Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мельникова Т.С.

Московский НИИ психиатрии Росздрава

Краснов В.Н.

Московский НИИ психиатрии Росздрава

Лапин И.А.

Московский НИИ психиатрии Росздрава

Андрушкявичус С.И.

Дневная динамика альфа-ритма на ЭЭГ при эндогенных депрессиях

Авторы:

Мельникова Т.С., Краснов В.Н., Лапин И.А., Андрушкявичус С.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 6874

Загрузок: 92

Как цитировать:

Мельникова Т.С., Краснов В.Н., Лапин И.А., Андрушкявичус С.И. Дневная динамика альфа-ритма на ЭЭГ при эндогенных депрессиях. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(8):31‑35.
Melnikova TS, Krasnov VN, Lapin IA, Andrushkiavichus SI. Diurnal changes of alpha-rhythm in endogenous depressions. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(8):31‑35. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние сим­пто­мов деп­рес­сии на пос­тмор­бид­ную адап­та­цию па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших SARS-CoV-2-ин­фек­цию (оцен­ка с по­зи­ции мо­де­ли муль­ти­мор­бид­нос­ти). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):70-74
Осо­бен­нос­ти пси­хо­эмо­ци­ональ­ной сфе­ры и ка­чес­тва жиз­ни у па­ци­ен­тов с вес­ти­бу­ляр­ной миг­ренью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):48-52
Кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­чес­кий про­филь и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с пос­тко­вид­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):53-58
Вли­яние мо­тор­ных и ве­ге­та­тив­ных на­ру­ше­ний на вы­ра­жен­ность бо­ле­во­го син­дро­ма у па­ци­ен­тов с I—III ста­ди­ями бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):59-67
Оп­ти­ми­за­ция ле­че­ния деп­рес­сии наз­на­че­ни­ем этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та (Мек­си­кор). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):78-84
Но­зо­ген­ные пси­хо­со­ма­ти­чес­кие расстройства у па­ци­ен­тов с кож­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):36-43
Вли­яние зна­чи­мых стрес­со­вых со­бы­тий на те­че­ние пер­вич­ных це­фал­гий. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):26-32
Фак­то­ры раз­ви­тия ког­ни­тив­ной дис­фун­кции пос­ле кар­ди­охи­рур­ги­чес­ких опе­ра­ций. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2017;(1):62-70
Ва­ли­да­ция рус­ско­языч­ной вер­сии Гос­пи­таль­ной шка­лы тре­во­ги и деп­рес­сии в об­щей по­пу­ля­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):7-14
Кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­кие и пси­хо­ког­ни­тив­ные осо­бен­нос­ти пос­тко­вид­но­го пе­ри­ода у боль­ных с фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):43-50

Развитие депрессивных состояний сопровождается нарушениями структуры всех частотных диапазонов ЭЭГ. В большей степени эти изменения касаются основного ритма ЭЭГ - альфа-ритма [1, 5, 7, 10, 11, 18-20, 23].

Альфа-ритм - ритмические колебания с частотой 8-14 Гц и средней амплитудой 30-70 мкВ регистрируются преимущественно в затылочных областях при закрытых глазах в состоянии спокойного бодрствования и максимально возможном расслаблении мышц. Ритм блокируется световой стимуляцией, концентрацией внимания и умственными нагрузками [2, 6, 9, 14, 15]. Согласно современным представлениям, генерация альфа-ритма связана с реверберацией импульсной активности по интеркортикальным и таламо-кортикальными нейронным сетям, а выраженность его обуславливает синхронизацию функциональной активности различных мозговых систем и, в частности, определяет связь получаемой информации от афферентной системы организма к механизмам оперативной памяти, регулируя адаптационные процессы. Альфа-диапазон при депрессиях может значительно усиливаться или редуцироваться, меняется и пространственное распределение ритма [3, 4, 16, 17]. Изменения альфа-активности при депрессиях зависят от клинической картины заболевания. Так, повышение индекса альфа-ритма характерно для больных с «большой депрессией», а его снижение - при десинхронизированном типе ЭЭГ при дистимических расстройствах [24]. Ряд исследователей связывают особенности изменения альфа-активности с доминированием тоскливого, тревожного или апатического аффекта [8, 12, 13], подтверждая тем самым общепринятое положение о связи структуры ЭЭГ с функциональной активностью корковых зон. Поскольку клиническая картина при депрессии на протяжении дня меняется, то и характеристика альфа-ритма у больных не может оставаться неизменной. Однако этот вопрос требует уточнения.

