Мамедов Э.С.

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Цимбалистов А.В.

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Войтяцкая И.В.

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»;
ФГБО ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Лопушанская Т.А.

ФГБО ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Состояние костных структур височно-нижнечелюстного сустава у пациентов с односторонними концевыми дефектами зубных рядов

Авторы:

Мамедов Э.С., Цимбалистов А.В., Войтяцкая И.В., Лопушанская Т.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2022;101(5): 26‑30

Прочитано: 1623 раза


Как цитировать:

Мамедов Э.С., Цимбалистов А.В., Войтяцкая И.В., Лопушанская Т.А. Состояние костных структур височно-нижнечелюстного сустава у пациентов с односторонними концевыми дефектами зубных рядов. Стоматология. 2022;101(5):26‑30.
Mamedov ES, Tsimbalistov AV, Voityatskaya IV, Lopushanskaya TA. The state of the bone structures of the temporomandibular joint in dental patients with unilateral terminal defects of the dentition. Stomatology. 2022;101(5):26‑30. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202210105126

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­ко-то­мог­ра­фи­чес­кие со­пос­тав­ле­ния у боль­ных с афа­зи­ей в ос­тром пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):27-33
Дис­мор­физм крес­тца у па­ци­ен­тов трав­ма­то­ло­го-ор­то­пе­ди­чес­ко­го про­фи­ля. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2025;(2):30-37

Морфологические и функциональные особенности височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) до сих пор являются предметом интереса ученых и практикующих врачей различных специальностей, в том числе стоматологов. Научный интерес связан с его анатомической сложностью, большим количеством различных патологических процессов в суставе, а также обилием этиологических факторов, приводящих к внутрисуставным нарушениям, и разнообразием клинической картины при различных патологических состояниях ВНЧС. Все перечисленное затрудняет диагностику и выбор алгоритма действий при обследовании и лечении стоматологических больных [1—4].

В клинической практике при обследовании ВНЧС основное внимание направлено на изучение пространственного расположения головок нижней челюсти (ГНЧ) по отношению к нижнечелюстной ямке, их формы и размеров, параметров суставных щелей в различных отделах, биомеханики движений ГНЧ, а также влияния других органов и систем на состояние ВНЧС [5—14]. При этом ряду морфометрических параметров ВНЧС не уделяется должного внимания: высоте ГНЧ, переднему суставному углу, продольному и поперечному размеру ГНЧ, заднему суставному углу, плотности кортикальной кости, плотности губчатой кости, высоте суставной ямки, длине переднего ската суставной ямки, углу переднего ската суставной ямки, длине заднего ската суставной ямки и т.д. Исследованию морфологических особенностей различных элементов ВНЧС посвящено немного работ, в связи с этим в данном исследовании мы изучали вариабельность показателей анатомического строения ВНЧС у больных с различными дефектами зубных рядов [3, 6, 9—16].

Материал и методы

На базе кафедры ортопедической стоматологии ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ») и Межрегионального центра стоматологических инноваций им. Б.В. Трифонова НИУ «БелГУ» проведено обследование 90 пациентов в возрасте от 18 до 44 лет с различным состоянием зубных рядов.

