Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Белова О.С.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Соловьев А.Г.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Направления профилактической психиатрии раннего детского возраста

Авторы:

Белова О.С., Соловьев А.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 3079 раз


Как цитировать:

Белова О.С., Соловьев А.Г. Направления профилактической психиатрии раннего детского возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2021;121(11‑2):60‑66.
Belova OS, Soloviev AG. Preventive psychiatry directions of early childhood. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(11‑2):60‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202112111260

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
На­чаль­ный опыт ла­па­рос­ко­пи­чес­ких неф­рэк­то­мий и ре­зек­ций по­чек у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):61-72
Эф­фек­тив­ность ин­тен­сив­ной те­ра­пии мас­сив­ной ин­тра­опе­ра­ци­он­ной кро­во­по­те­ри у де­тей: опыт Мо­ро­зов­ской боль­ни­цы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):103-110
Пос­тко­вид­ный син­дром у де­тей: осо­бен­нос­ти па­то­фи­зи­оло­гии, ди­аг­нос­ти­ки и те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):94-100
ALK-по­зи­тив­ная анап­лас­ти­чес­кая круп­нок­ле­точ­ная лим­фо­ма с по­ра­же­ни­ем при­да­точ­ных па­зух но­са: два кли­ни­чес­ких наб­лю­де­ния и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):42-47
Трав­ма­ти­чес­кий раз­рыв жел­чно­го пу­зы­ря при со­че­тан­ной трав­ме у ре­бен­ка 9 лет. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):96-100
Со­че­тан­ная трав­ма внеб­рю­шин­ной час­ти пря­мой киш­ки и мо­че­во­го пу­зы­ря у ре­бен­ка. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):101-107
Че­реп­но-моз­го­вая трав­ма в струк­ту­ре син­дро­ма жес­то­ко­го об­ра­ще­ния с деть­ми у мла­ден­цев и де­тей ран­не­го воз­рас­та. Син­дром тряс­ки мла­ден­ца. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):5-12
Сте­ноз зри­тель­ных ка­на­лов при син­дро­ме Кру­зо­на: кли­ни­чес­кий слу­чай и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):100-106
При­ме­не­ние ми­не­рал три­ок­сид аг­ре­га­та для ле­че­ния де­тей с ос­лож­не­ни­ями трав­мы пос­то­ян­ных зу­бов. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(4):59-66

Психические расстройства занимают одно из первых мест среди причин инвалидности у детей, они приводят к существенному ухудшению качества жизни с тяжелыми социально-экономическими последствиями для семьи и государства [1]. По данным последних эпидемиологических исследований заболеваемости психическими расстройствами детского населения, частота психической патологии в сравнении с данными 1990—2000-х годов увеличилась с 15,5% до 19,0%, группа риска (ГР) по психическим расстройствам выросла с 35,0% до 57,0%, а группа нормы уменьшилась с 49,5% до 25,8%. Изменилась структура психических нарушений, где значительное место заняли расстройства аутистического спектра (РАС): тяжелые, инвалидизирующие формы аутизма составили 12,6%, инфантильные психозы — 6,1% (в целом 18,7%) [2]. В популяции детей первых лет жизни психические нарушения эндогенного происхождения выдвинулись на одно из первых мест в ряду психической патологии, кроме этого, имеется и ГР по психическим заболеваниям, обусловленным генетическими, церебрально-органическими и психогенными факторами; последние, как и ранее, представлены в большинстве (более 90%). Это объясняется тем, что психогенное воздействие имеет место при наличии всех групп факторов и накладывает свои особенности на возникающие психические отклонения. Вследствие роста частоты психической патологии в детской популяции особенно актуальными становятся вопросы предупреждения психических нарушений и охраны психического здоровья детей начиная с раннего возраста.

