Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Рудакова А.В.

ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия», Санкт-Петербург, Россия, 197376

Левин О.С.

Российская медицинская академия последипломного образования

Фармакоэкономические аспекты комбинированной терапии развернутой стадии болезни Паркинсона

Авторы:

Рудакова А.В., Левин О.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 682 раза


Как цитировать:

Рудакова А.В., Левин О.С. Фармакоэкономические аспекты комбинированной терапии развернутой стадии болезни Паркинсона. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(6‑2):96‑100.
Rudakova AV, Levin OS. Pharmacoeconomic aspects of combined treatment of advanced stage of Parkinson’s disease. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2017;117(6‑2):96‑100. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20171176296-100

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ней­ро­хи­ми­чес­кие ме­ха­низ­мы воз­ник­но­ве­ния тре­мо­ра при бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):64-72
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):81-90
Дис­фун­кция мо­че­во­го пу­зы­ря у па­ци­ен­тов с I—III ста­ди­ями бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):91-99
Пор­трет вра­ча с бо­лез­нью Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):160-164
Па­то­мор­фоз бо­лез­ни Пар­кин­со­на на фо­не сти­му­ля­ции суб­та­ла­ми­чес­ко­го яд­ра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):21-27
Ней­ро­вос­па­ли­тель­ные и ней­ро­де­ге­не­ра­тив­ные ас­пек­ты бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(3):102-111
Расстройства ши­зоф­ре­ни­чес­ко­го спек­тра и бо­лезнь Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(3):136-141

Болезнь Паркинсона (БП) — хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга, преимущественно связанное с дегенерацией дофаминергических нейронов черной субстанции и проявляющееся сочетанием гипокинезии с ригидностью, тремором покоя, постуральной неустойчивостью, психическими и вегетативными расстройствами. Распространенность Б.П. в России, по данным популяционного исследования, проведенного в Московской области, составляет 139,9 случая на 100 000 населения, а заболеваемость — 16,3 случая на 100 000 в год. Таким образом, в нашей стране около 210 тыс.пациентов с Б.П. Вследствие высокой распространенности, неуклонно прогрессирующего характера заболевания, его тяжелых социальных и семейных последствий БП приводит к значительному экономическому ущербу как для системы здравоохранения и бюджета самого больного и его семьи, так и для общества в целом.

Золотым стандартом симптоматической терапии БП остаются препараты леводопы, применение которых позволяет продлить активную жизнь пациентов и увеличить их выживаемость примерно на треть. Тем не менее лечение препаратами леводопы сопровождается развитием моторных флюктуаций и дискинезий, которые связаны как с особенностями фармакокинетики и фармакодинамики леводопы, так и с продолжающимся процессом нейродегенерации, приводящим к критическому снижению нигростриарных окончаний. Вероятность развития флюктуаций увеличивается с продолжительностью лечения леводопой, суточной и кумулятивной дозой леводопы, а также продолжительностью и тяжестью самого заболевания. Моторные флюктуации развиваются примерно у 50% уже в первые 3—5 лет после начала лечения леводопой, а спустя 10 лет терапии леводопой — более чем у 80% пациентов.

Единственным приемом, позволяющим отсрочить появление флюктуаций и дискинезий, может быть более позднее назначение леводопы или ограничение ее дозы с компенсацией состояния больного за счет других дофаминергических средств (ингибитора МАО В, агонистов дофаминовых рецепторов, ингибиторов КОМТ), в меньшей степени влияющих на риск развития осложнений терапии. Тем не менее на развернутой стадии БП, характеризующейся нарастанием моторных и немоторных проблем, ограничением мобильности, постуральной неустойчивостью, приходится прибегать к комбинации леводопы с другими противопаркинсоническими препаратами, усиливающими и/или удлиняющими ее действие. В настоящее время с препаратами леводопы чаще всего комбинируют ингибитор МАО В разагилин, ингибитор КОМТ энтакапон или агонисты дофаминовых рецепторов. К комбинации препаратов приходится прибегать и в том случае, когда флюктуации и дискинезии уже развились. Выбор адъювантного препарата в этой ситуации бывает сложен и должен опираться в том числе на данные фармакоэкономического анализа, дефицит которых явно ощущается в клинической практике.

Цель работы — оценка эффективности затрат на фиксированную комбинацию леводопы/карбидопы/энтакапона и свободную комбинацию леводопы/карбидопы с разагилином.

Материал и методы

Анализ проводили с позиции системы здравоохранения. Использована марковская модель, включающая 3 клинических состояния: длительность периодов «выключения» >25% времени бодрствования, длительность периодов «выключения» >25% времени бодрствования, летальный исход (рис. 1).

Рис. 1. Модель прогрессирования БП.

Длительность марковского цикла — 4 мес. Временной горизонт исследования — 2 года.

