Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мельников Е.Ю.

Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации, филиал ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской реабилитации и курортологии Федерального медико-биологического агентства» в городе Сочи

Ходасевич Л.С.

Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации, филиал ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской реабилитации и курортологии Федерального медико-биологического агентства» в городе Сочи;
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Полякова А.В.

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

Легкая Е.Ф.

Сочинский институт — филиал ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Двигательные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра: причины возникновения и возможности коррекции

Авторы:

Мельников Е.Ю., Ходасевич Л.С., Полякова А.В., Легкая Е.Ф.

Подробнее об авторах

Прочитано: 5442 раза


Как цитировать:

Мельников Е.Ю., Ходасевич Л.С., Полякова А.В., Легкая Е.Ф. Двигательные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра: причины возникновения и возможности коррекции. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2023;100(4):54‑61.
Melnikov EYu, Khodasevich LS, Polyakova AV, Legkaya EF. Motor impairments in children with autism spectrum disorders: causes and possibilities for correction. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2023;100(4):54‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort202310004154

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ди­на­ми­ка мо­тор­ных и фун­кци­ональ­ных на­ру­ше­ний в ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):13-22
Бо­лезнь Виль­со­на у де­тей: проб­ле­мы и пер­спек­ти­вы. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(3):80-96
Рас­ту­щий пе­ре­лом вер­хней стен­ки ор­би­ты. Кли­ни­чес­кий слу­чай и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):77-86
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная ре­зек­ция те­ра­то­мы яич­ни­ка. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(5):54-58
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Диаг­нос­ти­ка ней­ро­ин­фек­ций у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):51-59
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию син­дро­ма ве­ге­та­тив­ной дис­фун­кции у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):66-75

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу неврологических заболеваний, характеризующихся триадой нарушений в виде искажения процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческих и двигательных стереотипий с бесцельным повторением движений, слов или фраз [1]. Эта группа болезней гетерогенна и включает разные нозологические формы, такие как синдром Аспергера, синдром Каннера, детский аутизм, атипичный аутизм, детское дезинтегративное расстройство, множество хромосомных и генетических синдромов, а также отдельные проявления «неспецифических проблем»: страхов, нарушений сна и приема пищи, возбуждения, заторможенности, раздражительности и других поведенческих отклонений [1, 2].

Распространенность в мире РАС среди детей колеблется в пределах 1:80—150, что указывает на значимость этой медико-социальной проблемы. Заболевание в 4,3 раза чаще встречается у мальчиков, причем во всех расовых, этнических и социально-экономических группах детского населения [3, 4]. Этиология и патогенез на настоящий момент не известны, но предполагаются мультифакторные причины заболевания, включая психосоциальные и биологические, в том числе генетические, нейродизонтогенетические, нейрохимические, иммунные [2].

Дебют РАС происходит в младенческом и раннем детском возрасте. Симптомы проявляются в невозможности начинать и поддерживать межличностное взаимодействие, ограничении интересов, повторяющихся однообразных действиях. Диагностику выполняют путем непосредственного контакта и наблюдения за пациентом. Лечебные мероприятия включают поведенческую терапию, специальное обучение, адаптивную физическую культуру, медикаментозную коррекцию поведенческих и кататонических нарушений [2].

Несмотря на то что социальные расстройства являются определяющим признаком РАС, тем не менее качество движений следует рассматривать ключевой особенностью этой патологии. По некоторым сведениям, двигательная дисфункция присутствует у 90% детей с РАС [5, 6] и часто является первым проявлением заболевания [7].

Цель обзора литературы — анализ современных научных данных, касающихся причин двигательных нарушений и возможности их коррекции у детей с РАС.

Материал и методы

Проведен анализ публикаций, представленных в базах данных PubMed и Google Scholar, о двигательных нарушениях и возможности их коррекции у детей с РАС. Поиск осуществляли по ключевым словам: двигательные нарушения, дети, расстройства аутистического спектра, причины, коррекция.

