ВАШ - визуальная аналоговая шкала
ЖКТ - желудочно-кишечный тракт
ИВЧ - индекс висцеральной чувствительности
ИЛ-10 - интерлейкин-10
ИЛ-1β - интерлейкин-1β
КЖ - качество жизни
СРК - синдром раздраженного кишечника
ЦНС - центральная нервная система
ФНО - α - фактор некроза опухоли-α
Синдром раздраженного кишечника (СРК) в соответствии с Римскими критериями III является функциональным заболеванием, которое проявляется абдоминальным дискомфортом или болью в брюшной полости, ассоциированными с изменениями дефекации или частоты и характера стула [1]. Распространенность СРК колеблется в различных странах мира от 10 до 20% [2]. Патогенез этой патологии является сложным и недостаточно изученным. В последнее время большое значение придается вялотекущему воспалению, которое приводит к нарушению иммунных реакций в кишечной стенке, что может обусловливать нарушения моторики и висцеральной чувствительности [3]. Эту идею подтверждает ряд современных обзоров и метаанализов, демонстрирующих ассоциацию про- и противовоспалительных цитокинов с СРК [4, 5]. Учитывая мультифакторный патогенез (рис. 1) [1], следует считать рациональным предложения отечественных авторов о применении комбинированной терапии для лечения пациентов с СРК [6]. В этой связи оценка эффективности нового лекарственного препарата Колофорт, который благодаря включению нескольких компонентов действует на различные звенья патогенеза СРК, представляется безусловно перспективным.

Материалы и методы
Обследовали 52 пациента (16 мужчин и 36 женщин) в возрасте от 26 до 59 лет (средний возраст 40,2 года). Диагноз СРК устанавливали на основании Римских критериев III [1]. Перед постановкой диагноза пациентов наблюдали не менее 4 мес, в течение которых систематически регистрировали клиническую симптоматику, исключали сигнальные симптомы, позволяющие предположить наличие органической патологии, 2-3 раза осуществляли лабораторное исследование крови, включавшее развернутый и биохимический анализ крови, определяли антиглиадиновые антитела и антитела к тканевой трансглутаминазе, осуществляли бактериологическое исследование кала, выполняли ультразвуковое исследование кишечника, ирригоскопию, колоноскопию. Из 52 больных у 7 диагностирован СРК с преобладанием запора, у 3 – СРК с преобладанием диареи, у 42 – СРК смешанного типа.
Критериями включения в исследование являлись диагноз СРК, установленный в результате тщательного клинического, лабораторного и инструментально обследования; подписание формы информированного согласия.
Основными критериями исключения из исследования служили дебют симптомов СРК в возрасте старше 50 лет; заболевания внутренних органов в терминальной стадии; любые лапароскопические и лапаротомические хирургические вмешательства в анамнезе; беременность, кормление грудью, невозможность использования адекватной контрацепции во время лечения и в течение 1 мес после последнего приема исследуемого препарата; наличие аллергии/непереносимости любого из компонентов лекарственных препаратов, используемых в лечении, включая непереносимость лактозы; употребление наркотиков, нейролептиков, алкоголизм, психические заболевания пациента; наличие активного туберкулеза, вирусного гепатита B или C или ВИЧ-инфекции в анамнезе; прием лекарственных препаратов, относящихся к одной из следующих групп: средства, воздействующие на желудочно-кишечный тракт - ЖКТ (слабительные препараты, прокинетики, спазмолитики, агонисты опиатных рецепторов, ветрогонные средства), антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты, психотропные препараты, пробиотики, прочие препараты, влияющие на функциональное состояние кишечника.
В течение периода наблюдения пациенты совершали 5 визитов к врачу: перед началом терапии, через 2 нед, 1, 2 и 3 мес терапии. Во время каждого из визитов проводилось оценка выраженности симптомов СРК (абдоминальный болевой синдром, нарушение стула, метеоризм) по визуальной аналоговой шкале - ВАШ (опросник VAS-IBS), определение индекса висцеральной чувствительности - ИВЧ (опросник VSI), исследование качества жизни (КЖ) пациентов с СРК (опросник IBS-QoL) и оценка формы стула по Бристольской шкале.
Пациенты принимали препарат Колофорт в первые 2 нед по 2 таблетки 3 раза в сутки, с 15-го дня - по 2 таблетки 2 раза в сутки (до полного рассасывания в полости рта) в течение 2,5 мес.
В начале исследования и после окончания лечения у всех пациентов брали образцы венозной крови для исследования цитокинов: фактора некроза опухоли -α (ФНО-α), интерлейкина-1β (ИЛ-1β) и интерлейкина-10 (ИЛ-10). Цитокины определяли при помощи иммуноферментного анализа на ИФА-анализаторе СтатФакс-3000, используя тест-системы «Вектор-Бест» (Новосибирск).
Пациентов обследовали после подписания ими добровольных информированных согласий в соответствии с Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, регламентирующей проведение научных исследований. Исследование одобрено этическим комитетом ФГБНУ НИИ МПС.
Статистическую обработку полученных данных осуществили при помощи пакета прикладных программ Statistica 6.0. Статистическую значимость различий анализировали с помощью критерия t Стьюдента. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Мы проанализировали динамику клинических симптомов, характерных для СРК, во время лечения Колофортом в течение 3 мес. Абдоминальная боль через 2 нед после начала приема Колофорта при оценке по ВАШ имела тенденцию к снижению. Через 1 мес и более терапии эта динамика достигала статистической значимости. Аналогичная картина наблюдалась при анализе жалоб на метеоризм, которые существенно уменьшались через 2 нед терапии; в дальнейшем эта закономерность увеличивалась (табл. 1).

