Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Опыт применения назальной формы агонистов ГнРГ в программах экстракорпорального оплодотворения
Журнал: Российский вестник акушера-гинеколога. 2024;24(6): 79‑84
Прочитано: 1103 раза
Как цитировать:
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проблема бесплодия затрагивает около 186 млн человек во всем мире [1]. Число бесплодных браков на территории Российской Федерации колеблется от 8 до 17,5%. Частота бесплодия в Кузбассе составляет 20,3%, что, в свою очередь, превышает критический порог, установленный специалистами ВОЗ в 15%. В рамках проведенного исследования 2010-го года установлено, что на территории Кузбасса, как и во всей России в целом, доминирует вторичное бесплодие — 55,9% [2]. В настоящее время вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) — эффективный метод лечения бесплодия на сегодняшний день, который ежегодно становится все более востребованным среди пар не только с нарушением репродуктивных функций, но и в случаях отложенного материнства [3]. При этом число циклов лечения за счет программ обязательного медицинского страхования ежегодно увеличивается. Так, в России за 2019 год проведено 165 463 циклов ВРТ, что на 53 491 цикл больше по сравнению с 2015 годом и не уступает числу проведенных циклов ведущим клиникам Испании, Франции и Германии, где число циклов за 2019 год составило 137 276; 118 394; 107 136 соответственно [4]. Тем не менее, несмотря на стремительное развитие ВРТ, около 30% беременностей, полученных путем ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) или ИКСИ (интрацитоплазматической инъекции сперматозоида), не завершаются родами [5]. Поскольку в настоящее время все больше супружеских пар откладывают процесс деторождения на более поздний репродуктивный срок, а с возрастом уровень АМГ (антимюллерова гормона) снижается, в связи с этим одна из главных проблем репродукции — низкий овариальный резерв и низкий уровень АМГ у пациенток старшего репродуктивного возраста [6, 7].
Стимуляция яичников в программе ВРТ позволяет получить достаточное количество ооцитов, выбрать лучшие из них, оплодотворить и получить бластоцисты, пригодные для переноса и криоконсервации [8]. В настоящее время наиболее часто применяются протоколы, как с агонистами, так и с антагонистами ГнРГ, из-за которых до сих пор ведутся дискусси по поводу эффективности [9]. Наиболее распространенным и эффективным протоколом стимуляции яичников у пациенток старшего репродуктивного возраста и у пациенток с низким овариальным резервом в России и за рубежом является протокол с агонистами гонадотропин-рилизинг-гормона (аГнРГ) [10]. Есть также крупный систематический обзор, в котором указано, что у пациенток с эндометриозом лучше результаты программ ВРТ после применения протоколов стимуляции с агонистами [11]. Тем не менее при наличии в анамнезе у пациентки синдрома поликистозных яичников, предпочтительнее использовать протокол с антагонистами, поскольку для таких пациенток он более безопасный и экономически выгодный [12]. В качестве триггера овуляции также могут использоваться аГнРГ [13]. Так, в 2005 году было опубликовано проспективное рандомизированное исследование: агонист ГнРГ (бусерелин) или ХГЧ для индукции овуляции в циклах ЭКО/ИКСИ с антагонистом ГнРГ. Индукция овуляции агонистом ГнРГ привела к значительно большему количеству ооцитов MII. Однако в группе агонистов ГнРГ наблюдались значительно более низкие показатели имплантации и клинической беременности, а также значительно более высокий показатель ранней потери беременности, что, скорее всего, было связано с дефицитом лютеиновой фазы. В 2014 году нашими коллегами были опубликованы результаты анализа использования бусерелина в циклах ВРТ с применением донорских ооцитов. Протокол стимуляции суперовуляции с использованием рекомбинантного ФСГ (рФСГ) и агониста ГнРГ (бусерелин-депо), стартовая доза 225 МЕ рФСГ. Полученные данные показали, что настоящая тактика синхронизации менструальных циклов донора и реципиента позволяет получать высокую частоту наступления беременности у пациенток программ ЭКО с донорскими ооцитами. Индивидуальный подход к проведению донорских программ позволяет избежать длительного приема гормональных препаратов у реципиентов [14].