Результаты

Замедленное психомоторное развитие

Двигательные дефекты у детей с РАС проявляются нарушением постурального контроля, под которым понимают способность человеческого организма поддерживать вертикальное положение тела под действием силы тяжести. M.F. Moran и соавт. [8] считают, что постуральный контроль можно охарактеризовать как автоматическую способность удерживать равновесие при изменении положения тела в пространстве за счет работы постуральных мышц (m. longus colli, m. iliocostalis, m. longissimus и др.). Дефект постурального контроля связан с замедленным развитием двигательных нейронов, изменением модели набора мышц, нарушением равновесия и походки, постуральной нестабильностью, координационным дефицитом, наличием двигательной диспраксии (детской неуклюжести) и других моторных отклонений. К ним относят изменение внутренней модели действий больного, а также перцептивное осознание намерений других людей, выраженных в движениях тела или взгляде.

Результаты стандартных тестов показывают более тяжелые двигательные нарушения у детей и подростков с РАС, имеющих IQ ниже 75 баллов [9]. Вместе с тем в некоторых исследованиях не было обнаружено двигательных различий между детьми с РАС и больными с умственной отсталостью, общей задержкой развития и языковыми расстройствами [10].

Снижение сложности и разнообразия движений, т.е. уменьшение репертуара движений, связанное с их упрощением от рождения, ухудшают сенсорную обратную связь и реакцию родителей на двигательные нарушения [11]. Такие дети испытывают дополнительные трудности с подбором адекватных движений из-за ограниченного их набора [11—13]. В связи с этим R. Shafer и соавт. [14] предположили, что двигательная стереотипия является проявлением низкой моторной сложности движений. Таким образом, упрощение двигательного поведения, наблюдаемого у многих детей с РАС, приводит к затруднениям координации движений и нарушению сложной их моторной последовательности [15].

При продольном проспективном исследовании, проведенном при участии 235 детей с разным риском возникновения РАС в возрасте от 6 до 36 мес, R. Landa и соавт. [16] выявили отличия в двигательном развитии детей с 6-месячного возраста. Более слабые моторные навыки у детей с высоким риском заболевания были отмечены к 14-месячному возрасту. В исследовании, проведенном J. Elison и соавт. [17], среди 158 младенцев с разным риском возникновения РАС повторяющееся и стереотипное поведение наблюдали у детей с высоким риском в возрасте уже около 1 года, тогда как диагноз заболевания был поставлен только в возрасте 2 лет.

K. Denisova и G. Zhao [15] отметили меньшее разнообразие общих движений, в том числе в ответ на речь, у новорожденных с высоким риском развития РАС в течение первых 8 нед после рождения. Это позволило авторам предполагать сниженную гибкость сенсорно-моторной системы, поскольку впоследствии у этих детей наблюдали задержку психомоторного развития. При сравнении детей в возрасте 1 года с низким и высоким риском развития РАС J. Bradshaw и соавт. [18] показали, что первые самостоятельно ходили и обладали превосходными навыками общения с окружающими по сравнению со вторыми, которые не ходили. При тестировании 625 детей с разным риском развития РАС в возрасте 6 и 36 мес J.M. Iverson и соавт. [19] установили, что у детей с высоким риском заболевания в 6-месячном возрасте имелась слабая мелкая моторика и задержка двигательного развития, что, однако не являлось прогностическими признаками для более поздней диагностики.

Способность к моторной синхронности в раннем детстве

Известно, что развитие социального взаимодействия в раннем детском возрасте зависит от двигательной синхронности с другими средствами невербального общения, включая мимику, жесты, позу, взгляд, осязание и др. [20]. С рождения множественные последовательные двигательные и сенсорно-моторные паттерны приводят к формированию скоординированного зрительного контакта между родителями и детьми. К 3 мес такой контакт является основной формой взаимодействий, происходящих в 30—50% случаев у детей с низким риском развития заболевания. Вместе с тем зрительный контакт снижается в возрасте 2—6 мес у детей, которым впоследствии выставляется диагноз РАС [21]. По мнению J. Bradshaw и соавт. [22], нарушение этого раннего нейроповеденческого процесса снижает частоту и качество социального взаимодействия и возможности обучения, а также может потенциально привести к последующим пагубным последствиям для социального развития ребенка.

Оценку социального общения и невербальных когнитивных навыков у детей с РАС проводят на основе зрительного контакта, зрительного и слухового внимания, а также синхронности прикосновений, которые управляют моторно-эмоциональной системой от рождения [23]. Ранние нарушения моторики и координации приводят к нетипичному контролю движений глаз, задержкам в развитии жестов, таких как наведение пальцем (указательный жест) [16]. При этом «липкое» внимание к объектам является одним из самых ранних биомаркеров РАС, проявляющихся с 7 до 14 мес. Сложность отвлечения внимания мешает социальной ориентации и ухудшает навыки общения [20].

