Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Трофимова С.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Кытько О.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Кузнецова А.С.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Софронова А.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Кутин Е.С.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Юрасова А.Д.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Багателия З.Т.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Захаркин И.А.

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Вдовина Л.В.

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России

Павлов А.В.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Дыдыкин С.С.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Васильев Ю.Л.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Рентгенанатомические характеристики возрастных изменений черепно-лицевой области человека на примере скулоорбитального комплекса

Авторы:

Трофимова С.А., Кытько О.В., Кузнецова А.С., Софронова А.А., Кутин Е.С., Юрасова А.Д., Багателия З.Т., Захаркин И.А., Вдовина Л.В., Павлов А.В., Дыдыкин С.С., Васильев Ю.Л.

Подробнее об авторах

Прочитано: 161 раз


Как цитировать:

Трофимова С.А., Кытько О.В., Кузнецова А.С., и др. Рентгенанатомические характеристики возрастных изменений черепно-лицевой области человека на примере скулоорбитального комплекса. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2025;9(2‑2):104‑109.
Trofimova SA, Kytko OV, Kuznetsova AS, et al. X-ray anatomical characteristics of age-related changes in the human craniofacial region using the zygomatico-orbital complex as an example. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2025;9(2‑2):104‑109. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg20259022104

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ущем­лен­ная гры­жа Вин­сло­ва от­вер­стия, ос­лож­нен­ная ос­трой тол­сто­ки­шеч­ной неп­ро­хо­ди­мос­тью. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):92-95
Сов­ре­мен­ная кон­цеп­ция ле­че­ния под­рос­тков с ме­зи­аль­ной ок­клю­зи­ей. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(4):44-53
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Опыт ис­поль­зо­ва­ния Data Analysis ис­сле­до­ва­тельских дан­ных при ре­ше­нии за­да­чи ус­та­нов­ле­ния це­ле­вой воз­рас­тной груп­пы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):37-41
По­зит­рон­но-эмис­си­он­ная то­мог­ра­фия, сов­ме­щен­ная с ком­пью­тер­ной то­мог­ра­фи­ей, с 11С-ме­ти­они­ном как не­за­ви­си­мый пре­дик­тор без­ре­ци­див­ной вы­жи­ва­емос­ти у боль­ных с диф­фуз­ны­ми гли­ома­ми без му­та­ции в ге­не IDH1. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):6-13
Рас­ту­щий пе­ре­лом вер­хней стен­ки ор­би­ты. Кли­ни­чес­кий слу­чай и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):77-86
Ме­то­ды ле­че­ния па­ци­ен­тов со ске­лет­ны­ми фор­ма­ми дис­таль­ной ок­клю­зии зуб­ных ря­дов с по­мощью зу­бо­аль­ве­оляр­ной ком­пен­са­ции. Роль циф­ро­вых тех­но­ло­гий и под­ход к ле­че­нию. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(5):24-36
Кон­сен­сус по при­ме­не­нию би­оре­ви­та­ли­за­ции в сос­та­ве мо­но- и ком­би­ни­ро­ван­ных про­то­ко­лов эс­те­ти­чес­кой кор­рек­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):601-610
Ана­то­ми­чес­кие осо­бен­нос­ти и воз­рас­тные из­ме­не­ния вер­хних век у пред­ста­ви­те­лей ази­ат­ских на­ро­дов. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):65-76
Цен­ность ком­пью­тер­но­го то­мог­ра­фи­чес­ко­го об­сле­до­ва­ния при пла­ни­ро­ва­нии опе­ра­ций на кла­пан­ном ап­па­ра­те сер­дца с при­ме­не­ни­ем ми­ни­то­ра­ко­то­мии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(12-2):127-133

Введение

Вопрос старения кости неразрывно связан с тенденциями роста, которые отражают характер роста глазницы у человека [1]. Этот рост тесно связан с характером роста глазного яблока на той же стороне: изменения наиболее быстры в течение первых 12—24 мес жизни и продолжаются с высокой скоростью до достижения 86—96% от значений взрослого человека по большинству параметров в возрасте 8 лет.

Возрастные изменения оказывают значительное влияние на анатомические параметры глазниц и лицевого скелета. Исследования показывают, что с возрастом происходят значительные изменения в структуре лицевого скелета, включая атрофию костной ткани, потерю объема мягких тканей и изменения в распределении нагрузки [2]. Увеличение ширины и диагонали глазниц может быть связано с ремоделированием костной ткани, которое происходит с возрастом [3]. Атрофия костной ткани в области верхнечелюстных ямок — распространенное явление у пожилых людей, что может объяснить отрицательную корреляцию с возрастом [4]. Уменьшение изгиба верхней челюсти с возрастом может быть связано с потерей костной массы и изменениями в структуре лицевого скелета [3]. Увеличение углов надбровных дуг и скул с возрастом может быть связано с потерей объема мягких тканей и изменениями в костной архитектуре [3].

