Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Иванчук Е.В.

ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы»

Бойко Е.А.

ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы»

Бойко А.Н.

ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы»;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России

Климов Ю.А.

ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы»;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Троицкая Л.А.

ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы»

Батышева Т.Т.

ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы»

Эффективность активных физических упражнений в комплексной когнитивной реабилитации взрослых и детей с рассеянным склерозом

Авторы:

Иванчук Е.В., Бойко Е.А., Бойко А.Н., Климов Ю.А., Троицкая Л.А., Батышева Т.Т.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2732 раза


Как цитировать:

Иванчук Е.В., Бойко Е.А., Бойко А.Н., Климов Ю.А., Троицкая Л.А., Батышева Т.Т. Эффективность активных физических упражнений в комплексной когнитивной реабилитации взрослых и детей с рассеянным склерозом. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2020;120(7‑2):38‑42.
Ivanchuk EV, Boyko EA, Boyko AN, Klimov YuA, Troitskaya LA, Batysheva TT. The efficacy of active physical exercises in comprehensive cognitive rehabilitation of pediatric and adult patients with multiple sclerosis. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(7‑2):38‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012007238

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ди­на­ми­ка мо­тор­ных и фун­кци­ональ­ных на­ру­ше­ний в ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):13-22
Ла­зер­ная те­ра­пия при рас­се­ян­ном скле­ро­зе: обос­но­ва­ние и оп­ти­ми­за­ция ме­то­дик при­ме­не­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):45-56

Рассеянный склероз (РС) — хроническое аутоиммунно-воспалительное, нейродегенеративное и демиелинизирующее заболевание с многоочаговым поражением ЦНС, протекающее в большинстве случаев с обострениями и ремиссиями или прогредиентно, является одной из наиболее важных в медико-социальном плане патологий нервной системы.

Сегодня мировая медицина уделяет большое внимание этому заболеванию, поскольку число пациентов неуклонно растет. Дебют РС в 5—10% приходится на возраст до 16 лет. Рост заболеваемости РС происходит в первую очередь за счет увеличения процента больных подростков и детей (особенно молодых девушек) [1, 2].

В клиническую картину РС в детском возрасте входят расстройства психических и интеллектуально-мнестических функций. Нарушения высших психических функций у больных РС различны — от незначительных до тяжелых расстройств уже на ранних стадиях заболевания. Отмечаются изменения в эмоционально-личностной сфере: маниакально-депрессивный синдром, дисфория, выраженная депрессия, сочетанная с эмоциональной лабильностью. Когнитивные нарушения при РС распространяются на процессы памяти, внимания, вербально-логического мышления, зрительно-пространственные и двигательные функции.

Под когнитивными функциями понимают наиболее сложные функции головного мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним [3]. Этот процесс включает несколько основных компонентов, взаимодействующих между собой, — восприятие информации, обработку и анализ информации, запоминание и хранение информации, обмен информацией, построение и осуществление программы действий.

С каждым из этапов познавательной деятельности связана определенная когнитивная функция: восприятие (гнозис) — способность к распознаванию информации, поступающей от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и тактильное чувство); память — способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную в течение жизни информацию; праксис — способность приобретать, сохранять и использовать различные двигательные навыки; речь — способность к вербальной (словесной) коммуникации (общению), которая включает в себя понимание обращенной речи, построение собственного речевого высказывания, чтение и письмо; управляющие функции — способность управлять своей познавательной деятельностью и поведением (в том числе самостоятельно ставить перед собой ту или иную задачу и контролировать ее выполнение); в отечественной нейропсихологии в качестве самостоятельной высшей психической функции выделяют также интеллект (мышление) — способность к анализу информации, выделению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, а также способность к вынесению суждений и логических умозаключений. Базовые когнитивные функции формируются в онтогенезе к 6—7 годам, наиболее сложные — к 12—15 годам и могут совершенствоваться в течение всей жизни [2].

Когнитивные нарушения являются распространенным и инвалидизирующим фактором у пациентов с РС. По оценкам нейропсихологического тестирования, у 40—70% пациентов отмечаются снижение скорости обработки информации, нарушения управляющих функций, снижение качества обучения и памяти [4]. Исследование динамики когнитивных функций, начавшихся в детском или взрослом возрасте, показало, что в зрелом возрасте у пациентов с РС с детским началом заболевания наблюдается более выраженное снижение обработки информации и большая подверженность когнитивным нарушениям, чем при РС, дебютировавшем во взрослом возрасте [5]. Когнитивная дисфункция часто ассоциируется с депрессией и снижением качества жизни пациентов с РС [1, 2, 6]. У детей с РС нарушения когнитивных функций прямо и сильно влияют на инвалидизацию и социализацию ребенка [7].