Хотя речевое восприятие часто расценивают как слуховой процесс, на самом деле по своей сути оно является мультисенсорным, когда слушатель использует слуховую речевую информацию, усиленную сопутствующей визуализацией в форме устных артикуляций. При этом речевая способность зависит и от моторной компетентности пациента [20, 23, 24].

До 87% детей с РАС демонстрируют атипичную сенсорную обработку информации, часто классифицируемую как гиперчувствительное, гипочувствительное и сенсорно-ищущее поведение [25]. Высказано предположение, что исключительные таланты некоторых аутичных людей могут быть приобретенными компенсациями за основные проблемы с саморегуляцией движений, внимания и эмоций [26].

Синхронный мультисенсорный опыт, в том числе проприоцептивный, тактильный, зрительный и слуховой, улучшают нейронную связанность и сенсорно-моторную обработку информации, которые формируют ощущения от окружающей среды и собственного тела, что позволяет эффективно их использовать [27]. Например, ранняя близость, известная как контакт «кожа-к-коже» (skin-to-skin contact), включает в себя богатую и сложную сенсорно-моторную стимуляцию для младенца и поддерживает как положительный родительский аффект, так и ранний опыт безопасной психологической привязанности младенца. Такой контакт улучшает уровень глюкозы и кислорода, подавляет активность вегетативной нервной системы ребенка, включая частоту сердечных сокращений и дыхания, и улучшает результаты грудного вскармливания благодаря сенсомоторной активации рефлексов [28].

Биомеханика походки

Походку (способ или стиль ходьбы) авторы исследований описывают как метод передвижения, использующий взаимное расположение нижних конечностей для обеспечения движения и поддержки. Дети с РАС часто демонстрируют «неуклюжую» походку и грубые двигательные паттерны, которые связаны с мышечной слабостью, гипотонией, акинезией и брадикинезией [6, 29]. K.B. Haynes и соавт. [30] выявляли РАС в 15,7% случаев при обследовании 174 пациентов с идиопатической, или привычной, ходьбой на пальцах стоп. В исследовании, проведенном J. Leyden и соавт. [31], было показано, что у 8,4% пациентов из 448 обследованных с РАС имелась ходьба на носках, тогда как у детей без этой патологии последняя встречалась только в 0,5% случаев. При этом не было значительных различий в распространенности ходьбы на пальцах ног у пациентов с РАС, имевших умственную отсталость, по сравнению с такими же больными без олигофрении [31].

В ряде исследований были обнаружены различия во временны́х и пространственных параметрах походки между детьми с диагнозом РАС и контрольной группой здоровых детей. Были выявлены наиболее распространенные отклонения — увеличение ширины шага и, как следствие, уменьшение его длины [29]. Увеличенная ширина шага дает детям более широкое основание опоры, а уменьшенная его длина позволяет им прочно удерживать центр тяжести в пределах основания опоры. Это в сочетании с уменьшением скорости и увеличением времени в фазе стояния походки указывает на тенденцию к увеличению их устойчивости во время ходьбы, что может быть связано с проблемами баланса [32], проприоцепции [33] или поведенческой тревоги [34].

Было установлено, что дети с РАС имеют сниженное предельное (пиковое) напряжение мышц стопы при подошвенном сгибании. Это свидетельствует о том, что силы, действующие вокруг голеностопного сустава во время сгибания у таких детей, уменьшены по сравнению со здоровыми детьми, что косвенно указывает на слабость сгибательных мышц подошвы [29]. Также у детей с РАС снижены пиковые моменты сгибания бедра, но увеличены углы его сгибания. В свою очередь, это может служить проявлением слабости мышц сгибателей бедра, так как они не способны генерировать такое же сократительное усилие, как у здоровых детей, а увеличенные углы подтверждают их слабость. Вместе с тем D. Kindregan и соавт. [29] не исключили, что это может быть связано с гипотонией, которая была подтверждена у 1/3 детей с диагнозом РАС.

