Чутко Л.С.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»

Сурушкина С.Ю.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»

Яковенко Е.А.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук

Анисимова Т.И.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук

Чередниченко Д.В.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук

Поведенческие нарушения у детей с расстройствами речевого развития

Авторы:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Чередниченко Д.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3141

Загрузок: 134


Как цитировать:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Чередниченко Д.В. Поведенческие нарушения у детей с расстройствами речевого развития. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(5):57‑61.
Chutko LS, Surushkina SYu, Yakovenko EA, Anisimova TI, Cherednichenko DV. Behavioral disorders in children with specific language impairment. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(5):57‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202112105157

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­зуль­та­ты пи­лот­но­го ис­сле­до­ва­ния струк­ту­ры и оцен­ки те­ра­пии хро­ни­чес­ких на­ру­ше­ний сна у ко­мор­бид­ных па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой ише­ми­ей го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):118-126
Ней­роп­ро­тек­ция при пос­тко­вид­ных ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ни­ях. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):106-111
Пос­тин­сультные ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):92-96
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти пре­па­ра­та Кор­тек­син в со­че­та­нии с ис­поль­зо­ва­ни­ем при­ло­же­ния «Афа­зи­ям.Нет» в кор­рек­ции ре­че­вых на­ру­ше­ний у па­ци­ен­тов с ос­трым ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):147-151
Эф­фек­тив­ность ре­аби­ли­та­ци­он­ных ме­роп­ри­ятий с при­ме­не­ни­ем ле­карствен­но­го пре­па­ра­та Кор­тек­син у де­тей с пси­хо­нев­ро­ло­ги­чес­кой па­то­ло­ги­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):86-92
Роль ге­не­ти­чес­ких по­ли­мор­физ­мов ге­нов фо­лат­но­го ме­та­бо­лиз­ма в ре­али­за­ции миг­ре­ни у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):47-52

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций человека, и при этом это один из основных видов коммуникативной деятельности человека, осуществляемый посредством использования средств языка для общения. По мнению одного из создателей научной лингвистики В. Гумбольдта [1], речевая деятельность является связующим звеном между социумом и человеком. Расстройства развития речи могут приводить к целому ряду неблагоприятных для развития ребенка последствий, которые заключаются не только в нарушении развития коммуникации с детьми и снижении количества информации, получаемой ребенком при общении со взрослыми, но и в трудностях в поведенческой и эмоциональной сферах.

Наиболее частыми речевыми нарушениями детского возраста являются специфические расстройства развития речи (СРРР) (specific language impairment). Данная патология характеризуется первичными нарушениями развития речи, при которых выполняются следующие условия: ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальные слух и условия для овладения речью, задержка или повреждение развития проявляются без предшествующего периода нормального развития. Это расстройство отличается постоянным течением без ремиссий или рецидивов. Для обозначения этого заболевания в качестве синонима часто используют термин «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [2]. При использовании этого понятия подразумевается системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. В МКБ-11 данная патология будет кодифицироваться как «Нарушение развития языка» (developmental language disorder) (6A01.2).

Согласно данным литературы, это расстройство встречается в детской популяции в 7—10% случаев [3]. Необходимо отметить, что число детей, страдающих данным расстройством, постоянно увеличивается [4].

Развитие данного заболевания протекает под влиянием наследственных факторов и перинатальной патологии [5—7]. Проведенное М.В. Белоусовой и В.А. Меркуловой [8] исследование показало высокий процент случаев выявленного анте- и перинатального повреждения у детей с речевыми нарушениями, при которых наибольшее значение имеет острая и хроническая гипоксия плода. Норвежские авторы подчеркивают значимую роль преждевременных родов в генезе речевых нарушений у детей [9].

B. Eisenwort и соавт. [10] показали, что в ряде случаев СРРР ассоциируется с многоязычным окружением. Вероятность возникновения данной патологии возрастает при увеличении количества языков, используемых в домашнем окружении [11]. Дети с СРРР представляют собой гетерогенную группу, включающую детей с нарушениями артикуляции, экспрессивной и/или рецептивной речи.

Необходимо отметить, что речь представляет собой основу регуляции поведения, ключ к высшим психическим функциям, без которых невозможно полноценное взаимодействие с окружающим миром [12]. Расстройства речевого развития проявляются не изолированно, а сопровождаются отставанием других важных аспектов индивидуального развития, в том числе формирования двигательных навыков, адаптивного поведения, социально-эмоциональной и познавательной сфер [13].