С целью оценки состояния ВНЧС при клиническом обследовании проведен сбор анамнеза, выявлены жалобы больных, проведены клинический осмотр мягких тканей лица, рта и области ВНЧС, пальпация и аускультация. В качестве дополнительных методов исследования использована конусно-лучевая компьютерная томография области ВНЧС с применением томографа Vatech PaX-i3D («VATECH Corporate», Южная Корея) с дальнейшей обработкой компьютерных томограмм на базе системы 3D-моделирования в стоматологии — Avantis 3D (ООО «Авантис 3D», Россия) [17—19]. Изучены две основные выборки. В первую выборку вошли пациенты, разделенные на три группы: 1-я группа (контрольная) — 30 пациентов с сохранными зубными рядами; группа 2а — 16 пациентов с односторонним концевым дефектом зубных рядов слева; группа 2б — 14 пациентов с односторонним концевым дефектом зубных рядов справа. Дополнительно был проведен статистический анализ второй выборки групп пациентов с различными сроками появления концевых дефектов зубных рядов. В соответствии с данной выборкой пациенты были разделены на следующие группы: 1-я группа (контрольная) — 30 пациентов с сохранными зубными рядами; 2-я группа — 8 пациентов с недавно приобретенным односторонним концевым дефектом зубного ряда сроком менее 1 мес; 3-я группа — 9 пациентов с односторонним концевым дефектом зубного ряда сроком менее 1 года; 4-я группа — 13 пациентов с приобретенным односторонним концевым дефектом зубного ряда сроком от 1 года до 5 лет.

Результаты и обсуждение

При анализе клинико-анамнестических данных пациентов с дефектами зубных рядов выявлены следующие жалобы: неудобство при жевании, наличие щелчка при открывании или закрывании рта, отсутствие зубов.

В ходе клинического осмотра отмечено, что для пациентов с односторонними концевыми дефектами зубного ряда характерно наличие девиации нижней челюсти при открывании и закрывании рта, повышенный объем движений ГНЧ в суставе со стороны дефекта зубного ряда, определяемый при пальпации области ВНЧС во время открывания и закрывания рта и дальнейшего сравнения с противоположной от дефекта стороной. Аускультативно отмечали щелканье в суставе при широком открывании рта. У пациентов контрольной группы (с сохранными зубными рядами) в обеих выборках данные симптомы отсутствовали. В первой выборке перечисленные симптомы встречались в группе 2а в 67,7% случаев, в группе 2б — в 41,7%.

Во второй выборке перечисленные симптомы были определены в 23,4% случаев во 2-й группе; в 49,8% — в 3-й группе, в 75,4% — в 4-й группе.

Таким образом, определено, что при длительном формировании дефекта зубного ряда продолжительностью более 1 года клинические признаки функциональных нарушений ВНЧС выявляются в 75,4% случаев.

В результате проведения компьютерной томографии и дальнейшей обработки компьютерных томограмм в программе Avantis 3D получены морфометрические данные, представленные на рис. 1, 2.

Рис. 1. Диапазон высоты головки нижней челюсти слева (а) и справа (б) в зависимости от наличия и стороны дефекта зубного ряда в исследуемых группах.

Значения по оси «y» соответствуют группам пациентов: 1 — 1-я группа, выделенная зеленым цветом (контрольная группа с сохранными зубными рядами); 2 — группа 2а, выделенная желтым цветом (односторонний концевой дефект слева); 3 — группа 2б, выделенная синим (односторонний концевой дефект справа). По оси «x» — размеры высоты головки нижней челюсти. Пунктирная линия — основной ориентир сравнения изменения морфометрических показателей контрольной группы с группами пациентов с наличием дефектов зубных рядов. Цветовая маркировка отражает наличие или отсутствие дефекта зубного ряда.

Рис. 2. Диапазон размеров высоты головки нижней челюсти в зависимости от сроков образования дефекта зубного ряда у групп исследуемых.

По оси «y» — группы пациентов: 1 — 1-я группа, выделенная зеленым цветом (контрольная группа с сохранными зубными рядами); 2 — 2-я группа, выделенная желтым цветом (пациенты с недавно приобретенным дефектом зубного ряда, сроком до 1 мес); 3 — 3-я группа, выделенная сиреневым цветом (пациенты с наличием дефекта зубного ряда сроком до 1 года); 4 — 4-я группа, выделенная красным цветом (пациенты с давно приобретенным дефектом зубного ряда, сроком от 1 года до 5 лет). По оси «x» — размеры высоты головки нижней челюсти. Пунктирная линия — основной ориентир сравнения изменения морфометрических показателей у контрольной группы и групп пациентов с наличием дефектов зубных рядов. Цветовая маркировка отражает степень изменений в суставе.

