Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Жукова О.В.

ГБУЗ Москвы «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения Москвы»;
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России

Гаджимурадова К.М.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Гаджимурадов М.Н.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Алиева С.Н.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Особенности региональной популяции врожденного буллезного эпидермолиза и подходы к организации профилактики

Авторы:

Жукова О.В., Гаджимурадова К.М., Гаджимурадов М.Н., Алиева С.Н.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1041 раз


Как цитировать:

Жукова О.В., Гаджимурадова К.М., Гаджимурадов М.Н., Алиева С.Н. Особенности региональной популяции врожденного буллезного эпидермолиза и подходы к организации профилактики. Клиническая дерматология и венерология. 2022;21(1):51‑57.
Zhukova OV, Gadzhimuradova KM, Gadzhimuradov MN, Alieva SN. Regional population patterns of congenital epidermolysis bullosa and prevention approaches. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2022;21(1):51‑57. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma20222101151

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­гия M. geni­talium-ин­фек­ции. Что из­вес­тно?. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(2):143-152

Врожденный буллезный эпидермолиз (БЭ) — редкое орфанное заболевание, обусловленное генетическими мутациями, ассоциированными с дефектами структурных белков кожи на интрадермальном или дермоэпидермальном уровне [1, 2].

В зависимости от уровня образования пузыря в коже различают 4 типа БЭ: простой (ПБЭ), пограничный (ПоБЭ), дистрофический (ДБЭ), синдром Киндлера и более чем 30 подтипов [3, 4]. Кожные проявления представлены при этом генодерматозе пузырями, эрозиями, язвами, атрофией, рубцовой алопецией и аплазией.

В популяциях разных стран и субъектов Российской Федерации распространенность БЭ и удельный вес различных форм существенно различаются, что определяет подходы к его диспансерному наблюдению, профилактике и симптоматической терапии. В большинстве стран, как и в России, в структуре БЭ превалируют простой и дистрофический типы [5, 6].

Диагностируют БЭ на основании клинических проявлений, анализа и лабораторных исследований (генетическое, иммунофлюорисцентное антигенное картирование, трансмиссионная электронная микроскопия) [5–7]. Эта медицинская услуга требует от специалиста высокой степени квалификации и профессиональных компетенций. Так, в России у 25% больных на конец 2016 г. тип БЭ не установлен [5]. В то же время статистический учет БЭ в России не ведется и представить состояние проблемы, изучить актуализированный регистр в каждом ее регионе не представляется возможным. Между тем, по данным ГНЦДК, в Республике Дагестан самая высокая распространенность этого генодерматоза среди субъектов страны [6]. Для организации специализированной медицинской помощи, способной повысить качество жизни и снизить тяжесть течения, необходим актуализированный реестр пациентов [8].

С учетом указанного мы провели исследование популяции больных БЭ.

Цель исследования — эпидемиологический анализ БЭ в Дагестане, определение подходов к его профилактике и динамическому наблюдению.

Материал и методы

В период с 2019 по 2021 г. обследован контингент больных с установленным ранее и предварительным диагнозом БЭ. Разработана анкета — опросник, позволяющий обобщить распределение больных по типам, проследить генеалогию, пол и возраст, установить влияние экзогенных факторов. Работу проводили в очно-дистанционном и дистанционном форматах специалисты Центра ВБЭ ГБУ РД РКВД и клинические ординаторы ДГМУ.

Результаты

По данным первичного звена, на начало 2019 г. в Республике Дагестан значились 146 больных БЭ, причем у 67,1% из них не был установлен тип генодерматоза. На диспансерном учете у участкового (педиатра, дерматолога, терапевта) специалиста не состоят 17,1% из них, а на 6,2% болеющих информация отсутствовала. У всех этих пациентов региональной популяции проведено клинико-лабораторное обследование в 2019–2021 гг. В 14 из 41 района и в 7 из 9 городов республики зарегистрированы больные БЭ. Пациенты структурированы по типам генодерматоза (рис. 1).

