Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чутко Л.С.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»

Сурушкина С.Ю.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»

Яковенко Е.А.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук

Чередниченко Д.В.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук

Синдром хронической усталости у детей

Авторы:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Чередниченко Д.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1677 раз


Как цитировать:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Чередниченко Д.В. Синдром хронической усталости у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(9):28‑33.
Chutko LS, Surushkina SYu, Yakovenko EA, Cherednichenko DV. Chronic fatigue syndrome in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(9):28‑33. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202412409128

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ас­те­ния в ос­тром пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2025;(3-2):5-10
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при ас­те­ни­чес­ких расстройствах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(3):27-32

Синдром хронической усталости (СХУ) представляет собой сложное мультисистемное заболевание, характеризующееся выраженной утомляемостью, когнитивной и вегетативной дисфункциями, проблемами со сном, недомоганием после любой нагрузки, которое может серьезно снизить качество жизни пациентов [1]. Кроме термина СХУ, в литературе иногда используется определение «миалгический энцефаломиелит» [2, 3].

Эпидемиология и диагностика СХУ

Уровень распространенности СХУ среди взрослого населения составляет от 0,06 до 2,8%, женщины страдают СХУ в 2—4 раза чаще, чем мужчины [4—6]. В МКБ-10 СХУ кодируется как G93.3 («синдром усталости после вирусной инфекции»), в МКБ-11 — как 8E49 («синдром усталости после перенесенной вирусной инфекции»). Длительное время для диагностики СХУ использовались критерии, разработанные K. Fukuda и соавт. [7], согласно которым диагноз СХУ может быть установлен при:

1. Наличии хронической усталости >6 мес или дольше, при условии исключения другого клинического диагноза.

2. Одновременно наличие четырех из следующих симптомов и более:

— существенное снижение кратковременной памяти и внимания, боли в горле;

— болезненность лимфатических узлов;

— мышечная боль, полиартралгии, боль, в области суставов без припухлости и покраснения;

— головные боли различной локализации;

— неосвежающий сон и недомогание после физической нагрузки >24 ч.

При этом авторы критериев указывали, что точная причина СХУ остается неясной, диагноз ставится методом исключения соматической и психиатрической патологии, поэтому считали приемлемой постановку этого диагноза на основании совокупности субъективных симптомов при относительно скудных данных физикального обследования. СХУ характеризуется наличием необъяснимой, стойкой и рецидивирующей хронической усталости, которая не уменьшается после отдыха, что приводит к значительному снижению качества жизни и одновременному возникновению четырех симптомов или более из следующих восьми, которые должны сохраняться в течение 6 мес и более подряд [1, 8]:

1. Ощущение «мозгового тумана», описываемое как нарушение кратковременной памяти или концентрации внимания, достаточно серьезное, чтобы вызвать снижение прежнего уровня личной активности;

2. Боль в горле;

3. Болезненные шейные или подмышечные узлы;

4. Мышечная боль;

5. Многоочаговая боль без отека суставов;

6. Головные боли нового типа, характера или степени тяжести;

7. Неосвежающий сон;

8. Недомогание после нагрузки продолжительностью >24 ч;

9. Повышенная чувствительность к свету и звуку, тошнота;

10. Озноб и ночная потливость;

11. Аллергия или повышенная чувствительность к пище, запахам, химическим веществам или лекарствам.

В последние годы внимание исследователей привлекают особенности СХУ у детей. В связи с отсутствием четких диагностических критериев сложно точно говорить об эпидемиологии СХУ в детском возрасте. Так, признаки СХУ регистрируются у 0,2—2,4% детей и подростков [9—11]. Результаты метаанализа, проведенного E.-J. Lim и соавт. [5], свидетельствуют, что данное расстройство встречается в возрасте младше 18 лет в 0,89% случаев. При этом не зарегистрировано различий встречаемости СХУ у мальчиков и девочек до 13 лет, но в более старшем возрасте это расстройство в 2—3 раза чаще встречается у девочек [12].

