Савушкина О.К.

Бокша И.С.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Прохорова Т.А.

Терешкина Е.Б.

Бурминский Д.С.

Лаборатория психофармакологии ФГБУ "Научный центр психического здоровья" РАМН, Москва

Морозова М.А.

Лаборатория психофармакологии Научного центра психического здоровья РАМН, Москва

Воробьева Е.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России, Москва, Россия

Бурбаева Г.Ш.

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

Активность эритроцитарных и тромбоцитарных глутатионредуктазы и глутатион-S-трансферазы при параноидной шизофрении

Авторы:

Савушкина О.К., Бокша И.С., Прохорова Т.А., Терешкина Е.Б., Бурминский Д.С., Морозова М.А., Воробьева Е.А., Бурбаева Г.Ш.

Подробнее об авторах

Просмотров: 772

Загрузок: 20


Как цитировать:

Савушкина О.К., Бокша И.С., Прохорова Т.А., и др. Активность эритроцитарных и тромбоцитарных глутатионредуктазы и глутатион-S-трансферазы при параноидной шизофрении. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(11):77‑81.
Savushkina OK, Boksha IS, Prokhorova TA, et al. The activity of erythrocyte and platelet glutathione reductase and glutathione-S-transferase in paranoid schizophrenia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(11):77‑81. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201811811177

Рекомендуем статьи по данной теме:
Про­вос­па­ли­тель­ная ак­тив­ность мо­но­ци­тов и ак­тив­ность глу­та­ти­он-за­ви­си­мых фер­мен­тов в эрит­ро­ци­тах кро­ви у жен­щин с деп­рес­сив­ны­ми сос­то­яниями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):120-125
Дис­кус­си­он­ные воп­ро­сы ди­аг­нос­ти­ки и те­оре­ти­чес­кие мо­де­ли ши­зоф­ре­нии в дет­ском воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):17-24
Пси­хо­ло­ги­чес­кие кон­цеп­ции — конструкт кли­ни­чес­ких мо­де­лей ши­зоф­ре­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):25-31
Фар­ма­ко­те­ра­пия ши­зоф­ре­нии: кли­ни­чес­кие и не­ко­то­рые воз­рас­тные ас­пек­ты. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):41-50
Кли­ни­чес­кая сис­те­ма­ти­ка хро­ни­чес­ких бре­до­вых пси­хо­зов при ши­зоф­ре­нии и па­то­ло­гии ши­зоф­ре­ни­чес­ко­го спек­тра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):65-74
За­тяж­ные и хро­ни­чес­кие эн­до­ген­ные ма­ни­акаль­ные и ма­ни­акаль­но-бре­до­вые сос­то­яния (пси­хо­па­то­ло­гия, ти­по­ло­гия, ди­на­ми­ка, кли­ни­ка). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):75-81
Ме­ла­то­ни­нер­ги­чес­кий ан­ти­деп­рес­сант аго­ме­ла­тин: ауг­мен­та­ция ан­тип­си­хо­ти­ков в те­ра­пии пос­тши­зоф­ре­ни­чес­ких деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):5-12
Ме­та­бо­ли­чес­кий син­дром в кли­ни­чес­кой пси­хи­ат­ри­чес­кой прак­ти­ке. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):13-20
По­ли­мор­фные ва­ри­ан­ты в клас­те­ре ге­нов, ко­ди­ру­ющих ре­цеп­то­ры сле­до­вых ами­нов, и ког­ни­тив­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у па­ци­ен­тов с расстройства­ми ши­зоф­ре­ни­чес­ко­го спек­тра и здо­ро­вых. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(9):122-128
Вли­яние све­то­ди­од­но­го из­лу­че­ния си­не­го ди­апа­зо­на на тром­бо­ци­ты и фак­то­ры свер­ты­ва­ния кро­ви у боль­ных с хро­ни­чес­кой ише­ми­ей ниж­них ко­неч­нос­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(4):9-15

Введение

В процессе эволюции в организме человека сформировались защитные механизмы к деструктивным свойствам кислорода, включающие антиоксиданты и ферменты антиоксидантной защиты. Окислительный стресс развивается в случае, если образование активных форм кислорода превышает способность антиоксидантной системы их нейтрализовать и элиминировать. Таким образом, он может быть следствием не только повышенного образования активных форм кислорода, но и недостаточной активности системы антиоксидантной защиты.