Существует два наиболее распространенных способа немедикаментозной коррекции когнитивных нарушений: когнитивная реабилитация и физические упражнения. Однако влияние физических упражнений на когнитивные функции пока недостаточно изучено.

Впервые структурные и функциональные физиологические изменения в головном мозге под воздействием физической активности были обнаружены в лабораторных исследованиях на животных. Так, регулярные физические упражнения вызывают у грызунов формирование новых нейронных связей с гиппокампом, которые связаны с консолидацией памяти и способностями к научению [8]. Большое количество исследований на животных привело к формированию гипотезы о нейрогенных резервах, в которой предполагается, что физическая активность в раннем детском возрасте оптимизирует нейронные сети, вовлеченные в запоминание, а также создает резерв клеток-предшественников, влияющих на способность человека к обучению на протяжении всей его жизни [9].

Взаимосвязь между физической активностью и когнитивными функциями у здоровых детей и подростков уже многие годы находится под пристальным наблюдением исследователей. В систематическом обзоре J. Donelly и соавт. [10] приходят к выводу о положительном влиянии физической активности на когнитивные функции, обучение, структурную и функциональную организацию головного мозга у детей. Изначально установленные у детей влияния физической активности на структурные и функциональные изменения в головном мозге наиболее полно раскрыты в исследованиях с пожилыми людьми. Регулярные физические упражнения изменяют специфические нейронные связи и положительно влияют на когнитивные функции пожилых людей, особенно на управляющие функции, которые позволяют планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. Предполагается, что физические упражнения могут вызывать нейронный рост и изменение способов синаптической передачи, т.е. стимулировать нейропластичность [11].

Управляющие функции оказывают решающее влияние на адаптивное поведение детей и служат основой для социального поведения на протяжении всей жизни. Также существуют доказательства, что регулярная физическая активность в школе положительно влияет на такие компоненты исполнительных функций, как саморегуляция, контроль поведения, скорость обработки информации и способность принимать решения [12].

На основании этих данных высказано предположение о положительном влиянии регулярной физической активности на когнитивные функции детей и подростков [3, 13], однако полученные результаты неоднозначны, поэтому необходимы дальнейшие исследования для определения механизмов воздействия и долгосрочного эффекта, особенно при очаговом поражении мозга у детей.

В литературе имеются данные о положительном влиянии регулярных физических упражнений и физической активности на когнитивные функции взрослых пациентов с РС. В одном из первых рандомизированных исследований в США в Университетских клиниках Иллинойса и Алабамы было изучено влияние аэробной активности и тренировки мышечной силы нижних конечностей на когнитивные функции (скорость когнитивной обработки, вербальная память, зрительная память) у 33 больных, а затем валидизировано на 62 пациентах РС с легкими, средними и тяжелыми нарушениями [14—16]. В общей выборке отмечалось положительное влияние силовых и в большей степени аэробных нагрузок на скорость когнитивной обработки информации; статистически значимые улучшения зрительной и вербальной памяти под воздействием физических упражнений наблюдались только в группе пациентов с легкими нарушениями. Полученные результаты легли в основу предложений авторов по включению физической реабилитации в комплекс поведенческой терапии и коррекции когнитивных нарушений при РС [17]. Сейчас эта группа исследователей проводит клиническое рандомизированное контролированное исследование влияния активных упражнений на когнитивные функции взрослых пациентов с РС [18, 19].

