Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Использование ксеомина при лечении постинсультной спастичности
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010;110(8): 62‑64
Прочитано: 756 раз
Как цитировать:
Ботулинический токсин за последние два десятилетия занял прочные позиции в комплексной терапии различных заболеваний. Значительно укрепилась доказательная база эффективности и безопасности клинического применения этого сильнейшего яда в малых дозах, были проведены многоцентровые исследования и мета-анализы, появились фундаментальные руководства и клинические рекомендации по ботулинотерапии [1, 5-7, 11, 13, 16, 20-22]. Фармакоэкономические прогнозы дают перспективу устойчивой востребованности ботулотоксинов во всем мире. Расширяется перечень лекарственных препаратов ботулинического токсина; в 2000-е годы появился новый препарат ботулотоксина типа A - ксеомин.
Предметом настоящей статьи является рассмотрение теоретических, методологических и практических аспектов использования ксеомина для лечения больных с постинсультной спастичностью. Пока препарат в основном применяется для лечения блефароспазма и спастической кривошеи [4, 11, 12, 15, 19], однако уже появились работы и в отношении терапии пациентов с постинсультной спастичностью [2, 3, 17, 18].
Ксеомин является ботулиническим токсином типа А, который начала производить в 2001 г. фармацевтическая компания «Мерц». Препарат вышел на рынок в 2005 г. и в настоящее время зарегистрирован в странах ЕС и в Канаде; в 2008 г. ксеомин зарегистрирован в Российской Федерации.
К числу существенных достоинств нового препарата второго поколения относится то, что он представляет собой чистый нейротоксин, свободный от комплексных белков. По своей эффективности ксеомин сравним с ботоксом, что продемонстрировано в ряде исследований [9, 10, 14]. Ксеомин очень стабилен: может храниться при комнатной температуре в течение 36 мес, что выгодно отличает его от препаратов-предшественников. Отсутствие комплексных белков в составе ксеомина дает и другое значимое преимущество - снижает его потенциальную иммуногенность.
Решающим моментом, обусловливающим фармакологические свойства ксеомина, является его незначительная молекулярная масса - 150 кДа, т.е. самая низкая среди существующих ботулотоксинов. Кроме бактериального белка (ботулотоксина типа А), препарат содержит в качестве наполнителей сывороточный альбумин человека и сахарозу. Такой химический состав удалось получить благодаря сложной технологической процедуре хроматографической очистки от комплексообразующих белков.
Много внимания уделяется изучению проблемы иммуногенности ксеомина [8, 15, 17, 18]. Ведется работа по сравнительному анализу активности ксеомина и ботокса, рассматривается вопрос о диссоциации нейротоксинного комплекса [9, 10, 14].
Механизм действия ботулотоксина хорошо известен [1, 21]. Он сводится к блокирующему действию на нервно-мышечный синапс посредством связывания с транспортными белками, осуществляющими направленное движение синаптических пузырьков к пресинаптической мембране. Именно это свойство обеспечивает эффективность применения ботулотоксина при лечении постинсультной спастичности. По данному вопросу существует консенсус между национальными и международными ассоциациями неврологов, а также руководящими структурами здравоохранения в отношении эффективности и безопасности ботулинотерапии постинсультной спастичности [20, 22].
В работе M. Barnes и соавт. [2] исследовались эффективность и безопасность ксеомина у пациентов со спастичностью верхней конечности различной этиологии. К исследованию были привлечены 192 пациента со спастичностью верхней конечности, обусловленной инсультом (88%), травмой мозга (5,7%), церебральным параличом (1,6%), рассеянным склерозом (0,5%) или иными причинами (4,2%). Пациенты имели показатель спастичности ≥2 баллов по шкале Ашфорт (сгибатели запястья или сгибатели запястья + сгибатели локтя). Больные получали ксеомин в разведениях 20 ЕД/мл (большой объем) или 50 ЕД/мл (маленький объем). Доза препарата подбиралась для каждого пациента в соответствии с рекомендациями группы изучения спастичности WE MOVE. Максимальная общая введенная доза составила 495 ЕД. Критерием эффективности являлась степень реакции на препарат к 4-й неделе: улучшение на 1 пункт и более по шкале оценки нетрудоспособности DAS (Disability Assessment Scale). К 4-й неделе такой результат по шкале DAS был получен у 63,0% пациентов в группе с разведением 20 ЕД/мл и у 52,4% пациентов в группе с разведением 50 ЕД/мл. Сделан вывод об одинаковой эффективности в обеих группах. В отношении безопасности значимых различий между группами также не наблюдалось. Об улучшении глобальной оценки эффективности сообщили 79,9% пациентов и 89,0% исследователей.
