Кардашян Р.А.

ФГАОУ ВПО «Российский университет Дружбы народов» — медицинский институт

Первичная профилактика компьютерной игровой зависимости у учащихся общеобразовательных учреждений

Авторы:

Кардашян Р.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 959

Загрузок: 11


Как цитировать:

Кардашян Р.А. Первичная профилактика компьютерной игровой зависимости у учащихся общеобразовательных учреждений. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(3):97‑103.
Kardashian RA. Primary prevention of computer game addiction in students of educational institutions. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(3):97‑103. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202412403197

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Ком­би­ни­ро­ван­ная ораль­ная кон­тра­цеп­ция и мо­лоч­ная же­ле­за. Гра­ни ис­ти­ны. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):101-105
Ме­то­ды прог­но­зи­ро­ва­ния рис­ков раз­ви­тия, те­че­ния и ре­ци­ди­вов рег­ма­то­ген­ной от­слой­ки сет­чат­ки. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):92-97
Мно­го­уров­не­вый ана­лиз струк­ту­ры за­бо­ле­ва­емос­ти спортсме­нов и пу­ти сни­же­ния рис­ков для здо­ровья. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):33-45
Сов­ре­мен­ные на­уч­ные и прак­ти­чес­кие под­хо­ды к по­ис­ку би­омар­ке­ров ста­ре­ния. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):46-52

В настоящее время происходит постоянное внедрение в повседневную жизнь все новых и новых компьютерных технологий, а вместе с ним и распространение мощного потока информации, в том числе компьютерных игр. С каждым годом разработчики создают новые видеоигры и постоянно усовершенствуют имеющиеся. Компьютерным играм отдают предпочтение широкий круг людей — от детей и подростков до взрослых: средний возраст геймеров составляет 30 лет [1].

Особую тревогу вызывает вовлечение молодого поколения (детей, подростков) в компьютерные игры. В отличие от взрослых дети быстрее поддаются пагубным увлечениям. Даже те компьютерные игры, которые имеют развивающее позитивное действие, оказывают и отрицательное воздействие на здоровье: оскудение эмоциональной сферы, агрессивное поведение, сужение круга интересов, стремление к созданию «собственного мира», уход от реальности, социальную изоляцию, трудность в межличностных контактах, снижение школьной успеваемости, наконец, формирование зависимости [1—14]. Дополнительным негативным фактором является присоединение соматических расстройств (снижение остроты зрения, боли в спине, онемение пальцев кистей рук, быстрая утомляемость и др.). Компьютерная зависимость (КЗ) формируется намного быстрее, чем зависимость от психоактивных веществ (курение, наркотики, алкоголь).

Все чаще в силу возрастных психологических особенностей подростки становятся зависимыми от видеоигр. По данным литературы, около 5% пользователей-подростков из числа учащихся средних школ имеют выраженную КЗ [1]. Чем меньше возраст приобщения к компьютеру, тем больше у ребенка шансов стать зависимым. Целесообразно, конечно, приобщаться к компьютеру через образовательные игры. Однако следует отметить, что ни одна, пусть даже развивающая, компьютерная игра не может заменить реальные детские игрушки, развивающие и обучающие «офлайн» игры, где ребенок или подросток своими пальцами соприкасается с реальными предметами. Именно соприкасаясь с реальными предметами, ребенок или подросток начитает понимать и ощущать реальный мир, что не дает компьютер.

Более того, компьютерная игровая зависимость (КИЗ) стала серьезной проблемой не только для самих игроков, но и для их родственников и близких [9, 10]. В связи с вышеизложенным становится очевидной необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение формирования КИЗ.

Цель исследования — проведение первичной профилактики КИЗ (ППКИЗ) у учащихся общеобразовательных учреждений (ООУ).

Материал и методы

В 2013—2015 г. были обследованы 488 учащихся (58,9% мальчиков и 41,1% девочек) 2 муниципальных ООУ Сергиев Посадского района Московской области (школы №4 и 14).

Из общего числа обследованных 393 человека составили основную группу (58,5% мальчиков и 41,5% девочек), которые не только проходили обследование, но с которыми проводились профилактические мероприятия на базе муниципальных ООУ и в отделе реабилитации НИИ наркологии — филиала ФГБУ «Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии» Минздрава России (Москва).