Ранее было установлено [1—3], что при шизофрении усилено образование свободных радикалов кислорода, а также интенсифицируется перекисное окисление липидов и имеются признаки окислительного стресса. Есть основания предполагать, что окислительный стресс является важным звеном патогенеза шизофрении [3, 4]. В связи с этим в последние годы большое внимание уделяется исследованию состояния различных элементов антиоксидантной системы при шизофрении [2].

Основным эндогенным антиоксидантом в организме человека является глутатион. Выявлено снижение его уровня при шизофрении в префронтальной коре мозга in vivo, в ЦСЖ [5, 6] и в аутопсийном мозге [7]. Было также установлено, что по сравнению с контролем уровень глутатиона снижен в плазме у больных шизофренией с первым психотическим эпизодом и у больных с хроническим течением заболевания (как до лечения, так и после антипсихотической терапии) [8—10].

Известно, что уровень глутатиона и соотношение концентраций его окисленной и восстановленной форм во многом зависят от активности и количества глутатион-зависимых ферментов, например глутатионпероксидазы, глутатионредуктазы (GR) и глутатион-S-трансферазы (GST) [11, 12]. Значительное число работ [13—15] посвящено исследованию при шизофрении глутатионпероксидазы, которая переводит восстановленный глутатион в окисленную форму. Ее активность определяют в аутопсийной ткани мозга, плазме крови, эритроцитах и тромбоцитах. Меньшее внимание уделяется GR, основной функцией которой является восстановление окисленного глутатиона. Остается малоизученной и GST, которая инактивирует пероксиды, образующиеся при окислительном стрессе, и принимает участие в детоксикации ксенобиотиков и их метаболитов.

Цель настоящей работы — сравнительная оценка активности GR и GST в эритроцитах и тромбоцитах периферической венозной крови у больных шизофренией и лиц контрольной группы.

Материал и методы

В исследование были включены 50 больных с параноидной шизофренией (F20.0 по МКБ-10) в состоянии обострения (галлюцинаторно-параноидный или параноидный синдром), которые находились на стационарном лечении. В группе больных было 47 мужчин и 3 женщины в возрасте 25—56 лет (медиана 34 года). В соответствии с особенностями психического состояния каждого больного проводилась индивидуально подобранная адекватная психофармакотерапия с использованием как типичных, так и атипичных антипсихотических средств.

Критериями исключения из исследования являлись органические заболевания ЦНС, острые и хронические соматические заболевания.

Контрольную группу составили 48 здоровых лиц — 45 мужчин и 3 женщины в возрасте 21—59 лет (медиана 38 лет).

В процессе обследования больных использовали общеклинические, психопатологические и психометрические методы. Основным психометрическим инструментом была шкала позитивных и негативных симптомов (PANSS). Психометрическую оценку проводили дважды — до начала лечения и после его окончания. За конечную точку обследования был принят период выписки из стационара (при улучшении состояния больного) или через 2 мес после начала терапии.

Образцы крови из локтевой вены у пациентов брали в вакутейнеры с антикоагулянтом — 3,2% цитратом натрия, емкостью 4,5 мл. Этого объема крови достаточно для определения активности GR и GST в тромбоцитах и эритроцитах в 3 повторах.

Каждый образец крови обрабатывали индивидуально в течение 2 ч после забора крови. Вначале цельную кровь центрифугировали 15 мин при 200 g и температуре 20 °C в целях последующего выделения тромбоцитов и эритроцитов. Для дальнейшего использования разделяли супернатант (плазму) и осадок, содержащий эритроциты и лимфоциты.

