Из-за высокой распространенности и тяжелых последствий для состояния здоровья сосудистые заболевания головного мозга являются важнейшей медико-социальной проблемой [1—4]. Особого внимания также заслуживают последствия острых форм цереброваскулярной недостаточности, в том числе прогрессирующие нарушения когнитивных функций [5, 6]. Возникновение когнитивных нарушений сразу после сосудистой катастрофы возможно, если единичный крупноочаговый инфаркт имеет в головном мозге стратегическую локализацию [6]. Когнитивные расстройства, развивающиеся в более поздние сроки, обусловлены чаще всего диффузным поражением мозга вследствие нарастающей хронической цереброваскулярной недостаточности [5]. Зачастую эти нарушения остаются «за кадром» как для пациента, так и для врача, негативно влияя при этом на качество жизни больного и его реабилитационные возможности. В связи с этим представляется важным поиск новых как диагностических, так и лечебных мероприятий, направленных на устранение и профилактику подобных осложнений ишемических повреждений мозга, что может быть достигнуто путем расширения представлений о механизмах действия уже известных лекарственных препаратов.
Основным направлением в лечении пациентов с последствиями инфаркта головного мозга является использование лекарственных средств нейропротективного и метаболического действия. Широко применяемыми и хорошо зарекомендовавшими себя препаратами из данной группы являются лекарственные средства отечественного производства кортексин и мексидол [1—4]. Учитывая присутствие данных лекарственных средств в стандартах оказания медицинской помощи пациентам ангионеврологического профиля в стационарных и амбулаторных условиях, представляется важным оценить возможности этих препаратов в качестве корректоров когнитивных расстройств у данной категории больных.
Цель исследования — изучение нейропсихологического статуса у больных с последствиями инфаркта головного мозга на фоне комплексного стационарного лечения с использованием препаратов кортексин и мексидол.
Материал и методы
В исследование были включены 62 пациента, 37 женщин и 25 мужчин, в возрасте от 52 до 65 лет, перенесших инфаркт головного мозга и имеющих неврологические последствия разной степени (с легкими либо умеренно выраженными паретическими явлениями, мозжечковым синдромом и речевыми нарушениями). Критериями исключения были: наличие любой соматической патологии в стадии декомпенсации, любого другого неврологического либо психического заболевания, алкогольная и наркотическая зависимость, беременность и кормление грудью, а также тяжелые последствия перенесенного инсульта в виде грубого пареза до степени плегии и тотальные речевые нарушения, которые делают невозможным тестирование в рамках исследования.
Больные были разделены на две группы. Основную группу составили 40 пациентов, в лечении которых в дополнение к общепринятой терапии назначались кортексин в дозе 10 мг внутримышечно и мексидол по 5,0 мл 5% раствора внутривенно в течение 15 дней. В группу сравнения вошли 22 больных, получавших курс традиционного лечения (ноотропы, вазоактивные, гипотензивные препараты, витамины, антиагреганты, физиотерапевтическое лечение).
Между группами не было достоверных отличий по полу, возрасту, тяжести перенесенного инфаркта и длительности заболевания. Диагноз был установлен клинически и подтвержден данными инструментальных исследований (УЗДГ/дуплексное сканирование сосудов головного мозга) и методами нейровизуализации (МРТ/КТ головного мозга).
Перед началом и после окончания курса лечения осуществлялась детальная оценка неврологического и нейропсихологического статуса. Повторное обследование проводилось спустя 30 дней.
Для выявления когнитивного дефицита и установления степени его выраженности использовался набор нейропсихологических скрининг-тестов: краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) и тест рисования часов. Исследование памяти проводилось по методике запоминания 10 слов, внимания — по тесту отсчитывания по Крепелину. Речевая активность проверялась с помощью тестов на направленные ассоциации: фонетически (слова, начинающиеся на «л») и семантически (названия растений) опосредованные. Был исследован пространственный и динамический праксис. Определялся уровень тревожности по шкале Спилбергера—Ханина.
