Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Предварительные результаты наблюдательной программы "Совет" по применению препарата натализумаб для лечения больных ремиттирующим рассеянным склерозом
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(2‑2): 79‑82
Прочитано: 662 раза
Как цитировать:
Рассеянный склероз (РС) - хроническое заболевание центральной нервной системы, в основе которого лежат аутоиммунные и воспалительные реакции, приводящие к нейродегенеративным изменениям. В 1993 г. в области терапии РС была совершена революция - было одобрено использование первого препарата, изменяющего течение РС (ПИТРС), - рекомбинантного человеческого интерферона (β-интерферон-1b). С начала XXI века ПИТРС стали широко ипользоваться в практике неврологов. Эти препараты были отнесены к препаратам 1-й линии (1-го поколения). Однако они не всегда оказывают достаточный терапевтический эффект. Имеется группа труднокурабельных, злокачественно протекающих форм РС. В этих случаях, несмотря на применение ПИТРС, может сохраняться достаточно высокая активность заболевания, проявляющаяся в частоте обострений и активности болезненного процесса по данным МРТ, что приводит к быстрому нарастанию инвалидизации пациентов. В связи с этим при отсутствии адекватного ответа на препараты ПИТРС 1-й линии стали использоваться созданные позднее препараты 2-й линии (2-го поколения). Одним из таких препаратов и является натализумаб.
Натализумаб (тизабри) является иммуномодулирующим препаратом, первым селективным ингибитором молекул адгезии. Он был одобрен для лечения ремиттирующего РС (РРС). Использование данного препарата возможно у тех пациентов, которые не реагируют в достаточной степени на терапию интерферонами и глатирамера ацетатом, либо у пациентов, у которых отмечено злокачественное, быстропрогрессирующее течение РС. На территории России данный препарат для применения у пациентов с РРС был зарегистрирован в 2010 г.
С сентября 2011 г. проводится постмаркетинговая наблюдательная программа «Совет», позволяющая получить опыт применения данного препарата для лечения российской популяции больных РРС. Предварительные результаты работы излагаются в настоящей статье.
К настоящему времени начали терапию препаратом натализумаб 69 пациентов с РРС. Отбор пациентов проводился по следующим критериям:
1. Пациенты с активным течением заболевания, несмотря на лечение интерфероном бета (не менее 1 обострения в течение предыдущего года терапии и не менее 9 Т2-гиперинтенсивных очагов на МРТ головного мозга или не менее 1 очага, видимого при применении контрастных средств для МРТ, содержащих гадолиний; пациенты без ответа на применяемую терапию, а именно, с неизмененным или увеличенным количеством обострений на фоне терапии по сравнению с периодом до назначения интерферона бета или с тяжелыми обострениями на фоне терапии интерфероном бета;
2. Пациенты с быстропрогрессирующим тяжелым РРС;
3. Получение письменного информированного согласия пациента на тарапию препаратом натализумаб и согласие на предоставление персональных данных;
4. Диагноз РРС по критериям Мак Дональда (2005);
5. Возраст от 18 до 65 лет;
6. Оценка по EDSS от 0 до 6 баллов;
7. Пациенты с ремиссией на протяжении 30 дней на момент подписания информированного согласия;
8. Прекращение терапии интерфероном бета за 2 нед до начала терапии препаратом натализумаб;
9. Отрицательный тест на беременность и согласие пациентки на применение адекватного предохранения на период лечения.
В выборку вошли 69 человек, 37 (53,62%) мужчин и 32 (46,38%) женщины в возрасте от 18 до 60 лет (средний - 34,04±8,76 года). Средняя частота обострений за год до начала терапии препаратом натализумаб была 1,81, тяжесть по шкале EDSS в среднем на момент начала терапии составляла 3,73±1,12 балла.
В соответствии с критериями включения большинство пациентов до начала терапии натализумабом принимали препараты ПИТРС 1-й линии. Распределение пациентов по виду предшествующей терапии было следующим: копаксон принимали 23 (24,2%) больных, бетаферон - 19 (20,0%), ребиф - 12 (12,6%), ребиф-22 - 3 (3,1%), ронбетал - 11 (11,6%), экставиа - 9 (9,5%), авонекс - 5 (6,3%), генфаксон - 6 (6,3%); не принимали ПИТРС - 6 (6,3).
Инфузии препарата проводились каждые 4 нед в течение 1 ч на протяжении 12 мес, также в течение 1 ч после инфузии проводилось наблюдение за пациентами для мониторинга возможных побочных эффектов. Для предотвращения развития серьезных нежелательных реакций все пациенты проходили регулярные клинические осмотры с целью их раннего выявления и коррекции [3, 6].
Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета программ Statistica 6.0 с применением параметрических и непараметрических методов. Статистически значимыми различия считались при уровне значимости p<0,05.
В обработку данных вошла информация о 68 пациентах. Из исследования был исключен 1 пациент, у которого терапия была отменена, так как в ходе проведения 3-й инфузии развилась генерализованная аллергическая реакция.
В результате терапии отмечено достоверное снижение частоты обострений с 2,22±0,98 до 0,18± 0,42 в год (р<0,0001). Аналогичные данные получены в ходе ряда других исследований, где было выявлено, что применение препарата натализумаб увеличивает долю пациентов, у которых полностью отсутствует клиническая активность заболевания. Так, по данным исследования AFFIRM [5], отсутствие клинической активности заболевания на фоне терапии натализумабом в течение 2 лет отмечено у 71% пациентов. Таким образом, натализумаб позволяет остановить развитие неврологических нарушений у пациентов с РРС. Значительное снижение частоты обострений позволило существенно снизить частоту госпитализаций, что в большой степени повышает качество жизни пациентов.
