Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Корень Е.В.

Московский НИИ психиатрии

Куприянова Т.А.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава

Семейное бремя как мишень психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами

Авторы:

Корень Е.В., Куприянова Т.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1094

Загрузок: 0


Как цитировать:

Корень Е.В., Куприянова Т.А. Семейное бремя как мишень психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(5‑2):61‑68.
Koren' EV, Kupriianova TA. Family burden as a target of psychosocial rehabilitation of children and adolescents with mental disorders. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(5‑2):61‑68.

Рекомендуем статьи по данной теме:
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Кли­ни­ко-ла­бо­ра­тор­ные осо­бен­нос­ти суб­кли­ни­чес­ко­го ги­по­ти­ре­оза у де­тей 7—12 лет. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):53-59
Хоаноп­лас­ти­ка у де­тей пер­во­го го­да жиз­ни: но­вые воз­мож­нос­ти и ре­аби­ли­та­ция без стен­тов. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(2):40-45
Га­ло­те­ра­пия в ме­ди­цин­ской ре­аби­ли­та­ции де­тей. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(1):37-44
Эн­до­ти­пы хро­ни­чес­ко­го ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(2):82-88
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная фун­доп­ли­ка­ция по Нис­се­ну у ре­бен­ка с гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ным реф­люк­сом. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(3):41-47
Фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия же­ле­зо­де­фи­цит­ной ане­мии у мла­ден­цев: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):53-59
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Се­ро­во­до­род­ная баль­не­оте­ра­пия в ком­плексном са­на­тор­но-ку­рор­тном ле­че­нии пос­ле­ожо­го­вых руб­цов у де­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):32-40

В свете современных требований общества к службам охраны психического здоровья детей и подростков одной из стратегических задач, стоящих перед детской психиатрией в плане совершенствования комплексной психиатрической помощи детям и подросткам с психическими расстройствами, является научно-методологическое обоснование и инструментальное обеспечение практической реализации эффективных программ психосоциальной ре­абилитации, позволяющих в максимальной степени учитывать весь комплекс специфических психосоциальных потребностей психически больного ребенка [2, 8, 22]. Особое значение при этом придается развитию мультимодальных подходов, направленных на повышение уровня социального функционирования и качества жизни детей с психическими расстройствами и их родителей как интегральных параметров, отражающих степень психосоциального благополучия и определяющих устойчивую реадаптацию и реинтеграцию ребенка в сообщество [5, 13].

Особое значение в психосоциальной терапии и реабилитации в детско-подростковом возрасте придается роли семьи в лечебно-реабилитационном процессе. При проведении психосоциальной терапии с родителями важнейшей задачей является выявление и удовлетворение их психосоциальных потребностей в контексте мобилизации и повышения имеющихся семейных ресурсов для преодоления негативных последствий психического расстройства у ребенка [2, 4, 12, 17].

Настоятельная необходимость разработки психосоциальных вмешательств, обеспечивающих нацеленность и эффективность воздействия на неблагоприятные факторы семейного окружения с учетом их влияния на уровень и структуру психосоциальной дезадаптации и клинико-социальный прогноз у детей и подростков с психическими расстройствами определяет вектор поиска соответствующих инструментов воздействия при работе с родителями, рассматриваемых в качестве важной составляющей всех форм и видов психосоциальных вмешательств в детской психиатрии [6, 10, 25].

Как показано во многих работах [8, 13, 15, 24, 26], уход за психически больными включает в себя сокращение социальных контактов, самостигматизацию, ухудшение физического здоровья, разрыв семейных отношений и взаимоотношений с родственниками, экономические потери, а также несет в себе субъективное бремя, связанное с чувством собственной вины, беспокойством, растерянностью и депрессивными переживаниями. По некоторым данным [15], наиболее высокие показатели семейного бремени отмечаются в семьях детей с психическими расстройствами. При построении на практике индивидуальных программ помощи врачами часто недооценивается то негативное влияние на семью в целом, которое оказывает наличие у ребенка психического расстройства. Это отрицательно сказывается на роли и уровне вовлеченности родителей в лечебно-реабилитационный процесс и может напрямую препятствовать формированию родительской компетентности в отношении формирования навыков совладания с ситуацией и взаимодействия с больным ребенком [3].

