Адамян Л.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Сибирская Е.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы»;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Пивазян Л.Г.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России

Закарян А.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Эффективность инвазивных и неинвазивных методов лечения цервикальной интраэпителиальной неоплазии

Авторы:

Адамян Л.В., Сибирская Е.В., Пивазян Л.Г., Закарян А.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2023;29(1): 104‑108

Прочитано: 1869 раз


Как цитировать:

Адамян Л.В., Сибирская Е.В., Пивазян Л.Г., Закарян А.А. Эффективность инвазивных и неинвазивных методов лечения цервикальной интраэпителиальной неоплазии. Проблемы репродукции. 2023;29(1):104‑108.
Adamyan LV, Sibirskaya EV, Pivazyan LG, Zakaryan AA. Efficiency of invasive and non-invasive methods of therapy for cervical intraepithelial neoplasia. Russian Journal of Human Reproduction. 2023;29(1):104‑108. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro202329011104

Рекомендуем статьи по данной теме:
Срав­ни­тель­ная оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ме­то­дов фо­то­те­ра­пии они­хо­ми­ко­зов. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(3):313-318

Введение

Рак шейки матки является одним из наиболее часто встречающихся видов рака у женщин во всем мире: ежегодно регистрируется около 570 тыс. новых случаев и 311 тыс. смертей [1]. Несмотря на многочисленные успехи, достигнутые в диагностике и лечении этого вида рака, последние данные указывают на то, что заболеваемость и смертность от рака шейки матки выше в странах с низким уровнем дохода и в развивающихся странах с ограниченными возможностями диагностики и лечения (в основном в Африке и Латинской Америке) [2, 3].

Цервикальная интраэпителиальная неоплазия (cervical intraepithelial neoplasia — CIN) представляет собой предраковое поражение шейки матки, по гистологическим признакам разделенное на CIN1, CIN2 и CIN3. Как эти предраковые поражения, так и рак in situ связаны с вирусом папилломы человека (ВПЧ) [4]. Согласно отчету Международного агентства по изучению рака (IARC) за 2018 г. [5], в Перу онкогенные типы ВПЧ (16 и 18) обнаружены у 6,6% пациентов с нормальной цитологией, у 27,3% с CIN1, у 53,1% с CIN2—3 и у 65,9% с раком in situ. Ранняя диагностика и лечение данных предраковых состояний помогает уменьшить естественное прогрессирование поражений в рак шейки матки.

Мониторинг гистологических поражений CIN2 и CIN3 становится фундаментальной задачей общественного здравоохранения, учитывая, что 31% из них развивается в рак в течение следующих 30 лет [4].

Согласно современным рекомендациям, варианты лечения CIN включают как инвазивные, так и неинвазивные методы, такие как лазерная хирургия, диатермокоагуляция, криотерапия, петлевая электрохирургическая эксцизия (LEEP/LLETZ), конизация холодным ножом (CKC), а также такие стандартные методы, как лучевая терапия и химиотерапия [6].

Несмотря на положительное влияние этих методов на лечение CIN, существует несколько серьезных опасений по поводу побочных эффектов, связанных с их рутинным использованием. Таким образом, по мнению исследователей, мировому медицинскому сообществу следует продолжать поиск альтернативных методов лечения CIN [7].

Материал и методы

Проведен поиск литературы в трех базах данных: PubMed, Embase и Cochrane Library. В данный обзор включены только систематические обзоры и метаанализы, опубликованные с 2017 по 2022 г.

Результаты

Всего выявлено 57 систематических обзоров и метаанализов по различным методам лечения CIN, которые включают как хирургические, так и нехирургические методы. После анализа этих статей 4 из них включены в данный обзор.

Сравнение термальной коагуляции и криотерапии, применяемых для лечения предраковых поражений шейки матки в странах с низким и средним уровнем дохода

Термальная коагуляция набирает популярность в лечении CIN в странах с низким и средним уровнем дохода (LMIC) из-за недоступности газа и высоких затрат на криотерапию. Бремя рака шейки матки ощутимо затрагивает страны с низким и средним уровнем дохода, на которые приходится 85% его случаев [1]. Скрининговые программы направлены на предотвращение рака шейки матки путем своевременного лечения предраковых поражений. В условиях ограниченных ресурсов Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует скрининговую программу «Смотри и лечи», в рамках которой женщин обследуют и лечат за одно посещение с помощью процедуры криотерапии [8].

