Паштаев Н.П.

Чебоксарский филиал ФГБУ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова" Минздрава России

Поздеева Н.А.

Чебоксарский филиал ФГБУ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова" Минздрава России

Гаглоев Б.В.

АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашской Республики, Красная пл., 3, Чебоксары, Российская Федерация, 428003

Школьник Г.С.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России, Чебоксарский филиал, пр-кт Тракторостроителей, 10, Чебоксары, 428028, Чувашская Республика, Российская Федерация

Крестов Д.С.

ГАУ ЧР ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашии, ул. М. Сеспеля, 27, Чебоксары, 428018, Российская Федерация

Аль Дарраджи И. О.Х.

ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашии, Чебоксары, Россия

Влияние краткосрочной инсулинотерапии на концентрацию сосудистого эндотелиального фактора роста А (VEGF-A) во внутриглазной жидкости в эксперименте

Авторы:

Паштаев Н.П., Поздеева Н.А., Гаглоев Б.В., Школьник Г.С., Крестов Д.С., Аль Дарраджи И. О.Х.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2020;136(3): 59‑63

Прочитано: 1658 раз


Как цитировать:

Паштаев Н.П., Поздеева Н.А., Гаглоев Б.В., Школьник Г.С., Крестов Д.С., Аль Дарраджи И. О.Х. Влияние краткосрочной инсулинотерапии на концентрацию сосудистого эндотелиального фактора роста А (VEGF-A) во внутриглазной жидкости в эксперименте. Вестник офтальмологии. 2020;136(3):59‑63.
Pashtaev NP, Pozdeeva NA, Gagloev BV, Shkol’nik GS, Krestov DM, Al Darraji IOH. Effect of acute insulin therapy on the concentration of vascular endothelial growth factor A (VEGF-A) in the intraocular fluid in an experiment. Russian Annals of Ophthalmology. 2020;136(3):59‑63. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/oftalma202013603159

Рекомендуем статьи по данной теме:
Диабе­ти­чес­кая ре­ти­но­па­тия и бе­ре­мен­ность. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(6):145-151
Псо­ри­аз: ана­лиз ко­мор­бид­ной па­то­ло­гии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(1):16-21
Оцен­ка ког­ни­тив­ных фун­кций па­ци­ен­тов по­жи­ло­го воз­рас­та с са­хар­ным ди­абе­том 2 ти­па. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(3):46-50

Заболеваемость сахарным диабетом (СД) в настоящее время приобрела характер глобальной эпидемии с высокой смертностью. которая поражает население не только высокоразвитых стран, таких как США, Великобритания, Германия, но и развивающихся стран, включая Китай, Индию, страны Южной Америки и Африки [1—5]. По расчетам, к 2040 г. из 600 млн пациентов с СД 400—500 млн будет приходиться на страны с низким и средним уровнем дохода [6].

Диабетическая ретинопатия (ДР) является наиболее частым микрососудистым осложнением СД. Она развивается при длительной продолжительности СД и связана с недостаточным контролем уровня гликемии, артериального давления и липидного статуса [7]. В ряде исследований доказано, что строгий контроль уровня гликемии снижает частоту и прогрессирование ДР [8]. Длительная инсулинотерапия способствует стабилизации ДР и заметному снижению риска ее прогрессирования [9, 10].

Тем не менее клинические исследования показывают, что заместительная инсулинотерапия вызывает транзиторное усугубление ДР у пациентов с СД 1-го и 2-го типа [9, 11—13]. Механизмы, лежащие в основе транзиторного усугубления ДР на фоне инсулинотерапии, остаются поводом для дискуссии.

Цель настоящего исследования — изучение влияния инсулинотерапии в течение 1 мес от ее начала на концентрацию сосудистого эндотелиального фактора роста А (VEGF-A) во внутриглазной жидкости (ВГЖ) крыс с аллоксановой моделью СД.

Материал и методы

Эксперимент выполнен с соблюдением принципов гуманности, изложенных в директивах Европейского сообщества и Хельсинкской декларации, в соответствии с «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных».

