Введение
Ухудшение здоровья детей и подростков является одной из актуальных проблем современной медицины и профилактики [1]. Важный показатель физического здоровья детей и подростков — характеристика их адаптационных возможностей [2, 3]. Факторы среды, негативно влияющие на адаптационные возможности современных детей, многочисленны и подробно изучены. В их числе: избыточная информационная и учебная нагрузка, увлечение гаджетами и интернет-зависимость, снижение двигательной активности, экологическая обстановка и др. Адаптация организма к изменяющимся условиям внешней среды обеспечивается в основном состоянием сердечно-сосудистой системы [4]. При напряжении механизмов адаптации нарушаются показатели процессов регуляции физиологических функций, при неудовлетворительной адаптации добавляются проявления астенизации и снижения функционального резерва, но при этом считается, что динамический баланс между организмом и окружающей средой еще не нарушен, а при нарушении способен к быстрому восстановлению. Таким образом, оценка адаптационного потенциала является прогностической функцией на донозологическом этапе диагностики. Срыв адаптации свидетельствует о нарушении гомеостаза даже в состоянии покоя [5]. Стойкое отклонение от норм гемодинамических показателей у детей и подростков ассоциировано с нарушением гомеостаза. В настоящее время опубликовано много работ об увеличении распространенности повышенного уровня артериального давления (АД), тахикардии у детей и подростков [6—8]. Известно, что в большинстве случаев повышенный уровень АД в детском и подростковом возрасте приводит к развитию и прогрессированию гипертонической болезни у взрослых людей. В связи с одновременным ростом частоты ожирения и детской гипертензии (АГ) в течение последнего десятилетия во всем мире наметилась тенденция роста количества случаев сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний [9—12]. К факторам риска повышенного уровня АД у современных детей и подростков отнесены мужской пол, избыточная масса тела, частое употребление фастфуда, низкий уровень образования матери и др. [13].
Цель исследования — выявить особенности гемодинамических показателей у современных школьников, определить тенденции динамики показателей на основе анализа ретроспективных данных.
Материалы и методы
Оценка показателей физического развития современных школьников проведена по результатам обследования 891 обучающегося в общеобразовательной организации Новосибирска. Возрастные группы — от 7 до 17 лет. Распределение по полу в выборке было следующим: 405 мальчиков и 485 девочек. Всего детей в каждой возрастной группе было не менее 49, за исключением групп 7 лет (n=33)и 17 лет (n=21). Родители детей и подростки, входящие в группу исследования, давали информированное добровольное согласие на участие в исследовании (Протокол заседания локального независимого Этического комитета №4 от 16.05.2025). Для проведения антропометрических измерений использовалось стандартное оборудование: электронный ростомер, электронные весы медицинские. Рост измеряли стоя, вес тела измеряли без обуви и одежды. Для измерения уровня АД использовали автоматический тонометр. Уровень АД измеряли в положении сидя, на правой руке после 5-минутного отдыха, трижды. Для анализа рассчитывали среднее арифметическое из трех последовательных измерений систолического (САД) и диастолического (ДАД) АД. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) регистрировали и вносили в протокол исследования. Соответствие полученных данных нормам оценивали в соответствии с российскими рекомендациями по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте [14]. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения проведена на основании данных о росте, массе тела, возрасте ребенка, а также данных об уровнях САД, ДАД и ЧСС. Адаптационный потенциал рассчитывали по формуле Р.М. Баевского [15].
В целях сравнения гемодинамических показателей у современных школьников с аналогичными у их сверстников, проживавших ранее (25 и 50 лет назад), использовали результаты исследований и базы данных Научно-исследовательского института гигиены (Новосибирск), полученные при проведении медицинских осмотров в 1976, 1997—2001 гг.
Ретроспективные данные представлены средними величинами (M) с указанием ошибки среднего (m) [16]. Ретроспективные данные представляли собой выборку антропометрических, физиометрических и гемодинамических показателей школьников Новосибирска в возрасте 7—17 лет (n=4599).