Плазму центрифугировали 20 мин при 2000 g и температуре 4 °C, осадок ресуспендировали в 0,105 М цитратном буфере с глюкозой (рН 5,7) и центрифугировали 20 мин при 2000 g и температуре 4 °C. Осадок тромбоцитов ресуспендировали в 0,05 М Tris-HCl буфере, pH 7,0, с 50% глицерина и хранили при температуре –20 °С. Непосредственно перед определением активности GR и GST к пробе тромбоцитов добавляли 50 мМ калий-фосфатного буфера, pH 7,4, содержащего додецил-β-D-мальтозид, до его конечной концентрации 1%, проводили лизис 10 мин при температуре 25 °C, затем образцы центрифугировали 10 мин при 4000 g и температуре 4 °C. Полученный супернатант разбавляли в 5 раз в 50 мМ калий-фосфатного буфера, рН 7,4 [16].

К эритроцитарной фракции добавляли 3 объема изотонического раствора натрия хлорида, перемешивали переворачиванием и центрифугировали 20 мин при 400 g и температуре 4 °C. Супернатант отбирали захватывая лимфоциты. Процедуру повторяли 2—3 раза. Отмытые эритроциты разливали на аликвоты и хранили при температуре –80 °С. Непосредственно перед определением активности GR эритроциты размораживали и лизировали в 10 объемах дистиллированной воды [17].

Активность всех указанных ферментов определяли спектрофотометрическими кинетическими методами с использованием 6-кюветного спектрофотометра. Удельную активность GR изучали по окислению НАДФ-Н в реакции восстановления окисленного глутатиона, активность GST — по скорости образования хромогенных конъюгатов глутатиона с 1-хлоро-2,4-динитробензолом. Концентрацию белка измеряли методом Лоури.

Для статистического анализа базы данных применяли модуль «непараметрический анализ» программы Statistica 7.0 («StatSoft»). Для оценки достоверности различий, изменений параметров и связей между ними использовали U-тест Манна—Уитни, метод парных сравнений Вилкоксона, вычисление коэффициентов ранговых корреляций Спирмена. Различия и корреляции считали достоверными при p<0,05.

Результаты

В таблице

Удельная активность глутатионредуктазы (GR) и глутатион-S-трансферазы (GST) в контрольной группе и у больных шизофренией (до и после антипсихотической терапии) Примечание. GR эр. — эритроцитарная GR; GST эр. — эритроцитарная GST; GR тр. — тромбоцитарная GR; GST тр. — тромбоцитарная GST. * — достоверные различия между группами больных и контроля (р<0,01).
представлены результаты определения удельной активности исследованных ферментов в обоих типах форменных элементов крови (приведены средние значения ± стандартное отклонение). Указанные параметры не проверяли на нормальность распределения, поэтому межгрупповое сравнение проводили непараметрическим методом с помощью U-теста Манна—Уитни.

U-тест Манна—Уитни показал, что у больных шизофренией по сравнению с контрольной группой активность GR и GST в эритроцитах не изменена, в то время как в тромбоцитах активность GR и GST была достоверно снижена до и после лечения.

При использовании метода парных сравнений Вилкоксона достоверных изменений в активности исследуемых ферментов в ходе лечения выявлено не было.

Была предпринята попытка обнаружить связи между клинической симптоматикой и активностью GR и GST; был проведен анализ корреляций активности исследуемых ферментов в форменных элементах крови больных и показателей подшкал и суммарной балльной оценки по шкале PANSS.

Прогностически значимой оказалась активность эритроцитарной GST: в начале исследования она была выше в случае, если у больных отмечалась меньшая выраженность негативных симптомов в конце исследования (R= –0,41; р<0,05). Поиск ранговых корреляций Спирмена выявил наличие достоверной связи активности тромбоцитарной GST у больных с тяжестью психотической симптоматики в начале исследования до приема терапии (суммарная балльная оценка по PANSSpos — подшкале позитивной симптоматики) — чем более была выражена психотическая симптоматика, тем ниже была активность тромбоцитарной GST (PANSSpos в начале терапии и активность GST; R= –0,31; р<0,05). По завершении этапа острого периода терапии эта связь исчезала.

Обсуждение

Анализ данных литературы показал, что основное внимание при исследовании глутатион-зависимых ферментов (GR и GST) уделяется изучению их активности в эритроцитах, так как, во-первых, их активность в эритроцитах достаточно высока и, во-вторых, эритроциты легко выделить в достаточных количествах.