Для моделирования СД были использованы 80 беспородных крыс со средней массой тела 256,07±24,12 г (180—335 г). Всех животных содержали в виварии в индивидуальных клетках на стандартном рационе питания со свободным доступом к воде. У 65 крыс моделировали аллоксановую модель СД однократным внутрибрюшинным введением аллоксана гидрата (La Chema, Чехия) в дозе 100 мг/кг в 0,4 мл раствора цитратного буфера. Оставшиеся 15 здоровых крыс составили контрольную группу.

Поскольку диабетогенное действие аллоксана более активно проявляется у животных, находящихся на предварительной диете, все животные в течение 24 ч до начала эксперимента не получали пищу, но имели свободный доступ к воде.

При планировании дизайна эксперимента мы учитывали трехфазную реакцию организма на введение подопытным животным аллоксана моногидрата, заключающуюся в первоначальном повышении уровня сахара крови, достигающем максимума через 2—4 ч после введения препарата, которая сменяется фазой гипогликемии продолжительностью 15—20 ч. Если лабораторное животное в эту фазу не погибает, то возникает вторичная гипергликемия, свидетельствующая о развитии СД. Поэтому установление диабетического статуса и старт инсулинотерапии проводили через 7 дней после внутрибрюшинного введения аллоксана моногидрата.

За первые 7 дней после введения аллоксана моногидрата погибло 20 крыс. В исследовании осталось 45 экспериментальных животных с СД и 15 здоровых крыс. Для установления диабетического статуса осуществляли контроль концентрации глюкозы в крови, взятой из хвостовой вены.

Экспериментальных животных изучали в трех группах. Основную группу (1-я группа; n=21) составили животные с аллоксановой моделью СД, которым было начато ежедневное однократное внутрибрюшинное введение инсулина продленного действия в терапевтической дозе 0,9 Ед/кг массы тела. В группу сравнения (2-я группа; n=24) вошли животные с аллоксановой моделью СД, которые не получали специфическую терапию. Контрольная группа (3-я группа; n=15) состояла из здоровых животных, которые не получали специфическую терапию. Вместо инсулина животным группы сравнения и контрольной группы внутрибрюшинно вводили физиологический раствор.

Экспериментальные животные были выведены из исследования через 31 день после старта инсулинотерапии. К концу эксперимента контрольная группа по-прежнему насчитывала 15 крыс, основная группа — 17, группа сравнения — 20.

Из обоих глаз каждого животного был произведен забор ВГЖ в количестве 80—90 мкл, которые были помещены в индивидуальные пробирки Эппендорфа для последующего анализа. Концентрация VEGF-A определялась в лаборатории Чебоксарского филиала ФГАУ НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» методом иммуноферментного анализа с использованием тест-системы ELISA Kit for Vascular Endothelial Growth Factor A (Cloud-Clone Corp., США).

Так как полученные цифровые данные не подчинялись нормальному распределению, статистическую обработку и выявление статистической значимости проводили непараметрическим методом при помощи критериев Краскела—Уоллиса и Манна—Уитни с поправкой Бонферрони в программе IBM SPSS Statistics 20. Данные представлены в виде медианы (Me) [25-го; 75-го перцентилей].

Результаты

В основной группе (n=17) концентрация VEGF-A во внутриглазной жидкости составила 140 [136; 210] пг/мл, что в 1,94 раза выше, чем в группе сравнения (n=20; 72 [58; 86] пг/мл), и в 1,84 раза выше, чем в контрольной группе (n=15; 76 [62,5; 88] пг/мл; см. рисунок).

Концентрация VEGF-A во ВГЖ крыс в исследуемых группах через 31 день от старта инсулинотерапии, Me [25-й; 75-й перцентили]


При помощи критерия Краскела—Уоллиса были установлены статистически значимые различия исследуемых групп по концентрации VEGF-A во ВГЖ (pk<0,001).