Рис. 1. Удельный вес типа буллезного эпидермолиза в 2019–2021 гг.

По состоянию на 2021 г. зарегистрированы 130 пациентов с БЭ. Из них у 64% диагностирован простой тип, у 6% — пограничный, у 28% — дистрофический и у 1% — синдром Киндлера. Удельный вес пациентов с неуточненным типом БЭ составил 1%, в 2019 г. этот показатель составил 67%. В результате обследования популяции БЭ республики значительно сократилась доля больных с недиагностированным типом БЭ и возросла доля с простым (с 20% в 2019 г. до 64% в 2021 г.) и дистрофическим (с 13 до 28%) типами БЭ. В структуру больных БЭ в 2020 и 2021 гг. включены пограничный тип (6%) и синдром Киндлера (1%). Детский и взрослый контингенты больных в 2020 и 2021 гг. представлены на рис. 2.

Рис. 2. Распределение больных буллезным эпидермолизом по возрастным группам.

В республиканский регистр в 2020 г. внесен 81 пациент в возрасте до 17 лет, а в 2021 г. на учете состоят уже 84 больных. В группе взрослого контингента значатся 46 человек.

Изучено распределение пациентов БЭ по административным районам и городам Республики Дагестан. Максимальные абсолютные показатели зафиксированы в Кизлярском районе (n=33), городах Каспийске (n=22) и Махачкале (n=21), Хасавюртовском районе (n=9), г. Кизляр (n=7) и Тарумовском районе (n=5).

В 2020 г. с впервые верифицированным диагнозом зарегистрированы 12 больных БЭ, в 2021 г. — 3 (рис. 3).

Рис. 3. Диагноз буллезного эпидермолиза, установленный пациенту впервые в жизни в 2020 и 2021 гг.

На 1-м году жизни диагноз установлен 2 пациентам в 2020 г. и стольким же в 2021 г. Проведенное обследование в 2020 г. впервые верифицировало БЭ у 8 пациентов в возрасте 1–17 лет и у 2 — в группе взрослых (18 лет и старше).

Форма наследования БЭ определяет подходы к его профилактике. Эти показатели представлены на рис. 4.

Рис. 4. Форма наследования буллезного эпидермолиза в 2020 и 2021 гг.

В 2020 и 2021 гг. насчитывали 70 больных БЭ с аутосомно-доминантным типом наследования патологической мутации. В то же время увеличилось число больных с аутосомно-рецессивной формой наследования с 56 в 2020 г. до 59 в 2021 г. У 1 пациента БЭ тип генодерматоза и форма наследования не верифицированы и не установлены.

Проведен анализ семейного анамнеза среди больных БЭ (рис. 5).

Рис. 5. Состояние родословной пациентов с буллезным эпидермолизом.

Так, 50% родителей больных ДБЭ состоят в родстве. Однако в остальных семьях больных этим типом нет близкородственного брака, что свидетельствует о высокой частоте патогенной мутации в популяции БЭ Дагестана.

При пограничном БЭ 6 больных рождены в близкородственном браке. При простой форме БЭ у 35 больных родители не состоят в родственных отношениях, а у 29 — отмечен родственный брак.

У пациентов с БЭ манифестация пузырных высыпаний на коже и слизистой оболочке отмечается в разном возрасте на фоне травмы [8]. Мы изучили сроки манифестации БЭ в популяции Дагестана (рис. 6).

Рис. 6. Возраст первой манифестации буллезного эпидермолиза.

У всех пациентов исследуемого контингента первые проявления БЭ зарегистрированы в возрасте 0–5 лет, причем в диапазоне 0–2 года у всех больных ПоБЭ, у большинства больных ДБЭ и ПБЭ. В возрасте 3–5 лет отмечены лишь единичные манифестации простого локализованного БЭ Вебера—Коккейна и доминантной формы ДБЭ (см. рис. 6).

На сроки появления буллезных элементов и частоту их рецидивирования влияет комплекс внешних факторов. Мы исследовали воздействия региональных природно-климатических условий на кожные покровы больных БЭ (рис. 7).

