Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Смоляр Н.И.

Кафедра стоматологии детского возраста Львовского национального медицинского университета им. Данила Галицкого, Украина

Чухрай Н.Л.

Кафедра стоматологии детского возраста Львовского национального медицинского университета им. Данила Галицкого, Украина

Лесицкий М.Ю.

Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого, Львов, Украина

Машкаринец О.О.

Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого, Львов, Украина

Малко Н.В.

Кафедра стоматологии детского возраста Львовского национального медицинского университета им. Данилы Галицкого, Львов, Украина

Резистентность эмали постоянных зубов у детей с разным психоэмоциональным состоянием

Авторы:

Смоляр Н.И., Чухрай Н.Л., Лесицкий М.Ю., Машкаринец О.О., Малко Н.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2019;98(6): 112‑116

Прочитано: 987 раз


Как цитировать:

Смоляр Н.И., Чухрай Н.Л., Лесицкий М.Ю., Машкаринец О.О., Малко Н.В. Резистентность эмали постоянных зубов у детей с разным психоэмоциональным состоянием. Стоматология. 2019;98(6):112‑116.
Smoliar NI, Chukhraĭ NL, Lesitskij MYu, Mashkarynets OO, Malko NV. Enamel resistance of the permanent teeth in children with various emotional state. Stomatology. 2019;98(6):112‑116. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201998061112

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рас­ту­щий пе­ре­лом вер­хней стен­ки ор­би­ты. Кли­ни­чес­кий слу­чай и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):77-86
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная ре­зек­ция те­ра­то­мы яич­ни­ка. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(5):54-58
К воп­ро­су об эти­оло­гии ос­трой вос­па­ли­тель­ной па­то­ло­гии глот­ки у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):10-15
Мно­го­ли­кость про­яв­ле­ний псев­до­ту­мо­ра ор­би­ты у шес­ти­лет­не­го ре­бен­ка (кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние). Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(5):106-111
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Диаг­нос­ти­ка ней­ро­ин­фек­ций у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):51-59
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию син­дро­ма ве­ге­та­тив­ной дис­фун­кции у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):66-75
Изу­че­ние воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния ме­то­дик для оцен­ки расстройств раз­ви­тия экспрес­сив­ной ре­чи у де­тей 3—6 лет. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):103-109
Внут­рен­ние ущем­лен­ные гры­жи в от­вер­сти­ях бры­же­ек ки­шеч­ни­ка у де­тей ран­не­го воз­рас­та. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(11):54-59
Вли­яние се­воф­лу­ра­на и про­по­фо­ла на уров­ни ядер­ной ДНК и ми­то­хон­дри­аль­ной ДНК в плаз­ме кро­ви у де­тей с кра­ни­оси­нос­то­зом. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(6):55-62

Обучение ребенка в школе сопровождается значительной физической, эмоциональной, коммуникативной и умственной нагрузкой из-за увеличения потока информации, высокой сложности школьных программ и требований к формированию социально зрелой личности. Механизм восприятия раздражителей у всех детей одинаков, однако реакция на них зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка [1—3]. Так, было установлено, что ученики школ инновационного типа подвергаются большей психоэмоциональной нагрузке и испытывают постоянное психофизиологическое напряжение [4, 5]. Среди личностных характеристик, влияющих на эффективность адаптации, на первом месте стоит тревожность. Ч.Д. Спилбергер различает три различные формы понимания тревоги: тревога как преходящее состояние; тревога как сложный процесс, включающий компоненты стресса и угрозы, а также тревожность как личностное свойство [6]. По Спилбергеру, тревога — облигатный механизм психического стресса, сигнал, свидетельствующий о нарушении адаптации и активирующий адаптивные механизмы. Стресс порождает состояние тревоги. Тревожность — это черта личности, которая характеризует устойчивую степень выраженности восприятия угрозы собственному «Я» в разных ситуациях и склонность реагировать на них усилением состояния тревоги.

Кариес зубов относится к полифакторным заболеваниям, а его возникновение и клиническое течение зависят от реактивности организма. Существуют единичные исследования, свидетельствующие о взаимосвязи между тревожностью и восприимчивостью детей к кариесу зубов [7—9]. Однако недостаточно выяснены особенности механизма развития кариеса зубов в условиях различных уровней тревожности. Не определены наиболее чувствительные группы детей с психоэмоциональными состояниями, что создает трудности при выборе профилактических мероприятий.