Категория детей с психическими отклонениями в раннем возрасте очень неоднородна, что мешает созданию четкого перечня и классификации нарушений, входящих в данную группу расстройств. Психические расстройства в раннем возрасте часто проявляют себя неспецифической симптоматикой и могут проявляться микроэпизодами, диагностически значимыми впоследствии. Важно своевременно заподозрить и выявить наличие психических расстройств (задача первичного звена здравоохранения), не менее важно, чтобы помощь детям из ГР оказали специалисты — детские психиатры, обладающие знаниями и опытом, а также специальной подготовкой в области психиатрии раннего детского возраста. У некоторых детей отмечается комплекс медико-психологических проблем, недостаточно выраженный для постановки диагноза, но вызывающий беспокойство родителей и ухудшающий качество жизни семей.

Раннюю помощь и комплексную коррекцию в раннем возрасте требуется начинать до установления диагноза, что возможно только путем определения группы детей с повышенным риском формирования психических нарушений. Факторы риска (ФР) психических заболеваний могут быть выявлены в первые годы жизни ребенка, что делает необходимым скрининг нарушений психического развития и организацию профилактической специализированной психиатрической помощи уже в раннем возрасте. Учитывая, что именно в первые годы жизни наиболее отчетливо проявляется действие ФР, они могут быть точкой приложения междисциплинарных усилий в оказании первичной и вторичной профилактической помощи по предотвращению возникновения нарушений психического развития или по смягчению болезненного состояния.

Цель настоящего исследования — обоснование нового междисциплинарного направления научно-практических исследований — профилактической психиатрии раннего детского возраста и определение приоритетных направлений ее развития.

Материалом исследования служили действующие в настоящее время приказы Минздрава России последних лет по организации психоневрологической помощи детям, современные медико-социальные подходы и рекомендации по психолого-педагогическому обеспечению при работе с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с психическими нарушениями, и со специалистами детских дошкольных учреждений. Проведен их комплексный анализ с критической оценкой и предложением собственных рекомендаций, направленных на улучшение раннего распознавания первых признаков психических заболеваний у детей раннего возраста, что является основой для проведения первичной и вторичной профилактики.

Профилактические приоритеты оказания медицинской помощи детям подразумевают активное выявление ФР и предикторов отклонений в психическом развитии. В этиологии психических нарушений нами выявлено значительное количество разнообразных ФР, играющих патогенную роль в формировании различных вариантов отклонений в развитии: медико-биологические (связанные с периодом беременности и родов, генетические), медико-социальные (низкий материальный доход, неполные семьи, с детьми-инвалидами и др.), медико-организационные (снижение профилактической направленности медицины, недостатки в системе медицинской помощи отдельным группам детского населения и др.), а также обусловленные условиями жизни (проблемы экологии, низкое качество питания, гиподинамия, стресс, негармоничное воспитание). Множество различных сочетаний медико-биологических и психосоциальных ФР может приводить к высокой степени риска возникновения нарушений психического развития детей с ранних этапов онтогенеза; мультифакторный и сочетанный характер неблагоприятных воздействий затрудняет прогнозирование уровня и качества нарушений. Учитывая, что сочетание ФР усиливает их влияние и повышает вероятность развития отклонений, профилактика предполагает как нивелирование их воздействия на ребенка, так и превентивную помощь детям раннего возраста из ГР [3].

Оптимизация и повышение эффективности оказания медицинской помощи детям раннего возраста реализуется преимущественно в условиях первичного звена здравоохранения, где участковые педиатры и детские неврологи занимаются выявлением ФР, но часто не имеют специального опыта в дифференциально-диагностической оценке психического состояния и проведении необходимых лечебно-реабилитационных мероприятий. Сохраняется кадровый дефицит детских психиатров, требует совершенствования порядок профилактических осмотров врачом-психиатром. При анализе проблем диагностики нервно-психического развития ребенка раннего возраста в первичном звене здравоохранения отмечаются: отсутствие общей методологии диагностики, несвоевременность и непоследовательность оценки, а также недостаточное выявление детей с отклонениями в развитии. Вследствие этого актуальным является первичное профилактическое направление, основанное, в частности, на разработке прогноза формирования отклонений в развитии с учетом адаптационного потенциала ребенка.