Цель данной работы состояла в выявлении особенностей альфа-активности ЭЭГ в утренние и вечерние часы у больных эндогенными депрессиями.

Материал и методы

Обследовали 18 больных эндогенными депрессиями. Диагноз заболевания по МКБ-10 определялся рубриками F31.3, F31.4, F32.0, F32.1, F32.2, F33.0, F33.1 и F33.2. Среди пациентов было 9 женщин и 9 мужчин в возрасте от 24 до 52 лет (средний - 31,2±2,4 года). Длительность заболевания составляла от 2 до 10 лет (средняя 7,8±1,7 года).

У 9 пациентов тип течения заболевания квалифицировался как рекуррентный депрессивный, у 9 - как биполярный. Количество перенесенных аффективных фаз, включая последнюю, колебалось от 2 до 10 (в среднем 4,1±1,3).

В структуре депрессивного состояния в период обследования доминировали тоскливый, тревожный и, реже, апатический аффекты. В подавляющем большинстве случаев имело место сочетание основных элементарных аффектов с доминированием одного из них. Тяжесть депрессии по шкале Гамильтона (НАМ-D) составляла 19-23 балла [22].

Исследование проведено при поступлении больных в стационар в весенний период.

По опроснику латеральных признаков [21] в группу испытуемых отбирались правши.

ЭЭГ регистрировали с помощью аппаратно-программного комплекса для топографического картирования электрической активности мозга НЕЙРО-КМ (Россия) с полосой пропускания от 0 до 40 Гц и постоянной времени 0,3 с. Запись ЭЭГ осуществляли монополярно от симметричных лобных (F3, F4), центральных (C3, C4), теменных (P3, P4), затылочных (О1, O2), передневисочных (F7, F8), средневисочных (T3, T4) и задневисочных (Т5, Т6) корковых зон (схема 10-20%, четные каналы - отведения от корковых зон правого полушария, нечетные - левого). Референтным электродом служили объединенные ушные клипсы. Характеристики и топографическое распределение ритмов ЭЭГ определяли с помощью спектрального анализа ЭЭГ методом быстрого преобразования Фурье с усреднением не менее 30 эпох по 2 сек с последующим картированием по системе BRAINSYS (Россия). Проводили спектральный и когерентный анализы ЭЭГ. Величину когерентности (КОГ) по альфа-диапазону вычисляли между всеми 14 отведениями корковых областей. Определяли величину средней КОГ каждой области со всеми остальными корковыми зонами - показателя выбранной зоны в интегративной деятельности мозга. Регистрацию ЭЭГ проводили на свободном от медикаментозной терапии фоне - до начала терапии или спустя 5-7 сут после отмены психотропных средств при условии стабилизации болезненного состояния и исчезновения очевидных вегетативных и других проявлений «синдрома отмены».

Запись ЭЭГ каждому больному осуществляли в течение дня дважды: в утренние часы (с 8 до 10) и вечерние (с 17 до 19), а затем проводили попарный сравнительный анализ ЭЭГ этих записей.

Результаты и обсуждение

Данные визуального и спектрального анализов ЭЭГ

Наиболее выраженные изменения фоновой ЭЭГ, как в утреннее, так и в вечернее время отмечались в виде двух вариантов: низкоамплитудной дизритмии (в 22,2%) и усиления синхронизации в альфа-диапазоне (в 61,1%). В первом случае отмечалась редукция альфа-ритма, сглаженность регионарных различий по альфа-индексу, снижение амплитуды биоэлектрической активности, усиление диффузной медленноволновой активности. Во втором варианте нарушений наблюдалось наличие билатеральных вспышек альфа- и тета-волн, возникающих синхронно во всех областях и указывающих на явления ирритации на уровне стволовых структур мозга. Характерной особенностью альфа-ритма при развитии эндогенных депрессивных расстройств вне зависимости от времени суток явились слабая выраженность или полное отсутствие модуляции в веретёна.

Наиболее высокие показатели спектральной мощности (СМ) альфа-ритма в отдельных корковых зонах наблюдались в утреннее время, а диапазон значений варьировал от 87,1 до 24,4 мкВ2. В вечерние часы значения СМ были ниже и варьировали в диапазоне от 69,6 до15,6 мкВ2. На рис. 1 показана утренне-вечерняя динамика альфа-ритма.

