Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Санадзе А.Г.

ГКБ №51, Московский миастенический центр

Эффективность и целесообразность внутривенного введения человеческого иммуноглобулина в патогенетической терапии больных с генерализованной миастенией

Авторы:

Санадзе А.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3402

Загрузок: 90


Как цитировать:

Санадзе А.Г. Эффективность и целесообразность внутривенного введения человеческого иммуноглобулина в патогенетической терапии больных с генерализованной миастенией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(6):29‑32.
Sanadze AG. Efficacy and practicability of using intravenous human immunoglobulin in the pathogenetic treatment of patients with generalized myasthenia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(6):29‑32. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность хо­ли­на аль­фос­це­ра­та в пре­вен­тив­ной те­ра­пии де­мен­ции у по­жи­лых па­ци­ен­тов с син­дро­мом мяг­ко­го ког­ни­тив­но­го сни­же­ния: ре­зуль­та­ты трех­лет­не­го прос­пек­тив­но­го срав­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):92-99
Ви­та­ми­ны груп­пы B и за­бо­ле­ва­ния пе­ри­фе­ри­чес­кой нер­вной сис­те­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):75-82
Ас­те­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов и воз­мож­нос­ти ее кор­рек­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):133-137
Опыт при­ме­не­ния рис­дип­ла­ма при се­мей­ном слу­чае спи­наль­ной мы­шеч­ной ат­ро­фии 5q у па­ци­ен­тов с го­мо­зи­гот­ной де­ле­ци­ей ге­на SMN1 и оди­на­ко­вым ко­ли­чес­твом ко­пий ге­на SMN2. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):138-141
На­ру­ше­ния сна при бе­ре­мен­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):99-104
При­ме­не­ние сис­тем­ных глю­ко­кор­ти­ко­идов у гос­пи­та­ли­зи­ро­ван­ных па­ци­ен­тов с COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):75-80
Наш опыт ле­че­ния врож­ден­ных на­заль­ных сре­дин­ных ге­те­ро­то­пий у де­тей и об­зор так­тик ле­че­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(2):28-32
Кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­кое обос­но­ва­ние эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния флег­мон дна по­лос­ти рта и глу­бо­ких клет­ча­точ­ных прос­транств шеи, ос­лож­нен­ных сеп­си­сом. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(2):19-25
Пер­спек­тив­ные нап­рав­ле­ния в ле­че­нии син­дро­ма по­ли­кис­тоз­ных яич­ни­ков (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):94-104
То­ра­кос­ко­пи­чес­кая ти­мэк­то­мия при ми­ас­те­нии и не­ин­ва­зив­ной ти­мо­ме пос­ле COVID-19 пнев­мо­нии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):26-33

Известно, что комплексное патогенетическое лечение больных миастенией, включающее высокие дозы глюкокортикоидных [1, 2, 4, 11, 20, 21] и иммуносупрессорных [3, 8, 16] препаратов, методы экстракорпоральной коррекции [4, 18] и хирургическое удаление вилочковой железы [2, 3, 10], приводит к улучшению состояния у 60-80% пациентов. Вместе с тем остается группа больных, у которых эффективность указанных выше методов лечения недостаточна. Эта «резистентная» группа неоднородна, в нее могут входить как пациенты с генерализованной миастенией, сочетающейся с тимомой, так и больные без образований тимуса с наличием или отсутствием антител к ацетилхолиновому рецептору и мышечной специфической тирозинкиназе [2, 3, 13]. Основной особенностью данной группы больных является склонность к часто повторяющимся смешанным кризам - тяжелым состояниям, проявляющимся нарушением витальных функций [1, 13].

Эффективным методом лечения кризов у больных миастенией явилось внутривенное введение высоких доз человеческого иммуноглобулина [6, 7, 18]. Опыт применения иммуноглобулинов в лечении аутоиммунных заболеваний, к которым относится и миастения, насчитывает 30 лет [15, 17]. Известно, что направленность действия различных видов патогенетического лечения на клеточный и гуморальный иммунитет существенно различается [3, 5]. Введение глюкокортикоидных препаратов приводит к уменьшению синтеза антител к ацетилхолиновым рецепторам (АХР) и ингибированию специфической CD4+ T-клеточной пролиферации [5, 16]. Помимо этого, высокие дозы глюкокортикоидных препаратов оказывают влияние непосредственно на процессы освобождения медиатора из терминали аксона [11]. Иммуносупрессоры ингибируют Т-клеточную реактивность [8, 15]. Применение иммуноглобулинов приводит к 1) конкуренции иммуноглобулинов с антителами к АХР за связывание с последними; 2) предотвращению взаимодействия Fc-положительных воспалительных клеток с Т- и В-лимфоцитами; 3) уменьшению синтеза антител к АХР [6, 7, 12, 13].

Учитывая, что терапевтический эффект иммуноглобулинов обусловлен нейтрализацией циркулирующих аутоантител, созданием конкуренции за места связывания с рецептором и уменьшением воспроизводства антител посредством влияния на активность В-клеток, существенный теоретический и практический интерес представляет выявление корреляции между эффективностью лечения и уровнем аутоантител к АХР.

Целью исследования явилось изучение эффективности лечения и определения тактической целесообразности использования высоких доз человеческого иммуноглобулина для внутривенного введения на разных этапах течения болезни у больных с тяжелой генерализованной миастенией.