В современной литературе можно встретить очевидное разделение на европейские и азиатские признаки старения, основное внимание которых обращено на костные края глазницы. Причем кажется очевидным, что старение затрагивает кортикальный слой глазницы, уменьшая ее размеры в пределах костных границ самой кости, но увеличивая поперечные и продольные размеры глазницы. Это находит подтверждение как в исследовании [5], которое показало увеличение объема глазницы в возрастном аспекте (увеличение объема глазницы происходит на фоне изменений мягких тканей и способствует биомеханическому старению периорбитальной области), так и в клиническом наблюдении в офтальмологии [6], которое показало, что у взрослых людей в течение 20 лет может развиться клинически значимый энофтальм или экзофтальм в связи с изменением костных границ глазницы.

Необходимо отметить, что при старении костного контура глазницы у монголоидной расы резорбция костной ткани верхнего края глазницы более выражена, чем нижнего, а изменение площади, периметра, высоты и округлости глазницы в процессе старения не является очевидным [7]. В другом исследовании показано, что, например, костные границы глазницы у китайцев меняются с возрастом: у мужчин и женщин определяются видимые отличия, что может быть вызвано разным положением и степенью резорбции костной ткани глазницы в процессе старения [8].

В свою очередь, общими для обеих расовых выборок остаются ширина и площадь полости глазницы, которая увеличивалась вне зависимости от пола: у мужчин и женщин наблюдалось значительное увеличение высоты верхнего края глазницы в медиальной части, что позволяет предположить опущение верхнего края глазницы в возрастном аспекте, нижний край глазницы значительно опускался в латеральной части у женщин, а в медиальной — у мужчин [9].

В связи с неравномерным представлением в литературе данных о корреляции возрастных изменений глазницы нами была поставлена цель определить взаимосвязь возрастных изменений костных краев глазницы с ее числовыми показателями.

Материал и методы

Выборку исследования (n=285) составили анонимизированные данные компьютерных томограмм, полученных от людей в возрасте от 18 до 98 лет (Mвозраст=63,53; SD=23,073), в состав выборки вошли 82,5% женщин и 17,5% мужчин. Распределение по шкалам методик носит характер, отличный от нормального (Z Колмогорова—Смирнова [0,065; 0,465]; p[<0,001; 0,049]).

Нами исследованы следующие взаимосвязи между параметрами и возрастом пациента:

— ширина глазницы с обеих сторон;

— глубина входа в глазницу по отношению к плоскости переносицы;

— глубина клыковых ямок;

— углы надбровных дуг;

— диагональ глазницы;

— углы латеральной стенки глазницы (скулоорбитальный комплекс).

Полученные данные обработаны в IBM SPSS Statistics 26 [rus] («SPSS: An IBM Company», США) и Microsoft Excel 2016 («Microsoft Corp.», США). Количественные показатели оценивали на соответствие нормальному распределению с помощью критерия Колмогорова—Смирнова. В отсутствие нормального распределения количественные данные описывали с помощью медианы (Me) и нижнего и верхнего квартилей [Q1; Q3]. Категориальные данные описывали с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение двух групп по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполняли с помощью критерия U Манна—Уитни. Сравнение 3 групп и более по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполняли с помощью критерия Краскела—Уоллиса, апостериорные сравнения — с помощью критерия Данна с поправкой Холма. Прогностическую модель, характеризующую зависимость количественной переменной от факторов, разрабатывали с помощью метода линейной регрессии. Для оценки диагностической значимости количественных признаков при прогнозировании определенного исхода применялся метод анализа ROC-кривых. Различия считали статистически значимыми при p<0,05

Результаты

В результате корреляционного анализа связей (Ro-Спирмена) обнаружены положительные корреляции возраста с шириной правой и левой глазниц, диагональю правой и левой глазниц, глубиной входа правой и левой глазниц от плоскости переносицы, угла правой и левой надбровных дуг и угла правой скулы, а также отрицательные корреляции возраста с глубиной правой и левой верхнечелюстных ямок, градусы (см. рисунок).

Корреляционный анализ связей возраста с параметрами глазницы.

Таким образом, чем старше пациент, тем больше у него ширина правой и левой глазниц, диагональ правой и левой глазниц, глубина входа правой и левой глазниц от плоскости переносицы, угла правой и левой надбровных дуг и угла правой скулы и тем меньше глубина правой и левой клыковых ямок.

Для высоты левой и правой глазницы, угла левой скулы, глубины клыковой ямки корреляций с возрастом не обнаружено.

Анализ средних значений позволяет констатировать, что ширина правой глазницы, диагональ правой и левой глазниц, глубина клыковых ямок у мужчин больше, чем у женщин (см. таблицу).

