ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить частоту встречаемости нутритивной недостаточности (НН) у пациентов с болезнью Альцгеймера (БА) и болезнью Паркинсона (БП), а в случае выявления провести ее коррекцию.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Обследованы 111 пациентов с нейродегенеративными заболеваниями (БА и БП) в возрасте от 50 до 89 лет. Пациенты обследовались дважды: при первом обращении и через 2 мес. На 1-м визите проводились неврологический осмотр, нейропсихологическое обследование, определялся уровень тревоги и депрессии. Нутритивный статус оценивался с помощью опросника Mini Nutritional Assessment (MNA) и индекса массы тела (ИМТ). Для лабораторного подтверждения НН оценивались уровень гемоглобина, альбумина, липидный профиль, мочевина, креатинин. Всем пациентам, имевшим риск НН, были даны рекомендации по коррекции питания. С родственниками больного обсуждалось соблюдение режима питания и поддержание полноценности рациона. С целью терапии НН пациентам в том числе рекомендовалось дополнительное энтеральное питание из расчета 30-35 ккал/кг массы тела для амбулаторных пациентов (суммарно не менее 400 ккал/день) и 1 г белка/кг массы тела/день. С этой целью использовался Фрезубин протеин с индивидуальным подбором от 2 до 6 мерных ложек (12–36 г белка). При наличии дисфагии в зависимости от выраженности нарушения глотания назначалась диета с модифицированной консистенцией: Фрезубин крем 2 ккал, Фрезубин йогурт, Фрезубин сгущенный уровень 2 и Фрезубин сгущенный уровень 1. На 2-м визите (через 2 месяца) пациентам оценивалась эффективность лечения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Среди обследованных больных диагноз БА был установлен у 66 (59,5%) пациентов, БП — у 45 (40,5%). НН/риск НН были выявлены у 31 (28%) пациента. В группе больных с БА, имеющих НН/риск НН, у 15 (62,5%) пациентов имелась НН, у 9 (37,5%) риск НН. Среди пациентов с БП у 3 (42,9%) была выявлена НН, у 4 (57,1%) — риск НН. Пациенты с БА, имеющие среднетяжелую и тяжелую деменцию, чаще имели НН и риск НН (p<0,05). Пациенты с БП на более тяжелой стадии заболевания и с более выраженными двигательными нарушениями чаще имели НН и риск НН (p<0,05). Установлена умеренная корреляционная связь между дисфагией, оральной апраксией, потерей зубов, нарушением жевания и НН/риском НН у пациентов с БА и БП (r=0,3, p<0,001). Повышение концентрации креатинина, снижение альбумина и гемоглобина статистически значимо коррелировали с НН/риском НН (p<0,05). Выявлена статистически значимая связь между депрессией, аффективными нарушениями и НН/риском НН у пациентов с БА и БП (p<0,05). При осмотре пациентов с НН/риском НН на втором визите у всех пациентов повысился ИМТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НН и риск НН встречаются более чем у четверти пациентов с БА и БП. Риск НН возрастает на среднетяжелой и тяжелой стадиях заболеваний. НН более характерна для БА по сравнению с БП. НН/риск НН связаны с наличием депрессии, аффективных нарушений, а также с нарушением жевания, потерей зубов, дисфагией и оральной апраксией. Ранее распознавание рисков НН важно для своевременной коррекции модифицируемых факторов возникновения НН, включающих организацию полноценного питания больного, протезирование зубов, коррекцию схемы терапии основного заболевания, лечение депрессивного эпизода и аффективных нарушений. При выявлении НН необходимо рассчитывать и восполнять энергетические и питьевые потребности пациента, в том числе с включением дополнительного энтерального питания в комплексную стратегию лечения больного.