Модель разработана на основе результатов 18-недельного, двойного слепого, мультицентрового (74 клинических центра в Израиле, Аргентине и Европе) обследования 687 амбулаторных пациентов, которые были распределены случайным образом на 3 группы, получавшие терапию: разагилин 1 мг/сут (231 пациент), энтакапон 200 мг с каждым приемом леводопы (227 пациентов) или плацебо (229 пациентов). Среднее количество приемов препарата в сутки — 4,8±1,5; 4,8±1,3 и 4,7±1,5 мг/сут в группах разагилин+леводопа/карбидопа, леводопа/карбидопа/энтакапон и монотерапии леводопой/карбидопой. Средняя исходная доза леводопы/карбидопы — 697—722 мг/сут.

В качестве критерия «ответа на лечение» рассматривалось снижение общей длительности периодов «выключения» в течение дня на 1 ч и более от исходной. Число пациентов, ответивших на лечение, составило 51, 45 и 32% в группах разагилин+леводопа/карбидопа, леводопа/карбидопа/энтакапон и монотерапии леводопой/карбидопой.

Предполагали, что суточные дозы сравниваемых препаратов соответствуют DDD: леводопа/карбидопа — 0,6 г в расчете на леводопу, разагилин — 1 мг, леводопа/карбидопа/энтакапон — 1000 мг в расчете на энтакапон. Затраты на лекарственные препараты рассчитывались на основе результатов аукционов за 2016 г., по данным IMS Health, и составили в базовом варианте: препараты леводопы — 20,36 (6,96—31,30) руб/сут; разагилин — 166,46 (133,22—211,71) руб/сут; леводопа/карбидопа/энтакапон — 447,83 (258,95—623,08) руб/сут. При проведении анализа чувствительности анализировали варианты с 3- и 6-кратным приемом препаратов, содержащих леводопу в сутки.

Интенсивность перехода в первом цикле соответствовала при моделировании выявленным в исследовании LARGO показателям [2]. На протяжении последующих циклов интенсивность перехода между клиническими состояниями соответствовала результатам продленной фазы LARGO [3].

Смертность пациентов в каждом цикле была одинакова в группах сравнения и составляла 2,1% [4].

Интенсивность перехода между состояниями, использованная при моделировании, представлена в табл. 1.

Таблица 1. Вероятность перехода между клиническими состояниями при моделировании, среднее значение (95% ДИ)

Качество жизни при состояниях «выключения» >25% и «выключения» ≤25% составляло при моделировании 0,68 и 0,39 соответственно [3; 5].

Результаты и обсуждение

Изменение доли пациентов с «выключением» ≤25% и «выключением» >25% при различных вариантах терапии представлено на рис. 2.

Рис. 2. Модель прогрессирования болезни Паркинсона при различных вариантах терапии. а — разагилин+леводопа/карбидопа; б — леводопа/карбидопа/энтакапон; в — леводопа/карбидопа. По оси абсцисс — годы; по оси ординат — вероятность изменений.

Из рис. 2 видно, что через 2 года терапии разагилином + леводопа/карбидопа доля пациентов, у которых время «выключения» ≤25%, — 39,6%, при терапии фиксированной комбинацией леводопа/карбидопа/энтакапон — 39,3%, леводопа/карбидопа — 21,3%.

Результаты оценки представлены в табл. 2.

Таблица 2. Эффективность затрат на комбинированную терапию развернутой стадии болезни Паркинсона

Из табл. 2 видно, что в базовом варианте затраты на терапию фиксированной комбинацией леводопа/карбидопа/энтакапон в 2,45 раза выше, чем на терапию разагилином+леводопа/карбидопа. При 3-кратном приеме препаратов леводопы затраты на леводопу/карбидопу/энтакапон выше в 1,53 раза. Даже при наименее выгодном для разагилина варианте анализа чувствительности (максимальная стоимость разагилина, максимальная стоимость препаратов леводопы/карбидопы и минимальная стоимость фиксированной комбинации, включающей леводопу/карбидопу/энтакапон), затраты на терапию, включающую разагилин, на 10,4% ниже по сравнению с терапией сравнения.

Таким образом, с учетом некоторого увеличения продолжительности жизни при терапии разагилином, разагилин в комбинации с препаратами леводопы/карбидопы может рассматриваться как доминирующая альтернатива по сравнению с леводопой/карбидопой/энтакапоном.

Что касается абсолютной величины коэффициента затраты/эффективность, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, медицинская технология может рассматриваться как экономически высокоэффективная, если затраты на дополнительный год жизни с учетом качества (QALY) не превышают величины ВВП на душу населения [6—9]. С учетом предварительных данных по ВВП за 2016 г. и численности населения в РФ на 01.01.17 данная величина составляет около 584,9 тыс. руб/душу населения.

Таким образом, при всех проанализированных вариантах терапия разагилином в комбинации с препаратами леводопы/карбидопы может рассматриваться как клинически и экономически оправданный вариант лечения пациентов с развернутой стадией БП, обеспечивающий снижение затрат по сравнению с фиксированной комбинацией леводопа/карбидопа/энтакапон.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.