Вертеброгенный болевой синдром является одной из актуальных проблем в современной неврологии, что обусловлено его широкой распространенностью [1, 2]. Основными причинами болей в спине являются мышечно-тонические и миофасциальные болевые синдромы. Болевая импульсация, независимо от ее источника, активирует альфа- и гамма-мотонейроны передних рогов спинного мозга, вызывая спастическое сокращение мышц, иннервируемых данным сегментом спинного мозга, при этом мышечный спазм усиливает стимуляцию ноцицепторов мышцы. Алгогенные химические вещества (брадикинин, простагландины и др.) оказывают выраженное действие на сосуды, вызывая вазогенный отек тканей и локальную ишемию в спазмированных мышцах. В итоге формируется порочный круг, включающий мышечный спазм, боль, локальную ишемию, дегенеративные изменения, которые, влияя друг на друга, способствуют прогрессированию патологических изменений. В клинической картине спондилогенных расстройств нередко имеется ишемический фактор вследствие компрессии нерва на уровне прохождения через спазмированную мышцу, с развитием компрессионно-ишемической нейропатии. Длительное течение болевого синдрома влияет на психоэмоциональную сферу пациента, постепенно формируется болевое поведение, изменяется восприятие боли, появляются страх, ожидание боли [3—8]. В связи с вышеизложенным представляется актуальным исследовать эффект препаратов с мультимодальным эффектом, воздействующих на различные звенья патогенеза ишемических повреждений и психоэмоциональную сферу. В работе использован отечественный многокомпонентный препарат цитофлавин, обладающий антигипоксическим, антиоксидантным действием, нивелирующий эмоционально-волевые нарушения [7].
Цель исследования — изучить динамику неврологических и эмоциональных нарушений у пациентов с дорсопатией на фоне применения цитофлавина.
Материал и методы
На базе Городской клинической больницы № 10 Саратова проведено комплексное клинико-инструментальное обследование и лечение 120 пациентов, 60 женщин и 60 мужчин, в возрасте от 21 года до 55 лет (средний — 38±9 лет) с вертеброгенным болевым синдромом на грудном и пояснично-крестцовом уровнях. Все больные получали нестероидные противовоспалительные препараты, миорелаксанты, витамины. Основную группу (ОГ) составили 67 больных, которым дополнительно был назначен цитофлавин по 10 мл раствора на 1 введение 1 раз в сутки на 200 мл изотонического раствора хлористого натрия внутривенно капельно утром в течение 10 дней. Группу сравнения (ГС) составили 53 больных, которые на протяжении 10 дней получали только стандартное лечение. Группы были сопоставимы по полу, возрасту и длительности заболевания.
Осуществлялась динамическая оценка интенсивности боли, неврологического статуса на 1-й и 10-й дни, а также через 3 и 6 мес после лечения. Для оценки болевого синдрома использовалась визуальная аналоговая шкала (ВАШ). Для выявления особенностей болевого синдрома применялась нейропатическая шкала боли (НШБ), которая оценивает болевые ощущения по 10 различным характеристикам, включая специфические качества. Каждая из этих характеристик имеет 10 градаций, определяющих интенсивность боли, что дает обследуемому возможность описать личные ощущения от боли. Состояние психоэмоциональной сферы определялось по шкале САН (самочувствие, активность, настроение). Визуализация структур позвоночника и спинного мозга с целью определения состояния тел позвонков, степени повреждения дисков осуществлялась на компьютерном томографе TSX-021Ф 2003−11 TME/KI («Toshiba Corp»). Для статистического анализа полученных данных использовали программу BioStat 2009, за достоверные принимались отличия при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Все пациенты при поступлении предъявляли жалобы на боль в грудном и пояснично-крестцовом отделах позвоночника с иррадиацией в нижние конечности, усиливающуюся при физической нагрузке. Средняя продолжительность болевого синдрома составила 1,5 года. Боль усиливалась при движении, резких поворотах туловища, чрезмерной физической нагрузке. Наблюдалось ограничение движений в поясничном и грудном отделах позвоночника (табл. 1).
В обеих группах боль возникала преимущественно днем и была связана с двигательной активностью. В ночные часы болевой синдром отмечался у 19,4% пациентов ОГ и 18,9% в Г.С. Средние показатели интенсивности боли между группами были сопоставимы. Все пациенты при поступлении предъявляли жалобы на чувство внутреннего напряжения, раздражительность, чувство «стянутости» мышц спины, повышенную утомляемость. При оценке болевого синдрома у 73,1% больных ОГ и 71,7% в ГС имелся нейропатический компонент боли. Пациенты характеризовали болевой синдром как ощущение дискомфорта, глубокую, тупую, жгучую боль в позвоночнике, бедре, голени (табл. 2).
