В последнее время все больше молодых пациентов обращаются к врачам с жалобами на ощущение отсутствия жизненных сил, быструю утомляемость, непереносимость физической нагрузки и на другие проявления астенического синдрома (АС). АС наблюдается практически при всех хронических заболеваниях. АС развивается после перенесенного соматического заболевания или без предшествующих заболеваний. В этом случае пациент может обращаться с проявлениями АС к специалистам различного профиля: неврологу, терапевту, психиатру, эндокринологу, остеопату. При обращении к специалистам первичного звена до 60% пациентов предъявляют жалобы, связанные с АС. К ним относятся повышенная утомляемость, снижение толерантности к умственной и физической работе, колебания настроения, нарушения сна, в том числе связанные с дневной сонливостью, непереносимость различных запахов и яркого света. Эти симптомы в полной мере не исчезают после отдыха, а также не являются проявлениями другого соматического заболевания. Как самостоятельный диагноз астения, согласно МКБ-10, кодируется в рубриках R53 «неспецифическая астения», G93.3 «синдром усталости после вирусной инфекции», F48.0 «неврастения», F48.0 «психастения». Таким образом, классификация отражает отсутствие специфичности проявлений АС.
Основными клиническими проявлениями АС являются повышенная утомляемость, нарушения сна, жалобы на состояние сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, головные боли. Несмотря на субъективность основных проявлений АС и частое отсутствие объективно выявляемого патологического субстрата состояния, степень дискофморта и ограничений функциональной активности у пациентов с АС чрезвычайно высока. Большое число пациентов с клиническими проявлениями АС на приеме врача первичного звена связано со значимостью субъективных симптомов, способных ограничить социальную активность до полной изоляции, снизить трудоспособность и способность выполнять повседневные действия. Даже в случае тяжелого течения и выраженных клинических проявлений АС может оставаться недиагностированным у 20% пациентов из-за неспецифического характера жалоб, в то время как частое сочетание АС с тревожными, депрессивными и другими аффективными расстройствами приводит к тому, что состояние пациента расценивается как функциональное эмоциональное расстройство [1].
Слабость и переутомление могут возникать у здоровых людей, их наличие обычно соответствует интенсивности и продолжительности нагрузки. При АС наблюдается несоответствие между чувством усталости и интенсивностью затраченных усилий, т.е. формируется так называемый патологический порог утомления, когда минимальное психическое или физическое напряжение может вести к тому, что пациент ощущает выраженное истощение и утрачивает способность продолжать деятельность в прежнем ритме и с тем же качеством (феномен непереносимости привычных действий). Триггером может быть выполнение простых бытовых задач, таких как подъем по лестнице, уборка комнаты [2, 3].
АС имеет множество причин, которые можно разделить на физиологические и патологические. Физиологические причины — совокупность нестрессовых факторов внешней среды, действующих с высокой интенсивностью и/или продолжительное время. К патологическим факторам можно отнести инфекционные заболевания, острые и хронические соматические и неврологические расстройства — т.е. все, возникновение чего увеличивает «расход» энергии или требует значительных энергетических затрат в процессе восстановления [4, 5].
Классификация астенических проявлений в зависимости от ведущего этиологического фактора представлена на рисунке.
Классификация астенических проявлений.
Временной критерий отличает физиологическую (защитную) слабость и истощение, которые являются элементами процесса восстановления после стресса или болезни, от патологической астении, которая превратилась из механизма, способствующего выздоровлению, в самостоятельное инвалидизирующее состояние, поскольку астения может быть диагностирована, если жалобы на усталость сохраняются более 1 мес. Этот период либо указывает на неадекватность компенсаторных механизмов, что может потребовать дополнительной коррекции, либо может свидетельствовать о том, что патологический процесс приобрел хронический характер как естественное следствие его прогрессирования. Если жалобы на необъяснимую усталость сохраняются более 6 мес, можно предположить, что у пациента развилась хроническая астения, которую тогда более точно рассматривать как синдромом хронической усталости (СХУ). Принципиально важно различать АС и СХУ, поскольку СХУ — не клинический синдром, а самостоятельная нозологическая патология, обусловленная стойкой дисфункцией иммунных механизмов [4].