Говоря о социальной значимости СХУ в детском возрасте, следует отметить, что данное расстройство является одной из частых причин пропуска занятий в школе. Так, согласно данным E. Crawley и соавт. [13], такие дети отсутствуют в школе >20% учебных дней. Семьи детей с СХУ имеют ощутимые финансовые затраты, включая потерю части дохода и увеличение ежемесячных расходов, связанных с заболеванием [14], а дети с СХУ характеризуются низким уровнем академической успеваемости [11].

Патогенез СХУ

До сих пор нет единого мнения о единственной или множественной причинно-следственной связи развития этого синдрома. Среди основных этиологических факторов рассматриваются вирусные инфекции, нарушения иммунной и нейроэндокринной систем, генетические особенности пациентов [1, 15—18]. Особую роль в патогенез СХУ уделяют нейровоспалению и дисфункции гипоталамо-гипофизарной оси, приводящей к снижению уровня циркулирующего кортизола [19, 20]. Несмотря на многолетнее изучение, СХУ остается заболеванием, этиология и патогенез которого остаются не совсем ясными. Так, J. Overholser и E. Beale в статье «Neurasthenia: Modern Malady or Historical Relic?» [21] ставят вопрос, является ли СХУ отдельным заболеванием или современным вариантом неврастении? Авторы приходят к выводу об общих звеньях патогенеза данных расстройств.

Диагностические критерии СХУ в детском возрасте

Постановка диагноза СХУ в реальной клинической практике является трудной задачей. Для диагностики СХУ у детей используются следующие критерии [22].

Усталость:

— изнурительная постоянная или рецидивирующая усталость в течение как минимум 3 мес, но не на протяжении всей жизни;

— не является результатом продолжающегося напряжения и существенно не облегчается отдыхом;

— постнагрузочные недомогание и/или утомляемость, обычно возникающие с задержкой (например, не менее чем на 24 ч) с медленным восстановлением в течение нескольких дней;

— нет клинических данных о других причинах усталости;

— достаточно высокий уровень жалоб, чтобы вызвать существенное снижение предыдущего уровня профессиональной, образовательной, социальной или личной деятельности.

А также, по крайней мере, один из следующих симптомов сохранялся/рецидивировал в течение 3 мес или более подряд и не предшествовал утомлению:

— нарушение сна, включая неосвежающий сон;

— боли в мышцах;

— боль в суставах;

— головные боли;

— болезненные лимфатические узлы без патологического увеличения;

— боли в горле;

— когнитивная дисфункция;

— общее недомогание или симптомы гриппа;

— головокружение;

— тошнота;

— сердцебиение при отсутствии выявленной патологии сердца;

— повышенная чувствительность к прикосновению/шуму/свету.

Установление диагноза СХУ должно строиться не только на основании позитивной диагностики (соответствие критериям), но и на обязательном проведении негативной диагностики (исключение других состояний, вызывающих астению). Патологические состояния, с которыми проводится дифференциальная диагностика, — онкологические, гематологические, ревматические заболевания, инфекции (в том числе туберкулез, ВИЧ, вирусный гепатит, бактериальные пневмонии), эндокринные нарушения. Кроме этого, длительная астения может быть проявлением постковидного синдрома [1].

К сожалению, до настоящего времени не существует патогномоничных диагностических тестов или специфических биомаркеров СХУ. Стандартные лабораторные тесты включают общий анализ мочи, общий и развернутый клинические анализы крови, биохимический анализ крови (включая тесты на функцию щитовидной железы, мышечные ферменты, такие как креатинкиназа, С-реактивный белок). Рекомендуется проводить тесты на чувствительность к глютену, эндомизиальные антитела, иммуноглобулин A, маркеры ревматических заболеваний, скрининг на лекарства в моче, выявление титров вирусов [22, 23].

Особенности клинических проявлений СХУ в детском возрасте

Следует обратить внимание на отличие клинической картины СХУ в детском возрасте от клинических проявлений данного расстройства у взрослых. Так, подростки с СХУ чаще страдают головными болями по сравнению со взрослыми. При этом у них менее вероятно появление мышечных болей, лимфаденита, тахикардии, головокружения и жалоб на общее недомогание [24]. Дети с СХУ отличаются пониженным, по сравнению с здоровыми сверстниками, уровнем физической активности [25]. В связи с этим данные авторы рекомендуют увеличение физической активности в рамках лечения СХУ. Около 40% детей с СХУ предъявляют жалобы на тошноту, боли в животе и другие жалобы, связанные с приемом пищи [24]. При этом у детей с СХУ достоверно чаще отмечается ожирение [26]. Дети до 12 лет с СХУ реже указывают на проблемы со сном по сравнению со взрослыми, но чаще жалуются на боль в горле [27].

