Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Серебренникова К.Г.

Центральная клиническая больница Российской академии наук, Москва, Россия

Арутюнян Н.А.

Кафедра акушерства и гинекологии №1 лечебного факультета ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Кацалап С.Н.

Центральная клиническая больница Российской академии наук, Москва, Россия

Алехин А.И.

Центральная клиническая больница Российской академии наук, Москва, Россия

Фотодинамическая терапия у пациенток с бесплодием при хроническом эндометрите

Авторы:

Серебренникова К.Г., Арутюнян Н.А., Кацалап С.Н., Алехин А.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3712

Загрузок: 97


Как цитировать:

Серебренникова К.Г., Арутюнян Н.А., Кацалап С.Н., Алехин А.И. Фотодинамическая терапия у пациенток с бесплодием при хроническом эндометрите. Российский вестник акушера-гинеколога. 2020;20(3):56‑61.
Serebrennikova KG, Arutyunyan NA, Katsalap SN, Alekhin AI. Photodynamic therapy in patients with infertility in chronic endometritis. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2020;20(3):56‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosakush20202003156

Рекомендуем статьи по данной теме:
Зна­че­ние мар­ке­ров менстру­аль­ной кро­ви для ди­аг­нос­ти­ки хро­ни­чес­ко­го эн­до­мет­ри­та у па­ци­ен­ток с бес­пло­ди­ем. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):19-25
Па­то­ло­гия эн­до­мет­рия и кли­ни­ко-ди­аг­нос­ти­чес­кое зна­че­ние гли­ко­де­ли­на. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):53-62
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в прог­но­зи­ро­ва­нии нас­туп­ле­ния бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):83-87
Ис­сле­до­ва­ние по­ли­мор­физ­ма ге­нов фо­лат­но­го цик­ла у жен­щин с бес­пло­ди­ем и не­вы­на­ши­ва­ни­ем бе­ре­мен­нос­ти в прог­рам­мах вспо­мо­га­тель­ных реп­ро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):39-47
Ре­ком­би­нан­тные фол­лит­ро­пи­ны в прог­рам­мах экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния у па­ци­ен­ток с син­дро­мом по­ли­кис­тоз­ных яич­ни­ков. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):48-56
Ги­поп­ла­зия эн­до­мет­рия в прог­рам­мах экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния у па­ци­ен­ток пос­ле ле­че­ния ати­пи­чес­кой ги­пер­пла­зии и на­чаль­но­го ра­ка эн­до­мет­рия. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):57-62
Меж­дис­цип­ли­нар­ный под­ход и сов­ре­мен­ное сос­то­яние воп­ро­са о преж­дев­ре­мен­ном ста­ре­нии яич­ни­ков (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):94-103
Эф­фек­тив­ность ин­ва­зив­ных и не­ин­ва­зив­ных ме­то­дов ле­че­ния цер­ви­каль­ной ин­тра­эпи­те­ли­аль­ной не­оп­ла­зии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):104-108
При­ме­не­ние фо­то­ди­на­ми­чес­кой те­ра­пии в ком­плексном ле­че­нии хро­ни­чес­ко­го ге­не­ра­ли­зо­ван­но­го па­ро­дон­ти­та сред­ней сте­пе­ни. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):11-15
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния фо­то­ак­ти­ви­ру­емой де­зин­фек­ции в сто­ма­то­ло­гии. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-90

Введение

Хронический эндометрит (ХЭ) — одна из основных проблем современной репродуктологии. Это обусловлено высокой распространенностью этой патологии у женщин репродуктивного возраста, и, как следствие, нарушением менструальной функции, наличием невынашивания беременности и бесплодием, что отрицательно влияет на качество жизни женщин [1—4].

Распространенность ХЭ растет и выявляется почти у 83% пациенток с нарушениями репродуктивной функции, что связано со следующими факторами риска развития этих нарушений: раннее начало половой жизни, внутриматочные вмешательства, инфекции, передаваемые половым путем, частая смена половых партнеров [5, 6].