Согласно V. Maggio и соавт. [14], проблемы с поведением отмечаются у 54% детей с СРРР. Кроме этого, выявлено, что дети с данной патологией отличаются от сверстников низким уровнем эмоциональной компетентности [15]. Ряд исследователей указывают на то, что матери детей с задержкой речевого развития отличаются меньшим уровнем эмоциональной компетентности и низкой способностью выражения эмоций, что приводит к большему количеству поведенческих и эмоциональных проблем у детей с СРРР по сравнению со здоровыми сверстниками [16, 17]. При этом A. Gregl и соавт. [16] понимают под эмоциональной компетентностью ключевое социальное умение, необходимое для обнаружения, интерпретации и конструктивного ответа на собственные эмоции и эмоции других.

Т.В. Раевой и соавт. [18] определены три типа эмоциональных и поведенческих нарушений у детей раннего возраста с задержкой речевого развития: эмоционально-лабильный, отстраненный, протестный. Эмоционально-лабильный тип характеризуется капризностью, раздражительностью, нарушениями сна и внимания. Отстраненный тип проявляется замкнутостью, тревожностью и соматическими проблемами. Протестному типу свойственны нарушения поведения в виде конфликтности, импульсивности и агрессивного поведения, направленного на других и самого себя.

Материал и методы

В основную группу были включены 60 детей с диагнозом СРРР в возрасте 4—6 лет (43 мальчика и 17 девочек). Средний возраст в исследуемой группе составил 5,2±0,9 года.

Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев МКБ-10. Из исследования исключались дети с умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, снижением слуха. Также в исследуемый период и за 3 мес до включения в исследование пациенты не получали лекарственных препаратов, воздействующих на центральную нервную систему.

Для оценки эмоциональных и поведенческих нарушений был использован опросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ) (Strengths and Difficulties Questionnaire), форма для родителей. С целью выявления агрессивности у ребенка была использована анкета, разработанная Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко [19].

Оценка степени выраженности поведенческих нарушений проводилась с использованием шкалы SNAP-IV. Данная шкала предназначена преимущественно для определения степени выраженности клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но при этом отражает проявления и других поведенческих нарушений.

Для оценки и объективизации степени выраженности речевых нарушений были использованы следующие показатели: уровень понимания обращенной речи, объем активного словаря, лексико-грамматический строй речи. Данные показатели оцениваются по 10-балльным шкалам, составленным Н.Н. Заваденко.

Контрольную группу составили 30 детей того же возраста без проявлений явных психоневрологических нарушений.

Результаты и обсуждение

Клиническая картина в основной группе определялась в первую очередь выраженной задержкой речевого развития. Кроме этого, у 37 (61,7%) детей из исследуемой группы отмечались различные поведенческие нарушения. Так, у 23 (38,3%) детей отмечались проявления СДВГ. Показатели шкалы SNAP-IV в исследуемой группе оказались выше, чем в контрольной группе (табл. 1), при этом наиболее выраженными оказались нарушения внимания, а гиперактивность и импульсивность были повышены в меньшей степени. Значимого повышения раздражительности не отмечалось.

Таблица 1. Поведенческие нарушения у детей в группах

Шкала

Дети с СРРР (n=60)

Контрольная группа (n=30)

Гиперактивность

5,8±1,7*

3,9±1,3

Эмоциональные проблемы

5,9±1,6*

3,6±1,8

Проблемы с поведением

4,4±1,7*

2,7±0,9

Проблемы со сверстниками

2,0±0,9

1,4±0,7

Общее количество проблем

18,1±5,9*

11,4±4,7

Просоциальное поведение

5,3±1,4

6,1±1,3

Невнимательность

3,71±0,69**

1,02±0,45

Гиперактивность (SNAP-IV)

2,15±0,54*

1,16±0,62

Импульсивность (SNAP-IV)

1,63±0,68*

0,96±0,42

Раздражительность (SNAP-IV)

1,04±0,70

0,87±0,41

Агрессивность

6,2±2,7

5,5±2,8

Примечание. Достоверность различий по сравнению с контрольной группой: * — p<0,05; ** — p<0,01.

Повышенная психомоторная возбудимость, сочетающаяся с быстрой истощаемостью, отмечалась у 21 (35,0%) ребенка. В соответствии с МКБ-10 подобные состояния можно классифицировать как органическое астеническое расстройство (МКБ-10 F.06.6).

В 10 (16,7%) случаях родители отмечали агрессивное поведение у своих детей. При этом значимого изменения общего уровня агрессивности в исследуемой группе не отмечалось.

Оценка поведенческих особенностей с помощью опросника ССТ показала, что суммарный показатель («общая оценка трудностей») и показатели по шкалам «гиперактивность и невнимательность», «проблемы поведения», «эмоциональные нарушения» в исследуемой группе были достоверно выше (p<0,05) по сравнению с контрольной группой. При этом не отмечалось значимых изменений по шкалам «просоциальное поведение» и «трудности отношений со сверстниками».

