Попов Ю.В.

ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева" МЗ РФ, Санкт-Петербург

Яковлева Ю.А.

ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева" МЗ РФ, Санкт-Петербург

Семенова С.В.

ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева», Санкт-Петербург, Россия

Возможности оптимизации терапии детей и подростков, страдающих эпилепсией с эмоционально-волевыми нарушениями (дисфории)

Авторы:

Попов Ю.В., Яковлева Ю.А., Семенова С.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2666 раз


Как цитировать:

Попов Ю.В., Яковлева Ю.А., Семенова С.В. Возможности оптимизации терапии детей и подростков, страдающих эпилепсией с эмоционально-волевыми нарушениями (дисфории). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(7):25‑28.
Popov IuV, Iakovleva IuA, Semenova SV. Possibilities of treatment optimization in children and adolescents with epilepsy and disturbances of emotion and volition (disphoria). S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2016;116(7):25‑28. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20161167125-28

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­леп­сия при му­та­ции ге­на PCDH19: по­лип­раг­ма­зия как следствие слож­нос­ти и мно­го­об­ра­зия ме­ха­низ­мов па­то­ге­не­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):51-55
Изу­че­ние эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния фе­но­за­но­вой кис­ло­ты при эпи­леп­сии, соп­ро­вож­да­ющей­ся ас­те­ни­чес­ки­ми на­ру­ше­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):89-97
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
На­чаль­ный опыт ла­па­рос­ко­пи­чес­ких неф­рэк­то­мий и ре­зек­ций по­чек у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):61-72
Эф­фек­тив­ность ин­тен­сив­ной те­ра­пии мас­сив­ной ин­тра­опе­ра­ци­он­ной кро­во­по­те­ри у де­тей: опыт Мо­ро­зов­ской боль­ни­цы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):103-110
Пос­тко­вид­ный син­дром у де­тей: осо­бен­нос­ти па­то­фи­зи­оло­гии, ди­аг­нос­ти­ки и те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):94-100
ALK-по­зи­тив­ная анап­лас­ти­чес­кая круп­нок­ле­точ­ная лим­фо­ма с по­ра­же­ни­ем при­да­точ­ных па­зух но­са: два кли­ни­чес­ких наб­лю­де­ния и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):42-47
Трав­ма­ти­чес­кий раз­рыв жел­чно­го пу­зы­ря при со­че­тан­ной трав­ме у ре­бен­ка 9 лет. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):96-100
Со­че­тан­ная трав­ма внеб­рю­шин­ной час­ти пря­мой киш­ки и мо­че­во­го пу­зы­ря у ре­бен­ка. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):101-107
Че­реп­но-моз­го­вая трав­ма в струк­ту­ре син­дро­ма жес­то­ко­го об­ра­ще­ния с деть­ми у мла­ден­цев и де­тей ран­не­го воз­рас­та. Син­дром тряс­ки мла­ден­ца. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):5-12

Эпилепсия является одним из наиболее распространенных стигматизирующих заболеваний нервной системы в детском и подростковом возрасте. Примерно 1-2% детей страдают эпилепсией, в 4 раза чаще, чем взрослые - 0,5-0,75%. По имеющимся данным [1], около 60-75% всех форм эпилепсии приходится на детский возраст. Наиболее неблагоприятный прогноз развития заболевания наблюдается при дебюте в возрасте до 3 лет и подростковом - 12-16 лет.

У ¾ детей и подростков, страдающих эпилепсией, отмечаются психические нарушения, которые даже при отсутствии приступов (в случае так называемых эпилептических энцефалопатий) являются одной из главных причин социальной дезадаптации и последующей инвалидизации пациентов [2]. Среди них важное место занимают расстройства эмоционально-волевой сферы и личности больных, доля которых составляет до 50%. В подростковом возрасте именно эти нарушения формируют психопатоподобные черты личности, вследствие которых пациенты становятся опасными для самих себя (саморазрушающее аутоагрессивное поведение) и окружающих (гетероагрессия) [3]. Структура аффективных нарушений у детей и подростков разнообразна: дистимии наблюдаются в 30-35% случаев, дисфорические состояния - в 17-20%, депрессии - в 12%, тревога - в 40%, также отмечаются единичные случаи эйфории. Кроме того, распространенными являются нарушения интеллектуально-мнестической сферы и речи, которые, по разным данным [1, 2, 4], составляют от 30 до 70%. Помимо стойких психических нарушений, формирующих личностные изменения пациентов и составляющих в юношеском возрасте до 58%, для детей и подростков характерно также возникновение различных неврозоподобных проявлений: истероформных, депрессивных, церебрастенических, наблюдающихся в 45% случаев. Эпилептические психозы встречаются в 2% случаев и в большей степени приходятся на подростковый возраст [5].