Парные сравнения с помощью критерия Манна-Уитни с поправкой Бонферрони показали, что значения концентрации VEGF-A во ВГЖ в основной группе были статистически значимо выше, чем в группе сравнения (pm—u<0,0004) и в контрольной группе (pm—u=0,0045). Группа сравнения не имела статистически значимых различий при сопоставлении показателей контрольной группы (pm—u=0,9979).

Обсуждение

Аллоксановая модель СД — одна из самых распространенных и изученных, она активно применяется исследователями по всему миру.

Аллоксан является структурным аналогом глюкозы, за счет чего он накапливается в B-клетках поджелудочной железы и приводит к их гибели с последующим развитием диабета. Поражению B-клеток сопутствуют дегенеративные изменения в почках и печени, что обусловливает высокую смертность лабораторных животных в 1-е сутки после введения аллоксана [14]. Более того, индивидуальная чувствительность к аллоксану животных одного и того же вида варьирует в очень широких пределах. Причины различной чувствительности в ответ на введение диабетогенных доз аллоксана определяются большим количеством факторов, в том числе возрастом, полом, состоянием нервной и эндокринной систем, характером обмена веществ, состоянием внутренних органов. В качестве примера можно привести работу Н.А. Пальчиковой и соавт. [15], в которой были исследованы гормонально-биохимические особенности аллоксановой и стрептозоциновой моделей СД у крыс. Авторы выявили высокую индивидуальную гетерогенность животных по реакции на введение аллоксана уже в 1-е сутки после введения препарата. За первые 5 сут исследования на фоне постепенного отказа от потребления воды и экскреции мочи погибли 31% подопытных животных.

Высокая смертность лабораторных животных является одним из недостатков данной модели СД, с которым мы столкнулись во время проведения эксперимента. Так, через 7 дней после внутрибрюшинного введения аллоксана моногидрата смертность лабораторных животных составила 30,8% (20 крыс), через 10 дней смертность составила 41,5% (27 крыс).

В патогенезе ДР лежит множество патологических процессов, из которых ключевыми считают оксидативный стресс, структурные изменения микроциркуляторного русла, гипоксию и экспрессию VEGF-A.

Y. Chen и соавторы in vitro на культуре эндотелиальных клеток крупного рогатого скота впервые показали, что оксидативный стресс и гипоксия через Wnt-сигнальный путь приводят к увеличению концентрации β-катенина в ядрах клеток. Высокие ядерные концентрации β-катенина через индуцированный гипоксией фактор 1a (HIF-1a) способствуют экспрессии VEGF-A [16].

VEGF-A — наиболее важный и хорошо изученный сигнальный белок. Наряду с другими белками он является частью системы, отвечающей за восстановление подачи кислорода к тканям при недостаточной циркуляции крови путем стимулирования ангиогенеза. VEGF-A играет одну из основных ролей в прогрессировании ДР, способствуя нарушению гематоретинального барьера и появлению новообразованных сосудов [17, 18]. Более того, в ряде экспериментальных работ на животных показано, что специфическое ингибирование VEGF предотвращает разрушение гематоретинального барьера и развитие неоваскуляризации [18—23].

V. Poulaki и соавторы доказали, что семидневная инсулинотерапия приводит к повышению уровня VEGF и HIF-1a у крыс со стрептозоциновой моделью СД, что приводит к клинически значимому нарушению гематоретинального барьера. Более того, было продемонстрировано, что инсулин-индуцированная экспрессия VEGF является HIF-1a-зависимой и осуществляется посредством p38 MAPK и фосфоинозитид-3-киназы (PI3Ks), тогда как экспрессия VEGF, индуцированная гипергликемией, является HIF-1a-независимой и осуществляется посредством протеинкиназы С и p42/p44 MAPK [19].

По всей видимости, инсулинотерапия увеличивает концентрацию VEGF-A, что может приводить к транзиторному усугублению ДР вплоть до проявлений нарушения гематоретинального барьера. Механизмы данного явления и его роль в клинической практике еще предстоит изучить более полно.