Контрольную группу составили 95 учащихся (61% мальчиков и 39% девочек), которые были обследованы, но не участвовали в профилактических мероприятиях.

Указанные группы были сопоставимы по возрасту (14,6±2,4 года) и социально-демографическим показателям.

В исследование были включены также родители, из которых 135 (43,7% мужчин и 56,3% женщин) человек составили основную группу, 28 (42,8% мужчин и 57,2% женщин) — контрольную, и 28 (25% мужчин и 75% женщин) педагогов ООУ, которые дали письменное информированное согласие.

Из исследования были исключены ученики с психическими заболеваниями, тяжелыми заболеваниями ЦНС, эпилепсией, тяжелыми соматическими заболеваниями в стадии обострения.

Исследование состояло из нескольких этапов и было рассчитано на 9 мес. Первый этап — анкетирование — социальное интервью учащихся, родителей и педагогов, диагностическое тестирование и клинический осмотр учеников с выделением групп с различной степенью увлеченности компьютерными играми [15]. Второй этап — проведение ППКИЗ. Третий этап оценка эффективности проводимой программы.

Были использованы следующие методы обследования: социологический; клинический — сбор анамнеза, динамическое наблюдение. Комплекс опросников и тестов включал лингвистический тест [15]; «Идентификация компьютерной зависимости»; тест Такера на выявление игровой зависимости; скрининговая диагностика КЗ по методу Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот [16]; для родителей — опросник на выявление КИЗ у детей; анкета для раннего выявления педагогами КИЗ у учащихся; шкала депрессии Т.И. Балашовой; госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) [17]; тест «Коммуникабельны ли вы?». Кроме того, использована батарея опросников для выявления степени увлеченности компьютерными играми и КИЗ у учащихся. Применялись опросники К. Янг, а также адаптированный В.Л. Малыгиным CIAS, которые направлены на выявление интернет-зависимости и позволяют в какой-то мере определить степень увлеченности компьютерными играми и зависимости.

Статистический анализ и обработка данных проводились с использованием параметрических и непараметрических методов [18]. Для оценки справедливости нулевой гипотезы (достоверность разницы средних) был использован параметрический метод — t-критерий Стьюдента. Сила корреляционной связи между двумя показателями, измеренными в количественной шкале, исследовалась с помощью параметрического метода Пирсона. Для сравнения количества процентных данных (долей) использовали критерий χ2. Для определения существенности различия двух совокупностей использовался непараметрический метод статистики — критерий Колмогорова—Смирнова. Для изучения размера связи между двумя признаками применяли непараметрический метод — коэффициент корреляции рангов Спирмена.

Что касается методов профилактики КИЗ, то за основу были взяты описанные в литературе наиболее эффективные программы [19—21]. Стратегия ППКИЗ состоит в следующем: в центре первичной профилактики должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность, — семья, учеба и досуг школьника с его микросоциальным окружением. Признано, что в рамках этой наиболее адекватной стратегии сдерживания полный отказ от компьютера, интернета, компьютерных игр и других «благ» компьютеризации невозможен. Поэтому ППКИЗ была направлена на обучение учащихся здоровому образу жизни, развитию их личностных ресурсов, формирование навыков преодоления проблемных ситуаций, изменение ценностного отношения к компьютерным играм и формирование альтернативных интересов.

ППКИЗ проводилась в отведенные на классные часы время и состояла из трех блоков: 1) консультативно- диагностического; 2) информационно-просветительского, ориентированного на расширение знаний о роли компьютера в жизни человека и возможных негативных последствиях для здоровья человека, который реализовался школьными психологами и педагогами (11 ч); 3) конструктивно-позитивного, который проводился психиатрами-наркологами и медицинскими психологами и включал организацию тренингов, игр и упражнений, направленных на формирование культуры безопасного поведения и здоровьесберегающего стиля жизни (36 ч). Каждое занятие завершалось отработкой навыков и разъяснением домашнего задания.

ППКИЗ включала также семейное консультирование и психолого-просветительскую работу с родителями (10 ч 30 мин). Для педагогов предусматривались занятия (9 ч): 1) лекционно-информационное — по психологии личности, специфике подросткового возраста, особенностям дисфункциональной семьи и стрессовым расстройствам, проблемам зависимости и созависимости; 2) психологическое — на развитие личностных ресурсов и стратегий позитивного поведения у учителей.