Значительно отличающаяся биомеханика походки детей с РАС, по сравнению со здоровыми, разными авторами объясняется дисфункцией моторной коры [35], мозжечка [36] и базальных ганглиев [37]. Вероятно, что поражение одной из этих структур головного мозга или их комбинации приводит к тому, что больные с РАС не генерируют оптимальную движущую силу из-за отсутствия двигательного планирования [6]. Результаты многих исследований, проведенных у пациентов с РАС, показали, что наблюдаемые нарушения походки свидетельствуют о выраженной дисфункции в структуре базальных ганглиев мозжечка и лобных долей [6, 38].

Кроме того, РАС часто сопровождается рядом сопутствующих состояний, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушения координации развития и тревожные расстройства. Вместе с тем остается неясным, имеется ли связь нарушений походки у больных с другими сопутствующими заболеваниями или они изолированы, так как многим детям назначают нейролептические средства, которые могут оказывать влияние на определенные части мозга, отвечающие за контроль движений, такие как мозжечок [29].

Поскольку было обнаружено, что у больных с РАС снижается диапазон движений во время походки, основная слабость может возникать в мышцах нижней конечности, а обнаруженная более широкая основа опоры — подразумевать проблемы с балансом и/или проприоцепцией. Индивидуально разработанная программа упражнений на основе оценки, включающая в себя переучивание походки, укрепление и балансирование нижних конечностей и проприоцептивное обучение, может улучшить характер и координацию походки с общей целью повышения физической активности и качества жизни детей с РАС [39, 40].

Постуральный баланс

Постуральная стабильность необходима практически для любого двигательного действия. Незрелость постуральной системы может привести к ограничению других двигательных навыков, что вызывает задержку или ненормальное развитие, которое затрудняет способность к функциональной независимости. Требования к целостности системы управления позой возрастают, когда двигательная активность требует динамической модуляции множества суставов. Отсроченное или ненормальное управление позной активностью способствует ограничению возможностей детей с РАС развивать навыки стабильности и мобильности. Результаты исследований показывают, что постуральная система у детей с РАС является незрелой и, возможно, никогда не достигнет уровня взрослого человека [41]. Аномальное управление позной активностью может усугубить основные симптомы РАС, ограничивая социальное взаимодействие [42, 43].

Координация совместных движений необходима для поддержания постуральной стабильности. Позу стоя на месте контролируют процессы влияния медиолатеральной оси, включая отведение и приведение тазобедренных суставов, и влияния передне-задней оси, включая мышцы спины и подошвенное сгибание голеностопных суставов, которые координируются для одновременной коррекции в нескольких направлениях [44, 45].

Асимметричная осанка в положении лежа на животе у детей с РАС сохраняется на протяжении первого года жизни. Некоторые дети с аутизмом не могут выполнять перекаты, другие демонстрируют отклонения в структуре двигательного действия, испытывая трудности в двигательной последовательности по сравнению с типично развивающимися сверстниками. Некоторые аутичные дети достигают способности сидеть позже 6-месячного возраста. При этом асимметричное распределение веса с обеих сторон в сидячем положении увеличивает риск падения вперед или назад. В фазе ползания дети с РАС могут демонстрировать асимметрию и асинхронизацию смещения веса, поэтому они не могут выполнять диагональные движения ног и рук, необходимые при ползании. Признак акинезии в течение 15 мин был показан у аутичной девочки, которая стояла на месте, опираясь на тяжелую мебель, в то время как здоровый ребенок в этом возрасте стоит всего несколько минут и падает на землю [42]. Наиболее изученной фазой является стадия ходьбы, при которой у детей с РАС наблюдаются явная задержка ходьбы, паттерн паркинсонизма, короткие шаги и асимметричная походка по сравнению с их сверстниками [46]. Асимметричные позы и замедленные или отклоненные двигательные паттерны у детей с РАС могут быть объяснены нарушением регуляции детских рефлексов, которые либо не подавляются в соответствующем возрасте, либо не запускаются, когда это необходимо [42].

Было обнаружено, что при нарушениях развития (таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром Туретта, нарушение координации, детский церебральный паралич и потеря слуха) у детей наблюдается некоторая степень снижения постурального контроля. Поэтому существует гипотетическое представление о том, что возникающие нарушения позы у детей с РАС связаны с задержкой развития, а не с прямыми эффектами РАС [43].