Статистический анализ проведен с использованием электронных таблиц Excel, пакета Statistica 10.0. Сравнение показателей выполнено с помощью t-критерия Стьюдента. Критический уровень значимости нулевой статистической гипотезы (p) принимали равным 0,05.
Результаты
В исследовании 2023—2025 гг. гемодинамические показатели (САД, ДАД, ЧСС) оценивали у новосибирских школьников согласно методике измерения в покое. На основе полученных данных, а также антропометрических показателей рассчитан адаптационный потенциал. Для проведения статистического анализа получены описательные статистики основных показателей, при проверке на нормальность распределения определено, что по всем показателям внутри половозрастных групп распределение является нормальным (критерий Колмогорова—Смирнова, p>0,05). Средние величины изучаемых показателей у мальчиков и девочек соответствовали возрастным нормам, при этом у 8,5% детей уровень САД был повышенным, с максимальными показателями в возрастных группах 12, 16 лет, у 20,7% детей — пониженным. Повышенный уровень ДАД зафиксирован у небольшой доли детей (3,9%), ЧСС выше возрастной нормы зарегистрирована у 22,8% обследованных (табл. 1).
Таблица 1. Доля детей с показателями артериального давления и частоты сердечных сокращений, отличающимися от возрастных нормативных значений (%)
Возраст (годы) | Всего человек | Доля детей (%) | ||||
с высоким САД | с низким САД | с высоким ДАД | с низким ДАД | с высокой ЧСС | ||
7 | 33 | 0,0 | 24,2 | 0,0 | 33,3 | 3,0 |
8 | 49 | 2,0 | 20,4 | 0,0 | 26,5 | 4,1 |
9 | 54 | 0,0 | 16,7 | 1,9 | 33,3 | 13,0 |
10 | 49 | 4,1 | 28,6 | 0,0 | 24,5 | 24,5 |
11 | 89 | 11,2 | 15,7 | 9,0 | 6,7 | 11,2 |
12 | 129 | 13,2 | 13,2 | 5,4 | 8,5 | 18,6 |
13 | 112 | 9,8 | 28,6 | 8,0 | 33,9 | 26,8 |
14 | 166 | 4,8 | 19,9 | 1,8 | 25,9 | 39,2 |
15 | 97 | 12,4 | 23,7 | 6,2 | 28,9 | 30,9 |
16 | 92 | 14,1 | 20,7 | 1,1 | 35,9 | 16,3 |
17 | 21 | 9,5 | 28,6 | 0,0 | 42,9 | 33,3 |
Итого | 891 | 8,5 | 20,8 | 3,9 | 24,9 | 22,8 |
Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: САД — систолическое артериальное давление; ДАД — диастолическое артериальное давление; ЧСС — частота сердечных сокращений.
Для гемодинамических показателей школьников, проживающих в Новосибирске в разные периоды, характерны некоторые тенденции. Так, у мальчиков, проживающих в настоящее время, значение ЧСС статистически значимо превышает ЧСС у мальчиков в 1976 г. в возрасте 13 и 14 лет, средние величины ЧСС составили 87,5—89,43 и 83,3—83,5 уд/мин соответственно (t=2,1 и 2,8, p<0,05). В остальных возрастных группах различий между показателями ЧСС не отмечено. В целом следует отметить, что тенденция к росту значений АД у мальчиков по сравнению с 1976 г. наблюдается во всех возрастных группах, кроме 16 и 17 лет. Статистически значимая разница в увеличенных показателях САД и ДАД выявлена у современных мальчиков 11—14 лет и составляет 6—12 мм рт.ст. для САД, 4—11 мм рт.ст. для ДАД. Статистически значимые различия отмечены в уровнях САД у 9-летних мальчиков и ДАД у 15-летних (табл. 2).
