Введение
Многочисленные научные изыскания указывают, что зубочелюстные аномалии являются одними из самых распространенных стоматологических заболеваний, уступая лишь кариесу. На развитие зубочелюстных аномалий безусловно влияют сопутствующие заболевания и степень их выраженности [2, 5, 6]. Высокая частота неудач и рецидивов в ортодонтическом лечении показывает, что коррекция зубочелюстных аномалий должна строиться с учетом общего здоровья и особенно состояния опорно-двигательного аппарата [2—4]. Таким образом, для повышения эффективности лечения и профилактики зубочелюстных аномалий необходима систематизация методов и типов ортодонтической аппаратуры с помощью компьютерного программного обеспечения [1, 4].
Цель исследования — на основании определения степени взаимного влияния зубочелюстных аномалий и нарушений опорно-двигательного аппарата, использования методов компьютерного моделирования развития патологий разработать и внедрить эффективные лечебно-профилактические мероприятия.
Методика исследования
Исследование проводилось с участием детских стоматологов, ортодонтов, остеопатов, педиатров, ортопедов, гигиенистов. Проводили осмотр у 360 детей, учащихся школ Нижнего Новгорода 6, 9, 12 лет (по 120 человек каждого возраста) до, в течение и после проведения лечебно-профилактических мероприятий. Оценивалось состояние зубочелюстной системы школьников и опорно-двигательного аппарата. Для оценки зубочелюстных аномалий использовались рекомендации и методики ВОЗ, МКБ-10 и стоматологический эстетический индекс. Для систематизации результатов проводилось разделение по четырем степеням выраженности зубочелюстных аномалий и постуральных нарушений. Дети в каждой возрастной группе (6, 9 и 12 лет) были разделены на четыре подгруппы, в трех из которых были разработаны и проводились комплексы лечебно-профилактических мероприятий (1-я подгруппа ЛПМ ЗЧА — лечебно-профилактические мероприятия по коррекции зубочелюстных аномалий, 2-я — ЛПМ НОДА — лечебно-профилактические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, 3-я — ЛПМ ЗЧА и НОДА) в соответствии со степенью выраженности нарушений, в 4-й подгруппе проводились только осмотры. На основании полученных данных осуществлялся статистический и корреляционный анализ.
Для аппаратурного лечения зубочелюстных аномалий, в соответствии с видом и тяжестью аномалии и парафункций жевательных, мимических мышц и языка мы применяли различные виды функциональных аппаратов и комбинированных аппаратов.
Методы лечения и профилактики НОДА для детей 6, 9, 12 лет включали следующий алгоритм: общая физкультура, физкультурная минутка и миогимнастические упражнения для челюстно-лицевой области, плавание, комплекс упражнений для детей с разной степенью выраженности НОДА.
Результаты
Полученные результаты свидетельствуют о высокой распространенности и интенсивности ЗЧА и НОДА среди школьников. В начале периода наблюдений среди детей 6, 9 и 12 лет не имели ЗЧА лишь 48, 37 и 37%, а НОДА — 12,5, 12,5 и 8,3% обследованных соответственно. Причем наиболее распространены были такие ЗЧА, как дистальный, глубокий и перекрестный прикус, а среди НОДА — сколиотические изменения позвоночника, другие уточненные дорсопатии и плоскостопие. Степень выраженности нарушений увеличивалась с возрастом.
Распространенность ЗЧА и НОДА оценивали до, в течение и после лечебно-профилактических мероприятий. По данным распространенности ЗЧА выявили закономерности: в группах ЛПМ ЗЧА 6, 9 и 12-летних детей выявлено уменьшение в основном количества аномалий положения отдельных зубов с 60 до 53,3%, с 40 до 16,7% и с 70 до 60% соответственно. Распространенность аномалий прикуса чаще оставалась на начальном уровне; по НОДА выявлено, что у 6, 9 и 12-летних детей уменьшилось только количество плоскостопия с 76,7 до 70%, с 66,7 до 60% и с 80 до 66,7%. Распространенность остальных зарегистрированных нарушений осталась на начальном уровне.
