Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Забиров Р.А.

Кафедра оториноларингологии Оренбургской государственной медицинской академии, Оренбург, Россия, 460000

Вялкова А.А.

Кафедра факультетской педиатрии Оренбургской государственной медицинской академии Минздрава России, Оренбург, Россия, 460000

Забирова А.Р.

Кафедра оториноларингологии

Нарушения слуха у детей с хроническим пиелонефритом

Авторы:

Забиров Р.А., Вялкова А.А., Забирова А.Р.

Подробнее об авторах

Просмотров: 831

Загрузок: 5


Как цитировать:

Забиров Р.А., Вялкова А.А., Забирова А.Р. Нарушения слуха у детей с хроническим пиелонефритом. Вестник оториноларингологии. 2014;(5):29‑31.
Zabirov RA, Vialkova AA, Zabirova AR. Hearing disorders in the children presenting with chronic pyelonephritis. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2014;(5):29‑31. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти оцен­ки ин­во­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний ко­жи в эс­те­ти­чес­кой ме­ди­ци­не. Роль ультраз­ву­ко­вой ди­аг­нос­ти­ки. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):92-98
Хро­ни­чес­кий вер­хне­че­люс­тной ате­лек­таз, или син­дром мол­ча­ще­го си­ну­са. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):60-65
Диаг­нос­ти­ка и ле­че­ние нев­ро­ло­ги­чес­ких оро­фа­ци­аль­ных бо­ле­вых син­дро­мов. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):5-12
Спек­траль­ный ана­лиз ро­то­вой жид­кос­ти па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ки­ми фор­ма­ми на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):3-6
Де­ся­ти­лет­ний опыт ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния зак­ры­тых травм под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):34-38
Па­то­ло­гия эн­до­мет­рия и кли­ни­ко-ди­аг­нос­ти­чес­кое зна­че­ние гли­ко­де­ли­на. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):53-62
Ке­ра­то­ко­нус: ос­нов­ные нап­рав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):11-20
Ги­пер­сом­ния при пси­хи­чес­ких расстройствах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):63-68
Спо­соб мо­де­ли­ро­ва­ния и ле­че­ния аб­сцес­са брюш­ной по­лос­ти в хи­рур­ги­чес­ком эк­спе­ри­мен­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия. 2023;(2):5-12
Диаг­нос­ти­ка и хи­рур­ги­чес­кая так­ти­ка при гры­жах Бог­да­ле­ка у взрос­лых. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):48-55

В последние годы отмечается неблагоприятная тенденция к росту в детской популяции рецидивирующих форм пиелонефрита, характеризующихся прогрессированием тубулоинтерстициального процесса с нарушением функции почек и развитием осложнений со стороны других органов и систем, в том числе патологии слуха у детей [1-6].

На ранних стадиях развития заболевания нарушения слуха часто не диагностируются. Вместе с тем результаты лечения, эффективность реабилитации пациентов с нарушениями слуха определяются своевременностью диагностики развивающейся тугоухости, что и определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - разработать критерии ранней диагностики нарушения слуха при хроническом пиелонефрите (ХрПН) у детей.

Пациенты и методы

Проведено комплексное обследование и клиническое наблюдение 130 детей в возрасте от 4 до 17 лет, в том числе 100 детей, больных ХрПН (основная группа ), 30 - условно здоровых детей (контрольная группа).

Всем детям, больным ХрПН, проведено комплексное нефрологическое и урологическое обследование в соответствии с протоколами и стандартами диагностики заболеваний ОМС с оценкой структурно-функционального состояния почек, клинико-параклинических и аудиологических особенностей.

Показатели оториноларингологического обследования включали осмотр ЛОР-органов и комплексное исследование слуховой функции в аудиологической лаборатории (живая речь, акуметрия, тональная пороговая и надпороговая аудиометрия, речевая аудиометрия, регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии) и импедансометрия. По результатам комплексных исследований проведена оценка слуха с определением степени тугоухости согласно международной классификации 1997 г.

В качестве биомаркера повреждения проксимальных канальцев почек определяли показатель нейтральной α-глюкозидазы в моче, корреляционную связь уровня фермента в моче, показателей структурно-функционального состояния почек, параметров внутрипочечной гемодинамики с тяжестью нарушений слуха у детей, взаимосвязь данного показателя с клинико-параклиническими параметрами почек и аудиологическим статусом детей, больных ХрПН.

Статистическая обработка данных проведена по общепринятым методикам на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ MS Excel 2002 и Statistica 6.0.