Коррекция двигательных нарушений

Индивидуальные программы упражнений, разработанные с целью повышения физической активности и качества жизни детей с РАС, могут улучшить характер и координацию походки. Они включают в себя: переучивание техники походки, укрепление и балансирование нижних конечностей и проприоцептивное обучение. Физкультурные занятия — это первостепенная точка опоры, где ребенок с РАС может получить необходимые навыки и знания и быть ориентированным на их практическое реальное применение в самостоятельной жизни без помощи взрослых В наибольшей мере дети получают опыт и мастерство речевой, общественной, эмоциональной коммуникации, социализации и имеют наибольшие перспективы для превращения взаимных действий произвольного и непроизвольного стиля в сознательные приемы поведения [47, 47]. В зависимости от характера и степени нарушений взаимодействия с внешней средой в виде речевого и когнитивного развития дети с РАС нуждаются в психологической поддержке, в которой можно выделить 3 уровня.

К первому уровню поддержки относятся дети с РАС, которые могут пройти успешную социальную адаптацию и даже достичь выздоровления. Без психологической поддержки дефицит в социальной коммуникации вызывает заметные нарушения. Таким детям трудно инициировать общение с окружающими. Для них характерны: негибкость поведения, трудность переключаться между действиями, отсутствие самостоятельности. Примером этого уровня являются дети, которые могут говорить полными предложениями и участвовать в общении, но у них отсутствует общение с другими детьми, а попытки завести друзей обычно терпят неудачу [48].

Дети со вторым уровнем психологической поддержки могут демонстрировать заметный дефицит вербальных и невербальных навыков общения. Отклонения проявляются в виде ограниченной инициации социальных взаимодействий, сниженной или ненормальной реакции на социальные инициативы со стороны других детей и взрослых. Негибкость поведения, трудности в преодолении изменений или другие ограниченные/повторяющиеся формы поведения появляются достаточно часто. Такие больные с РАС говорят простыми предложениями, взаимодействие их с окружающими ограничено узкими особыми интересами и обращает на себя внимание странное невербальное общение [48].

При третьем уровне психологической поддержки у детей с РАС имеется серьезный дефицит вербальных и невербальных навыков социального общения. Негибкость поведения, чрезвычайная трудность справляться с изменениями в поведении существенно мешают во всех сферах жизнедеятельности. Больные испытывают большие страдания при смене внимания или действия. При этом уровне психологической поддержки дети владеют несколькими словами понятной речи. Они редко инициирует взаимодействие с окружающими и делают это тогда, когда возникает необходимость для удовлетворения только своих потребностей [13].

Для каждого уровня психологической поддержки больных с РАС разработаны комплексы физических упражнений из 10 индивидуальных занятий. Для первого уровня занятия рекомендованы с 9 лет, для второго и третьего уровней — с 13 лет [49].

Заключение

Как показывает практика, физкультурные занятия являются одним из доступных и эффективных методов реабилитации больных с РАС. Некоторые особенности заболевания могут существенно затруднять их выполнение и получать больному удовольствие от физической активности. При этом в самом начале занятий аутичный ребенок зачастую сталкивается с некоторыми проблемами, а именно [2]:

— возникают сложности при выполнении упражнений и действий с мячом, связанные с дефектами сенсомоторной координации и ручной моторики;

— во время занятий имеет место проявление стереотипных движений, связанных с трудностями самоконтроля;

— имеются затруднения с пространственным ориентированием и выполнением целенаправленных движений и действий;

— возможно полное непонимание происходящего, способное вызвать агрессию, направленную на инструктора, аутоагрессию или истерику;

— присутствие посторонних людей при проведении занятий может испугать ребенка.

Задача родителей и инструктора — деликатно и ненавязчиво приучить ребенка к новому для него времяпрепровождению. Беспроигрышным способом приучения больного к программе физических упражнений является правильно подобранное позитивное подкрепление либо просто эмоциональное поощрение, или еще что-то, радующее ребенка. В целом программа адаптивной физической культуры для детей с РАС приводит к умеренному или выраженному эффекту, который проявляется в улучшении физических навыков, социального взаимодействия, мышечной силы и выносливости. Если программа физической активности правильно спланирована, то она создает условия, которые позволяют общаться больному с другими детьми [50, 51].