С 2012 г. для ранней диагностики и своевременного оказания психиатрической помощи введены профилактические осмотры врачом-психиатром детей раннего возраста1. При этом дефицит детских психиатров был компенсирован взрослыми психиатрами, которые часто не имели достаточных знаний и навыков в области детской психиатрии, а родители детей раннего возраста из-за опасений стигматизации ребенка неохотно обращались к психиатру. В настоящее время на основании действующего приказа2 скрининг на выявление ГР нарушений психического развития у детей раннего возраста передан врачам-педиатрам для проведения посредством анкетирования родителей, а врач-психиатр детский осматривает только детей из ГР психических нарушений при соответствии результатов скрининга критериям ГР. При проведении скрининга на уровне участковой педиатрической службы ребенок может получить помощь значительно раньше [4].

В раннем возрасте к ГР относят детей с наличием сочетанного воздействия ФР и перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС) или с задержкой нервно-психического развития (НПР) на первом году жизни; детей второго и третьего года жизни с задержкой НПР на первом году или с установленным диагнозом ППЦНС на первом году, снятых с диспансерного наблюдения неврологом, без задержки НПР; детей второго и третьего года жизни с сочетанным воздействием ФР, без ППЦНС, без задержки НПР на первом году жизни [5].

Существует необходимость расширения диагностических подходов для более раннего выявления детей из ГР психических отклонений, активного внедрения междисциплинарного и межведомственного взаимодействия с привлечением к динамической оценке психического здоровья специалистов как медицинского, так и немедицинского профиля: детских психиатров и неврологов, неонатологов и педиатров, врачей функциональной диагностики, педагогов, специалистов по социальной работе и психологов (на этапах перинатальной психологии и психологии раннего возраста), родителей как активных заинтересованных и замотивированных субъектов для персонифицированного решения проблем конкретного ребенка. Требуется систематизация и объективизация существующего разнообразия скрининговых методик, результаты которых являются основанием для последующей диагностики, направления в службы для ранней психолого-педагогической коррекции, при отсутствии одновременно эффективных утвержденных и общепринятых методик.

Сохраняет актуальность и прогнозирование развития ребенка раннего возраста с использованием простых и не требующих затрат времени схем, а также возрастает необходимость широкого внедрения скрининговых инструментов в семье (таких как «Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет)» [6], «Способ оценки психического и речевого развития детей раннего возраста», «Оценка психического статуса при аутизме», «Алгоритм скрининга отклонений нервно-психического развития у доношенных и недоношенных детей на основе данных нейросонографии» [3] и др.), на этапе психологической диагностики и поддержки родителей («Опросник жалоб ребенка для выявления детей с пограничной нервно-психической патологией» [5] и др.). Данные инструменты могут использоваться командой специалистов уже на этапе выявления детей ГР, до появления значимых симптомов — критериев нозологической формы и постановки диагноза. С учетом этого нами предложен Диагностический алгоритм выявления отклонений в психическом развитии у детей раннего возраста (см. рисунок).

Диагностический алгоритм выявления отклонений в психическом развитии у детей раннего возраста.

Diagnostic algorithm detecting the deviations in mental development in young children.

В условиях динамического наблюдения за детьми важен командный подход к ведению каждого ребенка, основанный на принципах преемственности и взаимодействия; только в этом случае помощь детям можно назвать комплексной. В наблюдении детей до трех лет такой характер помощи вполне может быть оказан в условиях амбулаторного звена с уже развитой сетью диспансерного наблюдения. В последние годы в России разрабатывается система ранней психологической диагностики, коррекции и оказания помощи лицам с отклонениями в развитии. В «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации»3 предлагается система мер для оказания помощи семьям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии и нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержке развития. Однако раннее вмешательство не предусматривает оказание профилактической психиатрической помощи детям раннего возраста из ГР психических расстройств и детям с прогнозируемым нарушением психического развития.