В работе P. Kanovsky и соавт. [18] также изучались клиническая эффективность и безопасность ксеомина при постинсультной спастичности верхней конечности. В исследование были включены 148 пациентов: 75 были рандомизированы в группу плацебо и 73 - в группу ксеомина. Пациенты должны были быть старше 18 лет, иметь в анамнезе инсульт, перенесенный как минимум 6 мес ранее, и фокальную спастичность мышц запястья и пальцев (≥2 баллов по шкале Ашфорт). Во время исследования пациентам разрешалось продолжать регулярное, стабильное лечение спастичности (например, реабилитационную терапию, физиотерапию, прием антиспастических препаратов центрального действия и т.д.). Ксеомин вводили фиксированными дозами для каждой мышцы, рекомендованными WE MOVE; максимальная доза составляла 400 ЕД за одно посещение. Инъекции в мышцы - сгибатели запястья и пальцев были обязательными, в другие группы мышц верхней конечности - в зависимости от клинической необходимости. Главным критерием эффективности являлась степень реакции на лечение, определяемая как улучшение на 1 балл и более по шкале Ашфорт (сгибатели запястья) к 4-й неделе.
К 4-й неделе после введения препарата достигалось значительное уменьшение спастичности (1 балл и более по шкале Ашфорт) всех мышц, в которые делались инъекции. Общая оценка эффективности лечения исследователями, пациентами и лицами, осуществлявшими уход, «хорошо» или «очень хорошо», была выставлена значительно большей доле пациентов в группе лечения ксеомином по сравнению с группой плацебо (p≤0,001).
Ксеомин хорошо переносился при введении дозы до 435 ЕД. У сходного количества пациентов в обеих группах наблюдался как минимум один побочный эффект (у 21 пациента в группе ксеомина и 20 в группе плацебо). Большинство побочных эффектов имело умеренную или среднюю степень выраженности; о серьезных побочных эффектах, обусловленных введением ксеомина, не сообщалось. Неблагоприятные эффекты, наблюдавшиеся в ходе данного исследования, включали дизэстезию (0,7%), головную боль (2,0%), гипоестезию (0,7%), чувство жара (2,7%), дисфагию (0,7%), боль в месте инъекции (0,7%), гематомы в месте инъекции (0,7%) и др.
В другом исследовании P. Kanovsky и соавт. [17] оценивали долгосрочную эффективность и безопасность ксеомина у пациентов с постинсультной спастичностью верхней конечности. Данное исследование было открытым продолжением двойного слепого исследования, описанного выше. Из 148 пациентов с постинсультной спастичностью верхней конечности, прошедших программу двойного слепого исследования, 145 вошли в данное открытое продолжительное испытание. Больные получали до 5 дополнительных инъекций ксеомина в течение 1 года. Эффективность оценивали по степени реакции на лечение: улучшение на 1 балл и более по шкале Ашфорт, уровень функционального улучшения по шкале DAS, общая оценка положительного эффекта лечения пациентами, исследователями и лицами, осуществлявшими уход.
Степень реакции на лечение ксеомином (улучшение на 1 балл и более по шкале Ашфорт) к 4-й неделе после 4-й и более инъекции была высокозначимой во всех подвергавшихся обработке группах мышц верхней конечности (p<0,0001). Препарат был эффективен в отношении уменьшения функциональных нарушений (оценка по шкале DAS). Его эффективность была оценена как «хорошая» или «очень хорошая» большинством (56,3-85,3%) пациентов, исследователей и лиц, осуществлявших уход. Не было обнаружено образования нейтрализующих антител ни у одного пациента ни в одном интервале между инъекциями. Относительно безопасности препарата выявлено, что все пациенты хорошо переносили лечение повторными инъекциями препарата в течение 1 года.
Таким образом, на основании рассмотренных данных об эффективности и безопасности ксеомина при лечении больных с постинсультной спастичностью можно заключить, что его технологические, фармакологические и клинические характеристики позволяют добиваться достоверных положительных результатов. В целом все сказанное свидетельствует о перспективности использования ксеомина для лечения постинсультной спастичности.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.