Физические упражнения благоприятно влияют не только на физическую форму, но и на когнитивное функционирование, являясь сильным модулятором генов, которые, по мнению L. Mandolesi и соавт. [52], вызывают структурные и функциональные изменения в головном мозге. Занятия специально подобранными физическими упражнениями позволяют детям с РАС использовать возможности для общения со сверстниками, повышают объем физической активности, позволяют участвовать в спортивных и подвижных играх. У многих детей с аутизмом уровень двигательных навыков и физических качеств значительно ниже, чем у здоровых. Двигательный дефицит включает нарушения равновесия, координации тела, зрительно-моторного контроля и другие. Многие виды физической активности и социальные возможности, связанные с ними, требуют формирования «фундаментальных навыков моторики» — ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний, перелазаний и др. Программы физических упражнений значительно улучшают эти навыки среди детей и подростков с РАС.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.Ю. Мельников, Л.С. Ходасевич; сбор материала — Е.Ю. Мельников; написание теста — А.В. Полякова, Е.Ф. Легкая; редактирование — Л.С. Ходасевич.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Литература / References:

  1. American Psychiatric Association Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — American Psychiatric Association, 2013. https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425787
  2. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Клинические рекомендации. М.: Общественная организация «Российское общество психиатров»; 2020.
  3. Бавыкина И.А., Звягин А.А., Бавыкин Д.В. Соблюдение диетотерапии, как фактор изменения пищевого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. Медицина: теория и практика. 2019;4(1):183-189. 
  4. Prevalence of autism spectrum disorders ‒ Autism and developmental disabilities monitoring network, 14 Sites, United States, 2008. Morbidity and Mortality Weekly Report. Surveillance Summaries. 2020;69(4):1-12.  https://doi.org/10.15585/mmwr.ss6904a1
  5. Floris DL, Barber AD, Nebel MB, et al. Atypical lateralization of motor circuit functional connectivity in children with autism is associated with motor deficits. Molecular Autism. 2016;7(1):35.  https://doi.org/10.1186/s13229-016-0096-6
  6. Eggleston JD, Harry JR, Dufek JS. Lower extremity joint stiffness during walking distinguishes children with and without autism. Hum Mov Sci. 2018;62:25‐33.  https://doi.org/10.1016/j.humov.2018.09.003
  7. Wilson RB, McCracken JT, Rinehart NJ, et al. What’s missing in autism spectrum disorder motor assessments? J Neurodevelop Disord. 2018;10(1):33.  https://doi.org/10.1186/s11689-018-9257-6
  8. Moran MF, Foley JT, Parker ME, et al. Two-legged hopping in autism spectrum disorders. Front Integr Neurosci. 2013;26(7):14.  https://doi.org/10.3389/fnint.2013.00014
  9. Bhat AN, Landa RJ, Galloway JC. Current Perspectives on Motor Functioning in Infants, Children, and Adults with Autism Spectrum Disorders. Phys Ther. 2011;91:1116-1129. https://doi.org/10.2522/ptj.20100294
  10. Dufek JS, Eggleston JD, Harry JR, et al. A comparative evaluation of gait between children with autism and typically developing matched controls. Medical Sciences. 2017;5(1):1.  https://doi.org/10.3390/medsci5010001
  11. Dadalko OI, Travers BG. Evidence for brainstem contributions to autism spectrum disorders. Front Integr Neurosci. 2018;12:47.  https://doi.org/10.3389/fnint.2018.00047
  12. Douglas PS. Pre-emptive Intervention for Autism Spectrum Disorder: Theoretical Foundations and Clinical Translation. Front Integr Neurosci. 2019;13:66.  https://doi.org/10.3389/fnint.2019.00066
  13. Delafield-Butt JT, Freer Y, Perkins J, et al. Prospective organization of neonatal arm movements: a motor foundation of embodied agency, disrupted in premature birth. Dev Sci. 2018;21(6):e12693. https://doi.org/10.1111/desc.12693
  14. Shafer RL, Newell KM, Lewis MH, et al. A cohesive framework for motor stereotypy in typical and atypical deelopment: the role of sensorimotor integration. Front Integr Neurosci. 2017;11:19.  https://doi.org/10.3389/fnint.2017.00019