Дети с СХУ характеризуются повышенными уровнями тревоги и депрессии. Зарегистрированы более высокие показатели тревоги и депрессии у подростков с СХУ по сравнению со здоровыми сверстниками [28]. Подростки с СХУ и коморбидными эмоциональными нарушениями характеризуются более выраженным негативным подходом и катастрофизацией при оценке своего заболевания по сравнению с теми, кто страдает изолированными проявлениями СХУ [29].

Необходимо отметить когнитивные нарушения у детей с СХУ. Так, у 80% детей с СХУ отмечаются снижение памяти и внимания [30]. На невнимательность и снижение памяти жалуются 77% младших школьников и 87% подростков с СХУ [24]. Дети с СХУ имеют трудности при поддержании и переключении внимания [31]. Показано, что у 29% детей с СХУ имеются коморбидные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности [32].

Пациенты с СХУ имеют умеренные или значительные нарушения в скорости обработки как простой, так и сложной информации, однако при выполнении тестов на скорость мелкой моторики, словарный запас, мышление статистически значимых различий выявлено не было [33]. Сообщается о сложностях концентрации и устойчивости внимания, вербального запоминания у подростков с СХУ [34]. Эти показатели оказались ниже нормативных значений, однако снижения скорости обработки информации или уменьшения объема рабочей памяти в данном исследовании выявлено не было. Напротив, многие авторы отмечают, что именно снижение скорости обработки информации и объема рабочей памяти характерно для подростков и взрослых с СХУ [24, 35].

Исследования, проведенные с помощью функциональной МРТ, указывают на то, что сильная усталость вызывает активацию более обширной области лобной коры (больше правой) при выполнении одиночных и двойных задач на внимание, и эта чрезмерная нейронная активация может способствовать порочному циклу дальнейшего повышения утомляемости у пациентов с СХУ, так как задействуется больше ресурсов при выполнении задания, чем в контрольной группе [36]. Вышеописанные когнитивные нарушения объясняют трудности в обучении у пациентов с СХУ.

Частыми коморбидными нарушениями при СХУ являются расстройства сна. Подростки часто отмечали, что им трудно просыпаться, после сна они не чувствуют себя отдохнувшими [37]. Также подростки с выраженными проявлениями СХУ отличаются короткой продолжительностью сна [27]. По мнению данных авторов, нарушения сна являются одной из ключевых причин развития СХУ или могут быть одним из важнейших звеньев патогенеза. С другой стороны, показано, что подростки с подтвержденным диагнозом СХУ отличались большей общей продолжительностью сна и более поздним временем пробуждения [38]. При этом у них наблюдался более длительный латентный период начала сна. Кроме того, они проводили больше времени в постели до засыпания. Такие подростки имеют менее высокое качество сна по сравнению со здоровыми сверстниками. Также показано, что подростки с СХУ оставались в постели дольше, чем сверстники [39]. Такие пациенты отличались большим количеством симптомов бессонницы, проблемами с пробуждением и более длительным периодом засыпания по сравнению со здоровыми сверстниками. Кроме того, они страдали от выраженной дневной сонливости. Подростки с СХУ сообщали об увеличении проблем со сном значительно чаще по сравнению со здоровыми сверстниками и подростками, страдающими бронхиальной астмой [40]. Они жаловались на трудности при засыпании, частые ночные пробуждения, а также на выраженную усталость после утреннего пробуждения.

Семейные аспекты СХУ

Изучение семейного анамнеза пациентов с СХУ показало, что почти 15% подростков, матери которых страдали СХУ, сообщили о выраженной утомляемости в течение 6 мес, а у 12% — клиническая картина соответствовала диагностическим критериям данного расстройства [41]. В свою очередь у матерей подростков с СХУ наблюдаются повышенная утомляемость и психологические симптомы, сходные с таковыми у их ребенка, в отличие от отцов. Поразительная разница между отсутствием связи у отцов и очевидной связью у матерей позволяет предположить, что общий симптомокомплекс у матери и ребенка является результатом взаимодействия между генетической уязвимостью и факторами окружающей среды [42]. Так, СХУ у детей встречался в 5 раз чаще, если подобные проявления отмечались у их матерей. В ходе дальнейших исследований не было обнаружено значимой связи между выраженностью СХУ у подростков и утомляемостью у их родителей (как у матерей, так и у отцов) [29].