В группах ЛПМ НОДА 6- и 9-летних детей отмечено увеличение количества аномалий положения отдельных зубов с 26,7 до 70% и с 33,4 до 63,4% соответственно. Распространенность прочих ЗЧА осталась на начальном уровне. По НОДА выявлено, что у 6, 9 и 12-летних уменьшилось количество случаев плоскостопия с 60 до 23,3%, с 56,7 до 20% и с 80 до 53,3% соответственно.
В группах ЛПМ ЗЧА и НОДА 6, 9 и 12-летних детей наблюдалось уменьшение количества аномалий положения отдельных зубов с 73,4 до 40%, с 60 до 40% и с 73,4 до 53,4%; дистального прикуса — c 26,7 до 6,7%, с 40 до 30% и с 23,3 до 16,7%; перекрестного — с 13,4 до 6,7%, с 10 до 6,7% и с 26,7 до 20%. Распространенность остальных ЗЧА во всех группах увеличилась, осталась на прежнем уровне либо не регистрировалась. По НОДА выявлено, что у 6, 9 и 12-летних детей уменьшилась распространенность плоскостопия с 83,4 до 26,7%, с 76,7 до 46,7% и с 80 до 50%; других уточненных деформирующих дорсопатий с 46,7 до 33,4%, с 26,7 до 10% и с 53,3 до 33,4%.
В группах сравнения 6, 9 и 12-летних детей отмечено, что количество ЗЧА либо увеличивалось в среднем в 2 раза, либо оставалось на начальном уровне (рис. 1).
Изменение уровня выраженности ЗЧА после лечебно-профилактических мероприятий произошло в каждой возрастной категории по группам наблюдения.
Отмечено, что при проведении лечебно-профилактических мероприятий в отношении патологий ОДА, степень тяжести ЗЧА уменьшается. При ЛПМ отдельно ЗЧА и отдельно заболеваний ОДА отмечалось улучшение состояния как ОДА, так и ЗЧС. Наилучшие результаты были в группах 6- и 9-летних детей. В группах сравнения уровень выраженности нарушений либо не менялся, либо увеличивался.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о высокой степени взаимосвязи ЗЧА и НОДА, так, у 6-летних она составила 0,62, у 9-летних — 0,63, у 12-летних — 0,70 (p<0,001). Оценивая полученные данные, было определено, что наиболее эффективной (степень достоверности p<0,01) была комплексная профилактика и лечение ЗЧА и нарушений постуры.
На основании полученных данных была создана компьютерная программа «Система поддержки принятия решений о выборе методов коррекции зубочелюстных аномалий и нарушений опорно-двигательного аппарата» (рис. 2).
Программа выделяет наиболее эффективные виды лечебно-профилактических мероприятий и предоставляет рекомендации по проведению лечебно-профилактических комплексов и выбору ортодонтической аппаратуры, исходя из типа и выраженности ЗЧА.
Заключение
Описанная программа принятия решений помогает выбрать наиболее подходящие методы лечения и профилактики зубочелюстных аномалий, а также она прогнозирует развитие заболеваний с учетом проведения коррекции или без нее. Для составления рационального плана лечебно-профилактических мероприятий необходимо учитывать возраст пациента, степень выраженности аномалий зубочелюстной системы, а также нарушения опорно-двигательного аппарата, поскольку они являются одной из основных этиологических причин патологий прикуса. По показаниям дети направлялись к смежным специалистам, если при обследовании обнаруживались такие патологии, как укорочение уздечки губы или языка, ротовое дыхание, дислалии, парафункции жевательных, мимических мышц и языка. В результате проведения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий и участия врачей различного профиля достигается наиболее стабильный результат по лечению и профилактике различных зубочелюстных аномалий у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Косюга Светлана Юрьевна — д.м.н., зав. кафедрой стоматологии детского возраста ПИМУ; тел.: 2-45-47-66; e-mail: sdv.ngma@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3381-7642