Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шмакова О.П.

Клиническая динамика умственной отсталости и социальная адаптация пациентов по мере их взросления

Авторы:

Шмакова О.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 5237

Загрузок: 116


Как цитировать:

Шмакова О.П. Клиническая динамика умственной отсталости и социальная адаптация пациентов по мере их взросления. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(10):16‑23.
Shmakova OP. The clinical dynamics of mental retardation and social adaptation of patients as they get older. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2016;116(10):16‑23. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201611610116-23

Рекомендуем статьи по данной теме:
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Эн­до­ти­пы хро­ни­чес­ко­го ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(2):82-88
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная фун­доп­ли­ка­ция по Нис­се­ну у ре­бен­ка с гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ным реф­люк­сом. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(3):41-47
Фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия же­ле­зо­де­фи­цит­ной ане­мии у мла­ден­цев: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):53-59
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Се­ро­во­до­род­ная баль­не­оте­ра­пия в ком­плексном са­на­тор­но-ку­рор­тном ле­че­нии пос­ле­ожо­го­вых руб­цов у де­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):32-40
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
На­чаль­ный опыт ла­па­рос­ко­пи­чес­ких неф­рэк­то­мий и ре­зек­ций по­чек у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):61-72
Эф­фек­тив­ность ин­тен­сив­ной те­ра­пии мас­сив­ной ин­тра­опе­ра­ци­он­ной кро­во­по­те­ри у де­тей: опыт Мо­ро­зов­ской боль­ни­цы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):103-110

В ряду проявляющихся в детском возрасте форм психической патологии особое место занимает умственная отсталость (УО), вносящая существенный вклад в показатели психической болезненности и заболеваемости [1, 2], а также инвалидизации в детстве [3—5]. Представления о тотальности психического недоразвития, непрогредиентности интеллектуального дефицита и особенностях течения УО в последние десятилетия частично пересматриваются и дополняются сведениями о влиянии возрастных, терапевтических, социальных факторов на ее проявления [6—8]. Обсуждаются также перспективы лечения УО [6, 9, 10].

Проблема улучшения социального функционирования пациентов с УО остается чрезвычайно актуальной. Взрослые лица с выраженными интеллектуальными расстройствами — значительное бремя для их семей. Среди основных проблем адаптации лиц с УО отмечают недостаточную социальную интеграцию, трудности обучения, низкий уровень занятости во взрослом возрасте, частоту коморбидных поведенческих и невротических расстройств [7, 8, 11]. Так, K. Gray и соавт. [8], проследив 536 больных с УО в возрасте вначале от 4—18,9, а затем 20—37,6 года, обнаружили, что значительная их часть продолжали жить с родителями или в специализированных учреждениях; 1/3 пациентов участвовали в специально организованных трудовых мероприятиях и лишь некоторые имели оплачиваемую работу. При легкой УО социальный прогноз более благоприятен, об этом свидетельствует, в частности, работа I. Hall и соавт. [7], в которой приведены данные о 52 больных, прослеженных с 15 до 43 лет. К концу исследования из 52 лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью 67% имели работу, 73% были женаты, 62% имели детей, 54% принадлежали собственные дома. 14 пациентов с более выраженной УО этих результатов не достигли.

Недостаточно изученным и очень значимым для динамики УО является подростково-юношеский возраст, когда происходит становление разных уровней социального функционирования больных.

Цельнастоящей работы — установление закономерностей социальной адаптации пациентов с УО по мере взросления в соотношении с клинической динамикой, анализ ассоциирующихся с формированием УО факторов и обстоятельств, определяющих адаптивные возможности больных.

Материал и методы

Работа была проведена в Отделе по изучению проблем подростковой психиатрии (руководитель — профессор, д-р мед. наук Н.А. Мазаева), Научного центра психического здоровья.

Проспективно были прослежены больные 1990—1992 года рождения, попавшие в поле зрения детских, а по достижении 15 лет — подростковых психиатров психоневрологического диспансера (ПНД) № 21 Москвы. Позже пациенты распределились по двум ПНД — № 23 и № 13, на базе которых было осуществлено катамнестическое наблюдение. Исследование включало два этапа: 1) осмотр при первичном обращении в детстве и подростковом возрасте и наблюдение на протяжении несовершеннолетия до 17 лет 11 мес (1993—2007); 2) катамнестическое прослеживание с 18 до 23—25 лет (2008—2015)​1​᠎.