У матерей детей с СХУ достоверно чаще встречаются расстройства настроения [14]. Было показано, что матери объясняли свои эмоциональные нарушения непониманием со стороны окружающих, семейными проблемами, беспокойством о страданиях своего ребенка. Кроме этого, у матерей подростков с СХУ зарегистрированы высокие показатели тревоги и депрессии во время беременности или до достижения их детьми 6-летнего возраста [24].

Члены семей детей с СХУ характеризовались высоким уровнем дистресса и низким — семейного функционирования [43]. Семьи детей с СХУ отличались более высокими уровнем конфликтов и частотой разводов даже по сравнению с семьями детей, страдающих таким тяжелым заболеванием, как ювенильный артрит [44]. Существует несколько возможных объяснений связи между эмоциональными нарушениями у родителей, семейными проблемами и возникновением СХУ у ребенка. Данная ситуация может отражать как биологическую уязвимость в связи с наследованием эмоциональных нарушений, так и влияние хронической психологической травмы, а также моделирование ребенком поведения родителей.

Лечение детей с СХУ

Патогенетическая терапия СХУ в детском возрасте отсутствует. Важнейшей целью лечения для большинства детей является продолжение образования в условиях школы. Для лечения СХУ в детском возрасте применяется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Показано, что положительные эффекты КПТ у подростков с СХУ сохранялись в течение 2 лет после прекращения лечения [45]. Уровень усталости существенно не меняется, тогда как физическое функционирование и посещение школы улучшались. Авторы отметили, что высокая степень усталости матери предсказывает более низкий результат лечения подростков. Эффективность КПТ в лечении СХУ оказывается более высокой, если она направлена не только на ребенка, но и на его семью [46]. Необходимо отметить, что в настоящее время ряд авторов сомневаются в эффективности применения КПТ в лечении СХУ у детей, что остается предметом дискуссий [47, 48].

Важной частью лечения СХУ является градуированная лечебная физкультура (англ.: Graded Exercise Therapy, GET) [49]. Метод GET специально нацелен на физическую активность, стабилизируя, а затем постепенно систематически увеличивая ее. Первым этапом GET является оценка физического состояния больных, а также определение диапазона и типа упражнений, выполняемых в течение недели. Первоначальные цели упражнений (базовый уровень) должны представлять собой среднее количество ежедневных упражнений, выполняемых в течение недели. По мере достижения этого уровня каждый день в течение 1—2 нед детям рекомендуется постепенно увеличивать физические нагрузки на 10—20% в неделю. Как только дети будут выполнять 30 мин легких упражнений каждый день, интенсивность упражнений увеличится, и они начнут выполнять аэробные упражнения. Для нормализации сна рекомендуется каждое утро вставать в одно и то же время, избегая дневного сна и поддерживая оптимальные условия окружающей среды для сна (температура, освещение, влажность воздуха).

В отечественной клинической практике для лечения астенических расстройств у детей активно применяются ноотропные средства: полипептидные препараты, производные гопантеновой кислоты, деанола ацеглумат, пиритинол, L-карнитин и др. В частности, широкое применение в терапии астении нашел препарат Когитум, представляющий собой синтетический аналог молекулы N-ацетиласпартата (NAA), который необходим для синтеза миелина аксонов нейронов [50]. NAA в головном мозге участвует в регуляции баланса жидкости, является источником ацетата для синтеза липидов и протеидов миелина, вовлечен в процессы образования энергии из глутамата в митохондриях нейронов (в определенных ситуациях). Применение препарата Когитум связано с улучшением памяти за счет высокого уровня NAA в гиппокампе, он выполняет функции нейротрансмиттера метаботропных глутаматных рецепторов, прекурсора для синтеза других нейротрансмиттеров (N-ацетиласпартилглутамат, D-аспартат и др.) [51]. NAA — непосредственный предшественник для ферментативного синтеза специфического нейронального дипептида N-ацетиласпартилглутамата (NAAG), который является неэксайтотоксичной формой нейротрансмиттера глутамата, выполняющего важнейшие репаративные функции в ЦНС [52]. Дефицит NAA и NAAG может являться общим патогенетическим механизмом астении и когнитивных нарушений [52].

