Обучение ребенка в школе сопровождается значительной физической, эмоциональной, коммуникативной и умственной нагрузкой из-за увеличения потока информации, высокой сложности школьных программ и требований к формированию социально зрелой личности. Механизм восприятия раздражителей у всех детей одинаков, однако реакция на них зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка [1—3]. Так, было установлено, что ученики школ инновационного типа подвергаются большей психоэмоциональной нагрузке и испытывают постоянное психофизиологическое напряжение [4, 5]. Среди личностных характеристик, влияющих на эффективность адаптации, на первом месте стоит тревожность. Ч.Д. Спилбергер различает три различные формы понимания тревоги: тревога как преходящее состояние; тревога как сложный процесс, включающий компоненты стресса и угрозы, а также тревожность как личностное свойство [6]. По Спилбергеру, тревога — облигатный механизм психического стресса, сигнал, свидетельствующий о нарушении адаптации и активирующий адаптивные механизмы. Стресс порождает состояние тревоги. Тревожность — это черта личности, которая характеризует устойчивую степень выраженности восприятия угрозы собственному «Я» в разных ситуациях и склонность реагировать на них усилением состояния тревоги.
Кариес зубов относится к полифакторным заболеваниям, а его возникновение и клиническое течение зависят от реактивности организма. Существуют единичные исследования, свидетельствующие о взаимосвязи между тревожностью и восприимчивостью детей к кариесу зубов [7—9]. Однако недостаточно выяснены особенности механизма развития кариеса зубов в условиях различных уровней тревожности. Не определены наиболее чувствительные группы детей с психоэмоциональными состояниями, что создает трудности при выборе профилактических мероприятий.
Цель исследования — оценить резистентность эмали постоянных зубов у детей на фоне различного психоэмoционального состояния.
Материал и методы
Нами была оценена восприимчивость зубов к кариесу в зависимости от психоэмоционального состояния детей. Определение уровня ситуативной и личностной тревожности школьников проведено на основании результатов тестирования 200 детей школьного возраста по тесту Спилбергера—Ханина [7, 10, 11]. Цель данного теста заключается в изучении уровня и характера тревожности детей 7, 12 и 15 лет.
Соответственно тест построен таким образом, чтобы исследовать личностные качества индивидуума и его реакцию на окружающую объективную действительность. Поэтому тест состоит из двух самостоятельных блоков, изучающих личностную и реактивную тревожность. Тест Спилбергера—Ханина является стандартизированным, т. е. содержащим неизменяемый список вопросов, инструкций, методику проведения и подсчета баллов, обработки результатов, трактовку.
Функциональную резистентность эмали определяли ТЭР-тестом [12] в нашей модификации. При результате в 1—3 балла эмаль считалась кариесрезистентной, 4—5 баллов — условно-резистентной, 6 баллов и более — кариесвосприимчивой.
Обязательным условием включения детей в группу исследования являлось получение письменного информированного согласия их родителей на проведение анкетирования. Результаты обработаны статистически с использованием критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
По результатам исследования ситуативной тревожности установлено, что среди обследованных детей в основном диагностируется низкий и средний уровень данного вида тревожности (табл. 1). Низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 42,64±1,45% детей, количество детей со средним уровнем выше и составляет 48,77±1,36% (р1<0,05), тогда как высокий уровень ситуативной тревожности имели 8,57±0,65% опрошенных, что существенно ниже по сравнению с детьми с низким и средним уровнем ситуативной тревожности (р2, 3<0,05).
Следует отметить, что низкий уровень ситуативной тревожности в большинстве случаев установлен у мальчиков (66,81±2,45%), в то время как количество девочек с этим уровнем тревожности составляет лишь 18,46±2,14% (р<0,05). У большинства девочек установлен средний уровень ситуативной тревожности (69,21±3,22% респондентов среди девочек, 28,32±1,34% респондентов среди мальчиков (р<0,05)). Подобная тенденция установлена и при анализе результатов исследования высокого уровня ситуативной тревожности: количество девочек, у которых обнаружен такой уровень, практически вдвое больше по отношению к мальчикам (р<0,05).