Проведение исследования было одобрено комитетом по этике научных исследований Российского университета дружбы народов (протокол №4 от 15 октября 2012 г.).

Результаты и обсуждение

Проведенное исследование позволило выделить подгруппы учащихся с различной степенью вовлеченности в компьютерные игры: с естественным интересом к компьютерным играм (84,5%), с увлеченностью компьютерными играми с вредными последствиями (10,2%) и с КИЗ (5,3%). Соответственно 332 обследованных основной и 64 — контрольной группы составили 1-ю подгруппу, где школьники проявляли возрастной естественный интерес к компьютерным играм (ЕИКИ, «здоровые»); соответственно 40 и 16 учащихся вошли во 2-ю подгруппу, где ученики избыточно использовали компьютерные игры и имелись проблемы в когнитивной, поведенческой, аффективной, соматической сферах, но без сформированной зависимости (увлеченность компьютерными играми с вредными последствиями, УКИВП); 21 и 15 человек соответственно были отнесены к 3-й подгруппе, где у учеников были выявлены неодолимое патологическое влечение к компьютерным играм, рост толерантности, синдром отмены (КИЗ).

В программу ППКИЗ вошли учащиеся основной 1-й подгруппы (ЕИКИ). В результате ее проведения в их жизни повысилась роль здоровья и взаимоотношений в семье (p<0,05) и снизилось значение материального благополучия (p<0,05) (табл. 1), увеличилось число школьников, занимающихся спортом (p<0,05), а число играющих в компьютерные игры уменьшилось (p<0,05) (табл. 2). Возрос интерес школьников (p<0,05) к темам, касающимся физкультуры и спорта, рационального питания, полового воспитания. Выросло число учащихся (p<0,05), интересующихся негативными последствиями действия на организм наркотиков, алкоголя, курения и компьютерных игр (табл. 3).

Таблица 1. Динамика распределения жизненных ценностей школьников, не более 1 ответа (%)

Показатель

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Взаимоотношения в семье

63 (18,9)

13 (20,3)

66 (19,8)

13 (20,3)

83 (25,0)*

13 (20,3)

Материальное благополучие

100 (30,1)

20 (31,2)

94 (28,3)

22 (34,4)

67 (20,2)*, **

20 (31,3)

Здоровье

55 (16,6)

15 (23,4)

57 (17,2)

14 (21,8)

68 (20,5)*

14 (21,9)

Друзья

29 (8,8)

2 (3,1)

29 (8,8)

2 (3,1)

27 (8,1)

2 (3,1)

Любовь

23 (6,9)

4 (6,3)

23 (6,9)

3 (4,8)

21 (6,3)

6 (9,4)

Учеба, профессиональное образование

41 (12,4)

6 (9,4)

41 (12,3)

4 (6,2)

43 (13,0)

5 (7,8)

Карьера

21 (6,3)

4 (6,3)

22 (6,7)

6 (9,4)

23 (6,9)

4 (6,2)

Примечание. Здесь и в табл. 2—8: * — p<0,05 — по отношению к фоновому значению. Здесь и в табл. 5: ** — p<0,01 — по отношению к предыдущему этапу.

Таблица 2. Динамика наиболее предпочтительных видов досуга школьников, не более 1 ответа (%)

Досуг

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Занимаюсь спортом

46 (13,8)

8 (12,5)

55 (16,6)

8 (12,5)

75 (22,6)*

9 (10,0)

Хожу на дискотеку

49 (14,7)

10 (15,6)

45 (13,6)

9 (14,1)

49 (14,7)

9 (14,1)

Читаю книги/газеты

31 (9,4)

5 (7,8)

32 (9,6)

5 (7,8)

34 (10,3)

5 (7,8)

Смотрю теле/видео передачи

40 (12,0)

9 (14,1)

39 (11,7)

8 (12,5)

37 (11,1)

9 (14,1)

Играю в комп. игры

85 (25,6)

18 (28,1)

79 (23,8)

19 (29,6)

62 (18,7)*

19 (29,8)

Гуляю по улицам

41 (12,3)

