Гипертензивные состояния относятся к наиболее сложным и нерешенным проблемам современного акушерства. Частота этой патологии довольно высока (от 12 до 40%) и не имеет тенденции к снижению. Отрицательное влияние гипертензивных нарушений на состояние здоровья беременной, перинатальную заболеваемость и смертность в настоящее время общепризнано [1]. В связи с этим проблема охраны здоровья матери и ребенка при гипертензивных состояниях требует интенсификации научных исследований, направленных на совершенствование оценки риска развития гипертензии при беременности, установление роли иммунных механизмов в генезе преэклампсии, разработку методов ее профилактики и лечения.
За последние 10 лет было экспериментально доказано, что в организме здоровых людей постоянно присутствуют аутоантитела к различным компонентам клеток собственного организма. Их синтез поддерживается в определенных границах, необходимых для выполнения регуляторных функций, а их гиперпродукция или гипопродукция может вести к развитию тех или иных патологических состояний [2, 3].
Продукция и секреция естественных аутоантител разной специфичности регулируется уровнем синтеза и распада соответствующих антигенных компонентов клеток нашего тела по принципу обратных связей. Подобные количественные изменения молекулярного состава неизбежно находят свое отражение в изменениях продукции и сывороточного содержания тех или иных аутоантител. Последнее можно рассматривать как маркерный признак, лежащий в основе многих болезней. Оценив содержание в крови аутоантител, направленных к тем или иным антигенам клеток сердца, мозга, печени, почек и т.д., мы получаем возможность судить о функциональном состоянии соответствующих органов и организма в целом. Причем стойкие изменения аутоантител возникают в доклиническом периоде, когда есть возможность устранить эти нарушения. Таким образом, выявление маркерных изменений в системе естественных аутоантител позволяет создать профилактический подход к патологии, направленный на предотвращение угрозы развития болезни [3].
С точки зрения иммунологии репродукции, большой интерес представляют изменения со стороны естественных аутоантител, ответственных за процессы эмбриогенеза. В исследованиях разных авторов была установлена группа эмбриоцидных материнских аутоантител, способных нарушать развитие беременности. Сегодня активно изучается роль естественных аутоантител в формировании гипертензии беременных. Исследована взаимосвязь возникновения преэклампсии и уровня аутоантител к кардиолипину, β2-гликопротеину, ангиотензину, ДНК, фосфатидилсерину, протромбину, ангиотензину II, к белкам S-100 и т.д. [4—12].
В доступной нам литературе мы не обнаружили данных о наиболее информативных аутоантителах в отношении как патогенеза, так и прогноза гипертензивных состояний у беременных. Отсутствуют данные об использовании специального комплекса
аутоантител для оценки риска возникновения этой патологии.
В этой связи целью работы явилась оценка прогностической значимости некоторых регуляторных аутоантител в генезе возникновения гипертензивных состояний беременных.
Материал и методы
В ходе работы были обследованы 270 женщин. Для выявления иммунологических маркеров гипертензии, вызванной беременностью, нами были обследованы 120 женщин с гипертензивными состояниями, вызванными настоящей беременностью в сроки гестации более 20 нед (первая основная группа). Контрольную группу составили 50 беременных в эти же сроки гестации с нормально протекающей беременностью без гипертензивных нарушений. Для клинико-экспериментальной проверки полученных нами данных следующим этапом работы было изучение иммунологических параметров у 100 беременных женщин в сроки гестации до 16 нед беременности (вторая основная группа) и сопоставление их с клиническим течением гестационного процесса в последующем.
У всех пациенток проводили сбор общего и акушерского анамнеза по общепринятым критериям. Выявлялось наличие перенесенных заболеваний, исследовалась репродуктивная функция, исходы предыдущих беременностей, характер и осложнения предыдущих беременностей. У беременных также оценивалось наличие или отсутствие факторов риска развития преэклампсии, в частности, возраст, паритет, гипертензивные нарушения при предшествующих беременностях, ожирение, отягощенный семейный анамнез по гипертензии, многоплодие, экстрагенитальные заболевания.