Механизм действия аГнРГ складывается из двух этапов: в начале введения происходит усиление секреции ФСГ в 2 раза, лютеинизирующего гормона (ЛГ) в 4 раза по принципу прямой связи, что ведет к стимуляции яичников, образованию фолликулярных кист в них, повышению концентрации эстрадиола (Е2). Далее наступает период десенситизации, сопровождающийся выраженным снижением уровня Е2 в крови. Это явление обусловлено «оккупацией» агонистами рецепторов, что, в свою очередь, приводит к отсутствию действия на этот рецептор эндогенного ГнРГ и падению секреции ЛГ и ФСГ гипофизом. Блокирование преждевременного пика ЛГ аГнРГ в протоколах овариальной стимуляции защищает зреющие фолликулы от несвоевременной овуляции. В используемом протоколе стимуляции овуляции введение аналога ГнРГ начинается в раннюю фолликулярную фазу менструального цикла одновременно с введением гонадотропинов [15, 16].
В середине 1990-х годов в литературе стали появляться работы по сравнению эффективности агониста гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ) — нафарелина ацетата при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) с результатами другого широко используемого ГнРГ, бусерелина ацетата (оба были в форме назального спрея). В ходе исследования не было обнаружено никакой существенной разницы по количеству полученных ооцитов, частоте оплодотворения и частоте дробления. Частота наступления беременности была схожей у женщин, лечившихся нафарелином ацетатом и бусерелином ацетатом, а именно 22 и 24% беременностей на цикл и 28,8 и 32,1% беременностей на перенос эмбриона соответственно. Побочных эффектов было немного, и они были сопоставимы в обеих группах. Единственное отмеченное различие заключалось в том, что женщинам, получавшим нафарелин ацетат, требовалось значительно меньше ампул человеческого менопаузального гонадотропина, что существенно отличалось в расходах [17].
Также проведены работы по сравнению эффективности использования препарата от способа введения. Так, в 2002 году была опубликована работа британских коллег, в которой показана эффективность и безопасность интраназального спрея бусерелина короткого действия и нафарелина в сравнении с внутримышечной или подкожной инъекцией лейпрорелина длительного действия. Однако если в анамнезе у пациентки имеется синдром поликистозных яичников, дозировку гонадотропинов необходимо подбирать индивидуально с целю профилактики нежелательных реакций, в том числе синдрома гиперстимуляции яичников [18]. Показатели клинической беременности на процедуру извлечения ооцитов и на процедуру переноса эмбрионов не показали статистически значимых различий даже при сравнении показателей продолжающейся беременности [19].
В 2021 году были введены санкции и прекращены поставки некоторых медикаментов, используемых в протоколах ВРТ, что продиктовало необходимость поиска вариантов терапии. Учитывая высокую эффективность использования назальных форм агонистов ГнРГ, с 2021 года в нашей клинике стал активно использоваться Бусерелин-спрей, назальная форма. В своей работе хотим поделиться опытом применения этого препарата с анализом его эффективности.
Цель исследования — оценка клинических исходов, эмбриологических характеристик в программах стимуляции овуляции в коротких протоколах с применением назальной формы Бусерелин–спрей агонистов ГнРГ.
В данное ретроспективное обсервационное исследование включено 110 пациенток различного возраста, проходивших лечение по поводу бесплодия в программах ЭКО. Было принято решение разделить пациенток на возрастные группы и предложить стимуляцию овуляции аГнРГ назальной формой Бусерелин-спрей в индивидуальной дозировке для каждой возрастной группы с последующей оценкой результатов.