Когитум активно применяется в лечении астенических расстройств. Так, применение препарата Когитум по 750 мг/сут на протяжении 21 сут эффективно устраняет симптомы астенического синдрома, одновременно значимо улучшая состояние когнитивных функций [52]. У пациентов с постковидным синдромом, получавших Когитум, отмечены значимая положительная динамика и регресс большинства симптомов постковидного астенического синдрома в сравнении с группой контроля [53]. Была показана высокая эффективность применения препарата Когитум в лечении астенических расстройств посттравматического и постинфекционного характера. В частности, после лечения у 80% пациентов наблюдалось достоверное улучшение в виде повышения точности выполнения пробы Бурдона, а также улучшение запоминания [54]. Улучшение памяти и внимания после применения Когитума отмечено в работах А.В. Горюновой и соавт., М.Ю. Бобыловой [55, 56].

Проведенное нами ранее исследование показало, что применение Когитума приводит к значительному улучшению состояния детей с органической астенией. При оценке состояния после лечения статистически значимое уменьшение проявлений астении было зарегистрировано у 78% детей. Также отмечалось достоверное улучшение внимания, памяти. Результаты электроэнцефалографического исследования после курса лечения показали снижение относительной мощности ЭЭГ в тета- и альфа-диапазонах в передних отделах коры больших полушарий, что свидетельствует об увеличении уровня активации неокортикальных структур. Таким образом, показано, что применение препарата Когитум для лечения органического астенического расстройства приводит не только к уменьшению астении и когнитивных нарушений, но и к улучшению функционального состояния головного мозга [57].