Кроме того, у всех женщин с помощью твердофазного иммуноферментного анализа (метод и набор реагентов ЭЛИ-П-Комплекс-12 регистрационное удостоверение №29/25050504/6345-04 от 21.05.04) определяли общую иммунологическую реактивность организма беременных и сывороточное содержание аутоантител класса IgG, связывающихся со следующими антигенами [2, 3]:
1. Хорионический гонадотропин человека (чХГ; пептидный гормон, необходимый для регуляции формирования плаценты).
2. Двуспиральная ДНК (компонент ядерных клеток; ее избыток в циркуляции указывает на активацию процессов апоптоза и индуцирует выработку анти-ДНК антител).
3. β2-гликопротеин (В-2QP, главный фосфолипидсвязывающий белок сыворотки).
4. Ревматоидный фактор (антитела к Fc-фрагменту иммуноглобулинов. Повышение его синтеза сопровождает повышение синтеза/распада любых антител).
5. Коллаген (основной белок соединительной ткани).
6. S-100 (белок, участвующий в регуляции и упорядочении процессов апоптоза, а на более поздних этапах развития плода — в регуляции миграции нейробластов головного и спинного мозга и их функциональной дифференцировке).
7. Мембранный антиген сперматозоидов SPR-06 (белковый антиген, общий для сперматозоидов и клеток предстательной железы. Избыток антител к нему может вести к снижению фертильности).
8. Антиген мембран тромбоцитов TrM-03 (белковый антиген, избыток антител к которому может сопровождаться изменениями свертывающей способности крови в виде гипер- и гипокоагуляции).
9. Антиген эндотелия сосудов АNCA (избыток антител к нему является характерным признаком васкулитов разного генеза и разной локализации).
10. Инсулин (специфический антиген поджелудочной железы, избыток антител к которому характерен для беременных с гестационным диабетом, лиц группы риска развития диабета и больных инсулинзависимым сахарным диабетом 1-го типа).
11. Тиреоглобулин (специфический антиген клеток щитовидной железы, избыток антител к которому характерен для больных тиреоидитами разного генеза).
12. Антиген почек KiM-05 (специфический антиген мембран клеток почек, избыток антител к которому характерен для больных с различными заболеваниями почек).
Необходимо отметить, что уровень аутоантител у здоровых женщин как до, так и во время беременности находится в диапазоне от –20 до +10.
Цифровые данные, полученные при исследовании, обрабатывались методами вариационной статистики с вычислением средней арифметической исследуемой выборки (М), минимального (min) и максимального (max) значения ряда. Для оценки различий между сравниваемыми группами использовался непараметрический критерий Уайта (W-критерий).
Результаты и обсуждение
На основании анализа анамнестических данных установлено, что возраст пациенток первой основной группы колебался от 18 до 40 лет. Средний возраст составил 28,5 года, причем 12,5% обследованных были в возрасте старше 35 лет, 87,5% пациенток находились в возрастном диапазоне от 18 до 35 лет. Первобеременных было 70,8%, повторнобеременных — 29,2%, многоплодная беременность отмечалась в 6,7% случаев. Изучение акушерского и гинекологического анамнеза показало, что у 14,2% беременных отмечалось первичное и у 10% — вторичное бесплодие, отягощенный акушерский анамнез (антенатальная гибель плода, неразвивающаяся беременность, гипертензивные расстройства, отслойка плаценты, задержка развития плода) имел место у 74,2% среди повторнобеременных. Изучение соматического статуса выявило высокую частоту сопутствующей патологии: ожирение различной степени тяжести (индекс массы тела >35 кг/м2) — 21,6%, заболевания почек и мочевыделительных путей — 9,2%, гипертоническая болезнь и сердечно-сосудистая патология — 6,7%, эндокринные заболевания — 8,3%, хронический холецистит — 4,2%. Отягощенный семейный анамнез по гипертензивным расстройствам был установлен в 17,5% случаев. Таким образом, подавляющее большинство женщин были первобеременными и каждая вторая (50%) из них имела отягощенный соматический статус, что позволило отнести их к группе повышенного риска развития гипертензивных состояний при беременности.