Полученные нами результаты — отсутствие изменений активности GR в эритроцитах до и после терапии по сравнению с контрольными показателями — не согласуются с полученными другими исследователями данными о пониженной активности GR в эритроцитах больных шизофренией по сравнению с контролем [18, 19]. Возможно, это связано с разнонаправленным влиянием терапии на активность исследуемых ферментов: по данным литературы, типичные и атипичные нейролептики по-разному влияют на активность глутатион-зависимых ферментов [20, 21]. Критерии включения в настоящее исследование не ограничивали терапевтическую тактику: в соответствии с клинической ситуацией больные могли получать как типичные, так и атипичные антипсихотические средства, а также те и другие препараты в комбинации. Можно предположить, что расхождение наблюдаемых данных об активности GR связано с тем, что в настоящем исследовании применялась комбинированная антипсихотическая терапия, и, возможно, разнонаправленного действия разных антипсихотиков на активность GR [20]. Вместе с тем проведенные нами исследования представляют больший интерес по сравнению с контролируемыми исследованиями по оценке действия антипсихотической монотерапии, поскольку наши исследования отражают реальность обычной клинической практики.

Что касается GST, то обнаружена только одна работа, в которой было показано снижение активности этого фермента в эритроцитах при шизофрении по сравнению с контрольной группой, при этом терапия не влияла на активность GST [20]. В нашей работе показано, что активность эритроцитарной GST у больных не отличалась от таковой в контрольной группе. Однако этот показатель может быть важен для прогноза течения заболевания, так как выявлена достоверная связь активности GST до лечения с выраженностью негативных симптомов в конце исследования.

Если судить только по данным, полученным в нашей работе, свидетельствующим о достоверных межгрупповых различиях активности изучаемых ферментов, больший интерес для изучения по сравнению с эритроцитами представляют тромбоциты, в которых также выявлены GR и GST. По мнению ряда авторов [16, 17, 22], тромбоциты могут служить периферической моделью, отображающей процессы, происходящие в нервной ткани. В тромбоцитах обнаружены биохимические признаки/свидетельства окислительного стресса, который испытывает организм больных шизофренией [23].

Кроме ранее опубликованных нами работ [17, 24], в литературе нет данных об определении активности GR в тромбоцитах.

В настоящей работе были подтверждены наши ранее полученные данные о пониженной активности тромбоцитарной GR при шизофрении [24]. Надо отметить, что диагноз больных в этих двух работах был идентичен, но число обследованных больных различалось (50 в настоящем исследовании и 18 в предыдущем).

Результаты определения GST в тромбоцитах при шизофрении с приступообразно-прогредиентным течением публикуются впервые.

Как указывалось выше, биохимические процессы в тромбоцитах могут быть отражением этих процессов в мозге, однако известны только единичные работы, в которых изучались GR и GST в аутопсийном мозге при шизофрении. Так, отмечено снижение активности GR в хвостатом ядре [4], иммуноблоттингом показано снижение количества GST Mu (изофермента GST) в префронтальной коре [25].

Это согласуется с нашими результатами о снижении активности GR и GST в тромбоцитах при параноидной шизофрении.

Таким образом, в проведенных исследованиях были выявлены достоверные изменения активности ферментов глутатионового обмена (GR и GST) в тромбоцитах (в отличие от эритроцитов) больных шизофренией при сравнении с психически здоровыми лицами. Пониженная активность GR и GST подтверждает нарушение глутатионовой антиоксидантной защиты при шизофрении.

В нашей работе была также обнаружена достоверная связь между активностью GST и показателями шкалы PANSS до лечения, что может быть важно с точки зрения прогнозирования эффективности терапии.

Эти данные позволяют заключить, что активность ферментов глутатионовой антиоксидантной системы в форменных элементах крови больных шизофренией, определенная до начала антипсихотической фармакотерапии, может иметь значение для объективной оценки состояния этой метаболической системы и степени ее нарушения у больных.

Работа выполнена в ФГБНУ НЦПЗ без дополнительной финансовой поддержки других организаций или фондов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: osavushkina1@yandex.ru
https://orcid.org/0000-0002-5996-6606

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.