Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бобров А.Е.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии, Москва

Курсаков А.А.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии, Москва

Клинический полиморфизм депрессий и когнитивный дефицит

Авторы:

Бобров А.Е., Курсаков А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 968 раз


Как цитировать:

Бобров А.Е., Курсаков А.А. Клинический полиморфизм депрессий и когнитивный дефицит. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(8):19‑24.
Bobrov AE, Kursakov AA. Clinical polymorphism of depression and cognitive deficit. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(8):19‑24. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Тар­ге­ти­ро­ва­ние NMDAR/AMPAR — пер­спек­тив­ный под­ход фар­ма­ко­кор­рек­ции деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):22-30
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при посттрав­ма­ти­чес­ком стрес­со­вом расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):69-74
Ас­те­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов и воз­мож­нос­ти ее кор­рек­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):133-137
Расстройства сна и он­ко­ло­ги­чес­кие за­бо­ле­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):125-131
Осо­бен­нос­ти на­ру­ше­ний ког­ни­тив­ных фун­кций при би­по­ляр­ном аф­фек­тив­ном расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):15-19
Ре­ког­нан (ци­ти­ко­лин) в кор­рек­ции ас­те­ни­чес­ких и тре­вож­но-деп­рес­сив­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):43-47
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния и эмо­ци­ональ­ные расстройства и их кор­рек­ция у жен­щин в пе­ри­ме­но­па­узаль­ном пе­ри­оде. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):48-53
Флу­вок­са­мин при ле­че­нии расстройств тре­вож­но-деп­рес­сив­но­го спек­тра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):101-109
Ан­ти­деп­рес­сан­ты в пси­хи­ат­ри­чес­кой прак­ти­ке. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):126-132
Вли­яние пред­шес­тву­ющей ап­пен­дэк­то­мии на ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у взрос­лых: ис­сле­до­ва­ние «слу­чай-кон­троль». Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):73-77

Когнитивные расстройства при депрессии имеют патогенетическое значение [1]. Это подтверждается эффективностью когнитивных психотерапии и тренинга, а также ассоциацией ряда эндофенотипов депрессии с когнитивными нарушениями [2-6]. Кроме того, исследования последних лет показали перспективность использования для лечения аффективных расстройств препаратов с прокогнитивным действием, которое нельзя отнести к проявлениям тимоаналептического эффекта [7-9]. Однако клиническая оценка прокогнитивных эффектов лекарственных препаратов в настоящее время представляет определенные трудности. Методы изучения нейрокогнитивных функций недостаточно вписываются в традиционное клинико-психопатологичекое обследование, а результаты их использования мало коррелируют с данными традиционной психометрической оценки психического состояния [10, 11]. Это приводит к «растворению» нейрокогнитивной симптоматики в психопатологических проявлениях депрессий, что не позволяет определить ее клиническую значимость и затрудняет анализ терапевтических сдвигов, возникающих в этой сфере. Проблема осложняется тем, что различные методы психопатологической оценки депрессий ориентируются на несовпадающие кластеры симптомов [12, 13].

В результате соотношение между клиническими парамет­рами депрессивных состояний и имеющимися у больных когнитивными нарушениями теряется в клиническом полиморфизме депрессий и методов их оценки. Следует подчеркнуть, что отмеченные сложности в определенной мере сопряжены с фундаментальными проблемами методологии психиатрии и требуют специального рассмотрения [14, 15].

Цель настоящего исследования - изучение связи между психометрической оценкой депрессивных состояний и показателями нейрокогнитивного функционирования.

Материал и методы

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе оценивались выраженность и характер когнитивных нарушений при различных депрессивных расстройствах, выделенных на основании критериев МКБ-10. На втором этапе в результате исследования факторной структуры трех психометрических опросников для квалификации депрессии производилось выделение основных кластеров депрессивной симптоматики. На третьем этапе изучалось соотношение между выделенными кластерами симптомов и когнитивными нарушениями.

Были обследованы 90 пациентов, 75 женщин и 15 мужчин, в возрасте от 20 до 75 лет (средний - 53,2±15,0 лет).

В исследование включались только пациенты, состояние которых соответствовало клиническим критериям МКБ-10 для различных депрессивных состояний. Пациенты с тяжелыми соматическими заболеваниями из работы исключались.

Депрессивный эпизод был у 25 пациентов, рекуррентная депрессия - у 40, биполярное аффективное расстройство с текущим эпизодом депрессии - у 6, дистимия - у 8. У 11 пациентов на фоне тревожных, соматоформных, стрессовых расстройств были диагностированы субдепрессивные состояния, соответствующие тревожному и депрессивному расстройству, а также пролонгированной депрессивной реакции.