В данном исследовании мы продемонстрировали, что инсулинотерапия в течение 31 дня приводит к статически значимому повышению концентрации VEGF-A во ВГЖ in vivo у крыс с аллоксановой моделью СД. Более того, мы определили, что в вышеуказанные сроки развитие аллоксановой модели СД не приводит к статически значимому повышению концентрации VEGF-A во ВГЖ по сравнению со здоровыми животными.

Заключение

Инсулинотерапия в течение 1 мес вызывает увеличение концентрации VEGF-A во ВГЖ крыс с аллоксановой моделью СД.

Работа выполнена при поддержке Гранта РФФИ № 18-315-00029/18.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Г.Ш., Б.Г.

Сбор и обработка материала: Б.Г., Д.К., И.О.Х.

Статистическая обработка данных: Б.Г.

Написание текста: Б.Г.

Редактирование: Н.А.П., Н.П.П.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Chan JC, Malik V, Jia W, Kadowaki T, Yajnik CS, Yoon KH, Hu FB. Diabetes in Asia: epidemiology, risk factors, and pathophysiology. JAMA. 2009;301(20):2129-2140. https://doi.org/10.1001/jama.2009.726
  2. Shaw JE, Sicree RA, Zimmet PZ. Global estimates of the prevalence of diabetes for 2010 and 2030. Diabetes Res Clin Pract. 2010;87(1):4-14. https://doi.org/10.1016/j.diabres.2009.10.007
  3. Werfalli M, Engel ME, Musekiwa A, Kengne AP, Levitt NS. The prevalence of type 2 diabetes among older people in Africa: a systematic review. Lancet Diabetes Endocrinol. 2016;4(1):72-84. https://doi.org/10.1016/s2213-8587(15)00363-0
  4. Sattar N, Gill JM. Type 2 diabetes in migrant south Asians: mechanisms, mitigation, and management. Lancet Diabetes Endocrinol. 2015;3(12):1004-1016. https://doi.org/10.1016/s2213-8587(15)00326-5
  5. Leasher JL, Bourne RR, Flaxman SR, Jonas JB, Keeffe J, Naidoo N, Pesudovs K, Price H, White RA, Wong TY, Resnikoff S, Taylor HR. Global estimates on the number of people blind or visually impaired by diabetic retinopathy: a meta-analysis from 1990 to 2010. Diabetes Care. 2016;39(9):1643-1649. https://doi.org/10.2337/dc16-er11
  6. International Diabetes Foundation. Diabetes: facts and figures. Accessed December 1, 2017. Available at: http://www.idf.org/about-diabetes/facts-figures
  7. Tan GS, Cheung N, Simo R, Cheung GC, Wong TY. Diabetic macular oedema. Lancet Diabetes Endocrinol. 2017;5(2):143-155. https://doi.org/10.1016/s2213-8587(16)30052-3
  8. Intensive blood-glucose control with sulphonylureas or insulin compared with conventional treatment and risk of complications in patients with type 2 diabetes (UKPDS 33). UK Prospective Diabetes Study (UKPDS) Group. Lancet. 1998;352(9131):837-853. https://doi.org/10.1016/s0140-6736(98)07019-6
  9. Roysarkar TK, Gupta A, Dash RJ, Dogra MR. Effect of insulin therapy on progression of retinopathy in noninsulin-dependent diabetes mellitus. Am J Ophthalmol. 1993;115(5):569-574. https://doi.org/10.1016/s0002-9394(14)71452-7
  10. Reichard P, Nilsson BY, Rosenqvist U. The effect of long-term intensified insulin treatment on the development of microvascular complications of diabetes mellitus. N Engl J Med. 1993;329(5):304-309. https://doi.org/10.1056/nejm199307293290502
  11. Agardh CD, Eckert B, Agardh E. Irreversible progression of severe retinopathy in young type I insulin-dependent diabetes mellitus patients after improved metabolic control. J Diabetes Complicat. 1992;6(2):96-100. https://doi.org/10.1016/1056-8727(92)90018-g