Цель исследования — оценить резистентность эмали постоянных зубов у детей на фоне различного психоэмoционального состояния.

Материал и методы

Нами была оценена восприимчивость зубов к кариесу в зависимости от психоэмоционального состояния детей. Определение уровня ситуативной и личностной тревожности школьников проведено на основании результатов тестирования 200 детей школьного возраста по тесту Спилбергера—Ханина [7, 10, 11]. Цель данного теста заключается в изучении уровня и характера тревожности детей 7, 12 и 15 лет.

Соответственно тест построен таким образом, чтобы исследовать личностные качества индивидуума и его реакцию на окружающую объективную действительность. Поэтому тест состоит из двух самостоятельных блоков, изучающих личностную и реактивную тревожность. Тест Спилбергера—Ханина является стандартизированным, т. е. содержащим неизменяемый список вопросов, инструкций, методику проведения и подсчета баллов, обработки результатов, трактовку.

Функциональную резистентность эмали определяли ТЭР-тестом [12] в нашей модификации. При результате в 1—3 балла эмаль считалась кариесрезистентной, 4—5 баллов — условно-резистентной, 6 баллов и более — кариесвосприимчивой.

Обязательным условием включения детей в группу исследования являлось получение письменного информированного согласия их родителей на проведение анкетирования. Результаты обработаны статистически с использованием критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение

По результатам исследования ситуативной тревожности установлено, что среди обследованных детей в основном диагностируется низкий и средний уровень данного вида тревожности (табл. 1). Низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 42,64±1,45% детей, количество детей со средним уровнем выше и составляет 48,77±1,36% (р1<0,05), тогда как высокий уровень ситуативной тревожности имели 8,57±0,65% опрошенных, что существенно ниже по сравнению с детьми с низким и средним уровнем ситуативной тревожности (р2, 3<0,05).

Таблица 1. Уровни ситуативной тревожности детей в зависимости от пола (%) Примечание. р1 — степень достоверности различий между количеством детей с низким и средним уровнем ситуативной тревожности; р2 — степень достоверности различий между количеством детей со средним и высоким уровнем ситуативной тревожности; р3 — степень достоверности различий между количеством детей с низким и высоким уровнем ситуативной тревожности.

Следует отметить, что низкий уровень ситуативной тревожности в большинстве случаев установлен у мальчиков (66,81±2,45%), в то время как количество девочек с этим уровнем тревожности составляет лишь 18,46±2,14% (р<0,05). У большинства девочек установлен средний уровень ситуативной тревожности (69,21±3,22% респондентов среди девочек, 28,32±1,34% респондентов среди мальчиков (р<0,05)). Подобная тенденция установлена и при анализе результатов исследования высокого уровня ситуативной тревожности: количество девочек, у которых обнаружен такой уровень, практически вдвое больше по отношению к мальчикам (р<0,05).

С возрастом количество детей с низким уровнем ситуативной тревожности увеличивается, а со средним и высоким — уменьшается (рис. 1).

Рис. 1. Уровни ситуативной тревожности детей в зависимости от возраста.
Так, если в возрасте 7 лет количество детей с низким уровнем ситуативной тревожности составляет 32,28±1,56%, то в 15 лет оно увеличивается до 55,41±2,67% (р<0,05). Следует отметить, что процент детей с высокой ситуативной тревожностью с возрастом уменьшается почти в четыре раза (р<0,05).

Нами также проведено исследование ситуативной тревожности с учетом резистентности эмали у детей. Установлено, что независимо от резистентности эмали у детей преобладает низкий и средний уровень ситуативной тревожности (рис. 2).

Рис. 2. Уровни ситуативной тревожности детей в зависимости от резистентности эмали.

Однако среди детей с кариесрезистентной эмалью низкий уровень тревожности встречается у 49,34±2,13% опрошенных, а среди детей с кариесвосприимчивой эмалью — у 31,52±2,45% респондентов (р<0,05). В то же время количество детей с высоким уровнем тревожности практически в 4,34 раза больше среди детей с кариесвосприимчивой эмалью по сравнению с детьми с кариесрезистентной и в 4 раза больше по сравнению с детьми с условно резистентной эмалью (р<0,001).

Кроме того, мы проанализировали психоэмоциональное состояние обследованных детей по уровню личностной тревожности (табл. 2).

