Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Немкова С.А.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Семенов Д.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Петрова Е.А.

ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России, Санкт-Петербург

Савченко Д.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Возвышаева М.Ю.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Канищева А.С.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Раллева А.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Логвинова Е.М.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Цветков Д.А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Чарикова Е.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Романенко Н.И.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Заргарьян Д.А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Болдырев В.Г.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Когнитивные и психоэмоциональные нарушения у учащихся и преподавателей вузов: возможности коррекции с помощью препарата рекогнан (цитиколин)

Авторы:

Немкова С.А., Семенов Д.В., Петрова Е.А., Савченко Д.В., Заваденко Н.Н., Возвышаева М.Ю., Канищева А.С., Раллева А.В., Логвинова Е.М., Цветков Д.А., Чарикова Е.В., Романенко Н.И., Заргарьян Д.А., Болдырев В.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1121

Загрузок: 29


Как цитировать:

Немкова С.А., Семенов Д.В., Петрова Е.А., Савченко Д.В., Заваденко Н.Н., Возвышаева М.Ю., Канищева А.С., Раллева А.В., Логвинова Е.М., Цветков Д.А., Чарикова Е.В., Романенко Н.И., Заргарьян Д.А., Болдырев В.Г. Когнитивные и психоэмоциональные нарушения у учащихся и преподавателей вузов: возможности коррекции с помощью препарата рекогнан (цитиколин). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(12):11‑18.
Nemkova SA, Semenov DV, Petrova EA, Savchenko DV, Zavadenko NN, Vozvyshaeva MYu, Kanishcheva AS, Ralleva AV, Logvinova EM, Tsvetkov DA, Charikova EV, Romanenko NI, Zagaryan DA, Boldyrev VG. Cognitive and emotional disorders in university students and teachers: the possibility of treatment with recognan (citicoline). S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(12):11‑18. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201811812111

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние сим­пто­мов деп­рес­сии на пос­тмор­бид­ную адап­та­цию па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших SARS-CoV-2-ин­фек­цию (оцен­ка с по­зи­ции мо­де­ли муль­ти­мор­бид­нос­ти). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):70-74
Вли­яние пре­па­ра­та Уни­фу­зол на сос­то­яние ког­ни­тив­ных фун­кций в ус­ло­ви­ях эк­спе­ри­мен­таль­но­го хро­ни­чес­ко­го на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):94-103
Воз­мож­нос­ти оп­ти­ми­за­ции те­ра­пии у па­ци­ен­тов с фо­каль­ной эпи­леп­си­ей, пе­ре­нес­ших COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):130-136
Кли­ни­чес­кие про­яв­ле­ния и ме­та­бо­ли­чес­кая те­ра­пия ас­те­ни­чес­ко­го син­дро­ма в ос­тром и ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­одах ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):94-100
Ис­сле­до­ва­ние экспрес­сии бел­ка p53 и об­ра­зо­ва­ния тем­ных ней­ро­нов в гип­по­кам­пе у крыс при мо­де­ли­ро­ва­нии сеп­топ­лас­ти­ки. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):27-36
Вли­яние зна­чи­мых стрес­со­вых со­бы­тий на те­че­ние пер­вич­ных це­фал­гий. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):26-32
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Экспресс-тест си­ту­ацион­ной тре­вож­нос­ти как ос­но­ва для вы­бо­ра пре­ме­ди­ка­ции. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):65-70
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Осо­бен­нос­ти пси­хи­чес­ко­го сос­то­яния вра­чей раз­ных спе­ци­аль­нос­тей в пе­ри­од пан­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):81-90

Среди актуальных проблем, связанных с охраной здоровья населения, значительное место занимают психические расстройства. В этом отношении особое внимание привлекают отдельные популяционные группы, в частности студенты [1—6]. Напряженный темп жизни в период учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых чреват развитием постстрессовых состояний. Возникающая при этом дезадаптация, даже на относительно короткий период, может приводить к трудноустранимому отставанию от графика обучения, вызывая тем самым еще более выраженные нарушения.