Систематический обзор, выполненный M. de Fouw и соавт. (2019), направлен на сравнение эффективности термальной коагуляции и криотерапии с акцентом на страны с низким и средним уровнем дохода, поскольку устойчивость скрининговых программ в этих странах ухудшается из-за практических и технических проблем, связанных с криотерапией. Согласно сделанным выводам, как криотерапия, так и термальная коагуляция являются эффективными методами лечения CIN в зависимости от доли выздоровления: 90,1—92,8% для VIA-положительных поражений (проба с уксусной кислотой), 91,4—93,8% для CIN1 и 82,6—91,6% для CIN2 и CIN3 [9].

Полученные данные свидетельствуют о разнице в эффективности лечения очагов CIN2 и CIN3 в пользу термальной коагуляции. Однако при сравнении эффективности обоих методов лечения только в странах с низким и средним уровнем дохода доля выздоровления была одинаковой: 82,6% для криотерапии и 82,4% для термальной коагуляции.

При обоих методах лечения переносимость была хорошей без рутинного использования местной анестезии, и оба метода лечения, как сообщается, были безопасными. Таким образом, методы лечения следует выбирать на основе имеющихся местных ресурсов в странах с низким и средним уровнем дохода для достижения высокого охвата прямым лечением при однократном посещении.

Эффективность и безопасность криотерапии, конизации холодным ножом или термокоагуляции по сравнению с LEEP в качестве терапии цервикальной интраэпителиальной неоплазии

Рак шейки матки является четвертым по распространенности видом рака и четвертой по значимости причиной смерти женщин во всем мире [1].

Плоскоклеточное внутриэпителиальное поражение шейки матки (также известное как CIN) представляет собой предраковое состояние, то есть диспластические изменения шейки матки, которые, если их не лечить и не контролировать, могут прогрессировать в рак шейки матки [7].

Для лечения предраковых поражений шейки матки могут быть эффективны как абляционные методы (криотерапия шейки матки, лазерная абляция), так и эксцизионные методы (процедура петлевой электрохирургической эксцизии — LEEP, конизация холодным ножом — CKC).

В соответствии с рекомендациями ВОЗ в клиническом руководстве, опубликованном в 2016 г. [10], криотерапия рекомендуется для пациенток с поражениями CIN2+. Если пациенту не подходит абляционная терапия, рекомендуется использование LEEP. Однако процедуры эксцизии и абляции могут быть связаны с неблагоприятными исходами.

В систематическом обзоре Y. Hurtado-Roca и соавт. (2020) оценены эффективность и безопасность лечения CIN с помощью криотерапии или CKC по сравнению с LEEP. Метаанализ показал, что использование CKC снижает риск остаточного заболевания по сравнению с LEEP. При этом применение криотерапии увеличивает риск рецидива заболевания и инфицирования, однако снижает риск незначительного кровотечения по сравнению с лечением LEEP [4].

В систематическом обзоре, выполненном P. Martin-Hirsch и соавт. (2010), показано, что частота рецидивов заболевания (≥6 мес после лечения) может быть ниже после лечения CIN с помощью LEEP по сравнению с криотерапией (ОР 0,32; 95% ДИ 0,13—0,78) [11].

В систематический обзор Y. Hurtado-Roca и соавт. (2020) [4] включено исследование M. Follen Mitchell (1998) [12], в котором обнаружена почти удвоенная частота рецидивов заболевания при использовании криотерапии по сравнению с LEEP. Таким образом, данные этого систематического обзора согласуются с данными о повышенном риске рецидива заболевания при использовании криотерапии по сравнению с LEEP.

Аналогичным образом P. D’Alessandro и соавт. (2018) опубликовали систематический обзор, в котором оценивается лечение CIN с помощью LEEP и криотерапии [13]. Результаты этого исследования показали более низкий риск рецидива заболевания у пациенток, получавших LEEP, по сравнению с пациентками, получавшими криотерапию (ОР 0,87; 95% ДИ 0,76—0,99).

Эффективность фотодинамической терапии у женщин с CIN1, CIN2, CIN3 и плоскоклеточным раком шейки матки ранней стадии

CIN и рак шейки матки представляют серьезную проблему для мирового медицинского сообщества, поскольку частота этой патологии увеличивается с каждым годом, особенно у молодых женщин. В случае неэффективности различных существующих методов лечения, предлагаемых клиническими рекомендациями (лазерная хирургия, диатермокоагуляция, криотерапия, петлевая электрохирургическая эксцизия (LEEP/LLETZ), конизация холодным ножом (CKC), лучевая терапия и химиотерапия), рассматривается гистерэктомия, что неприемлемо для молодых пациенток, желающих забеременеть позже в течение своей жизни.

