Трушникова Т.Н.

ГБОУ ВПО "Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера", Пермь

Байдина Т.В.

ГБОУ ВПО "Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера", Пермь

Данченко И.Ю.

ГБОУ ВПО "Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера", Пермь

Куклина Е.М.

ФГБУН "Институт экологии и генетики микроорганизмов" Уральского отделения РАН, Пермь

Некрасова И.В.

Лаборатория иммунорегуляции Института экологии и генетики микроорганизмов Уральского отделения РАН, Пермь

Экспрессия семафорина CD100 на лимфоцитах периферической крови пациентов с ремиттирующим течением рассеянного склероза

Авторы:

Трушникова Т.Н., Байдина Т.В., Данченко И.Ю., Куклина Е.М., Некрасова И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 848 раз


Как цитировать:

Трушникова Т.Н., Байдина Т.В., Данченко И.Ю., Куклина Е.М., Некрасова И.В. Экспрессия семафорина CD100 на лимфоцитах периферической крови пациентов с ремиттирующим течением рассеянного склероза. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(10‑2):47‑51.
Trushnikova TN, Baĭdina TV, Danchenko IIu, Kuklina EM, Nekrasova IV. The CD100 semaphorin expression on peripheral blood T-lymphocytes in patients with relapsing-remitting multiple sclerosis. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(10‑2):47‑51.

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с рас­се­ян­ным скле­ро­зом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Часть 2. 2025;(4-2):67-73
Мо­ле­ку­ляр­ные ме­ха­низ­мы раз­ви­тия ос­тро­го рас­се­ян­но­го эн­це­фа­ло­ми­ели­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Часть 2. 2025;(7-2):7-11
Роль мо­но­ци­тов в им­му­но­па­то­ге­не­зе рас­се­ян­но­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Часть 2. 2025;(7-2):23-27
Гор­мо­наль­ные ме­то­ды кон­тра­цеп­ции и рас­се­ян­ный скле­роз. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):24-30
Эпи­де­ми­оло­гия рас­се­ян­но­го скле­ро­за в Но­во­си­бир­ске. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):119-127
Кли­ни­чес­кий слу­чай X-сцеп­лен­ной ад­ре­но­лей­ко­дис­тро­фии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(4):102-107
Воз­мож­нос­ти ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та при рас­се­ян­ном скле­ро­зе. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(5):14-21

Рассеянный склероз (РС) - хроническое заболевание нервной системы, характеризующееся вариабельным клиническим течением и не всегда предсказуемым ответом на лечение [3].

Согласно современным представлениям, РС возникает у генетически предрасположенных лиц после того, как они подверглись воздействию окружающей среды, которое стимулирует миелин-специ­фичные Т-лимфоциты, участвующие в деградации миелина. Активированные Т-лимфоциты дифференцируются в CD4-клетки (Т-хелперы), которые в свою очередь выделяют различные цитокины, индуцируя провоспалительный иммунный ответ. CD4+, CD8+ и CD19+-клетки играют основную роль в патогенезе РС. Под действием цитокинов активируются B-клетки и макрофаги, что ведет к усилению воспалительных изменений [4]. На ранних стадиях повреждение может являться следствием Т-кле­точно­обусловленной деструкции миелин-экспрессирующих клеток [5]. Активация миелин-специфичных Т-клеток происходит в результате контакта Т-лимфоцита с антиген-презентирующими клетками (APCs) - дендритными клетками (DСs), макрофагами или В-лимфоцитами. Такая презентация может происходить как в периферических отделах иммунной системы, с последующей миграцией миелин-специфичных клеток в центральную нервную систему (ЦНС), так и непосредственно в ЦНС. Оба механизма предполагают нарушение гематоэнцефалического барьера (ГЭБ) - с одной стороны, для антигена, а с другой - для клеток иммунной системы, включая не только Т-лимфоциты, но и APCs. Все решающие этапы данного процесса - презентация антигена, антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов, миграция через ГЭБ - эффективно регулируются факторами семейства семафоринов [10].