Распространенность пограничных психических заболеваний у студентов, согласно данным разных авторов [7—13], составляет 51—70%. Ведущим невротическим расстройством является астенический синдром, которому сопутствуют вегетативные, когнитивные и эмоциональные нарушения. В 50% случаев заболевание возникает во время экзаменационной сессии, которая для некоторых молодых людей является сильной стрессовой ситуацией [14—16]. По результатам ряда исследований [17, 18], было установлено, что во время подготовки и сдачи экзаменов интенсивная умственная деятельность часто сопровождается эмоциональными переживаниями (повышенная тревога, беспокойство, страх), вегетативными расстройствами (учащение сердцебиения, чувство жара и затруднения дыхания, тяжесть или боль в груди, головокружение и потливость), нарушениями сна (трудность засыпания, поверхностный и беспокойный сон), снижением эффективности мышления, внимания, памяти и работоспособности в целом. Данные исследований [5, 9, 17, 19], проведенных среди преподавателей вузов, особенно если речь идет о молодых педагогах (с малым стажем работы), показали, что и в этой популяции также существует опасность раннего появления отрицательных последствий стрессов учебного процесса (так называемое профессиональное психическое выгорание, начальные симптомы которого весьма близки к состояниям, которые развиваются у студентов).

Таким образом, необходима разработка методов профилактики и коррекции возникающих у студентов в преподавателей вузов психических нарушений.

Цель настоящего исследования — изучение эффективности препарата рекогнан (цитиколин) при коррекции когнитивных, эмоциональных, вегетативных, астенических нарушений у учащихся и преподавателей вузов.

Цитиколин является одним из наиболее хорошо изученных и широко применяемых в неврологической практике препаратов. Он используется в США, странах Европы, а также в России для лечения мозгового инсульта, черепно-мозговой травмы, нейродегенеративных заболеваний, когнитивных нарушений инволюционного и сосудистого генеза, расстройств эмоциональной сферы, астенического синдрома [20—26]. Было показано [20, 21, 27—31], что цитиколин обладает нейропротективными и нейрорепаративными свойствами. В основе его действия лежат стимулирование биосинтеза структурных фосфолипидов в мембране нейронов, подавление активности фосфолипаз, стабилизирующее влияние на мембрану, на плотность дофаминовых и ацетилхолиновых рецепторов, улучшение мозгового кровотока. Эффективность цитиколина также связана с его способностью блокировать процессы апоптоза, активировать энергетический метаболизм клеток, в том числе за счет усиления захвата и метаболизма глюкозы, влиять на нейропластичность и разные нейротрансмиттерные системы, его антиоксидантными свойствами [20, 21, 30—32].

Материал и методы

Обследовали 42 студентов и 16 преподавателей Российского государственного социального университета (всего 58; 17 мужчин и 41 женщина) в возрасте 18—45 лет (средний возраст 27,75±12,05 года)​1​᠎.

Пациенты были рандомизированы на две группы (по 29 человек в каждой): основной группе была назначена терапия препаратом Рекогнан 500 мг/сут (5 мл раствора перорально) в течение 30 дней. В контрольной группе лечение не проводили.

Соматическое и психическое состояние пациентов оценивалось с помощью стандартных психологических и психометрических тестов и шкал.

С целью выявления астенического синдрома использовалась субъективная шкала оценки астении (Multidimensional Fatigue Inventory — MFI-20). Общий показатель 12 баллов и более хотя бы по одной из субшкал MFI-20 свидетельствовал о наличии астенического синдрома.

Для оценки вегетативного статуса применяли вопросник для выявления признаков вегетативных нарушений Вейна. О наличии вегетативных нарушений судили при результате, превышающем 15 баллов.

Для выявления расстройств сна использовалась Анкета оценки ночного сна (А.М. Вейн, Я.И. Левин). Пациентам необходимо было записать время засыпания, продолжительность сна, количество ночных пробуждений и сновидений, качество сна и пробуждения. Каждый вопрос анкеты оценивался по 5-балльной шкале, затем подсчитывалась общая сумма баллов: больше 22 баллов — сон не нарушен; 18—22 баллов — легкие нарушения сна; меньше 18 баллов — сон значительно нарушен.

Исследование когнитивных функций проводилось с применением следующих психологических методик:

— для изучения концентрации внимания использовались таблицы

Таблица 1. Средние показатели по шкале MFI-20 у обследуемых обеих групп в динамике (баллы)
Шульте — 5 таблиц с вычислением показателя эффективности работы по формуле:

(n1+n2+n3+n4+n5)/5,

где n — время выполнения каждой из таблиц;

— для исследования памяти применялись тесты «запоминание пар слов» и «запоминание пар фраз»;

— для оценки вербально-логического мышления — тесты «счетные операции» и «словесный лабиринт» (А. Лачинс);

— для определения продуктивности вербального воображения — методика Масселона.