  15. Denisova K, Zhao G. Inflexible neurobiological signatures precede atypical development in infants at high risk for autism. Sci Rep. 2017;7:11285. https://doi.org/10.1038/s41598-017-09028-0
  16. Landa RJ, Stuart EA, Gross AL, et al. Developmental trajectories in children with and without autism spectrum disorders: the first 3 years. Child Development. 2013;84(2):429-442.  https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2012.01870.x
  17. Elison JT, Wolff JJ, Reznick JS, et al. Repetitive behavior in 12-month-olds later classified with autism spectrum disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2014;53(11):1216-1224. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2014.08.004
  18. Bradshaw J, Klaiman C, Gillespie S, et al. Walking ability is associated with social communication skills in infants at high risk for autism spectrum disorder. Infancy. 2018;23:674-691.  https://doi.org/10.1111/infa.12242
  19. Iverson JM, Shic F, Wall CA, et al. Early motor abilities in infants at heightened versus low risk for ASD: a baby siblings research consortium (BSRC) study. J Abnorm Child Psychol. 2019;128:69-80.  https://doi.org/10.1037/abn0000390
  20. Yu C, Smith LB. Multiple sensory-motor pathways lead to coordinated visual attention. Cogn Sci. 2017;41(suppl 1):5-31.  https://doi.org/10.1111/cogs.12366
  21. Jones W, Klin A. Attention to eyes is present but in decline in 2-6-month-old infants later diagnosed with autism. Nature. 2013;504(7480):427-431.  https://doi.org/10.1038/nature12715
  22. Bradshaw J, Klin A, Evans L, et al. Development of attention from birth to 5 months in infants at risk for autism spectrum disorder. Dev Psychopathol. 2020;32(2):491-501.  https://doi.org/10.1017/S0954579419000233
  23. McCleery JP, Elliott NA, Sampanis DS, et al. Motor development and motor resonance difficulties in autism: relevance to early intervention for language and communication skills. Front Integr Neurosci. 2013;7:30.  https://doi.org/10.3389/fnint.2013.00030
  24. Stevenson RA, Segers M, Ncube BL, et al. The cascading influence of multisensory processing on speech perception in autism. Autism. 2018;22(5):609-624.  https://doi.org/10.1177/1362361317704413
  25. Robertson CE, Baron-Cohen S. Sensory perception in autism. Nat Rev Neurosci. 2017;18(11):671-684.  https://doi.org/10.1038/nrn.2017.112
  26. Trevarthen C, Delafield-Butt JT. Autism as a developmental disorder in intentional movement and affective engagement. Front Integr Neurosci. 2013;7:49.  https://doi.org/10.3389/fnint.2013.00049
  27. Werchan DM, Baumgartner HA, Lewkowicz DJ, et al. The origins of cortical multisensory dynamics: evidence from human infants. Dev Cogn Neurosci. 2018;34:75-81.  https://doi.org/10.1016/j.dcn.2018.07.002
  28. Moore ER, Berman N, Anderson GC, et al. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants. Cochrane Database Syst Rev. 2016;11(11):CD003519. https://doi.org/10.1002/14651858.CD003519.pub4
  29. Kindregan D, Gallagher L, Gormley J. Gait deviations in children with autism spectrum disorders: a review. Autism Res Treat. 2015;2015:741480. https://doi.org/10.1155/2015/741480
  30. Haynes KB, Wimberly RL, VanPelt JM, Jo ChH, Riccio AI, Delgado MR. Toe walking: A neurological perspective after referral from pediatric orthopaedic surgeons. J Pediatr Orthop. 2018;38(3):152-156.  https://doi.org/10.1097/BPO.0000000000001115
  31. Leyden J, Fung L, Frick S. Autism and toe-walking: are they related? Trends and treatment patterns between 2005 and 2016. J Child Orthop. 2019;13(4):340-345.  https://doi.org/10.1302/1863-2548.13.180160
  32. Whyatt CP, Craig CM. Motor skills in children aged 7-10 years, diagnosed with autism spectrum disorder. J Autism Devel Disorders. 2012;42(9):1799-1809. https://doi.org/10.1007/s10803-011-1421-8
  33. Torres EB, Brincker M, Isenhower RW, et al. Autism: the micro-movement perspective. Front Integr Neurosci. 2013;7:32.  https://doi.org/10.3389/fnint.2013.00032