Для восстановления репродуктивной функции необходимо определение причины бесплодия. Диагностика ХЭ основана на данных анамнеза, клинических симптомов, микроскопического исследования мазков из влагалища, шейки матки и уретры, бактериологического исследования на условно-патогенную микрофлору и ПЦР-диагностики отделяемого цервикального канала и полости матки, трансвагинального ультразвукового исследования органов малого таза (УЗИ ОМТ) и допплерографии на 5—7-й день менструального цикла (д.м.ц.), пайпель-биопсии на 5—9-й д.м.ц., гистологического исследования биоптата эндометрия [7]. Использование иммуногистохимического метода с определением экспрессии маркера плазматических клеток CD138 повышает точность морфологической верификации ХЭ на 25—30% [8].

Общепринятой тактикой лечения ХЭ является комплексная терапия, которая проводится в два этапа: на 1-м этапе — элиминация микробного фактора и проведение специфической противомикробной терапии, на 2-м этапе — восстановление морфофункционального и рецепторного состояния эндометрия [9—11].

Новым методом в репродуктологии для улучшения и восстановления морфологического и рецепторного состояния эндометрия, а также повышения его имплантационной восприимчивости при бесплодии является фетодинамическая терапия (ФДТ), основанная на применении фотосенсибилизаторов (ФС) и низкоинтенсивного лазерного излучения с длиной волны, соответствующей пику поглощения ФС [12—14]. Современные исследования показали возможность применения ФДТ в гинекологической практике для лечения доброкачественных вирус-ассоциированных заболеваний шейки матки [15—17], CIN шейки матки и карциномы in situ шейки матки [18—20], VIN вульвы [21], ХЭ [22].

Цель исследования — оценка эффективности метода фотодинамической терапии у пациенток с бесплодием при хроническом эндометрите.

Материал и методы

Отбор пациенток для проведения данного исследования осуществлялся в отделении вспомогательных репродуктивных технологий с дневным стационаром в ЦКБ РАН. Были проведены обследование и лечение 132 пациенток с подтвержденным гистологически диагнозом ХЭ (отсутствие злокачественной трансформации эндометрия, подтвержденное морфологически), имеющих в анамнезе ранее проведенные неэффективные процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и переноса эмбриона (ПЭ), привычное невынашивание беременности. Все пациентки были разделены на две группы: 1-я группа — 67 пациенток, получавших лечение методом внутриполостной ФДТ (заявка на патент №2018146628 от 26.12.18 «Способ лечения бесплодия у пациенток с хроническим эндометритом»), 2-я группа — 65 пациенток, получавших лечение методом внутривенной ФДТ.

Настоящее исследование проведено в соответствии с научными и этическими принципами (заседание научно-технического совета ЦКБ РАН №52 от 24.04.17), изложенными в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (2013 г.) и отраженными в ОСТ 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации», в правилах ICHGCP и действующих нормативных требованиях (Бюллетень ВАК. 2002. №3).

Всем пациенткам перед госпитализацией проводилось стандартное клинико-лабораторное обследование. Диагноз устанавливался на основании данных УЗИ ОМТ трансвагинальным датчиком (до сеанса ФДТ на 5—7-й и 21-й, на 5-й и 21-й д.м.ц. после сеанса ФДТ) на аппаратах VOLUSON 730 и ProV AIXPLORER MULTIWAVE, аспирационной биопсии эндометрия до и после сеанса ФДТ с патоморфологическим и иммуногистохимическим исследованием (ИГХИ) полученного материала (до 9-го д.м.ц.).