Таблица 2. Сравнение средних величин гемодинамических показателей у мальчиков, проживающих в Новосибирске, в разные периоды наблюдения
Возраст (годы) | Год | ЧСС | САД | ДАД | ||||||
M | ±m | t-критерий, p<0,05 (1976/2025) | M | ±m | t-критерий, p<0,05 (1976/2025) | M | ±m | t-критерий, p<0,05 (1976/2025) | ||
7 | 1976 | 92,90 | 0,92 | –1,92 | 95,10 | 0,92 | 1,9 | 55,90 | 1,05 | 1,7 |
1997—2001 | 84,50 | 1,40 | 93,50 | 1,30 | 54,70 | 1,20 | ||||
2023—2025 | 86,85 | 3,01 | 100,38 | 2,62 | 60,69 | 2,65 | ||||
8 | 1976 | 91,30 | 0,99 | –0,93 | 98,30 | 1,00 | 1,0 | 59,50 | 1,10 | 1,8 |
1997—2001 | 86,40 | 0,60 | 94,90 | 0,70 | 56,80 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 89,30 | 1,90 | 100,95 | 2,34 | 62,50 | 1,22 | ||||
9 | 1976 | 88,70 | 0,96 | –0,8 | 99,80 | 1,20 | 2,5 | 61,30 | 0,85 | 1,4 |
1997—2001 | 83,70 | 2,50 | 97,50 | 0,60 | 57,20 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 90,88 | 2,54 | 104,65 | 1,48 | 63,41 | 1,28 | ||||
10 | 1976 | 86,20 | 0,93 | –0,24 | 102,50 | 1,10 | 1,2 | 62,40 | 1,21 | 0,4 |
1997—2001 | 81,10 | 0,50 | 100,30 | 0,60 | 60,00 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 85,59 | 2,34 | 104,73 | 1,41 | 63,18 | 1,68 | ||||
11 | 1976 | 84,80 | 1,10 | –0,1 | 100,70 | 1,10 | 6,0 | 61,30 | 0,98 | 6,5 |
1997—2001 | 80,50 | 0,50 | 93,10 | 0,50 | 59,70 | 0,40 | ||||
2023—2025 | 84,60 | 1,56 | 112,60 | 1,64 | 72,12 | 1,35 | ||||
12 | 1976 | 82,90 | 0,87 | 1,4 | 101,60 | 0,98 | 3,9 | 61,20 | 0,96 | 4,9 |
1997—2001 | 80,50 | 0,60 | 93,60 | 0,70 | 61,40 | 0,40 | ||||
2023—2025 | 83,73 | 2,25 | 109,80 | 1,85 | 69,18 | 1,31 | ||||
13 | 1976 | 83,30 | 0,88 | 2,1 | 107,10 | 1,22 | 6,1 | 65,60 | 1,00 | 3,6 |
1997—2001 | 80,40 | 0,60 | 95,90 | 0,70 | 62,20 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 87,54 | 1,82 | 119,17 | 1,58 | 71,29 | 1,24 | ||||
14 | 1976 | 83,50 | 0,89 | 2,8 | 110,70 | 1,08 | 3,3 | 64,50 | 0,99 | 4,8 |
1997—2001 | 78,60 | 0,70 | 97,00 | 0,90 | 62,90 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 89,43 | 1,89 | 116,21 | 1,29 | 71,15 | 0,99 | ||||
15 | 1976 | 81,30 | 0,90 | 1,1 | 113,80 | 1,10 | 1,6 | 68,00 | 0,99 | 2,5 |
1997—2001 | 78,30 | 0,70 | 102,50 | 1,00 | 65,00 | 0,60 | ||||
2023—2025 | 83,52 | 1,77 | 117,14 | 1,84 | 71,64 | 1,08 | ||||
16 | 1976 | 79,70 | 1,10 | –1,5 | 118,80 | 1,20 | 1,7 | 72,80 | 1,02 | –1,4 |
1997—2001 | 75,00 | 0,70 | 105,00 | 1,00 | 67,80 | 0,70 | ||||
2023—2025 | 76,29 | 1,91 | 122,68 | 1,98 | 70,16 | 1,62 | ||||
17 | 1976 | 81,20 | 1,40 | –1,6 | 118,90 | 1,10 | –0,1 | 73,30 | 1,00 | –1,4 |
1997—2001 | 75,20 | 0,90 | 107,90 | 1,10 | 67,90 | 0,80 | ||||
2023—2025 | 73,25 | 4,77 | 118,58 | 2,86 | 70,50 | 1,79 |
Для современных школьниц во всех возрастах, кроме 16 лет, характерны более высокие показатели ЧСС, чем у их сверстниц в 1976 г. Статистически значимые различия отмечались в показателях подростков 13, 14, 15, 17 лет. В этих возрастных группах среднее значение ЧСС составляет 88—95 уд/мин по сравнению с 84—85 уд/мин у их сверстниц в 1976 г. (t>2, p<0,05). Как и для мальчиков, для современных девочек характерны более высокие значения САД и ДАД (на 4—6 мм рт.ст.) не только в подростковом возрасте, но и в возрасте 7—8 лет (p<0,05). У современных девочек 15 лет отмечен более высокий уровень ДАД, чем у их сверстниц в 1976 г. при одинаковых уровнях САД (табл. 3).
