Судебно-медицинское определение давности наступления смерти (ДНС) — интегральный показатель, определяемый по совокупности результатов методик, включающих исследование идиомускулярной опухоли (ИМО) [1—4].
Исследование посмертной реакции мышечной ткани в ответ на внешние воздействия закреплено действующим в настоящее время «Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации». Согласно Порядку, при исследовании трупа необходимо устанавливать наличие суправитальных реакций, включая механическое раздражение мышц плеча или бедра.
Существующие методические рекомендации не содержат указаний по экспертной оценке ИМО при механическом раздражении мышц бедра, а также сведений об особенностях формирования ИМО в зависимости от возраста умершего. Вопросы вызывают также и приводимые в судебно-медицинской литературе сведения о сроках выявления ИМО.
Принято считать, что уже через 9—10 ч после наступления биологической смерти мышечная ткань теряет способность реагировать на внешние механические воздействия, ИМО после этого срока не образуется [1, 2]. Этим данным противоречат результаты, полученные в 2012 г. группой немецких ученых, согласно которым ИМО может возникнуть в период до 13 ч посмертного периода [5].
Отсутствие указаний об особенностях формирования ИМО в зависимости от ее анатомической локализации и возраста умершего, а также противоречивость данных, описывающих сроки появления ИМО, способствуют субъективной оценке исследуемой реакции и, как следствие, приводят к экспертным ошибкам при определении ДНС.
Цель исследования — изучение ответной реакции мышц на механическое раздражение с установлением максимального времени ее возникновения на протяжении от 2 до 15 ч посмертного периода у детей и подростков, умерших в возрасте от 4 до 17 лет.
Материал и методы
Материалом исследования послужили данные, полученные авторами при осмотре тел умерших детей и подростков в составе следственно-оперативных групп, выезжавших на место происшествия за период 1995—2020 гг. в Москве и Рязани.
Всего исследовали 228 умерших детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет в период от 2 до 15 ч после смерти. Время смерти каждого умершего было достоверно установлено персоналом больницы или врачами «скорой помощи».
Согласно анатомо-физиологическим особенностям строения детского организма выделили три возрастные группы: 1-я — 68 трупов детей 4—7 лет; 2-я — 68 трупов детей 8—11 лет и 3-я — 92 трупов подростков 12—17 лет.
Ввиду возможного влияния на ответную реакцию мышц при их механическом раздражении из экспертных наблюдений исключили следующие тела:
— с травмами конечностей (травма даже одной конечности в области плеча или бедра);
— с макроскопическим изменением внешнего вида конечностей вследствие отека или инфекционных заболеваний;
— с ранее существовавшими мышечными заболеваниями;
— с достоверно установленным назначением миорелаксантов.
Эксперимент состоял в нанесении по одному удару металлическим стержнем по передней поверхности средней трети каждого плеча и каждого бедра умершего практически одновременно. Удары наносили строго вертикально к поверхности и наблюдали ответную мышечную реакцию: 1) нет образования ИМО; 2) при возникновении ИМО измеряли ее высоту.
Результаты и обсуждение
Провели 228 экспериментов и оценили 912 ответных реакций, так как в каждом эксперименте наносили по 4 ударных воздействия (на оба плеча и оба бедра).
Ответную реакцию мышц на механическое раздражение исследовали на всех верхних и нижних конечностях. Положительной считали реакцию при образовании ИМО любой высоты даже на одной конечности.
Ответную реакцию с образованием ИМО наблюдали в 516 исследованиях в течение первых 12 ч посмертного периода. У 121 умершего ответная реакция в виде образования ИМО была однотипной на всех четырех конечностях, а у 16 умерших образование ИМО отмечали либо на одной, либо на двух, либо на трех конечностях. В 396 исследованиях на месте нанесения удара наблюдали образование вмятины, при этом минимальное время после смерти составило 6 ч.