Первично взятых под наблюдение детей в ПНД было 1205; среди них мальчиков — 917 (76%), девочек — 288 (24%) (соотношение 3:1). Больных с УО было 202 (16,8%); мальчиков —133, девочек — 69 (соотношение 2:1).

Возраст больных с УО на начало исследования (1993—2007) находился в интервале от 2 лет 2 мес до 15 лет 4 мес (средний— 6,8±3,5 года), к завершению работы (конец 2015 г.) — от 23 до 25 лет (24,5±0,8 года). По причине смены места жительства из исследования выпали 14 человек и 1 больной умер. Таким образом, до завершающего этапа исследования были прослежены 187 пациентов с УО (мужчин — 124, женщин — 63). Длительность катамнеза — от 8 до 22 лет (17,7 ± 3,7 года).

Основной метод исследования — клинико-психопатологический с привлечением данных экспериментально-психологических и инструментальных методов. Диагноз У.О. верифицировался на основании критериев МКБ-10 (основные — снижение когнитивных способностей, задержка речевого развития, недостаточность развития моторных и социальных навыков) с учетом показателей стандартизированных тестов определения коэффициента интеллекта — IQ (тест Векслера, Равена). Больные с легкой УО (F70) демонстрировали показатели IQ в диапазоне 50—69; с умеренной (F71) — 35—49; с тяжелой (F72) — 20—34; с глубокой (F73) — ниже 20.

Для ранжирования больных по уровню социального функционирования в подростковом и взрослом возрасте использовались «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» [12]и «Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных» [13].

Статистическую обработку данных осуществляли с помощью программного обеспечения Statistica-7. Данные в таблицах и тексте представлены в виде среднего значения (М) ± среднее квадратичное отклонение (σ).

Результаты и обсуждение

Клинико-социальная характеристика больных в начале наблюдения

Возраст детей на момент первичного обращения к детскому психиатру в связи с подозрением на УО варьировал от 2 лет 2 мес до 15 лет 4 мес (в среднем 6,8±3,5 года). Он был различным в зависимости от тяжести УО: у пациентов с легкой УО — 8,1±3,2 года, умеренной — 3,6±3 года, тяжелой и глубокой — 2,9±0,5 года.

Распределение пациентов по полу и диагнозам (по МКБ-10) отражено в табл. 1. У 71% больных первоначально была диагностирована легкая УО, наиболее часто она выявлялась в возрасте 3—6 лет (по 19—20 (9,4%) человек ежегодно), а затем в 7 (33 человека — 16%) и 10 (27 больных — 13%) лет (рис. 1), т. е. к началу школьного обучения (7 лет) и переходу из младшей в среднюю школу (10 лет). Больным с умеренной, тяжелой, глубокой УО диагноз выставлялся в более раннем периоде (в основном до 3 лет). Нозологическая квалификация состояния 74 (37%) больных была подтверждена стационарным обследованием на протяжении несовершеннолетия.

Таблица 1. Распределение пациентов по полу и диагнозам в период первичного взятия под наблюдение и к окончанию включения в исследование (17 лет 11 мес)

Рис. 1. Распределение больных по возрасту к периоду выявления УО (кривая 1 и ряд цифр 1) и первичному оформлению инвалидности (кривая 2 и ряд 2). По оси абсцисс — возраст. Цифры по рядам — число больных в каждой возрастной группе. По оси ординат — число больных.

У 25% пациентов с легкой, 57% — умеренной, 100% — тяжелой и глубокой УО основное расстройство было отягощено сопутствующей психиатрической, неврологической и соматической симптоматикой. Наиболее часто встречались следующие сопутствующие расстройства: нарушения поведения — у 81 (40%) больного; неврозоподобные (энурез, энкопрез и др.) — у 21 (10%); судорожные состояния различного генеза — у 29 (14%); локальные неврологические нарушения (остаточные проявления ДЦП, последствия перенесенных нейроинфекций и травм) — у 19 (9%); церебрастенический синдром — у 15 (7%), психоорганический синдром — у 7 (3%).

Прослеживание детей с УО, отягощенной в дошкольном возрасте гипердинамическим синдромом (синдром двигательной расторможенности), показало возможность его компенсации. В части случаев нарушения поведения ретроспективно оценивались как возрастной эквивалент психопатоподобного, гипоманиакального синдромов, заострения гипертимных черт характера.