Среди аффективных нарушений при эпилепсии у детей и подростков наибольший интерес представляют дисфорические состояния, традиционно считающиеся одним из показателей тяжести эпилептического процесса, наиболее частой причиной агрессивного поведения и фактором, затрудняющим адаптацию в среде сверстников [5-7].

Дисфория (греч. dysphoria - раздражение, досада) - расстройство с преобладанием мрачного, угрюмого, злобно-раздражительного настроения с частыми аффективными вспышками и легкостью проявления агрессии. К проявлениям дисфорий могут относиться тревога, тоска, обида, страх, напряженность, злоба, гневливость, агрессивность, ипохондричность, настороженность, недоверие, подозрительность, безысходность, опасения, отчаяние, подавленное или повышенное настроение, иллюзии, парестезии, сверхценные или бредовые идеи [8]. Дисфории расцениваются разными авторами [2, 5, 9] как «субклинический эпилептический припадок», «психический эквивалент припадка», «импульсивные расстройства настроения», «измененная реакция организма на судорожный приступ», «пароксизмальная субдепрессия», «дистимия», «депрессия», «особый вариант сумеречного состояния», «психопатические изменения личности». Отсутствие единого подхода к пониманию дисфорических состояний определяет противоречивость данных об их распространенности. Имеющиеся точки зрения на дисфории отражают их клиническое многообразие, патоморфоз и недостаточную четкость клинических границ, что также определяет трудности стандартизации терапии и профилактики дисфорических расстройств при эпилепсии. По нашим данным, основными факторами, повышающими вероятность развития дисфорических состояний у страдающих эпилепсией детей и подростков являются частота приступов (максимальная вероятность развития дисфорий при ежедневных приступах), локализация эпилептического очага в лобно-височных областях с заинтересованностью глубоких отделов головного мозга, серийное и статусное течение приступов и отсутствие полной клинико-энцефалографической ремиссии в течение 3 лет и более от начала терапии. Дисфорические состояния тяжелее протекают и чаще отмечаются у мальчиков, в структуре дисфорий у них преобладают проявления враждебности и агрессии. У девочек наряду с дисфориями отмечаются истероформные расстройства и церебрастенический синдром [10].

В отношении коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы у страдающих эпилепсией детей и подростков оптимальным представляется биопсихосоциальный подход, позволяющий интегрировать медикаментозную терапию, психообразовательную и психосоциальную реабилитацию. С одной стороны, лечение дисфорических состояний у детей и подростков, страдающих эпилепсией, неразрывно связано с лечением основного заболевания и его успешностью и должно быть направлено главным образом на назначение противосудорожной терапии, способствующей достижению клинической и энцефалографической ремиссии приступов. При выборе антиконвульсантов целесообразно отдавать преимущество препаратам с нормотимическим и ноотропным эффектом (топирамат, окскарбазепин, ламотриджин, левитирацетам), использование которых в ряде случаев позволяет избежать дополнительного назначения психотропных препаратов. Терапию дисфорических состояний при эпилепсии у детей и подростков следует проводить без отмены противосудорожной терапии, кроме случаев психических нарушений в связи с антиконвульсантной терапией (интоксикации, форсированная нормализация Ландольта, когда необходима коррекция доз, смена или отмена препаратов). С другой стороны, в случае недостаточного положительного эффекта от антиконвульсантной терапии, сохраненения проявлений агрессии, импульсивности, отсутствия самоконтроля требуется дополнительное использование психотропных препаратов. В работе с детьми и подростками, страдающими эпилепсией, необходимо учитывать влияние судорожных приступов как психотравмирующего фактора, определяющего степень детской дезадаптации в обществе. На сегодняшний день невозможно полноценное лечение эпилепсии у детей и подростков без использования психологической и психотерапевтической помощи, включая когнитивно-поведенческую терапию и семейное консультирование. Задачами работы с пациентами являются формирование более адаптивных навыков поведения, развитие рефлексии и саморегуляции. При работе с семьей важно информирование родителей обо всех проявлениях эпилепсии и формирование адекватного отношения к болезни ребенка, а также повышение уровня родительской компетентности, выработка эффективных стратегий совладания с бременем болезни.

