Дупилумаб является моноклональным антителом, эффективно применяемым для терапии рецидивирующего полипозного риносинусита (ПРС), особенно в случаях, устойчивых к традиционным методам лечения. Механизм действия дупилумаба направлен на блокирование интерлейкина (IL)-4 и IL-13, что ведет к снижению воспалительной реакции и уменьшению размеров полипов.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценить эффективность использования препарата моноклонального антитела дупилумаб в терапии рецидивирующего ПРС тяжелого течения без бронхиальной астмы.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ
В исследование были включены 52 пациента с ПРС тяжелого течения без сопутствующей бронхиальной астмы, раннее перенесшие одно и более хирургических вмешательств по удалению полипов полости носа и околоносовых пазух. Все пациенты получали препарат, содержащий дупилумаб, на протяжении 6 мес, в виде подкожной инъекции (300 мг) 1 раз в течение 14 сут. Эффективность терапии оценивали на основании динамики результатов эндоскопической картины (шкала Lund—Kennedy, LKS), компьютерной томографии (шкала Lund—Mackay, LMS), данных субъективных опросников SNOT-22, NOSE и визуальной аналоговой шкалы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
На фоне терапии дупилумабом у пациентов отмечен регресс основных симптомов ПРС (улучшение обоняния и вкуса, уменьшение ощущения боли/давления в области лица, насморка, стекания слизи по задней стенке глотки, заложенности носа). Средняя оценка по SNOT-22 исходно составляла 57,8±8,5 балла, через 6 мес после начала лечения — 18,9±7,7 балла (p<0,001); по ВАШ — 8,5±1,0 и 2,3±0,9 балла соответственно (p<0,001), по NOSE — 82,5±1,8 и 17,5±1,3 балла; по LMS, — 19,0±2,7 и 4,8±1,4 балла; по LKS — 9,2±1,3 и 2,7±0,9 балла. Средний уровень общего IgE в сыворотке крови снизился с 150,4±89,2 до 126,3±101,3 МЕ/мл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Продемонстрирована значительная эффективность дупилумаба в лечении пациентов с ПРС тяжелого течения без сопутствующей бронхиальной астмы, которая выражается в существенном уменьшении размера полипов полости носа и околоносовых пазух, улучшении носового дыхания, снижении выраженности симптомов ПРС, а также повышении качества жизни пациентов. Эта молекула обладает хорошим профилем безопасности, что делает ее перспективным средством биологической терапии для пациентов с тяжелыми формами ПРС без сопутствующей бронхиальной астмы.