Заключение

СХУ является астенией гетерогенного, преимущественно соматогенного происхождения при очевидном участии стрессорных факторов и особенностей личности пациента. Значительную сложность представляет вопрос определения роли каждого патогенетического фактора у конкретного пациента. Это особенно касается оценки проявлений СХУ в детском возрасте. Вопросы патогенеза, диагностики и особенно лечения СХУ остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Путилина М.В. Астенические расстройства как проявление синдрома хронической усталости. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(8):125-130.  https://doi.org/10.17116/jnevro2021121081125
  2. Nacul L, Authier FJ, Scheibenbogen C, et al. European Network on Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome (EUROMENE): Expert Consensus on the Diagnosis, Service Provision, and Care of People with ME/CFS in Europe. Medicina (Kaunas). 2021;57(5):510.  https://doi.org/10.3390/medicina57050510
  3. Grach SL, Seltzer J, Chon TY, Ganesh R. Diagnosis and Management of Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome. Mayo Clin Proc. 2023;98(10):1544-1551. https://doi.org/10.1016/j.mayocp.2023.07.032
  4. Słomko J, Newton JL, Kujawski S. Prevalence and characteristics of chronic fatigue syndrome/ myalgic encephalomyelitis (CFS/ME) in Poland: a crosssectional study. BMJ Open 2019;9:e023955. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-023955
  5. Lim E-J, Ahn Y-C, Jang E-S, et al. Systematic review and meta-analysis of the prevalence of chronic fatigue syndrome/myalgic encephalomyelitis (CFS/ME). J Transl Med. 2020;18:100. 
  6. Orji N, Campbell JA, Wills K, et al. Prevalence of myalgic encephalomyelitis/chronic fatigue syndrome (ME/CFS) in Australian primary care patients: only part of the story? BMC Public Health. 2022;22(1):1516. https://doi.org/10.1186/s12889-022-13929-9
  7. Fukuda K, Straus SE, Hickie I. The chronic fatigue syndrome: a comprehensive approach to its definition and study. International Chronic Fatigue Syndrome Study Group. Ann Intern Med. 1994;121(12):953-959.  Https://doi.org/10.7326/0003-4819-121-12-199412150-00009
  8. Bested AC, Marshall LM. Review of Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome: An evidence-based approach to diagnosis and management by clinicians. Rev Environ Health. 2015;30:223-249. 
  9. Nijhof SL, Maijer K, Bleijenberg G, et al. Adolescent chronic fatigue syndrome: prevalence, incidence, and morbidity. Pediatrics. 2011;127(5):e1169-1175. https://doi.org/10.1542/peds.2010-1147
  10. Crawley E. The epidemiology of chronic fatigue syndrome/myalgic encephalitis in children. Arch Dis Child. 2014;99(2):171-174.  https://doi.org/10.1136/archdischild-2012-302156
  11. Knight S, Elders S, Rodda J, et al. Epidemiology of paediatric chronic fatigue syndrome in Australia. Arch Dis Child. 2019;104(8):733-738.  https://doi.org/10.1136/archdischild-2018-316450
  12. Collin SM, Norris T, Nuevo R. Chronic fatigue syndrome at Age 16 Years. Pediatrics. 2016;137(2):e20153434. https://doi.org/10.1542/peds.2015-3434
  13. Crawley E, Emond AM, Sterne JA. Unidentified Chronic Fatigue Syndrome/myalgic encephalomyelitis (CFS/ME) is a major cause of school absence: surveillance outcomes from school-based clinics. BMJ Open. 2011;1(2):e000252. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2011-000252
  14. Missen A, Hollingworth W, Eaton N, Crawley E. The financial and psychological impacts on mothers of children with chronic fatigue syndrome (CFS/ME). Child Care Health Dev. 2012;38(4):505-512.  https://doi.org/10.1111/j.1365-2214.2011.01298.x
  15. Huth TK, Eaton-Fitch N, Staines D, Marshall-Gradisnik S. A systematic review of metabolomic dysregulation in Chronic Fatigue Syndrome/Myalgic Encephalomyelitis/Systemic Exertion Intolerance Disease (CFS/ME/SEID). J Transl Med. 2020;18(1):198.  https://doi.org/10.1186/s12967-020-02356-2
  16. Glassford JA. The Neuroinflammatory Etiopathology of Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome (ME/CFS). Front Physiol. 2017;8:88. 
  17. Никитина А.Ю., Левин О.С. Синдром хронической усталости на фоне пандемии COVID-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(10-2):92-98.  https://doi.org/10.17116/jnevro202112110292
  18. Sapra A, Bhandari P. Chronic Fatigue Syndrome. In: StatPearls. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2024;32491608.
  19. Deumer US, Varesi A, Floris V, et al. Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome (ME/CFS): An Overview. J Clin Med. 2021;10(20):4786. https://doi.org/10.3390/jcm10204786
