Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шелудченко В.М.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней им. М.М. Краснова»

Осипян Г.А.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»;
Центр восстановления зрения

Храйстин Х.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»;
Центр восстановления зрения

Джалили Р.А.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»

Абукеримова А.К.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»

Глубокая передняя послойная кератопластика при экструзии неполного интрастромального кольца (клиническое наблюдение)

Авторы:

Шелудченко В.М., Осипян Г.А., Храйстин Х., Джалили Р.А., Абукеримова А.К.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2023;139(1): 75‑79

Прочитано: 2172 раза


Как цитировать:

Шелудченко В.М., Осипян Г.А., Храйстин Х., Джалили Р.А., Абукеримова А.К. Глубокая передняя послойная кератопластика при экструзии неполного интрастромального кольца (клиническое наблюдение). Вестник офтальмологии. 2023;139(1):75‑79.
Sheludchenko VM, Osipyan GA, Khraystin Kh, Djalili RA, Abukerimova AK. Deep anterior lamellar keratoplasty in extrusion of an incomplete intrastromal corneal ring segment (clinical observation). Russian Annals of Ophthalmology. 2023;139(1):75‑79. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma202313901175

Рекомендуем статьи по данной теме:

История имплантации роговичных сегментов насчитывает более 20 лет. Методика постоянно претерпевает изменения, связанные как с технологией проведения операции, так и с использованием роговичных сегментов (РС), имеющих различные параметры и форму [1, 2].

Интрастромальная кератопластика с использованием РС из полиметилметакрилата является одним из распространенных методов коррекции кератэктазий, особенно при кератоконусе (КК). Могут использоваться РС в виде двух полуколец равного или неравного диаметра, а также в виде неполного и полного кольца различного сечения [3, 4].

Механизм изменения кривизны роговицы при имплантации сегментов и колец при этом основан на так называемом законе толщины Барракера. Суть его заключается в том, что при интрастромальном дополнении определенного объема материала в парацентральные и периферические отделы роговицы происходит ее «уплощение» и, как следствие, ослабление рефракции в центральной оптической зоне [5]. Есть единичные работы, посвященные имплантации полных колец для коррекции миопии [6].

Имплантация РС улучшает рефракционные и топографические параметры роговицы, однако она никак не влияет на сдерживание прогрессирования эктазии. При этом имеется ряд осложнений как интраоперационных, так и послеоперационных. Среди возможных послеоперационных осложнений стоит выделить смещения и экструзию сегментов [7—9], воспалительные проявления (кератит, язва) [10—14], асептический некроз роговицы над РС [15] и др. [16].

Для устранения экструзии РС могут применяться погружные швы, если это возможно, либо РС могут быть удалены или заменены, например, на аллотрансплантат [17, 18]. Безуспешность процедур сохранения РС все равно приводит к использованию более радикального метода — глубокой передней послойной кератопластики (ГППК) [19].

В настоящем сообщении представлен случай ГППК при РС в форме неполного кольца (тип Ferrara Ring 5,5 мм 355°) при осложнении в виде его дислокации с экструзией и врастанием новообразованных сосудов.

Клиническое наблюдение

Пациентка М., 1976 года рождения, в ноябре 2020 г. обратилась в ФГБНУ «НИИ глазных болезней» с жалобами на снижение зрения, чувство инородного тела, жжение, слезотечение, дискомфорт в левом глазу. Из анамнеза: с 15 лет миопия высокой степени (9,0 дптр) на обоих глазах. Диагноз КК впервые поставлен в 2011 г. В 2014 г. по причине прогрессирования КК проведена имплантация РС в виде неполного кольца (тип Ferrara Ring 5,5 мм 355°) на обоих глазах. В раннем послеоперационном периоде пациентка отметила повышение как некорригированной (НКОЗ), так и корригированной (КОЗ) остроты зрения. Через 2 мес после имплантации РС зрение на левом глазу стало снижаться, наряду с этим появились жалобы на блики, двоение предметов, а также ухудшение зрения в вечернее и ночное время суток.