7 (11,0)

41 (12,4)

9 (14,1)

37 (11,1)

7 (11,0)

Хожу в кафетерий

20 (6,0)

3 (4,7)

17 (5,1)

3 (4,7)

16 (4,8)

3 (4,7)

Заним. домаш. делами

20 (6,0)

4 (6,2)

24 (7,2)

3 (4,7)

22 (6,7)

3 (4,7)

Таблица 3. Динамика интересов школьников к темам, касающимся разных аспектов образа жизни, не более 3 ответов (%)

Круг интересов

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Физкультура, спорт

56 (16,8)

12 (18,7)

61 (18,3)

17 (21,2)

82 (24,7)*

12 (18,7)

Рациональное питание

52 (15,6)

12 (18,7)

55 (16,5)

13 (20,3)

72 (21,7)*

13 (20,3)

Курение

49 (14,7)

15 (23,4)

64 (19,3)

16 (25,0)

71 (21,4)*

15 (23,4)

Алкоголь

55 (16,5)

18 (28,1)

78 (23,5)

18 (28,1)

89 (26,8)*

19 (29,7)

Наркотики

62 (18,6)

22 (34,3)

101 (30,4)

21 (32,8)

111(33,4)*

20 (31,2)

Компьютерные игры

39 (15,0)

10 (15,6)

78 (23,5)*

12 (18,7)

96 (28,9)*

11 (17,2)

Половое воспитание

84 (25,3)

17 (26,5)

92 (27,7)

22 (34,3)

111 (33,4)*

16 (25,0)

Возросла роль (p<0,05) учителей и родителей в ознакомлении школьников с проблемами, связанными с формированием КИЗ (табл. 4). У учащихся повысилась значимость (p<0,05) активной ППКИЗ и ограничения времени работы за компьютером (табл. 5).

Таблица 4. Динамика использования источников информации у школьников о проблемах, связанных с формированием компьютерной игровой зависимости, не более 3 ответов (%)

Источник информации

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Телевидение

27 (8,1)

9 (14,0)

28 (8,4)

9 (14,0)

28 (8,4)

8 (12,0)

Кино

21 (6,3)

5 (7,8)

19 (5,7)

4 (6,2)

19 (5,7)

6 (9,4)

Книги, журналы/газеты

55 (16,5)

8 (12,5)

61 (18,3)

10 (15,6)

63 (18,9)

13 (20,3)

Радио

28 (8,4)

5 (7,8)

25 (7,5)

6 (9,3)

22 (6,6)

5 (7,8)

Преподаватели

86 (25,9)

18 (28,1)

92 (27,7)

17 (26,5)

116 (34,9)*

18 (28,1)

Родители

77 (23,2)

13 (20,3)

84 (25,3)

15 (23,4)

96 (28,9)*

16 (25,0)

Взрослые

25 (7,5)

5 (7,8)

19 (5,7)

7 (11,0)

17 (5,1)

6 (9,4)

Друзья

17 (5,1)

6 (9,4)

16 (4,8)

7 (11,0)

22 (6,6)

7 (11,0)

Другие

22 (6,6)

4 (6,2)

20 (6,0)

6 (9,3)

16 (4,8)

5 (7,8)

Таблица 5. Динамика решений школьников по профилактике формирования КИЗ, не более 3 ответов (%)

Решение

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Проводить ППКИЗ

143 (43,1)

33 (51,5)

170 (51,2)*

33 (51,5)

232 (69,8)*, **

38 (59,4)

Ограничить время работы за компьютером

116 (34,9)

21 (32,8)

123 (37,0)

25 (39,1)

149 (44,8)*

23 (35,9)

Расширить другое времяпровождение

81 (24,4)

13 (20,8)

85 (25,5)

14 (21,8)

98 (29,5)

9 (14,1)

Другое

23 (6,9)

10 (15,6)

18 (5,4)

11 (17,2)

14 (4,2)

10 (15,6)

Уменьшилось число учащихся, проводивших за компьютером достаточно большой интервал времени (2—4 ч/день) (p<0,05), испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (p<0,05), снизилась частота проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером (p<0,05) (табл. 6).