С нарушениями поведения были в основном связаны повторные (42 человека — 21%), в том числе многократные (более 2 раз) госпитализации в психиатрические больницы: 19 (9%) больных.

На протяжении периода наблюдения у детского психиатра не получали лечения 72 (36%) пациента, в основном это были лица с неосложненной легкой УО.

Изменение диагноза на протяжении несовершеннолетия

Как указывалось выше, 180 детям и подросткам УО была поставлена в качестве первичного диагноза. Из них на протяжении первого этапа наблюдения нозологическая трактовка состояния оказалась пересмотрена у 13: у 8 был поставлен диагноз «органическое поражение ЦНС» (F06), у 3 — «шизофрения», у 2 — «органическое расстройство личности» (F07). Первоначальная гипердиагностика УО являлась следствием трудностей выявления резидуально-органических и эндогенных расстройств, неточностей квалификации структуры и выраженности интеллектуального дефицита.

У 35 детей и подростков, напротив, первоначально иные диагнозы в последующем были изменены на УО. У 28 из них состояние первично квалифицировалось как «задержка психического развития» (F84); у 4 — «органическое расстройство» (F06), у 3 — «расстройство личности органического генеза» (F07). Гиподиагностика У.О., по-видимому, явилась следствием недооценки выраженности умственного недоразвития, трудностей дифференциальной диагностики УО с резидуально-органическими и первазивными расстройствами. Чем более выраженным был интеллектуальный дефицит, тем чаще он при первичном осмотре недооценивался (за исключением глубокой УО). Утяжеление диагноза (без изменения нозологической трактовки) на протяжении взросления произошло у 45 (22%) человек. Заметим, что противоположная направленность в изменении диагноза, т. е. с констатации более выраженного интеллектуального дефицита на менее выраженный, на первом этапе исследования не отмечалась.

При рассмотрении возрастной динамики глубины УО выявились следующие типичные траектории диагностической трансформации.

Если в дошкольном возрасте (2,5 года — 6 лет) диагностировалась задержка психоречевого развития, а от 7 до 13 лет — легкая УО, то основной причиной повторного обращения к психиатру становилась школьная несостоятельность, необходимость перевода в коррекционную школу. В подростково-юношеском возрасте (14—17 лет) у 1/6 части этих больных диагноз вновь пересматривался, на этот раз в пользу умеренной У.О. Во всех подобных наблюдениях УО оказывалась отягощена симптоматикой либо резидуально-органической (психоорганический, психопатоподобный синдром), либо эндогенного круга («шизофреноподобный синдром»), т. е. речь шла о смешанных состояниях с проявлениями активного течения иной психической болезни (эндогенная или органическая), что, возможно, способствовало снижению интеллектуального потенциала.

Если первично диагностировалась легкая УО, что, как правило, происходило в возрасте 4—10 лет, то пересмотр диагноза (если имел место) в пользу умеренной УО — в 8—13 лет. У ½ таких детей также выявлялась сопутствующая текущая психическая патология, становившаяся, по-видимому, причиной дальнейшего снижения интеллекта; однако в ½ этих случаев можно было говорить о недооценке уровня снижения интеллекта при первичном обращении: по мере взросления интеллектуальный дефицит становился заметнее и оценивался более точно.

Таким образом, диагностические изменения обсуждаемой патологии на протяжении несовершеннолетия обусловливались как первоначальной неадекватной оценкой степени интеллектуального дефицита, так и объективной динамикой состояния больных.

Социальная адаптация подростков с УО к концу первого этапа исследования

61 (30%) больному с УО (36 мальчиков и 25 девочек) еще в несовершеннолетнем возрасте была оформлена инвалидность. Динамика первичной инвалидизации приведена на рис. 1.

Освидетельствование в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) наиболее часто происходило в промежутке от 1 года до 5 лет. 14 детей получили первичную инвалидность детства не по психическому заболеванию: 10 — по неврологической патологии, 4 — по соматической, с чем связана высокая численность первичных инвалидов в раннем возрасте (1—3 года), непропорциональная частоте первичной диагностики УО. В дальнейшем 9 из 14 пациентов была продлена инвалидность в психиатрическом Бюро МСЭ, а 5 — до 18 лет оставались инвалидами вследствие соматической или неврологической патологии. 2 пациентам за период наблюдения в детстве инвалидность вначале была установлена, а позднее снята вследствие компенсации отягощающих легкую УО сопутствующих расстройств (речевые, неврозоподобные).