Семафорины - большое семейство белков, часть из которых участвует в направлении роста аксонов во время нейронального развития [10]. Семейство семафоринов включает в себя 8 субклассов, выделенных на основании структурных элементов и аминокислотной последовательности. Существуют секретируемые и мембрансвязанные белки. Белки плексины и нейропилины были определены в качестве первичных рецепторов для семафоринов. Роль этих молекул в нервной системе можно рассматривать с 2 позиций: как руководящие молекулы в развитии и регенерировании ЦНС и как иммунные регуляторы. Было показано, что Sema3A экспрессируется в нейронах при болезни Альцгеймера и в нервно-мышечных соединениях при боковом амиотрофическом склерозе. Эти данные предполагают, что семафорины участвуют в патологии неврологических расстройств в качестве ингибиторов и ускорителей нейрональной регенерации.

CD100 (Sema4D), мембран-ассоциированный сема­форин класса IV, является первым семафорином, роль которого была определена в иммунной системе [9]. CD100 выявлен на высоком уровне в лимфоидных и нелимфоидных органах, включая мозг, сердце, почки, селезенку, тимус и лимфатические узлы. Он в высокой степени экспрессируется на покоящихся Т-клетках, но его экспрессия очень мала на покоящихся B-клетках и APCs, таких как DСs. Экспрессия семафорина на этих клетках повышается при их активации. Cлущивание растворимого Sema4D от поверхности иммунных клеток также зависит от клеточной активации [10]. В иммунной системе Sema4D влияет на поведение B-клеток, дендритных клеток и моноцитов.

Имеются указания на участие иммунного семафорина CD100 в патологических иммунных ответах у мышей и людей [6, 11]. Повышенные уровни растворимого Sema4D обнаружены в цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) пациентов с воспалительными демиелинизирующими заболеваниями, а также на мембране Т-лимфоцитов и в сыворотке либо иммунизированных, либо аутоиммунных мышей и пациентов с системным склерозом. Уровни растворимого семафорина Sema4D увеличиваются в ЦСЖ у пациентов с HTLV-1-ассоциированной миелопатией (HAM) [10].

В исследованиях на мышах было выявлено, что Sema4D экспрессируется в белом веществе ЦНС олигодендроцитами, особенно в период миелинизации. Доказано наличие Sema4D в миелине [8].

Sema4D может быть вовлечен в патологические состояния, связанные с олигодендроцитами, такими как РС [9]. Показано, что Sema4D вызывает гибель незрелых нейронов и остановку роста олигодендроцитов [6]. Предполагают, что семафорины могут участвовать в подавлении аксональной регенерации [8].

Выявлены 2 основных рецептора для Sema4D - плексин-B1 и CD72. B-клетки от CD72-дефицитных мышей реагируют гиперпролиферативно на разные стимулы. CD72 является негативным регулятором B-клеточного ответа. CD100 выключает негативные сигнальные эффекты CD72, что выражается в усилении активации B-клеток. В противовес этому CD100-дефицитные мыши испытывали по экспериментальным данным сниженный B-клеточный ответ [11].

Sema4D также играет роль в Т-клеточном ответе, активируя DCs. Sema4D, экспрессируемый на Т-лимфоцитах, взаимодействует с его родственным рецептором на DCs для обеспечения активации и созревания дендритных клеток, в результате чего усиливается Т-клеточная активация. В качестве иммунных регуляторов семафорины играют важнейшую роль в миграции APCs, дифференциации Т-хелперных клеток, примировании антиген-специ­фических Т-клеток и модуляции воспаления. Некоторые механизмы имеют отношение к патологическому процессу при РС, например активация реактивных Т-клеток в периферической иммунной системе, их трансмиграция и реактивация в ЦНС, увеличение воспаления в ЦНС [9].

Sema4D, извлеченный из Т-клеток, также привносит вклад в нейровоспаление путем активации микроглиальных клеток через плексин-B1. Клеточно-заимствованный Sema4D вызывает смерть незрелых нервных клеток [6].

Интересные данные были получены при изучении экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита (ЭАЭ). Известно, что ЭАЭ отражает некоторые из патогенетических, клинических и терапевтических характеристик РС, обеспечивая понимание молекулярных и клеточных основ заболевания. Однако данные, полученные при изучении ЭАЭ, не всегда отражают весь спектр процессов, происходящих при развитии РС у человека. Изучение экспериментальных моделей РС подтверждает доминирующую роль, которую играют энцефалитогенные Т-лимфоциты в патогенетическом процессе. В частности, индукция ЭАЭ у здоровых животных возможна введением сенсибилизированных in vivo и in vitro к антигенам миелина CD4+ Т-лимфоцитов [2].