ИГХИ было проведено 79 пациенткам с диагнозом ХЭ, из них в 1-й группе — 39, во 2-й группе — 40 пациенткам. При проведении ИГХИ с оценкой рецептивности эндометрия использовали мышиные моноклональные антитела к эстрогеновым (ER) и прогестероновым (PR) рецепторам, исследовали экспрессию маркера плазматических клеток, поверхностного гликопротеида Syndecan-1 — CD138. Оценка экспрессии ER, PR проводилась методом гистологического счета HISTO SCORE с учетом количества и интенсивности окрашенных клеток эпителия желез и стромы эндометрия и вычислялась по формуле:

HS=1a+2b+3c,

где a, b, c —% слабо, умеренно и интенсивно окрашенных клеток соответственно 1, 2, 3-й степени экспрессии, выраженной в баллах. При этом: «–» снижение экспрессии по сравнению с нормой, 0—10 баллов — отсутствие экспрессии, 11—100 баллов — слабая экспрессия, 101—200 баллов — умеренная экспрессия, 201—300 баллов — выраженная экспрессия ER и PR.

Методика проведения фотодинамической терапии. ФДТ была проведена всем 132 пациенткам, 67 из них путем внутриполостного введения препарата и 65 — путем внутривенного введения.

Технология ФДТ с внутриполостным введением ФС осуществлялась следующим образом.

1-й этап: проводили УЗИ ОМТ, обработку наружных половых органов и шейки матки, без дополнительного расширения в полость матки вводили катетер для инсеминации. Вводили ФС в количестве 1,5—2,0 мл. Экспозиция ФС — 20 мин, после чего полость матки промывали 0,9% раствором NaCl.

2-й этап: в полость матки вводили стерильный баллонный световод. Манжету световода наполняли 0,9% раствором NaCl. Проводилось УЗИ ОМТ вагинальным датчиком и измерение полости матки по продольной и поперечной осям. Площадь эндометрия (S) рассчитывали по формуле:

S=Ш×Д×3,14,

где Ш — размер полости матки в поперечной оси в сантиметрах, Д — размер полости матки в продольной оси в сантиметрах.

Параметры лазерного излучения, плотность мощности (0,05 Вт/см2) и плотность энергии Е=40 Дж/см2 были заданы изначально.

Мощность излучения (Р) лазера определяли по формуле:

Р=S×Ps,

где S — вычисленная площадь эндометрия, Ps — плотность мощности лазерного излучения.

Продолжительность сеанса (Т) лазерного воздействия (в мин) определяли по формуле:

Формула


где Е — плотность энергии (Дж/см2), Ps — плотность мощности лазерного излучения (Вт/см2).

В процессе лазерного воздействия каждые 5—6 мин проводилось УЗИ. После выключения лазера световод извлекали из полости матки. Проводилось заключительное УЗИ. Технология ФДТ с внутривенным введением ФС описана ранее [23].

ФДТ проводили без применения внутривенной анестезии, при необходимости (жалобы на болевой синдром, повышение температуры тела до субфебрильной, нестабильное повышение артериального давления до 150/100 мм рт.ст.) использовали только нестероидные противовоспалительные средства внутримышечно во время и по состоянию общего самочувствия через 3—4 ч после процедуры ФДТ.

При помощи программы Statistica 20.0. для определения значимости (достоверности) различий сопоставляемых средних величин использовали критерий Стьюдента и U — непараметрический критерий Манна—Уитни. Различия считались достоверными при p<0,05.

Результаты

Возраст обследованных пациенток с ХЭ колебался от 28 до 45 лет, в 1-й группе средний возраст составил 33±2,4 года, во 2-й группе — 32±1,7 года; 116 (88%) пациенток предъявляли жалобы на скудные менструации и отсутствие наступления беременности, 16 (12%) пациенток не предъявляли жалоб.

Среди 132 обследованных пациенток с ХЭ у 74 (56%) было первичное бесплодие, у 26 (44%) — вторичное бесплодие. При изучении менструальной функции у всех обследованных пациенток с ХЭ было выявлено, что менархе у 123 (93%) пациенток было своевременным, в 12—14 лет, у остальных 9 (7%) пациенток — в возрасте 15 лет и старше. Продолжительность менструального цикла находилась в пределах 28—30 дней в 119±1,5 наблюдениях. Начало половой жизни у всех пациенток с ХЭ было в возрасте 18,9±1,2 года. При изучении гинекологического анамнеза наиболее частой патологией был ХЭ у 100% пациенток, синдром «тонкого» эндометрия — 26,9%, воспалительные заболевания шейки матки и придатков — у 24%. При изучении акушерского анамнеза у пациенток с ХЭ: в 23,4±0,4% наблюдений были роды, внематочная беременность — в 17,1±1,3%, неразвивающаяся беременность — в 69,4±0,62%, неудачные попытки ЭКО и ПЭ — в 39,8±2,6% наблюдений.