При осмотре у всех пациентов отмечался мышечно-тонический синдром, который проявлялся анталгическим сколиозом, напряжением длинных мышц спины, сглаженностью поясничного лордоза. Выявлялась болезненность при пальпации паравертебральных точек и перкуссии остистых отростков грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника. Напряжение паравертебральных мышц отмечалось у 46 (68,7%) больных ОГ и 25 (47,2%) в Г.С. Снижение болевой и температурной чувствительности в зоне иннервации корешка выявлено у 28% больных ОГ и у 24% в Г.С. Симптомы натяжения на стороне пораженного корешка почти с равной частотой встречались в обеих группах. У 42,2% пациентов отмечалось снижение коленного рефлекса как проявление компрессии корешка L4 и в 38,9% случаев — снижение ахиллова рефлекса вследствие компрессии корешка S1. У больных не выявлялось грубых вегетативных нарушений, а также нарушений функции тазовых органов (табл. 3 и 4).
При компьютерной томографии (КТ) у всех пациентов отмечались дегенеративно-дистрофические изменения, протрузии межпозвонковых дисков в поясничном отделе. Грыжи дисков не превышали 8 мм и определялись у 38,2% обследуемых на уровне L4, L5 позвонков, у 30,3% пациентов — на уровне L5—S1 позвонков. До лечения отмечались выраженное снижение активности, настроения, изменения самочувствия без достоверных отличий между группами, показатели САН в ОГ и ГС были ниже нормы.
На фоне лечения на 10-й день у 93,8% пациентов ОГ и 81,2% в ГС наблюдалась положительная динамика по ВАШ в виде уменьшения болевого синдрома как в дневные часы, так и в ночное время, расширения двигательной активности, повышения работоспособности (см. рисунок).
На 10-й день лечения отмечался отчетливый регресс неврологической симптоматики: уменьшение напряжения и болезненности при пальпации мышц грудного и поясничного отделов позвоночника у 60,4% больных ОГ и 26,9% в Г.С. Значительно реже отмечались расстройства чувствительности: у 23,6% пациентов ОГ и 49,2% в Г.С. По шкале САН в ОГ также более заметно улучшились показатели по сравнению с ГС (см. табл. 4 и 5).
Показатели самочувствия в ОГ на 10-й день увеличились на 0,9, активности — на 1,15, настроения — на 0,97 (см. табл. 5). Через 3 мес — на 0,8; 0,95; 0,97 балла по сравнению с исходными показателями, через 6 мес — на 0,6; 0,85; 0,87 балла соответственно. Самочувствие в ГС на 10-й день улучшилось на 0,34, активность — на 0,65, настроение — на 0,75 балла. Через 3 мес — на 0,24; 0,4; 0,75 балла по сравнению с исходными показателями. Через 6 мес — на 0,04; 0,2; 0,55 балла соответственно. Таким образом, показатели в ОГ по шкале САН после проводимого лечения продемонстрировали больший его положительный эффект, чем в Г.С. Стойкая ремиссия наблюдалась у 93,8% больных ОГ и у 81,2% в ГС. У 49 (73,1%) пациентов ОГ и 38 (71,8%) Г.снизилась выраженность ряда компонентов нейропатической боли. У больных ОГ отрицательной динамики в неврологическом статусе не зафиксировано, в 52,1% случаев регрессировали сенсорные нарушения, в 29,2% наблюдалось частичное (69,3%) и полное (17,5%) восстановление рефлекторной сферы. В ГС сохранялся неврологический дефицит.
Выводы
У пациентов с дорсопатией цитофлавин показал отчетливый положительный эффект в отношении регресса болевого синдрома, показателей неврологического статуса, психоэмоционального фона по сравнению со стандартной терапией. Рекомендуемый режим дозирования цитофлавина при дегенеративно-дистрофических изменениях грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника — 10,0 мл внутривенно капельно при его разведении в изотоническом растворе хлористого натрия (200 мл) — однократная инфузия в сутки в течение 10 дней. Применение цитофлавина открывает новые возможности в лечении пациентов с дорсопатиями, учитывая влияние препарата на различные звенья патогенеза ишемических повреждений, наличие антигипоксического и антиоксидантного действия, благоприятное воздействие на психоэмоциональную сферу, социальную адаптацию.