Первичная психопрофилактика возможна в отношении сравнительно ограниченного числа заболеваний и преднозологических состояний и наиболее эффективна при максимально ранней их диагностике или выявлении групп повышенного риска на стадии предболезни. Чаще всего врач имеет дело с ребенком, у которого уже есть заболевание, имевшее определенный «скрытый период». Ранние признаки перенапряжения психофизиологических систем организма проявляются в виде психосоматических симптомов: повышенной утомляемости, эмоциональной неустойчивости, капризности, нарушения сна, нарушения аппетита, сниженной реактивности, частых соматических заболеваний, они являются неспецифическими и часто пропускаются на амбулаторном приеме. Своевременная коррекция этих нарушений может препятствовать дальнейшему формированию нервно-психических отклонений и включает не только медицинскую помощь, но и психолого-педагогическое воздействие.

На основании вышеизложенного нами предложено выделение нового направления научно-практических исследований — профилактической психиатрии раннего возраста, включающего комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие и воспитание здорового ребенка, предупреждение заболеваний и инвалидизации детей. Профилактическая психиатрия раннего возраста представляет собой междисциплинарное направление на стыке профилактической педиатрии, социальной психиатрии и клинической психологии для разработки эффективной системы профилактики детской заболеваемости и инвалидности вследствие психических расстройств, поскольку ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для прогнозирования риска, выявления ГР и оказания специализированной помощи детям [3].

Учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты понимают раннюю помощь по-разному и часто подменяют ее своей повседневной деятельностью с детьми раннего возраста. С медицинской точки зрения ранняя помощь состоит из ранней диагностики нарушений начиная с пренатального периода; повышения эффективности медицинской реабилитации детей-инвалидов. Дети с любым ограничением возможностей здоровья в силу наличия дефекта часто имеют вторичные психические отклонения. В случае выявления психического расстройства определять ГР и принимать решение об объеме ранней помощи без психиатра менее эффективно, так как необходимо учесть не только неспецифические, часто принимаемые за транзиторные нарушения, но и весь комплекс нарушений и ФР, а также семейный анамнез и наследственную предрасположенность.

Согласно зарубежным исследованиям [7], раннее вмешательство максимизирует возможности социализации и адаптации ребенка, предотвращает возникновение осложнений, поддерживает родителей и рекомендуется при основных детских нарушениях раннего возраста, включая РАС, детский церебральный паралич, расстройство координации развития, алкогольный синдром плода, интеллектуальную недостаточность, нарушения слуха и зрения, травмы головного мозга. Тем не менее не для всех этих расстройств в настоящее время имеются алгоритмы диагностики, маршрутизации, абилитации и оценки эффективности работы с семьей, подготовка которых также может стать задачей профилактической психиатрии раннего возраста.

Преемственность между медицинскими, педагогическими и социальными учреждениями для детей раннего возраста часто отсутствует либо сводится к направлению ребенка к психиатру для медикаментозной коррекции дезадаптивного поведения. Требуется усиление межведомственного взаимодействия и развитие преемственности учреждений разного уровня, более активное привлечение к динамической оценке психического здоровья специалистов немедицинского профиля и родителей. Алгоритм участия врачей-психиатров в оказании ранней помощи детям во взаимодействии со специалистами социальных и психолого-педагогических учреждений, согласно этапам оказания ранней помощи, предложен нами в таблице с представленными авторскими диагностическими методиками и методическими алгоритмами.

Задачи профилактической психиатрии раннего возраста на различных этапах оказания ранней помощи

Tasks of early-stage preventive psychiatry to participate in various stages of early-stage care

Этапы оказания ранней помощи

Ведущие учреждения

Задачи профилактической психиатрии раннего возраста

1-й этап — выявление целевых групп детей, выявление группы риска, наличия задержки развития или нарушения психических функций организма

Учреждения здравоохранения (выявляют группу риска, но имеют ограниченные ресурсы по оказанию помощи семье, поэтому вынуждены передавать информацию в службы ранней помощи, социальной политики для дальнейшей работы).

Учреждения первого уровня, территориально приближенные к месту жительства детей с ОВЗ (кабинеты ранней помощи)

Профилактические осмотры детей раннего возраста врачом-психиатром согласно действующему приказу МЗ РФ.

Выявление детей из группы риска отклонений в психическом развитии («Опросник жалоб ребенка для выявления детей с пограничной нервно-психической патологией» [5]).

Консультирование детей, семей и специалистов.