С возрастом количество детей с низким уровнем ситуативной тревожности увеличивается, а со средним и высоким — уменьшается (рис. 1).
Нами также проведено исследование ситуативной тревожности с учетом резистентности эмали у детей. Установлено, что независимо от резистентности эмали у детей преобладает низкий и средний уровень ситуативной тревожности (рис. 2).
Однако среди детей с кариесрезистентной эмалью низкий уровень тревожности встречается у 49,34±2,13% опрошенных, а среди детей с кариесвосприимчивой эмалью — у 31,52±2,45% респондентов (р<0,05). В то же время количество детей с высоким уровнем тревожности практически в 4,34 раза больше среди детей с кариесвосприимчивой эмалью по сравнению с детьми с кариесрезистентной и в 4 раза больше по сравнению с детьми с условно резистентной эмалью (р<0,001).
Кроме того, мы проанализировали психоэмоциональное состояние обследованных детей по уровню личностной тревожности (табл. 2).
Установлено, что у всех обследованных детей независимо от пола в основном наблюдается средний и высокий уровень личностной тревожности (в 54,06±2,28% и 31,78±2,73% случаев соответственно), в то время как с низким уровнем выявлено небольшое количество детей (14,17±1,34%, р2, 3<0,05). Количество мальчиков, у которых выявлен низкий уровень личностной тревожности, в 1,68 раза превышает количество девочек с этим же уровнем личностной тревожности (р<0,05). Установлено несколько большее количество мальчиков с высоким уровнем личностной тревожности по отношению к девочкам (35,41±1,38% и 28,14±1,18% соответственно, р<0,05). Средний уровень личностной тревожности девочек наблюдали в 1,3 раза чаще по сравнению с мальчиками (р<0,05).
Исследования показали, что с возрастом увеличивается количество детей со средним и высоким уровнем личностной тревожности и уменьшается количество детей с низким ее уровнем (рис. 3).
В то же время процент детей со средним уровнем личностной тревожности повышается с 47,01±2,12% в группе 7-летних детей до 55,15±3,12% у 12-летних детей (р<0,05). С 12 до 15 лет количество детей со средним уровнем личностной тревожности повышается несущественно (р>0,05). Такая же тенденция характерна и для детей с высоким уровнем личностной тревожности: значительное повышение их количества в период с 7 до 12 лет (с 31,65±0,62% до 34,61±1,12%, р<0,05) и незначительное — в период с 12 до 15 лет (р>0,05). Такие результаты, по-видимому, связаны с началом пубертатного периода и социализации личности подростка.
При исследовании личностной тревожности с учетом резистентности эмали у 49,32±1,45% детей с кариесрезистентной эмалью выявлен средний уровень тревожности, что значительно менее, чем в группе детей с кариесвосприимчивой эмалью (56,34±1,23%, р<0,05) (рис. 4).
Таким образом, с возрастом снижается уровень ситуативной и повышается уровень личностной тревожности, что может быть связано с физиологическими и социальными факторами, которые влияют на организм ребенка. У детей с кариесрезистентной эмалью уровень как ситуативной, так и личностной тревожности ниже по сравнению с детьми, эмаль которых восприимчива к кариесу, что может стать перспективным направлением в изучении влияния тревожности на формирование резистентности эмали и выбора методов профилактики.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
cмоляр Н.И. — https://orcid.org/0000-0001-8593-5435
Чухрай Н.Л. — https://orcid.org/0001-0002-9585-2326
Лесицкий М.Ю. — https://orcid.org/0000-0002-5973-8961
Машкаринец О.О. — https://orcid.org/0000-0003-1811-8296
Малко Н.В. — https://orcid.org/0000-0002-3272-1835
КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Смоляр Н.И., Чухрай Н.Л., Лесицкий М.Ю., Машкаринец О.О., Малко Н.В. Резистентность эмали постоянных зубов у детей с разным психоэмоциональным состоянием. Стоматология. 2019;98(6):112-116. https://doi.org/10.17116/stomat201998061112
Сhukhray N.L. — https://orcid.org/0001-0002-9585-2326
Автор, ответственный за переписку: Чухрай Наталия Львовна — e-mail: nchukhray@gmail.com