Распределение инвалидов вследствие УО с учетом ее тяжести может быть представлено следующим образом: легкая УО — 13 человек; умеренная — 34; тяжелая — 8, глубокая — 6.

Начинали обучение в школе с 7 лет 58% больных с легкой УО, с 8 лет — 36%, с 9 лет — 6%. При более выраженных степенях УО обучение либо не начиналось, либо сдвигалось на более старший возраст: с 7 лет начали посещать школы лишь 33% детей с умеренной УО и ни один ребенок с тяжелой УО. 70% детей с легкой и 30% — с умеренной УО первоначально были приняты в массовые учебные заведения, перевод во вспомогательную школу происходил в 1—6 классах. Более поздний перевод во вспомогательную школу или отказ от перевода в нее имел место при нежелании родителей следовать рекомендациям специалистов.

При ранжировании больных по уровню социальной адаптации была выявлена корреляция между средним баллом развития навыков и тяжестью умственного недоразвития (рис. 2).

Рис. 2. Степень овладения социальными навыками подростками с УО. По оси абсцисс — навыки по «Карте регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»: 1 — ориентированность в себе и окружающем; 2 — образовательные навыки и их использование; 3 — навыки общения; 4 — навыки самообслуживания; 5 — бытовые навыки; 6 — способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; 7 — способность к контролю и планированию своей деятельности; 8 — норма; по оси ординат — средние баллы.

У 152 подростков с легкой УО интеллектуальное недоразвитие незначительно влияло на повседневную жизнь, к которой большинство из них были адаптированы. Невысокий уровень развития образовательных навыков (наиболее низкий относительно уровня прочих навыков) компенсировался выбором сфер деятельности, где они не являлись ограничивающими (большинство пациентов к тому моменту обучались во вспомогательных школах или специализированных колледжах). У части этих больных социализацию затрудняли сопутствующие двигательные, неврологические, речевые и соматические расстройства. Пациенты с умеренной УО (36 человек) различались в освоении повседневных навыков. Среди них встречались как обладавшие хорошо развитым самообслуживанием, общением на примитивном языке, бытовыми умениями, так и заметно затруднявшиеся в коммуникации, ориентации в себе и окружающем, функционировании в быту. Как правило, у пациентов с умеренной УО были сформированы некоторые образовательные навыки (чтение, механический счет), но они их никак не применяли вне учебной ситуации. Больные с тяжелым интеллектуальным дефектом (8 человек) затруднялись во всех сферах жизнедеятельности, обладали минимальными способностями к обучению, общению, практически не передвигались вне дома самостоятельно (только в сопровождении, даже по знакомому маршруту), однако демонстрировали простейшие навыки самообслуживания. Пациенты с глубокой УО (6 человек) практически не обладали повседневными навыками, полностью обслуживались опекающими лицами.

Особенности наследственной отягощенности и раннего развития

При изучении факторов, предрасполагающих к формированию УО, был проведен анализ наследственности, особенностей пре- и постнатальных периодов, а также раннего развития детей с УО.

Семейная отягощенность психической патологией была выявлена у 115 (57%) обследованных. У 52 (26%) больных родственники первой и второй степеней родства страдали алкоголизмом и наркоманией, у 42 (21%) — интеллектуальной недостаточностью различной выраженности, в 11,5% случаев у родственников регистрировались расстройства личности. У 21 (10%) больных сибсы также наблюдались в связи с УО или задержками психического развития. Иные психические расстройства (шизофрения, эпилепсия, заикание) в семьях были единичны. Почти в ½ случаев наследственная психическая патология отсутствовала.

Что касается средовых, пери- и постнатальных факторов, то преимущественные сезоны рождения обследованных выявлены не были: зимой родились 53 человека, весной — 53, летом — 52, осенью — 44. Средний возраст родителей на момент рождения ребенка составил для матерей 30,6±6,3 года, отцов — 32,3±5,5 года. Возрастное распределение отцов оказалось ближе к нормальному, чем матерей. Среди матерей была относительно высока доля родивших в промежутке от 35 до 40 лет, вместе с тем отсутствовали ранние (до 18 лет) роды, единичными оказались случаи рождения матерями старше 40 лет.