При обращении в наше учреждение помимо стандартных офтальмологических исследований (биомикроскопия, визометрия, рефрактометрия, тонометрия) была проведена оптическая когерентная томография (ОКТ) переднего отрезка глаза для определения толщины роговицы и локализации РС (рис. 1). Пациентке был поставлен диагноз: состояние после имплантации РС; частичная экструзия РС в левом глазу. При биомикроскопии роговицы левого глаза выявлена дислокация и экструзия РС на треть длины, остальная часть находилась в поверхностных слоях стромы неравномерно. Кроме этого, отмечались рост новообразованных сосудов и частичный лизис стромы в области кольца (рис. 2). На момент обращения НКОЗ левого глаза составила 0,01, КОЗ (sph +1,5, cyl –7,0, ax 40) — 0,3. При этом толщина роговицы в самой тонкой зоне, по данным ОКТ, была равна 346 мкм, в периферической зоне — более 415 мкм. Плотность клеток эндотелия — 2980 кл/мм2. Толщина роговицы под РС — 155 мкм. Учитывая дислокацию и экструзию РС на значительном протяжении, а также деструктивные изменения передних слоев роговицы, врастание сосудов, пациентке была предложена операция ГППК с предварительным удалением РС. Основной мотивацией к непоэтапной процедуре для нас был значительный лизис передних слоев роговицы с сохраняющимися воротами для инфекции.

Рис. 1. ОКТ-изображения переднего отрезка левого глаза пациентки М.

Расположение роговичного сегмента в слоях роговицы с экструзией переднего края.

Рис. 2. Биомикроскопическая картина левого глаза пациентки М.

Частичная экструзия интрастромального неполного кольца. Стрелкой указана зона экструзии РС.

Техника операции. После обработки операционного поля и наложения векорасширителя ножницами отсекли часть кольца, расположенную свободно снаружи на роговице. Далее роговичным пинцетом удалили оставшуюся часть РС (рис. 3). Вакуумным трепаном Barron (диаметр 8,5 мм) выполнили неполный рез в роговице на глубину 375 мкм, что составило около 80% толщины. Круглым ножом отсепаровали и удалили верхний слой роговицы. Канюлей (25G) произведена пневмодиссекция десцеметовой мембраны (ДМ) от стромы. Алмазным ножом для парацентеза создали доступ в полость между стромой и ДМ. После введения вязкого когезивного вискоэластика (Amvisc) в созданный доступ роговичными ножницами иссекли строму по краю трепанации и удалили (рис. 4). Полученное ложе промыли раствором BSS. С консервированного в среде Борзенка—Мороз роговично-склерального лоскута, в котором предварительно была удалена ДМ, пробойником Barron (диаметр 8,5 мм) выкроен роговичный диск и уложен на подготовленное ложе в роговице реципиента. Сформированный трансплантат фиксирован вначале узловыми, затем непрерывным швом (нейлон 10/00) с последующим удалением узловых швов. Под конъюнктиву введен раствор дексазона и антибиотик в объеме 0,3 мл.

Рис. 3. Интраоперационная фотография левого глаза пациентки М.

Этап удаления интрастромального неполного кольца.

Рис. 4. Интраоперационная фотография левого глаза пациентки М.

Этап удаления стромальной ткани.

Операция и послеоперационный период прошли без осложнений. Полная эпителизация роговицы наступила на 5-е сутки после операции. Через 12 мес после операции трансплантат оставался прозрачным (рис. 5), НКОЗ составила 0,4, КОЗ (cyl –2,25, ax 70) — 0,7. Плотность эндотелиальных клеток снизилась до 2670 кл/мм2.

Рис. 5. Биомикроскопическая картина левого глаза пациентки М. через 10 мес после операции ГППК.

Прозрачное приживление трансплантата.