Рисунок 1. Сравнительный анализ СМ альфа-ритма по отдельным корковым зонам у пациентов с эндогенной депрессией в утренние и вечерние часы. По оси абсцисс - отведения; С/СП - среднее значение СМ по всем корковым зонам; по оси ординат - СМ .
Во всех корковых зонах (кроме средне- и задневисочных справа) СМ утром выше, чем вечером. Наибольшие различия наблюдались в затылочных областях.

Как утренние, так и вечерние записи при эндогенных депрессивных расстройствах характеризовались переходом модального значения частоты альфа-ритма в более низкий диапазон - 9-10 Гц (против 10-11 Гц у здоровых испытуемых), что отражает адаптацию корковой ритмики на функционирование в более энергосберегающих режимах. Замедление альфа-ритма более характерно для утренних записей ЭЭГ. На рис. 2 показана структура альфа-ритма в виде средней величины спектральной плотности (СП) по всем корковым областям в утренние и вечерние часы.

Рисунок 2. Средняя величина спектральной плотности (ось ординат) по всем корковым зонам у пациентов с эндогенной депрессией в утренние и вечерние часы. Здесь и на рис. 4: * - p<0,05 по сравнению с вечером.
СП полос 8-12 Гц альфа-ритма в утренние часы выше по сравнению с вечером.

Несмотря на то что в группу исследования включались только правши, при картировании групповых спектральных характеристик ЭЭГ фокус альфа-ритма был нечетко обозначен в правой затылочной области, а в отдельных случаях выявлялся в затылочной области левого полушария. Более выраженные изменения топики альфа-ритма по сравнению с «нормой» наблюдались в утренние часы.

Межполушарный баланс генерации максимальной альфа-активности у больных изменялся на протяжении дня. Эти данные представлены в таблице.

Утром значения СМ в левой и правой затылочных областях были почти равны - в левой затылочной области СП 82,6 мкВ2, а в симметричной зоне правого полушария 85,5 мкВ2, что отражает нивелирование межполушарной асимметрии.

В вечерние часы более высокий индекс регистрировался в правой затылочной зоне - 72,7 мкВ2, а слева - 57,0 мкВ2, т.е. фокус альфа-ритма в затылочной зоне справа отражает нормализацию функционального баланса. Соотношения такого же типа прослеживались как в отдельных корковых зонах, так и в целом по полушариям.

У больных отмечался большой диапазон разброса средней частоты альфа-ритма по отдельным корковым областям, особенно в утренних записях ЭЭГ. Диапазон вариабельности этого параметра утром от 8,7 до 10,1 Гц, вечером от 9,4 до 10,2 Гц. Максимальные величины показателя на протяжении дня определялись в правой затылочной области.

Следовательно, у больных эндогенными депрессиями в утренние часы по сравнению с вечерними более выражена генерализованная по всем корковым зонам альфа-активность с менее четко обозначенным фокусом в правой затылочной области. При этом отмечается замедление альфа-ритма, о чем свидетельствуют структура и показатель средней частоты альфа-ритма, отражая снижение функциональной активности корковых зон.

Данные когерентного анализа ЭЭГ

У пациентов с эндогенной депрессией при сравнительном анализе средних значений КОГ альфа-ритма по отдельным корковым зонам (рис. 3) в утренние часы по сравнению с вечерними записями выявлены более высокие значения КОГ в теменно-центральных областях обоих полушарий, а также в передне- и средневисочных зонах справа.

Рисунок 3. Разность средней КОГ утро-вечер (ось ординат) по отдельным корковым зонам в альфа-диапазоне у пациентов с эндогенной депрессией.
В затылочных и задневисочных областях показатели КОГ утром ниже, чем вечером. Эти данные отражают усиление функционального напряжения в утренние часы корковых зон проекции верхнестволовых структур, включая диэнцефальный уровень, а также правосторонних височных областей, имеющих более тесные связи со стволовыми структурами мозга. Участие в интегративной деятельности мозга областей с максимально выраженной альфа-активностью (затылочных и задневисочных) в утренние часы ниже, чем в вечерние часы. Гиперактивация указанных выше зон в утренние часы определяла более высокие значения КОГ в утренние часы как по всему альфа-диапазону, так и по отдельным частотным полосам. На рис. 4 представлена однонаправленная динамика - более высокие значения КОГ утром по сравнению с вечером.
Рисунок 4. Сравнительный анализ средней КОГ по всем корковым зонам в отдельных частотных полосах альфа-диапазона у пациентов с эндогенной депрессией в утренние и вечерние часы. * - p<0,05.
При этом более значимые (р<0,05) различия между утренними и вечерними записями ЭЭГ зарегистрированы у верхней границы альфа-диапазона 13-14 Гц, а наименьшие у нижней - 8-9 Гц.

