Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций человека, и при этом это один из основных видов коммуникативной деятельности человека, осуществляемый посредством использования средств языка для общения. По мнению одного из создателей научной лингвистики В. Гумбольдта [1], речевая деятельность является связующим звеном между социумом и человеком. Расстройства развития речи могут приводить к целому ряду неблагоприятных для развития ребенка последствий, которые заключаются не только в нарушении развития коммуникации с детьми и снижении количества информации, получаемой ребенком при общении со взрослыми, но и в трудностях в поведенческой и эмоциональной сферах.
Наиболее частыми речевыми нарушениями детского возраста являются специфические расстройства развития речи (СРРР) (specific language impairment). Данная патология характеризуется первичными нарушениями развития речи, при которых выполняются следующие условия: ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальные слух и условия для овладения речью, задержка или повреждение развития проявляются без предшествующего периода нормального развития. Это расстройство отличается постоянным течением без ремиссий или рецидивов. Для обозначения этого заболевания в качестве синонима часто используют термин «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [2]. При использовании этого понятия подразумевается системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. В МКБ-11 данная патология будет кодифицироваться как «Нарушение развития языка» (developmental language disorder) (6A01.2).
Согласно данным литературы, это расстройство встречается в детской популяции в 7—10% случаев [3]. Необходимо отметить, что число детей, страдающих данным расстройством, постоянно увеличивается [4].
Развитие данного заболевания протекает под влиянием наследственных факторов и перинатальной патологии [5—7]. Проведенное М.В. Белоусовой и В.А. Меркуловой [8] исследование показало высокий процент случаев выявленного анте- и перинатального повреждения у детей с речевыми нарушениями, при которых наибольшее значение имеет острая и хроническая гипоксия плода. Норвежские авторы подчеркивают значимую роль преждевременных родов в генезе речевых нарушений у детей [9].
B. Eisenwort и соавт. [10] показали, что в ряде случаев СРРР ассоциируется с многоязычным окружением. Вероятность возникновения данной патологии возрастает при увеличении количества языков, используемых в домашнем окружении [11]. Дети с СРРР представляют собой гетерогенную группу, включающую детей с нарушениями артикуляции, экспрессивной и/или рецептивной речи.
Необходимо отметить, что речь представляет собой основу регуляции поведения, ключ к высшим психическим функциям, без которых невозможно полноценное взаимодействие с окружающим миром [12]. Расстройства речевого развития проявляются не изолированно, а сопровождаются отставанием других важных аспектов индивидуального развития, в том числе формирования двигательных навыков, адаптивного поведения, социально-эмоциональной и познавательной сфер [13].
Согласно V. Maggio и соавт. [14], проблемы с поведением отмечаются у 54% детей с СРРР. Кроме этого, выявлено, что дети с данной патологией отличаются от сверстников низким уровнем эмоциональной компетентности [15]. Ряд исследователей указывают на то, что матери детей с задержкой речевого развития отличаются меньшим уровнем эмоциональной компетентности и низкой способностью выражения эмоций, что приводит к большему количеству поведенческих и эмоциональных проблем у детей с СРРР по сравнению со здоровыми сверстниками [16, 17]. При этом A. Gregl и соавт. [16] понимают под эмоциональной компетентностью ключевое социальное умение, необходимое для обнаружения, интерпретации и конструктивного ответа на собственные эмоции и эмоции других.
Т.В. Раевой и соавт. [18] определены три типа эмоциональных и поведенческих нарушений у детей раннего возраста с задержкой речевого развития: эмоционально-лабильный, отстраненный, протестный. Эмоционально-лабильный тип характеризуется капризностью, раздражительностью, нарушениями сна и внимания. Отстраненный тип проявляется замкнутостью, тревожностью и соматическими проблемами. Протестному типу свойственны нарушения поведения в виде конфликтности, импульсивности и агрессивного поведения, направленного на других и самого себя.
Материал и методы
В основную группу были включены 60 детей с диагнозом СРРР в возрасте 4—6 лет (43 мальчика и 17 девочек). Средний возраст в исследуемой группе составил 5,2±0,9 года.
Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев МКБ-10. Из исследования исключались дети с умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, снижением слуха. Также в исследуемый период и за 3 мес до включения в исследование пациенты не получали лекарственных препаратов, воздействующих на центральную нервную систему.
Для оценки эмоциональных и поведенческих нарушений был использован опросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ) (Strengths and Difficulties Questionnaire), форма для родителей. С целью выявления агрессивности у ребенка была использована анкета, разработанная Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко [19].
Оценка степени выраженности поведенческих нарушений проводилась с использованием шкалы SNAP-IV. Данная шкала предназначена преимущественно для определения степени выраженности клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но при этом отражает проявления и других поведенческих нарушений.
Для оценки и объективизации степени выраженности речевых нарушений были использованы следующие показатели: уровень понимания обращенной речи, объем активного словаря, лексико-грамматический строй речи. Данные показатели оцениваются по 10-балльным шкалам, составленным Н.Н. Заваденко.
Контрольную группу составили 30 детей того же возраста без проявлений явных психоневрологических нарушений.
Результаты и обсуждение
Клиническая картина в основной группе определялась в первую очередь выраженной задержкой речевого развития. Кроме этого, у 37 (61,7%) детей из исследуемой группы отмечались различные поведенческие нарушения. Так, у 23 (38,3%) детей отмечались проявления СДВГ. Показатели шкалы SNAP-IV в исследуемой группе оказались выше, чем в контрольной группе (табл. 1), при этом наиболее выраженными оказались нарушения внимания, а гиперактивность и импульсивность были повышены в меньшей степени. Значимого повышения раздражительности не отмечалось.
Таблица 1. Поведенческие нарушения у детей в группах
Шкала | Дети с СРРР (n=60) | Контрольная группа (n=30) |
Гиперактивность | 5,8±1,7* | 3,9±1,3 |
Эмоциональные проблемы | 5,9±1,6* | 3,6±1,8 |
Проблемы с поведением | 4,4±1,7* | 2,7±0,9 |
Проблемы со сверстниками | 2,0±0,9 | 1,4±0,7 |
Общее количество проблем | 18,1±5,9* | 11,4±4,7 |
Просоциальное поведение | 5,3±1,4 | 6,1±1,3 |
Невнимательность | 3,71±0,69** | 1,02±0,45 |
Гиперактивность (SNAP-IV) | 2,15±0,54* | 1,16±0,62 |
Импульсивность (SNAP-IV) | 1,63±0,68* | 0,96±0,42 |
Раздражительность (SNAP-IV) | 1,04±0,70 | 0,87±0,41 |
Агрессивность | 6,2±2,7 | 5,5±2,8 |
Примечание. Достоверность различий по сравнению с контрольной группой: * — p<0,05; ** — p<0,01.
Повышенная психомоторная возбудимость, сочетающаяся с быстрой истощаемостью, отмечалась у 21 (35,0%) ребенка. В соответствии с МКБ-10 подобные состояния можно классифицировать как органическое астеническое расстройство (МКБ-10 F.06.6).
В 10 (16,7%) случаях родители отмечали агрессивное поведение у своих детей. При этом значимого изменения общего уровня агрессивности в исследуемой группе не отмечалось.
Оценка поведенческих особенностей с помощью опросника ССТ показала, что суммарный показатель («общая оценка трудностей») и показатели по шкалам «гиперактивность и невнимательность», «проблемы поведения», «эмоциональные нарушения» в исследуемой группе были достоверно выше (p<0,05) по сравнению с контрольной группой. При этом не отмечалось значимых изменений по шкалам «просоциальное поведение» и «трудности отношений со сверстниками».
Основная группа была разделена на две подгруппы в зависимости от наличия (n=43) или отсутствия (n=27) поведенческих нарушений. Сравнительное изучение степени выраженности речевых нарушений показало, что дети в подгруппе с сочетанием СРРР и поведенческих нарушений отличаются от детей в подгруппе без коморбидных поведенческих нарушений достоверно меньшим объемом активного словаря и более выраженными нарушениями лексико-грамматического строя речи (табл. 2).