Для выявления уровня стресса использовалась шкала психологического стресса PSМ-25 (в переводе и адаптации Н.Е. Водопьяновой), при этом вычислялся интегральный показатель психической напряженности (ППН): менее 100 баллов — низкий уровень стресса, 100—154 — средний, более 155 баллов — высокий.

Для оценки тревоги применялась методика «Интегративный тест тревожности» (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев), позволяющая определить уровень как ситуационной, так и личностной тревоги. По субшкалам теста выявляли эмоциональный дискомфорт (ЭД), астенический компонент тревожности (АСТ), фобический компонент (ФОБ), тревожную оценку перспективы (ОП), социальную защиту (СЗ). Для каждой субшкалы высчитывали общий балл тревожности; средние показатели по субшкалам анализировались в соответствии со статистическими нормами.

Период наблюдения составил 30 сут. Все включенные в исследование были обследованы трижды: в начале исследования (период до терапии в основной группе), в середине исследования (15-е сутки) и в конце исследования (30-е сутки). Обследование проводили в межсессионный период.

Для статистического анализа использовали программу IBM SPSS Statistics 23. Для оценки достоверности различий применяли критерий знаковых рангов Вилкоксона и U-критерий Манна—Уитни. Значимыми различия между изучаемыми признаками признавали при доверительном уровне р<0,05.

Результаты и обсуждение

До лечения астенический синдром по шкале MFI-20 был выявлен у 69% пациентов основной группы: общая астения отмечалась у 43,8%, пониженная активность — у 48,3%, снижение мотивации — у 27,6%, физическая астения — у 31%, психическая астения — у 34,5%. На 15-е сутки терапии рекогнаном число пациентов с астеническим синдромом уменьшилось до 64%, а после 30 сут — до 55,2% (общая астения отмечалась у 34,5%, пониженная активность — у 44,8%, снижение мотивации — у 31%, физическая астения — у 27,5%, психическая астения — у 31%). В целом положительная динамика в виде уменьшения показателя по шкале MFI-20 в середине курса терапии составляла: по субшкале общей астении 44% (в контрольной группе 42%), пониженной активности 48% (в контрольной группе 46%), снижения мотивации 48% (в контроле 38,5%), физической астении 36% (в контроле 30,8%), психической астении 36% (в контроле 46,2%).

После лечения рекогнаном положительная динамика в виде уменьшения показателе по шкале MFI-20 в основной группе составляла: по субшкале общей астении 44,8% (в контрольной группе 26,9%), пониженной активности 55,2% (в контрольной группе 38,5%), снижения мотивации 51,7% (в контроле 38,5%), физической астении 37,9% (в контроле 42,3%), психической астении 51,7% (в контроле 23,1%).

Таким образом, в основной группе, получившей полный курс терапии рекогнаном, положительная динамика в виде уменьшения показателей практически по всем субшкалам шкалы MFI-20 (кроме субшкалы физической астении) отмечалась в 1,3—2,2 раза чаще, чем в контрольной группе. При статистической оценке изменений средних значений (табл. 1) показателей шкалы MFI-20 после курса применения рекогнана наблюдалась тенденция к уменьшению выраженности астенических проявлений, но по критерию Вилкоксона достоверных различий показателей выявлено не было (p>0,05).

При изучении вегетативного статуса пациентов исходно синдром вегетативной дисфункции определялся у 82,7% пациентов обеих групп. В середине курса терапии рекогнаном положительная динамика вегетативных нарушений отмечалась у 60% пациентов основной группы (в контрольной группе у 34,6%), а после окончания курса лечения рекогнаном — у 65,5% (в контрольной группе у 29,6%).

Нарушения сна исходно в основной группе отмечались у 75,8% пациентов (пограничные у 24,1% и выраженные у 51,7%), в контрольной — у 62,3%. Уже к середине курса лечения рекогнаном положительная динамика отмечалась у 68% пациентов (в контрольной группе у 46,1%), после окончания курса лечения — у 51,7% (в контрольной группе у 42,8%). Число пациентов с нарушениями сна в основной группе, согласно результатам анкетирования, после 30 сут лечения уменьшилось в среднем в 1,4 раза (с 51,7 до 31,1%), преимущественно за счет сокращения числа больных с выраженными нарушениями сна (в контрольной группе в 1,1 раза). По критерию Вилкоксона были обнаружены достоверные различия в основной выборке в показателях ночного сна до лечения рекогнаном и в середине лечения (p=0,034), а также до и после лечения (p=0,044) (табл. 2).