Одним из ведущих патогенетических звеньев СРК является изменение висцеральной чувствительности. Выраженная позитивная динамика ИВЧ наблюдалась через 1 мес терапии с дальнейшим значительным улучшением к концу лечения (рис. 2, а).

Субъективная оценка выраженности проблем, беспокоящих пациентов в связи с нарушениями стула, изменялась быстрее, чем форма стула, во время лечения Колофортом. Статистически значимая позитивная динамика формы стула регистрировалась только через 2 мес лечения, тогда как динамика беспокойства, связанного с нарушением стула, оказалась значительной через 2 нед лечения (см. табл. 1).
Большое значение при ведении пациентов с СРК имеет психологический статус. Мы использовали оценку душевного благополучия и влияние симптомов СРК на повседневную жизнь по ВАШ, а также оценку психического благополучия по опроснику IBS-QoL для определения динамики психологических параметров при лечении Колофортом. Субъективная оценка динамики данных параметров демонстрировала очевидные положительные изменения, которые достигали статистической значимости через 1 мес терапии, и в дальнейшем эта динамика нарастала (табл. 2).

С нашей точки зрения, особенного внимания заслуживают данные, полученные при изучении динамики содержания цитокинов в крови: ФНО-α, ИЛ-1β и ИЛ-10 до начала лечения и через 3 мес терапии. Уровень ФНО-α в результате применения Колофорта в течение 3 мес статистически значимо снизился. Подобных закономерностей не отмечалось для содержания ИЛ-1β и ИЛ-10 (см. рис. 2, б). Возможность влияния воспалительных механизмов на висцеральную гиперчувствительность, нейроэндокринные взаимодействия и моторику пищеварительного тракта у пациентов с СРК активно обсуждается в современных работах [7]. Результаты мета-анализа, опубликованного в 2014 г., свидетельствуют о тенденции (р=0,09) к повышению содержания ФНО-α у пациентов с СРК по равнению со здоровыми лицами [4].
Возникает резонный вопрос: каким образом один лекарственный препарат позволил получить многонаправленный положительный эффект при лечении пациентов с СРК. В этой связи необходимо обратить внимание на состав Колофорта, который включает релиз-активные антитела к белку S-100 (устраняют внутреннее напряжение, тревогу, нормализуют висцеральные функции, в том числе толстой кишки), релиз-активные антитела к гистамину (обеспечивают спазмолитическое, противовоспалительное, противоотечное действие), релиз-активные антитела к ФНО-α (оказывают выраженное противовоспалительное действие) [8, 9]. Эффективность Колофорта достигается благодаря сочетанному комплексному воздействию на основные звенья патогенеза СРК. Колофорт влияет на лиганд-рецепторные взаимодействия мозгоспецифического белка S-100 с серотониновыми и σ1-рецепторами в центральной нервной системе (ЦНС), гистамина с локализованными в ЖКТ гистаминовыми рецепторами Н4 и регулирует (модифицирует) функциональную активность ФНО-α. Регулирующее влияние препарата на уровне ЦНС, вегетативной нервной и иммунной систем проявляется успокаивающим, спазмолитическим, противовоспалительным действием, что в комплексе эффективно нормализует моторику ЖКТ.
Состав и механизм действия Колофорта схематически отражены на рис. 3. Таким образом, патологически обоснованная разнонаправленность полученных эффектов Колофорта объясняется 3 компонентами, входящими в его состав, что принципиально важно при мультифакторной природе СРК.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время уделяется большое внимание развитию подходов к лечению больных СРК. Новые систематические обзоры и руководства по лечению СРК появились в последние годы в США [10], Европе [11] и Азии [12]. Это подчеркивает чрезвычайную актуальность появления новых лекарственных препаратов с инновационным составом и возможностью действия на различные патогенетические звенья СРК.
Заключение
При оценке эффективности препарата Колофорт у 52 пациентов с СРК (42 с СРК смешанного типа, 7 – с преобладанием запора и 3 – с преобладанием диареи) в течение 3 мес получен отчетливый положительный клинический эффект, который проявлялся в уменьшении болевого синдрома, снижении проявлений висцеральной гиперчувствительности, улучшении субъективных ощущений, связанных с нарушениями стула, его формы, улучшении показателей, характеризующих психологический статус больных, и снижении содержания ФНО-α в крови к окончанию курса терапии. Нами не зарегистрировано клинически значимых побочных эффектов при курсовом лечении СРК препаратом Колофорт.
Конфликт интересов отсутствует.