Основными принципами оказания психолого-психотерапевтической помощи являются: 1) индивидуальный подход в выборе наиболее подходящего для страдающего эпилепсией пациента вида психологической помощи: индивидуальная работа, групповые формы работы, семейная психотерапия; 2) проведение психообразовательной работы с родителями, что способствует повышению толерантности к поведению ребенка, предъявлению к нему адекватных требований, улучшает комплайенс; 3) просвещение и консультирование педагогов о психологических особенностях и специфике больных эпилепсией с целью осуществления психологической поддержки школьников и развития их позитивного самопринятия и адекватной самооценки.

Цель исследования - оптимизация терапии дисфорических состояний при эпилепсии у детей и подростков в зависимости от пола пациентов и степени тяжести расстройства.

Материал и методы

Клинико-психопатологическим методом с использованием шкалы всесторонней оценки психического состояния (ШВОПС) и шкалы CGI были обследованы 70 детей и подростков, 45 (64,3%) мальчиков и 25 (35,7%) девочек, в возрасте от 6 до 18 лет (средний - 12,4±1,40 года). Все больные страдали эпилепсией, в клинической картине которой отмечались дисфорические состояния различной степени выраженности. Длительность заболевания эпилепсией была 8,7±2,46 года.

В зависимости от степени тяжести дисфорий все пациенты были подразделены на группы: 1-я группа - легкая степень - 19 (27,1%) пациентов, 2-я - средняя: 27 (38,6%), 3-я - тяжелая степень: 24 (34,3%).

Результаты и обсуждение

Эффективность терапии эмоционально-волевых расстройств различалась у детей разного пола в зависимости от имеющихся отличий в характере и выраженности психопатологической симптоматики в структуре дисфорических состояний (табл. 1).

Таблица 1. Способы коррекции дисфорических состояний у детей и подростков, страдающих эпилепсией

В качестве медикаментозных корректоров использовали типичные нейролептики: хлорпромазин (в дозе 1 мг/кг/сут), перициазин (2-3 мг/сут) и атипичные нейролептики у подростков старше 12 лет: рисперидон (0,5-2 мг/сут), палиперидон (3 мг/сут) [17].

Для коррекции дисфорических расстройств также применяли психотерапевтические методы, направленные на снижение уровня агрессивности и усиление самоконтроля, основанные на общих принципах психологической помощи страдающим эпилепсией детям и подросткам с психическим нарушениями и их семьям, минимизацию негативного влияния заболевания эпилепсией, формирование личности, семейные отношения, характер взаимоотношений со сверстниками и в целом поведение детей и подростков, успешность их обучения, социализацию и социальную адаптацию.

Распределение детей разного пола по видам используемой коррекции дисфорий представлено на рис. 1.

Рис. 1. Способы коррекции дисфорических состояний у мальчиков (левый столбец) и девочек (правый столбец), страдающих эпилепсией. По оси ординат - число детей (в %).

Из рис. 1 следует, что у девочек ― 20 (80,0%) человек достоверно чаще, чем у мальчиков, ― 23 (51,1%) пациента (р<0,05 по Фишеру) для лечения дисфорий использовались психотерапевтические методы коррекции. У мальчиков ― 17 (37,8%) детей по сравнению с девочками ― 3 (12%), чаще применялись типичные нейролептики (хлорпромазин, перициазин). Примерно равное количество детей - 5 (11,1%) мальчиков и 2 (8,0%) девочки получали терапию атипичными нейролептиками (рисперидон, палиперидон).