Основная группа была разделена на две подгруппы в зависимости от наличия (n=43) или отсутствия (n=27) поведенческих нарушений. Сравнительное изучение степени выраженности речевых нарушений показало, что дети в подгруппе с сочетанием СРРР и поведенческих нарушений отличаются от детей в подгруппе без коморбидных поведенческих нарушений достоверно меньшим объемом активного словаря и более выраженными нарушениями лексико-грамматического строя речи (табл. 2).

Таблица 2. Степень выраженности речевых расстройств в зависимости от наличия поведенческих нарушений, баллы

Показатель

Подгруппа 1 (СРРР и поведенческие нарушения) (n=37)

Подгруппа 2 (СРРР без поведенческих нарушений) (n=23)

Контрольная группа

Понимание обращенной речи

5,3±1,6* #

7,4±1,9

8,2±0,7

Активный словарь

3,0±1,8* #

4,6±2,2#

7,9±1,4

Лексико-грамматический строй речи

2,9±1,1* #

5,1±1,6#

8,4±1,2

Примечание. * — p<0,05 — достоверность различий по сравнению с подгруппой 2; #p<0,05 достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о высокой частоте поведенческих нарушений у детей с СРРР. Наиболее частыми нарушениями в исследуемой группе являлись проявления СДВГ (38,3%), при том, что в детской популяции СДВГ регистрируется лишь в 3—7% случаев [20, 21]. Кроме этого, у детей с речевыми нарушениями часто встречаются проявления органического астенического расстройства, а также и трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Большая степень тяжести речевых нарушений при сочетании СРРР нарушений поведения и эмоций позволяет предположить, что наличие коморбидных расстройств приводит к более тяжелому течению речевой патологи. Однако существует и другая точка зрения, что именно речевые расстройства в большей мере предсказывают появление поведенческих нарушений [22]. В связи с этим следует помнить о регулирующей функции, формирование которой тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности. Результаты исследований L. Henry и соавт. [23] свидетельствуют о нарушении управляющих функции у детей с СРРР. Также показано, что развитие речи оказывает значительное влияние на формирование саморегуляции [24]. Это подтверждается данными W. Helland и соавт. [25], выявившими связь между речевыми нарушениями и возникновением СДВГ.

Сочетание речевых и поведенческих нарушений существенно затрудняет как диагностику речевых нарушений, так и проведение логопедической и медицинской коррекции.

В терапии как речевых, так и поведенческих расстройств широко используются нейрометаболические (ноотропные) препараты, в частности Кортексин, который относится к пептидным биорегуляторам. Молекулярные механизмы нейропротективных эффектов Кортексина разнообразны и касаются ключевых процессов, лежащих в основе нейропластичности: трансдукции сигнала, энергетического метаболизма, протеолитической модификации белков, структуры клеток мозга, а также процессов нейровоспаления. В основе плейотропности механизмов действия Кортексина лежит состав препарата, содержащего множество различных нейропептидов [26].

Проведенные ранее исследования позволили сделать вывод о высокой эффективности данного препарата в лечении СРРР. Так, улучшение речи было отмечено более чем у 60% детей с данной патологией [27]. После курса лечения препаратом Кортексин положительная динамика отмечалась у 62,5% детей с СРРР, в том числе снижение таких астенических проявлений, как эмоциональная лабильность, истощаемость, а также улучшение внимания и усидчивости [28].

Результаты проведенного Н.Н. Заваденко и соавт. [29] исследования подтверждают более высокую эффективность в фармакотерапии речевых нарушений у детей в возрасте 3—4 лет двух лечебных курсов препарата Кортексин, проведенных в течение 2 мес, по сравнению с назначением одного курса лечения.

Кроме этого, данные, полученные нами в ходе проведенного ранее исследования, свидетельствуют о высокой эффективности Кортексина при лечении СДВГ. В частности, дети стали усидчивее во время занятий в школе и при выполнении домашних заданий, меньше отвлекались во время уроков, быстрее справлялись с заданиями. Применение Кортексина у детей сочетается с достоверными нейрофизиологическими изменениями, свидетельствующими об активации регуляторных систем мозга [30].

В.П. Зыков и соавт. [31] показали, что Кортексин является эффективным препаратом для лечения детей с СДВГ, задержкой речевого развития, а также последствиями перинатальных поражений нервной системы.

В целом результаты данного исследования свидетельствуют о высокой коморбидности речевых, поведенческих и эмоциональных нарушений, что в свою очередь требует назначения лекарственных средств, оказывающих позитивное влияние как на речевую, так и на поведенческую и эмоциональную сферы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.