Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Глубокая передняя послойная кератопластика при экструзии неполного интрастромального кольца (клиническое наблюдение)
Журнал: Вестник офтальмологии. 2023;139(1): 75‑79
Прочитано: 2172 раза
Как цитировать:
История имплантации роговичных сегментов насчитывает более 20 лет. Методика постоянно претерпевает изменения, связанные как с технологией проведения операции, так и с использованием роговичных сегментов (РС), имеющих различные параметры и форму [1, 2].
Интрастромальная кератопластика с использованием РС из полиметилметакрилата является одним из распространенных методов коррекции кератэктазий, особенно при кератоконусе (КК). Могут использоваться РС в виде двух полуколец равного или неравного диаметра, а также в виде неполного и полного кольца различного сечения [3, 4].
Механизм изменения кривизны роговицы при имплантации сегментов и колец при этом основан на так называемом законе толщины Барракера. Суть его заключается в том, что при интрастромальном дополнении определенного объема материала в парацентральные и периферические отделы роговицы происходит ее «уплощение» и, как следствие, ослабление рефракции в центральной оптической зоне [5]. Есть единичные работы, посвященные имплантации полных колец для коррекции миопии [6].
Имплантация РС улучшает рефракционные и топографические параметры роговицы, однако она никак не влияет на сдерживание прогрессирования эктазии. При этом имеется ряд осложнений как интраоперационных, так и послеоперационных. Среди возможных послеоперационных осложнений стоит выделить смещения и экструзию сегментов [7—9], воспалительные проявления (кератит, язва) [10—14], асептический некроз роговицы над РС [15] и др. [16].
Для устранения экструзии РС могут применяться погружные швы, если это возможно, либо РС могут быть удалены или заменены, например, на аллотрансплантат [17, 18]. Безуспешность процедур сохранения РС все равно приводит к использованию более радикального метода — глубокой передней послойной кератопластики (ГППК) [19].
В настоящем сообщении представлен случай ГППК при РС в форме неполного кольца (тип Ferrara Ring 5,5 мм 355°) при осложнении в виде его дислокации с экструзией и врастанием новообразованных сосудов.
Пациентка М., 1976 года рождения, в ноябре 2020 г. обратилась в ФГБНУ «НИИ глазных болезней» с жалобами на снижение зрения, чувство инородного тела, жжение, слезотечение, дискомфорт в левом глазу. Из анамнеза: с 15 лет миопия высокой степени (9,0 дптр) на обоих глазах. Диагноз КК впервые поставлен в 2011 г. В 2014 г. по причине прогрессирования КК проведена имплантация РС в виде неполного кольца (тип Ferrara Ring 5,5 мм 355°) на обоих глазах. В раннем послеоперационном периоде пациентка отметила повышение как некорригированной (НКОЗ), так и корригированной (КОЗ) остроты зрения. Через 2 мес после имплантации РС зрение на левом глазу стало снижаться, наряду с этим появились жалобы на блики, двоение предметов, а также ухудшение зрения в вечернее и ночное время суток.
При обращении в наше учреждение помимо стандартных офтальмологических исследований (биомикроскопия, визометрия, рефрактометрия, тонометрия) была проведена оптическая когерентная томография (ОКТ) переднего отрезка глаза для определения толщины роговицы и локализации РС (рис. 1). Пациентке был поставлен диагноз: состояние после имплантации РС; частичная экструзия РС в левом глазу. При биомикроскопии роговицы левого глаза выявлена дислокация и экструзия РС на треть длины, остальная часть находилась в поверхностных слоях стромы неравномерно. Кроме этого, отмечались рост новообразованных сосудов и частичный лизис стромы в области кольца (рис. 2). На момент обращения НКОЗ левого глаза составила 0,01, КОЗ (sph +1,5, cyl –7,0, ax 40) — 0,3. При этом толщина роговицы в самой тонкой зоне, по данным ОКТ, была равна 346 мкм, в периферической зоне — более 415 мкм. Плотность клеток эндотелия — 2980 кл/мм2. Толщина роговицы под РС — 155 мкм. Учитывая дислокацию и экструзию РС на значительном протяжении, а также деструктивные изменения передних слоев роговицы, врастание сосудов, пациентке была предложена операция ГППК с предварительным удалением РС. Основной мотивацией к непоэтапной процедуре для нас был значительный лизис передних слоев роговицы с сохраняющимися воротами для инфекции.
Рис. 1. ОКТ-изображения переднего отрезка левого глаза пациентки М.
Расположение роговичного сегмента в слоях роговицы с экструзией переднего края.
Рис. 2. Биомикроскопическая картина левого глаза пациентки М.