Таблица 2. Средние показатели ночного сна у обследуемых обеих групп в динамике (баллы) Примечание. * — р=0,034; ** — p=0,044 (описание в тексте).

По таблицам Шульте (изучение концентрации внимания) было выявлено, что эффективность работы (в виде уменьшения общего времени выполнения заданий) в середине исследования в основной группе улучшилась в среднем на 36%, а после 30 сут терапии — на 12,1% (в контрольной группе на 5,5 и 6,9% соответственно). Положительная динамика в виде повышения эффективности работы отмечалась в середине курса лечения у 79% пациентов основной группы (в контрольной группе у 59,3%), после прохождения курса лечения — у 69% (в контрольной группе у 57,1%). При анализе средних значений показателей выполнения методики отмечалась положительная тенденция в виде уменьшения времени выполнения тестов и повышения эффективности работы как в основной, так и в контрольной группе, но по критерию Вилкоксона значимых различий до, в середине и после завершения исследования не выявлялось (p>0,05) (табл. 3).

Таблица 3. Средние показатели по таблице Шульте у обследуемых обеих групп в динамике (с)

При оценке продуктивности вербального воображения с применением теста Масселона была отмечена положительная динамика в основной группе в середине курса лечения по методике «количество предложений» у 60% пациентов, по методике «количество естественных предложений» у 64% (в контрольной группе у 48,2 и 41,4% соответственно). При статистическом анализе средних значений выявлялись достоверные различия по критерию Вилкоксона в основной выборке в показателях теста до и в середине лечения по таким показателям, как «количество предложений» (p=0,01) и «количество естественных предложений» (p=0,007) (табл. 4).

Таблица 4. Результаты теста Масселона у обследуемых обеих групп в динамике Примечание. * — p=0,01; ** — p=0,007 (описание в тексте).
После курса лечения рекогнаном положительная динамика отмечалась в основной группе по методике «количество предложений» и «количество естественных предложений» у 48,3% пациентов (в контрольной группе у 51,7%).

При анализе показателей нейропсихологического теста «запоминание пар слов» положительная динамика (после первого повторения) на 15-е сутки терапии рекогнаном отмечалась у 56% пациентов (в контрольной группе у 58,6%), после курса лечения — у 64,3% (в контрольной группе у 40,7%). При этом по критерию Вилкоксона были обнаружены достоверные различия показателей в основной выборке после первого повторения по окончании курса терапии рекогнаном (p=0,028) (табл. 5).

Таблица 5. Результаты тестов «запоминание пар слов» и «запоминание пар фраз» у обследуемых обеих групп в динамике (число слов) Примечание. * — p=0,028; ** — p=0,011; ## — p=0,034; # — p=0,013 (описание в тексте).
По результатам теста «запоминание пар фраз» положительная динамика отмечалась в середине курса лечения у 36% пациентов, после завершения курса лечения — у 39,3%. По критерию Вилкоксона обнаружились достоверные различия показателей в основной группе после первого повторения в середине лечения рекогнаном (p=0,013), а также после лечения (p=0,011) (см. табл. 5). В контрольной группе положительная динамика отмечалась в середине исследования после первого повторения у 27,6% пациентов, после второго повторения — у 24,1%, а после исследования — у 29,6 и 25,9% соответственно, по критерию Вилкоксона были обнаружены достоверные различия в показателях нейропсихологического теста «запоминание пар фраз» (после второго повторения) между исходными данными и результатами, полученными на 15-е сутки исследования (p=0,034).

По тесту «счетные операции» наблюдалась положительная динамика в основной группе в середине лечения у 60% пациентов, в конце лечения — у 64,3%. Достоверные различия по критерию Вилкоксона были обнаружены в показателях до лечения рекогнаном и после лечения (p=0,027) (табл. 6).