  12. Brinchmann-Hansen O, Dahl-Jorgensen K, Sandvik L, Hanssen KF. Blood glucose concentrations and progression of diabetic retinopathy: the seven year results of the Oslo study. BMJ. 1992;304(6818):19-22. https://doi.org/10.1136/bmj.304.6818.19
  13. The effect of intensive diabetes treatment on the progression of diabetic retinopathy in insulin-dependent diabetes mellitus. The Diabetes Control and Complications Trial. Arch Ophthalmol. 1995;113(1):36-51. https://doi.org/10.1001/archopht.1995.01100010038019
  14. Баранов В.Г., Соколоверова И.М., Гаспарян Э.Г. Экспериментальный сахарный диабет. Роль в клинической диабетологии. Л.: Наука; 1983.
  15. Пальчикова А.А., Кузнецова Н.В., Кузьминова О.И., Селятицкая В.Г. Гормонально-биохимические особенности аллоксановой и стрептозоциновой моделей экспериментального диабета. Бюллетень СО РАМН. 2013;33(6):18-24.
  16. Chen Y, Hu Y, Zhou T, Zhou KK, Mott R, Wu M, Boulton M, Lyons TJ, Gao G, Ma JX. Activation of the Wnt pathway plays a pathogenic role in diabetic retinopathy in humans and animal models. Am J Pathol. 2009;175(6): 2676-85.
  17. Aiello LP, Avery RL, Arrigg PG, Keyt BA, Jampel H, Shah ST, Pasquale LR, Thieme H, Iwamoto M, Park JE. Vascular endothelial growth factor in ocular fluid of patients with diabetic retinopathy and other retinal disorders. N Engl J Med. 1994;331(22):1480-1487. https://doi.org/10.1056/nejm199412013312203
  18. Adamis AP, Miller JW, Rodrigues Bernal MT, Damico DJ, Folkman JM, Yeo TK. Increased vascular endothelial growth factor levels in the vitreous of eyes with proliferative diabetic retinopathy. Am J Ophthalmol. 1994;118(4): 445-450. https://doi.org/10.1016/S0002-9394(14)75794-0
  19. Poulaki V, Qin W, Joussen AM, Hurlbut P, Wiegand SJ, Rudge J, Yankopoulos GD, Adamis AP. Acute intensive insulin therapy exacerbates diabetic blood-retinal barrier breakdown via hypoxia-inducible factor-1alpha and VEGF. J Clin Investigat. 2002;109(6):805-815. https://doi.org/10.1172/jci200213776
  20. Aiello LP, Pierce EA, Foley ED, Takagi H, Chen H, Riddle L, Ferrara N, King GL, Smith LE. Suppression of retinal neovascularization in vivo by inhibition of vascular endothelial growth factor (VEGF) using soluble VEGF-receptor chimeric proteins. Proc Natl Acad Sci USA. 1995;92(23):10457-10461. https://doi.org/10.1073/pnas.92.23.10457
  21. Malecaze F, Clamens S, Simorre-Pinatel V, Mathis A, Chollet P, Favard C, Bayard F, Plouet J. Detection of vascular endothelial growth factor messenger RNA and vascular endothelial growth factor-like activity in proliferative diabetic retinopathy. Arch Ophthalmol. 1994;112(11):1476-1482. https://doi.org/10.1001/archopht.1994.01090230090028
  22. Murata T, Ishibashi T, Khalil A, Hata Y, Yoshikawa H, Inomata H. Vascular endothelial growth factor plays a role in hyperpermeability of diabetic retinal vessels. Ophthalm Res. 1995;27(1):48-52. https://doi.org/10.1159/000267567
  23. Adamis AP, Shima DT, Tolentino MJ, Gragoudas ES, Ferrara N, Folkman J, D’Amore PA, Miller JW. Inhibition of vascular endothelial growth factor prevents retinal ischemia-associated iris neovascularization in a nonhuman primate. Arch Ophthalmol. 1996;114(1):66-71. https://doi.org/10.1001/archopht.1996.01100130062010

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.