При сравнении полученных данных у пациентов с концевыми дефектами зубных рядов групп 2а и 2б и контрольной группы отмечено увеличение диапазона размеров высоты ГНЧ. Широкий диапазон морфометрических параметров объясняется как наличием явных изменений высоты ГНЧ в сторону их увеличения (выход за пределы интервала контрольной группы) при длительном периоде вынужденного одностороннего жевания, так и наличием дефектов, образовавшихся относительно недавно (частично совпадает с интервалом контрольной группы).

При сравнении полученных размеров высоты ГНЧ справа и слева, принадлежащей к одной из внутригрупповых выборок, установлено, что высота ГНЧ различается в зависимости от стороны дефекта. В группе 2а морфологические изменения в суставе в большей степени выражены на противоположной стороне от дефекта зубного ряда, где высота ГНЧ составила 13,29—14,79 мм.

При сравнении данных внутригрупповой выборки, характерной для пациентов группы 2б, получены следующие результаты: 9,27—14,83 мм слева и 10,34—14,66 мм справа. В отличие от результатов, полученных у пациентов группы 2а, диапазон высоты ГНЧ в данной группе шире и отчасти входит в интервал контрольной группы. По нашему мнению, это может быть связано с различными сроками образования дефекта зубного ряда у отдельных пациентов. Принимая во внимание возможное влияние сроков образования дефекта зубных рядов на итоговые результаты исследования, мы дополнительно подобрали выборку по временно́му признаку.

Результаты исследования с учетом сроков образования дефекта представлены на рис. 2. При анализе результатов определяется смещение интервала доверительных границ высоты ГНЧ у пациентов с односторонними концевыми дефектами в зависимости от сроков возникновения дефектов зубных рядов по сравнению с группой пациентов с сохранными зубными рядами. Сравнение показателей, характерных для пациентов 2-й и 3-й групп, с контрольной группой демонстрирует тенденцию к увеличению высоты ГНЧ. Тенденция к увеличению размеров отчетливо заметна по смещению минимальных и максимальных значений доверительных границ средних величин в большую сторону. Однако стоит отметить, что даже при склонности к увеличению размеров доверительные границы средних значений у пациентов 2-й и 3-й групп не выходят за пределы интервала показателей контрольной группы, что отчасти объясняется длительностью наличия дефектов зубных рядов, образовавшихся в сроки до 1 года.

Оценивая показатели пациентов 4-й группы и сопоставляя их с данными, полученными в контрольной группе, мы установили, что изменения высоты ГНЧ наиболее ярко выражены именно в 4-й группе. При сравнении результатов, полученных у пациентов 4-й группы, с результатами пациентов 2-й и 3-й групп установлено существенное влияние длительности образования дефекта в отсутствие восстановления анатомической и функциональной целостности зубного ряда на изменение высоты ГНЧ.