Среди родителей преобладали лица со средним и средним специальным образованием — 73% матерей и 66% отцов, вспомогательную школу закончили 7 матерей и 4 отца. 60 (30%) детей воспитывались в многодетных семьях, 61 (30%) — в неполных; 24 (11,4%) человека имели опыт проживания с асоциальными (алкоголизиующимися) родителями, вследствие чего помещались временно в приюты, детские дома, большинство в дальнейшем воспитывались в приемных семьях бабушек, теток, старших сестер.

Обращала на себя внимание высокая частота различных экзогенных вредностей в период формирования плода и раннем постнатальном периоде. Так, осложнения беременности различного генеза регистрировались у 72% матерей больных. При этом наиболее частыми факторами были те, которые продолжительно воздействуют на плод (нефропатии, угрозы прерывания, анемии и др.) — 97 случаев (48%). Инфекционные заболевания на протяжении беременности перенесли 30 (15%) матерей; токсическое воздействие алкоголя — 16 (8%); ионизирующим излучением — 6 (3%). 4 (2%) матери пытались самостоятельно избавиться от плода, употребляя различные медикаменты. Почти в ½ наблюдений отмечалось сочетание неблагоприятных факторов, осложняющих течение беременности. 34% респондентов родились от первых родов, остальные — от повторных. Осложнения в родах выявлены у 141 (70%) из 202 обследованных: асфиксия — у 68 (34%), недоношенность — у 22 (11%). Росто-весовые показатели при рождении оказались более низкими у наблюдавшихся впоследствии с легкой УО: вес — 3070±618 г; рост — 49,6±3,5 см. В тех случаях, когда впоследствии были выявлены более выраженные формы УО, рост и вес составили 3226,316±475 г и 50,1±3,7 см соответственно. В целом среди обследованных значительной (40%) была доля родившихся с малым (до 3 кг) весом детей, крупные (свыше 4 кг) при рождении дети встречались в единичных случаях. Постнатальные вредности (черепно-мозговые травмы, операции под общим наркозом, инфекции с нейротоксическим действием, фебрильные судорожные состояния) в раннем анамнезе имели место у 33% пациентов.

Раннее психомоторное развитие лишь в 16 (8%) случаях было своевременным, 15 из этих детей в дальнейшем наблюдались в связи с легкой УО; 1 развивавшаяся своевременно пациентка в 11 мес переболела тяжелой нейроинфекцией и в последующем наблюдалась по поводу умеренной У.О. Большинство больных развивались с задержкой либо речевого (29%), либо моторно-речевого (63%) развития; впоследствии первые чаще (в 61% случаев) наблюдались с легкой УО, вторые примерно в равных долях наблюдались с легкой (46%) и более выраженными (54%) степенями УО.

Таким образом, к ранним факторам риска УО, зафиксированным в данном исследовании, можно отнести семейную отягощенность болезнями зависимости и интеллектуальной недостаточностью различной выраженности; рождение больных матерями старше 35 лет и в семьях с невысоким образовательным уровнем. Хронически протекающие осложнения беременности, интоксикации и инфекционные заболевания, переносимые в период вынашивания, также часто наблюдались у матерей будущих больных с УО. К факторам риска можно было отнести асфиксию в родах и недоношенность. Малый вес при рождении был более характерен для наблюдавшихся впоследствии с легкой УО (в генезе которой, по-видимому, большее значение имели факторы социального неблагополучия). 1/3 обследованных подвергались ранним постнатальным органическим вредностям. Обсуждая траекторию раннего развития лиц с УО, можно констатировать, что прогностически неблагоприятной представляется сочетанная задержка раннего моторного и речевого развития.

Клинико-социальная характеристика больных в возрасте 23—25 лет

До 23—25 лет удалось проследить 187 пациентов (124 мужчины; 63 женщины). Их нозологическое распределение оказалось следующим: с легкой УО прослежено 138 человек, умеренной — 35, тяжелой — 8, глубокой — 6. Лишь 73 (39%) человека продолжали посещать ПНД. 61% больных были сняты с наблюдения, их медицинские карты находились в архиве.

