Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Резолюция совета экспертов «Роль и место тезепелумаба в лечении полипозного риносинусита»
Журнал: Российская ринология. 2025;33(4): 90‑92
Прочитано: 86 раз
Как цитировать:
Согласно современным определениям, полипозный риносинусит (ПРС) является фенотипом хронического риносинусита и представляет собой гетерогенное с точки зрения этиологии и патогенеза хроническое воспаление слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, характеризующееся ее ремоделированием, формированием и рецидивирующим ростом полипов и длящееся более 12 нед. Важным направлением в лечении пациентов с тяжелым течением ПРС является биологическая терапия [1].
На заседания совета экспертов обсуждались результаты исследования WAYPOINT [2], экспертного консенсуса EPOS/EUFOREA, касающиеся позиционирования препарата тезепелумаб в терапии тяжелого неконтролируемого ПРС.
Эксперты подчеркнули значение биологической терапии ПРС, которая открывает новые перспективы в лечении этого заболевания. В частности, речь шла о применении при ПРС препарата тезепелумаб, который ингибирует тимусный стромальный лимфопоэтин (ТСЛП) — цитокин, играющий активную роль в патогенезе аллергического воспаления.
ТСЛП активирует широкий спектр клеток врожденного и адаптивного иммунитета: дендритные клетки, тучные клетки, лимфоидные клетки врожденного иммунитета 2-го типа ILC2, базофилы, CD4+-Т-лимфоциты, способствуя выработке интерлейкина (ИЛ)-4, ИЛ-5, ИЛ-13, фактора некроза опухоль-α, а также иммуноглобулина класса Е, обеспечивая, таким образом, развитие и поддержание Т2-воспаления [3]. Эксперты обратили внимание на существующие доказательства того, что ТСЛП может опосредовать не только Т2-, но и не-Т2-воспаление, стимулируя дифференцировку Th17-клеток через активацию дендритных клеток. Это свидетельствует о потенциальной эффективности тезепелумаба при различных фенотипах ПРС, включая его низкоэозинофильные формы [3]. Таким образом, речь идет о более широком механизме действия, что определяет перспективы применения тезепелумаба при лечении пациентов как с типичным Т2-эндотипом, так и больных, у которых отсутствует ярко выраженный эозинофильный компонент воспаления.
Эксперты поддержали мнение о целесообразности биопсии полипов носа до принятия решения о выборе лечения, поскольку известно, что, например, фиброзные полипы хуже поддаются биологической терапии, тогда как эозинофильные или железистые — лучше. Также от морфологического профиля зависит и риск рецидива полипоза, что должно учитываться при принятии решения о выборе метода лечения [4].
Эксперты отметили целесообразность расширения диапазона показаний к назначению биологической терапии, которую целесообразно применять как до хирургического вмешательства по поводу ПРС, так и при наличии противопоказаний к хирургическому лечению, тяжелом течении ПРС, частых рецидивах назального полипоза, коморбидной бронхиальной астмы и/или потребности в системных глюкокортикостероидах (ГКС).
Ключевым этапом в клинической оценке эффективности и безопасности тезепелумаба у пациентов с тяжелым ПРС стало многоцентровое рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование WAYPOINT, в котором приняли участие 408 взрослых пациентов [5]. Все пациенты, включенные в исследование, имели ПРС тяжелого течения, могли иметь в анамнезе бронхиальную астму или хирургические вмешательства по поводу ПРС, а также применение системных глюкокортикостероидов.
Лечение предусматривало подкожное введение 210 мг тезепелумаба каждые 4 нед в течение 52 нед. Основными конечными точками были изменения эндоскопического индекса полипов и выраженности заложенности носа; вторичными — потребность в хирургии и системных ГКС, изменения оценки качества жизни (опросник SNOT-22), обоняния и данных компьютерной томографии (шкала Лунда—Маккея).
Результаты исследования продемонстрировали высокую эффективность тезепелумаба. Начиная уже со 2—4-й недели лечения у пациентов наблюдалось клинически значимое улучшение симптомов. Снижение потребности в хирургическом вмешательстве составило 98%, в системных ГКС — 89%. Значимо улучшалась оценка по опроснику SNOT-22 (разница с плацебо — 27,26 балла). Отдельно было подчеркнуто восстановление обоняния и уменьшение выраженности назальной обструкции. Эффект отмечался как у пациентов с бронхиальной астмой, так и без нее. Тезепелумаб продемонстрировал сопоставимый с плацебо профиль безопасности. Пациенты хорошо переносили лечение препаратом на протяжении всего периода наблюдения.
В процессе обсуждения эксперты в целом отметили перспективы применения тезепелумаба как терапевтической опции при ПРС, независимо от наличия бронхиальной астмы и/или предшествующего хирургического вмешательства, что позволяет рассматривать этот препарат в качестве первого этапа терапии больных с тяжелым течением ПРС.
С учетом результатов клинического исследования WAYPOINT, которые продемонстрировали широкий механизм действия тезепелумаба, эффективность препарата при различных эндотипах воспаления и благоприятный профиль безопасности, препарат может использоваться как средство для достижения ремиссии у пациентов с неконтролируемым течением ПРС как без предыдущей биологической терапии, так и в случае недостаточной эффективности применения других биологических препаратов.
Таким образом, тезепелумаб, обладая уникальным механизмом действия, направленным на ключевой эпителиальный цитокин — ТСЛП, представляет собой инновационный этап в развитии биологической терапии ПРС. В представленных результатах клинического исследования WAYPOINT получены доказательства клинической эффективности препарата тезепелумаб, применение которого обеспечивает быстрое улучшение симптомов, снижение потребности в хирургическом вмешательстве и системных ГКС, а также восстановление качества жизни пациентов.
Помощь в организации. Экспертный совет был проведен при поддержке ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз».
Assistance in the organization. The expert council was held with the support of OOO «AstraZeneka Pharmaceuticals».
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.