Средние значения параметров глазницы (m±SD)

Шкала

Мужчины

Женщины

Критерий U Манна—Уитни, р

Ширина правой глазницы

41,02±3,576

39,37±3,5503

U=1630,000

p=0,071

Диагональ правой глазницы

43,98±3,63

42,73±2,258

U=1327,000

p=0,003

Диагональ левой глазницы

43,97±2,965

42,76±2,376

U=1330,500

p=0,003

Глубина клыковой ямки (справа)

7,22±6,787

3,341±1,681

U=1379,500

p=0,007

Глубина клыковой ямки (слева)

59,46±58,865

4,89±14,172

U=582,500

p<0,001

Примечание. критерий U Манна—Уитни [582,5—1630], p[<0,001—0,071].

С применением критерия U Манна—Уитни выявлены статистически значимые различия по значениям диагонали правой и левой глазниц, глубины клыковых ямок (p<0,01) и различия на уровне тенденций по ширине правой глазницы (U=1630,000; p=0,071) у пациентов разного пола. Для значений ширины левой глазницы, высоты правой и левой глазниц, глубины входа правой и левой глазниц от плоскости переносицы, угла правой и левой надбровных луг, угла правой и левой скул, глубины правой и левой клыковых ямок различий не обнаружено.

Обсуждение

Возраст пациента оказывает значительное влияние на ряд анатомических параметров, связанных с глазницами, надбровными дугами, скулами и верхнечелюстными ямками. Это может быть обусловлено возрастными изменениями костной структуры и мягких тканей. Этническая составляющая процесса старения у жителей Восточной Азии значительно отличается от процесса старения у представителей европеоидной расы, для которых характерны выраженные изменения в нижней части лица и области скул [10]. Это подтверждается исследованием, в котором показаны возрастные изменения костных границ глазницы у японцев, такими же, как и у представителей европеоидной расы, с различиями в степени наблюдаемых изменений [11].

В исследовании [12] наглядно показано отсутствие статистически значимых различий между изменением возрастной протрузии глаза между левой и правой сторонами у мужчин и женщин, что демонстрирует сильную связь между выпуклостью глаза и возрастом в популяции европеоидной расы. При этом, C. Sforza и соавт. (2007) [13] показали, что высота глазницы и отношение высоты к ширине увеличивались с возрастом (p<0,001) без гендерных различий.

Некоторые параметры, такие как высота глазниц и угол левой скулы, не демонстрируют статистически значимой связи с возрастом, что указывает на их относительную стабильность в процессе старения. Эти данные подтверждают результаты исследования [14]. Его авторы показали, что с возрастом как у мужчин, так и у женщин в скелете средней части щеки происходят костные изменения. Передняя стенка верхней челюсти выдвигается по отношению к костной глазнице, которая сохраняет фиксированный переднезадний размер в своей средней точке. Эти изменения следует учитывать при лечении возрастных изменений средней части лица.

Пол пациента оказывает большое влияние на ряд анатомических параметров, связанных с глазницами [15]. Эти различия могут быть важны при планировании хирургических вмешательств, диагностике или антропологических исследованиях.

Заключение

Установлено, что увеличение возраста связано с увеличением ширины и диагонали глазниц, что может быть обусловлено возрастными изменениями костной ткани, такими как ремоделирование или деформация, а увеличение глубины входа глазниц от плоскости переносицы и углов надбровных дуг и скул может отражать возрастные изменения в структуре лицевого скелета, такие как потеря объема мягких тканей или изменения в костной архитектуре.

В то же время мы выявили отрицательную корреляцию, а именно уменьшение глубины верхнечелюстных ямок с возрастом, которое может быть обусловлено атрофией костной ткани или изменениями в распределении нагрузки на лицевой скелет.

Поэтому параметры, не демонстрирующие половых различий, могут быть использованы как универсальные маркеры для анализа анатомических изменений

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Васильев Ю.Л.

Сбор и обработка данных — Софронова А.А., Кутин Е.С., Юрасова А.Д., Багателия З.Т., Захаркин И.А., Трофимова С.А., Кытько О.В., Кузнецова А.С., Вдовина Л.В.

Написание текста — Трофимова С.А., Кытько О.В., Кузнецова А.С., Вдовина Л.В.

Редактирование — Васильев Ю.Л., Дыдыкин С.С., Павлов А.В.

Participation of authors:

Concept and design of the study — Vasil’ev Yu.L.

Data collection and processing — Sofronova A.A., Kutin E.S., Yurasova A.D., Bagatelia Z.T., Zakharkin I.A., Trofimova S.A., Kytko O.V., Kuznetsova A.S., Vdovina L.V.

Text writing — Trofimova S.A., Kytko O.V., Kuznetsova A.S., Vdovina L.V.

Editing — Vasil’ev Yu.L., Dydykin S.S., Pavlov A.V.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.