Все пациенты были обследованы в условиях первичного звена медицинской помощи клинически, а также с помощью психометрических инструментов.

Изучение состояния нейрокогнитивных функций осуществлялось с помощью адденбрукской нейрокогнитивной шкалы (ACE-R) [16, 17]; оценка депрессии проводилась при помощи шкалы депрессии Гамильтона (НАМ-D) [18], шкалы депрессии Бека (BDI) [19], использовалась также методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) [20]. Выбор этих инструментов определялся методологическими соображениями, поскольку НАМ-D базируется на принципе клинико-описательном, BDI - самоотчета, а ММИЛ - регистрации установок и доминирующих стереотипов поведения.

Статистическую обработку материалов проводили при помощи рангового дисперсионного анализа (ДА) по Краскелу-Уоллису и метода непараметрического сравнения двух групп на основе критерия Манна-Уитни. Структуру опросников исследовали при помощи разведочного факторного анализа с использованием критерия Кайзера и варимакс-вращения.

Результаты

Полученные на первом этапе работы результаты изучения когнитивных нарушений у больных с различными диагнозами по МКБ-10 приведены в табл. 1.

Из нее следует, что существенные различия между группами больных выявляются только по домену оптико-пространственного гнозиса/праксиса. Как показывает дополнительный анализ, это происходит за счет относительного дефицита соответствующих функций при субдепрессиях и дистимии в сравнении с биполярной, рекуррентной депрессией и депрессивным эпизодом.

На втором этапе исследования с помощью факторного анализа были выделены факторы, определяющие психопатологическую квалификацию депрессивных состояний при помощи применявшихся опросников (табл. 2-4).

Представленные в табл. 2 данные показывают, что в основе клинической оценки депрессии находятся пять основных параметров - сниженное настроение со снижением интересов, тревога, а также нарушение витальных функций - приема пищи, сна и либидо.

Как следует из результатов, представленных в табл. 3, самооценка состояния пациентами характеризуется прежде всего интрапунитивными тенденциями, связанными с чувством вины, предъявлением к себе повышенных требований и самообвинениями. Далее идут субъективные проявления астении, констатация потери массы тела и снижения аппетита, общая неудовлетворенность, сужение социальных связей и падение либидо.

Факторная структура депрессивных состояний по ММИЛ определяется конформностью, соматизацией, а также снижением социальных контактов, с которыми тесно сопряжены основные поведенческие проявления депрессии. В качестве самостоятельного фактора выделяется также враждебность.

На третьем этапе было проведено сопоставление выделенных компонентов депрессии с результатами оценки когнитивного функционирования больных. Все обследованные независимо от диагноза были разделены на группы, ассоциированные с выделенными в ходе анализа факторами. При этом отнесение каждого пациента в ту или иную группу определялось величиной полученных для него факторных значений.

Результаты дисперсионного анализа по Краскелу-Уоллису (табл. 5) показывают, что факторы, выделенные при анализе данных по шкалам НАМ-D и BDI, не связаны с когнитивным функционированием.

В то же время факторы, выделенные при анализе по ММИЛ, оказались существенно связанными с результатами изучения нейрокогнитивных функций, в частности вербальной беглостью и общим баллом по ACE-R; имеется также тенденция к такой связи по домену «память».

Для уточнения соотношения между когнитивными и типологическими параметрами депрессии был осуществлен расчет средних значений и медиан по доменам ACE-R для каждой из типологических групп больных (табл. 6), а также проведено их попарное сравнение по этим параметрам с помощью критерия Манна-Уитни.

Результаты, полученные в каждой из выделенных групп, сравнивались с общими данными по остальным группам. Было обнаружено, что у пациентов 3-й группы, поведение которых характеризуется высокими значениями по фактору «изоляция и депрессия», были более низкие показатели по домену «вербальная беглость» (p=0,01). У них также отмечалась тенденция к снижению общего балла по ACE-R (p=0,064). У больных 4-й группы, характеризующихся свойством «враждебность», отмечались сравнительно более высокие показатели по домену «память» (p=0,006) и общему баллу ACE-R (p=0,001). Это свидетельствует о снижении указанных когнитивных показателей у всех пациентов за исключением больных 4-й группы.

Обсуждение

Полученные результаты показали, что диагностическое разделение депрессий лишь в ограниченной степени отражает наличие у больных когнитивного дефицита. Единственный значимый результат в этом отношении состоит в том, что при неглубоких депрессивных состояниях нарушения зрительно-пространственного гнозиса существенно выше, чем при большой депрессии в рамках биполярного и рекуррентного депрессивного расстройства, а также депрессивного эпизода. С учетом этого для перегруппирования больных и выделения кластеров наиболее тесно взаимосвязанных симптомов были применены статистические процедуры факторного анализа [21, 22].