Таблица 3. Сравнение средних величин гемодинамических показателей у девочек, проживающих в Новосибирске в разные периоды наблюдения
Возраст (годы) | Год | ЧСС | САД | ДАД | ||||||
M | ±m | t-критерий (1976/2025) | M | ±m | t-критерий (1976/2025) | M | ±m | t-критерий (1976/2025) | ||
7 | 1976 | 92,20 | 0,93 | 0,2 | 96,20 | 0,92 | 2,6 | 57,20 | 1,05 | 2,8 |
1997—2001 | 86,40 | 1,60 | 92,00 | 1,30 | 56,10 | 1,20 | ||||
2023—2025 | 91,80 | 2,37 | 101,35 | 1,79 | 62,15 | 1,39 | ||||
8 | 1976 | 89,90 | 1,04 | 1,2 | 98,50 | 1,00 | 2,1 | 58,90 | 1,10 | 2,3 |
1997—2001 | 86,90 | 0,60 | 94,10 | 0,70 | 57,10 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 92,31 | 1,71 | 103,34 | 2,05 | 63,34 | 1,55 | ||||
9 | 1976 | 89,40 | 1,32 | 1,6 | 102,50 | 1,20 | –1,3 | 61,10 | 0,85 | 0,2 |
1997—2001 | 85,80 | 0,60 | 96,40 | 0,60 | 56,80 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 93,55 | 2,32 | 99,35 | 2,20 | 61,40 | 1,47 | ||||
10 | 1976 | 88,50 | 1,33 | 1,9 | 102,40 | 1,10 | 1,2 | 63,20 | 1,21 | 1,1 |
1997—2001 | 84,10 | 0,50 | 98,90 | 0,60 | 59,30 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 94,74 | 2,97 | 105,41 | 2,31 | 65,19 | 1,32 | ||||
11 | 1976 | 87,00 | 0,90 | 1,8 | 102,40 | 1,10 | 2,9 | 61,80 | 0,98 | 4,0 |
1997—2001 | 81,80 | 0,50 | 96,00 | 0,50 | 59,90 | 0,40 | ||||
2023—2025 | 90,74 | 1,84 | 108,00 | 1,60 | 67,79 | 1,15 | ||||
12 | 1976 | 85,70 | 0,94 | 1,8 | 105,60 | 0,98 | 2,8 | 63,70 | 0,96 | 3,4 |
1997—2001 | 83,20 | 0,60 | 93,70 | 0,70 | 60,90 | 0,40 | ||||
2023—2025 | 89,13 | 1,71 | 109,89 | 1,21 | 68,21 | 0,94 | ||||
13 | 1976 | 84,40 | 0,84 | 2,3 | 108,20 | 1,22 | 2,8 | 65,60 | 1,00 | 5,2 |
1997—2001 | 82,30 | 0,60 | 98,50 | 0,70 | 63,40 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 88,13 | 1,38 | 113,38 | 1,36 | 73,61 | 1,16 | ||||
14 | 1976 | 84,10 | 0,87 | 3,0 | 108,70 | 1,08 | 3,8 | 69,40 | 0,99 | 1,2 |
1997—2001 | 79,90 | 0,60 | 99,10 | 0,90 | 64,90 | 0,50 | ||||
2023—2025 | 89,88 | 1,71 | 114,31 | 1,02 | 71,02 | 0,85 | ||||