  20. Mandarano AH, Maya J, Giloteaux L, et al. Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome Patients Exhibit Altered T Cell Metabolism and Cytokine Associations. J Clin Investig. 2020;130:1491-1505. https://doi.org/10.1172/JCI132185
  21. Overholser JC, Beale EE. Neurasthenia: Modern Malady or Historical Relic? J Nerv Ment Dis. 2019;207(9):731-739.  https://doi.org/10.1097/NMD.0000000000000943
  22. Loades M, Brigden A, Crawley E. Current treatment approaches for paediatric CFS/ME. Paediatr Child Health (Oxford). 2017;27(9):432-434.  https://doi.org/10.1016/j.paed.2017.05.007
  23. Sotzny F, Blanco J, Capelli E, et al. European Network on ME/CFS (EUROMENE). Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome — Evidence for an autoimmune disease. Autoimmun Rev. 2018;17(6):601-609.  https://doi.org/10.1016/j.autrev.2018.01.009
  24. Collin SM, Nuevo R, van de Putte EM. Chronic fatigue syndrome (CFS) or myalgic encephalomyelitis (ME) is different in children compared to in adults: A study of UK and Dutch clinical cohorts. BMJ Open. 2015;5(10):e008830. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2015-008830
  25. Solomon-Moore E, Jago R, Beasant L, et al. Physical activity patterns among children and adolescents with mild-to-moderate chronic fatigue syndrome/myalgic encephalomyelitis. BMJ Paediatrics Open. 2019;3(1):e000425. https://doi.org/10.1136/bmjpo-2018-000425
  26. Norris T, Hawton K, Hamilton-Shield J, Crawley E. Obesity in adolescents with chronic fatigue syndrome: an observational study. Arch Dis Child. 2017;102(1):35-39.  https://doi.org/10.1136/archdischild-2016-311293
  27. Collin SM, Norris T, Gringras P, et al. Childhood sleep and adolescent chronic fatigue syndrome (CFS/ME): evidence of associations in a UK birth cohort. Sleep Med. 2018;46:26-36.  https://doi.org/10.1016/j.sleep.2018.01.005
  28. Winger A, Kvarstein G, Wyller VB, et al. Health related quality of life in adolescents with chronic fatigue syndrome: a cross-sectional study. Health Qual Life Outcomes. 2015;13:96.  https://doi.org/10.1186/s12955-015-0288-3
  29. Loades ME, Stallard P, Morris R, et al. Do adolescents with chronic fatigue syndrome (CFS/ME) and co-morbid anxiety and/or depressive symptoms think differently to those who do not have co-morbid psychopathology? J Affect Disord. 2020 Sep 1;274:752-758.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2020.05.113
  30. Miike T, Tomoda A, Jhodoi T, et al. Learning and memorization impairment in childhood chronic fatigue syndrome manifesting as school phobia in Japan. Brain Develop. 2004; 26(7):442-447.  https://doi.org/10.1016/j.braindev.2003.10.004
  31. Mizuno K, Watanabe Y. Neurocognitive impairment in childhood chronic fatigue syndrome. Front Physiol. 2013;4:87.  https://doi.org/10.3389/fphys.2013.00087
  32. Sáez Francàs N, Alegre J, Calvo Piñero N. Prevalence of ADHD in chronic fatigue syndrome. Eur Psychiatry. 2011;26(S2):1574-1574. https://doi.org/10.1016/S0924-9338(11)73278-3
  33. Cockshell SJ, Mathias JL. Cognitive deficits in chronic fatigue syndrome and their relationship to psychological status, symptomatology, and everyday functioning. Neuropsychology. 2013;27(2):230-242.  https://doi.org/10.1037/a0032084
  34. Haig-Ferguson A, Tucker P, Eaton N, Hunt L, Crawley E. Memory and attention problems in children with chronic fatigue syndrome or myalgic encephalopathy. Arch Dis Child. 2009;94(10):757-762.  https://doi.org/10.1136/adc.2008.143032
  35. Kawatani J, Mizuno K, Shiraishi S. Cognitive dysfunction and mental fatigue in childhood chronic fatigue syndrome--a 6-month follow-up study. Brain Dev. 2011;33(10):832-841.  https://doi.org/10.1016/j.braindev.2010.12.009
  36. Mizuno K, Tanaka M, Tanabe H, et al. Less efficient and costly processes of frontal cortex in childhood chronic fatigue syndrome. Neuroimage Clin. 2015;9:355-368.  https://doi.org/10.1016/j.nicl.2015.09.001
  37. Parslow RM, Anderson N, Byrne D, et al. Adolescent’s descriptions of fatigue, fluctuation and payback in chronic fatigue syndrome/myalgic encephalopathy (CFS/ME): Interviews with adolescents and parents. BMJ Paediatrics Open. 2018;2(1):e000281 
  38. Josev EK, Jackson ML, Bei B, et al. Sleep quality in adolescents with Chronic Fatigue Syndrome/Myalgic Encephalomyelitis (CFS/ME). J Clinl Sleep Med. 2017;13(9):1057-1066.
  39. Pedersen M, Ekstedt M, Småstuen M, et al. A wake rhythm disturbances and perceived sleep in adolescent chronic fatigue syndrome. J Sleep Res. 2017;26(5):595-601. 