Результаты и обсуждение

При анализе факторов риска возникновения ХрПН установлены статистически и клинически достоверно значимые факторы риска в отношении вероятности развития ХрПН с учетом показателей относительного, абсолютного риска, связанного с наследственной предрасположенностью к патологии почек, наличием ХрПН у матери, нефропатией беременной, патологическим течением беременности и родов у матери, неблагополучием неонатального периода: недоношенностью, задержкой внутриутробного развития плода, низкой массой тела при рождении у данного ребенка.

При анализе клинико-аудиологического статуса детей выявлена высокая частота развития нарушений слуха сенсоневрального характера у 37% больных ХрПН. В зависимости от состояния слуховой функции все больные ХрПН объединены в три группы.

1-я группа (15 человек) - пациенты, которые предъявляли жалобы на снижение слуха и у которых при обследовании диагностирована сенсоневральная тугоухость (СНТ).

2-я группа (22 человека) - пациенты, которые жалоб на снижение слуха не предъявляли, но при целенаправленном обследовании у них выявлена сенсоневральная тугоухость (субклинические формы СНТ).

3-я группа (63 человека) - пациенты, которые не жаловались на снижение слуха и у которых при целенаправленном обследовании слуха не диагностированы нарушения слуховой функции.

Наиболее глубокие нарушения слуха выявлены у пациентов 1-й группы (n=15). Так, только у 33,3% детей диагностирована I степень тугоухости, у 53,4% - выявлена II и у 13,3% детей - III. У пациентов 2-й группы преобладала I степень нарушения слуха (90,9%). У детей 3-й группы потеря слуха не выявлена.

По результатам усредненных аудиометрических кривых нами установлены типичный нисходящий характер кривых и повышение порогов восприятия на высокие частоты у больных СНТ (1-я группа) с I-II-III степенью нарушения слуха.

Усредненные аудиометрические кривые детей с субклинической формой СНТ с I и II степенями тугоухости также имеют типичный для СНТ нисходящий характер и повышенные пороги восприятия на высокие частоты.

При исследовании слуха живой речью выявлено достоверное снижение восприятия шепотной и разговорной речи у больных СНТ (1-й и 2-й групп; p<0,05), тогда как у детей 3-й группы отклонений от нормы не установлено.

Результаты акуметрии при ХрПН у детей свидетельствовали о нарушении звуковосприятия и наличии сенсоневральной тугоухости у 100% больных СНТ (1-я группа) и субклинической формой СНТ (2-я группа), тогда как у 100% больных без тугоухости (3-я группа) данные акуметрии соответствовали норме (p<0,05).

При тимпанометрии у всех больных 1-й и 2-й групп

с нарушением слуха регистрировалась тимпанограмма типа А.

По данным надпороговой аудиометрии у 87% больных школьного возраста 1-й группы и у 95,5% детей 2-й группы выявлен феномен ускоренного нарастания громкости (ФУНГ), что подтверждает наличие сенсоневральной тугоухости с поражением кохлеарного аппарата у наблюдаемых больных.

При речевой аудиометрии у больных 1-й группы с I и II степенью тугоухости установлена 95±3,2% разборчивость разговорной речи; у больных с III степенью тугоухости достоверно ухудшается разборчивость разговорной речи до 80%; у больных 2-й группы на речевых аудиограммах разборчивость разговорной речи изменялась от 85 до 100%.

Задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) зарегистрирована у 12,4% пациентов 1-й группы с I степенью тугоухости и у 40,9% пациентов 2-й группы с I степенью тугоухости. При этом ЗВОАЭ не зарегистрирована у 87,6% детей 1-й группы и 59,1% детей 2-й группы, что является объективным признаком повышения порогов восприятия более чем на 30 дБ.

У детей 3-й группы средняя потеря слуха на речевые частоты 500, 1000, 2000 и 4000 Гц составила всего 6,4±0,43 дБ, что достоверно ниже минимального порога восприятия в 20 дБ при первой степени тугоухости.

Усредненная аудиограмма больных 3-й группы без тугоухости не отличается от нормы. При исследовании слуха шепотной и разговорной речью отклонений от нормы не установлено. По результатам камертонального исследования нарушений слуховой функции не выявлено. Показатели надпороговой аудиометрии не отличались от нормы. При речевой аудиометрии установлена 100% разборчивость разговорной речи. Результаты регистрации ЗВОАЭ в пределах нормы.

Нами выявлены начальные признаки нарушения слуха у детей 3-й группы. Так, при тональной аудиометрии у 7,9% пациентов этой группы установлено повышение порогов восприятия на высоких частотах 6000 Гц до 17,2±0,21 дБ и на 8000 Гц до 24,7±0,82 дБ, что является начальным проявлением нарушений слуха и позволяет отнести этих детей в группу риска по развитию сенсоневральной тугоухости. Такие пациенты подлежат диспансерному учету с проведением комплекса профилактических и лечебных мероприятий.