Статистическая обработка полученных показателей проводилась с помощью компьютерной программы БИОСТАТ.
Результаты и обсуждение
Перед началом лечения больные предъявляли жалобы на головокружение, снижение памяти, общую слабость, нарушения сна, эмоциональную лабильность, головные боли, шум в ушах и голове. В неврологическом статусе отмечались вестибуломозжечковые нарушения, пирамидный, псевдобульбарный, астенический синдромы.
В ходе первичного нейропсихологического исследования были выявлены расстройства мнестической функции, дефицит внимания, замедленность психических процессов, снижение познавательной активности, высокий уровень тревожности, снижение темпа умственной деятельности и быстрая истощаемость. При проверке речевой активности у больных определялась преимущественно височно-теменная речевая дисфункция (в частности семантическая).
Обращает на себя внимание, что после проведенного лечения заметно улучшилось субъективное самочувствие больных в обеих группах: уменьшились головные боли, головокружение, шум в голове, нормализовался сон (табл. 1).
После курса терапии отмечался регресс некоторых неврологических синдромов (табл. 2).
После лечения достоверно уменьшились проявления вестибуломозжечкового и астенического синдромов в обеих группах. При этом в основной группе лучшие показатели оказались при оценке астенического и псевдобульбарного синдромов, тогда как в группе сравнения наибольшему регрессу подверглись вестибуломозжечковая и пирамидная симптоматика.
Динамика нейропсихологических показателей представлена в табл. 3.
При повторной проверке нейропсихологического профиля отмечалась активация функций восприятия и запоминания информации, улучшились мнестические показатели: увеличилось количество слов при непосредственном и отсроченном воспроизведении. Уменьшилось время выполнения задания (сократилось время запоминания слов), что свидетельствует о положительном влиянии лечения на динамические аспекты мнестической функции. При оценке внимания после лечения повысилась его устойчивость и концентрация. При исследовании динамического и пространственного праксиса увеличилась скорость движений в руках при повторении заданной последовательности движений, улучшилось повторение пространственно-ориентированных движений. Также отмечалась аккуратность выполнения проб (больные увереннее выполняли задания), что выразилось в уменьшении количества ошибок. Изменился эмоциональный фон больных, наблюдалось достоверное снижение уровня тревожности. После лечения было зафиксировано достоверное улучшение речевой активности больных: увеличилось количество слов при выполнении пробы на называние растений. Кроме того, значимо уменьшилось количество допускаемых ошибок в каждом из тестов. В большей степени данные изменения коснулись пациентов основной группы. При этом преимущественно наблюдалось улучшение показателей непосредственного воспроизведения, внимания, достоверно снизился уровень тревожности.
Показатели отсроченного воспроизведения, праксиса, речевой активности значительно улучшились как в основной группе, так и в группе сравнения.
При общей оценке эффекта лечения было выявлено четкое превалирование положительных результатов у пациентов основной группы по сравнению с группой, получавшей только общепринятую терапию. В основной группе обнаружено значительное улучшение памяти, внимания, возросла активность психических процессов, наблюдалось уменьшение уровня тревожности, улучшение самочувствия, пациенты отмечали прилив сил. У больных, получавших курс стандартной терапии, также зафиксирована позитивная динамика, однако менее заметная.
Таким образом, данное исследование подтверждает, что применение препаратов кортексин в дозе 10 мг внутримышечно и мексидол в дозе 5 мл 5% раствора внутривенно в течение 15 дней в составе комплексного лечения у больных с последствиями ишемических нарушений мозгового кровообращения приводит к улучшению состояния пациентов, что выражается в уменьшении жалоб, регрессе неврологической симптоматики, когнитивных нарушений и психоэмоциональных расстройств. Сочетание метаболического, нейропротективного, антигипоксического, анксиолитического компонентов данного лекарственного комплекса позволяет достигнуть наилучшего терапевтического результата и в целом способствует более эффективной медицинской реабилитации больных с последствиями инфаркта мозга.