Фотодинамическая терапия (ФДТ) — это неинвазивный метод, в котором используется лекарство, предназначенное для разрушения раковых и диспластических клеток после фотоактивации светом определенной длины волны. Применение ФДТ в гинекологии очень перспективно, поскольку она считается консервативным методом лечения, сохраняет репродуктивный потенциал женщины, позволяет проводить амбулаторное лечение, вызывает минимальные побочные эффекты, не требующие немедленной коррекции, и не мешает повседневной жизни женщины.

В систематическом обзоре A. Unanyan и соавт. (2021) обнаружено, что ФДТ как вариант лечения CIN1, CIN2, CIN3 и рака шейки матки оказывается более эффективным методом по сравнению с плацебо [7]. Этот метод имеет много преимуществ, однако он до сих пор не используется рутинно в клинической практике и не одобрен медицинским сообществом из-за споров, существующих вокруг его эффективности.

Эффективность ФДТ при CIN и раке шейки матки продемонстрирована при внутривенном введении фотосенсибилизатора. Например, получены отличные результаты, приведенные в публикации Y. Istomin и соавт. (2010): полная регрессия достигнута у 23 (95,83%) из 24 пациенток с CIN2 и у 81 (92,05%) из 88 пациенток с CIN3 [14]. В публикации Y. Park и соавт. (2016), в которой описано использование внутривенного введения фотосенсибилизатора, также продемонстрированы многообещающие результаты: у 18 (95%) из 19 пациенток с CIN2, CIN3 и у 2 (67%) из 3 пациенток с раком in situ (CIS) наблюдалась полная ремиссия [15].

Ограничения исследования

Несмотря на благоприятные результаты, приведенные в данном обзоре, есть некоторые ограничения, которые могут повлиять на эти результаты. Во-первых, в процессе отбора публикаций отмечено, что в некоторых исследованиях отдано предпочтение внутривенному введению фотосенсибилизатора, а не его местному применению. Действительно, у такого способа введения многообещающие результаты в виде полной элиминации раковых или предраковых клеток и сохранения нормального эпителия в течение продолжительного периода времени.

Во-вторых, статьи, включенные в обзор, различаются продолжительностью периода наблюдения, в течение которого пациентки были обследованы на наличие любых признаков аномального эпителия шейки матки.

В-третьих, в нескольких исследованиях обнаружено следующее: необходимо было устранить дисплазию шейки матки, чтобы некоторые пациентки без улучшения после первого курса ФДТ получали такие курсы повторно до исчезновения признаков CIN1, CIN2 и CIN3.

Наконец, среди клинических испытаний, включенных в данный обзор, есть исследования с неравным количеством пациентов в контрольной и лечебной группах (обычно в контрольную группу входило меньше пациентов, чем в лечебную группу). Авторы данного систематического обзора считают, что группы должны быть однородными и сопоставимыми, чтобы можно было получить надежные результаты [7].

Заключение

На основании данного обзора литературы можно сделать следующие выводы. Термальная коагуляция является многообещающей альтернативой криотерапии с сопоставимыми показателями выздоровления, способной повысить устойчивость скрининговых программ в странах с низким и средним уровнем дохода.

Использование CKC было бы лучшим вариантом по сравнению с LEEP у пациентов с CIN с точки зрения остаточной болезни, но, с другой стороны, использование LEEP было бы лучшим вариантом по сравнению с криотерапией с точки зрения рецидива и послеоперационных инфекций.

Фотодинамическая терапия как альтернативный способ может быть эффективным и рациональным подходом к лечению CIN. Тем не менее необходимо долгосрочное наблюдение и больше данных, чтобы в этом убедиться.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Адамян Л.В., Сибирская Е.В.

Сбор и обработка материала — Закарян А.А.

Написание текста — Закарян А.А., Пивазян Л.Г.