Впервые термин «бремя семьи» («family burden») был введен в 1946 г. американским социологом M. Treudley [29] и определялся ею как комплекс проблем, трудностей или других негативных событий в жизни родителей, связанных с заботой о психически больном члене семьи.

Дальнейшее изучение проблемы привело к пониманию семейного бремени как интегративного параметра, связанного с переживанием, особенно кровными родственниками, факта наличия психического заболевания в семье, непониманием состояния больного, незнанием, как помочь и как ухаживать за психически больным, неудовлетворенностью существующей системой социальной поддержки, финансовыми проблемами, ухудшением собственного здоровья, ограничением социальных контактов, что отражается, в частности, в повышении тревоги и нервно-психического напряжения у них [14, 18, 21, 24].

В настоящее время среди факторов, влияющих на показатели семейного бремени, выделяют как стрессоры, непосредственно связанные с пациентом, так и персональные и социальные ресурсы семьи, среди которых наибольшее значение придается наличию социальной поддержки [3, 19, 21]. Проведенные за последние 10 лет исследования показали, что если удовлетворяются потребности членов семьи в информации, клинических рекомендациях и поддержке, то улучшаются и результаты терапии и клинико-социальный прогноз у пациентов. По данным, полученным на контингентах взрослых больных [8, 12, 15, 19], среди пациентов, чьи семьи были охвачены психосоциальной работой, гораздо реже развивались рецидивы, уменьшалось число повторных госпитализаций по сравнению с теми, кто получал только стандартную медикаментозную помощь, отмечалось улучшение социального функционирования и повышение качества жизни больных.

В литературе есть указания [3, 6, 9, 16, 20, 23, 24] на эффективность психосоциальных вмешательств при отдельных формах психических расстройств в детском возрасте в плане редукции симптоматики и длительности ремиссии, повышения комплаенса, снижения семейного бремени, повышения качества жизни и уровня социального функционирования. Социальная поддержка со стороны близких ведет к более благоприятному течению психических заболеваний у детей.

С учетом изложенного семейное бремя рассматривается нами как один из ключевых проблемных аспектов помощи детям, выступающий в качестве одного из препятствий для раскрытия психосоциального родительского ресурса в процессе оказания мультидисциплинарной помощи. Это влечет за собой необходимость его учета при разработке программ для родителей, направленных на решение поэтапных задач психосоциальной реабилитации через компетентное ответственное участие родителей в реализации индивидуального лечебно-реабилитационного плана, определяемое формированием адекватных представлений о болезни и соответствующих навыков совладания и взаимодействия с больным ребенком [3 ].

Цель настоящего исследования - изучение показателей семейного бремени и его влияния на динамику социального функционирования и качества жизни детей и подростков с психическими расстройствами (на модели заболеваний шизофренического спектра) при проведении групповой психосоциальной терапии с родителями.

Материал и методы

Было проведено комплексное обследование 140 детей и подростков, 92 мальчиков и 48 девочек в возрасте от 8 до 17 лет (средний - 13,9±3,5 года) с расстройствами шизофренического спектра и их матерей - 140 человек.

Выбор в качестве модели расстройств шизофренического спектра обусловлен тем, что данный контингент детей и подростков относится к наиболее тяжелой инвалидизированной категории больных со значительными негативными социальными последствиями, с чем связаны выраженные социальные потери и бремя семьи. Кроме того, в этих семьях выявляются специфические психосоциальные проблемы, такие как особый семейный контекст при наблюдаемом взаимном влиянии симптоматики ребенка и реакций родителей, которые часто поддерживают или усиливают болезненные проявления; гиперболизация тяжести состояния; сверхвключенность родителей в проблемы больного ребенка с высоким уровнем самостигматизации; частое несоблюдение режима терапии; противоречивое отношение к врачам и лечению, ведущее к трудностям удержания больных в лечебно-реабилитационном пространстве [3, 4].

По критериям МКБ-10 у 65 (46,4%) детей была диагностирована шизофрения, у 36 (25,7%) - шизотипическое личностное расстройство, у 21 (15,0%) - шизоаффективное расстройство, у 18 (12,9%) - биполярное аффективное расстройство. У 41 (29,3%) ребенка этап течения заболевания оценивался как острый, у 69 (49,3%) - приближался к подострому, у 30 (21,4%) заболевание имело хроническое течение. По поводу впервые возникшего приступа болезни лечились 28 больных. Средняя длительность заболевания составила 3,8±1,6 года. Все дети получали стандартную медикаментозную терапию в соответствии с современными клиническими рекомендациями.