15 | 1976 | 82,60 | 0,87 | 4,5 | 112,60 | 1,10 | 0,1 | 70,60 | 0,99 | 2,1 |
1997—2001 | 78,80 | 0,60 | 100,80 | 1,00 | 66,40 | 0,60 | ||||
2023—2025 | 95,01 | 2,62 | 112,71 | 1,81 | 74,26 | 1,48 | ||||
16 | 1976 | 82,50 | 0,80 | –2,3 | 113,60 | 1,20 | 0,5 | 71,60 | 1,02 | –0,9 |
1997—2001 | 78,30 | 0,60 | 101,40 | 1,00 | 66,80 | 0,70 | ||||
2023—2025 | 77,78 | 1,87 | 114,44 | 1,34 | 70,17 | 1,14 | ||||
17 | 1976 | 81,00 | 0,88 | 1,4 | 113,90 | 1,10 | 0,7 | 72,20 | 1,00 | 0,6 |
1997—2001 | 77,30 | 0,70 | 103,30 | 1,10 | 65,50 | 0,80 | ||||
2023—2025 | 90,00 | 6,18 | 117,78 | 5,41 | 73,89 | 2,76 |
Сравнение гемодинамических показателей в зависимости от пола показало, что у девочек показатель ЧСС выше, чем у мальчиков, практически во всех возрастных группах, однако статистически значимые различия характерны только для периода исследований 2023—2025 гг. и не во всех возрастных группах (10, 11, 15, 17 лет). Показатели САД статистически незначимо различаются у представителей разных полов, однако статистически значимые различия выявлены в возрастных группах 13 и 16 лет: у мальчиков уровень САД выше, чем у девочек (t-критерий 2,8 и 3,4 соответственно, p<0,05). Статистически значимых различий по полу в показателях ДАД не выявлено.
При оценке адаптационного потенциала установлено, что для большинства современных детей (94,4%) характерно напряжение механизмов адаптации, доля таких детей в разных возрастных группах колеблется от 66,7% среди 7-летних детей до 100% среди 11-летних. Доли детей с удовлетворительной и неудовлетворительной адаптацией находятся примерно на одном уровне: 3 и 2,7% соответственно. Установлено, что начиная с 11-летнего возраста детей с удовлетворительной адаптацией в выборке практически не было или их доля была незначительной (1,2—1,5%). При анализе распределения детей по характеру адаптации в разных возрастных группах не установлены различия по полу, тенденция увеличения с возрастом числа детей с напряжением механизмов адаптации и неудовлетворительной адаптацией характерна как для мальчиков, так и для девочек (табл. 4).