Редактирование — Адамян Л.В., Сибирская Е.В., Пивазян Л.Г.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Bray F, Ferlay J, Soerjomataram I, Siegel R, Torre L, Jemal A. Global cancer statistics 2018: GLOBOCAN estimates of incidence and mortality worldwide for 36 cancers in 185 countries. CA: A Cancer Journal for Clinicians. 2018;68(6):394-424.  https://doi.org/10.3322/caac.21492
  2. Sung H, Ferlay J, Siegel R, Laversanne M, Soerjomataram I, Jemal A, Bray F. Global Cancer Statistics 2020: GLOBOCAN Estimates of Incidence and Mortality Worldwide for 36 Cancers in 185 Countries. CA: A Cancer Journal for Clinicians. 2021;71(3):209-249.  https://doi.org/10.3322/caac.21660
  3. Arbyn M, Weiderpass E, Bruni L, de Sanjosé S, Saraiya M, Ferlay J, Bray F. Estimates of incidence and mortality of cervical cancer in 2018: A worldwide analysis. The Lancet Global Health. 2020;8(2): 191-203.  https://doi.org/10.1016/s2214-109x(19)30482-6
  4. Hurtado-Roca Y, Becerra-Chauca N, Malca M. Efficacy and safety of cryotherapy, cold cone or thermocoagulation compared to LEEP as a therapy for cervical intraepithelial neoplasia: Systematic review. Revista De Saúde Pública. 2020;54:27.  https://doi.org/10.11606/s1518-8787.2020054001750
  5. ICO/IARC Information Centre on HPV and Cancer. Human Papillomavirus and Related Cancers. Fact Sheet; 2018.
  6. WHO Guidelines for Treatment of Cervical Intraepithelial Neoplasia 2-3 and Adenocarcinoma in situ: Cryotherapy, Large Loop Excision of the Transformation Zone, and Cold Knife Conization. World Health Organization, Geneva; 2014.
  7. Unanyan A, Pivazyan L, Davydova J, Murvatova K, Khrapkova A, Movsisyan R, Ishchenko A, Ishchenko A. Efficacy of photodynamic therapy in women with HSIL, LSIL and early stage squamous cervical cancer: A systematic review and meta-analysis. Photodiagnosis and Photodynamic Therapy. 2021;36:102530. https://doi.org/10.1016/j.pdpdt.2021.102530
  8. WHO Guidelines for Screening and Treatment of Precancerous Lesions for Cervical Cancer Prevention. Geneva: World Health Organization; 2013.
  9. De Fouw M, Oosting RM, Rutgrink A, Dekkers OM, Peters AAW, Beltman JJ. A systematic review and meta‐analysis of thermal coagulation compared with cryotherapy to treat precancerous cervical lesions in low‐ and middle‐income countries. International Journal of Gynecology and Obstetrics. 2019;147(1):4-18.  https://doi.org/10.1002/ijgo.12904
  10. Santesso N, Mustafa RA, Schünemann HJ, Arbyn M, Blumenthal PD, Cain J, Chirenje M, Denny L, De Vuyst H, Eckert LO, Forhan SE, Franco EL, Gage JC, Garcia F, Herrero R, Jeronimo J, Lu ER, Luciani S, Quek SC, Sankaranarayanan R, Tsu V, Broutet N; Guideline Support Group. World Health Organization Guidelines for treatment of cervical intraepithelial neoplasia 2-3 and screen-and-treat strategies to prevent cervical cancer. International Journal of Gynecology and Obstetrics. 2015;132(3):252-258.  https://doi.org/10.1016/j.ijgo.2015.07.038
  11. Martin-Hirsch PP, Paraskevaidis E, Bryant A, Dickinson HO, Keep SL. Surgery for cervical intraepithelial neoplasia. Cochrane Database of Systematic Reviews. 2010;6:CD001318. https://doi.org/10.1002/14651858.cd001318.pub2
  12. Follen Mitchell M. A randomized clinical trial of cryotherapy, laser vaporization, and loop electrosurgical excision for treatment of squamous intraepithelial lesions of the cervix. Obstetrics and Gynecology. 1998;92(5):737-744.  https://doi.org/10.1016/s0029-7844(98)00246-4
  13. D’Alessandro P, Arduino B, Borgo M, Saccone G, Venturella R, Di Cello A, Zullo F. Loop electrosurgical excision procedure versus cryotherapy in the treatment of cervical intraepithelialneoplasia: A systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials. Gynecology and Minimally Invasive Therapy. 2018;7(4): 145-151.  https://doi.org/10.4103/gmit.gmit_56_18
  14. Istomin YP, Lapzevich TP, Chalau VN, Shliakhtsin SV, Trukhachova TV. Photodynamic therapy of cervical intraepithelial neoplasia grades II and III with Photolon. Photodiagnosis and Photodynamic Therapy. 2010;7(3):144-151.  https://doi.org/10.1016/j.pdpdt.2010.06.005
  15. Park Y, Park C. Clinical efficacy of photodynamic therapy. Obstetrics and Gynecology Science. 2016;59(6):479.  https://doi.org/10.5468/ogs.2016.59.6.479

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.