В основную группу, где с родителями проводилась групповая психосоциальная терапия, вошли 85 человек, в группу сравнения - 55 человек. Группы были сопоставимы по основным возрастным и клинико-социальным характеристикам.

Средний возраст матерей составил 36,8 года (от 24 до 58 лет). Высшее образование имели 97 (69,5%) матерей, работали 84 (60%), из них 12 (8,3%) не по специальности, на работе, требующей меньшей квалификации, но с возможностью выполнять ее в домашних условиях, постоянно находясь рядом с больным ребенком. Полными были 72% семей.

В неполных семьях отцы, как правило, не принимали участия в воспитании и лечении детей, в ряде случаев ограничиваясь лишь материальной помощью.

Родители и дети при первом обследовании и затем через 3 и 6 мес заполняли адаптированную версию опросника по исследованию социального функционирования и качества жизни детей и подростков с психическими расстройствами в возрасте 8-17 лет - ILK (Inventory of Quality of Life in Children and Adolescents) [1, 22]. Для определения субъек­тивного и объективного бремени семьи была использована русская версия опросника для оценки проблем, возникающих при уходе за больным ребенком - CGSQ (Caregiver strain questionnaire) [11]. Дополнительно применялась шкала оценки нагрузки на семью - ECI (Experience of caregiving inventory), состоящая из позитивных (оценка положительных моментов во взаимоотношениях с больным ребенком) и негативных субшкал [28]. Общий уровень социального функционирования оценивался по шкале CGAS (Children's Global Assessment Scale) [27]; степень информированности родственников о психическом заболевании ребенка - с помощью карты оценки уровня знаний о психической болезни и эффективности психообразовательной программы [7]. Обобщенная оценка динамики психического состояния пациентов проводилась с помощью адаптированной версии шкалы PANSS.

Групповая психосоциальная терапия с родителями проводилась по модульному принципу на основе психообразовательного подхода в группах по 8-9 человек, в которые объединялись матери, отличающиеся по возрасту, образованию, другим социальным характеристикам, что по некоторым данным может способствовать повышению терапевтического потенциала группы [3]. Всего проводилось 8 занятий с частотой 2 раза в неделю. Продолжительность занятия была 90 мин, каждое занятие условно разделялось на 3 части. Первая часть - вводная, где обсуждалась тема занятия для выявления потребностей участников. Во второй, основной части интер­активно обсуждалась тема занятия. В третьей части, заключительной, планировались домашнее задание и тема следующего занятия. Последовательность изложения материала могла варьировать в зависимости от потребностей родителей, но логически все занятия были связаны друг с другом.

На первых встречах с матерями акцент делался на конкретные проблемы, которые их беспокоили в контексте формирования понимания родителями связи между собственным эмоциональным состоянием и удовлетворением специфических психосоциальных потребностей ребенка. В дальнейшем работа была направлена на то, чтобы преодолеть недоверие и настороженность и укрепить терапевтический альянс с врачом, сформировать у матерей навыки правильного и адекватного отношения к ребенку, привить осознание важности их активного участия, определить их роль и ответственность в лечебно-реабилитационном процессе и развить способность к «самосанации» имеющихся психосоциальных проблем с преодолением чувства самоизоляции и их «уникальности» с использованием механизмов группового взаимодействия с возможностью получения и обмена информацией не только от врача, но и других членов группы для совместного поиска путей решения проблем. С первой встречи важное значение имело формирование положительной эмоциональной установки родителей и поддержание ее от занятия к занятию.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась при помощи программ Statistica for Windows 6.1, MsExcel 2007.

Результаты и обсуждение

Обобщенный показатель семейного бремени в семьях 140 детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра при начальной оценке, т.е. до начала терапии, составил 13,44 балла (13,48 - в основной группе и 13,39 - в группе сравнения), практически приближаясь к максимальным значениям, что свидетельствует о крайней степени обеспокоенности родителей проблемами больного ребенка (см. таблицу).

При этом показатели объективного бремени колебались от 3,94 до 4,69 балла, средний показатель составил 4,27 балла (4,25 балла - в основной группе и 4,29 балла - в группе сравнения). Наибольшие значения в обеих группах были получены в ответах на вопросы, касающиеся ухудшения семейных отношений (4,68 балла) и взаимоотношений с соседями (4,33 балла) и коллегами на работе (4,53 балла). Более половины матерей отметили финансовые и экономические трудности (4,31 балла), возникшие после заболевания ребенка.