В ходе исследования морфометрических параметров ВНЧС выявлена тенденция к увеличению высоты ГНЧ у пациентов с односторонними концевыми дефектами. Отмечается, что увеличение высоты ГНЧ статистически значимо зависит от длительности появления дефекта зубного ряда. Аналогичных работ в ходе изучения отечественной и зарубежной литературы мы не нашли. Однако стоит отметить исследование М.Г. Гайворонской и соавт. (2018) [8], в ходе которого на исследуемых препаратах черепов людей с частично-вторичным отсутствием зубов выявлено преобладание бобовидной формы ГНЧ в 45,1% случаев и конусовидной формы в 29,4% случаев. Для данных форм головок характерно ремоделирование костных структур в виде истончения шейки нижней челюсти и увеличения размеров ГНЧ по высоте. Вопрос о механизмах изменения высоты ГНЧ у пациентов с односторонними концевыми дефектами остается открытым, однако имеется ряд предположений относительно процессов в ВНЧС, влекущих за собой изменения морфометрических параметров. При односторонних концевых дефектах зубных рядов формируется патологический односторонний тип жевания, способствующий дискоординации жевательных мышц, а также изменению топографического расположения элементов ВНЧС (суставного диска и ГНЧ), что приводит к нарушению распределения жевательного давления и перегрузке сустава на противоположной стороне от дефекта. Данные предположения согласуются с мнениями других исследователей [20]. Примером служит исследование А.М. Потрясовой и соавт. (2021) [10], согласно которому патологические изменения, ведущие к нарушению биомеханических сил, влияющих на ВНЧС, в первую очередь приводят к изменениям мягких тканей ВНЧС, а при превышении пороговых значений, выдерживаемых суставом, изменения начинают затрагивать костные структуры. По нашему мнению, превышение пороговых нагрузок обусловлено не только дефектом зубного ряда, но и длительностью его существования. При превышении адаптационных возможностей сустава наступает этап эрозирования кортикальной пластинки, что способствует уменьшению объема костных структур. Однако при прекращении воздействия травмирующих сил на сустав или приспособлении организмом к новым условиям запускаются процессы репарации [16].

Заключение

Симптомы проявления нарушений функционирования ВНЧС у пациентов с односторонними концевыми дефектами зубных рядов встречаются в 23,4—75,4% случаев. Наиболее часто это наблюдается в отсутствие замещения дефекта в течение 1 года и более. При наличии односторонних концевых дефектов зубных рядов выявлена тенденция к развитию изменений высоты ГНЧ.

Односторонние концевые дефекты зубного ряда способствуют развитию патологических изменений в суставе как справа, так и слева, однако характер изменений в зависимости от стороны дефекта имеет различия. На стороне дефекта более выражены функциональные нарушения в виде увеличения амплитуды движений ГНЧ и щелканья при широком открывании рта, а на противоположной стороне — морфометрические изменения, проявляющиеся увеличением высоты ГНЧ.