В 2019 г. неврологи Швейцарии и Ирана опубликовали результаты совместного исследования, целью которого являлась оценка влияния регулярных физических упражнений на сон, депрессию, парестезии, усталость и когнитивные функции [20]. После 3 нед регулярных занятий авторы отметили положительные изменения субъективных и объективных показателей сна, снижение депрессивных реакций, парестезий. Также отмечаются значительные улучшения глобальных когнитивных показателей, свойств внимания, повышение концентрации внимания и скорость обработки информации. В этом же году исследователи из Нидерландов и Бельгии представили данные пилотного исследования, свидетельствующее об улучшении зрительно-пространственной памяти у взрослых пациентов с РС после 12 нед беговых тренировок [21, 22]. Авторы связывают улучшения когнитивных функций пациентов с такими нейрофизиологическими изменениями в головном мозге, как увеличение нейронных связей между гиппокампом и дефолт-системой мозга. Однако еще предстоит выяснить, как долго этот эффект сохраняется, и могут ли регулярные физические упражнения на выносливость привести к более устойчивому формированию нейронных сетей, поддерживающих производительность памяти [22].

Исследователи из Турции представили данные о положительном влиянии физических тренировок по системе пилатес на ходьбу, равновесие, риски падения, дыхание и когнитивные функции (проведено сравнение данных 21 больного РС на фоне тренировок и 21 больного без использования занятий пилатесом в комплексном лечении) [23]. Это исследование в целом подтверждает связь между моторными и когнитивными функциями, так как и в активной, и в контрольной группах (пациенты выполняли упражнения на баланс, усиление и стабилизацию поясничного отдела) отмечается положительное влияние на когнитивные функции. Однако изменения показателей скорости обработки информации в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной [23].

Похожие результаты получены при исследованиях эффективности занятий по системе йога у пациентов с РС [24, 25]. В первом исследовании в Иране 30 больных с РС получали курс йоги, 30 — активную аэробную нагрузку и 30 (контрольная группа) — не занимались упражнениями. Только в активных группах отмечено уменьшение хронической усталости и улучшение общего состояния пациентов [24]. В другом исследовании, в Турции, на фоне 6-месячного курса йоги у 27 больных РС отметили уменьшение депрессии и ощущения хронической усталости, но не объективных показателей неврологического статуса пациентов [25]. Недавний систематический обзор и метаанализ 18 исследований по изучению влияния йоги и физических упражнений на состояние больных РС показал, что на фоне аэробных клинических упражнений отмечается улучшение когнитивных функций d = 0,42 (95% ДИ = 0,11—0,72) и социализация пациентов d = 0,42 (95% ДИ = 0,15—0,69), что не отмечалось на фоне занятий по системе йоги [26].

В практических рекомендациях по назначению физических упражнений для пациентов с РС также отмечают, что регулярную физическую активность следует рассматривать как эффективное и безопасное средство реабилитации пациентов с РС [27]. Существующие данные показывают, что контролируемая индивидуальная программа тренировок может улучшить физическую форму, функциональные возможности и качество жизни пациентов.

Опубликован протокол совместного исследования в ряде европейских клиник по изучению влияния различных видов упражнений (как единичных, так и регулярных) на состояние противовоспалительной иммунной системы, когнитивные и функциональные способности у пациентов с РС [28]. Это первое подобное мультицентровое исследование пока не завершено, но предполагается, что снижение воспалительного процесса с помощью физических упражнений явится одним из ключевых механизмов, который обеспечит положительный эффект от физических упражнений в контексте РС.

Таких исследований в педиатрической популяции пациентов с РС пока не проведено. Поиск связи между управляющими функциями, утомляемостью и эмоциональным функционированием у детей с РС показал, что хотя уровни тревожности, депрессии, утомляемости и трудности управляющих функций, о которых сообщали родители детей с РС, сильно различались, выявлено, что показатели управляющих функций значительно коррелируют с показателями утомляемости и эмоциональным функционированием и не связаны с возрастом начала или длительностью заболевания [29]. Недавно S. Stephens и соавт. опубликовали результаты длительного (наблюдение составило в среднем 3,6±2,7 года) исследования о динамике показателей депрессии и утомляемости у 48 подростков с РС, показав позитивное влияние физической активности [30]. Полученные данные демонстрируют связь уменьшения депрессивных симптомов и утомляемости у детей с РС при умеренной или высокой физической активности (соответственно с коэффициентами –0,09, p<0,001 и 0,13, p=0,02) [30].