Субъективное внешнее бремя составило от 4,01 до 4,83 балла, в среднем - 4,34 балла (основная группа - 4,36, группа сравнения - 4,32). Наиболее часто матери получали высокие баллы по субшкалам «раздражение» (4,45 балла), «злость и обида» (4,59 балла), «стремление скрыть заболевание ребенка от окружающих» (4,82 балла), в том числе и от родственников.

Обобщенная балльная оценка субъективного внутреннего бремени отчетливо превышала показатели по другим доменам семейного бремени - от 4,65 до 4,98 балла, составляя в среднем 4,8 балла (основная группа - 4,83, группа сравнения - 4,78). Практически 90% матерей в обеих группах подчеркивали чувство собственной вины в возникновении психического нарушения у ребенка (4,75 балла), тревогу и беспокойство за его будущее (4,98 балла), семейные проблемы в связи с заболеванием ребенка (4,80 балла).

В исследовании не было выявлено статистически значимых отличий в показателях семейного бремени в зависимости от основных социально-демографических показателей, таких как пол, возраст ребенка и родителей, возраст начала заболевания. Однако была отмечена некоторая тенденция к повышению уровня бремени в семьях больных детей на начальных этапах формирования расстройств, а также в семьях, имеющих больных детей более младшего возраста.

Таким образом, в семьях, имеющих детей с расстройствами шизофренического спектра, отмечается высокий уровень как объективного, так и субъективного семейного бремени, показатели последнего нередко приближаются к максимальной оценке (см. таблицу).

При оценке средних показателей негативных субшкал опросника ECI до начала терапии также не было получено существенных различий в основной группе и группе сравнения - 3,8 и 3,6 балла соответственно. При этом матери отмечали проблемы, возникающие при уходе за больным ребенком, аналогичные полученным в опроснике CGSQ, как объективные, так и субъективные. Показатели позитивных субшкал опросника ECI, касающихся положительных моментов во взаимоотношениях с больным ребенком, также имели мало отличий перед началом терапии в основной группе и группе сравнения - 2,4 и 2,5 балла.

При сравнении семейного бремени с обобщенной оценкой психического состояния детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра по PANSS (средний балл 90,5±6,5) не было установлено статистически значимых корреляций между выраженностью симптоматики и уровнем семейного бремени как в основной группе (средний балл 92,0±4,7), так и в группе сравнения (средний балл 89,0±8,4).

При анализе терапевтической динамики по шкале PANSS между группами не было отмечено статистически значимых различий в динамике клинического состояния, но тенденция к более выраженному улучшению была отмечена в основной группе больных (основная группа - с 92,0±4,7 до 62,0±3,6 балла, группа сравнения - с 89,0±8,4 до 65,0±3,7 балла). Это может объясняться наличием прямой зависимости между психоэмоциональным напряжением, связанным с семейным контекстом, и выраженностью клинических проявлений.

При сопоставлении полученных до начала терапии показателей семейного бремени с проведенной оценкой общего функционирования детей по CGAS с преобладанием выраженных, реже умеренных, степеней социальной дезадаптации (от 31 до 45 баллов, средний балл 41,7±2,5, основная группа - 42,6±3,2, группа сравнения - 40,8±1,8 балла) было установлено наличие отрицательной корреляционной связи (r= –0,463, p=0,005), что свидетельствует о том, что повышение показателей семейного бремени ассоциируется с тенденцией к снижению уровня социального функционирования у детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра (см. таблицу).

Показатели всех подшкал шкалы ILK в обеих группах до начала исследования не имели достоверных отличий. Суммарная оценка показателей детей в основной группе составила 27,9±1,9 балла, в группе сравнения - 27,5±0,9 балла; родителей в основной группе - 30,9±1,8 балла, в группе сравнения - 31,5±1,7 балла. Общей тенденцией являлось расхождение оценок детей и родителей. Родители, как правило, менее позитивно оценивали все сферы социального функционирования детей, включая общую оценку качества жизни и вопросы, связанные с лечением. Наибольшие расхождения оценок детей и родителей были получены по субшкалам: социальные контакты, школа, загруженность психическим расстройством, психическое здоровье, загруженность диагностическими и терапевтическим мероприятиями.

