У женщин репродуктивного возраста с гиперпластическими процессами в эндометрии при проведении терапии установлено существенное повышение экспрессии эстрогеновых и в большей степени прогестероновых рецепторов как в строме, так и в железах. У пациенток с атипической гиперплазией эндометрия (АГЭ) соотношение эстрогеновых и прогестероновых рецепторов в строме ниже контрольных значений, между тем в железах восстановление рецепторного аппарата происходит более успешно.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценить влияние комплексной гормональной терапии на состояние эндометрия и риск развития малигнизации при его атипической гиперплазии у женщин репродуктивного возраста.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Обследованы и пролечены 216 женщин репродуктивного возраста с гиперпластическими процессами в эндометрии (основная группа). Среди них у 122 пациенток гистологически была определена гиперплазия эндометрия без атипии (ГЭ) — 1-я группа сравнения; у 94 пациенток была диагностирована атипическая гиперплазия эндометрия — 2-я группа сравнения. Контрольную группу составили 24 здоровые женщины, которые входили в программы вспомогательных репродуктивных технологий в связи с мужским фактором бесплодия. Распределение пациенток по группам сравнения проводилось в соответствии с действующей (бинарной) классификацией ВОЗ 2014 г. Проведен анализ ИГХ-реакций для эстрогеновых рецепторов α и прогестероновых рецепторов A (ПР-А) эндометрия, ROC-анализ предсказательной ценности экспрессии гормональных рецепторов с возможными рецидивом гиперплазии и онкологической трансформацией эндометрия. Все полученные результаты обобщались и обрабатывались при помощи программы медицинской статистики MedCalc (версия 15.2).
РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе лечения прогестинами как в строме, так и в железах эндометрия экспрессия эстрогеновых и прогестероновых рецепторов существенно повышалась, результаты приближались к показателям контрольной группы, динамика изменений была более выраженной в отношении прогестероновых рецепторов. У пациенток основной группы в железах функционального слоя эндометрия к концу проведенного лечения соотношение ЭР-α/ПР-А было практически в пределах показателей контрольной группы, в то время как в строме базального слоя за счет высоких значений экспрессии ПР-А и низкой экспресии эстрогеновых рецепторов соотношение ЭР-α/ПР-А оказалось статистически значимо ниже этого показателя контрольной группы, причем более выраженным это различие было в группе пациенток с АГЭ.
На этапе установления диагноза изменение экспрессии эстрогеновых и прогестероновых рецепторов в эндометрии дает возможность прогноза малигнизации АГЭ с чувствительностью 100% и специфичностью до 77,25% (площадь AUC=0,868). После проведенного лечения увеличивалась специфичность (95,73%) и снижалась чувствительность (80,0%) прогноза (площадь AUC=0,788). Применение прогестинов в сочетании с антибиотиками или ГнРГ, в зависимости от исходных клинических показателей пациенток, достаточно эффективно. Однако сохраняющиеся в процессе лечения изменения экспрессии эстрогеновых и прогестероновых рецепторов увеличивают прогноз возможности малигнизации АГЭ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе лечения как в строме, так и в железах эндометрия экспрессия эстрогеновых и прогестероновых рецепторов существенно повышается. Результаты приближаются к показателям контрольной группы. Однако у пациенток с атипической гиперплазией эндометрия соотношение ЭР-α/ПР-А в строме ниже этих значений в контрольной группе, что связано с сохраняющейся низкой экспрессией эстрогеновых рецепторов. В то же время в железах эдндометрия восстановление рецепторного аппарата проходит более успешно.