Все систематические обзоры по данной теме отмечают методологические проблемы и неточности при проведении исследований по связи физической активности и когнитивных функций при РС: малые размеры выборки и сроки наблюдения, недостаточно определенные вмешательства, отсутствие адекватных контрольных групп, включение когнитивных функций только в качестве вторичной конечной точки [6, 31, 32]. Кроме того, не разработана единая концепция «системы упражнений» для исследования их влияния на группу пациентов с РС. В разных исследованиях встречаются разные формы воздействия: физические упражнения, к которым относятся плановые, структурированные и повторяющиеся движения тела, выполняемые для улучшения или поддержания одного или нескольких компонентов физической формы; физическая активность как любое движение тела, вызванное скелетными мышцами, которое приводит к расходу энергии; физическая подготовка как набор достигнутых показателей (мышечная сила, баланс и др.), связанных со способностью выполнять физическую активность. Учитывая различия между физическими упражнениями, физической активностью и физической подготовкой, можно предположить их различное влияние на когнитивные функции при РС, однако это пока недостаточно изучено. Также остается открытым вопрос о влиянии активных физических упражнений на когнитивные функции пациентов с различной степенью тяжести нарушений. Продолжают разрабатываться единые подходы к оценке когнитивных функций у детей с РС [13, 33, 34], как и подходы к стандартизации функциональной оценки результатов реабилитационных воздействий и упражнений [35].

Таким образом, сегодня в литературе имеются данные о положительном влиянии регулярных физических упражнений на когнитивные функции здоровых детей и подростков, а также взрослых пациентов с РС. Исследований о возможности использования таких подходов у детей и подростков с РС пока нет. Выдвигаются гипотезы о нейрофизиологических изменениях в головном мозге под воздействием регулярной физической активности, которые обусловливают положительное влияние на когнитивные функции. Можно предположить, что регулярная физическая активность у детей и подростков с РС может приводить к нейрофизиологическим изменениям в головном мозге и положительно влиять на развитие и восстановление когнитивных функций и социализацию такой категории пациентов. Данная область нуждается в дальнейшей разработке, открывает поле для новых исследований и методических разработок.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Литература / References:

  1. Бойко А.Н., Быкова О.В., Сиверцева С.А. Рассеянный склероз у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение). М.: МИА; 2016.
  2. Alroughani R, Boyko A. Pediatric multiple sclerosis: a review. BMCNeurology. 2018;18:27.  https://doi.org/10.1186/s12883-018-1026-3
  3. Батышева Т.Т., Квасова О.В., Климов Ю.А., Платонова А.Н., Быкова О.В., Саржина М.Н., Глазкова С.В., Шатилова Н.Н. Коррекция когнитивных нарушений у детей и подростков. Методические рекомендации №31. ДЗМ. 2016.
  4. Sandroff BM, Motl RW, Scudder MR, De Luca J Systematic, Evidence-Based Review of Exercise, Physical Activity, and Physical Fitness Effects on Cognition in Persons with Multiple Sclerosis. Neuropsychol Rev. 2016;26(3):271-294. 
  5. McKay KA, Manouchehrinia A, Berrigan, Fisk JD, Olsson T, Hillert J. Long-term Cognitive Outcomes in Patients With Pediatric-Onset vs Adult-Onset Multiple Sclerosis. JAMA Neurol. 2019;17177:1-8.  https://doi.org/10.1001/jamaneurol.2019.1546
  6. Feinstein A, Msgalhaes S, Richard JF, Audet B, Moore C. The link between multiple sclerosis and depression. Nat Rev Neurol. 2014;10:507-517.  https://doi.org/10.1038/nrneurol.2014.139
  7. Gomez-Pinilla F, Hillman C. The influence of exercise on cognitive abilities. Compr Physiol. 2013;3(1):403-428.  https://doi.org/10.1002/cphy.c110063
  8. Ekmekci O. Pediatric Multiple Sclerosis and Cognition: A Review of Clinical, Neuropsychologic, and Neuroradiologic Features. Behav Neurol. 2017;1463570. https://doi.org/10.1155/2017/1463570
  9. Tempermann G. The neurogenic reserve hypothesis: what is adult hippocampal neurogenesis good for? Trends Neurosci. 2008;31(4):163-169. 
  10. Donnelly JE, Hillman CH, Castelli D, Etnier JL, Lee S, Tomporowski P, Lambourne K, Szabo-Reed AN. Physical activity, fitness, cognitive function, and academic achievement in children: A systematic review. Med Sci Sports Exerc. 2016;48(6):1197-1222. https://doi.org/10.1249/MSS.0000000000000901
  11. Kopp B. A simple hipothesis of executive function. Front Hum Neurosci. 2012;6:159.  https://doi.org/10.3389/fnhum.2012.00159
  12. Mahar MT, Murphy SK, Rowe DA, Golden J, Tamlyn Shields A, Raedeke TD. Effects of a classroom-based program on physical activity and on-task behavior. Med Sci Sports Exerc. 2006;38(12):2086-2094.
  13. Amato MP, Goretti B, Ghezzi A, Hakiki B, Niccolai C, Lori S, Moiola L, Falautano M, Viterbo RS, Patti F, Cilia S, Pozzilli C, Bianchi V, Roscio M, Martinelli V, Comi G, Portaccio E, Trojano M. Neuropsychological features in childhood and juvenile multiple sclerosis five-year follow-up. Neurology. 2014;83(16):1432-1438. https://doi.org/10.1212/WNL.0000000000000885
  14. Motl RW, Gappmaier E, Nelson K, Benedict RH. Physical activity and cognitive function in multiple sclerosis. J Sport Exerc Psychol. 2011;33(5):734-741. 
  15. Sandroff BM, Pilutti LA, Benedict RH, Motl RW. Association between physical fitness and cognitive function in multiple sclerosis: does disability status matter? Neurorehabil Neural Repair. 2015;29(3):214-223.  https://doi.org/10.1177/1545968314541331
  16. Motl RW, Sandroff BM, DeLuca J. Exercise Training and Cognitive Rehabilitation: A Symbiotic Approach for Rehabilitating Walking and Cognitive Functions in Multiple Sclerosis? Neurorehabil Neural Repair. 2016;30(6):499-511.  https://doi.org/10.1177/1545968315606993
  17. Latimer-Cheung AE, Pilutti LA, Hicks AL, Ginis KAM, Fenuta AM, MacKibbon KA, Motl RW. Effects of exercise training on fitness, mobility, fatigue, and health-related quality of life among adults with multiple sclerosis: a systematic review to inform guideline development. Arch Phys Med Rehabil. 2013;94(9):1800-1828.e3.  https://doi.org/10.1016/j.apmr.2013.04.020
  18. Sandroff BM, Motl RW, Reed WR, Barbey AK, Benedict RHB, DeLuca J. Integrative CNS Plasticity With Exercise in MS: The PRIMERS (PRocessing, Integration of Multisensory Exercise-Related Stimuli) Conceptual Framework. Neurorehabil Neural Repair. 2018;32(10):847-862.  https://doi.org/10.1177/1545968318798938
  19. Sandroff BM, Motl RW, Bamman M, Cutter GR, Bolding M, Rinker JR, Wylie GR, Genova H, DeLuca J. Rationale and design of a single-blind, randomised controlled trial of exercise training for managing learning and memory impairment in persons with multiple sclerosis. BMJ Open. 2018;8(12):e023231. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-023231
  20. Bahmani DS, Razazian N, Farnia V, Alikhani M, Tatari F, Brand S. Compared to an active control condition, in persons with multiple sclerosis two different types of exercise training improved sleep and depression, but not fatigue, paresthesia, and intolerance of uncertainty. Mult Scler Relat Disord. 2019;36:101356. https://doi.org/10.1016/j.msard.2019.07.032