Обучение базовым знаниями по психиатрии раннего возраста специалистов, оказывающих раннюю помощь детям с отклонениями в развитии (врачей, психологов, специалистов по социальной работе, педагогов, членов общественных организаций, родителей), по авторской программе [8]

2-й этап — определение нуждаемости в услугах ранней помощи, реабилитации, абилитации, сопровождения ребенка и семьи

Учреждения второго уровня — отделы ранней помощи при базовых социально-реабилитационных отделениях округа

Прогнозирование исхода психического развития ребенка по имеющимся и вновь созданным алгоритмам («Алгоритм скрининга отклонений нервно-психического развития у доношенных и недоношенных детей на основе данных нейросонографии» [3]).

Диагностика отклонений в развитии и психопатологических состояний, разработка критериев и алгоритмов для дифференциации последствий воздействия факторов риска.

Разработка критериев и инструментов для комплексной оценки факторов, определяющих курабельность состояния.

Разработка критериев, опросников и алгоритмов для оценки адаптационного потенциала для конкретного клинического случая.

Рациональная маршрутизация — составление алгоритмов маршрутизации и абилитации для конкретного клинического случая.

Психотерапия семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

3 этап — разработка программы ранней помощи

диагностический этап

Учреждения третьего уровня — отделения или профильные организации (реабилитационные центры)

Оценка психического развития ребенка раннего возраста («Способ оценки психического и речевого развития детей раннего возраста» [3])

проектировочный этап

Работа в междисциплинарной команде специалистов, координация работы немедицинских специалистов в команде

разработка программы ранней помощи

Участие в медико-психолого-педагогических консилиумах для уточнения алгоритмов рациональной маршрутизации клинического случая

осуществление программы ранней помощи

Медикаментозная коррекция психического состояния ребенка раннего возраста при необходимости.

Психотерапия семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

оценка эффективности программы

Оценка изменений психического состояния и развития («Способ оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста» [3]).

Оценка эффективности программы ранней помощи на основе определения качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

завершение программы или перевод ребенка в другую систему сопровождения

Участие в медико-психолого-педагогических консилиумах для оценки эффективности оказания ранней помощи ребенку и участия в определении дальнейшего маршрута

Таким образом, в сложившейся ситуации профилактическая психиатрия раннего возраста может включать и реализовывать следующие междисциплинарные направления.

ФР и прогнозирование отклонений в развитии, выделение детей ГР. В прогнозировании отклонений в развитии представляют интерес возможности нейросонографии. Выявление структурных поражений головного мозга, визуализируемых в период новорожденности, поможет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка на основании информативного комплекса анамнестических и инструментальных данных в сочетании с верифицирующими объективными методиками и выявлять детей из ГР отклонений в развитии [3].

Диспансеризация, раннее выявление и диагностика отклонений в развитии у детей раннего возраста, внедрение инновационных диагностических методов. Для более раннего выявления психических расстройств у детей и как можно более ранней их коррекции детских врачей-психиатров уже включили в перечень специалистов для проведения профилактических медицинских осмотров детей (диспансеризации). Выявленные при скрининговом контроле во время диспансеризации дети подвергаются более детальному обследованию для уточнения, в каких областях развития и в какой форме наиболее выражены особенности. Полученные в этом случае результаты могут определить конкретные персонифицированные мероприятия для индивидуальной коррекции развития отдельных детей.