Таблица 6. Результаты теста «счетные операции» у обследуемых обеих групп в динамике (с) Примечание. * — p=0,036; ** — p=0,027; *** — p=0,017 (описание в тексте).
В контрольной группе выявлялась положительная динамика в середине исследования у 58,6%, в конце исследования — у 62,9%, при этом по критерию Вилкоксона также были обнаружены достоверные различия в показателях нейропсихологической методики «счетные операции» между исходными данными и результатами в середине исследования (p=0,036), а также в конце исследования (p=0,017).

При оценке результатов теста «словесный лабиринт» для расчета достоверных различий между показателями замеров в 5 повторениях 10 слов вычислялся средний показатель у каждого испытуемого (табл. 7).

Таблица 7. Время прохождения теста «словесный лабиринт» у обследуемых обеих групп в динамике (с) Примечание. ОВВ — общее время выполнения теста ©. * — p=0,0; ** — p=0,001; *** — p=0,0 (описание в тексте).
По критерию Вилкоксона были выявлены достоверные различия в основной выборке в показателях до лечения рекогнаном и в середине лечения (p=0,000), а также до и после лечения (p=0,001). При вычислении общего время выполнения (ОВВ) теста (суммарное время прохождения всех 10 лабиринтов) было показано, что в середине терапии оно уменьшалось в среднем в 2,8 раза (с 739 до 260 с), после завершения курса — в 2,6 раза (с 739 до 289 с), что может свидетельствовать о повышении скорости мыслительных процессов и эффективности работы.

В контрольной выборке по критерию знаковых рангов Вилкоксона достоверные различия присутствовали в показателях теста «словесный лабиринт» между исходными значениями и значениями на 15-е сутки исследования (p=0,000).

По шкале PSM-25 исходно низкий уровень стресса выявлялся у 55,2% пациентов обеих групп, средний — у 37,9%, высокий — у 6,9%. При применении рекогнана отмечалась положительная динамика в виде уменьшения показателей по субшкале стресса в середине курса у 60% пациентов (в контрольной группе у 42,3%), после курса — у 58,6% (в контрольной группе у 50%).

При анализе результатов интегративного теста тревожности до лечения рекогнаном по шкале ситуационной тревоги было выявлено преобладание низкого уровня тревоги по субшкалам «эмоциональный дискомфорт» (ЭД), «астенический компонент тревожности» (АСТ), «фобический компонент» (ФОБ) и среднего уровня тревоги по субшкалам «тревожная оценка перспективы» (ОП) и« социальная защита» (СЗ) (табл. 8).

Таблица 8. Результаты методики «Интегративный тест тревожности» в основной группе до лечения, %
Вместе с тем 22,2% пациентов имели высокий уровень тревоги по субшкале ОП и 14,8% — по С.З. По шкале личностной тревоги низкий уровень тревожности преобладал по субшкалам АСТ и ФОБ, средний — по ЭД и С.З. Высокий уровень личностной тревоги отмечался по субшкалам ЭД у 22,2% пациентов, ОП — у 29,6%, АСТ — у 18,8%. При анализе средних значений этой методики по критерию Вилкоксона не было обнаружено достоверных различий в показателях в процессе лечения рекогнаном, что свидетельствует об отсутствии усиления тревоги при использовании препарата (табл. 9, 10).
Таблица 9. Результаты исследования по субшкалам самооценки ситуационной тревоги методики «интегративный тест тревожности» у обследуемых обеих групп в динамике (баллы) Примечание. * — р=0,003 (описание в тексте).
Таблица 10. Показатели по шкале самооценки личностной тревоги методики «интегративный тест тревожности» у обследованных обеих групп в динамике (баллы) Примечание. * — р=0,029 (описание в тексте).
Кроме того, была выявлена тенденция к снижению показателей ситуационной тревоги на 15-е сутки лечения рекогнаном, а также показателей АСТ- и ФОБ-компонентов (на 11,8%), ОП (на 11,1%), в то время как в контрольной группе эти показатели выросли на 16,5 и 10,4% соответственно. В конце курса лечения тенденция к снижению показателей ситуационной тревоги сохранялась наряду с уменьшением показателей ФОБ в среднем на 15,5% (в контрольной группе увеличился на 28,6%) и снижением показателя ОП в среднем на 7,2% (в контрольной группе увеличился на 10,2%) (см. табл. 9, 10).

В середине лечения рекогнаном отмечалось уменьшение показателей ситуативной тревоги по субшкалам ЭД у 48% обследованных, АСТ у 52%, ОП у 56% ФОБ у 40%, что в 1,4—2 раза превышало результаты контрольной группы (табл. 11).