Анализируя базовый уровень информированности родителей, полученный с помощью карты оценки уровня знаний о психической болезни и эффективности психообразовательной программы, можно отметить, что уровень информированности родителей при оценке до начала терапии был невысок в обеих группах, у них недоставало знаний о самом заболевании, его течении, проявлениях, лечении и прогнозе (средний балл - 57,8±4,6, в основной группе - 57,4±5,6, в группе сравнения - 58,3±3,6 балла) (см. таблицу). Большинство матерей в пунктах, касающихся этих вопросов, поставили самые низкие баллы - 1, 2, реже 3. Родители недооценивали свою роль в процессе терапии, зачастую не знали, как себя вести с больным ребенком, не были готовы к преодолению возникающих трудностей. Практически все хотели обсуждать эти проблемы, делиться ими с другими участниками группы, перенимать у них опыт и рассказывать о своем. В этих пунктах опросника, как правило, стояли высшие баллы - 4 и 5.

Из 85 матерей, участвовавших в групповой психосоциальной терапии, посетили все занятия 80, 5 матерей выбыли по объективным причинам (выписка, переезд и др.). Из группы сравнения к моменту окончания исследования выбыли 9 человек.

Улучшение эмоционального состояния матерей в результате групповой психосоциальной работы, отмечаемое при беседах, общении, наблюдении за ними, коррелировало с позитивными изменениями, полученными при оценке результатов предлагаемых опросников. В первую очередь это касалось отчетливого снижения семейного бремени, что в последующем положительно сказывалось на улучшении социального функционирования и повышении качества жизни детей.

Сравнительный анализ показателей по шкале CGSQ через 6 мес после проведения терапии в основной группе больных показал явную тенденцию к уменьшению общего бремени - с 13,48 до 10,81 балла, в группе сравнения также отмечено снижение показателей общего бремени, но менее выраженное - с 13,39 до 11,37 балла. Наибольшее снижение отмечалось по субшкале, касающейся субъективных внутренних чувств - с 4,83 до 3,13 балла (p<0,05). В группе сравнения снижение также отмечалось, но не достигало уровня статистической значимости - с 4,78 до 3,96 балла. Отчетливое снижение показателей отмечено и по субшкале субъективного внешнего бремени, также более выраженное в основной группе, чем в группе сравнения - с 4,36 до 3,67 и с 4,32 до 3,74 балла соответственно. Менее значительные изменения произошли в показателях объективного бремени семьи - снижение с 4,25 до 4,01 балла в основной группе и с 4,29 до 3,94 балла в группе сравнения.

Можно отметить тенденцию к тому, что в семьях, где матери имели наиболее выраженное семейное бремя, показатели его в процессе терапии улучшались в меньшей степени, при этом не было получено статистически достоверных различий. Матери были более недоверчивы, скрытны, не очень охотно контактировали в группе, могли пропускать занятия. В таких случаях, по-видимому, требуется проведение дополнительной индивидуальной психосоциальной терапии.

Динамика профиля бремени по шкале CGSQ в процессе психосоциальной терапии с родителями в основной группе и группе сравнения представлена на рисунке.

Рисунок 1. Динамика профиля бремени по шкале CGSQ (в баллах, ось ординат) в процессе психосоциальной терапии с родителями в основной группе и группе сравнения. По оси абсцисс - номера вопросов по шкале CGSQ. * - достоверные (p<0,05) различия.

При анализе динамики показателей по опроснику нагрузки на семью (ECI) наибольший интерес представляют позитивные субшкалы, отражающие взаимоотношения матерей с больным ребенком.

В процессе психосоциальной терапии с родителями показатели этих субшкал существенно изменились, особенно в основной группе: с 2,4 до 3,7 балла (в группе сравнения - с 2,5 до 3,1 балла).

Практически все матери отметили, что стали лучше понимать своего ребенка, его проблемы, анализировать его состояние, из-за чего отношения с ним улучшились, что в определенной степени коррелирует с появлением у детей и родителей активных установок на преодоление негативных последствий имеющегося у ребенка психического расстройства. Все матери подчеркнули, что заметили изменение и в самих себе, некоторые сблизились с членами семьи, друзьями, стали больше общаться, стали увереннее в себе. Средние обобщенные показатели негативных субшкал опросника ECI также уменьшились (аналогично показателям опросника CGSQ) - с 3,8 до 2,7 балла в основной группе и с 3,6 до 3,1 балла в группе сравнения.