Таблица 6. Проблемы, связанные с использованием компьютерных игр, у школьников различных групп (%)

Показатель

05.09.2013

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

Аффективные расстройства при воздержании от компьютера

беспокойство

11 (3,3)

4 (6,2)

6 (1,8)*

6 (9,4)

раздражитель

5 (1,5)

2 (3,1)

5 (1,5)

5 (7,8)*

общий дискомфорт

14 (4,2)

3 (4,7)

8 (2,4)*

4 (6,2)

подавленность

2 (3,1)

ощущение пустоты

Частота проблем, связанных с компьютерными играми и интернетом

всегда

очень часто

18 (5,4)

4 (6,2)

5 (1,5)*

4 (6,2)

часто

35 (10,5)

8 (12,5)

21 (6,3)

11 (17,2)

редко

26 (7,8)

10 (15,6)

14 (4,2)*

10 (15,6)

иногда

73 (22,0)

12 (18,8)

49 (14,8)*

10 (15,6)

ко мне не относится

180 (54,3)

30 (46,9)

243 (73,2)*

29 (45,4)

Частота откладываемых встреч и личных дел из-за компьютера

всегда

очень часто

часто

12 (3,6)

2 (3,1)

2 (0,6)

3 (4,7)

редко

32 (9,6)

8 (12,5)

17 (5,1)*

10 (15,6)

иногда

55 (16,6)

11 (17,2)

79 (23,8)

10 (15,6)

ко мне не относится

233 (70,2)

43 (67,2)

234 (70,5)

41 (64,1)

Время, проводимое за компьютером

30 мин — 2 ч

303 (91,3)

57 (89,1)

318 (95,8)

51 (79,7)

2—4 ч

29 (8,7)

7 (10,9)

14 (4,2)*

13 (20,3)*

4—10 ч

По тестам идентификации КЗ и Такера на игровую зависимость, снизилось число лиц (p<0,05), у которых компьютерные игры могли привести соответственно к проблемам и негативным последствиям (табл. 7). По шкале оценки депрессии Т.И. Балашовой и HADS, снизилось число лиц (p<0,05) с легкой депрессией и субклинически выраженной тревогой/депрессией (см. табл. 7).

Таблица 7. Результаты проведения профилактических мероприятий у учащихся на основе скрининговых методов исследований (% и баллы)

Результат по шкале

05.09.2013

25.05.2014

основная (n=332)

контрольная (n=64)

основная (n=332)

контрольная (n=64)

Идентификация

проблемы, связанные с использованием компьютера

59 (17,7)

4±0,9

6 (9,4)

4±1,0

26 (7,8)*

4±1,0

6 (9,4)

4±0,5

Тест Такера на ИЗ

возможность развития негативных последствий

48 (14,5)

5,2±0,9

6 (9,4)

4,8±0,7

29 (8,7)*

4,5±0,7

8 (12,5)

5,4±0,9

Шкала депрессии (Т.И. Балашова)

легкая депрессия

34 (10,2)

56,4±2,6

10 (15,6)

56,2±2,0

19 (5,7)*

52,9±1,8

12 (18,8)

57,6±2,3

субдепрессивное состояние

12 (3,6)

67,5±3,0

8 (12,5)

64,5±1,2

5 (1,5)*

62,6±0,8

11 (17,2)

64,5±0,5

Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)

отсутствие тревоги/депрессии

290 (87,3)

52 (81,2)

311 (93,7)

43 (67,2)

субклинически выраженная тревога/депрессия

42 (12,7)

9,0±1,0

8,4±0,4

12 (18,3)

8,3±0,2

8,7±0,4

21 (6,3)*

8,8±1,2

8,2±0,4

21 (32,8)*

8,5±0,7

8,3±0,5

Уменьшилась численность учащихся (p<0,05) соответственно явно некоммуникабельных и болтливых, многословных, конфликтных. Наметилась тенденция к уменьшению числа учеников замкнутых, неразговорчивых, любящих одиночество, и увеличению в известной степени общительных и любознательных, нормально коммуникабельных (табл. 8).