Лишенные CD100 мыши демонстрируют серьезные нарушения развития B-клеток, Т-клеточ­ного примирования и иммунного ответа [8]. Мыши, дефицитные по Sema4D, развивают более легкую форму ЭАЭ. Также показано, что Sema4D-дефицитные мыши устойчивы к развитию экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита [7]. Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что Sema4D вовлечен в патогенез ЭАЭ.

Учитывая разнообразные роли семафоринов и предположительные патологические механизмы при РС, иммунные семафорины могут участвовать в любом этапе патогенеза РС.

Цель исследования - оценка уровня экспрессии семафорина CD100 у пациентов с РС в сравнении со здоровыми, а также изучение количества B-лимфоцитов, несущих рецептор CD72.

Материал и методы

Экспрессия семафорина CD100 в субпопуляциях CD3+4+, CD3+8+ Т-лимфоцитов в периферической крови исследована у 22 пациентов с РС, находившихся под наблюдением в Пермском краевом центре рассеянного склероза, и 15 здоровых, сопоставимых по возрасту и полу. Оценке подверглась как доля CD4+-Т-лимфоцитов-хелперов и CD8+-цитотоксических Т-лимфоцитов (CTL), несущих CD100, так и уровень экспрессии CD100 на клетках, определяемый как Middle Florescence Intensity, MFI. Проанализирован также уровень B-лимфоцитов, несущих CD72.

Иммунологическое исследование проводилось в Институте экологии и генетики микроорганизмов Уральского отделения РАН. Клетки были выделены из периферической крови центрифугированием в градиенте плотности фиколла-верографина (1,077 г/см3). Для дальнейшего анализа использовали нефракционированную суспензию лейкоцитов. Анализ осуществлялся методом проточной цитометрии. Экспрессию CD100 в субпопуляциях CD3+4+- и CD3+8+- лимфоцитов оценивали с помощью соответствующих моноклональных антител: анти-CD100*PE («BioLegend»), анти-CD3*PE/Cy7 и анти-CD4/CD8* FITC («Beckman Coulter»). Для оценки функции B-лим­фо­цитов в исследовании использованы антитела анти-CD72 FITC («BioLegend»), антиCD19 PE («BioLegend»). Проводился изотипический контроль к CD100 и CD72.

Основную группу обследованных составили пациенты с достоверным диагнозом РС согласно критериям МакДоналда (2010), с ремиттирующим типом течения заболевания, не получавшие терапию препаратами, изменяющими течение рассеянного склероза (ПИТРС) [1]. Забор материала для исследования производился в стадии клинической ремиссии.

Из исследования исключали пациентов с наличием в анамнезе воздействия гормонотерапии в течение 30 дней до взятия образцов периферической крови.

Средний возраст пациентов был 32,5 года (от 27 до 38 лет). В возрасте 20-30 лет было 8 человек, 31-46 лет - 14. Большую часть пациентов - 17 составили женщины, 5 - мужчины. Длительность заболевания к моменту начала обследования составила 3,5 года (от 1,5 до 8 лет). Группу инвалидности имели 7 человек из 22 (3-ю группу - 5, 2-ю группу - 2).

Дебют РС был представлен следующими симп­томами: сенсорные нарушения - у 7 пациентов, ретробульбарный неврит - у 5, вертиго - у 2, пирамидные нарушения - у 1, стволовые симптомы - у 3, мозжечковые нарушения - у 1, многоочаговый дебют был у 3.

У 1 пациента имела место отягощенная наследственность по аутоиммунным заболеваниям.

Среднее число обострений РС было 2,5 (от 2 до 3). Все пациенты, согласно шкале EDSS, являлись «амбулаторными», т.е. были способны пройти более 500 м. Уровень инвалидизации по шкале EDSS варьировал в диапазоне от 1,5 до 3,5 балла, медиана 2,2 (1,5-3). Выявлены положительные корреляции данного показателя с длительностью заболевания (r=0,52, p=0,013), количеством обострений (r=0,59, p=0,003) и количеством очагов демиелинизации по данным магнитно-резонансной томографии (МРТ) (r=0,51, p=0,015).