Обсуждение

Показания к применению ГППК в случае осложнений РС, которых мы придерживались в данном клиническом случае, описаны в литературе [20, 21]. Кроме этого имеются и другие подходы при наличии осложнений после имплантации РС. В одних случаях возможна их реимплантация [22], в других — замена на алломатериал (операция БЛОК) [23] или переход на более радикальные виды кератопластики (ГППК, сквозная кератопластика). Работ, посвященных ГППК в случае осложнений при РС в виде незамкнутого кольца, нам не встретилось. В изученном литературном материале в основном обсуждается техника проведения ГППК. Так, если экструзия РС незначительна или показаниями к операции ГППК служат другие причины (без экструзии), то трепанацию производят единым блоком, не удаляя РС предварительно. Это возможно, если РС располагается от ДМ не менее чем в 150 мкм, стромальный объем для удаления трепаном составляет 80% толщины и РС попадает в этот объем [20]. В нашем случае значительная часть РС (около 30%) находилась в свободном состоянии на роговице, и поэтому технически трепанацию единым блоком провести было затруднительно. Требовалось предварительное удаление сегмента и его остатков. Примечателен тот факт, что практически полное кольцо РС также способно смещаться за границы стромы, что выглядело весьма неожиданно в сравнении с короткими сегментами. И самым важным фактором в описываемом случае было то обстоятельство, что кератомаляция и риск инфицирования роговицы были настолько значительны, что не оставляли времени на поэтапность процедур и формирование паузы для создания более благоприятных хирургических условий. В результате был получен эффективный сохранный результат, а доля потери эндотелиальных клеток через 12 мес находилась на уровне величин, представленных в работах, в которых описывалась ГППК с благоприятным исходом [19, 20].

Заключение

Несмотря на то что технология РС при коррекции деформаций роговицы при КК дает эффективный пролонгированный результат, могут развиваться осложнения в виде экструзии РС, врастания сосудов и прогрессирования иррегулярного астигматизма. Описанный нами клинический случай демонстрирует одномоментный более радикальный подход (ГППК) при экструзии роговичного неполного кольца, резко выраженной кератомаляции и риске инфекционных осложнений.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: В.Ш., Г.О.

Сбор и обработка материала: Г.О., Р.Д., Х.Х., А.А.

Статистическая обработка данных: Г.О., Р.Д., Х.Х., А.А.

Написание текста: В.Ш., Г.О., Р.Д.

Редактирование: В.Ш., Г.О., Р.Д.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict to interest.

Литература / References:

  1. Vega-Estrada A, Alio JL. The use of intracorneal ring segments in keratoconus. Eye Vision. 2016;3(8):1-7.  https://doi.org/10.1186/s40662-016-0040-z
  2. Colin J, Cochener B, Savary G, Malet F. Correcting keratoconus with intracorneal rings. J Cataract Refract Surg. 2000;26:1117-1122. https://doi.org/10.1016/s0886-3350(00)00451-x
  3. Peris-Martínez C, Gisbert IG. Random implantation of asymmetric intracorneal rings. Hindawi Publishing Corporation. Case Rep Ophthalmol Med. 2014;2014:839359. https://doi.org/10.1155/2014/839359
  4. Daxer A. Biomechanics of Corneal Ring Implants. Cornea. 2015;34:1493-1498. https://doi.org/10.1097/ICO.0000000000000591
  5. Assil KK, Barrett AM, Fouraker BD, et al. One-year results of the intrastromal corneal ring in nonfunctional human eyes. Arch Ophthalmol. 1995; 113:159-167.  https://doi.org/10.1001/archopht.1995.01100020041026
  6. Jadidi K, Nejat F, Mosavi SA, Nadery M, Katiraee A, Janani L, Aghmollaei H. Full-ring Intrastromal Corneal Implantation for Correcting High Myopia in Patients with Severe Keratoconus. Med Hypothesis Discov Innov Ophthalmol. 2016;5(3):89-95. 
  7. Coskunseven E, Kymionis G, Tsiklis N, et al. One-Year Results of Intrastromal Corneal Ring Segment Implantation (KeraRing) using Femtosecond Laser in Patients with Keratoconus. Am J Ophthalmol. 2008;145(5):775-779.  https://doi.org/10.1016/j.ajo.2007.12.022
  8. Kymionis GD, Grentzelos MA, Diakonis VF, et al. Nine-Year Follow-Up of Intacs Implantation for Keratoconus. Open Ophthalmol J. 2009;3:77-81.  https://doi.org/10.2174/1874364100903010077
  9. Pinero DP, Alio JL. Intracorneal ring segments in ectatic corneal disease a review. Clin Exper Ophthalmol. 2010;38(2):154-167.  https://doi.org/10.1111/j.1442-9071.2010.02197.x
  10. Bourcier T, Borderie V, Laroche L. Late bacterial keratitis after implantation of intrastromal corneal ring segments. Journal of Cataract and Refractive Surgery. 2003;29:407-409.  https://doi.org/10.1016/s0886-3350(02)01484-0
  11. Galvis V, Tello A, Delgado J, et al. Late bacterial keratitis after intracorneal ring segments (Ferrara ring) insertion for keratoconus. Cornea. 2007;26(10): 1282-1284. https://doi.org/10.1097/ICO.0b013e3181506142
  12. Hashemi H, Ghaffari R, Mohammadi M, et al. Microbial keratitis after INTACS implantation with loose suture. J Refract Surg. 2008;24:551-552.  https://doi.org/10.3928/1081597X-20080501-17
  13. Hofling-Lima AL, Branco BC, Romano AC, et al. Corneal infections after implantation of intracorneal ring segments. Cornea. 2004;23:547-549.  https://doi.org/10.1097/01.ico.0000126434.95325.24
  14. Shehadeh-Masha’our R, Modi N, Barbara A, Garzozi HJ. Keratitis after implantation of intrastromal corneal ring segments. J Cataract Refract Surg. 2004;30:1802-1804. https://doi.org/10.1016/j.jcrs.2004.01.034
  15. Kugler LJ, Hill S, Sztipanovits D, et al. Corneal melt of incisions overlying corneal ring segments: case series and literature review. Cornea. 2011;30(9): 968-971.  https://doi.org/10.1097/ICO.0b013e3182031ca0
  16. Mounir A, Radwan G, Farouk MM, Mostafa EM. Femtosecond-assisted intracorneal ring segment complications in keratoconus: from novelty to expertise. Clin Ophthalmol. 2018;12:957-964.  https://doi.org/10.2147/OPTH.S166538.
  17. Oatts JT, Savar L, Hwang DG. Late extrusion of intrastromal corneal ring segments: A report of two cases. Am J Ophthalmol Case Rep. 2017;8:67-70.  https://doi.org/10.1016/j.ajoc.2017.10.004
  18. Daouda RC, Sammouha FK, Babana TA, Warrakb JE, Warraka EL. Allogenic corneal tissue transplantation in substitution for extruded intracorneal rings: A case series. Journal Français d’Ophtalmologie. 2019;42:1090-1093. https://doi.org/10.1016/j.jfo.2019.05.028.
  19. Maharana PK, Agarwal K, Jhanji V, Vajpayee RB. Deep Anterior Lamellar Keratoplasty for Keratoconus: A Review. Eye Contact Lens. 2014;40:382-389.  https://doi.org/10.1097/ICL.0000000000000076.
  20. Ravera V, Bovone C, Scorcia V, D’Angelo S, Busin M. Deep Anterior Lamellar Keratoplasty in Eyes with Intrastromal Corneal Ring Segments. Cornea. 2019;38:642-644.  https://doi.org/10.1097/ICO.0000000000001906
  21. Waizel MV, Elalfy M, Thabit A, Hamada S, Pruente C, Scholl HPN, Gatzioufas Z. Successful Big Bubble-Assisted Deep Anterior Lamellar Keratoplasty in a Patient with Intracorneal Ring Segments and Previous Corneal Collagen Cross-Linking for Keratoconus. Klinische Monatsblätter für Augenheilkunde. 2019;236:379-381.  https://doi.org/10.1055/a-0859-6849
  22. Измайлова С.Б., Малюгин Б.Э., Пронкина С.А., Мерзлов Д.Е., Поручикова Е.П. Тактика лечения и исходы осложнений имплантации роговичных сегментов при кератэктазиях различного генеза. Офтальмохирургия. 2014;(2):16-23. 
  23. Осипян Г.А., Шелудченко В.М., Юсеф Ю.Н., Храйстин Х. Бандажная лечебно-оптическая кератопластика при кератоконусе после перенесенной ранее имплантации интрастромальных роговичных сегментов. Российский общенациональный офтальмологический форум. 2019;16(3): 192-195.  https://doi.org/10.18008/1816-5095-2019-3-283-288

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.