Стандартных методов лечения АС не существует. Обычно используются препараты, влияющие на уровень тревоги и депрессии, а из немедикаментозных методов — изменение образа жизни, когнитивно-поведенческая терапия, физиотерапия, закаливание и комплексная лечебная физкультура. Основными целями лечения являются облегчение симптомов АС, улучшение психологического благополучия и восстановление социальных поведенческих функций [5, 6]. При хроническом АС нарушается активность восходящей ретикулярной формации, наблюдается снижение активности холинергических структур, в частности ядра Мейнерта [7]. В связи с этим активация холинергической нейротрансмиссии может способствовать стимуляции процессов нейропластичности. Из лекарственных средств, применяемых при АС, преобладают ноотропы, поливитаминные и минеральные комплексы, антиоксиданты и нейрометаболические препараты [8, 9].
Есть данные о положительном влиянии при коррекции проявлений АС методов рефлексотерапии и психофизиологической саморегуляции. Рефлексотерапия может сочетаться с методами психотерапевтического воздействия, например с аутогенной тренировкой (эффект самовнушения), призванной обеспечить глубокое расслабление мышц, общую релаксацию и снижение эмоционального напряжения. Во время аутогенной тренировки пациент обучается сознательно и последовательно расслаблять определенные группы мышц, а также контролировать частоту и глубину дыхания, что способствует снижению как физического, так и психического напряжения и более эффективному восстановлению [10].
При лечении пациентов с АС привлекает большое внимание препарат Брейнмакс, который относится к группе лекарственных средств, улучшающих метаболизм и энергообеспечение тканей. Брейнмакс — новое лекарственное средство из группы нейропротекторов и антиоксидантов, представляет собой оригинальное высокоактивное соединение с фармакофорными группами, что обеспечивает лучшее связывание с рецепторами. Брейнмакс реализует мультимодальный эффект, позволяющий активировать никотиновые рецепторы ацетилхолина типа α4β2, которые нормализуют процессы пресинаптического и постсинаптического возбуждения холинергических синапсов. При этом ингибирование мускариновых рецепторов М4 приводит к активации ГАМК-А рецепторов типа α2β3γ2, что реализует ноотропный эффект препарата [11—14]. Также Брейнмакс нормализует и восстанавливает баланс между процессами доставки и потребления кислорода клетками, способствуя оптимизации потребления клетками питательных веществ и кислорода. Кроме того, Брейнмакс является корректором энергодефицита и тем самым может быть эффективным для лечения астенических проявлений различного генеза. Несмотря на недолгую историю применения этого средства, уже опубликовано несколько исследований, посвященных коррекции когнитивных и двигательных нарушений у пациентов с расстройствами мозгового кровообращения [15—18]. Таким образом, актуальное исследование направлено на изучение возможностей препарата Брейнмакс в коррекции отдельных проявлений АС различного генеза у молодых пациентов [19].
Цель исследования — изучить влияние применения препарата Брейнмакс на различные проявления АС.
Материал и методы
Проведено исследование применения препарата Брейнмакс на различные проявления АС. В исследовании приняли участие 30 пациентов (12 мужчин и 18 женщин, средний возраст 34,2±7,4 года) с жалобами на утомляемость, нарушения сна, снижение умственной и физической работоспособности. У 40% пациентов имелась головная боль напряжения, у 26,6% — цервикалгия, у 33,4% — синдром утомляемости после перенесенной вирусной болезни.
Критерии включения: наличие жалоб, указывающих на АС; отсутствие острых и хронических соматических и психических заболеваний; способных вызвать астенические проявления.
Критерии невключения: отказ от участия в исследовании; вторичный характер астенических проявлений; указание на непереносимость компонентов препарата Брейнмакс.