В работе определены особенности клинического и аудиологического статуса детей с ХрПН и доказана прямая взаимосвязь степени нарушения слуха от тяжести и длительности клинического течения ХрПН.

Клиническими особенностями ХрПН у детей являются преобладание вторичных обструктивных (86%) форм патологии с развитием ХрПН на фоне врожденного порока развития органов мочевой системы: гидронефроз, уретерогидронефроз, пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР), мегалоуретер, ротация почки, сочетание ПМР и нейрогенной дисфункции мочевого пузыря (НДМП); наличие у 100% больных недифференцированного синдрома соединительнотканной дисплазии (НССТД); ранний возраст (до 3 лет) дебюта ренальной инфекции (60%); преобладание рецидивирующего (63%), часто рецидивирующего (15%) или латентного течения заболевания.

Длительность заболевания ХрПН достоверно выше (9,9 года) в группе больных с СНТ по сравнению с детьми с субклинической формой СНТ (7,5 года) и больных ХрПН, у которых слух не нарушен (4,5 года) (р<0,05).

Анализ показателей функционального состояния почек у больных ХрПН выявил достоверные различия состояния функции почек у детей с различным аудиологическим статусом. Так, у 100% пациентов с СНТ отмечались стойкие нарушения функции почек в виде снижения показателей аммонио- и ацидогенеза, концентрационной функции в сочетании со снижением скорости клубочковой фильтрации (СКФ) и канальцевой реабсорбции, тогда как у больных субклинической формой СНТ выявлены парциальные нарушения тубулярной функции (27,3%) (р<0,05). При этом у больных ХрПН 3-й группы показатели функционального состояния почек были в пределах нормы.

Для больных 1-й группы с СНТ характерны достоверно выраженные и стойкие нарушения показателей внутрипочечной гемодинамики.

Для больных ХрПН, имеющих нарушения слуха, характерны более высокая частота и уровень экскреции органоспецифического фермента (нейтральной-α-глюкозидазы) по сравнению с детьми контрольной группы и пациентами с нормальным аудиологическим статусом (p<0,05).

Анализ результатов исследования позволил выделить факторы риска развития нарушений слуха у детей с ХрПН: ранний дебют пиелонефрита, рецидивирующее, часто рецидивирующее или латентное течение ХрПН с прогрессированием ХрПН и снижением показателей функционального состояния почек.

В результате проведенных исследований установлены критерии ранней диагностики нарушений слуха у детей при ХрПН:

- снижение показателей слуха у детей с ХрПН по данным пороговой и надпороговой тональной аудиометрии, речевой аудиометрии, ЗВОАЭ;

- повышение порогов восприятия на частоте 6000 Гц до 17,2±0,21 дБ и частоте 8000 Гц до 24,7±0,82 дБ;

- повышение уровня содержания в моче органоспецифического фермента (нейтральной-α-глюкозидазы).

Выводы

1. При ХрПН у 37% детей выявлены нарушения слуха сенсоневрального характера с преимущественным поражением слуха на высоких частотах.

2. Установлены достоверные различия частоты и степени нарушений слуха у детей с ХрПН в зависимости от клинического течения и тяжести заболевания: у 100% больных с часто рецидивирующим ХрПН, имеющих нарушения структурных, функциональных показателей почек и внутрипочечной гемодинамики, установлена достоверно более выраженная степень тугоухости в отличие от пациентов со стойкой ремиссией заболевания и сохранной функцией почек.

3. Исследование состояния органа слуха с выполнением пороговой и надпороговой тональной аудиометрии, речевой аудиометрии, импедансометрии, регистрацией ЗВОАЭ у детей позволяет диагностировать ранние формы поражения слуха и должно быть включено в обязательный комплекс методов обследования больных ХрПН.

4. Повышение порогов восприятия на частоте 6000 Гц до 17,2±0,21 дБ и 8000 Гц до 24,7±0,82 дБ при ХрПН у детей являются начальными проявлениями нарушений слуха.

5. Для больных ХрПН, имеющих нарушения слуха, характерны более высокая частота и уровень экскреции органоспецифического фермента (нейтральной-α-глюкозидазы) по сравнению с детьми контрольной группы и пациентами с нормальным аудиологическим статусом.

6. Повышение уровня содержания фермента нейтральной-α-глюкозидазы в моче является критерием отбора больных с ХрПН в группу риска по развитию тугоухости.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.