Таблица 2. Уровни личностной тревожности в зависимости от пола детей (%) Примечание. р1 — степень достоверности различий между количеством детей с низким и средним уровнем личностной тревожности; р2 — степень достоверности различий между количеством детей со средним и высоким уровнем личностной тревожности; р3 — степень достоверности различий между количеством детей с низким и высоким уровнем личностной тревожности.

Установлено, что у всех обследованных детей независимо от пола в основном наблюдается средний и высокий уровень личностной тревожности (в 54,06±2,28% и 31,78±2,73% случаев соответственно), в то время как с низким уровнем выявлено небольшое количество детей (14,17±1,34%, р2, 3<0,05). Количество мальчиков, у которых выявлен низкий уровень личностной тревожности, в 1,68 раза превышает количество девочек с этим же уровнем личностной тревожности (р<0,05). Установлено несколько большее количество мальчиков с высоким уровнем личностной тревожности по отношению к девочкам (35,41±1,38% и 28,14±1,18% соответственно, р<0,05). Средний уровень личностной тревожности девочек наблюдали в 1,3 раза чаще по сравнению с мальчиками (р<0,05).

Исследования показали, что с возрастом увеличивается количество детей со средним и высоким уровнем личностной тревожности и уменьшается количество детей с низким ее уровнем (рис. 3).

Рис. 3. Уровни личностной тревожности в зависимости от возраста.
Так, если в возрасте 7 лет количество детей с низким уровнем личностной тревожности составляет 21,34±0,78%, то в 12 лет уменьшается до 10,25±0,45% (р<0,05), а в 15 лет их количество составляет 8,42±0,15%, что в 2,5 раза менее по отношению к детям 7-летнего возраста (р<0,05).

В то же время процент детей со средним уровнем личностной тревожности повышается с 47,01±2,12% в группе 7-летних детей до 55,15±3,12% у 12-летних детей (р<0,05). С 12 до 15 лет количество детей со средним уровнем личностной тревожности повышается несущественно (р>0,05). Такая же тенденция характерна и для детей с высоким уровнем личностной тревожности: значительное повышение их количества в период с 7 до 12 лет (с 31,65±0,62% до 34,61±1,12%, р<0,05) и незначительное — в период с 12 до 15 лет (р>0,05). Такие результаты, по-видимому, связаны с началом пубертатного периода и социализации личности подростка.

При исследовании личностной тревожности с учетом резистентности эмали у 49,32±1,45% детей с кариесрезистентной эмалью выявлен средний уровень тревожности, что значительно менее, чем в группе детей с кариесвосприимчивой эмалью (56,34±1,23%, р<0,05) (рис. 4).

Рис. 4. Уровни личностной тревожности детей с учетом резистентности эмали.
Низкий уровень личностной тревожности реже наблюдается среди детей с кариесвосприимчивой эмалью, их количество в три раза ниже по сравнению с детьми, у которых эмаль кариесрезистентна (р<0,05). При этом не выявлено существенных различий в результатах исследования личностной тревожности у детей с кариесрезистентной и условно-резистентной эмалью (р>0,05).

Таким образом, с возрастом снижается уровень ситуативной и повышается уровень личностной тревожности, что может быть связано с физиологическими и социальными факторами, которые влияют на организм ребенка. У детей с кариесрезистентной эмалью уровень как ситуативной, так и личностной тревожности ниже по сравнению с детьми, эмаль которых восприимчива к кариесу, что может стать перспективным направлением в изучении влияния тревожности на формирование резистентности эмали и выбора методов профилактики.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

cмоляр Н.И. — https://orcid.org/0000-0001-8593-5435

Чухрай Н.Л. — https://orcid.org/0001-0002-9585-2326

Лесицкий М.Ю. — https://orcid.org/0000-0002-5973-8961

Машкаринец О.О. — https://orcid.org/0000-0003-1811-8296

Малко Н.В. — https://orcid.org/0000-0002-3272-1835

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Смоляр Н.И., Чухрай Н.Л., Лесицкий М.Ю., Машкаринец О.О., Малко Н.В. Резистентность эмали постоянных зубов у детей с разным психоэмоциональным состоянием. Стоматология. 2019;98(6):112-116. https://doi.org/10.17116/stomat201998061112

Сhukhray N.L. — https://orcid.org/0001-0002-9585-2326

Автор, ответственный за переписку: Чухрай Наталия Львовна — e-mail: nchukhray@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.