Согласно международной классификации МКБ-10, обследованные женщины с гипертензивными состояниями были разделены на две подгруппы: с гестационной гипертензией — 58 (48,3%) пациенток — 1-я подгруппа и с преэклампсией средней и тяжелой степени — 62 (51,7 %) — 2-я подгруппа.
На основании проведенных исследований была изучена по ЭЛИП-тесту общая иммунологическая реактивность организма. Оказалось, что нормальное состояние иммунного статуса наблюдалось у 31,6% пациенток, иммуноактивация — у 17,5%, иммуносупрессия — у 50,9%.
Анализ изменений в сывороточном содержании аутоантител показал, что у 22 (18,3%) пациенток параметры иммунограммы находились в пределах нормы, у 98 (81,7%) имели место нарушения в уровне различных аутоантител.
При гестационной гипертензии и преэклампсии наблюдалось патологическое увеличение уровня антител к В-2QP, S-100, ANCA и инсулину, причем статистически достоверными оказались различия только в уровне антител к В-2QP, S-100, ANCA. Уровень других антител практически не менялся и не отличался от показателей контрольной группы (табл. 1, 2).
Следует отметить, что изолированное повышение одного показателя иммунограммы наблюдалось у 15% пациенток, двух факторов — у 32%, трех и более — у 54%.
Выявлена прямая зависимость между степенью тяжести гипертензивных состояний и содержанием аутоантител (табл. 3).
Таким образом, нами было выдвинуто предположение о возможной прогностической значимости выявленных аутоантител — В-2QP, S-100, ANCA — в развитии гипертензивных нарушений во время беременности.
С целью клинико-экспериментальной проверки полученных данных мы изучили иммунограммы 100 беременных в I триместре (до 16 нед). Анализ полученных данных показал, что в группу риска гипертензивных состояний по иммунологическим параметрам вошли 16 беременных. Частота патологического изменения аутоантител была следующей: к β2-гликопротеину — у 12 беременных, к ANCA — у 11, к S-100 — у 10. Мы проследили течение и исходы беременности у женщин этой группы для подтверждения или опровержения нашего иммунологического прогноза. Оказалось, что из 16 беременных женщин у 13 (81,2%) гестационный период осложнился гипертензивными расстройствами: гестационной гипертензией — у 8 пациенток, преэклампсией средней степени тяжести — у 4, преэклампсией тяжелой степени — у 1.
Выполненный в нашей работе анализ некоторых клинико-иммунологических показателей у обследуемых женщин позволил получить принципиально новую информацию, важную как для понимания роли иммунной системы в обеспечении нормального гестационного процесса, так и для выработки рекомендаций по выявлению риска развития гипертензивных состояний у беременных. Патологические изменения сывороточного содержания ряда естественных аутоантител имеют прямое отношение к механизмам развития этой патологии. Иными словами, результаты нашей работы служат еще одним подтверждением иммунопатологической составляющей теории развития гипертензивных расстройств при беременности [6, 11, 12]. Раннее выявление прогностических иммунологических маркеров позволит уже в I триместре беременности выделить среди беременных группу риска по развитию гипертензии. Дальнейшее углубленное обследование этих женщин даст возможность начать профилактику гипертензивных расстройств с начала беременности и вести мониторинг системы гемостаза, состояния плода и улучшить исходы беременности.
Выводы
1. Доклиническими иммунологическими маркерами гестационной гипертензии и преэклампсии является патологическое изменение уровня аутоантител к В-2QP, S-100 и ANCA.
2. Количественная величина уровня аутоантител напрямую зависит от степени тяжести гипертензивных расстройств.
3. Иммунологический прогноз по ЭЛИП-тесту подтверждается клинически в 81,2% случаев, что свидетельствует об участии иммунных механизмов в генезе гипертензивных нарушений при беременности.