Перинатальные поражения ЦНС, обусловленные различными факторами риска и их сочетанием, составляют большую гетерогенную группу патологических состояний. Наиболее высок процент таких нарушений среди глубоко недоношенных новорожденных, родившихся в условиях острой и хронической гипоксии, что оказывает крайне неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг, имеющий высокую потребность в энергии и глюкозе. Большинство исследователей считают, что после запуска нейротоксического каскада, связанного с гипоксически-ишемическим воздействием, процесс повреждения мозговой ткани может сохраняться длительное время, носить самоподдерживающийся характер за счет патологической возбудимости нейронов и феномена эксайтотоксичности, в связи с чем последствия перинатального поражения (ППП) ЦНС нередко отмечаются и в более отдаленных периодах жизни детей [1—7].
К неблагоприятным вариантам ППП ЦНС большинство авторов [4—7] относят детский церебральный паралич (ДЦП), сенсоневральную тугоухость (СНТ) и минимальную мозговую дисфункцию (ММД). На современном этапе термин ДЦП включает в себя большую группу резидуальных состояний с непрогрессирующим течением, частота которых обусловлена повреждением головного мозга на ранних этапах его развития [1, 2, 6, 7]. С учетом улучшения сурдологической помощи детям, СНТ также представляет собой весьма значимую медико-экономическую проблему: на 1000 новорожденных с нормальным слухом приходится 1 ребенок с выраженной степенью тугоухости, а нарушения слуха средней и легкой степени отмечаются у 1—2% новорожденных [8]. ММД характеризуется нарушением развития отдельных высших психических функций (ВПФ) при отсутствии выраженного снижения интеллекта, в сочетании с расстройствами поведения и эмоциональной сферы, приводящими в случае прогрессирования к социальной дезадаптации ребенка [3, 9—11]. По результатам собственных исследований, частота ММД у детей дошкольного и раннего школьного возраста в среднем составляет 11,9%.
Углубленная нейрофизиологическая и нейропсихофизиологическая диагностика позволяет выработать дифференцированные подходы к лечению и реабилитации детей с ППП ЦНС, являясь одним из перспективных направлений в неврологии детского возраста. Такие дети нуждаются в объективной оценке степени тяжести имеющихся клинических и нейропсихологических синдромов, последующем динамическом наблюдении и своевременном проведении комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий, что позволяет оптимизировать темпы психомоторного развития, улучшая неврологический прогноз и социальную адаптацию [1, 2, 5, 6, 10].
Цель исследования — изучение клинико-нейрофизиологических особенностей терапевтического воздействия таблетированной формы цитофлавина, его эффективности и безопасности у детей с различными клиническими вариантами ППП ЦНС.
Материал и методы
Обследованы 176 детей дошкольного (5—6 лет) и раннего школьного (7—8 лет) возраста с различными клиническими вариантами ППП ЦНС: 35 детей с ДЦП, 47 детей с СНТ и 94 ребенка с ММД, 30 из которых вошли в группу контроля. Все группы были сопоставимы по полу и возрасту.
Оценка эффективности цитофлавина проводилась по данным неврологического осмотра, нейрофизиологического обследования, нейропсихофизиологического и речевого тестирования. Нейрофизиологическое обследование включало компьютерную электроэнцефалографию (ЭЭГ), транскраниальную допплерографию (ТКДГ) и компьютерную эхоэнцефалоскопию (Эхо-ЭС) с допплеровским исследованием ликвородинамики. Нейропсихофизиологическое тестированиепроводилось с использованием компьютерного комплекса программ Spike-Children v. 2.7, включающих 24 стандартизированных теста, объединенных в 3 блока: нейропсихологический, психофизиологический и речевой. Исследование слухоречевой сферы у детей с СНТ осуществлялось с использованием оригинальной компьютерной программы Speech_Audiometry. Исследования проводились дважды: перед началом лечебно-реабилитационного курса и после его завершения. Пациенты наряду с физическими, физиотерапевтическими и психолого-педагогическими методами реабилитации получали монотерапию цитофлавином (ООО «НТФФ «Полисан», Санкт-Петербург, Россия) по схеме: 1 таблетка 2 раза в день (утром и в обед), ежедневно, на протяжении 25 дней. Всем детям с ММД, вошедшим в группу контроля и не получавшим медикаментозную терапию, проводили стандартный комплекс физических, физиотерапевтических и психолого-педагогических методов реабилитации. Было получено одобрение комитета по этике Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования.