Среди общего числа пролеченных пар 59% (65) имели комбинированный фактор бесплодия, а 41% (45) — изолированный женский. Средний возраст пациенток составил 36,9±3,23 года, при этом показатель АМГ колебался от 0,01 до 3,7 нг/мл, в среднем составив 0,99±0,58 нг/мл. Индукция суперовуляции продолжалась 11,8±1,58 дней, использовались 252±29,8 МЕ гонадотропинов на день стимуляции. При трансвагинальной пункции яичников на одну пациентку получено 4,6±4,11 (63% от пропунктированных фолликулов) ооцитов, при этом зрелых – 86,3%. Частота оплодотворения составила 84,6%. Среднее число эмбрионов на перенос — 2,1±0,42. Частота наступления беременности в свежих циклах в расчете на перенос эмбрионов — 43,8% (73 переноса — 32 беременности), среди них 15,6% многоплодных (5 пациенток). Процент криоконсервации эмбрионов отличного и хорошего качества в проведенных программах составил 27,8%. На фоне стимуляции овуляции с применением Бусерелина-спрея не получены ооциты у трех пациенток в возрасте 38—39 лет при показателях АМГ 1,22—0,8 нг/мл с женским фактором бесплодия (снижение овариального резерва, инфильтративный эндометриоз, гистологически верифицированный). В программах ВРТ была остановка в дроблении эмбрионов у 6 пациенток (средний возраст — 37,8±0,96 года, средний показатель АМГ — 0,59± 0,27 нг/мл, среднее число попыток — 3,56±0,63). У данных пар был также выявлен комбинированный фактор бесплодия, включая тяжелый мужской фактор: высокая фрагментация ДНК сперматозоидов у одной пары, тератонекрозооспермия, олигоспермия — у трех пар, наблюдалась азооспермия и была проведена биопсия ткани яичка у одной пары. Цикл сегментирован в 15 наблюдениях по следующим причинам: гипоплазии эндометрия у трех пациенток, проведения ПГТ-А — у 9, пролонгированой стимуляции — у трех и по причине ОРЗ — у 1 пациентки. В 13 наблюдениях проведена витрификация ооцитов в программах банкинга ооцитов. Для более детального анализа решено разделить пациенток на 4 группы, данные представлены в таблице.
В 1-й группе возраст пациенток колебался от 24 до 35 лет, средний уровень АМГ составил 1,21±0,67 нг/мл (0,01—3,09 нг/мл), средняя доза гонадотропинов — 255±22,75 МЕ/сут. В данной группе пациенток получено 64% ооцитов от количества пропунктированных фолликулов. Перенос эмбриона в лечебном цикле выполнен у 42 пациенток (см. таблицу). Частота наступления беременности в лечебном цикле в расчете на перенос эмбриона составила 42,9% — 18 пациенток, среди них у двух — многоплодные беременности. У 9 пациенток роды произошли в срок, у четырех — преждевременные роды в 32—34 недели, у четырех пациенток диагностирована неразвивающаяся беременность в сроке 8—9 нед, и получена одна «биохимическая» беременность.
Клинические особенности и эмбриологические характеристики обследованных пациенток в программе ВРТ
| Показатель | 1-я группа, n=42 | 2-я группа, n=37 | 3-я группа, n=28 | 4-я группа, n=3 |
| Возраст, годы | 24—35 | 36—39 | 40—44 | 45—47 |
| Средний уровень АМГ, нг/мл | 1,21±0,67 | 1,18±0,67 | 1,06±0,36 | 0,52±0,25 |
| Средняя продолжительность стимуляции, дней | 11,4±1,59 | 11,4±1,64 | 11,2±1,45 | 10±0 |
| Средняя доза гонадотропинов, МЕ/сут, | 255±22,75 | 236±33,5 | 275±26,79 | 250±33,33 |
| Среднее число попыток | 1,97±0,73 | 2,2±0,68 | 2,1±0,67 | 4±0,67 |
| Отсутствие роста фолликулов, n | 0 | 3 | 1 | 0 |
| Остановка в дроблении, n | 0 | 3 | 2 | 1 |
| % ооцитов от общего количества пунктированных фолликулов | 64 | 65,9 | 58,2 | 88 |
| Перенос эмбриона в лечебном цикле, дни, абс. | 42 | 19 | 11 | 1 |
| на 5-е сутки | 26 | 11 | 6 | 0 |
| на 4-е сутки | 5 | 3 | 2 | 0 |
| на 3-и сутки | 11 | 5 | 3 | 1 |
| Перенос эмбриона, абс.: | ||||
| одного | 29 | 11 | 9 | |
| двух | 13 | 8 | 2 | 1 |
| Частота наступления беременности в свежих циклах, ٪ (абс.) | 42,9 (18) | 52,6 (10) | 36,3 (4) | 0 |
| Неразвивающаяся беременность, абс. | 4 | 2 | 0 | 0 |
| «Биохимическая беременность» | 1 | 0 | 1 | 0 |
| Роды, абс. | 13 | 8 | 3 | 0 |
| срочные | 9 | 5 | 3 | |
| преждевременные | 4 | 3 | 0 |
Во 2-й группе возраст пациенток колебался от 36 до 39 лет, средний уровень АМГ составил 1,18±0,67 нг/мл (0,05—2,67 нг/мл), отсутствие роста фолликулов наблюдалось у трех пациенток, средняя доза гонадотропинов — 236±33,5 МЕ/сут. Остановка в дроблении клеток эмбриона произошла у 3 пациенток. В этой группе пациенток получено 65,9% ооцитов от общего количества пропунктированных фолликулов. У 19 пациенток выполнен перенос эмбриона в лечебном цикле. Частота наступления беременности в этих циклах в расчете на перенос эмбриона составила 52,6% (10 пациенток), среди них 14,28% одноплодные беременности и многоплодные — 30% (3 пациентки). Срочными родами закончились 5 беременностей, преждевременными родами (в 32—36 нед) — 3, у двух пациенток диагностирована неразвивающаяся беременность в сроке 6—9 нед.