Сопоставление сгруппированных по указанному принципу пациентов показало, что в этом случае в распределении когнитивных нарушений появляются определенные закономерности.

Прежде всего взаимосвязь между когнитивными сдвигами и симптоматикой депрессии начинает выявляться только при соотнесении результатов исследования ACE-R с кластерами, сформированными на основании факторного анализа ММИЛ, и фактически никак не ассоциируется с факторами, определяющими структуру депрессии по НАМ-D и BDI. Следовательно, для систематического выявления когнитивных нарушений необходимо рассмотрение психопатологических феноменов в границах определенного методологического подхода. При психопатологической квалификации депрессий можно выделить три таких подхода: клинико-описательный (на основе традиционной синдромальной и симптоматической квалификации состояния больного), интроспективный (по внутренней картине заболевания) и обсервационный (на основе регистрации аномальных стереотипов поведения).

Выполненное исследование дает основание считать, что когнитивные нарушения не связаны с клинико-описательными оценками по НАМ-D, а также субъективной картиной депрессии по шкале Бека. В наиболее полной степени эти нарушения обнаруживаются лишь при регистрации доминирующих стереотипов поведения, которая осуществляется с помощью ММИЛ. Можно предположить, что это обусловлено тем, что когнитивный дефицит «зашторивается» эмпатической оценкой, которая имплицитно влияет на клиническую квалификацию состояния больного по НАМ-D. Немаловажное значение имеют также субъективно-психологические искажения больными когнитивных нарушений при депрессии, проявляющиеся при обследовании по BDI [23, 24]. В этом отношении выгодно отличается ММИЛ, которая близка к ACE-R как по процедуре проведения, так и в концептуальном плане. При обследовании с помощью обеих методик больному приходится осуществлять выбор и решать поставленные перед ним задачи. Однако в случае ММИЛ этот выбор определяется доминирующими отношениями и установками личности, а при проведении исследования с помощью ACE-R - на основе когнитивных операций.

Следует также обратить внимание на то, что когнитивные нарушения при депрессии выступают в виде сложных иерархических комплексов. На поверхностном уровне, который находит отражение в разделении депрессий на неглубокую (субдепрессии и дистимии) и «большую» (биполярные, рекуррентные депрессии и депрессивные эпизоды) депрессию, они проявляются в домене зрительно-пространственных способностей. Не исключено, что эти нарушения связаны с повышенной стрессовой уязвимостью, в свою очередь способствуя формированию «малых» депрессий. На более глубоком уровне для многих вариантов «большой» депрессии характерным является тотальное снижение когнитивных функций, проявляющееся в снижении общего балла по ACE-R. Исключением здесь является только вариант депрессии с враждебностью, при котором заметного снижения общего балла не отмечается. Видимо, это объясняется сравнительно невысокой чувствительностью ACE-R к нарушениям исполнительных функций, на что указывают результаты нашего предшествующего исследования [25]. Наконец, на третьем уровне выявляется снижение вербальной беглости, которое фактически является специфичным для третьего варианта депрессий («Изоляция/депрессия»). Указанный вариант в значительной степени приближается к классическим проявлениям большой депрессии с подавленностью, ангедонией и апатией. Данное обстоятельство совпадает с результатами предшествующих исследований, показавших, что снижение вербальной беглости - один из наиболее часто встречающихся когнитивных симптомов при депрессии [10, 12].

Из сказанного следует, что оценка когнитивных нарушений при депрессии должна учитывать ряд методологических положений. Это особенно важно при осуществлении психофармакологических исследований. Сложности клинической дифференциации эффектов активного вещества и плацебо в клинических испытаниях фармакологических препаратов заставляют искать новые подходы в этой области [26]. Дистанционные методы контроля для верификации клинических оценок рейтеров, увлечение которыми имеет место в последние годы, может иметь лишь ограниченный эффект, поскольку осуществляется в рамках только клинико-описательного подхода. Вместо этого при проведении работ подобного рода целесообразно ориентироваться на обсервационные критерии депрессии. Изучение собственно прокогнитивных эффектов антидепрессантов должно учитывать оценку вербальной беглости и общего уровня когнитивного функционирования как основных когнитивных сдвигов при депрессии. Целесообразным является также оценка исполнительных функций, которые нередко страдают при депрессии [25]. Однако для этого следует использовать методики, нацеленные на изучение функций префронтальной коры.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.