При УЗИ средние показатели длины матки составляли 51,3±2,1 мм, переднезаднего размера — 35,2±3,4 мм, поперечного размера — 42,7±3,2 мм. Полученные данные были практически значимы, так как внутриматочный балонный световод имел стандартные размеры для нерожавших женщин. При анализе структуры миометрия миома матки была выявлена у 17 (13%) пациенток, аденомиоз — у 12 (9%); при изучении размеров и структуры яичников — патологии выявлено не было. При этом эффективность ФДТ оценивалась на основании анализа данных УЗИ до сеанса ФДТ на 5—7-й и 21-й дни м.ц., на 5-й и 21-й дни м.ц. после сеанса ФДТ.

Результаты, представленные на рисунке, показывают эффективность проведенной ФДТ в 1-й и 2-й группах. Статистический анализ показал достоверные различия по толщине эндометрия на 5-й д.м.ц. после курса ФДТ: у пациенток 1-й группы она составила 5,8±0,2 мм, во 2-й группе — 6,4±0,49 мм (за счет отека стромы; p=0,0124). Однако толщина эндометрия на 5—7-й д.м.ц. была меньше — 7 мм, такие же данные мы получили на 21-й д.м.ц до лечения. При анализе полученных результатов было отмечено, что толщина эндометрия на 21-й д.м.ц. после курса ФДТ у пациенток 1-й группы в среднем была равна 10,9±0,87 мм, во 2-й группе — 8,2±1,01 мм (p=0,0045).

Толщина эндометрия у пациенток с ХЭ до сеанса ФДТ и после него.


Гистологическое исследование аспирата из полости матки выявило, что у пациенток с ХЭ до сеанса ФДТ отмечались лимфоцитарная инфильтрация, отек стромы, появление сегментарных нейтрофилов и плазмоцитов. Результаты гистологического исследования эндометрия после сеанса ФДТ показали, что морфофункциональное состояние эндометрия восстановилось быстрее у пациенток 1-й группы по сравнению с таковыми у пациенток 2-й группы (p=0,036). Таким образом, отмечена эффективность проведенного сеанса ФДТ в 1-й и 2-й группах — 64 и 51% соответственно (p=0,027), подтвержденная результатами гистологического исследования — отсутствием патологии эндометрия и соответствием стадиям фаз менструального цикла.

В 1-й группе 39 пациенткам было проведено ИГХИ эндометрия, при котором выявили корреляции между стадиями фаз менструального цикла и экспрессией рецепторов к стероидным гормонам как в ядрах эпителия желез, так и стромальных клеток. Максимальная экспрессия эстрогеновых рецепторов в эпителии эндометрия отмечена в среднюю и позднюю стадии фазы пролиферации. Высокая чувствительность железистого эпителия к прогестерону выявлена в среднюю и позднюю стадии фазы пролиферации и раннюю стадию фазы секреции. Клетки стромы проявляют чувствительность к действию стероидных гормонов более длительный период по сравнению с эпителием желез, к эстрогенам — начиная с ранней стадии пролиферации до ранней секреции, и к прогестерону — со средней стадии пролиферации до поздней стадии секреции. Для ER в железах средние показатели HISTOSCORE составляли: –35 (–133; 17) ед., PR в железах: –5 (–94; 67) ед., ER в строме: –150 (–187; –48) ед., PR в строме: –25 (–181; 2) ед. После проведения ФДТ было отмечено улучшение данных показателей ER в железах — средние показатели HISTOSCORE составляли: –5 (–10; 21) ед., ER в строме: –90 (–162; –42) ед. Статистический анализ показал, что значения экспрессии рецепторов эстрогенов и прогестерона были следующими: ER в железах — U=75 (p=0,129), PR в железах — U=70 (p=0,132), ER в строме — U=85 (p=0,279), PR в строме — U=88 (p=0,485). После проведения ФДТ значительно снизились отклонения от нормальных значений в экспрессии рецепторов стероидных гормонов как в железах, так и в строме. При иммуногистохимическом исследовании с антителами CD56 и CD138 были выявлены плазмоцитарные инфильтраты преимущественно вокруг маточных желез и кровеносных сосудов.