  21. Bahmani DS, Kesselring J, Papadimitriout M, Bansi J, Puhse U, Gerber M, Shaygannejad V, Holsboer-Trachsler E, Brand S. In Patients With Multiple Sclerosis, Both Objective and Subjective Sleep, Depression, Fatigue, and Paresthesia Improved After 3 Weeks of Regular Exercise. Front Psychiatry. 2019;10:265.  https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00265
  22. Huiskamp M, Moumdjian L, van Asch P, Popescu V, Schoonheim MM, Steenwijk MD, Vanzeir E, van Wijmeersch B, Geurts JJG, Feys P, Hulst HE. A pilot study of the effects of running training on visuospatial memory in MS: A stronger functional embedding of the hippocampus in the default-mode network? Mult Scler. 2019;1352458519863644. https://doi.org/10.1177/1352458519863644
  23. Abasıyanık Z, Ertekin Ö, Kahraman T, Yigit P, Özakbaş S. The effects of Clinical Pilates training on walking, balance, fall risk, respiratory, and cognitive functions in persons with multiple sclerosis: A randomized controlled trial. Explore (NY). 2019;pii: S1550-8307(19)30053-9.  https://doi.org/10.1016/j.explore.2019.07.010
  24. Hasanpour Dehkordi A. Influence of yoga and aerobics exercise on fatigue, pain and psychosocial status in patients with multiple sclerosis: a randomized trial. J Sports Med Phys Fitness. 2016;56(11):1417-1422.
  25. Kahraman T, Ozdogar AT, Yigit P, Hosgel I, Mehdiyev Z, Ertekin O, Ozakbas S. Feasibility of a 6-Month Yoga Program to Improve the Physical and Psychosocial Status of Persons with Multiple Sclerosis and their Family Members. Explore (NY). 2018;14(1):36-43.  https://doi.org/10.1016/j.explore.2017.07.006
  26. Alphonsus KB, Su Y, D’Arcy C. The effect of exercise, yoga and physiotherapy on the quality of life of people with multiple sclerosis: Systematic review and meta-analysis. Complement Ther Med. 2019;43:188-195.  https://doi.org/10.1016/j.ctim.2019.02.010
  27. Halabchi F, Alizadeh Z, Sahraian MA, Abolhasani M. Exercise prescription for patients with multiple sclerosis; potential benefits and practical recommendations. BMC Neurol. 2017;17(1):185.  https://doi.org/10.1186/s12883-017-0960-9
  28. Joisten N, Rademacher A, Bloch W, Schenk A, Oberste M, Dalgas U, Langdon D, Caminada D, Purde MT, Gonzenbach R, Kool J, Zimmer P, Bansi J. Influence of different rehabilitative aerobic exercise programs on (anti-) inflammatory immune signalling, cognitive and functional capacity in persons with MS — Study protocol of a randomized controlled trial. BMC Neurol. 2019;19(1):37.  https://doi.org/10.1186/s12883-019-1267-9
  29. Holland AA, Graves D, Greenberg BM, Harder LL. Fatigue, emotional functioning, and executive dysfunction in pediatric multiple sclerosis. Child Neuropsychol. 2014;20(1):71-85.  https://doi.org/10.1080/09297049.2012.748888
  30. Stephens S, Shams S, Lee J, Grover SA, Longoni G, Tara Berenbaum, Finlayson M, Motl RW, Yeh EA. Benefits of Physical Activity for Depression and Fatigue in Multiple Sclerosis: A Longitudinal Analysis. J Pediatr. 2019;209:226-232.e2.  https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2019.01.040
  31. Edwards T, Pilutti LA. The effect of exercise training in adults with multiple sclerosis with severe mobility disability: A systematic review and future research directions. Mult Scler Relat Disord. 2017;16:31-39.  https://doi.org/10.1016/j.msard.2017.06.003
  32. Sandroff BM, DeLuca J. Will behavioral treatments for cognitive impairment in multiple sclerosis become standards-of-care? Int J Psychophysiol. 2019;pii: S0167-8760(18)31051-1.  https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2019.02.010
  33. Portaccio E, Goretti B, Lori S, Zipoli V, Centorrino S, Ghezzi A, Patti F, Bianchi V, Comi G, Trojano M, Amato MP. The brief neuropsychological battery for children: a screening tool for cognitive impairment in childhood and juvenile multiple sclerosis. Multiple Sclerosis Journal. 2009;15(5):620-626.  https://doi.org/10.1177/1352458508101950
  34. Storm Van’s Gravesande K, Calabrese P, Blaschek A, Rostasy K, Huppke P, Rothe L, Mall V, Kessler J, Kalbe E. The Multiple Sclerosis Inventory of Cognition for Adolescents (MUSICADO): A brief screening instrument to assess cognitive dysfunction, fatigue and loss of health-related quality of life in pediatric-onset multiple sclerosis. Eur J Paediatr Neurol. 2019;pii: S1090-3798(19)30014-15.  https://doi.org/10.1016/j.ejpn.2019.08.006
  35. Veneri D, Gannotti M, Bertucco M, Fournier Hillman SE. Using the International Classification of Functioning, Disability, and Health Model to Gain Perspective of the Benefits of Yoga in Stroke, Multiple Sclerosis, and Children to Inform Practice for Children with Cerebral Palsy: A Meta-Analysis. J Altern Complement Med. 2018;24(5):439-457.  https://doi.org/10.1089/acm.2017.0030

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.