Хроническая цереброваскулярная недостаточность представляет важнейшую медико-социальную проблему вследствие высокой распространенности, в том числе у лиц трудоспособного возраста, и тяжелых исходов ишемической болезни мозга. По данным ВОЗ, ежегодно от цереброваскулярных заболеваний умирают около 5 млн. человек. В России показатели смертности от сосудистых заболеваний головного мозга не только являются самыми высокими в мире, но и имеют тенденцию к увеличению[14].
Оксидантный стресс является одним из важнейших звеньев патогенеза ишемической болезни мозга. В норме активация процессов перекисного окисления сопровождается активацией антиоксидантной системы. По мере прогрессирования цереброваскулярной недостаточности усиливается дисбаланс прооксидантной и антиоксидантной систем [2, 15]. Нервные клетки наиболее чувствительны и одновременно наиболее предрасположены к индукции свободнорадикальных реакций [16].
Последствия острой и хронической ишемии и сопутствующего им оксидантного стресса определяются компенсаторными реакциями головного мозга, которые направлены на восстановление гомеостаза вследствие ишемии, то есть являются частным проявлением адаптации [7, 11, 12]. Наиболее ярко отражают состояние компенсаторных процессов головного мозга нейропсихологические, вегетативные и психофизиологические показатели, характеризующие функциональное состояние головного мозга [10].
Цель настоящего исследования - оценить влияние антиоксидантной терапии на функциональное состояние головного мозга на разных стадиях дисциркуляторной энцефалопатии (ДЭ).
Материал и методы
В условиях неврологического стационара наблюдались 105 пациентов с ДЭ I, II и III стадии, диагностика которой проводилась в соответствии с общепринятыми критериями [13].
У всех больных ДЭ отмечалось повышение активности перекисного окисления липидов (ПОЛ), наиболее выраженное при III стадии заболевания, что служило основанием к назначению антиоксидантной терапии.
Малоновый диальдегид является вторичным продуктом ПОЛ и используется в клинической практике для оценки активности процессов свободно-радикального окисления. Уровень малонового диальдегида составил 3,4±0,6 мкМ/л при ДЭ I стадии, 3,9±0,7 мкМ/л при II стадии и 4,5±0,9 мкМ/л - при III стадии.
Пациенты были распределены на две группы. Основную группу составили 60 пациентов (37 женщин и 23 мужчины, средний возраст - 48,6±5,1 лет): 20 человек - с ДЭ I стадии, 20 - с ДЭ II стадии, 20 - с ДЭ III стадии. Пациенты основной группы на фоне базовой терапии получали антиоксидант цитофлавин внутривенно капельно по 10 мл на 200 мл 5% глюкозы 1 раз в сутки в течение 10 дней. Базовая терапия включала кавинтон внутривенно капельно по 400 мг/сутки и пирацетам внутривенно струйно по 10 мл в течение 10 дней. Группу сравнения составили 45 пациентов (32 женщины и 13 мужчин, средний возраст - 49,1±5,4 лет), получавших только базовую терапию.
В исследование не включались пациенты в остром и раннем восстановительном периодах острого нарушения мозгового кровообращения, с психическими расстройствами и декомпенсацией соматической патологии.
Для оценки функционального состояния головного мозга в ходе лечения использовались показатели неврологического и вегетативного статуса, нейропсихологические тесты, оценка времени простой зрительно-моторной реакции. Неврологический статус оценивали с помощью оригинальной многомерной количественной шкалы [5], при этом ранжирование степени каждого вида расстройств осуществляли по 4-балльной шкале: 0 - нарушения отсутствуют, 3 - резко выраженные нарушения; оценивали выраженность нарушений функции черепных нервов, пирамидной недостаточности, координаторных и экстрапирамидных расстройств, чувствительных нарушений. Для оценки когнитивных функций использовали краткую шкалу оценки психического статуса (КШОПС), тест рисования часов и тест на запоминание 10 слов [3].
Время простой зрительно-моторной реакции исследовали с помощью методики М.П. Мороз [8]. Методика разработана для оценки функционального состояния и реализована в виде компьютерной программы. Испытуемому дается инструкция: «Будьте внимательны. Смотрите на экран. Каждые несколько секунд в центре экрана на черном фоне будут появляться одинаковые белые квадраты. Это сигнал для Вас. Каждый раз при появлении этих сигналов Вам необходимо одновременно как можно быстрее нажимать средними пальцами обеих рук на две указанные Вам клавиши». Затем без предварительной тренировки в случайном порядке предъявляется 50 зрительных раздражителей. Данные измерения латентных периодов зрительно-моторных реакций сохраняются в памяти компьютера и распределяются по 20 интервалам от 120 до 500 мс с шагом 20 мс. Оценивались 3 основных показателя: функциональный уровень нервной системы ФУС=ln (l/Мо x Т0,5); устойчивость нервной реакции УР=1n (Рmax/ Т0,5); уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы УФВ=ln (Pmax/( Т0,5 x Т0,5), где: Мо - значение середины модального класса; Рmах - максимальная вероятность частоты, соответствующая пределам модального класса; Т0,5 - диапазон времени реакции, соответствующий уровню вероятности от 0,5 Рmах; Т0,5 - значения времени реакции, соответствующие середине диапазона Т0,5.
Вегетативный тонус определяли путем вычисления вегетативного индекса Кердо (ВИК) по формуле: ВИК=(1–артериальное давление диастолическое/частота сердечных сокращений)x100.
Пациенты обследовались до начала лечения и по окончании курса терапии (21-й день).
Статистическую обработку результатов проводили в программе BIOSTAT с использованием непараметрических критериев Вилкоксона и χ2. Статистически достоверными признавались различия при уровне значимости р≤0,05.
Результаты и обсуждение
Достоверное изменение показателей неврологического статуса определялось по субшкале координаторных и экстрапирамидных расстройств в основной группе при I и II стадиях заболевания (табл. 1), хотя тенденция к улучшению показателей по этой субшкале отмечена и в группе сравнения.
При хронической цереброваскулярной недостаточности состояние когнитивных функций коррелирует с выраженностью поражения головного мозга [6]. Динамика по нейропсихологическим тестам и показателям простой зрительно-моторной реакции была более выражена в основной группе (табл. 2, 3).
Длительная ишемия способствует истощению антиоксидантных систем и накоплению продуктов свободнорадикального окисления, что снижает функциональные возможности головного мозга. Между тем, прогноз заболевания определяется уровнем компенсаторно-приспособительных процессов в ЦНС. Включение антиоксидантов в терапевтический комплекс позволяет предохранить собственную антиоксидантную систему организма от истощения и дает возможность нейронам функционировать в более благоприятном режиме, что повышает их устойчивость к гипоксии. В ряде работ было показано, что применение цитофлавина повышает неспецифическую устойчивость организма при тяжелой соматической патологии, в наркологической и психиатрической практике [1, 4, 9]. Полученные нами данные свидетельствуют об оптимизации функционального состояния головного мозга при применении цитофлавина у больных ДЭ.