Таблица 4. Распределение новосибирских школьников, обследованных в 2023—2025 гг., в зависимости от величины показателя адаптационного потенциала
Возраст (годы) | Пол | Всего (n) | Адаптация | |||||
удовлетворительная | напряжение механизмов | неудовлетворительная | ||||||
n | % | n | % | n | % | |||
7 | м | 13 | 4 | 30,77 | 9 | 69,23 | 0 | 0,00 |
ж | 20 | 6 | 30,00 | 13 | 65,00 | 0 | 0,00 | |
Всего | 33 | 10 | 30,30 | 22 | 66,67 | 0 | 0,00 | |
8 | м | 20 | 3 | 15,00 | 17 | 85,00 | 0 | 0,00 |
ж | 29 | 3 | 10,34 | 26 | 89,66 | 0 | 0,00 | |
Всего | 49 | 6 | 12,24 | 43 | 87,76 | 0 | 0,00 | |
9 | м | 34 | 3 | 8,82 | 30 | 88,24 | 1 | 2,94 |
ж | 20 | 1 | 5,00 | 19 | 95,00 | 0 | 0,00 | |
Всего | 54 | 4 | 7,41 | 49 | 90,74 | 1 | 1,85 | |
10 | м | 22 | 0 | 0,00 | 22 | 100,00 | 0 | 0,00 |
ж | 27 | 3 | 11,11 | 24 | 88,89 | 0 | 0,00 | |
Всего | 49 | 3 | 6,12 | 46 | 93,88 | 0 | 0,00 | |
11 | м | 42 | 0 | 0,00 | 42 | 100,00 | 0 | 0,00 |
ж | 47 | 0 | 0,00 | 47 | 100,00 | 0 | 0,00 | |
Всего | 89 | 0 | 0,00 | 89 | 100,00 | 0 | 0,00 | |
12 | м | 49 | 2 | 4,08 | 49 | 100,00 | 0 | 0,00 |
ж | 80 | 0 | 0,00 | 76 | 95,00 | 2 | 2,50 | |
Всего | 129 | 2 | 1,55 | 125 | 96,90 | 2 | 1,55 | |
13 | м | 48 | 0 | 0,00 | 47 | 97,92 | 1 | 2,08 |
ж | 64 | 0 | 0,00 | 64 | 100,00 | 0 | 0,00 | |
Всего | 112 | 0 | 0,00 | 111 | 99,11 | 1 | 0,89 | |
14 | м | 68 | 1 | 1,47 | 62 | 91,18 | 5 | 7,35 |
ж | 98 | 1 | 1,02 | 94 | 95,92 | 4 | 4,08 | |
Всего | 166 | 2 | 1,20 | 156 | 93,98 | 9 | 5,42 | |
15 | м | 59 | 0 | 0,00 | 56 | 94,92 | 3 | 5,08 |
ж | 38 | 0 | 0,00 | 34 | 89,47 | 4 | 10,53 | |
Всего | 97 | 0 | 0,00 | 90 | 92,78 | 7 | 7,22 | |
16 | м | 38 | 0 | 0,00 | 36 | 94,74 | 2 | 5,26 |
ж | 54 | 0 | 0,00 | 53 | 98,15 | 1 | 1,85 | |
Всего | 92 | 0 | 0,00 | 89 | 96,74 | 3 | 3,26 | |
17 | м | 12 | 0 | 0,00 | 12 | 100,00 | 0 | 0,00 |
ж | 9 | 0 | 0,00 | 8 | 88,89 | 1 | 11,11 | |
Всего | 21 | 0 | 0,00 | 20 | 95,24 | 1 | 4,76 | |
Итого | м | 405 | 13 | 3,21 | 382 | 94,32 | 12 | 2,96 |
Итого | ж | 486 | 14 | 2,88 | 458 | 94,43 | 12 | 2,47 |
По данным Новосибирского НИИ гигиены, в 1997—2001 гг. в Новосибирске проводилось обследование школьников 7—17 лет по показателям адаптационного потенциала, всего за этот период обследовано 2167 мальчиков и 2432 девочки. У подавляющего большинства школьников (93,7%) адаптационный потенциал находился на приемлемом уровне, напряжение механизмов адаптации установлено только у 6,3% детей, при этом детей с неудовлетворительной адаптацией не было ни в одной возрастной группе. С возрастом доля детей с удовлетворительной адаптацией равномерно уменьшалась — со 100% среди 7-летних детей до 85,3% среди 17-летних. Соответственно с взрослением происходило увеличение доли детей с напряжением механизмов адаптации (3,5% у 8-летних детей и 14,7% у 17-летних). Отмечается, что девочек с напряжением механизмов адаптации было больше, чем мальчиков (7,03 и 5,4% соответственно), однако различия не являются значимыми (p>0,05).