Таким образом, дисфорические состояния, чаще отмечаясь у мальчиков, протекают более тяжело, в их структуре преобладают проявления агрессии и враждебности, поэтому у них чаще, чем у девочек, требуется назначение дополнительной терапии с использованием нейролептиков. Дисфориям у девочек часто сопутствует наличие астении и истероидного радикала в структуре личности, что объясняет большую эффективность и частоту использования в их лечении психотерапевтических методов воздействия.

Нами была разработана классификация дисфорических состояний у детей с эпилепсией, отражающая степень выраженности дисфорических проявлений в зависимости от их частоты, длительности и психопатологической структуры [15]. Она представлена в табл. 2.

Таблица 2. Классификация дистрофических состояний у детей с эпилепсией по степени их выраженности

На основе анализа полученных результатов были установлены показания для использования дополнительного терапевтического вмешательства с целью коррекции дисфорий в зависимости от тяжести дисфорических расстройств (рис. 2).

Рис. 2. Терапевтическая тактика в зависимости от степени тяжести (ось абсцисс) дисфорических состояний. По оси ординат - число больных (в %). 1 - психотерапия, 2 - однократный прием корректоров - нейролептиков, 3 - систематическая коррекция нейролептиками.

Из рис. 2 следует, что у детей, страдающих эпилепсией с дисфориями легкой степени тяжести, в 78,4% (13 человек) случаев не требовалось дополнительного лечения, помимо адекватной противосудорожной терапии, обеспечивающего клинико-энцефалографическую ремиссию приступов, при дисфориях средней степени количество пациентов, не нуждающихся в дополнительной коррекции, уменьшилось до 55,6% (15 человек), и еще меньше было таких детей с тяжелыми дисфориями - 12,5% (3). Различия между 1-й и 3-й, а также 2-й и 3-й группами достоверны (р<0,01). Детям с легкой степенью дисфорий не требовалась систематическая коррекция нейролептиками, так же как и в большинстве случаев при дисфориях средней степени тяжести (проводилась только 2 (7,4%) пациентам). Детям с тяжелыми дисфорическими состояниями в 75% (18 человек) случаев требовалось систематическое назначение найролептиков длительностью до 0,5 года, различия между 1-й и 3-й, а также между 2-й и 3-й группами достоверны (р<0,01). Непосредственно в момент дисфории нейролептики применялись во всех трех группах, с преобладанием в группах 2 и 3. В терапии 7 (29,2%) детей 3-й группы достоверно чаще использовались атипичные нейролептики (рисперидон, палиперидон в разрешенных возрастных дозировках), у пациентов с более легкой степенью расстройства препараты этой группы не применялись. Типичные нейролептики (перициазин, хлопромазин в разрешенных возрастных дозировках) использовались с одинаковой частотой при дисфориях любой степени тяжести: при легкой степени - в 21,6% случаев, средней - 25,9% и тяжелой - в 37,5% без достоверности различий. Таким образом, по мере увеличения степени тяжести дисфорий возрастает потребность в их коррекции в зависимости от преобладающей психопатологической симптоматики и ее выраженности. При дисфориях легкой степени допустимо использовать психотерапевтические методы, направленные на снижение уровня агрессии и усиление самоконтроля. При дисфориях средней степени тяжести необходимо в ряде случаев присоединять к противосудорожной терапии типичные нейролептики, преимущественно в виде внутримышечных инъекций или капель, в качестве корректора поведения при однократном использовании в рекомендованных возрастных дозах. У детей с дисфориями тяжелой степени рекомендуется систематическая (длительностью до 0,5 года) коррекция нейролептиками для их редукции и предотвращения последующего возникновения.

Проблема аффективной патологии у детей и подростков, страдающих эпилепсией, в настоящее время не менее актуальна, чем у взрослых, что связано с относительным учащением аффективных форм патологического реагирования в детском возрасте. Это обусловливает необходимость дальнейшего углубленного изучения данного вопроса в различных аспектах (психопатологический, психологический, лечебно-реабилитационный). Оптимизации терапии эмоционально-волевых нарушений, включая дисфорические состояния, у страдающих эпилепсией детей и подростков способствуют раннее выявление дисфорий, определение специфики и характера клинических проявлений в зависимости от пола пациентов, разделение их по степени тяжести и своевременное лечение с учетом всех названных критериев. Улучшение психического состояния больных является профилактикой прогредиентности эпилептического процесса и способствует их социальной адаптации.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.