Таблица 8. Динамика изменений теста «Коммуникабельны ли вы?» у учащихся в результате проведенных профилактических мероприятий (%)

05.09.2013

25.05.2014

основная (n=332)

контрольная (n=64)

основная (n=332)

контрольная (n=64)

Явно некоммуникабельны

15 (4,5)

3 (4,7)

9 (2,7)*

6 (9,4)*

Замкнуты, неразговорчивы, любят одиночество

42 (12,7)

9 (14,1)

28 (8,4)

12 (18,8)

В известной степени общительны

93 (28,0)

18 (28,1)

103 (31,0)

19 (29,6)

Любознательность, нормальная коммуникабельность

99 (29,8)

18 (28,1)

110 (33,2)

15 (23,4)

Чрезмерная общительность

61 (18,4)

9 (14,1)

68 (20,5)

7 (10,9)

Общительность со стремлением «влезть во все дела»

13 (3,9)

5 (7,8)

9 (2,7)

4 (6,3)

Болтливость, многословность, конфликтность

9 (2,7)

2 (3,1)

5 (1,5)*

1 (1,6)*

В контрольной группе выявили увеличение интервала времени, проводимого учащимися за компьютером (p<0,05); рост числа учеников, испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (p<0,05); тенденцию к увеличению частоты проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером (см. табл. 6); повышение численности (p<0,05) некоммуникабельных учеников. Остальные исследуемые показатели были статистически недостоверными (см. табл. 8).

В настоящем исследовании получены данные, подтверждающие эффективность предложенной нами ППКИЗ с участием школьного психолога, педагогов, родителей, врачей — психиатров-наркологов и медицинских психологов.

Из представленных результатов видно, что в основной группе повысилась роль здоровья (с 16,6 до 20,5%) и взаимоотношений в семье (с 18,9 до 25%); увеличивалось число учащихся, интересующихся негативными последствиями действия на организм наркотиков (с 18,6 до 33,4%), алкоголя (с 16,5 до 26,8%), курения (14,7 до 21,4%), компьютерных игр (с 15,0 до 28,9%), уменьшилось число учеников, проводящих за компьютером 2—4 ч в день (с 8,7 до 4,2%), а также у которых компьютерные игры могли привести к проблемам и негативным последствиям (с 14,5 до 8,7%). Уменьшилась численность учащихся, испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (беспокойство — с 3,3 до 1,8%, общий дискомфорт — с 4,2 до 2,4%), некоммуникабельных (с 4,5 до 2,7%), конфликтных (с 2,7 до 1,5%) и наметилась тенденция к увеличению общительных и любознательных. Ученики отметили, что повысилась роль учителей (с 25,9 до 34,9%) и родителей (с 23,2 до 28,9%) в их ознакомлении с проблемами, связанными с формированием КИЗ.

В контрольной группе, где не проводились профилактические мероприятия, наблюдали рост числа учеников, проводивших за компьютером от 2 до 4 ч (с 10,9 до 20,3%); испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (раздражительность — с 3,1 до 7,8%, беспокойство и общий дискомфорт имели тенденцию к повышению); тенденцию к увеличению частоты проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером; повышение численности некоммуникабельных (с 4,7 до 9,4%).

Результаты сравнения основной и контрольной групп показали важность и необходимость проведения первичной профилактики формирования КИЗ у учащихся ООУ.

Важно подчеркнуть, что использованная программа ППКИЗ проводилась без отрыва учащихся от учебного процесса. Ее эффективность подтверждается увеличением числа школьников, предпочитающих здоровый образ жизни (физкультура и спорт, рациональное питание, половое воспитание, взаимоотношения в семье); уменьшением числа лиц, предпочитающих компьютерные игры как вид досуга (уменьшение интервала времени, проводимого за компьютером); уменьшением числа лиц с легким депрессивным состоянием; улучшением коммуникативных способностей.

ППКИЗ должна проводиться не менее 9 мес.

Таким образом, проводимая ППКИЗ с участием школьного психолога, педагогов, родителей, врачей — психиатров-наркологов и медицинских психологов привела к активации позитивных свойств личности у учащихся (коммуникабельность, широта интересов), расширению круга личностных стратегий в решении возникающих интерперсональных проблем, формированию механизмов и навыков, способствующих умению справиться с возникающим патологическим влечением к компьютерным играм, увеличению числа школьников, предпочитающих здоровый образ жизни (физкультура и спорт, рациональное питание, половое воспитание, взаимоотношения в семье).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.