Рис. 7. Роль природно-климатических факторов в развитии кожного процесса у больных.

а — ПБЭ, б — ПоБЭ, в — ДБЭ.

Избыточная инсоляция и высокая температура в регионе отрицательно влияют на состояние наружных покровов при всех типах БЭ (исключение — 2 пациента с ПБЭ): 54 респондента с ПБЭ, 5 — с ПоБЭ и 17 — с ДБЭ. Благоприятный эффект на кожный процесс оказывают ванны с травами (ромашка, календула, кора дуба, череда), что отметили 42 больных ПБЭ, 4 — ПоБЭ и 19 — ДБЭ. У большей части пациентов, давших ответ на терапию, морские ванны стабилизируют состояние кожного процесса: у 28 с ПБЭ, у 6 с ПоБЭ и у 9 с ДБЭ.

Подходы к профилактике БЭ

Отмечено обострение процесса у большинства больных в летний период. Обусловлено это высокой температурой воздуха в регионе Дагестана в течение 5 мес. На этом фоне легкие контакты кожных покровов с предметами окружающей среды чреваты обострением процесса эрозивно-язвенными элементами. На этот период нецелесообразно пребывание пациентов в республике. В зависимости от тяжести состояния пациента и, как следствие, его мобильности мы предлагаем различные подходы. Транспортабельным пациентам рекомендованы в летний период санатории северной части страны с прохладным климатом. В то же время погодно-климатические условия высокогорных районов Республики Дагестан с невысокой температурой воздуха также способствуют комфортному пребыванию. Этот подход рекомендуем малотранспортабельному контингенту больных. Нетранспортабельные пациенты должны максимально ограничить в период высоких температур пребывание на воздухе и находиться в помещении с искусственно охлаждаемым воздухом.

Работа по хозяйству в доме и саду, уход за домашними животными (коровы, овцы) также вызывали ухудшение состояния кожных покровов у больных БЭ. Поэтому им рекомендовано ограничить интенсивность работ, связанных с физической нагрузкой.

Уделить внимание необходимо консистенции пищи пациентов с БЭ. Грубая сухая пища травмирует слизистую оболочку полости рта и пищевод. Мы рекомендуем пациентам употреблять жидкие охлажденные блюда. Зубные щетки должны быть из мягких материалов. Одежда и обувь больных БЭ также должны быть из мягких материалов, иметь швы снаружи, что уменьшает травматизацию кожи. Обувь необходимо менять ежедневно, так как при этом уменьшается давление на одни и те же участки кожи. В зимнее время нежелательна чрезмерно теплая обувь, которая перегревает кожу и провоцирует образование новых элементов.

Мы изучили также возможности первичной профилактики БЭ. Так, пациенты с этим заболеванием проживают в районах, расположенных в западной и центральной части Дагестана. Выходцы из этого региона в городах республики в большинстве своем и составляют контингент этих больных.

Необходимы мероприятия по изучению родословной локально проживающих в регионе группы риска, а также выделение семей с патологической мутацией в анамнезе. Им перед вступлением в брак необходимы консультация генетика и ПЦР-исследование патологических мутаций в генах молодоженов. Актуально в условиях высокой распространенности БЭ в Дагестане обследование плода с последующей возможностью прерывания беременности.

Заключение

В Республике Дагестан зарегистрированы пациенты с БЭ 4 типов: простым, пограничным, дистрофическим и синдромом Киндлера. Контингент больных с рецессивно и доминантно наследуемыми мутациями приблизительно одинаков, что также определяет подход к их первичной профилактике. При доминантной форме необходимо тщательное клиническое обследование пациента, а при рецессивной — подробное изучение семейного анамнеза. Основной задачей является предупреждение создания семьи между носителями патологических мутаций. Для этого создан республиканский реестр больных БЭ.

