Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Герасимчук М.Ю.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Прогностическая значимость оценки биологических ритмов при депрессии

Авторы:

Герасимчук М.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 609

Загрузок: 7


Как цитировать:

Герасимчук М.Ю. Прогностическая значимость оценки биологических ритмов при депрессии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(9):17‑21.
Gerasimchuk MYu. The prognostic significance of biological rhythms assessment in depression. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(9):17‑21. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201811809117

Совокупность таких факторов, как высокая распространенность, коморбидность, гиподиагностика, снижение социальной адаптации, повышение риска инвалидизации и смери в 1,5—2 раза, резистентность или незначительная реакция на терапию в некоторых случаях, высокие экономические издержки (4—7% ВВП) ставят проблему депрессии в ряд наиболее приоритетных [1—9].

В настоящее время приобретает все большее значение биологическое направление в изучении психических болезней, в том числе депрессии [10].

Депрессия рассматривается как сложный биологический феномен с генетическим влиянием — от 14—23 до 50% (гены Period (PER1, PER2, PER3), Cryptochrome (CRY1, CRY2), Casein Kinase 1δ and 1ε (CK1), Circadian Locomotor Output Cycles Kaput Protein (CLOCK), Brain and Muscle ARNT-like Protein (BMAL1, BMAL2), Neuronal Pas Domain Protein (NPAS1, NPAS2)) [11, 12].

Одним из важных аспектов направления является изучение при депрессии циркадианных (суточных) ритмов организма.

Рост числа публикаций, посвященных этому вопросу (по данным баз Google Scholar, PsycINFO, Medline, Scopus), и создание Комитета по хронотерапии Международного общества по аффективным расстройствам (ISAD) отражают интерес международного научного сообщества к изучаемой проблеме [13].

Большая часть работ в данной области посвящена изучению хронотипа (chronotype, circadian typologу/preference) — индивидуальной временно́й периодизации психофизиологического состояния человека. Показано, что высокий уровень активности в вечернее время в преморбидном периоде (eveningness, late/nocturnal type) ассоциирован с риском развития аффективных расстройств [14—21]. Вопрос о стабильности хронотипа является дискутабельным. Результаты одного из кросс-секционных исследований [22] свидетельствовали о влиянии на этот показатель ряда механизмов на протяжении жизни. Это поднимает вопрос об изменении хронотипа не только в контексте возрастных процессов динамики роста и развития организма, но и в зависимости от клинического состояния больных. В настоящее время данные о стабильности хронотипа на протяжении коротких периодов в процессе лечения ограничены. Очевидна необходимость поиска новых возможностей для оптимизации диагностики и психофармакотерапии с использованием специализированных психометрических инструментов. Биологические ритмы являются той характеристикой индивида, которая может стать мишенью при наличии персонифицированного подхода к лечению больных.

Цель исследования — определение прогностической значимости оценки биологических ритмов при депрессии на примере индивидуального хронотипа больного.

Материал и методы

В исследование были включены 100 больных с депрессией 18—77 лет (средний 48±16 лет), обратившиеся в Клинику психиатрии им. С.С. Корсакова Университетской клинической больницы № 3 Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Критерии включения: в выборку исследования включали больных депрессией, классифицированной в соответствии с МКБ-10 в рубриках «биполярное аффективное расстройство» (БАР) [F31.3—5] (n=20), «депрессивный эпизод» (ДЭ) [F32] (n=27) или «рекуррентное депрессивное расстройство» (РДР) [F33] (n=53), добровольно подписавших письменное информированное согласие на участие в исследовании.

Критериями невключения являлись беременность, период лактации; наличие тяжелой сопутствующей соматической патологии, депрессивное состояние в рамках шизофрении (включая обострения заболевания и состояния психического дефекта), органического поражения ЦНС со статусом деменции умеренной и тяжелой степени, болезней зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания).

Исследование проводили с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (86/609ЕС). Протокол исследования утвержден локальным комитетом по этике ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России.

Хронотип больных оценивали в период эутимии, при поступлении в стационар и спустя 8 нед терапии. Для этой цели использовали опросник для определения типа суточного ритма (Morningness-Eveningness Questionnaire — MEQ в переводе А.А. Путилова, К.В. Даниленко) [23]. Выбор данного инструмента был обусловлен рядом его преимуществ: применение в зарубежных клинических исследованиях дает возможность сравнения полученных данных; удобство заполнения, наличие адаптированной версии; суммарный балл (16—86), полученный на основании ответов на 19 вопросов, позволяет оценить распределение признака с категоризацией групп по предпочтительному уровню активности в вечернее время (eveningness, 16—41), без явной дифференциации (intermediate, neither, 42—58) и в утреннее время (morningness, 59—86). Кроме того, будучи составленным ранее и показав свою эффективность, MEQ является прототипом для других методик: Сircadian Type Inventory, Composite Scale of Morningness, Munich ChronoType Questionnaire (MCTQ).

Длительность наблюдения составляла не менее 8 нед; больные принимали трициклические антидепрессанты — ТЦА (амитриптилин, кломипрамин, имипрамин, пипофезин), селективные ингибиторы обратного захвата серотонина — СИОЗС (пароксетин, флуоксетин, флувоксамин, эсциталопрам), антидепрессанты — АДП других групп: селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (дулоксетин, венлафаксин), селективные ингибиторы обратного захвата норадреналина (мапротилин), ингибиторы моноаминоксидазы (пирлиндол), блокаторы пресинаптических α2-адренорецепторов и 5-HT-рецепторов (миртазапин, миансерин); агонист М1/МТ2-рецепторов и антагонист серотониновых 5-НТ2с-рецепторов (агомелатин). Каждый больной получал одновременно от 1 до 4 лекарственных препаратов. Комплексная психофармакотерапия (83%) проводилась с использованием препаратов следующих психофармакологических групп: нейролептики — Н (хлорпротиксен, тиоридазин, клозапин, кветиапин, рисперидон, галоперидол, перфеназин, сульпирид, тиоридазин, левомепромазин, трифлуоперазин); нормотимики — НТ (вальпроаты, карбамазепин, лития карбонат); анксиолитики (алпразолам, феназепам, тофизопам, гидроксизин, диазепам).