В периоде катамнестического прослеживания нозологическая трактовка психического состояния больных изменилась лишь в 3 случаях: 1 пациенту с легкой неосложненной УО диагноз был снят (молодой человек был признан практически здоровым), 2 — пересмотрен на более тяжелый.

На втором этапе исследования для оценки социального функционирования больных использовался модифицированный сокращенный вариант «Опросника для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных» [13]. Оценивались способность к самообслуживанию, удовлетворенность работой, круг общения, отношения с окружающими (рис. 3).

Рис. 3. Показатели социального функционирования в периоде молодой взрослости больных с УО разной степени тяжести (по МКБ-10: F70—F73). По оси абсцисс — баллы по «Опроснику для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных»; по оси ординат — показатели социального функционирования для пациентов с F70 — легкой УО; F71 — умеренной; F72 — тяжелой; F73 — глубокой.

Социальный статус пациентов в возрасте 23—25 лет отражен в табл. 2. Около 90% молодых взрослых с легкой УО смогли получить профессиональное образование, но только около 40% имели постоянную работу, а 35% — лишь временный заработок. Большинство из них не состояли в браке и продолжали проживать с родителями. В целом это были социально адаптированные в своей среде лица, обладавшие навыками повседневной жизнедеятельности. Они самостоятельно передвигались по городу, готовили простые блюда, обслуживали себя и помогали в быту близким. Последние продолжали контролировать финансы молодых умственно отсталых. Работавшие больные, как правило, отдавали зарплату опекавшим их лицам. 1/3 из них работали в учреждениях, приспособленных для трудоустройства лиц с УО.

Таблица 2. Распределение больных по социальным показателям на конец 2015 г.

Примерно ½ молодых взрослых с умеренной и тяжелой УО закончили вспомогательную школу (классы для детей со сложной структурой дефекта), еще меньшее количество после этого прошли программу профессиональной подготовки в специально созданных условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья. 80% больных с умеренной УО в итоге не работали, временными заработками дополняли бюджет менее 10% из них, продолжали получать коррекционное профессиональное образование еще 10%. Пациенты с тяжелой УО не работали даже временно. Сферы, где молодые лица с выраженными нарушениями интеллекта могли бы постоянно заниматься посильным трудом, были очень ограничены. Лечебно-трудовые мастерские, предлагаемые к посещению, как правило, оказывались весьма удалены от места проживания больных. Удобное, организованное участие в неоплачиваемых работах также практически не предлагалось. В основном эти наблюдаемые оставались на попечении родителей, помогали по дому. Все больные с умеренной, тяжелой, глубокой УО получали пособие по инвалидности. 3 эпизодически временно работавших молодых людей с умеренной УО трудоустраивались на неквалифицированные работы (билетер, уборщик, дворник), скрывая наличие инвалидности.

Менее 10% молодых взрослых с легкой и умеренной УО совершили противоправные действия (участие в групповых кражах, хулиганских действиях), около 5% — сами становились объектами криминогенной активности (их избивали, заставляли оформлять на себя кредиты).

Во взрослом возрасте стационировались в психиатрические больницы 14 (7,5%) человек. Непосредственной причиной госпитализации становились нарушения поведения, сопутствующие зависимости, необходимость принудительного лечения после совершения противоправных действий. Вопросы, требующие экспертного заключения (лишение дееспособности, продление инвалидности), как правило, решались в ходе амбулаторного обследования.

Статус инвалида, полученный в несовершеннолетии, сохранился у большинства больных, 58 из которых по достижении 18 лет переоформили инвалидность преимущественно на II группу, лишь 1 пациентка первично была признана инвалидом II группы в 20 лет. Другая пациентка с легкой УО (IQ — 69) отказалась от инвалидности по достижении 18 лет, успешно трудоустроилась. В детстве она инвалидизировалась по причине легкой УО, осложненной сопутствующей патологией зрения, церебрастеническим синдромом. К совершеннолетию, имея установку на труд (росла в неполной многодетной семье), пациентка устроилась по полученной в колледже специальности и отказалась продлевать группу. 2 больным за период наблюдения в детстве инвалидность была снята, о чем сообщалось выше. Инвалидность чаще пересматривалась в сторону утяжеления (в 4 наблюдениях II группа инвалидности была переквалифицирована в I; в 1 наблюдении — II группа пересмотрена на III). Первичная инвалидизация взрослых лиц с УО произошла в 1 наблюдении и была связана с утяжелением диагноза — с легкой на умеренную У.О. Если оснований для такого пересмотра не имелось, вопросы инвалидизации нетрудоустроившихся лиц с легкой УО к возрасту 23—25 лет практически не решались, дезадаптированные пациенты жили за счет родителей или имели краткосрочную малооплачиваемую занятость.

