрастаний глиофиламентов.

Изучение микро- и ультрамикроструктурных изменений дает ключ к лучшему пониманию механизмов формирования иНТГ.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Гаврилов Гаспар Владимирович – докторант кафедры нейрохирургии; http://orcid.org/0000-0002-8594-1533. gaspar_gavrilov@mail.ru.

Станишевский Артём Вадимович – клинический ординатор клиники нейрохирургии; http://orcid.org/0000-0002-2615-269X; e-mail: a-stan@mail.ru

Гайдар Борис Всеволодович – академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор кафедры нейрохирургии.

Свистов Дмитрий Владимирович — к.м.н., доцент, начальник кафедры нейрохирургии, главный нейрохирург МО РФ; e-mail: dvsvistov@mail.ru; http://orcid.org/0000-0002-3922-9887

Парамонова Наталья Михайловна – научный сотрудник лаборатории молекулярной эндокринологии и нейрохимии, ФГБУН ИЭФБ им. И. М. Сеченова РАН, и научный сотрудник лаборатории клеточных технологий НИЦ ФГБВОУ ВО ВМедА им. С. М. Кирова МО РФ; natapa@bk.ru.

Гайкова Ольга Николаевна — д.м.н., профессор по специальности «патологическая анатомия», ведущий научный сотрудник лаборатории морфологии и электронной микроскопии, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства»; http://orcid.org/0000-0002-9942-2742; e-mail: Olga-Gaykova@yandex.ru

*e-mail: gaspar_gavrilov@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.