Задачей вторичной профилактики является своевременная верификация БЭ и профилактика инвалидизации. Пациенты с БЭ в родословной либо входящие в контингент группы риска должны находиться под пристальным динамическим наблюдением педиатра и дерматовенеролога до 6–7-летнего возраста, так как к этому времени у всех пациентов с БЭ республики происходит манифестация генодерматоза. Это позволит оказывать адекватную и своевременную медицинскую помощь, избежать тяжелых осложнений.

С учетом того. что Дагестан является южным регионом, и, как следствие, климат там жаркий, востребован комплекс профилактических мероприятий в летний период. Необходимо предложить пациентам с БЭ пребывание в помещении с искусственно охлаждаемым воздухом, создать безопасную окружающую среду, уменьшить (исключить) физическую активность, работу по хозяйству.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: К.М. Гаджимурадова, О.В. Жукова

Сбор и обработка материала: К.М. Гаджимурадова, М.Н. Гаджимурадов, С.Н. Алиева

Статистическая обработка: К.М. Гаджимурадова

Написание текста: К.М. Гаджимурадова

Редактирование: О.В. Жукова

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors’ contributions:

The concept and design of the study: K.M. Gadzhimuradova, O.V. Zhukova

Collecting and interpreting the data: K.M. Gadzhimuradova, M.N. Gadzhimuradov, S.N. Alieva

Statistical analysis: K.M. Gadzhimuradova

Drafting the manuscript: K.M. Gadzhimuradova

Revising the manuscript: O.V. Zhukova

Литература / References:

  1. Schumann H. Epidermolysis bullosa. An update. Hautarzt. 2009;60(8):614-621.  https://doi.org/10.1007/s00105-008-1677-x
  2. Клинические рекомендации. Врожденный буллезный эпидермолиз. Кубанов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Карамова А.Э., Чикин В.В., Альбанова В.И., Мурашкин Н.Н., Мончаковская Е.С. Российское общество дерматовенерологов и косметологов; Союз педиатров России. М. 2020.
  3. Rossi S, Castiglia D, Pisaneschi E, Diociaiuti A, Stracuzzi A, Cesario C, Mariani R, Floriddia G, Zambruno G, Boldrini R, Abeni D, Novelli A, Alaggio R, El Hachem M. Immunofluorescence mapping, electron microscopy and genetics in the diagnosis and sub-classification of inherited epidermolysisbullosa: a single-centre retrospective comparative study of 87 cases with long-term follow-up. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2021;35(4):1007-1016. https://doi.org/10.1111/jdv.17060
  4. Потекаев Н.Н., Жукова О.В., Поршина О.В., Часова Г.К. Клинико-эпидемиологические особенности врожденного буллезного эпидермолиза в Москве. Клиническая дерматология и венерология. 2017;16(6): 83-89.  https://doi.org/10.17116/klinderma201716683-89
  5. Кубанов А.А., Карамова А.Э., Чикин В.В. и др. Эпидемиология и состояние оказания медицинской помощи больным врожденным буллезным эпидермолизом в Российской Федерации. Вестник РАМН. 2018;73(6):420-430.  https://doi.org/10.15690/vramn980
  6. Кубанов А.А., Альбанова В.И., Карамова А.Э., Чикин В.В., Мелехина Л.Е., Богданова Е.В. Распространенность врожденного буллезного эпидермолиза у населения Российской Федерации. Вестник дерматологии и венерологии. 2015;3:21-30. 
  7. Потекаев Н.Н., Демина О.М., Гурская Н.Г., Доля О.В., Поршина О.В., Евтушенко Н.А. Перспективы диагностики врожденного буллезного эпидермолиза. Сборник тезисов14 международного форума дерматовенерологов и косметологов. НАДК. М.: издательство ООО «КСТ Интерфорум»; 2021;65-66. 
  8. Baardman R, Yenamandra VK, Duipmans JC, Pasmooij AMG, Jonkman MF, van den Akker PC, Bolling MC. Novel insights into the epidemiology of epidermolysis bullosa (EB) from the Dutch EB Registry: EB more common than previously assumed? J Eur Acad Dermatol Venereol. 2021; 35(4):995-1006. https://doi.org/10.1111/jdv.17012

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.