На верхних конечностях положительную ответную реакцию отмечали чаще, чем на нижних.
В 1-й группе (4—7 лет) у 23 из 68 умерших была положительная реакция на механическое раздражение в виде выраженной ИМО (высота от 0,5 до 1,2 см), которая соответствовала времени наступления смерти от 2 до 3 ч, а у 18 — в виде пальпаторно определяемой ИМО (высота до 0,5 см) при ДНС от 2 до 9 ч. Статистически достоверной разницы в высоте ИМО в зависимости от ДНС не выявили.
Отрицательную реакцию в виде вмятины отметили у 17 умерших при ДНС более 8 ч, у 9 — более 9 ч и у одного — более 7 ч.
Во 2-й группе (8—11 лет) у 35 из 68 умерших наблюдали положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО (высота от 0,5 до 1,4 см) при наступлении смерти от 2 до 4 ч, а у 9 — в виде пальпаторно определяемого валика (высота до 0,5 см) при ДНС от 3 до 10 ч. Статистически достоверной разницы в высоте ИМО в зависимости от ДНС не выявили.
Отрицательную реакцию в виде вмятины зафиксировали у 14 умерших в период после наступления смерти более 9 ч, у 9 — более 10 ч и у одного — более 7 ч.
В 3-й группе (12—17 лет) у 24 из 92 умерших выявили положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО (высота от 0,5 до 1,6 см) в период наступления смерти от 2 до 6 ч, а у 32 умерших — в виде пальпаторно определяемого валика (высота до 0,5 см) при ДНС от 3 до 12 ч. Статистически достоверной разницы в высоте ИМО в зависимости от ДНС не установили.
Отрицательная реакция в виде вмятины была у 36 умерших, причем ДНС у 22 составила более 12 ч, у 6 — более 11 ч, у 7 — более 10 ч и у одного — более 7 ч.
Во всех трех группах наблюдения установлена прямая обратная зависимость: с увеличением посмертного периода происходило уменьшение проявлений выраженности ИМО. Самое раннее появление отрицательной реакции в 1-й группе отметили через 6 ч после смерти, а во 2-й и 3-й группах — через 7 ч.
Проведенный статистический анализ полученных данных выявил некоторое влияние возраста на сроки появления ИМО в зависимости от ДНС.
Установили, что валик мышечного сокращения возникает значительно позже у трупов детей 12—17 лет при ДНС до 12 ч.
Исследование показало преобладание в 3-й возрастной группе выраженности валика мышечного сокращения на плече при одинаковой ДНС у мальчиков по сравнению с девочками. Это наблюдение можно объяснить гендерными различиями в мышечной массе. В то же время в первых двух возрастных группах такой разницы не выявили.
Выводы
1. Четкой статистически достоверной разницы в высоте ИМО в зависимости от ДНС ни в одной из исследованных возрастных групп не выявили.
Достоверная оценка посмертного интервала по метрическим характеристикам (высота ИМО) при исследовании трупов детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет невозможна.
ИМО следует учитывать только по качественным показателям:
— появление видимого, хорошо пальпируемого, плотного на ощупь валика мышечного сокращения;
— появление валика, определяемого только на ощупь;
— образование вмятины в месте механического воздействия.
2. Наличие валика мышечного сокращения может быть использовано (с достоверной вероятностью не менее 95%) для определения времени, прошедшего с момента смерти:
— менее 8—9 ч для 1-й группы (4—7 лет);
— менее 9—10 ч для 2-й группы (8—11 лет);
— менее 10—12 ч для 3-й группы (12—17 лет).
3. Отсутствие валика мышечного сокращения при механическом воздействии позволяет сделать вывод о времени наступления смерти (с достоверной вероятностью не менее 95%):
— более 8—9 ч для 1-й группы (4—7 лет);
— более 9—10 ч для 2-й группы (8—11 лет);
— более 10—12 ч для 3-й группы (12—17 лет).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.