Улучшение оценивали клинически, по числу больных со снижением суммарного балла по шкале оценки депрессий Монтгомери—Асберг (MADRS) к 8-й неделе более чем на 50% от исходного и по редукции симптоматики, определяемой как разность dMADRS=PreMADRS-PostMADRS, где PreMADRS и PostMADRS ― показатели выраженности тяжести депрессии в баллах до лечения и спустя 8 нед.

Статистический анализ полученных в исследовании данных проводили с помощью пакета программ Excel для Windows, Statistica 13 («StatSoft Inc.»). Качественные признаки описывали с помощью абсолютных и относительных показателей (доля, %), количественные признаки — с помощью показателей среднего значения и среднеквадратичного стандартного отклонения (М±SE) в случае нормального распределения значений признака и с помощью показателей медианы и процентилей (Me [Q1; Q3]) в остальных случаях. При оценке пар независимых переменных применяли тест Манна—Уитни, 3 и более ― Краскела—Уоллиса, пар зависимых переменных ― тест Вилкоксона, при анализе двух независимых групп по бинарному признаку ― точный критерий Фишера (F), многопольных таблиц ― критерий χ2 Пирсона. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Изучаемая выборка характеризовалась преобладанием больных с униполярной депрессией умеренной и тяжелой степени тяжести. В большинстве случаев первые депрессивные эпизоды возникали после воздействия психотравмирующей ситуации, с атипичной клинической картиной, преобладанием астеноадинамических (30%), ипохондрических (26%), тревожных состояний (22%).

При поступлении баллы MEQ на исходном уровне были распределены следующим образом: среднее значение (М) и медиана (Ме) близки по своим значениям (47,25 и 48,0), стандартная ошибка асимметрии и коэффициент асимметрии по модулю примерно равны (–0,23 и 0,24), как и эксцесс и стандартная ошибка эксцесса (–0,33 и 0,48). Форма гистограммы теоретически хорошо описывается кривой нормального распределения (Гаусса—Лапласа), критерий Колмогорова—Смирнова p>0,2, Критерий Шапиро—Уилка >0,05 (рис. 1).

Рис. 1. Распределение баллов MEQ у больных депрессией. По оси абсцисс — число больных, по оси ординат — суммарный балл по MEQ (Morningness-Eveningness Questionnaire).

В настоящем исследовании по итогу распределения баллов MEQ (средний балл 47,25±9,63) были выделены группы больных с достоверными различиями по клинической картине и динамике депрессивного расстройства (см. таблицу).

Клинико-анамнестические показатели у больных с разными хронотипами Примечание. * — достоверность различий между утренним и вечерним хронотипами; ** — между утренним/промежуточным и вечерним; *** — между всеми группами.
Результаты согласуются с ранее полученными данными об увеличении доли вечернего хронотипа среди лиц с депрессией по сравнению с общей выборкой [24].

Проведен анализ психофармакотерапии у больных с разными хронотипами. Внутри подгрупп с утренним, промежуточным и вечерним хронотипами балл MADRS спустя 8 нед у получавших монотерапию АДП, АДП+НТ, АДП+Н и АДП+НТ+Н статистически значимо не различался (p=0,308; p=0,052; p=0,986). Результаты исследования свидетельствуют о необходимости дополнительного назначения анксиолитиков и снотворных препаратов (диазепам + циклобарбитал, зопиклон, золпидем) у лиц с вечерним хронотипом в 20 и 16,7% случаев (против 8,3 и 8,3% при утреннем). Сравнение эффективности психофармакотерапии выявило более высокий ответ на терапию при вечернем хронотипе при назначении ТЦА (RТЦА=70%) и СИОЗС (RСИОЗС=72%; при утреннем: RТЦА=33%; RСИОЗС=50%); при утреннем — АДП других классов (RАДПдр=100%): при вечернем: RАДПдр=54%, p=0,031.

L. Keller и соавт. [25], сравнивая распределение хронотипов среди больных с депрессией в ремиссии и группой контроля (здоровые) отметили отсутствие статистически значимых различий, что косвенно свидетельствует о возможности его изменения (коррекции) в процессе терапии.

Широкий диапазон значений баллов MEQ внутри подгрупп обеспечивал стабильность в приверженности больного к определенному хронотипу на протяжении всего исследования. Снижение суммарного балла MEQ при развитии клинически выраженной депрессии по сравнению с состоянием эутимии (–4,8±3,7 балла) и его рост спустя 8 нед терапии (p<0,05) отражали усиление рассогласования суточного ритма при депрессии и его нормализацию на фоне психофармакотерапии.

Установленные различия дают возможность предположить, что несмотря на интерес к разработке новых соединений, спектр терапевтической активности применяемых антидепрессантов имеет, кроме известных и хорошо изученных, еще одну составляющую действия — ресинхронинзирующий эффект.

Исходя из изложенного, хронотипирование с учетом вариативности показателя, с одной стороны, может рассматриваться как фактор прогнозирования экзацербации, с другой — как потенциальная цель, мишень и независимый предиктор ответа на терапию в клинической практике.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

e-mail: mygerasimchuk@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.