Третью группу составили пациентки в возрасте от 40 до 44 лет, средний уровень АМГ — 1,06±0,36 нг/мл (0,32—2,4 нг/мл), средняя доза гонадотропинов — 275±26,79 МЕ/сут, остановка в дроблении клеток эмбриона произошла у 2 пациенток. В данной группе пациенток от общего количества пропунктированных фолликулов получено 58,2% зрелых ооцитов. Перенос эмбрионов в лечебном цикле был выполнен у 11 пациенток (см. таблицу). Частота наступления беременности в расчете на перенос эмбрионов — 36,3%1 (4 пациентки, одноплодные беременности). Беременность закончилась срочными родами у трех, в одном наблюдении диагностирована «биохимическая» беременность.
В 4-й группе было 3 пациентки в возрасте от 45 до 47 лет, средний уровень АМГ составлял 0,52±0,25 нг/мл (0,23—0,9 нг/мл), средняя продолжительность стимуляции — 10±0 дней, средняя доза гонадотропинов — 250±33,33 МЕ/сут, остановка в дроблении — у 1 пациентки. У этой группы пациенток от количества пунктированных фолликулов получено 88%* ооцитов. Перенос в лечебном цикле был выполнен на третьи сутки у одной пациентки, беременность не наступила.
При анализе программ ВРТ важно оценивать такие показатели, как частота наступления беременности (ЧНБ) и число родов у пациенток, включенных в программу ВРТ. Так, за 2022 год, по данным Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ), ЧНБ после переноса эмбрионов составляла 32,6% [20], по результатам нашего исследования этот показатель — 43,8%. При сравнении показателей эффективности ВРТ по числу родов относительно количества переносов эмбрионов, по данным РАРЧ за 2022 год, этот показатель составил 23,5%, в то время как в нашем исследовании этот показатель был равен 32,9% [20].
Выбранная тактика стимуляции овуляции в коротком протоколе с аГнРГ получила широкое применение и высокие показатели эффективности не только в России, но и за рубежом. А полученные нами данные подтверждают, что выбранная клиникой тактика использования аГнРГ назальной формы Бусерелина-спрея в соответствии с инструкцией по его применению позволяет получать высокий процент зрелых ооцитов, увеличивает среднестатистическую частоту наступления беременности в программах ВРТ не только у пациенток с нормальным овариальным резервом, но и у пациенток с низким овариальным резервом, а также в группе пациенток старшего репродуктивного возраста. В процессе лечения не было необходимости в увеличении дозы гонадотропинов. Также стоит отметить, что на данной форме приема аГнРГ не было преждевременной овуляции ни у одной пациентки.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Кузьмина Т.С., Тришкин А.Г.
Сбор и обработка материала — Зотова О.А.
Статистическая обработка — Бочкарникова А.Г.
Написание текста — Лысенко Д.Д.
Редактирование — Тришкин А. Г.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Participation of authors:
Concept and design of the study — Kuz’mina T.S., Trishkin A.G.
Data collection and processing — Zotova O.A.
Statistical processing of the data — Bochkarnikova A.G.
Text writing — Lysenko D.D.
Editing — Trishkin A.G.
Authors declare lack of the conflicts of interests.
1Проценты вычислены условно в связи с малочисленностью группы.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.