Таблица 2. Степень выраженности речевых расстройств в зависимости от наличия поведенческих нарушений, баллы
Показатель | Подгруппа 1 (СРРР и поведенческие нарушения) (n=37) | Подгруппа 2 (СРРР без поведенческих нарушений) (n=23) | Контрольная группа |
Понимание обращенной речи | 5,3±1,6* # | 7,4±1,9 | 8,2±0,7 |
Активный словарь | 3,0±1,8* # | 4,6±2,2# | 7,9±1,4 |
Лексико-грамматический строй речи | 2,9±1,1* # | 5,1±1,6# | 8,4±1,2 |
Примечание. * — p<0,05 — достоверность различий по сравнению с подгруппой 2; # — p<0,05 достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о высокой частоте поведенческих нарушений у детей с СРРР. Наиболее частыми нарушениями в исследуемой группе являлись проявления СДВГ (38,3%), при том, что в детской популяции СДВГ регистрируется лишь в 3—7% случаев [20, 21]. Кроме этого, у детей с речевыми нарушениями часто встречаются проявления органического астенического расстройства, а также и трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Большая степень тяжести речевых нарушений при сочетании СРРР нарушений поведения и эмоций позволяет предположить, что наличие коморбидных расстройств приводит к более тяжелому течению речевой патологи. Однако существует и другая точка зрения, что именно речевые расстройства в большей мере предсказывают появление поведенческих нарушений [22]. В связи с этим следует помнить о регулирующей функции, формирование которой тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности. Результаты исследований L. Henry и соавт. [23] свидетельствуют о нарушении управляющих функции у детей с СРРР. Также показано, что развитие речи оказывает значительное влияние на формирование саморегуляции [24]. Это подтверждается данными W. Helland и соавт. [25], выявившими связь между речевыми нарушениями и возникновением СДВГ.
Сочетание речевых и поведенческих нарушений существенно затрудняет как диагностику речевых нарушений, так и проведение логопедической и медицинской коррекции.
В терапии как речевых, так и поведенческих расстройств широко используются нейрометаболические (ноотропные) препараты, в частности Кортексин, который относится к пептидным биорегуляторам. Молекулярные механизмы нейропротективных эффектов Кортексина разнообразны и касаются ключевых процессов, лежащих в основе нейропластичности: трансдукции сигнала, энергетического метаболизма, протеолитической модификации белков, структуры клеток мозга, а также процессов нейровоспаления. В основе плейотропности механизмов действия Кортексина лежит состав препарата, содержащего множество различных нейропептидов [26].
Проведенные ранее исследования позволили сделать вывод о высокой эффективности данного препарата в лечении СРРР. Так, улучшение речи было отмечено более чем у 60% детей с данной патологией [27]. После курса лечения препаратом Кортексин положительная динамика отмечалась у 62,5% детей с СРРР, в том числе снижение таких астенических проявлений, как эмоциональная лабильность, истощаемость, а также улучшение внимания и усидчивости [28].
Результаты проведенного Н.Н. Заваденко и соавт. [29] исследования подтверждают более высокую эффективность в фармакотерапии речевых нарушений у детей в возрасте 3—4 лет двух лечебных курсов препарата Кортексин, проведенных в течение 2 мес, по сравнению с назначением одного курса лечения.
Кроме этого, данные, полученные нами в ходе проведенного ранее исследования, свидетельствуют о высокой эффективности Кортексина при лечении СДВГ. В частности, дети стали усидчивее во время занятий в школе и при выполнении домашних заданий, меньше отвлекались во время уроков, быстрее справлялись с заданиями. Применение Кортексина у детей сочетается с достоверными нейрофизиологическими изменениями, свидетельствующими об активации регуляторных систем мозга [30].
В.П. Зыков и соавт. [31] показали, что Кортексин является эффективным препаратом для лечения детей с СДВГ, задержкой речевого развития, а также последствиями перинатальных поражений нервной системы.
В целом результаты данного исследования свидетельствуют о высокой коморбидности речевых, поведенческих и эмоциональных нарушений, что в свою очередь требует назначения лекарственных средств, оказывающих позитивное влияние как на речевую, так и на поведенческую и эмоциональную сферы.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.