Пациентам проведено клинико-неврологическое обследование, исключен вторичный характер формирования астении. Пациенты с головной болью напряжения на первом приеме получали рекомендации по немедикаментозным методам коррекции цефалгического синдрома, ведению дневника головной боли, а также по рациональному использованию нестероидных противовоспалительных средств (НПВС). Пациенты с цервикалгией получали рекомендации по выполнению упражнений для шейного отдела позвоночника, НПВС и миорелаксанты. Пациентам с синдромом утомляемости после перенесенной вирусной болезни проводилась монотерапия препаратом Брейнмакс. Средняя продолжительность жалоб 3,3±1,2 мес. Пациенты проходили тестирование субъективных и объективных показателей самочувствия и работоспособности перед началом приема препарата и через 15 дней после начала приема. Дозировка препарата составляла по 2 капсулы утром в течение 15 дней. Исследовались следующие параметры: выраженность астении по шкале астенического состояния (ШАС), показатели тревоги и депрессии по госпитальной шкале оценки тревоги и депрессии (HADS-A и HADS-D), нарушения сна по шкале Эпворта, показатели внимания и темпа умственной деятельности по результатам выполнения корректурной пробы.
Статистический анализ проведен с использованием программного пакета MS Excel. Использовались параметрические и непараметрические критерии, за достоверные принимали отличия при p<0,05.
Реультаты
До начала приема препарата средний показатель ШАС составлял 56,7±6,9 балла, значения по шкале HADS-A — 7,2±3,8 балла, HADS-D — 4,7±3,2 балла, по шкале Эпворта 7,3±4,9 балла. Результаты выполнения корректурной пробы представлены в таблице.
Результаты выполнения корректурной пробы до приема препарата Брейнмакс
Показатель | ПСВ | ПТР | КУП | УР | ИУ | КВ | ПУКВ | ОЗИ | СП |
До лечения | 4,2±1,1 | 0,75±0,15 | 1051±320 | 3,5±1,1 | 0,86±0,26 | 77,7±11,7 | 218,2±192,4 | 703,8±208,6 | 2,4±0,6 |
После лечения | 4,55±0,96* | 0,85±0,09* | 1172±297* | 4,4±1,6* | 0,88±0,27 | 86,7±9,4* | 298,9±185,1* | 823,4±129,9* | 2,85±0,56* |
Примечание. ПСВ — показатель скорости внимания, ПТР — показатель точности работы, КУП — коэффициент умственной продуктивности, УР — умственная работоспособность, ИУ — индекс утомляемости, КВ — концентрация внимания, ПУКВ — показатель устойчивости концентрации внимания (знаки), ОЗИ — объем зрительной информации, СП — скорость переработки (с); * — отличия статистически значимы по сравнению с исходным уровнем, p<0,05.
Исследование субъективных симптомов после приема препарата выявило следующие показатели: ШАС — 38,5±7,5 балла, HADS-A — 4,4±2,4 балла, HADS-D 2,7±2 балла, шкала Эпворта — 3,7±2,8 балла. После повторного тестирования выявлено уменьшение: выраженности АС по ШАС на 30% (p<0,01), тревоги по HADS-A на 39% (p<0,01), депрессии по HADS-D на 43% (p<0,01), выраженности дневной сонливости на 50% (p<0,01).
Результаты повторного исследования с помощью корректурной пробы представлены в таблице. Выявлено значимое изменение ряда параметров — увеличение: показателя скорости внимания на 6% (p<0,05), показателя точности работы на 12% (p<0,01), коэффициента умственной продуктивности на 10,4% (p<0,05), умственной работоспособности на 21% (p<0,05), объема зрительной информации на 14,6% (p<0,01), скорости переработки на 15,8% (p<0,01), улучшение концентрации внимания на 10,4% (p<0,01), повышение показателя устойчивости концентрации внимания на 27,1% (p<0,01). Таким образом, получены убедительные данные о положительном влиянии курсового приема препарата Брейнмакс на результаты выполнения корректурной пробы.
В ходе исследования нежелательных реакций со стороны препарата отмечено не было.
Заключение
Проявления АС часто наблюдаются у пациентов на приеме у врачей различного профиля. Жалобы, связанные с утомляемостью, нарушениями сна, снижением концентрации внимания, могут носить как вторичный характер, при наличии сопутствующих заболеваний, так и первичный — в результате длительного или чрезмерного воздействия дезадаптирующих факторов. Лечение АС должно быть комплексным и включать как немедикаментозные средства, в том числе физиотерапию и рефлексотерапию, так и медикаментозную коррекцию. В качестве направлений медикаментозной терапии рациональным выглядит применение препарата Брейнмакс, обладающего мультимодальным действием.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.