Во 2-й группе 40 пациенткам, было проведено ИГХИ эндометрия: на фоне ХЭ отмечалось снижение распределения рецепторов эстрогенов в железах эндометрия, после проведения ФДТ выявлено незначительное увеличение в железистом эпителии количества рецепторов эстрогенов. Полученные показатели свидетельствует о соответствии значениям неизмененного эндометрия. Нами было установлено, что после проведения ФДТ отмечалось увеличение в строме эндометрия количества рецепторов эстрогенов по сравнению с их количеством до применения ФДТ (U=202; p=0,415).

Для сравнения результатов влияния ФДТ на распределение рецепторов прогестерона в железах эндометрия был проведен статистический анализ отличий распределения прогестероновых рецепторов до ФДТ и после нее.

На фоне ХЭ отмечалось снижение распределения рецепторов прогестерона в железах эндометрия, после ФДТ — увеличение в железистом эпителии количества рецепторов прогестерона. Полученные результаты свидетельствуют о более высоких показателях по сравнению с неизмененным эндометрием. Статистический анализ по Манну—Уитни выявил достоверные различия между количеством рецепторов прогестерона в железах до проведения ФДТ и после него (U=143; p=0,018). Однако при ХЭ и после ФДТ отмечалось значительное снижение уровня рецепторов прогестерона в строме эндометрия по сравнению с таковым в неизмененном эндометрии (U=171; p=0,197).

Обсуждение

Полученные результаты объясняют причину различий между группами, а именно эффективность лечения у пациенток 1-й группы, что обусловлено техникой выполнения данной методики. После проведения внутриполостной ФДТ значительно снизились отклонения от нормальных значений и произошло восстановление экспрессии рецепторов к стероидным гормонам как в железах, так и в строме. Главным преимуществом ФДТ является воздействие лазерного излучения исключительно на патологические ткани эндометрия, накопившие в себе фотосенсибилизатор. У внутриполостной ФДТ имеются преимущества по сравнению с внутривенной ФДТ: меньшая доза препарата для сеанса ФДТ, а следовательно, и уменьшение затрат на проведение сеанса, локальность действия и отсутствие фототоксичности [22]. Применение усовершенствованного внутриполостного оптоволоконного диффузора баллонного типа (ОВДБ «КОВБ-660») с внутриматочным введением фотосенсибилизатора при мощности лазерного излучения, не превышающей 0,06—0,07 Вт/см2, и при длине волны 660 нм позволяет равномерно распределять лазерное излучение в полости матки для его наибольшей эффективности, что дает преимущество его применения у пациенток с различными видами деформаций матки, предотвращает облитерацию стенок полости матки и способствует полной морфофункциональной регенерации.

Заключение

Применение ФДТ с внутриполостной техникой введения фотосенсибилизатора является безопасным методом лечения (отсутствие фототоксичности). Технически ФДТ проста в применении, не требует анестезиологического пособия, малоинвазивна и может применяться в амбулаторных условиях. ФДТ легко переносится пациентками, не дает послеоперационных осложнений и может использоваться у нерожавших женщин. Применение ФДТ у пациенток с ХЭ позволяет за короткое время добиться клинического эффекта и восстановить морфофункциональное состояние эндометрия.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — К.Г. Серебренникова; сбор и обработка материала — Н.А. Арутюнян, С.Н. Кацалап, А.И. Алехин;

Статистическая обработка данных — Н.А. Арутюнян;

Написание текста — Н.А. Арутюнян, С.Н. Кацалап;

Редактирование — К.Г. Серебренникова.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.