Имеющиеся данные позволили сравнить современных школьников и их сверстников, проживающих в Новосибирске в 1997—2001 гг., по характеру адаптационного потенциала. В среднем по всем возрастам детей с удовлетворительной адаптацией на сегодняшний день только 3%, тогда как 24 года назад таких детей было около 94%, ситуация по числу детей с напряжением механизмов адаптации противоположная — 94,4% современных детей и 6,3% детей в сравниваемый период. В прошлый период обследования детей с неудовлетворительной адаптацией не было вообще, тогда как на настоящий момент таких выявлено 2,7%. Анализ возрастной структуры показал, что для обоих сравниваемых периодов характерно увеличение с возрастом доли детей с напряжением механизмов адаптации и, соответственно, со снижением доли детей с удовлетворительной адаптацией. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что на протяжении 24 лет наблюдается тенденция значительного ухудшения адаптационных возможностей детей.
Обсуждение
При оценке половозрастных особенностей показателей АД при исследовании подростков 15—17 лет, проживающих в городской и сельской местности Тюменской области, установлено, что с возрастом у подростков отмечен тренд увеличения значений САД и ДАД — как у юношей, так и у девушек. При этом для юношей характерны более высокие показатели АД, чем для девушек [17], что согласуется с результатами данного исследования. В исследовании, направленном на изучение возрастных изменений показателей АД у детей, также показана статистическая значимость различий в показателях у подростков в зависимости от пола. Отмечено, что у мальчиков начиная с 14 лет более высокие показатели САД, чем у девочек, что обусловлено закономерностями развития [18]. При исследовании шестиклассников, проживающих в Луганске, установлено, что среднее значение ЧСС у детей 11 лет превышает физиологическую норму, при этом у мальчиков оно составляет 92,08 уд/мин, у девочек выше — 99,1 уд/мин, у 56% мальчиков выявлено напряжение механизмов адаптации, у девочек в среднем отмечалась удовлетворительная адаптация [19]. При сравнении средних показателей АД у детей в 1999 г. и современных детей в Республике Чувашия с полученными нами результатами можно сделаеть вывод, что во второй группе сравнения более высокие показатели АД — как САД (максимальная разница 13 мм рт.ст.), так и ДАД (максимальная разница 15 мм рт.ст.). В подростковом возрасте увеличение показателей АД больше, чем в младшем школьном возрасте, как у мальчиков, так и у девочек [20].
Заключение
Установлено, что для современных детей, проживающих в Новосибирске, характерны более высокие показатели частоты сердечных сокращений, чем у их сверстников в 1976 г., при этом статистически значимые различия выявлены в возрасте 13, 14 лет, а для девочек — еще и в 15, 17 лет. Определено, что уровни систолического и диастолического артериального давления у современных детей 11—14 лет и девочек 7—8 лет выше, чем у их сверстников в 1976 г. Анализ выявил некоторые особенности гемодинамических показателей в зависимости от пола. Так, для девочек характерны более высокие показатели частоты сердечных сокращений, а для мальчиков и подростков 13, 16 лет — более высокие показатели систолического артериального давления. Проведенный анализ свидетельствует о значительном ухудшении здоровья современных школьников. Так, если в 1976 г. среди выборки новосибирских школьников большинство были с удовлетворительной адаптацией (94%), то в 2023—2025 гг. — большинство детей с напряжением механизмов адаптации (94,4%). С возрастом отмечается увеличение доли школьников с напряжением механизмов адаптации и уменьшение — с удовлетворительной адаптацией, и это характерно для обоих сравниваемых периодов.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Зубцовская Н.А.; сбор и обработка материала — Зубцовская Н.А.; статистический анализ данных — Зубцовская Н.А.; написание текста — Зубцовская Н.А., Сорокина А.В.; научное редактирование текста — Новикова И.И.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Author contributions: study design — Zubtsovskaya N.A.; data collection/analysis — Zubtsovskaya N.A.; manuscript writing — Zubtsovskaya N.A., Sorokina A.V.; scientific editing — Novikova I.I.