Частичная экструзия интрастромального неполного кольца. Стрелкой указана зона экструзии РС.
Техника операции. После обработки операционного поля и наложения векорасширителя ножницами отсекли часть кольца, расположенную свободно снаружи на роговице. Далее роговичным пинцетом удалили оставшуюся часть РС (рис. 3). Вакуумным трепаном Barron (диаметр 8,5 мм) выполнили неполный рез в роговице на глубину 375 мкм, что составило около 80% толщины. Круглым ножом отсепаровали и удалили верхний слой роговицы. Канюлей (25G) произведена пневмодиссекция десцеметовой мембраны (ДМ) от стромы. Алмазным ножом для парацентеза создали доступ в полость между стромой и ДМ. После введения вязкого когезивного вискоэластика (Amvisc) в созданный доступ роговичными ножницами иссекли строму по краю трепанации и удалили (рис. 4). Полученное ложе промыли раствором BSS. С консервированного в среде Борзенка—Мороз роговично-склерального лоскута, в котором предварительно была удалена ДМ, пробойником Barron (диаметр 8,5 мм) выкроен роговичный диск и уложен на подготовленное ложе в роговице реципиента. Сформированный трансплантат фиксирован вначале узловыми, затем непрерывным швом (нейлон 10/00) с последующим удалением узловых швов. Под конъюнктиву введен раствор дексазона и антибиотик в объеме 0,3 мл.
Рис. 3. Интраоперационная фотография левого глаза пациентки М.
Этап удаления интрастромального неполного кольца.
Рис. 4. Интраоперационная фотография левого глаза пациентки М.
Этап удаления стромальной ткани.
Операция и послеоперационный период прошли без осложнений. Полная эпителизация роговицы наступила на 5-е сутки после операции. Через 12 мес после операции трансплантат оставался прозрачным (рис. 5), НКОЗ составила 0,4, КОЗ (cyl –2,25, ax 70) — 0,7. Плотность эндотелиальных клеток снизилась до 2670 кл/мм2.
Рис. 5. Биомикроскопическая картина левого глаза пациентки М. через 10 мес после операции ГППК.
Прозрачное приживление трансплантата.
Показания к применению ГППК в случае осложнений РС, которых мы придерживались в данном клиническом случае, описаны в литературе [20, 21]. Кроме этого имеются и другие подходы при наличии осложнений после имплантации РС. В одних случаях возможна их реимплантация [22], в других — замена на алломатериал (операция БЛОК) [23] или переход на более радикальные виды кератопластики (ГППК, сквозная кератопластика). Работ, посвященных ГППК в случае осложнений при РС в виде незамкнутого кольца, нам не встретилось. В изученном литературном материале в основном обсуждается техника проведения ГППК. Так, если экструзия РС незначительна или показаниями к операции ГППК служат другие причины (без экструзии), то трепанацию производят единым блоком, не удаляя РС предварительно. Это возможно, если РС располагается от ДМ не менее чем в 150 мкм, стромальный объем для удаления трепаном составляет 80% толщины и РС попадает в этот объем [20]. В нашем случае значительная часть РС (около 30%) находилась в свободном состоянии на роговице, и поэтому технически трепанацию единым блоком провести было затруднительно. Требовалось предварительное удаление сегмента и его остатков. Примечателен тот факт, что практически полное кольцо РС также способно смещаться за границы стромы, что выглядело весьма неожиданно в сравнении с короткими сегментами. И самым важным фактором в описываемом случае было то обстоятельство, что кератомаляция и риск инфицирования роговицы были настолько значительны, что не оставляли времени на поэтапность процедур и формирование паузы для создания более благоприятных хирургических условий. В результате был получен эффективный сохранный результат, а доля потери эндотелиальных клеток через 12 мес находилась на уровне величин, представленных в работах, в которых описывалась ГППК с благоприятным исходом [19, 20].
Несмотря на то что технология РС при коррекции деформаций роговицы при КК дает эффективный пролонгированный результат, могут развиваться осложнения в виде экструзии РС, врастания сосудов и прогрессирования иррегулярного астигматизма. Описанный нами клинический случай демонстрирует одномоментный более радикальный подход (ГППК) при экструзии роговичного неполного кольца, резко выраженной кератомаляции и риске инфекционных осложнений.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: В.Ш., Г.О.
Сбор и обработка материала: Г.О., Р.Д., Х.Х., А.А.
Статистическая обработка данных: Г.О., Р.Д., Х.Х., А.А.
Написание текста: В.Ш., Г.О., Р.Д.
Редактирование: В.Ш., Г.О., Р.Д.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict to interest.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.