Как для утренних, так и вечерних записей отмечена определенная закономерность, которую можно описать в форме параболы, выражающаяся в уменьшении КОГ с повышением частоты в континууме от 8 до 12 Гц с дальнейшим ее приростом в полосе 13-14 Гц. Наименьшие значения КОГ в утренних записях отмечены в 11-12 Гц диапазонах, вечерних - 12-13 Гц, а наибольшие, как в утренних, так и в вечерних записях, - по полосе 8-9 Гц. С теоретической точки зрения интересен спад когерентности в 11-13 Гц диапазоне, формирующий нижнюю точку параболы и как бы расщепляющий когерентность альфа-спектра на два пика 8-9 и 13-14 Гц, характеризующихся относительно более высокими значениями КОГ. Подобное расщепление альфа-спектра на низко- и высокочастотные составляющие отражает генетическую разнородность ритмов, входящих в альфа-диапазон. Так, активность 8-10 Гц более специфична для резонансных колебаний таламо-кортикальных петель, а 12-14 Гц является «типичной» для пейсмекеров миндалины и гипокампа. Такого типа «расщепление» описано при проведении спектрального анализа ЭЭГ при различных состояниях [2]. Кроме того, отсутствие мономодального пика когерентных характеристик ЭЭГ у больных указывает на рассогласованность интегративных процессов мозга, возникающих при развитии депрессивных состояний и разрушающих единую систему переработки информации.

Как в утренние, так и вечерние часы у пациентов с эндогенными депрессивными расстройствами средняя КОГ правого полушария альфа-ритма была выше средней КОГ левого полушария. Однако выраженность межполушарной асимметрии утром и вечером была принципиально различной. При анализе утренних записей ЭЭГ наиболее выраженные различия тонуса правого и левого полушарий зарегистрированы по полосе 8-10 Гц, наименее выраженные в 10-13 Гц. Вечером изменения межполушарного баланса характеризовались более значимыми различиями по высокочастотной составляющей альфа-спектра 12-14 Гц, а менее значимыми по низкочастотной 8-11 Гц.

Наименьшие в течение дня значения КОГ зарегистрированы вечером по левой гемисфере в диапазоне 12-13 Гц, наибольшие - утром по правой гемисфере в диапазоне 8-9 Гц.

Анализ КОГ межполушарного баланса в течение дня показал, что в утренние часы по сравнению с вечерними изменения не однотипны в разных частотных полосах. На рис. 5 представлена разность средней КОГ между утренними и вечерними записями.

Рисунок 5. Разность значений средней КОГ (ось ординат) утро-вечер в альфа-диапазоне у пациентов с эндогенной депрессией. * - p<0,05.
Отклонения столбцов диаграммы от изолинии вверх по всем частотным полосам альфа-ритма показывают, что значения когерентности более высокие в утренние часы по сравнению с вечерними. При этом для полосы 13-14 Гц изменениям когерентности как по левому, так и по правому полушарию соответствует р<0,05. В диапазонах 8-12 Гц в течение дня более динамично правое полушарие, а в полосе 12-14 Гц - левая гемисфера. Эта мозаичность изменений (в низких частотных полосах наибольшая динамика значений КОГ в правом полушарии, в более высоких частотах - в левом), вероятно, обусловлена генетической разнородностью ритмов, входящих в альфа-диапазон с актуализацией у пациентов с эндогенной депрессией, по меньшей мере двух относительно автономных водителей ритма.

Полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют о том, что хронобиологические механизмы развития депрессий являются одним из фундаментальных компонентов патогенеза депрессивных состояний, проявляющихся значимыми нейрофизиологическими и клиническими признаками, требующими учета при диагностике и в процессе терапии, т.е. они позволяют совершенствовать лечебный процесс, прежде всего с позиций хронотерапии. Повышение эффективности терапии в данном случае сводится к оптимизации времени приема антидепрессивных препаратов на основании расчета времени, необходимого для создания в нужный момент максимальной концентрации лекарства в плазме крови. Воздействие в первую очередь именно на дневные фазы основных циркадианных ритмов может способствовать быстрейшему выходу из состояния патологического десинхроноза.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.