  40. Loades ME Rimes KA, Chalder T. Sleep problems in adolescents with CFS: A case-control study nested within a prospective clinical cohort. Clin Child Psychol Psychiatry. 2020;25(4):816-832.  https://doi.org/10.1177/1359104520918364
  41. Smith MS, Buchwald DS, Bogart A. Adolescent offspring of mothers with chronic fatigue syndrome. J Adolesc Health 2010;46:284-291.  https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2009.08.001
  42. van de Putte EM, van Doornen LJ, Engelbert R, et al. Mirrored symptoms in mother and child with chronic fatigue syndrome. Pediatrics. 2006;117(6):2074-2079. https://doi.org/10.1542/peds.2005-2307
  43. Loades ME, Rimes KA, Ali S. Does fatigue and distress in a clinical cohort of adolescents with chronic fatigue syndrome correlate with fatigue and distress in their parents? Child Care Health Dev. 2019;45(1):129-137.  https://doi.org/10.1111/cch.12626
  44. Rangel L, Garralda ME, Jeffs J, Rose G. Family health and characteristics in chronic fatigue syndrome, juvenile rheumatoid arthritis, and emotional disorders of childhood. J Am Acad Child Adol Psychiatry. 2005;44(2):150-158.  https://doi.org/10.1097/00004583-200502000-00007
  45. Knoop H, Stulemeijer M, de Jong LW, et al. Efficacy of cognitive behavioral therapy for adolescents with chronic fatigue syndrome: long-term follow-up of a randomized, controlled trial. Pediatrics. 2008;121(3):e619-625.  https://doi.org/10.1542/peds.2007-1488
  46. Chalder T, Deary V, Husain K, Walwyn R. Family-focused cognitive behaviour therapy versus psycho-education for chronic fatigue syndrome in 11- to 18-year-olds: A randomized controlled treatment trial. Psychol Med. 2010;40(8):1269-1279.
  47. Stoll S, Crawley E, Richards V, et al. What treatments work for anxiety in children with chronic fatigue syndrome/myalgic encephalomyelitis (CFS/ME)? Systematic review. BMJ Open. 2017;7(9):e015481. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2016-015481
  48. Vink M, Vink-Niese A. The Draft Report by the Institute for Quality and Efficiency in Healthcare Does Not Provide Any Evidence That Graded Exercise Therapy and Cognitive Behavioral Therapy Are Safe and Effective Treatments for Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome. Diseases. 2023;11(1):11.  https://doi.org/10.3390/diseases11010011
  49. Gaunt DM, Brigden A, Harris S, et al. Graded exercise therapy compared to activity management for paediatric chronic fatigue syndrome/myalgic encephalomyelitis: pragmatic randomized controlled trial. Eur J Pediatr. 2024;183(5):2343-2351. https://doi.org/10.1007/s00431-024-05458-x
  50. Щедеркина И.О., Овсянников Д.Ю., Глазырина А.А. Астенический синдром у детей и подростков: выбор терапии. Нервные болезни. 2021;2:34-39.  https://doi.org/10.24412/2226-0757-2021-12322
  51. Немкова С.А. Современные возможности применения N-ацетиласпартата (препарата Когитум) в лечении астенического синдрома у детей. Нервные болезни. 2023;3:82-89.  https://doi.org/10.24412/2226-0757-2023-13011
  52. Есин Р.Г., Хайруллин И.Х., Есин О.Р. и др. Эффективность калия N-ацетиламиносукцината (Когитум) при лечении астенического синдрома: результаты двойного слепого плацебо-контролируемого исследования. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(6):52-56.  https://doi.org/10.17116/jnevro202312306152
  53. Шишкова В.Н., Драницына Б.Г. Постковидные когнитивные нарушения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;122(12):45-49.  https://doi.org/10.17116/jnevro202212212145
  54. Милованова О.А., Астанина С.Ю. Коррекция астеноневротических расстройств у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(12):112-113.  https://doi.org/10.17116/jnevro2016116121112-113
  55. Горюнова А.В., Шевченко Ю.С., Горюнов А.В. Когитум в детской неврологии и психиатрии (опыт практического применения). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(7-2):58-66.  https://doi.org/10.17116/jnevro201911907258
  56. Бобылова М.Ю. Применение препарата Когитум при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей с субклинической эпилептиформной активностью на электроэнцефалограмме. Русский журнал детской неврологии. 2022;17(4):54-62.  https://doi.org/10.17650/2073-8803-2022-17-4-54-62
  57. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А. и др. Когнитивные нарушения у детей с органическим астеническим расстройством. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(9-2):92-99.  https://doi.org/10.17116/jnevro202312309292

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.