Таблица 11. Результаты интегративного теста тревожности в середине и конце исследования у обследованных обеих групп, %
Показатели личностной тревоги изменялись в середине лечения рекогнаном в меньшей степени. Положительная динамика наблюдалась по субшкалам ЭД и ФОБ у 36% у пациентов основной группы, АСТ у 34% (в контрольной группе у 36, 24 и 28% соответственно), а по шкале ОП у 40%, в 1,7 раза (20%) превышая результаты контрольной группы. По окончании курса лечения положительный эффект сохранялся при уменьшении показателей ситуативной тревоги по субшкалам ЭД у 41,4% пациентов основной группы, АСТ у 44,8%, ОП у 55,2%, ФОБ у 44,8%. Показатели личностной тревоги после окончания терапии продолжали уменьшаться, при этом положительная динамика наблюдалась по субшкалам ЭД у 51,7%, ФОБ у 41,4%, АСТ у 48,3%, (в контрольной группе у 32, 16 и 32 соответственно), а по шкале ОП у 51,7%, в 2,6 раза (20%) превышая результаты контрольной группы.

Для определения различий в показателях основной и контрольной групп применяли U-критерий Манна—Уитни. В результате обнаружились статистически значимые различия между основной и контрольной выборками в отношении показателей АСТ в структуре ситуативной (p=0,003) и личностной (p=0,029) тревожности обследованных на 30-е сутки исследования (см. табл. 9 и 10).

Полученные в настоящем исследовании результаты свидетельствуют о высокой распространенности у учащихся и молодых преподавателей вуза астенических расстройств (69%), синдрома вегетативной дисфункции (82,7%), нарушений сна (у 75,8%). Высокий уровень ситуационной тревоги выявлен у 22,2%, личностной — у 29,8% (по субшкале ОП), высокий уровень стресса определялся только у 6,9% (это, вероятно, связано с тем, что исследование проводилось вне связи с экзаменационной сессией, в межсессионный период).

Установлено, что применение препарата рекогнан (цитиколин) оказывает положительное влияние на компенсацию вегетативных и астенических нарушений, способствует улучшению когнитивного статуса, коррекции эмоциональных расстройств при применении его как коротким (2-недельным), так и месячным курсом. Так, после 2-недельного лечения рекогнаном (середина курса лечения) уменьшение выраженности астенических расстройств отмечалось у 48% пациентов, снижение вегетативных нарушений — у 60%, улучшение сна — у 68%, повышение концентрации внимания — у 79%, памяти — у 56%, улучшение продуктивности вербального воображения — у 64%, счетных функций — у 60%, что сопровождалось повышением стрессоустойчивости у 60% и снижением показателей тревоги у 56%. Отмечалось достоверное улучшение по критерию Вилкоксона в середине курса лечения рекогнаном памяти, скорости и эффективности мыслительной работы, продуктивности вербального воображения, качества сна. После месячного (30-суточного) курса лечения рекогнаном уменьшение выраженности астенического синдрома наблюдалось у 55,2% пациентов, снижение вегетативных нарушений — у 65,5%, улучшение сна — у 51,7%, повышение концентрации внимания — у 69%, памяти — у 64,3%, улучшение продуктивности вербального воображения — у 64%, счетных функций — у 64,3%, скорости и эффективности мыслительной работы, что сопровождалось повышением стрессоустойчивости, — у 58,6% и снижением показателей тревоги — у 55,2%. Выявлялось достоверное улучшение по критерию Вилкоксона таких параметров, как память, счетные функции, качество сна, а по критерию Манна—Уитни — снижение астенических компонентов ситуативной и личностной тревожности.

Известно, что наиболее важными факторами успешного обучения являются: высокий уровень развития когнитивной сферы, активность и стеничность психической деятельности в целом, мотивационно-эмоциональное благополучие, умение справляться с тревогой и стрессом [33, 34]. Применение рекогнана способствовало коррекции астенических, когнитивных, психоэмоциональных и вегетативных нарушений, повышению стрессоустойчивости, что оказывало комплексное положительное влияние на психическое и соматическое здоровье учащихся и преподавателей.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: nemkova-sa@yandex.ru;
https://orcid.org/0000-0002-9679-9640

1Возможность объединения студентов и преподавателей в одну группу обоснована приведенными выше данными литературы [5, 9, 17, 19].

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.