  34. Rinehart NJ, Bradshaw JL, Brereton AV, et al. A clinical and neurobehavioural review of high-functioning autism and Asperger’s disorder. Aust N Z J Psychiatry. 2002;36(6):762-770.  https://doi.org/10.1046/j.1440-1614.2002.01097.x
  35. Nebel MB, Joel SE, Muschelli J, et al. Disruption of functional organization within the primary motor cortex in children with autism. Human Brain Mapping. 2014;35(2):567-580.  https://doi.org/10.1002/hbm.22188
  36. D’Mello AM, Moore DM, Crocetti D, et al. Cerebellar gray matter differentiates children with early language delay in autism. Autism Research. 2016;9(11):1191-1204. https://doi.org/10.1002/aur.1622
  37. Subramanian K, Brandenburg C, Orsati F, et al. Basal ganglia and autism — a translational perspective. Autism Research. 2017;10(11):1751-1775. https://doi.org/10.1002/aur.1837
  38. Nayate A, Tonge BJ, Bradshaw JL, et al. Differentiation of high-functioning autism and asperger’s disorder based on neuromotor behaviour. J Autism Devel Disorders. 2012;42(5):707-717.  https://doi.org/10.1007/s10803-011-1299-5
  39. Nobile M, Perego P, Piccinini L, et al. Further evidence of complex motor dysfunction in drug naïve children with autism using automatic motion analysis of gait. Autism. 2011;15(3):263-283.  https://doi.org/10.1177/1362361309356929
  40. Shetreat-Klein M, Shinnar S, Rapin I. Abnormalities of joint mobility and gait in children with autism spectrum disorders. Brain Dev. 2014;36(2):91-96.  https://doi.org/10.1016/j.braindev.2012.02.005
  41. Radonovich KJ, Fournier KA, Hass CJ. Relationship between postural control and restricted, repetitive behaviors in autism spectrum disorders. Front Integr Neurosci. 2013;7:28.  https://doi.org/10.3389/fnint.2013.00028
  42. Memari AH, Ghanouni P, Shayestehfar M, et al. Postural control impairments in individuals with autism spectrum disorder: a critical review of current literature. Asian J Sports Med. 2014;5(3):e22963. https://doi.org/10.5812/asjsm.22963
  43. Travers BG, Powell PS, Klinger LG, et al. Motor difficulties in autism spectrum disorder: linking symptom severity and postural stability. J Autism Dev Disord. 2013;43(7):1568-1583. https://doi.org/10.1007/s10803-012-1702-x
  44. Wang C, Geng H, Liu W, Zhang G. Prenatal, perinatal, and postnatal factors associated with autism: A meta-analysis. Medicine (Baltimore). 2017;96(18):e6696. https://doi.org/10.1097/MD.0000000000006696
  45. Bojanek EK, Wang Z, White SP, et al. Postural control processes during standing and step initiation in autism spectrum disorder. J Neurodev Disorders. 2020;12(1):1-13.  https://doi.org/10.1186/s11689-019-9305-x
  46. Esposito G, Venuti P. Symmetry in infancy: analysis of motor development in autism spectrum disorders. Symmetry. 2009;1(2):215-225.  https://doi.org/10.3390/sym1020215
  47. Садыков К.И., Кулейменов А.Ж., Кулейменова Л.М., Саликов Ж.К. Лечебная физкультура в системе коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Научное обозрение. Педагогические науки. 2018;5:30-34. Ссылка активна на 22.10.22.  https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1777
  48. Masi A, DeMayo MM, Glozier N, et al. An Overview of Autism Spectrum Disorder, Heterogeneity and Treatment Options. Neurosci Bull. 2017;33(2):183-193.  https://doi.org/10.1007/s12264-017-0100-y
  49. Мельников Е.Ю. Комплексы физических упражнений для детей с расстройствами аутистического спектра, в том числе с нарушением интеллекта: Методическое пособие. М.: ККОО ПМЦ «Православная Кубань»: Оптима; 2020.
  50. Геслак Д.С. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом: Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС: Пер. с англ. Екатеринбург: Рама Паблишинг; 2019.
  51. Степанова О.П., Иванченко Т.Н., Андреева Ю.А. Специфика коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными умственной отсталостью (инеллектуальными нарушениями): Методическое пособие. Тольятти: ГБОУ школа-интернат №3; 2018.
  52. Mandolesi L, Polverino A, Montuori S, et al. Effects of Physical Exercise on Cognitive Functioning and Wellbeing: Biological and Psychological Benefits. Front Psychol. 2018;9:509.  https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00509

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.