Степень выраженности морфометрических нарушений в виде деформации ГНЧ и функциональных изменений в виде дисфункции ВНЧС зависит от длительности наличия дефектов зубных рядов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Гажва С.И., Зызов Д.М., Болотнова Т.В., Сенина-Волжская И.В., Демин Я.Д., Аствацатрян Л.Э., Котунова Н.А., Тимофеева Е.И. Сравнение дополнительных методов диагностики дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. Часть 1. Международный научно-исследовательский журнал. 2017;01(55):98-101.  https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.130
  2. Гелетин П.Н., Карелина А.Н., Романов А.С., Мишутин Е.А. Способ диагностики синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. Российский стоматологический журнал. 2016;20(2):82-84.  https://doi.org/10.18821/1728-2802
  3. Доменюк Д.А., Ведешина Э.Г., Дмитриенко С.В. Применение краниометрических и морфологических исследований в оценке структурных элементов височно-нижнечелюстного сустава. Кубанский научный медицинский вестник. 2017;1(162):33-40. 
  4. Лопушанская Т.А., Петросян Л.Б. Клинические особенности, характерные для лиц с нарушением функционирования височно-нижнечелюстного сустава. Вестник Новгородского государственного университета. 2017;3(101):90-95. 
  5. Ахмедова Н.А. Анализ зубочелюстных нарушений у пациентов с частичной вторичной адентией и пациентов без нарушения целостности зубных рядов. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018;6(3):347-353.  https://doi.org/10.23888/HMJ201863347-353
  6. Булычева Е.А., Трезубов В.Н., Булычева Д.С. Возможности мультиспиральной компьютерной томографии при изучении расстройств височно-нижнечелюстных суставов. Актуальные вопросы стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. 2017; 6:22-30. 
  7. Войтяцкая И.В. Цимбалистов АВ. Синдром сниженного прикуса. Head and Neck/Голова и шея. 2017;3:46-50. 
  8. Гайворонская М.Г., Гайворонский И.В., Шашков В.А., Семенова А.А. Особенности изменения формы и размеров головки нижней челюсти при аномальных прикусах и потере зубов. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2018;1:93-98.  https://doi.org/10.21626/vestnik/2018-1/14
  9. Давыдов Б.Н., Коннов В.В., Доменюк Д.А., Иванюта С.О., Самедов Ф.В., Арутюнова А.Г. Морфометрическая характеристика и корреляционные взаимосвязи костных структур височно-нижнечелюстного сустава в расширении представлений об индивидуально-типологической изменчивости. Медицинский алфавит. 2019;23(3):44-50.  https://doi.org/10.33667/2078-5631-2019-3-23(398)-44-50
  10. Потрясова А.М., Кабиева Х.А., Еловская А.А., Гиоева А.Б. Морфологоческие особенности строения ВНЧС при различных аномалиях прикуса, формирующих патологическую асимметрию положения нижней челюсти. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2021;4(23):73-81.  https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-4-73-81
  11. Пятанова Е.А., Потапов В.П., Мальцева А.В. Морфометрические параметры элементов височно-нижнечелюстного сустава при его хронических вывихах и подвывихах. Морфологические ведомости. 2017; 25(4):46-48.  https://doi.org/10.20340/mv-mn.17(25).04.46-48
  12. Рубникович С.П., Баранина И.Н., Денисова Ю.Л. Определение анатомо-томографических показателей височно-нижнечелюстных суставов с применением программы «Osteovizor». Стоматология Эстетика Инновации. 2017;2:169-180. 
  13. Merigue LF, de Castro Ferreira Conti AC, Pedron Oltramari-Navarro PV, de Lima Navarro R, de Almeida MR. Tomographic evaluation of the temporomandibular joint in malocclusion subjects: condylar morphology and position. Braz Oral Res [online]. 2016;30:0017. https://doi.org/10.1590/1807-3107BOR-2016.vol30.001.
  14. Rawlani Sh, Bhowate R, Kashikar Sh, Khubchandani M, Rawlani S, Chandak R. Morphological evaluation of temporo-mandibular joint in Indian population. Braz Dent. 2018;21(1):44-53.  https://doi.org/10.14295/bds.2018.v21i1.1488
  15. Бородина Г.Н. Макро- и микроструктура головки нижней челюсти в норме и при двусторонних дистально неограниченных дефектах зубных рядов. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2017;3:17-19. 
  16. Новиков В.М., Рыбалов О.В., Яценко О.И., Яценко П.И. Асимметрия размеров и форм суставных головок — одна из причин компрессионно-дислокационной дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. ВІСНИК ВДНЗУ «Українська медична стоматологічна академія». Актуальні проблеми сучасної медицини. 2017;2(58):251-255. 
  17. Ряховский А.Н., Ряховский С.А., Выходцева М.А. Способ использования динамического виртуального артикулятора для имитационного моделирования окклюзии при выполнении проектирования стоматологических протезов для пациента и носитель информации. Патент РФ на изобретение №2652014 C1, 2017132793. 24.04.2018 Бюл. №12. Ссылка активна на 18.09.2022. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37366956_53197915.PDF
  18. Ряховский А.Н., Бойцова Е.А. 3D-анализ височно-нижнечелюстного сустава и окклюзионных взаимоотношений на основе компьютерного виртуального моделирования. Стоматология. 2020;99(2):97-104.  https://doi.org/10.17116/stomat20209902197
  19. Ряховский А.Н., Выходцева М.А. Обоснование методики 3D-анализа височно-нижнечелюстного сустава по данным компьютерной томографии. Стоматология. 2022;101(1):23-32.  https://doi.org/10.17116/stomat202210101123
  20. Коннов В.В., Пичугина Е.Н., Попко Е.С., Арушанян А.Р., Пылаев Э.В. Мышечно-суставная дисфункция и ее взаимосвязь с окклюзионными нарушениями. Современные проблемы науки и образования. 2015; 6:131.  https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23298

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.