Для обработки результатов исследований применяли общепринятые методы вариационной статистики. Оценку достоверности статистических различий проводили параметрическими и непараметрическими методами с помощью критериев Стьюдента, Манна—Уитни, Уилкоксона. Различия считались статистически достоверными при уровне значимости не менее 95%. Расчеты производились на персональном компьютере при помощи пакета программ MS Excel 2010, Биостат, Statisica 6.0.
Результаты и обсуждение
Наиболее распространенными немоторными синдромами при ДЦП явились церебрастенический синдром (85%) и синдром ликвородинамических нарушений (65%), а также синдром вегетативной дистонии (65,2%). В неврологическом статусе детей с СНТ у 72,3% выявлялась рассеянная неврологическая симптоматика в виде оживления глубоких рефлексов, анизорефлексии, недостаточности мелкой моторики; у 65,9% детей наблюдались легкие и умеренные дискоординаторные нарушения. В рамках основного заболевания у всех детей встречалась вторичная задержка речевого развития различной степени выраженности, варианты детских дисфазий, проявления дислексии, дисграфии, реже дискалькулии. Признаки церебрастенического синдрома достоверно чаще (p<0,05) встречались среди детей раннего школьного возраста, что наиболее вероятно могло быть связано с недостаточной адаптацией к школьным нагрузкам.
Характерный для большинства детей с ММД синдром дефицита внимания и гиперактивности регистрировался у 22,9% детей с ДЦП, проявляясь неусидчивостью, недостатком активного внимания, повышенной утомляемостью во время занятий, истощаемостью при игровой деятельности, а также при проведении различных лечебно-реабилитационных мероприятий. При СНТ нарушения поведения отмечались у 80,6%, достоверно чаще (p<0,01) встречаясь в группах детей со средней и тяжелой степенями СНТ. Нарушения сна в виде трудностей засыпания, поверхностного, прерывистого сна и парасомний имелись 27,3% детей с ППП ЦНС. Частота эпилептического синдрома при ДЦП в среднем составила 13,5%, при СНТ коморбидность с эпилепсией отмечалась в единичных случаях, и только при ММД выявление эпилептогенных механизмов являлось критерием исключения из данной нозологической группы.
Комплексная нейропротективная терапия у детей с ППП ЦНС направлена на уменьшение выраженности двигательных нарушений, коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств, нормализацию уровня мозгового кровотока и ликвородинамики, улучшение обменных процессов в ткани мозга, а также стимулирование развития ВПФ. Так, на фоне лечения цитофлавином у детей с ДЦП достоверно (p<0,01) уменьшилась выраженность парезов: увеличился объем активных движений, снизилась спастичность мышечных групп. Было отмечено уменьшение дискоординаторных расстройств, достоверно (p<0,05) чаще имевших место у детей с двойной гемиплегией и атонически-астатической формой.
Большое значение у детей с ППП ЦНС имели количественная оценка состояния ВПФ в процессе реабилитации, составление нейропсихофизиологического профиля ребенка в динамике.
На фоне лечения цитофлавином отмечалось достоверное улучшение результатов нейропсихофизиологических тестов — повторения фраз, ритмов, вербальной слуховой памяти и минимальной скорости простой сенсомоторной реакции в группе детей с ДЦП (p<0,05). У детей с СНТ отмечено достоверное улучшение звукопроизношения и разборчивости речи, повышение концентрации и устойчивости внимания в теппинг-тесте, по данным сенсомоторных реакций выявлено улучшение средней скорости реакции, уменьшение количества ошибок (p<0,05). В группе детей с ММД было отмечено достоверное (p≤0,05) улучшение речи, праксиса, гнозиса, отчетливое повышение концентрации и устойчивости как поддерживаемого, так и избирательного внимания в сравнении с детьми контрольной группы, а также значимое (p<0,01) увеличение объема вербальной слуховой памяти.