В заключение можно констатировать, что в целом клиническая картина неосложненной УО характеризуется стабильностью, реже — малозаметной в коротких интервалах динамикой. Отрицательная динамика встречается чаще, чем положительная, что, по-видимому, объяснимо тяжестью расстройств у умственно отсталых лиц, состоящих под наблюдением в ПНД. Случаи положительной динамики были также зафиксированы при длительном наблюдении больных, однако официально диагноз УО был снят только в 1 из них. Когда на протяжении несовершеннолетия и молодой взрослости интеллектуальная недостаточность заметно усугубляется, выявляется отягощение УО либо резидуально-органической симптоматикой, либо расстройствами эндогенного круга.

Инвалидизация при УО формируется в основном в детском возрасте, к совершеннолетию ее показатели мало меняются и этим она значительно отличается от динамики инвалидизации, к примеру, при шизофрении [14]. Подобная инвалидность весьма константна, лица, получавшие пособие в несовершеннолетии, по достижении взрослого возраста сохраняют признаки ограничений жизнедеятельности и трудоспособности различной выраженности.

Уровень социальной адаптации пациентов коррелирует с глубиной интеллектуального дефицита, но зависит и от некоторых внешних факторов, особенно имеющих отношение к организации занятости больных. Даже лица с выраженными интеллектуальными нарушениями обладают, как правило, простейшими навыками самообслуживания, реализуют их, неплохо общаются с окружающими (в отличие от больных шизофренией [15]). Успешнее прочих адаптируются пациенты с неосложненной легкой У.О. Если в детско-подростковом возрасте лица с легкой УО, в большинстве обучавшиеся во вспомогательных школах, выглядят достаточно приспособленными к условиям, в которых проводят повседневную жизнь, то после окончания учебы все обстоит менее благополучно. Несмотря на то что 90% из нами прослеженных получили профессиональное образование, лишь 40% больных имели постоянную и 35% — временную работу. Лица с умеренной УО, как правило, жили на пособие по инвалидности, их жизнедеятельность в основном ограничивалась рамками семьи. Всего 10% пациентов дополняли бюджет родительской семьи временными заработками. Им практически не предлагалась повседневная посильная занятость вне дома. Большой проблемой в этой области является малочисленность, удаленность лечебно-трудовых мастерских и иных учреждений (центры социальной адаптации), использующих труд лиц с выраженным интеллектуальным снижением.

Таким образом, молодые люди с легкой УО после окончания коррекционных учебных заведений продолжают нуждаться в мерах социальной поддержки и содействия занятости. Несмотря на наличие служб помощи в трудоустройстве и квотировании рабочих вакансий, мест для организованной занятости лиц с УО в мегаполисе, каковым является Москва, недостаточно. Времяпрепровождение проживающих с родителями или опекунами молодых пациентов с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, как правило, ограничено рамками семьи; малочисленны, если не сказать отсутствуют, учреждения, которые привлекали бы их к оплачиваемой или неоплачиваемой повседневной занятости.

Психиатрическая помощь больным более активно оказывается в детском возрасте, о чем свидетельствует разница в частоте госпитализаций и посещений ПНД этими пациентами в детстве и после 18 лет. Вместе с тем медикаментозная и социально-психиатрическая коррекция представляются важными элементами комплексной помощи лицам с У.О. Решение этих вопросов могло бы способствовать их лучшей социальной интеграции.

1Возрастная периодизация проводилась в соответствии с периодизацией Всемирной организации здравоохранения: до 9 лет — детство, 10—14 лет — подростки, 15—19 лет — юноши, 20 лет — 24 года — молодые люди. Отличная от периодизации ВОЗ этапность исследования была обусловлена стадийностью наблюдения психически больных лиц в амбулаторной сети: пациенты с 0 до 15 лет наблюдаются детским психиатром; с 15 до 17 лет — подростковым; лица 18 лет и старше — взрослым.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.