Материал и методы

Обследовали 12 больных (4 мужчин, 8 женщин) с генерализованной миастенией в возрасте от 11 до 65 лет. Длительность болезни колебалась от 4 мес до 14 лет. Диагноз миастении подтверждался данными клинического исследования, электрофизиологическим тестированием нервно-мышечной передачи (декремент-тест) [9], тестом с введением прозерина и выявлением повышенного уровня аутоантител к ацетилхолиновому рецептору (у 2 пациентов выявлена серонегативная форма миастении). Все больные обследованы на фоне неизменной базовой терапии, включающей прием антихолинэстеразных, глюкокортикоидных и иммуносупрессорных препаратов, до и через 10 дней после внутривенного введения человеческого иммуноглобулина. Причиной, потребовавшей данного вмешательства, у 5 пациентов явилось развитие смешанного криза, у 2 - состояния, предшествующего кризу, и у 5 - стабильно тяжелого состояния, не изменяющегося на фоне длительного лечения.

7 больных получали препарат человеческого иммуноглобулина интратект в суммарной дозе 40-80 г - по 3-5 внутривенных капельных вливаний в дозе 0,4 г на 1 кг массы тела.

5 пациентов получали препараты интратект и интраглобин в суммарной дозе 10-20 г в виде 1-2 внутривенных капельных вливаний в дозе 0,2 г на 1 кг массы тела.

Для оценки эффективности лечения использовали количественную шкалу двигательных расстройств у больных генерализованной миастенией (QMGS). Диапазон шкалы составляет от 0 (отсутствие глазодвигательных и бульбарных нарушений, а также мышечной слабости - полная ремиссия) до максимально возможных 39 баллов (наибольшая выраженность глазодвигательных и бульбарных нарушений, а также мышечной слабости). Разница в балльной оценке до и после введения иммуноглобулина являлась отражением эффективности лечения.

Тяжесть клинических проявлений миастении оценивалась по 5-балльной шкале Международной клинической классификации (MGFA). Cтепень тяжести заболевания по данной шкале варьирует от группы I (изолированная слабость глазных мышц) до V (кризисные состояния). Изменение группы тяжести миастенических нарушений по MGFA также определяло эффективность терапии.

Концентрацию антител к АХР определяли радиоиммунологическим методом с помощью коммерческой тест-системы (DLD Diagnostika, Германия). Образцы сыворотки хранили при –20 °С. Перед анализом их размораживали, отбирали аликвоты по 5 мкл и помещали в пробирки. К пробам добавляли по 100 мкл 125I-рецептора ацетилхолина (удельная активность - 342 Ci/ммоль), 50 мкл антител к IgG человека, перемешивали и инкубировали в течение 30 мин при комнатной температуре. Затем добавляли по 1 мл промывочного буфера, центрифугировали при 3000 g в течение 20 мин, надосадочную жидкость удаляли декантацией. Полученный осадок ресуспензировали и повторяли процедуру промывки. Определяли радиоактивность проб и вычисляли концентрацию антител, выражаемую в нмоль/л по формуле с использованием фактора, учитывающего дату изготовления набора и удельную активность метки, радиоактивность пробы и негативного контроля. Повышенным титром антител к АХР являлось значение, превышающее 0,50 нмоль/л.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ изменений клинических показателей по QMGS и MGFA до и после введения иммуноглобулина представлен в табл. 1.

Как видно из представленных данных, введение иммуноглобулина уменьшало тяжесть клинических проявлений миастении и двигательных расстройств у всех обследованных.

Динамика уровня антител к АХР представлена в табл. 2.

Как видно из полученных результатов, у больных отмечались весьма незначительные и разнонаправленные изменения уровня аутоантител до и после введения иммуноглобулина.

Таким образом, улучшение состояния больных, определяемое динамикой тяжести клинических проявлений болезни и уменьшением выраженности двигательных нарушений, не коррелирует с уменьшением уровня аутоантител к АХР.

Незначительные побочные эффекты введения иммуноглобулина отмечались лишь у 3 пациентов и выражались в виде вегетативных пароксизмов (колебания артериального давления, несистемные головокружения, тошнота), не требовавших медикаментозной коррекции, и были, как правило, связаны с большой скоростью внутривенного введения препарата.

Результаты проведенных исследований позволяют не только обсудить механизмы патогенетической терапии, но и определить место человеческого иммуноглобулина для внутривенного введения в стратегии и тактике лечения миастении.

В основе патогенеза миастении лежит комплемент-опосредованный лизис постсинаптической мембраны, а также антиген-зависимое разрушение рецепторов посредством образования клеточных инфильтратов [3-5, 21]. Последние содержат аутоагрессивные Т-клетки, являющиеся специфичными для АХР и рецептора постсинаптической мембраны (PsmR/β-бунгаротоксинсвязывающий протеин). АХР и PsmR стимулируют СD8+ Т-клетки и индуцируют секрецию цитокинов IFNγ и IL4, а также фактора роста TGF . Мембранолитические (C5b-9) и иммунные комплексы способствуют процессу локального воспаления [5, 6, 14, 21].

Вместе с тем клиническое улучшение при миастении на фоне применения иммуноглобулинов, выявленное как в данном исследовании, так и другими авторами, не коррелирует с динамикой титра антител к АХР [12, 14]. Клинический эффект наиболее отчетливо ассоциируется со способностью АХР к связыванию с α-бунгаротоксином [14], вероятно, из-за улучшения функционального состояния ионных каналов и исчезновения эффекта десенситизации холинорецепторов.

Преимущество иммуноглобулинов перед традиционно применяемыми в лечении миастении препаратами состоит в быстром и эффективном восстанавлении жизненно важных функций у больных в период развития кризов [1, 19, 22, 23]. Кроме того, проведенное исследование показало целесообразность введения даже минимальных доз иммуноглобулина для коррекции ухудшения состояния на фоне адекватной базисной терапии, что открывает широкие перспективы для его применения у большего числа больных.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.