Уровень общего функционирования при динамической оценке по шкале CGAS в основной группе детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра улучшился статистически достоверно по сравнению с группой сравнения (p<0,05): в основной группе показатели увеличились с 42,6 до 56,3 балла, в группе сравнения - с 40,8 до 47,5 балла. Сохранялась отрицательная корреляционная связь с семейным бременем: со снижением бремени улучшалось социальное функционирование детей (см. таблицу).

На фоне проводимого лечения суммарная оценка показателей всех подшкал шкалы ILK в обеих группах улучшилась как у детей, так и у родителей. Наибольшие изменения были отмечены в основной группе, причем разница была статистически достоверна и у детей, и у родителей (p<0,05): у детей в основной группе показатели снизились с 27,9 до 20,0 баллов, в группе сравнения - с 27,5 до 24,7 балла; у родителей - с 30,9 до 22,6 балла в основной группе и с 31,5 до 27,9 балла - в группе сравнения. При этом необходимо отметить, что столь резкого расхождения в оценках детей и родителей, отмечаемого до терапии, через 6 мес не наблюдалось. В результате проведенной терапии у матерей (в зависимости от их потребностей и нужд) сформировалось более адекватное восприятие проблем ребенка с психической патологией, появилась уверенность в своих действиях, уменьшилось или исчезло чувство вины (что коррелировало с уменьшением бремени по шкале CGSQ). Матери более позитивно стали оценивать социальное функционирование своих детей, их контакты в школе, с друзьями, а также менее негативно оценивать загруженность психическим расстройством, психическое здоровье, загруженность диагностическими и терапевтическим мероприятиями.

Навыки практического применения полученных матерями знаний проявлялись прежде всего в том, что они более осознанно и целенаправленно выполняли требования и рекомендации врача, стали лучше ориентироваться в проявлениях самого расстройства и более адекватно помогать ребенку, а в ряде случаев научились распознавать и предупреждать обострение заболевания. Это подтверждалось сопоставлением данных, полученных при сравнительном анализе карты оценки уровня знаний о психической болезни и эффективности психообразовательной программы при инициальной оценке и на финальном занятии - была отмечена отчетливая тенденция к увеличению знаний матерей о проявлениях заболевания у ребенка, возможной помощи и способах преодоления трудностей, отмечаемая в обеих группах, но более выраженная в основной группе. Повышение самостоятельности в принятии решений родителями, вовлечение их в совместную деятельность (ответственность) явились одним из основных итогов профессионального партнерства врача с родителями.

Результаты проведенного исследования показывают высокий уровень семейного бремени, особенно субъективного, в семьях детей с расстройствами шизофренического спектра со статистически значимой корреляцией между тяжестью бремени и более низким уровнем социального функционирования у детей и подростков.

Положительная динамика уровня социального функционирования детей при проведении групповой психосоциальной терапии с родителями также имела статистически достоверную связь с уменьшением показателей семейного бремени. Отмечено влияние на семейное бремя уровня информированности родителей (многие из которых не обладали даже элементарными знаниями) о проявлениях и течении психического расстройства их детей.

Таким образом, тяжесть и всеобщая распространенность семейного бремени в семьях детей и подростков с психическими расстройствами диктуют необходимость его выделения в качестве самостоятельной «мишени» психосоциальных вмешательств в детской психиатрии. Данный интегративный динамический параметр требует обязательного учета при построении индивидуализированных лечебно-реабилитационных программ (модулей) и разработке мероприятий по психосоциальной поддержке семьи, что представляется чрезвычайно важным в плане опосредованного влияния на уровень социального функционирования и качества жизни детей и подростков с психическими расстройствами и повышения эффективности программ психосоциальной реабилитации.

Апробация разработанной нами модели групповой психосоциальной терапии с родителями, включающей модуль, направленный на снижение семейного бремени, показала, что он должен рассматриваться в качестве самостоятельного неотъемлемого компонента психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами, как имеющий особое значение для мобилизации родительских психосоциальных ресурсов в плане формирования и закрепления навыков совладания и преодоления последствий расстройства у ребенка и повышения «динамической устойчивости» детей по отношению к основным факторам риска психосоциальной дезадаптации в контексте фактора развития. Как показывает наша практика, динамика показателей семейного бремени может быть успешно использована для оценки эффективности проведения психосоциальной терапии с родителями.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.