В ходе выполнения программы был также отмечен некоторый регресс балла по шкале EDSS - с 3,69±1,0 до 3,27±1,17 (р=0,11). Речь идет о достигнутой за 12 мес терапии стабилизации состояния у пациентов с неэффективностью предшествовавшего лечения ПИТРС 1-й линии. Это соответствует ранее полученным данным [9] о том, что применение препарата натализумаб позволяет улучшить физическую трудоспособность у пациентов с исходным уровнем инвалидизации по шкале EDSS≥2 баллов. Восстановление нарушенных неврологических функций отмечается более чем у 1 из 4 пациентов (на 69% больше по сравнению с плацебо). Наши собственные данные, касающиеся динамики показателей внутри групп в зависимости от тяжести исходного неврологического дефицита, представлены в табл. 1.
Нежелательные реакции на протяжении 12 мес терапии были зафиксированы в 11 (15,94%) случаях (табл. 2), т.е. более чем в 80% случаев побочных реакций отмечено не было.
Хорошо известным фармакодинамическим свойством натализумаба является увеличение количества лейкоцитов в крови, которое снижается до исходных значений при его отмене. В связи с этим увеличение количества лейкоцитов (с 7,12·109±2,4 до 8,71·109±2,82, р=0,0005) не учитывали в качестве нежелательных реакций со стороны лабораторных показателей.
В данной выборке пациентов в 3 (4,35%) случаях отмечалось развитие инфузионных реакций. Инфузионными реакциями являются побочные реакции, которые происходят во время введения препарата или на протяжении 1 ч после введения. По данным 2-летних контролируемых международных клинических исследований, эти реакции наблюдались у 23,1% пациентов с РС, получавших натализумаб, против 18,7% в группе, получавшей плацебо [5].
Только у 1 (1,15%) пациента нежелательное явление послужило причиной отмены терапии натализумабом. При 3-й инфузии у него развилась серьезная нежелательная реакция (СНР) в виде генерализованной аллергической реакции без признаков анафилаксии. Развитие данной СНР связано с образованием нейтрализующих антител к натализумабу. Частота данной СНР соответствует международным данным по использованию натализумаба (исследоания AFFIRM, SENTINEL) [5, 10].
У 1 пациента к моменту начала терапии препаратом натализумаб была диагностирована болезнь Жильбера в стадии компенсации. После проведения первой инфузии было отмечено значительное увеличение уровня гипербилирубинемии, что заставило более тщательно проводить мониторинг функции печени (отслеживание уровня билирубинов каждые 2 нед) и применять гепатопротекторы.
В 2008 г. в приведенном FDA (Federal Drug Administration, США) обзоре безопасности применения натализумаба было отмечено 4 случая серьезной дисфункций печени, но ни в одном из них это не привело к смерти больного или необходимости трансплантации печени. В соответствии с этими наблюдениями в раздел «Особые указания и меры предосторожности» в инструкции по медицинскому применению натализумаба были внесены изменения, отражающие новые данные по безопасности его применения. В настоящее время рекомендовано проводить оценку функции печени до начала и во время лечения натализумабом [10].
В международных клинических исследованиях и при постмаркетинговом использовании натализумаба были зарегистрированы случаи развития оппортунистических инфекций. Наиболее опасной из них является прогрессирующая мультифокальная лейкоэнцефалопатия (ПМЛ), которая до настоящего времени остается потенциально летальным заболеванием в связи с отсутствием специфической терапии. По данным на 03.07.12, в мире зарегистрировано 264 случая ПМЛ [1]. За 12 мес терапии препаратом натализумаб ни одного случая ПМЛ на территории России зафиксировано не было.
Серопозитивные по JCV пациенты имеют повышенный риск развития ПМЛ по сравнению с пациентами, у которых антитела к JCV отсутствуют. Однако ПМЛ развивается лишь у небольшого процента пациентов с наличием антител к JCV, поскольку инфицирование JCV является лишь одним из нескольких факторов, необходимых для развития ПМЛ. Анализ результатов теста на антитела к JCV более чем у 6000 пациентов с РС показал, что серопозитивными по JCV являются приблизительно 55%. Полученные результаты сопоставимы с таковыми, полученными в популяции здоровых взрослых людей при использовании аналогичной методики [4, 7, 8, 11]. Учитывая возрастание риска развития данного осложнения на 2-м году лечения препаратом натализумаб, пациентам в рамках настоящей программы был проведен анализ крови на наличие антител к JCV-вирусу. Серопозитивными оказались 8 (17,65%) пациентов и серонегативными - 6 (8,82%) (остальные пациенты на момент написания статьи в процессе обследования). В связи с полученными результатами и учитывая возрастание риска развития ПМЛ в течение 2-го года лечения, серопозитивные по JCV пациенты были переведены на терапию препаратами ПИТРС 1-й линии (учитывая предшествующий опыт применения этих препаратов). Дальнейшая тактика ведения этой когорты пациентов в настоящее время обсуждается.
В заключение можно отметить, что анализ литературы с 2004 г. и по на настоящий момент, где отражен опыт использования натализумаба в рамках клинических исследований и в постмаркетинговой практике, показывает, что общее число пациентов, получавших или получающих терапию препаратом натализумаб, составляет 99 600 человек. Накопленные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что строгое соблюдение разработанной программы выбора и ведения пациентов при терапии натализумабом может обеспечить сохранение положительного баланса между преимуществами такой терапии и ее потенциальным риском [1, 2, 6, 10].
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.