Динамическое наблюдение выявленных детей из ГР и оказание помощи междисциплинарной командой специалистов. Показаниями к дальнейшему наблюдению детей раннего возраста являются выявленные нарушения, с высокой степенью вероятности приводящие к отставанию в развитии. Дети с нарушениями интеллекта, с коммуникационными и языковыми проблемами, РАС, генетическими нарушениями и нарушениями поведения нуждаются в раннем вмешательстве, им оказывается абилитационная помощь [9]. После обследования ребенка врач-психиатр принимает решение о динамическом наблюдении или о применении интенсивных программ вмешательства в индивидуальных группах, участвует в разработке индивидуальных профилактической и абилитационной программ, включающих в себя современные технологии восстановления и укрепления здоровья [10, 11], занимается дополнительной диагностикой и оценкой выраженности выявленных у детей нарушений. Одна из сложных задач — объяснить родителям важность и необходимость психиатрического ведения ребенка с выявленной патологией с назначением по мере необходимости психофармакологического и психотерапевтического лечения. Весьма трудоемкими являются: количественная оценка психического развития ребенка, прогнозирование и дифференциация возможных последствий и оценка курабельности состояния, обеспечение рациональной маршрутизации пациента, оценка адаптационного потенциала и его развития, координация и обеспечение преемственности между различными сферами оказания ранней помощи, учреждениями разного уровня и ведомственной принадлежности, отдельными специалистами.

Сопровождение семей, воспитывающих детей раннего возраста из ГР или имеющих психические нарушения: повышение эффективности медицинского и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, социальная поддержка и повышение мотивации семей по активному включению в совместную работу со специалистами. Рождение ребенка с отклонением в психическом развитии полностью меняет устоявшийся уклад семьи и оказывает непосредственное влияние на психологическое состояние и здоровье родителей [12]. Для матерей детей с отклонениями в психическом развитии характерны высокий уровень стресса, депрессия, тревожность, эмоциональное выгорание и низкая самооценка. Они часто испытывают чувство гнева, вины, разочарования, обиды, отчаяния, беспомощности, жалости к себе. Данные психические состояния наиболее выражены у матерей детей с РАС. Требуется разработка специальных социально-психологических программ адаптации и технологий ресоциализации и поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Подготовка и обучение специалистов. Блок обусловлен необходимостью обучения педиатров, детских неврологов и психологов, специалистов по социальной работе и разработки программ повышения квалификации по профилактической психиатрии раннего детского возраста с обязательным учетом региональных особенностей структуры психической патологии детского возраста. Так, например, на базе Северного государственного медицинского университета (Архангельск) нами систематизированы направления методической работы и реализуется междисциплинарная подготовка специалистов (педиатров, психиатров, клинических психологов, специалистов по социальной работе) к оказанию помощи детям ГР психических нарушений в условиях Европейского Севера. Программа повышения квалификации специалистов, участвующих в комплексных программах укрепления здоровья, профилактики, лечения, абилитации и восстановления здоровья детей, состоит из нескольких важнейших модулей: раннего выявления детей ГР по отклонению в развитии и внедрения инновационных диагностических методов; повышения эффективности медицинского и психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста на основе принципов коррекционной работы с ребенком наряду с социальной поддержкой и повышением мотивации семей по активному включению в совместную работу со специалистами [12].

Заключение

Рост психической патологии в раннем возрасте, увеличение числа детей из ГР психических расстройств, изменение структуры психической заболеваемости и более раннее ее начало в детском возрасте приводят к необходимости выделения нового междисциплинарного направления — профилактической психиатрии раннего возраста — на стыке детской психиатрии, педиатрии и клинической психологии для разработки эффективной системы первичной профилактики детской заболеваемости и инвалидности вследствие психических расстройств. Профилактическое направление в психиатрии включает: анализ ФР и прогнозирование отклонений в развитии, выявление детей ГР; диспансеризацию, раннее выявление и диагностику отклонений в развитии у детей раннего возраста, внедрение инновационных диагностических методов; динамическое наблюдение выявленных детей из ГР и оказание помощи междисциплинарной командой специалистов; сопровождение семей, воспитывающих детей из ГР; подготовку и обучение специалистов. Выделенные нами направления профилактической психиатрии раннего возраста базируются на междисциплинарном командном подходе к оказанию помощи детям, учитывают биопсихосоциальную концепцию психических расстройств и позволяют наиболее полно охватить и систематизировать имеющиеся многочисленные подходы к оказанию помощи детям раннего возраста различными специалистами медицинского и немедицинского профиля, решить имеющиеся приоритетные задачи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.12 №1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.17 №514н «О порядке проведения профилактических осмотров несовершеннолетних».

3Распоряжение Правительства РФ от 31.08.16 №1839-р «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.