При сравнении с возрастными нормативами в фоновой записи ЭЭГ у большинства детей с ППП ЦНС отмечалось усиление процессов синхронизации и преобладание мощности медленноволновой части спектра, что можно соотнести с ослаблением корковых влияний и доминированием неспецифических подкорковых структур. На фоне терапии цитофлавином при ММД было зафиксировано достоверное повышение индекса α-ритма — с 8,7±5,1 до 13,6±4,7, p<0,05; при СНТ — с 5,1±2,1 до 8,2±4,4, p<0,05; при ДЦП достоверное повышение индекса α-ритма наблюдалось только при двойной гемиплегии (с 2,2±2,4 до 6±4,5, p<0,05). Таким образом, в целом у детей с ППП ЦНС отмечалась устойчивая тенденция к снижению количества и амплитуды Δ-колебаний, повышению индекса α-ритма.
Анализ уровня мозгового кровотока у детей с ДЦП до лечения цитофлавином выявил значительное его снижение в передних отделах головного мозга. Например, средняя линейная скорость кровотока (ЛСК) в русле передней мозговой артерии (ПМА) при различных формах ДЦП в среднем составила 7,9±3,9 см/с при возрастной норме 71±5 см/с [12]; средняя ЛСК в русле средней мозговой артерии (СМА) составила 22,6±10,9 см/с при норме 97±9 см/с; при этом в задней мозговой артерии (ЗМА) кровоток был снижен в меньшей степени, а в некоторых случаях был нормальным и даже повышенным (см. таблицу). Сохранность кровотока, а иногда его повышение в вертебрально-базилярной системе у детей со спастическими формами ДЦП можно расценивать как механизм компенсации выраженной гипоперфузии в каротидном бассейне. В норме средняя ЛСК в русле ЗМА равна 57±9 см/с [12] (см. таблицу).
Существенную роль в формировании и персистировании механизмов церебральной гипоперфузии у детей с ППП ЦНС играют вазоспастические реакции в микроциркуляторном русле. Так, у детей с ДЦП индекс Пурсело (RI), отражающий тонус сосудов и периферическое сосудистое сопротивление, в каротидном бассейне был значительно повышен (0,8±0,2—0,9±0,1 при норме 0,5—0,7), а в русле ЗМА RI был в пределах нормы (0,6±0,1).
У большинства детей с СНТ выявлено умеренное диффузное снижение церебрального кровотока (в среднем на 30—40% от возрастных нормативов), при этом обращало внимание существенное повышение RI в каротидном бассейне, однако в русле ЗМА гипоперфузия нередко сочеталась с нормальными показателями RI (0,6±0,2).
При ММД достоверное (p<0,05) негрубое снижение церебрального кровотока (в среднем на 20—25% от возрастных нормативов) отмечалось в русле ПМА и ЗМА при достаточно сохранных показателях кровотока в русле СМА. Как и при других формах ППП ЦНС, при ММД наблюдалась тенденция к повышению сосудистого тонуса в каротидном бассейне, но достоверно в меньшей степени (RI=0,8±0,6, p<0,05).
На фоне лечения цитофлавином во всех исследуемых группах достоверно нарастала средняя ЛСК (p<0,05), преимущественно в каротидном бассейне (см. таблицу). Так, средняя ЛСК максимально повысилась в группах детей с ДЦП и СНТ (в каротидном бассейне — на 80—85 и 40—45% соответственно), тогда как в группе детей с ММД данное повышение составило только 5—15% от исходных значений. Уменьшение признаков гипоперфузии, как правило, сопровождалось снижением либо нормализацией RI. Увеличение средней ЛСК в русле ЗМА было достоверным только в группах детей с СНТ и ММД (p<0,05), при этом препарат не оказывал существенного влияния на исходно нормальные показатели RI.
Таким образом, у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ППП ЦНС цитофлавин оказывает нормализующее действие на основные показатели церебральной гемодинамики, главным образом за счет уменьшения вазоспастических реакций и повышения уровня мозгового кровотока, в большей степени — в каротидном бассейне. К основным преимуществам применения цитофлавина у детей с ППП ЦНС можно отнести нормализующее влияние на церебральный кровоток, а также на отчетливое ноотропное и противоастеническое действия. Учитывая простоту применения препарата, доказанную клиническую эффективность и безопасность, таблетированная форма цитофлавина может быть рекомендована для курсовой терапии детей дошкольного и младшего школьного возраста с ППП ЦНС.
Конфликт интересов отсутствует.