МРТ головного мозга с введением контрастного вещества была проведена 13 пациентам из 22, при этом у 7 пациентов из 13 была выявлена активность заболевания в виде накопления контраста в очагах демиелинизации (от 1 до 11 очагов).

Гормонотерапия для купирования клинических проявлений экзацербации РС проводилась до взятия образцов крови у 13 пациентов (в том числе дексаметазон - у 9, метипред - у 3, преднизолон - у 1). Большинству пациентов было предложено начать терапию ПИТРС сразу после взятия образцов крови: лечение глатирамера ацетатом - 9 больным, интерфероном-бета - 12 пациентам.

В контрольной группе использовали лимфоциты здоровых (средний возраст 32,5 года).

При статистической обработке применяли непараметрические методы. Сравнение основной и контрольной групп проводили по тесту Колмогорова-Смирнова. Корреляционный анализ выполнен по Спирмену.

Результаты и обсуждение

Выявлено, что Т-лимфоциты экспрессируют CD100 как у здоровых, так и у пациентов с РС, т.е. большинство Т-клеток несут на мембране эту молекулу. Ожидаемых количественных отличий между двумя исследуемыми группами не обнаружено (табл. 1).

Но было выявлено снижение экспрессии CD100 на CD3+8+ -лимфоцитах у пациентов с РС в сравнении со здоровыми (p=0,05).

Показатель уровня эскпрессии CD100 на Т-лимфоцитах MFI был выше в различных субпопуляциях клеток у пациентов с РС в сравнении со здоровыми (табл. 2).

В частности, MFI был выше у пациентов с РС в субпопуляциях CD3+4+ Т-лимфоцитов (p=0,025) и CD3+8+ Т-лимфоцитов (p=0,025). Для группы пациентов с РС было характерно также повышение уровня MFI CD100 на других, не относящихся к Т-клеточным (CD3) популяциях лейкоцитов - В-лимфоцитах, естественных киллерах и моноцитах (p=0,01).

Было также установлено, что у пациентов с РС по сравнению со здоровыми повышен уровень В-лимфоцитов (CD19+-клеток) в периферической крови, p=0,025 (табл. 3).

При этом уровень экспрессии рецептора для CD100, CD72, достоверно ниже при РС (p=0,001).

Выявлена положительная корреляционная связь между возрастом пациентов с РС (r=0,44, p=0,045), длительностью заболевания (r=0,52, p=0,021) и уровнем экспрессии семафорина CD100 (MFI) на CD4+CD8+ Т-лимфоцитах. Показатели возраста (r=0,016, p=0,016), длительности заболевания (r=0,69, p=0,002) и количества обострений (r=0,48, p=0,046) находились в отрицательной корреляционной связи с уровнем MFI для CD72+ В-клеток. Показатель EDSS отрицательно коррелирует с количеством CD-клеток, несущих B-лимфоциты, моноциты и естественные клетки-киллеры (r=0,53, p=0,015). Положительная связь уровня инвалидизации по EDSS выявлена с уровнем экспрессии семафорина на CD3+4+-лимфо­цитах (r=0,45, p=0,039).

Прямая корреляционная связь обнаружена между наличием активности заболевания по данным МРТ и уровнем экспрессии семафорина CD100 (MFI) на не Т-клеточных (CD3–) популяциях лейкоцитов (r=0,71, p=0,012). Положительная связь обнаружена между количеством CD19+-клеток и количеством очагов на МРТ (r=0,45, p=0,037).

Таким образом, пациенты с РС отличаются от здоровых по уровню экспрессии семафорина CD100 Т-лимфоцитами периферической крови (по показателю MFI).

Ингибирование иммунных семафоринов может быть одной из возможных терапевтических мишеней для лечения некоторых иммунологически обусловленных заболеваний, в том числе РС. Подавление функции Т-клеточно-заимствованного Sema4D может предотвратить продукцию энцефалитогенных Т-клеток и смягчить уровень выраженности воспаления при его активации. Семафорины могут участвовать в процессах аксональной ремиелинизации. Вмешательство в патогенез процессов ремиелинизации при РС может способствовать отсутствию накопления неврологического дефицита и замедлению патологического процесса в ЦНС. Требуется дальнейшая оценка диагностической и прогностической значимости экспрессии уровня семафоринов при ремиттирующем течении РС и роли данных белковых молекул в инициации демиелинизации в ЦНС.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.